Рыбный Мурман. 1964 г. Июль.
всякого портового города — порт. Безуслов на, рыбаки считают, что имен- it их порт — рыбный — сердце >манска. Он, как живое су- щество, понятен им и близок. Он грохочет, говорит и поет, во рочается, беспокоит, волнуется и волнует, наставляет и спра шивает, упрекает, требует и зо вет. Он ютит и согревает при шедших из бесконечных тревог м авралов, собирает и напутст вует в дальнюю дорогу. Огни— его глаза: у него много глаз. Краны — его руки: он проче сывает ими небо. Причалы — сто моги: он упирается ими в дно залива. Он добрый и силь ный, он серьезный и занятый. Он привык провожать и любит встречать. Он умеет ждать и верить во встречу. Ои знает сигналы н суда; он понимает их го лоса, почерк и походку. Ои многое видел. «■■■ В последние годы у его" причалов стали появ-£ дяться гордые красавцы,■ мощные океанские «ры-*■■■■■ боловы». Иные новички не знают, но он-то понимает, что эти красавцы, похожие на комфортабельные пассажирские суда, не что иное, как в деся тый раз переродившиеся утлые поморские суденышки — бес палубные шняки и ёлы. И все же ежедневно порт принимает скромных, неброских гостей — бывалых пахарей моря, в том числе и суда сель дяного флота. Они приходят с переднего края, потому что пе редний край там, где бон, а бои там, где штормы и где ловится рыба. У причалов можно иногда увидеть СРТ с яркой надписью на передней части ходовой руб ки «комсомольско-молодежный экипаж» п значком с изображе нием Ленина, повыше надпи си. В сельдяном флоте таких экипажей 25. «Комсомольско- молодежный» — это значит: почти вся команда молодежь и комсомольцы. Это значит: бес покойные умы, горячие сердца и неутомимые руки. Вот уже более десяти лет Комсомольске - молодежные суда' несут свое звание. Сменяй лись экипажи, приходили на суда новые комсомольцы, но растет счет добрых дел, все ве сомей становятся их победы в социалистическом соревнова нии. И текут по транспортерам тонны сверхплановой рыбы, вы ловленной молодыми руками. В 1963 году группа комсо- мольско-молодежных судов приняла обязательство: выло вить сверх годового плана 12 тысяч центнеров рыбы. Год прошел в суровых и сложных •условиях. Периодически про мысел лихорадило, уловы в те чение разных месяцев были очень неравномерными. И лишь поздней осенью и в на чале зимы в Атлантике на лове сельди рыба пошла бога тая. В числе лучших промысло вых судов флота было немало и комсомольско-молодежных. Подводя итоги соревнования среди этих судов, комсомольцы отметили, что 8 обязательство перевыполнено, всего сверх пла на добыто 15 тысяч центнеров рыбы. Победителем вышел СРТ-12 «Горностай» (капитан В. Н. Демьяненко, комсорг В. Хрячков). Хорошо потрудились экипажи средних рыболовных траулеров: «Роста», «Вычегда», «Юкон», «Аксай» и другие. Экипажи СРТ 151, 718, 12 были инициаторами освоения новых орудий лова, районов промысла, выпуска новых видов продукции. Экипаж СРТ-Р-711 (.капитан Н. Г. Обидим, комсорг Н. Гор бенко) первым выступил с ' предложением создания фонда химии и обязался " выловить 3000 центнеров рыбы сверх плана. И. Гоникман. Сейчас он . яв ляется председателем товари щеского суда «Мурмансельди». В начале шестидесятых годов СРТ-426 был первым среди мо лодежных судов по вылову ры бы. Капитаном на нем М. По пов, комсоргцм — В. Большедо- нов. В настоящее время СРТ-426 «Молодежный» не снижает класса работы. Судно недавно пришло из атлантического рей са. Замечательный, дружный на нем экипаж. На три месяца раньше срока выполнен полу годовой план, да еще и пере выполнение на 700 центнеров. Хорошо работают комсомоль цы: третий штурман Николай Гласов, второй механик Анато лий Лутохин, матрос Виктор Медведев. Особенно тепло отзы- тет у механиков на судне са мый большой. Ударники ком* мунистического труда. Потом Ю ра Карпенко негром ко, но с необычной гордостью рассказывает, что о машинной команде СРТ-Р-720 уже не раз писали в газетах, и даже от дельная брошюра выпущена, что второй механик Володя Узинцев в 1963 году был на гражден медалью «З а трудовое отличие». И хотя это было до его, Юриного, прихода на суд но, он явно считает и, возмож но, справедливо, что он тоже вполне причастен к этому де лу. . В 1961 году бойкий и само уверенный Юрий Карпенко пос ле окончания мореходного училища впервые пошел само стоятельно работать мотори- ПАРНИИЗ „МУРМАНСЕЛЬД IBBBBBBBBBBBBBBBBBBBBBBB В шестом году семилетки комсомольско-молодежные эки пажи взяли новое обязательст во — выловить сверх годового задания 15 тысяч центнеров рыбы. Зима моряцкая — вдвойне зима. Даже в марте далеко не последние штормы и холода. Факт, что сподручнее морякам вести счет времени по астроно мическому календарю — астро номическая веска начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Гудит шторма ми седое Баренцево море. Но передний край дальше, там, у берегов Исландии и Норвегии. И в своих ежедневных промы словых делах при подсчете уловов рыбаки пользуются все- таки общим календарем. Месячные задания, кварталь ный план добычи учитывались своевременно, а выполнялись задолго до окончания сроков. Флот добился большого успеха. Только силами комсомольско- молодежных экипажей сверх плана добыта 21 тысяча центне ров. Первыми стали: СРТ-720, который более чем в два с по ловиной раза перевыполнил квартальный план, и вдвое пе ревыполнившие задание первого квартала СРТ №№ 831 и 4226. Комсомольцы и молодежь учатся у старых промысловиков, у старших товарищей, прини мают эстафету трудовых дел в свои молодые крепкие руки. Проходят годы, а добрая тру довая слава судна не меркнет. Одним из первых комсомоль ско-молодежным стал СРТ-426. Еще в 1954 году, когда он впервые вышел на лов сельди зимой (шло освоение зимнего промысла в Атлантике, До это го сельдь вылавливали только в весенне-летний сезон), эки паж судна под руководством капитана А. Б. Борисенко до бился замечательного успеха— за полтора месяца' выполнил полугодовой план. Комсоргом на СРТ-426 в то время был ваются на судне о молодом матросе Владимире Левицком. В рейс он пошел новичком, но трудовая закалка, как говорит ся, рабочая косточка, не подве ла — помогла ему очень быстро освоиться на судне, и он веко- О Ч Е Р К нымн знаниями. А о мотористе Смирнове механики * говорят, что когда он на вахте в машин ном отделении, можно спокой но отдыхать. Много лет подряд он неизменный член машинной команды. Здесь же рядом работают товарищи: комсорг, электрик Дмитрий Болсун и Миша Ки селев, рефрижераторный маши нист. Оба они старожилы на судне — три года неразлучны. Миша с пятнадцати лет на фло те. За десятилетие он прошел много морских наук: был мат росом и дрифмейстером, рыбо обработчиком и мотористом на плавучих базах. Ю ра втянулся в жизнь сплоченного коллектива, полюбил людей. Интерес- ■ные изменений произо- ■шли в нем .Он стал пат- ■риотом судна и очень обрадовался тому, что его закрепили в штате как постоянного третьего механика. Раньше он был рав нодушнее. Очень по душе при шлась ему команда семьсот двадцатого. Только здесь он нашел себя. Стоит задуматься, почему экипаж СРТ-720 идет неизмён- но в числе передовых. С 1960 года ходит на нем капитаном опытный промысловик комму нист Виктор Антонович Сыре- вич, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Главный его принцип в работе — внимание к людям, к каждому человеку. Он был первым в жизни ка питаном для третьего штурмана Володи Неуступова. Молодой судоводитель, окончивший Мур манское высшее мореходное училище и сразу попавший на 720-й, получил здесь добрую флотскую школу. Грамотный и старательный, он быстро освоил работу и скоро начал Само стоятельно управляться на мос тике во время выборки сетей. Навигационные приборы, над которыми он взял постоянную опеку, никогда не выходили из строя. — На глазах растет парень. Добрый будет рыболов;' — ' го- 4 ворит о нем старший помощ ник капитана. / *’ а} : « ...От причалившего катера“ по ; пирсу -устремляется'поток пас сажиров. Растекается на от-: крытом асфальте. И уже сво бодно плывет к городу; Ю ра Карпенко if Владимир УзиНцев, переодетые в' новые" па jffcto и сияющие, как черное ЧЯгЛлё, - ботинки, нетороплйвб ! идут * лестнице, ведущей в город. Я ничего не говорю, с ува жением смотрю на их белые воротнички, на одинаковые шляпы, на удачный Юрии тал- ^ стук, но тут же с удовольст вием отмечаю про себя, что их «трудовые паспорта» все прем* на виду: из-под беленьки* ман жет видны крепкие, впитав шие след несмываемый машин ного масла и металла' руки: Т. ВИКТОРОВ. ПРИСЛАНО НА КОНКУРС ре стал работать не хуже «старичков». Ребята избрали его секретарем судовой комсо мольской организации. Дела и руки комсомольцев «Мурмансельди» не только на «своих», комсомольско-моло дежных судах — они есть на каждой плавбазе и на каждом промысловом судне. И зани маются они не только добычей рыбы. Молодые рыбаки изу чают историю КПСС и эконо мику флота, проводят беседы и обсуждения книг и кинофиль мов, борются за экономию и рентабельность, участвуют во внедрении синтетических мате риалов на судах, разрабаты вают и подают рационализатор ские предложения и, конечно, учатся — в заочной школе мо ряков, в мореходных училищах. Учатся и уже сейчас несут свои знания на передний край — туда, где штормы, туда, где ловится рыба. — Наша машинная коман да — лучшая на флоте! — азартно доказывают Владимир Узинцев и Юра Карпенко. — У нас уже более трех лет (Узин цев определяет это по времени своего пребывания на судне) не было простоев судна на про мысле по вине машинной коман ды. У нас не только ссор, но и недоразумений не бывает, все работают на совесть — поэто му вся «машина» после отпус ка обязательно стремится воз вращаться на судно. И автори стом. Попал на СРТ «Вычегда». Приходилось многому учиться и переучиваться — практиче ская сторона очень отставала от теоретического уровня зна ний. Иногда ему казалось обид ным, что механики-практики (кстати неплохие механики) часто подсказывали ему. А иногда сказывалась его резко ватая прямота, привычка ре зать правду-матку в глаза, но без глубокого анализа, а под час — и доля анархизма в ха рактере. В общем, складыва лось так, что первый его атлан тический рейс оказался для него сложным испытанием: его часто «пробирали» и «утюжи ли». Юра тяжело переживал: он то отчуждался, то делился по душам со своим «корешом» — третьим штурманом, молодым, как и Юрий, специалистом. Ча сто он понимал свои ошибки, но очень уж трудно их было признавать. Быстро пролетел год, вскоре Карпенко стал тре тьим механиком и покинул суд но. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось порабо тать на нескольких судах, пока он не попал на СРТ-Р-720. По нравилось молодому механику новое судно. Главное — люди. Там знают свое дело так, что есть чему поучиться. Да и не только в том суть, что там хо рошие специалисты, — там умеют вовремя помогать и во время не вмешиваться, доверяя сделать что-то серьезное тебе одному. Старший механик Юрий Аркадьевич Рубин не сколько лет на траулере. Вто рой механик Владимир Узин цев работает на судне с 1960 года. У Владимира большая практика, он мастер на все ру ки (и на все станки). Его опыт позволяет браться за любые, пусть самые сложные, слесар ные и токарные работы при ремонте машины. Старший механик, который пользуется на судне огромным авторитетом, обладает обшир- I i Ш Ж Ш £ Их приняли в партию Быть в первых рядах строи телей коммунизма, носить вы сокое звание члена ленинской партии было заветной мечтой >- Николая Беглого, матроса с траулера «Салют». Недавно эта мечта моряка осуществилась: коммунисты судна приняли его в свои ряды. Партийная организация трау лера «Салют», возглавляемая первым помощником капитана В. Н. Назаевьим, уделяет боль шое внимание росту своих ря дов и воспитанию молодых коммунистов. За последний год здесь приняты кандидатами в члены партии четыре моряка. Это — третий помощник капи тана Николай Ерин, мастер по выработке консервов Николаи *v Обычный рабочий день * в Мурманском рыбном порту. Фото Б. Осокина. Васев, кочегар Михаил Кузне цов и вот, наконец, матрос Ни колай Беглый . Все они — передовики про изводства. Их фамилии часто можно видеть на Доске почета. Добросовестно относятся моло дые коммунисты и к ’ выполне нию партийных поручений. Яв ляясь агитаторами, Николай Ерин и Михаил Кузнецов часто выступают перед моряками с беседами на различные темы. Активное участие в обществен ной жизни корабля принимает и Николай Васев: он председа тель судового комитета. Много работают молодые коммунисты и над повышением своего идейного уровня и со вершенствованием квалифика ции. Николай Васев, например, поступил учиться в заочную школу моряков, а Николай Ерин — студент-заочник Ленин градского института инженеров водного транспорта. В. ИВАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz