Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.

всякого портового города — порт. Безуслов­ на, рыбаки считают, что имен- it их порт — рыбный — сердце >манска. Он, как живое су- щество, понятен им и близок. Он грохочет, говорит и поет, во­ рочается, беспокоит, волнуется и волнует, наставляет и спра­ шивает, упрекает, требует и зо­ вет. Он ютит и согревает при­ шедших из бесконечных тревог м авралов, собирает и напутст­ вует в дальнюю дорогу. Огни— его глаза: у него много глаз. Краны — его руки: он проче­ сывает ими небо. Причалы — сто моги: он упирается ими в дно залива. Он добрый и силь­ ный, он серьезный и занятый. Он привык провожать и любит встречать. Он умеет ждать и верить во встречу. Ои знает сигналы н суда; он понимает их го­ лоса, почерк и походку. Ои многое видел. «■■■ В последние годы у его" причалов стали появ-£ дяться гордые красавцы,■ мощные океанские «ры-*■■■■■ боловы». Иные новички не знают, но он-то понимает, что эти красавцы, похожие на комфортабельные пассажирские суда, не что иное, как в деся­ тый раз переродившиеся утлые поморские суденышки — бес­ палубные шняки и ёлы. И все же ежедневно порт принимает скромных, неброских гостей — бывалых пахарей моря, в том числе и суда сель­ дяного флота. Они приходят с переднего края, потому что пе­ редний край там, где бон, а бои там, где штормы и где ловится рыба. У причалов можно иногда увидеть СРТ с яркой надписью на передней части ходовой руб­ ки «комсомольско-молодежный экипаж» п значком с изображе­ нием Ленина, повыше надпи­ си. В сельдяном флоте таких экипажей 25. «Комсомольско- молодежный» — это значит: почти вся команда молодежь и комсомольцы. Это значит: бес­ покойные умы, горячие сердца и неутомимые руки. Вот уже более десяти лет Комсомольске - молодежные суда' несут свое звание. Сменяй лись экипажи, приходили на суда новые комсомольцы, но растет счет добрых дел, все ве­ сомей становятся их победы в социалистическом соревнова­ нии. И текут по транспортерам тонны сверхплановой рыбы, вы­ ловленной молодыми руками. В 1963 году группа комсо- мольско-молодежных судов приняла обязательство: выло­ вить сверх годового плана 12 тысяч центнеров рыбы. Год прошел в суровых и сложных •условиях. Периодически про­ мысел лихорадило, уловы в те­ чение разных месяцев были очень неравномерными. И лишь поздней осенью и в на­ чале зимы в Атлантике на лове сельди рыба пошла бога­ тая. В числе лучших промысло­ вых судов флота было немало и комсомольско-молодежных. Подводя итоги соревнования среди этих судов, комсомольцы отметили, что 8 обязательство перевыполнено, всего сверх пла­ на добыто 15 тысяч центнеров рыбы. Победителем вышел СРТ-12 «Горностай» (капитан В. Н. Демьяненко, комсорг В. Хрячков). Хорошо потрудились экипажи средних рыболовных траулеров: «Роста», «Вычегда», «Юкон», «Аксай» и другие. Экипажи СРТ 151, 718, 12 были инициаторами освоения новых орудий лова, районов промысла, выпуска новых видов продукции. Экипаж СРТ-Р-711 (.капитан Н. Г. Обидим, комсорг Н. Гор­ бенко) первым выступил с ' предложением создания фонда химии и обязался " выловить 3000 центнеров рыбы сверх плана. И. Гоникман. Сейчас он . яв­ ляется председателем товари­ щеского суда «Мурмансельди». В начале шестидесятых годов СРТ-426 был первым среди мо­ лодежных судов по вылову ры­ бы. Капитаном на нем М. По­ пов, комсоргцм — В. Большедо- нов. В настоящее время СРТ-426 «Молодежный» не снижает класса работы. Судно недавно пришло из атлантического рей­ са. Замечательный, дружный на нем экипаж. На три месяца раньше срока выполнен полу­ годовой план, да еще и пере­ выполнение на 700 центнеров. Хорошо работают комсомоль­ цы: третий штурман Николай Гласов, второй механик Анато­ лий Лутохин, матрос Виктор Медведев. Особенно тепло отзы- тет у механиков на судне са ­ мый большой. Ударники ком* мунистического труда. Потом Ю ра Карпенко негром­ ко, но с необычной гордостью рассказывает, что о машинной команде СРТ-Р-720 уже не раз писали в газетах, и даже от­ дельная брошюра выпущена, что второй механик Володя Узинцев в 1963 году был на­ гражден медалью «З а трудовое отличие». И хотя это было до его, Юриного, прихода на суд­ но, он явно считает и, возмож­ но, справедливо, что он тоже вполне причастен к этому де­ лу. . В 1961 году бойкий и само­ уверенный Юрий Карпенко пос­ ле окончания мореходного училища впервые пошел само­ стоятельно работать мотори- ПАРНИИЗ „МУРМАНСЕЛЬД IBBBBBBBBBBBBBBBBBBBBBBB В шестом году семилетки комсомольско-молодежные эки­ пажи взяли новое обязательст­ во — выловить сверх годового задания 15 тысяч центнеров рыбы. Зима моряцкая — вдвойне зима. Даже в марте далеко не последние штормы и холода. Факт, что сподручнее морякам вести счет времени по астроно­ мическому календарю — астро­ номическая веска начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Гудит шторма­ ми седое Баренцево море. Но передний край дальше, там, у берегов Исландии и Норвегии. И в своих ежедневных промы­ словых делах при подсчете уловов рыбаки пользуются все- таки общим календарем. Месячные задания, кварталь­ ный план добычи учитывались своевременно, а выполнялись задолго до окончания сроков. Флот добился большого успеха. Только силами комсомольско- молодежных экипажей сверх плана добыта 21 тысяча центне­ ров. Первыми стали: СРТ-720, который более чем в два с по­ ловиной раза перевыполнил квартальный план, и вдвое пе­ ревыполнившие задание первого квартала СРТ №№ 831 и 4226. Комсомольцы и молодежь учатся у старых промысловиков, у старших товарищей, прини­ мают эстафету трудовых дел в свои молодые крепкие руки. Проходят годы, а добрая тру­ довая слава судна не меркнет. Одним из первых комсомоль­ ско-молодежным стал СРТ-426. Еще в 1954 году, когда он впервые вышел на лов сельди зимой (шло освоение зимнего промысла в Атлантике, До это­ го сельдь вылавливали только в весенне-летний сезон), эки­ паж судна под руководством капитана А. Б. Борисенко до­ бился замечательного успеха— за полтора месяца' выполнил полугодовой план. Комсоргом на СРТ-426 в то время был ваются на судне о молодом матросе Владимире Левицком. В рейс он пошел новичком, но трудовая закалка, как говорит­ ся, рабочая косточка, не подве­ ла — помогла ему очень быстро освоиться на судне, и он веко- О Ч Е Р К нымн знаниями. А о мотористе Смирнове механики * говорят, что когда он на вахте в машин­ ном отделении, можно спокой­ но отдыхать. Много лет подряд он неизменный член машинной команды. Здесь же рядом работают товарищи: комсорг, электрик Дмитрий Болсун и Миша Ки­ селев, рефрижераторный маши­ нист. Оба они старожилы на судне — три года неразлучны. Миша с пятнадцати лет на фло­ те. За десятилетие он прошел много морских наук: был мат­ росом и дрифмейстером, рыбо­ обработчиком и мотористом на плавучих базах. Ю ра втянулся в жизнь сплоченного коллектива, полюбил людей. Интерес- ■ные изменений произо- ■шли в нем .Он стал пат- ■риотом судна и очень обрадовался тому, что его закрепили в штате как постоянного третьего механика. Раньше он был рав­ нодушнее. Очень по душе при­ шлась ему команда семьсот двадцатого. Только здесь он нашел себя. Стоит задуматься, почему экипаж СРТ-720 идет неизмён- но в числе передовых. С 1960 года ходит на нем капитаном опытный промысловик комму­ нист Виктор Антонович Сыре- вич, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Главный его принцип в работе — внимание к людям, к каждому человеку. Он был первым в жизни ка­ питаном для третьего штурмана Володи Неуступова. Молодой судоводитель, окончивший Мур­ манское высшее мореходное училище и сразу попавший на 720-й, получил здесь добрую флотскую школу. Грамотный и старательный, он быстро освоил работу и скоро начал Само­ стоятельно управляться на мос­ тике во время выборки сетей. Навигационные приборы, над которыми он взял постоянную опеку, никогда не выходили из строя. — На глазах растет парень. Добрый будет рыболов;' — ' го- 4 ворит о нем старший помощ­ ник капитана. / *’ а} : « ...От причалившего катера“ по ; пирсу -устремляется'поток пас­ сажиров. Растекается на от-: крытом асфальте. И уже сво­ бодно плывет к городу; Ю ра Карпенко if Владимир УзиНцев, переодетые в' новые" па jffcto и сияющие, как черное ЧЯгЛлё, - ботинки, нетороплйвб ! идут * лестнице, ведущей в город. Я ничего не говорю, с ува­ жением смотрю на их белые воротнички, на одинаковые шляпы, на удачный Юрии тал- ^ стук, но тут же с удовольст­ вием отмечаю про себя, что их «трудовые паспорта» все прем* на виду: из-под беленьки* ман­ жет видны крепкие, впитав­ шие след несмываемый машин­ ного масла и металла' руки: Т. ВИКТОРОВ. ПРИСЛАНО НА КОНКУРС ре стал работать не хуже «старичков». Ребята избрали его секретарем судовой комсо­ мольской организации. Дела и руки комсомольцев «Мурмансельди» не только на «своих», комсомольско-моло­ дежных судах — они есть на каждой плавбазе и на каждом промысловом судне. И зани­ маются они не только добычей рыбы. Молодые рыбаки изу­ чают историю КПСС и эконо­ мику флота, проводят беседы и обсуждения книг и кинофиль­ мов, борются за экономию и рентабельность, участвуют во внедрении синтетических мате­ риалов на судах, разрабаты­ вают и подают рационализатор­ ские предложения и, конечно, учатся — в заочной школе мо­ ряков, в мореходных училищах. Учатся и уже сейчас несут свои знания на передний край — туда, где штормы, туда, где ловится рыба. — Наша машинная коман­ да — лучшая на флоте! — азартно доказывают Владимир Узинцев и Юра Карпенко. — У нас уже более трех лет (Узин­ цев определяет это по времени своего пребывания на судне) не было простоев судна на про­ мысле по вине машинной коман­ ды. У нас не только ссор, но и недоразумений не бывает, все работают на совесть — поэто­ му вся «машина» после отпус­ ка обязательно стремится воз­ вращаться на судно. И автори­ стом. Попал на СРТ «Вычегда». Приходилось многому учиться и переучиваться — практиче­ ская сторона очень отставала от теоретического уровня зна­ ний. Иногда ему казалось обид­ ным, что механики-практики (кстати неплохие механики) часто подсказывали ему. А иногда сказывалась его резко­ ватая прямота, привычка ре­ зать правду-матку в глаза, но без глубокого анализа, а под­ час — и доля анархизма в ха­ рактере. В общем, складыва­ лось так, что первый его атлан­ тический рейс оказался для него сложным испытанием: его часто «пробирали» и «утюжи­ ли». Юра тяжело переживал: он то отчуждался, то делился по душам со своим «корешом» — третьим штурманом, молодым, как и Юрий, специалистом. Ча­ сто он понимал свои ошибки, но очень уж трудно их было признавать. Быстро пролетел год, вскоре Карпенко стал тре­ тьим механиком и покинул суд­ но. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось порабо­ тать на нескольких судах, пока он не попал на СРТ-Р-720. По­ нравилось молодому механику новое судно. Главное — люди. Там знают свое дело так, что есть чему поучиться. Да и не только в том суть, что там хо­ рошие специалисты, — там умеют вовремя помогать и во­ время не вмешиваться, доверяя сделать что-то серьезное тебе одному. Старший механик Юрий Аркадьевич Рубин не­ сколько лет на траулере. Вто­ рой механик Владимир Узин­ цев работает на судне с 1960 года. У Владимира большая практика, он мастер на все ру­ ки (и на все станки). Его опыт позволяет браться за любые, пусть самые сложные, слесар­ ные и токарные работы при ремонте машины. Старший механик, который пользуется на судне огромным авторитетом, обладает обшир- I i Ш Ж Ш £ Их приняли в партию Быть в первых рядах строи­ телей коммунизма, носить вы­ сокое звание члена ленинской партии было заветной мечтой >- Николая Беглого, матроса с траулера «Салют». Недавно эта мечта моряка осуществилась: коммунисты судна приняли его в свои ряды. Партийная организация трау­ лера «Салют», возглавляемая первым помощником капитана В. Н. Назаевьим, уделяет боль­ шое внимание росту своих ря­ дов и воспитанию молодых коммунистов. За последний год здесь приняты кандидатами в члены партии четыре моряка. Это — третий помощник капи­ тана Николай Ерин, мастер по выработке консервов Николаи *v Обычный рабочий день * в Мурманском рыбном порту. Фото Б. Осокина. Васев, кочегар Михаил Кузне­ цов и вот, наконец, матрос Ни­ колай Беглый . Все они — передовики про­ изводства. Их фамилии часто можно видеть на Доске почета. Добросовестно относятся моло­ дые коммунисты и к ’ выполне­ нию партийных поручений. Яв­ ляясь агитаторами, Николай Ерин и Михаил Кузнецов часто выступают перед моряками с беседами на различные темы. Активное участие в обществен­ ной жизни корабля принимает и Николай Васев: он председа­ тель судового комитета. Много работают молодые коммунисты и над повышением своего идейного уровня и со­ вершенствованием квалифика­ ции. Николай Васев, например, поступил учиться в заочную школу моряков, а Николай Ерин — студент-заочник Ленин­ градского института инженеров водного транспорта. В. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz