Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.

Маяк должен излучать свет НАШ КАЛЕНДАРЬ О работе опорно-показательных кораблей В соответствии с по­ становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по уве­ личению добычи рыбы и производства рыбной продукции» для переда­ чи опыта работы экипа­ жей передовых судов от- 9 стающим два года назад в траловом флоте была создана группа опорно- показат?лг»ных судов. В ее состав вошли траулеры, экипажи которых на протяжении длительного времени добивают­ ся высоких результатов в добыче рыбы, сверх­ планового выпуска и снижения себестоимости рыбопродукции. На этих судах грамотно исполь­ зуются рыбопоисковая техника и механизмы, оперативно внедряется все новое и передовое. Согласно последнему приказу по управлению флота (Лг 59 от 13 февраля) в состав группы опорно-пока?.ательных судов включены траулеры бортового траления «Калинин», «Слава», «Мор- шанск», «Волна», «Благовещенск», «Курейка», «Сокол», «Молодечно», «Молдавия», «Медвежье» горек», большие морозильные траулеры «За- волжск», «Серафимович», «Салтыков-Щедрин», «Свердловск», «Ашхабад» и плавбаза «Иркутск». В связи с длительным нахождением в ремонте выведены из состава опорно-показательных судов траулеры «Шонгуй», «Жигули» и «Мета». Главной задачей коллективов опорно-показа­ тельных судов является оказание постоянной практической помощи отстающим экипажам и подгя!ивакие их до уровня передовых, и в ос­ новном эта работа на них проводилась неплохо. Для изучения опыта работы экипажей опорно- показательных траулеров непосредственно на промысле на эти суда с отстающих кораблей на­ правлялись молодые, не имеющие достаточного практического опыта работы, старшие мастера по добыче и старшие мастера по обработке рыбы. За 1963 год на опорно-показательных судах по­ бывало 18 оарших мастеров по добыче. В свою очередь старшие мастера опорно-показательных траулеров побывали иа 12 отстающих судах фло­ та и оказали помощь их коллективам в упорядо­ чении эксплуатации орудий лова и обучении чле­ нов палубой команды передовым методам ра­ боты. HanpMMtp, с горший мастер по добыче рыбы опорко-показательного траулера «Молодечно» тов. Шзрай с ноября прошлого года работает на траулере «Сосковец». Благодаря оказанной по­ мощи экипаж справился с выполнением годового пла«?<! добычи рыбы. Старший мастер по добыче рыбь; опорно-показательного траулера «Сокол» тов. Аникиев побывал в прошлом году на трау­ лерах «Коломна» и «Котельнич». В результате оказанной помощи коллектив траулера «Котель- ннч» выполнил годовой план на 123,9 процента, а промысловики «Коломны» план четвертого квартала реализовали на 232у1 процента. Старший мастер по добыче рыбы опорно-пока­ зательного траулера «Мета» тов. Белозеров после постановки судна в текущий ремонт был направ­ лен на отстающий траулер «Алма-Ата». Много неполадок обнаружил ои на судне. Тщательм привел в порядок рабочие тралы9 разобрал, сни­ зал и проточил по шаблону ролики промвооруже- ния. Работа его не пропала даром. Экипаж трау­ лера резко улучшил «свою работу н выполнил м ал четвертого квартала на 132,2 процента. Б шую шефскую помощь экипажам других тра..деров, своим соперникам по парному и груп­ повому соревнованию, оказали промысловики траулеров ^Калинин», «Слава», «Благовещенск», « К *Волна», «Молодечно». Ведь парное и групповое соревнование — это борьба за максимальный вылов рыбы, и, ГЛАВНОЕ — ь^имопомощь и взаимовыручка. Для оказания практической помощи отстаю­ щим судам с опорно-показательного траулера в море пересаживают своих специалистов на от­ стающие суда, и они на месте помогают нала­ дить работу, внедряют свой опыт. Широко пракпаковалось прикрепление экипажей передо­ вых судов к отстающим командам. Но, к сожа­ лению, некоторые капитаны отстающих судов из чувства ложАго стыда отказываются от такой помощи. Например, когда капитан траулера «Ка­ линин» тов. Груздев предложил соревнующемуся с командой «Калинина» экипажу траулера «Ры­ бец» пг»ккять на борт для наладки орудий лова тралмейстера тов. Дерягина, то капитан «Рыбца» тов. Дьяконов отказался от такой помощи. А, между прочим, напрасно! Ничего . зазорного в этом нет. В течение прошлого года был издан ряд брошюр и листовок об опыте и методах работы экипажей опорно-показательных траулеров. Кро­ ме того, опыт работы этих судов широко осве­ щался на проводимых совещаниях, занятиях школ передового опыта, где часто выступали специалисты опорно-показательных и других пе­ редовых судов. Передовой опыт экипажей опор­ но-показательных судов освещался на страницах газет «Полярная правда» и «Рыбный Мурман», в передачах по радио и телевидению. Это, безус­ ловно, во многом способствовало улучшению промысловой работы отстающих судов. В новом, 1964 году наш флот должен выловить 5948,5 тысячи центнеров рыбы. В ответ на призыв дальневосточников моряки тралового флота обя­ зались выловить сверх плана 120 тысяч центне­ ров рыбы. Однако дела пока идут плохо. План января выполнен только на 91,1 процента. Задол­ женность по вылову рыбы на 20 февраля состав* «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 26 февраля 1964 и ляла свыше 65 тысяч центнеров. Такое поло­ жение тревожит всех работников флота. В этих условиях особенно важную роль должны сыграть экипажи опорно­ показательных судов, за­ дача которых заключает­ ся в подтягивании от­ стающих экипажей до уровня передовых. Однако в руководстве этим;* плавучими академиями имеется еще очень много недостатков. О некото­ рых нз них мне н хочется рассказать на страни­ цах бассейновой газеты. Сейчас планирование работы по изучению и пе­ редаче опыта опорно-показательных судов ведет­ ся в основном сверху, через ведущие отделы и службы флота. Практически это выглядит так: отделы направляют специалистов на опорно-по- казательные и отстающие суда, и те там прово­ дят работу по внедрению передового опыта. Са- 'Ми же коллективы опорно-показательных трау­ леров не планируют свою работу по оказанию помощи отстающим экипажам. Хотя начальник флота и обязал капитанов опорно-показательных судов после каждого рейса сообщать ему пись­ менным рапортом о работе, проделанной экипа­ жем по передаче опыта работы другим коллек­ тивам, многие капитаны не представляют таких донесений. Необходимо основной центр тяжести .работы с опорно-показательными судами перенести на про­ мысел. Ведь хороша практическая помощь на ра­ бочем месте с показом передовых прие*мов. Ее не заменишь разговором по радио* Надо чаще прак­ тиковать, если позволяют метеорологические ус­ ловия, обмен ведущими специалистами, а иногда и целыми вахтами передового судна с отстаю­ щим. Согласно утвержденному положению, капита­ нам опорно-показательных судов предоставлено право ставить перед руководством флота вопро­ сы, связанные с оказанием конкретной помощи отстающим судам со стороны отделов и служб управления. К сожалению, это право капитаны опорно-показательных судов пока используют слабо. А ведь было бы неплохо по приходу в порт провести совместное собрание экипажей, помочь напарнику вскрыть и ликвидировать причины от­ ставания. Кроме того, если это нужно, то ходатай­ ствовать перед руководством флота об оказании помощи отстающему судну отделами и служба­ ми флота. Для того, чтобы плавучие академии оправ­ дывали свое название, специалисты опорно-пока­ зательного судна должны иметь хороший опыт и знания. Задачей отделов и служб флота яв­ ляется укомплектование этих судов высококва­ лифицированными кадрами. Между тем, в этом важном деле у нас имели место серьезные прома­ хи. например, на траулер «Благовещенск» в прошлом году был направлен старшим мастер по добыче рыбы тов. Лупаков, который нера­ диво ■ халатно относился к своим обязанностям. После ухода с траулера «Сокол» капитана тов. Стойком, перешедшего в капитаны-пастав- ннкн, на судне сменилось несколько капитанов. Такое же положение наблюдалось и па траулере «Жигули». Только невнимательностью механико-судовой службы можно объяснить задержку в ремонте сверх установленных сроков опорно-показатель­ ных траулеров «Шонгуй» и «Жигули», что также сказалось на невыполнении их экипажами годо­ вого плана. Плавучие академии должны быть всегда на виду наших отделов и служб, н подоб­ ных промахов в дальнейшем ни в коем случае нельзя допускать. Опорно-показательные суда должны быть про­ водниками всего нового на флоте. Сейчас, напри­ мер, промысловики «Славы» первыми начали ра­ ботать ваерами новой конструкции (со стальным сердечником). На передовых кораблях впервые начали внедряться капроновые тралы новой кон­ струкции. Руководителям отделов надо оборудо­ вать эти суда всеми новыми приборами, более совершенными механизмами, чтобы, придя на маяк, специалист отстающего судна видел бы здесь по-настоящему налаженную культуру производства. Часто наши отрядные специалисты забывают даже сообщить в порт о том, какую работу про­ делали они по передаче передового опыта. Не всегда это отражается и в их рейсовых донесе­ ниях. Это свидетельствует о том, что иногда столь важному делу некоторые не придают дол­ жного значения. На днях было проведено первое занятие в шко­ ле мастеров. Целесообразнее было бы и дальней­ шем приглашать на них передовых специалистов флота с тем, чтобы они рассказывали о своем опыте, делились всем новым в промысловом деле. Нередко еще на наших маяках бывает гряз­ но и неуютно в помещениях. Следует навести там надлежащий порядок. Неплохо быЛо бы ввести какую-то специальную эмблему, знак или вымпел, по которому можно было бы отличить опорно-по­ казательный траулер от обычных судов. Лучшие передовые экипажи, наиболее инициа­ тивные в передаче опыта работы и подтягивания отстающих, следовало бы как-то поощрять. Все это, безусловно, скажется на улучшении ритмич­ ности работы флота, будет способствовать увели­ чению добычи рыбы. В. МАКШЕЕВ, инженер отдела добычи, председатель по­ стоянно действующего аромзводственного сове­ щания тралового флота. ДРУГ и помощник ВЕЛИКОГ ЛЕНИНА К 95-летию со дня рождения Н. К. КРУПСКОЙ Имя выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, со­ ратника и жены великого Лени­ на Надежды Константиновны Крупской (1869—1939) поль­ зуется любовью миллионов трудящихся. С начала 90-х го­ дов в течение 30 лет она вместе с Лениным боролась за созда­ ние и укрепление большевист­ ской партии, за победу рево­ люции, за построение комму­ нистического общества. В трудных условиях подполья и эмиграции Н. К. Крупская по­ могала Ленину растить кадры большевиков. С победой Ок­ тября она становится видней­ шим руководителем народного просвещения. «История народ­ ного просвещения нашей стра­ ны неразрывно связана с име­ нем Крупской», — отмечала Е. Д. Стасова. Всесторонне об­ разованный человек , неутоми­ мый пропагандист и организа­ тор, Надежда Константиновна внесла большой вклад в тео­ рию и практику коммунисти­ ческого воспитания советского ж Ж ">;A;XvXv>^i народа, в создание новой, со­ циалистической культуры. Всег­ да тесно связанная с народом, Крупская вела особенно боль­ шую работу среди женщин, молодежи, детей, способствуя тому, чтобь| ленинские идеи стали достоянием широких на­ родных масс. Много внимания она уделяла молодежному и пионерскому движению в СССР. Н. К. Крупская занима­ лась разработкой проблем со­ ветской трудовой школы и бы­ ла зачинателем важнейших преобразований в этой области. Надежда Константиновна много сделала для претворения в жизнь ленинских положений о соединении школьного обуче­ ния с производительным тру­ дом молодого поколения, о трудовом воспитании и поли­ технизации. Жизнь этого вы­ дающегося деятеля Коммуни­ стической партии и Советами го государства, оставленное ею ценное научное наследие стано­ вятся особенно значимы *сей­ час, когда , наша партии - tec- дет великую борьбу за помувш победу коммунизма, ц челове­ ка будущего. БУДНИ ШКОЛЫ » г В заочной школе моряков произошли большие изменения, о кото­ рых я н хочу рассказать в этой статье. Наша партия, ее? Централь­ ный Комитет проявили и проявляют постоянную заботу, о, росте ма­ териального и культурного уровня нашего народа. Июньский Пле­ нум ЦК КПСС призвал поднять идейно-политическое воспйта^ие мо­ лодежи, всего советского народа на более высокую ступень.-1 В этом учебном году заочная школа моряков получила прекрас­ ное помещение в специальном школьном здании по улнце Комсо­ мольской, дом 8. Количество учащихся моряков возросло вдвое по сравнению с прошлым учебным годом. Учителя школы постояяноч»- ботают в море. В настоящее время 15 преподавателей ведут учебную? ■ в районах промыслов. На плавбазе «Северодвинск» трудится мате­ матик М. К. Овчарова, на плавбазе «Иркутск» — 3. Н. Пономарева. Учителя школы работают также на плавбазах «Вптус Беринг», «/ки- тарктяка», «Памяти Кирова», «Печенга», на больших морозильных траулерах «Душанбе», «Салтыков-Щедрин», «Хабаровск», «За- волжск», «Полярный» и других, помогая морякам-заочннкам овладе­ вать знаниями. А на берегу, в школе, ежедневно проводятся консультации и при­ нимаются зачеты. Учащимся созданы все необходимые^уедркййшя занятий. Много внимания мы уделяем связи учебы с nj В кабинете химии преподаватель Р. Р. Вайткус вме< ми подготовила стенд, посвященный декабрьскому. КПСС. На стенде моряки видят, какое широкое прияеШадё ЩЦф продукция химии на флоте. Здесь представлены изделия из' капрона: детали механизмов и капроновые сети.>Слова Н. С. Хрущева «Если бы был жив Владимир Ильич Ленин, то, видимо, ceftftac он скЦгал бы примерно так: «Коммунизм—есть Советская власть плюс фёчТ' рифнкация всей страны, плюс химизация народного хвзяйства»^}ф- помннают учащимся о том огромном значении, которое придает* jtaf£ тия развитию химии в нашей стране. ■ 1 -i ЦА Педагоги школы проводят на судах не только учебную, но и боль­ шую идеологическую, воспитательную работу. Учитель географии П. Ф. Ламминг на траулере «Шексна» прочитал для моряков лекции: о развитии социалистической экономики на Кубе, о событиях в Пана­ ме, в Каире, в Зензибаре. Учитель русского языка и литературы П. С Кнриончик на плавбазе «Атлантика» прочитал лекцию «Совет­ ская литература на современном этапе», а учитель русского языка А. П. Шемякин — лекции «Культура нашей речи», «Р о ск ор , и ни­ щета в странах капитала» и т. д. Появились у нас и педагоги-общественники. Их немало. Это моряки, плавающие на судах. Многие из них имеют право прини­ мать зачеты и экзамены по школьным дисциплинам. Это те, кто окон­ чил высшее мореходное училище. Очень большую помощь оказыва­ ют вам общественные консультанты: Н. А. Самойлов с траулера «Мичуринск», И. В. Коньшня с большого морозильного Траулера «Салтыков-Щедрин», Б.-И. Вдовин с большого морозильного трауле­ ра «Златоуст», моряки «Мурмансельди» П. Н. Кравченко, Э. Ф. Нес­ теренко и другие. Сейчас все учащиеся 8-х и 10-х классов должны готовиться к вы­ пускным экзаменам, которые будут проходить с 16 марта по 30 кая. Неплохо бы сосредоточить учащихся на больших судах и плавбазах, где постоянно работают педагоги. Общеобразовательная подготовка моряков очень важное н серь­ езное дело, это дело всей нашей общественности. Трудиться по-ком- муннстическв — значит широко использовать передовой опыт, со­ вершенствовать мастерство и, конечно, овладевать знаниями, упорно ы настойчиво Учиться. Б. КОРОБОВ, директор заочной школы морякоп. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz