Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.
\ / OS этом i u e i быстром и Ьмяясном eneceSe шмртмнм ■'» открыт»» маре » «Рыбном Мурман#» уже сооб щалось ■ небольшой корреспонденции. Сегодня капитан тран спортного рефрижератора «И. Айвазовский» тов. Толкодубов рассказывает о нем подробно. Освоить швартовку БМРТ на ходу могут экипажи всех плавбаз нашего и других бассейнов. Это позволит экипажам траулеров увеличить промысловое время, выловить больше рыбы. Коллективы плавбаз быстрее станут доставлять гото вую продукцию в порт. ТРАУЛЕР ШВАРТУЕТСЯ К ПЛАВЕАЗЕ НА ХОДУ Швартовка БМРТ к плавбазе — сложный и вместе с тем ответственный процесс. На транспортном рефрижераторе «И. Айвазовский» он выполня ется так. Матросы палубной команды занимают свои рабо чие места согласно швартовому расписанию. Затем выбрасыва ются* за борт четыре четырех- баллонных плавучих кранца. В промежутках между плавающи ми кранцами, к борту плавба зы подвешиваются четыре од нобаллонных кранца. На полубаке и юте готовят ся к работе брашпиль, шпиль. Размесятся швартовые концы, готовится бросательные концы я мягкие кранцы. Постоянно работает судовая связь. Швар товые партии на носу и на корме базы возглавляют по мощники капитана. Грузовые стрелы и кранбалка заведены внутрь судна. После этой под готовки плавбаза готова к швартовке БМРТ к борту. По условному сигналу (обыч но гудкам) плавбаза и БМРТ ложатся на определенный курс, который выбирается с учетом направления ветра, течения, волны. Швартовка БМРТ к бор ту производится на ходу по опыту работы экипажа плавба зы «Иркутск». Этот способ швартовки в открытом море хо рош тем, что поломки корпуса, фальшбортов судов сводятся к минимуму. Экипаж транспортного ре фрижератора «И. Айвазовский» швартовку БМРТ производит на малых передних ходах. В тот момент, когда БМРТ вый дет на траверз * плавающих кранцев, необходимо вести тща тельное наблюдение за ско ростью судна, соизмеряя ее со скоростью БМРТ, а диамет ральную плоскость плавбазы удерживать параллельно диа метральной плоскости БМРТ. Затем с плавбазы подаются бросательные концы, которые заблаговременно прикрепляют ся к огону проводника, а про водник в свою очередь кре пится к огону капронового швартова. Первый швартов по дается продольным с полубака базы на нос БМРТ, который там выбирают и при помощи огона крепят на кнехты. Одно временно и аналогично с кормы базы подаются на корму БМРТ продольные концы. При ветре в 5 баллов с полу бака заводится, как минимум, пять продольных капроновых швартов, с кормы—три, а так же два шпринга, один с носа, другой с кормы. При помощи брашпиля и шпиля производится точная по становка' БМРТ под грузовые стрелы базы. Для этой цели на всех швартовых концах имеют ся огоны, которыми моряки БМРТ крепят швартовые кон цы базы на свои кнехты, а мо ряки базы, выбирая или пере травливая швартовые концы, ставят БМРТ ft борту на опре деленное место.’ При швартовке БМРТ к бор ту базы всегда * необходимо учитывать маневренные качест ва судна: влияние руля на по воротливость судна, действие гребного винта, влияние загруз ки, дифферент^, ветра, течения, волны. Если швартовка происходит в районе Джорджес-банки, то после ее окончания плавбаза становится на якорь. Если гид рометеорологическая обстанов ка не позволяет проведению по- грузочно-разгрузочных опера ций на якоре, то они выполняют- ся на ходу. Судоводители удер живают корабли носом на вол ну. Иногда погрузочно-разгру- зочные операции производятся в дрейфе. Погрузочно-разгрузочные ра боты в районах Лабрадора, Большой Ньюфаундлендской банки, Флемиш-капа произво дятся, как правило, в дрейфе (глубины здесь не позволяют плавбазе стать на якорь), а в плохую погоду — на ходу. Перегрузка рыбной продук ции производится так называе мым телефоном, то есть сов местной работой двух стрел. Одна грузовая стрела вывали вается за борт и устанавливает- «РЫ БНЫЙ МУРМАН» НА ГДАНЬСКОЙ ВЕРФИ Польша — страна развитого судостроение; годы народной власти на польских верф** сооружено 600 судов, гкоторые плавают сейчас под флагами СССР , Индонезии, Англии других стран. В этом году в Польше будет спущено на воду 49 кораблей. На снимке: рыбопромысловая база «Рыбный Мурман» на Гдань ской судоверфи. Она строится по заказу Советского Союзка. Фото ЦАФ—ТАСС. ся напротив трюма БМРТ, а другая устанавливается над просветом грузового люка плав базы. Стрелы крепятся непо движно с помощью оттяжек, а их шкентели соединяются об щим грузовым гаком. Гак име ет вертлюг или короткий кусок такелажной цели. Готовая продукция в ящиках, кулях, крафт^мешках уклады вается экипажем БМРТ на стропы и при помощи грузовых стрел поднимается из трюма на борт БМРТ. Далее строп с рыбой поднимается на шкенте ле грузовой стрелы плавбазы. Одновременно подбирается сла бина шкентеля стрелы, распо ложенной над трюмом. После того, как строп с ры бой поднят над фальшбортом на достаточную выстоту, выби рают шкентель трюмной стре лы плавбазы и одновременно потравливают шкентель стрелы, расположенной над бортом БМРТ. Вследствие этого груз начинает перемещаться на весу в сторону люка. Когда строп с рыбой окажется над просветом люка, начинаем травить сразу оба шкентеля. Шкентель стре лы, расположенной над БМРТ, травится быстрее, чтобы он имел слабину и при спуске гру за в трюм не мог отклонить груз в сторону. При таком способе стрелы испытывают рывки и неравно мерную нагрузку, а их наруж ные оттяжки подвергаются большому натяжению. Поэтому к грузовым стрелам дополни тельно к оттяжкам заводятся контроттяжки из стального тро са, прочность которых равна прочности грузовых шкентелей. При работе грузового устрой ства на телефон ноки стрел со единены одиошкивными таля ми из каната «Геркулес», хо довой конец лопаря которых проведен вдоль одной стрелы и закреплен за утку у мачты. Темп перегрузки рыбопродук ции определяется количеством рабочих точек, то есть на сколько трюмов идет одновре менно разгрузка, также от ус ловий загрузки плавбазы. С ко раблей, подошедших к плавба зе первыми, за сутки мы при нимаем до 500 тонн (это при работе на две рабочих точки). В конце загрузки базы произво дительность падает до 300 тонн в сутки из-за различных перева лок тары, продуктов, промво- оружения. Во втором рейсе (февраль — апрель) экипаж транспортного рефрижератора «И. Айвазов ский» освоил работу на три точки. Погрузочно-разгрузоч ные операции производились одновременно на оба борта: у левого разгружались БМРТ, у правого — суда типа «Пионер». Расстановка моряков при этом была следующая: Первая рабочая точка на ле-. вом борту. Работают шестеро; лебедчик, ухман, четыре матроч са. занимаются укладкой груза в трюм Nk 1 . Вторая рабочая точка. Рабо тают также шестеро: лебедчик, ухман и четыре .матроса зани маются укладкой рыбопродук ции в трюм № 4. На правом борту третья ра бочая точка. Работают шесте ро. Лебедчик, ухман и шесть матросов из состава команды траулера производят работы, связанные с перегрузкой соли непосредственно в трюм базы, также получают снабжение, промвооружение, продукты, топливо. По методу экипажа «Иркут ска» и нашего экипажа могут успешно работать коллективы других плавбаз. И. ТОЛКОДУБОВ . капитан • транспортного, рефрижератора «И. Айва зовский». ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ ! j ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛ ЬД ЯНО ГО ФЛОТОВ Год издания 11-й Nt 83 (1421) Д невник Цена 2 кол. мелового времени. В результа те долг тралового флота с нача- лИ года продолжает расти. На {Г^яюля q h равнялся 629 тыся- И? Во второй пятидневке июля траловый флот снизил темпы добычи. 6 и 7 числа суточные задания не были выполнены. Вы-работка готовой продук ции в среднем на корабль по группе БМРТ составила 7 июля 30 тонн, а вылов рыбы по груп пе судов бортового траления в районе Лабрадора — 6 тонн. В Баренцевом море основным районом промысла является за падный склон Медвежинской банки. Здесь средний вылов на корабль равнялся 5,5 тонны. Группа из шести траулеров р а ботает в районе Рыбачьего и добывает ежесуточно в среднем по 6 тонн рыбы. При анализе промысловой сводки бросается в глаза рез кая пестрота в уловах. Моряки траулеров: «Калинин», «Нева», «Мойва», «Волхов» и других уложили в трюмы седьмого числа от 6,5 до 8 тонн рыбного полуфабриката. А экипажи «Са ратова», «Луча» и других, ра- боТающих в одном районе, — вдвое меньше. Подобное поло жение и в группе больших мо розильных траулеров и в груп- пЗ кораблей бортового трале ния, находящихся на Дальнем Западе. И дело тут не только в сложной промысловой обста новке. Руководители промысла Не смогли еще йанти правиль- ЗАДОЛЖ ЕННОСТЬ РОДИНЕ — 825 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ . ^ый н быстрый путь передачи оетЗта лучших экипажей на от стающие корабли. По-ирвжнему траулеры про стаивают в ожидании плавбаз. На восьмое июля из-за этого потеряно уже с начала месяца около сорока судо-суток про- центнеров. £)тстает коллектив сельдяного флота. На промысле находит ся сейчас 95 судов, а суточные Задания по добыче выполни те*» ются только на одну треть. Бо лее того, уловы сейчас ниже, чам за те же дни июля в прош- лач году. Сельдь держится на большой площади, не образует плотных скоплений. Есть на дежда, что в первой половине месяца гидрологическая обста новка улучшится и уловы воз растут. А пака'«Мурмансельдь* на 8 июля имела недолов с на чала месяца 21320 Центнеров, с начала года — 142 тысяч* цел*- наров рыбы. Долг рыбаков-колхозников на эту же дату с начала rojia 52.482 центнера. Общий недё- лов рыбы по области с нача ла года превышает уже 825 ты сяч центнеров. Долг растет, это должно тревожить. «Антарктика» возвращается в порт Успешно выполнив рейсовое задание, плавбаза «Антаркти ка» досрочно снялась с промыс ла и возвращается ■ порт. В трюмах 29 500 центнеров рмбы (план 25 тысяч центнеров), в том числе .готовой продукции — 11 500 центнеров. Перевы полнен план приемки муки, консервов. Экипаж в условиях частых туманов н айсбергов обрабаты вал суда на ходу в районе про мысла. Это ускоряло разгрузку. Лучших результатов в органи зации труда добилась бригада рыбообработчиков коммуниста тов. Черкасова. 8 этой смене пример в работе показывали ударники коммунистического труда тт. Ходырев, Ефремов, Тартынов. На переходе в порт моряки занимаются судовыми работа ми, несвободное время слушают радио, беседы и лекции, смот рят кинофильмы. Организован шахматный турнир. В системе политического просвещения проходят итоговые занятия. В. КУЗЬМИН, капитан, П. ГАЛДЕВ, помполит. \ v
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz