Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

На снимне: передовые моряки СРТ «Нива» ударнике кслшунистическего труда помощник мастера лова А. Шаров, ры&мастер Н. Налговайко, второйпомощник капитана В. Задворнов и борю­ щийся за ’высокое звание ударника коммуниста чесшго труда матрос Н. Травкин. Фото В. Осоиина. Л В€ТАНОВКА на сельдяном ” промысле в Норвежском поре, начиная с 1962 года, за<мет- 1© улучшается. Об этом свиде­ тельствует общий вылов всеми флотилиями. Так, в 1962 году по сравнению <2 1961 годом вы­ ловлено сельди больше почти на 700 тысяч центнеров, а в 1963 году против 1962 года больше на 1,5 млн. центнеров. Такое увеличение вылова про­ изошло в результате весьма вольшого пополнения общего запаса сельди в Норвежском море за счет «молодых высоко­ урожайных поколений, родив­ шихся в 1959, 1960 и 1961 го­ дах. Благодаря увеличению об* едем численности и всего запа­ с а сельди откорм ее в летний яернод с каждым годом расши­ ряется. В августе и сентябре прошлого года поднялось зна­ чение в промысле северных и северо-центральных районов Норвежского моря, прилегаю­ щих к порогу Мона и подвод- «ому Ян-Майенскому хребту. В 1964 году откорм сельди будет распределяться на ещё боль­ шей акватории. В июле основ- « а я масса откармливающейся еельди рассредоточится север­ нее банки «600» и Медвежин- «мо-Шпицбергенском районе. В отличие от большинства лет генеральная миграция сель­ ди па откорм в апреле, мае и июне 1964 года проходит ис­ ключительно в северном на­ правлении, вдоль полярных вод Восточно-Исландского и Вос­ точно-Гренландского течений. В прошлые же три года и осо­ бенно в 1961 и 1962 гг. преоб­ ладающая масса сельди в лет­ ние месяцы откармливалась вдоль юго-западной кромки хо- поисковыми судами показала почти полное отсутствие прог движения сельди на откорм в •направлении Исландии. Поэто­ му следует полагать, что в на­ стоящем году кошельковый ■промысел там будет использо­ вать только местное стадо ис­ ландской сельди, в результате чего вылов уменьшится. В текущем году массовый сельди в сторону уменьшения ■нвчти на 1 сантиметр свиде­ тельствует об активном про­ движении откармливающейся сельди в северном направлении. Судя по размерному составу и контрольным дрейфам судов перспективной разведки на 71°00 с. ш. (аналогичному при отходе с нерестилищ), передо­ вые скопления сельди за пол- Обособенностях лова сельди лодного клина Восточно-Ис­ ландского течения, простира­ лась в лолярные воды, приле­ гающие к северному побере­ жью Исландии. Благодаря такому распростра­ нению и очень большому по­ полнению сырьевой базы • за. счет сельди старших возрастов норвежского стада кошелько­ вый промысел в приисландских водах летом 1961 и 1962 гг. был исключительно успешным. Общий вылов исландского и норвежского кошелькового про- •мысла в июле и августе 1961 года превысил 3 млн. центне­ ров, а в 1962 году — 4,3 млн. центнеров. Проверка юго-запад­ ной кромки Восточно-Исланд­ ского течения в мае и июне с. г*. отход на откорм сельди стар­ ших возрастов после нереста на банках Норвежского мелково­ дья в основном начался в кон­ це марта и проходил на за­ пад к восточной кромке Вос­ точно-Исландского течения. От­ ход же молодой сельди, в глав­ ной массе нерестовавшей впер­ вые, из района Лофотенского мелководья проходил в течение почти вс;его апреля также ив запад, но севернее, главным образом в район Норвежского плато. Наблюдаемое в конце мая и в нюне в районе промысла меж­ ду 64. градуса 30 минут и 67 градусов 00 минут северной широты заметное в уловах из­ менение размерного состава Здесь, пожалуй, деньги не яв­ ляются основным показателем неудовлетворительной' работы командного состава по сннже- 3 июля не в первый раз в этом году соб­ рался экономи- ______________ ческнй совет тралового ф л о т а для об­ суждения п о л о ж е н и я дел с непроизводительными рас­ ходами, потерями и непла­ новыми убытками. Подобные совещания состоялись в нояб­ ре прошлого и марте нынеш­ него года, на которых также затрагивались эти вопросы. Очевидно, «атака» экономиче­ ского совета на факты бесхо­ зяйственного расходования де­ нежных средств вызывает серьезную и вполне оправдан­ ную тревогу общественности флота и управления. И в самом деле: только за пять месяцев 1964 года непро­ изводительные расходы и по­ тери выразились в довольно внушительной цифре — 43 ты­ сячи 687 рублей; на эту сумму можно построить - тридцати- нзартирный благоустроенный дом. И если хозяйственные ру­ ководители тралового флота не сумеют перестроить свое отношение к ряду экономиче­ ских вопросов производства, к улучшению организации труда, и концу года будет, наверняка, потерям многоквартирный круп­ нопанельный жилой дом. По каким же «каналам» ушли из экономической «ко­ пилки» тралового флота почти 44 тысячи рублей? Вот они. По регрессным искам управ­ лением тралового флота пере­ числено за пять месяцев более семи тысяч рублей профсоюз­ ной организации для оплаты по больничным листам. Трав- матгзм в промысловом флоте все еще остается высоким. Т Е К У Т чей силы рыбного порта, недо­ поставка рыбопродукции рыбо­ комбинату — все это в конеч­ ном счете оборачивается тыся­ чами рублей штрафов, пени, неустоек. В январе—феврале за про­ стои железнодорожных ваго- нию производ­ ственного трав­ матизма, Важ- _______________ ней другое: за этой суммой скрыты сотни по­ терянных рабочих дней, здо­ ровье моряков. * , В известном итоге непроиз­ водительных расходов львиная доля принадлежит потерям от порчи материалов и продук­ ции на складах и судах, от списания их. Менее чем за полгода эти потери составили около 17 тысяч рублей. В пер­ вом полугодии в траловом флоте одних пиротехнических средств по истечении срока хранения и годности было спи­ сано на 14.588 рублей. Накоп­ ление этой суммы началось не сегодня и не вчера. Ежегодно, в течение ряда лет выписыва­ лось различных ракет, фальш­ фейеров по пять тысячки более штук каждого вида и назначе­ ния. Подсчеты же показывают: практическое их использование настолько незначительно, что достаточно ежегодно получать по заявкам 600—700 штук каж­ дого вида ракет и фальшфейе­ ров, чтобы не испытывать в них никакой нужды. Однако своевременно это не было сде­ лано, пиротехнические средст­ ва скопились на складе, сроки их годности и хранения истек­ ли. Ракеты, таким образом, не сгорели, а вот деньги... их в «кармане» тралового флота поубавилось. Много средств теряет управ­ ление флота из-за низкой ор ­ ганизации труда. Простои арендуемых автомашин, час­ тичное неиспользование рабо­ Т Ы С Я Ч И нов по документам отдела снабжения перечислено различ­ ным1 организациям много ты­ сяч рублей. Вагоны простаи­ вали по 50— 100 часов (ведо­ мость № 63/2 — 2 вагона, про­ стой — 150 рублей, ведомость № 45/2, простой — 185 часов, 231 рубль). Да ведь за эти деньги можно организовать моментальную разгрузку ваго­ нов, только надо приложить к этому максимум хозяйственной изворотливости, инициативы, беспокойства. У нас еще встречаются та­ кие, с позволения сказать, дея­ тели, которые свое попусти­ тельское отношение к государ­ ственным средствам оправды­ вают известкой пословицей: «Лес рубят — щепки летят». Непроизводительные расходы и непланированные убытки — все те же «щепки», но не слишком ли они дорого обходятся флоту, народному хозяйству? Против таких вот золотых «щепок» на­ до немедленно предпринимать действенные меры. ТРУЖЕНИКИ МОРЯ Траулер «Ашхабад» — один из ведущих экипажей флота. С честью «есет он звание лиди­ рующего. Четой, хорошо налаженной была работа палубной коман­ ды. Из рейса в репс моряки под руководством старшего ма­ стера по добыче Александра Михайловича Провоторова бе­ режно относились к орудиям •лове, добивались экономии се­ тевых материалов, кабелей, уве­ личили срок службы ваеров. Без перебоев работало в рей­ се и сердце судна — двигатель. И в том немалая заслуга ма­ шинной команды. Когда била угроза остановки машин из- за того, что вышли из строя форсунки, не жалея времени и сил, за их чистку взялся мото­ рист Г. К. Демчук. Кропотли­ вая и долгая операция увенча­ лась успехом, форсунки двига­ телей" были очищены. Хорошая традиция на трау­ лере «Ашхабад» — взаимная поддержка в труде. Не раз механик-наладчик Богданов по­ могал рефрижераторным меха­ никам в ремонте компрессоров. Постоянно следят за тем, чтобы хорошо работали холодильные установки, рефрижераторные машинисты М. Шаврин, С. Ви­ ноградов. Своевременно в этом рейсе они отремонтировали семь вентиляторов морозильных камер. тора — два месяца продвину­ лись более 200 миль на север. Из этого также следует, что средняя скорость перемещении сельди при откорме в северном направлении за истекшее вре­ мя составляла около 5 миль в суши. В настоящий момент весь запас гфомыслового стада сель­ ди рассредоточен на обширной акватории •протяженностью в меридизнальном направлении Солее 500 миль. Основная масса сельди в этих пределах дер­ жится разряженно, и образова­ ние концентраций «промыслового значения может быть только на редких температурных гра­ диентах в ‘Поверхностных слоях воды или же <на кромках отми­ рающего «цветения» планк­ тона. При неблагоприятных север­ ных ветрах в период летнего от­ корма сельди промысловая об­ становка резко ухудшается. От­ сутствие промысловых уловов при этом в основном зависит от того, что порядок сетей дрей­ фует по ходу сельди, которая пассивно, «перемещаясь вместе е течением, проходит вдоЛЬ се­ тей и поэтому совершенно tie объячеивается. Однако и при неблагоприят­ ных ветрах, действующи* В летний период в направлении миграции сельди, возможны промысловые уловы на опреде­ ленных участках, а также в не­ посредственной близости под­ водных возвышенностей, вы­ ступающих в районе порога Мона. В таких местах обычно глубинные полярные воды под­ нимаются к поверхности и нр образовавшемся вокруг под­ водной возвышенности завихре­ нии холодного пятна, на узкой кромке стьика с атлантически­ ми водами, отдельные скопле­ ния разреженной сельди при миграциях могут концентриро­ ваться и держаться устойчиво •некоторое время. Благодаря установленной за­ кономерности между рельефом дна и распределением водных масс теперь известно, в какю£ районах и даже отдельны} •квадратах вероятнее (кезд можно встретить устойчивые скопления сельди в определен­ ный период. Так, устойчивые летние концентрации сельди при миграциях на север могут быть на стыке теплых атланти­ ческих водных масс с холодам* **и водами «полярного фронта» и « а выходе глубинных холод­ ных вод к прогретому поверх­ ностному слою не глубже 15-— 25 .метров от поверхности, В первом случае наиболее эффек­ тивным для промысла может быть порядок сетей, выметан­ ный на «поводцах длиною 10— 15 метров, а во втором — длиною не более 3—5 «метров от поверх­ ности. Исследованиями ПИН Р© установлено, что область «до* лярного фронта» и выхода глу* бинных холодных вод к поверх­ ности находится постоянно 9 определенных границах, так ка* распространение атлантических и полярных вод в большой сте­ лет! определяется рельефом дна. При этом центральная йог* ловима Норвежского моря С ЭО» лада и севера ограничивает» подводным хребтом. Благодаря сложному релы подводного хребта, лроетир; щегося х югу от Ян-Майена й на северо-восток вдоль порора Мона, в летний период образу» ются резкие температурные гра­ диенты у поверхности, дости­ гающие до 2 градусов и более на протяжении одной мили. В таких местах создаются благо­ приятные условия, способству­ ющие концентрации устойчивых скоплений сельди как при про­ движении ее на Лкорм, так и яри обратной миграции в конце августа и сентябре в направле* н»и основной зимовки на юг.. В настоящий момент выявлен ны главные подводные возвы­ шенности, резко выступающие на протяжении всего порога Мона, К числу их относятся вы* ступы вершин в районе квадра* j o b : 50 минус X, 47 минус LL 43 минус J1, 38 минус Ч и 31 плюс Г. Указанные участки ж. непосредственной близости пе* речисленных^ квадратов необхо* д й м о систематически контроля* ровать судами перспективной разведки в течение всего летне* го периода. При миграции в с е ­ верном направлении образовав «ние устойчивых концентраций сельди происходит на северо- восточной кромке холодного пятна, поднимающегося от каж­ дой <подводной вершины, а при обратной миграции после от* $орма — на южной кромке та« «их пятен. Имеющиеся теперь кадры су* доводительского состава про* Мыслового флота обладаю*- большим опытом в разные се* зоны лова сельди. В тех слу« чаях, когда капитаны строго учитывают закономерности распределения, в каком направ­ лении и с «а.кой скоростью про­ двигается сельдь, а также ус* ловия погоды при выборе ме« ста для вьсметки сетей, они имеют, как правило, наивысшую 'Производительность промысла* И. ЮДАНОВ , старший научный сотруд* ник ПИНРО , кандидат биологических наук. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz