Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.
gPQJlETAPHH BGgX СТРАН, ^ОЕДИНЯЙТЕСЫ З а успехи, достигнутые в четвертом квартале прошлого * года, бюро городского комитета КПСС и исполком городского Совета депутатов трудящихся присудили переходящие крас ные знамена экипажам лучших судов тралового и сельдяного флотов. В траловом флоте этой чести добились экигтажи большого морозильного траулера «Планета» и траулера «Медвежье горск», в сельдяном флоте — команда СРТ № 459. Делом отвечая на замечатель ную инициативу рыбаков Сахали на — в оставшиеся два года се милетки выполнить два с полови ной годовых плана, моряки сред него траулера Л'» 14 «Ома» на ме сяц раньше завершили рейсовое задание по вылову рыбы. Экипаж взял на себя обяза тельство — до конца рейса до полнительно к заданию выловить 800 центнеров сельди. По поручению экипажа: ДАВЫДОВ , капитан, МА- ТЫЦЫН , секретарь партор ганизации» ГРАМОТЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ На днях президиум базового ко митета профсоюза совместно с администрацией тралового флота подвел итоги парно-группового со ревнования экипажей судов бор тового траления. За наилучшие результаты по организации этого вида соревно вания и достигнутые при этом вы сокие экономические показатели экипажи траулеров «Молдавия» (капитан тов. Карасев, предсуд- кома тов. Гвоздев), «Днепропет ровск» (капитан тов. Буевич, предсудкома тов. Иутинский), «Благовещенск» (капитан тов. Маленко, предсудкома тов. Ива нов), «Волна» (капитан тов. Яко би, предсудкома тов. Василев ский), «Чита» (капитан тов. Ива* нов, предсудкома тов. Гайдай), «Дрогобыч» (капитан тов. Дьяко нов, предсудкома тов. Андрейчи ков) награждены Почетными гра мотами управления флотаи базо вого комитета профсоюза. 29 января состоялось вручение грамоты экипажу траулера «Бла говещенск». А. КРУПНИКОВ, зам. председателя президиума базового комитета профсоюза тралового флота. ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Год издания II -й № 15 (1353) Минул январь — первый ме сяц шестого года семилетки. Он не принес желаемых результа тов в работе. Рыбная промыш ленность Мурманской области по-прежнему находится в дол гу перед Родиной. Задолжен ность по вылову рыбы уже в этом году составляет 6,5 тысячи центнеров. Серьезно подвел моряков «Мурмансельди» и ры- бакяв-колхозников, успешно з а вершивших месячный план, коллектив тралового флота, у которого недолов з а январь равняется 35 тысячам цент неров. Справедливо- сти ради надо сказать, что на ш | Ш работе трало- Ik \ вого флота от- рицате^ьно ска- зались штор- мы, свирепство- вавшие в пер- вой декаде и середине ме сяца в Баренцевом море. Но причина отставания не только в* этом. По плану в январе еже дневно на лову должно было находиться 98 судов. В первой пятидневке их было 92, во вто рой и пятой — 88, в четвер т о й — 87, в третьей — 85.29 ян варя вели промысел только экипажи 81 корабля. Экономи сты главка подсчитали, что если бы на промысле находилось плановое количество кораблей, то дополнительно было бы до быто рыбы 10—15 тысяч цент неров, то есть намного больше, чем составляет недолор. К этому следует добавить, что не хватало на промысле и средних рыболовных траулеров. Словом, повторяются ошибки прошлого года, которые привели к невы полнению годового плана по добыче рыбы промысловиками Мурмана. Причины отсутствия плано вого количества кораблей на промысле самые различные. Тут и задержки с выходом в море по вине личного состава , и неоперативность работников береговых служб, и, главным образом, задержки судов в ре монте. Случаев задержек судов с отходом на промысел з а ме сяц накопилось уйма, но сошлемся лишь на последние факты. 28 января вместо з а планированных для отхода на промысел 13 кораблей тралово го флота покинули порт всего лишь 6. Многие из них вышли с опозданием. Так, траулер «Поллукс» по графику должен был выйти в 20 часов, вышел же лишь в 5 часов 29 января. Траулер «Анадырь» вместо 17 часов отошел от причала в 22 тии судоремонтной фирмы. На траулерах «Латвия», «Лавна», «Красногвардейск» необходимо было провести ремонт подвод ных частей рулевого устрой ства, гребных винтов и валов. При постанозке в док в первый раз эти детали с кораблей бы ли сняты. Казалось бы, пока в доке стоят другие корабли, р а бочие должны были бы сде лать все необходимое. Однако ремонт снятых деталей и заго товка новых производились именно тогда, когда эти суда были поставлены в док вто рично. На днях на ч собрании ак- тива рыбаков \ ^ Главдальв о с- ш токрыбпро м а С „ | представите л и p i И рыбного Мур- & мана подписали договор о со ревновании моряков двух бас сейнов на 1964 год. Это нала гает на коллективы рыбопро мысловых флотов и береговых предприятий еще большую от ветственность. Каждый случай срыва графика выхода судов на промысел должен рассмат риваться как чрезвычаГжое происшествие со всеми выте кающими отсюда последст виями. 31 января бюро Мурманско го обкома КПСС обсудило во прос о срыве главком «Севры- ба» январского плана участия рыболос; :ых кораблей в про мысле. Принятое по этому во просу постановление обязывает партийные организации взять под постоянный контроль ход ремонта судов, усилить воспи тательную работу на кораблях, покончить с непроизводитель ными простоями траулеров в порту. С первых дней февраля надо обеспечить нахождение в экс плуатации, в море, на промыс ле планового и сверхпланового количества судов. Задолжен ность должна быть ликвидиро вана в ближайшее время. вращения траулера в порт, а пока мы располагаем только сведениями, переданными по радио) . З а истекшие 9 меся цев треска успела посетить прибрежные или центральные районы моря, а затем мигриро вала обратно на Запад и дос тигла НордкинскЪй банки. Другая треска с номером 2662 попала в трал архангель ского корабля «Холмогорск». Эта рыба помечена 16 сентяб ря 1963 года в квадрате 1304 на Демидовской банке. Длина рыбы была тогда 55 сантимет ров. Очевидно, на Нардкинскую банку рыба поступает одновре менно двумя путями: 1) с вос тока из прибрежных или цент ральных районов, 2) навстре чу так называемой Северной ветви теплого течения, то есть с Центральной возвышенности и с Демидовской банки. Соединение промысловых косяков, пришедших двумя разными «рыбными дорогами», способствует той относительно благоприятной обстановке,^ ко торую флот использует сейчас на Нордкинской банке. Этот пример показывает, как ценны данные о возврате мече ных рыб. Каждый промысловик должен заботиться о своевре менной и точной информации относительно каждого меченого экземпляра, обнаруженного в уловах. К. КОНСТАНТИНОВ, зав. лабораторией донных рыб Баренцева моря, кан дидат биологических наук. В настоящее время основной район работы тралового фло та в Баренцевом море — Норд- кинская банка, где на большой плоТцади держится рыба не плохого ассортимента с преоб ладанием ровной трески. Никогда раньше Нордкин- ская банка не приобретала т а кого важного значения для тралового промысла в январе- феврале. Западное распределе ние рыбы, которое сложилось сейчас,— последствие исключи тельно сильного охлаждения моря. Охлаждение это, достиг шее максимума в прошлом ка лендарном году, сохраняется и сейчас в восточной части моря. Напротив, на Нордкинской бан ке гидрологические условия близки к нормальным. Промысловиков, естественно, занимает вопрос: откуда при шла рыба на Нордкинскую банку? На подобные вопросы дают ответ передвижения мече ной рыбы. Так, 28 января в квадрате 1696, где работала группа про мысловых судов, были пойманы две меченые трески. Одна из них, с номером 4375, обнаруже на в улове, поднятом на па лубу мурманского траулера «Некец». Эта рыба провела в море почти 9 месяцев после того, как пятого мая 1963 года была помечена в квадрате 1478 на Финмаркенской банке. В мо мент мечения треска имела дли ну 63 сантиметра . В трал «Ненца» она попала, достиг нув длины около 70 сантимет ров (более точные данные по ступят в ПИНРО после воз- часа. В эти и последующие сут ки с опозданием отошли на промысел траулеры «Мирго род», «Перекоп», «Каунас», «Днепр», большой морозильный траулер «Ижевск». Повинны в их задержке р а ботники отдела снабжения рыбного порта, не обеспечив шие своевременную заправку судов топливом (ответственный — старший инженер отдела снабжения тов. Логинов) . В срыве графиков отхода не редко повинны сами экипажи. Так, 39 января траулер «Мор- шанск» простоял у причала из- за несвоевременной явки к от ходу радиста Власова и стар шего мастера по добыче Ели сеева. Но больше всего срывов гра фика отхода кораблей на про мысел на совести коллективов судоремонтных предприятий. До сих пор здесь нет должной организации труда, по-прежне- му возникают брак, переделки, а в результате — непроизводи тельные простои. Вот как, например, ведутся работы на головном предприя- ка в феврале в этом районе долж на быть хорошей. В районе Английского канала промысловые скопления ставри ды будут располагаться в квадра те 174/175 минус c/t*.. Ожидае мая производительность промысла 30—50 тонн в сутки на один БМРТ. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ В течение всего февраля сырьевая база промысла сельди в Норвежском море будет не менее благоприятной, чем в. январе. Основную массу промысловых скоплений должна составлять преднерестовая часть высокоуро жайного поколения рождения 1959 года. В первой пятидневке сельдь старших возрастов и повторно созревающая сельдь поколения 1959 года станет активно сме щаться в восточном направлении к нерестилищам, в* район Нор вежского мелководья. Основная масса сельди высо коурожайных поколений 1959 и 1960 годов останется в смешан- (Окончание на 3 стр.). Во второй половине февраля на Юго-Западном склоне банки Фле- миш-кап начнут создаваться преднерестовые и нерестовые скопления трески (начало нере ста в конце февраля), плотность которых может обеспечить йвсь- ма успешный промысел. В районе Западной Гренландии в феврале ожидается наличие плотных скоплений зимующей трески в районе Банан-банки. Большую часть уловов в первой половине месяца будет составлять крупная и ровная треска. Несмот ря на подвижность трески, произ водительность промысла должна быть высокой. Во второй половине февраля начинается постепенный отход созревающих особей с мест зимов ки на нерестилища, подвижность скоплений увеличится, в уловах уменьшится количество крупной трески. Молодая часть стада, остающаяся на местах зимовки, начнет откорм. Перемещаясь за кормовыми объектами, треска будет подвижной, что несколько усложнит облов ее. В целом промысловая обстанов- стоять главным ооразом из моло дых особей. Во второй половине месяца половозрелая треска из района Южного Лабрадора постепенно бу дет мигрировать в северном на правлении, к местам нереста, создавая в районе Центрального Лабрадора отдельные промысло вые скопления. В этот период также возможен успешный лов преднерестовой и нерестовой тре ски на Северном Лабрадоре. Промысловые скопления окуня в феврале будут располагаться по свалу Южного Лабрадора и Север ной Ньюфаундлендской банки на глубинах 330—400 и выше мет ров. На меньших глубинах окунь будет прилавливаться к треске в количествах, зависящих от глуби ны и времени суток. Квадраты Южного Лабрадора и црилежащие к ним Северной Ньюфаундлендской банки будут основным и наиболее производи тельным районом тралового про мысла. Успех работы промыслово го флота в указанном районе бу дет решать погодная и ледовая обстановка. ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ В феврале на распределении основных промысловых концент раций донных рыб будет сказы ваться предшествующее охлажде ние водной толщи. Относительно лучшую сырьевую базу траловый флот сможет использовать в райо нах, расположенных западнее Кольского меридиана на Нордкин ской и Финмаркенской банках с прилегающими частями Норвеж ской) желоба и Мурманского языка. В уловах будет преобла дать ровная треска со слабо на полненными желудками. Места ми значительный прилов составят пикша и золотистый морской окунь. Через Северо-Центральный район, Северный склон Мурман ского мелководья и Мурманскую банку будет массами мигрировать мойва. Вместе с нею в этих райо нах могут появиться концентра ции мойвенной трески. Концент рации окуня-клювача, преимуще ственно самок длиною 41—42 сантиметра, будут нарастать в юго-западных квадратах района Копытова, вдоль свала. В других квадратах этого района возможно накопление самцов окуня-клюва ча вместе с крупной и ровной треской. Среднесуточный вылов па промысловый траулер в райо не Копытова при благоприятной погоде составит 4—6 тонн (в по луфабрикате). ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ В первой половине февраля в районе Южного Лабрадора и смежных квадратах Северной Ньюфаундлендской банки стадо лабрадорской трески будет со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz