Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.
Маяк должен излучать свет НАШ КАЛЕНДАРЬ О работе опорно-показательных кораблей В соответствии с по становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по уве личению добычи рыбы и производства рыбной продукции» для переда чи опыта работы экипа жей передовых судов от- 9 стающим два года назад в траловом флоте была создана группа опорно- показат?лг»ных судов. В ее состав вошли траулеры, экипажи которых на протяжении длительного времени добивают ся высоких результатов в добыче рыбы, сверх планового выпуска и снижения себестоимости рыбопродукции. На этих судах грамотно исполь зуются рыбопоисковая техника и механизмы, оперативно внедряется все новое и передовое. Согласно последнему приказу по управлению флота (Лг 59 от 13 февраля) в состав группы опорно-пока?.ательных судов включены траулеры бортового траления «Калинин», «Слава», «Мор- шанск», «Волна», «Благовещенск», «Курейка», «Сокол», «Молодечно», «Молдавия», «Медвежье» горек», большие морозильные траулеры «За- волжск», «Серафимович», «Салтыков-Щедрин», «Свердловск», «Ашхабад» и плавбаза «Иркутск». В связи с длительным нахождением в ремонте выведены из состава опорно-показательных судов траулеры «Шонгуй», «Жигули» и «Мета». Главной задачей коллективов опорно-показа тельных судов является оказание постоянной практической помощи отстающим экипажам и подгя!ивакие их до уровня передовых, и в ос новном эта работа на них проводилась неплохо. Для изучения опыта работы экипажей опорно- показательных траулеров непосредственно на промысле на эти суда с отстающих кораблей на правлялись молодые, не имеющие достаточного практического опыта работы, старшие мастера по добыче и старшие мастера по обработке рыбы. За 1963 год на опорно-показательных судах по бывало 18 оарших мастеров по добыче. В свою очередь старшие мастера опорно-показательных траулеров побывали иа 12 отстающих судах фло та и оказали помощь их коллективам в упорядо чении эксплуатации орудий лова и обучении чле нов палубой команды передовым методам ра боты. HanpMMtp, с горший мастер по добыче рыбы опорко-показательного траулера «Молодечно» тов. Шзрай с ноября прошлого года работает на траулере «Сосковец». Благодаря оказанной по мощи экипаж справился с выполнением годового пла«?<! добычи рыбы. Старший мастер по добыче рыбь; опорно-показательного траулера «Сокол» тов. Аникиев побывал в прошлом году на трау лерах «Коломна» и «Котельнич». В результате оказанной помощи коллектив траулера «Котель- ннч» выполнил годовой план на 123,9 процента, а промысловики «Коломны» план четвертого квартала реализовали на 232у1 процента. Старший мастер по добыче рыбы опорно-пока зательного траулера «Мета» тов. Белозеров после постановки судна в текущий ремонт был направ лен на отстающий траулер «Алма-Ата». Много неполадок обнаружил ои на судне. Тщательм привел в порядок рабочие тралы9 разобрал, сни зал и проточил по шаблону ролики промвооруже- ния. Работа его не пропала даром. Экипаж трау лера резко улучшил «свою работу н выполнил м ал четвертого квартала на 132,2 процента. Б шую шефскую помощь экипажам других тра..деров, своим соперникам по парному и груп повому соревнованию, оказали промысловики траулеров ^Калинин», «Слава», «Благовещенск», « К *Волна», «Молодечно». Ведь парное и групповое соревнование — это борьба за максимальный вылов рыбы, и, ГЛАВНОЕ — ь^имопомощь и взаимовыручка. Для оказания практической помощи отстаю щим судам с опорно-показательного траулера в море пересаживают своих специалистов на от стающие суда, и они на месте помогают нала дить работу, внедряют свой опыт. Широко пракпаковалось прикрепление экипажей передо вых судов к отстающим командам. Но, к сожа лению, некоторые капитаны отстающих судов из чувства ложАго стыда отказываются от такой помощи. Например, когда капитан траулера «Ка линин» тов. Груздев предложил соревнующемуся с командой «Калинина» экипажу траулера «Ры бец» пг»ккять на борт для наладки орудий лова тралмейстера тов. Дерягина, то капитан «Рыбца» тов. Дьяконов отказался от такой помощи. А, между прочим, напрасно! Ничего . зазорного в этом нет. В течение прошлого года был издан ряд брошюр и листовок об опыте и методах работы экипажей опорно-показательных траулеров. Кро ме того, опыт работы этих судов широко осве щался на проводимых совещаниях, занятиях школ передового опыта, где часто выступали специалисты опорно-показательных и других пе редовых судов. Передовой опыт экипажей опор но-показательных судов освещался на страницах газет «Полярная правда» и «Рыбный Мурман», в передачах по радио и телевидению. Это, безус ловно, во многом способствовало улучшению промысловой работы отстающих судов. В новом, 1964 году наш флот должен выловить 5948,5 тысячи центнеров рыбы. В ответ на призыв дальневосточников моряки тралового флота обя зались выловить сверх плана 120 тысяч центне ров рыбы. Однако дела пока идут плохо. План января выполнен только на 91,1 процента. Задол женность по вылову рыбы на 20 февраля состав* «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 26 февраля 1964 и ляла свыше 65 тысяч центнеров. Такое поло жение тревожит всех работников флота. В этих условиях особенно важную роль должны сыграть экипажи опорно показательных судов, за дача которых заключает ся в подтягивании от стающих экипажей до уровня передовых. Однако в руководстве этим;* плавучими академиями имеется еще очень много недостатков. О некото рых нз них мне н хочется рассказать на страни цах бассейновой газеты. Сейчас планирование работы по изучению и пе редаче опыта опорно-показательных судов ведет ся в основном сверху, через ведущие отделы и службы флота. Практически это выглядит так: отделы направляют специалистов на опорно-по- казательные и отстающие суда, и те там прово дят работу по внедрению передового опыта. Са- 'Ми же коллективы опорно-показательных трау леров не планируют свою работу по оказанию помощи отстающим экипажам. Хотя начальник флота и обязал капитанов опорно-показательных судов после каждого рейса сообщать ему пись менным рапортом о работе, проделанной экипа жем по передаче опыта работы другим коллек тивам, многие капитаны не представляют таких донесений. Необходимо основной центр тяжести .работы с опорно-показательными судами перенести на про мысел. Ведь хороша практическая помощь на ра бочем месте с показом передовых прие*мов. Ее не заменишь разговором по радио* Надо чаще прак тиковать, если позволяют метеорологические ус ловия, обмен ведущими специалистами, а иногда и целыми вахтами передового судна с отстаю щим. Согласно утвержденному положению, капита нам опорно-показательных судов предоставлено право ставить перед руководством флота вопро сы, связанные с оказанием конкретной помощи отстающим судам со стороны отделов и служб управления. К сожалению, это право капитаны опорно-показательных судов пока используют слабо. А ведь было бы неплохо по приходу в порт провести совместное собрание экипажей, помочь напарнику вскрыть и ликвидировать причины от ставания. Кроме того, если это нужно, то ходатай ствовать перед руководством флота об оказании помощи отстающему судну отделами и служба ми флота. Для того, чтобы плавучие академии оправ дывали свое название, специалисты опорно-пока зательного судна должны иметь хороший опыт и знания. Задачей отделов и служб флота яв ляется укомплектование этих судов высококва лифицированными кадрами. Между тем, в этом важном деле у нас имели место серьезные прома хи. например, на траулер «Благовещенск» в прошлом году был направлен старшим мастер по добыче рыбы тов. Лупаков, который нера диво ■ халатно относился к своим обязанностям. После ухода с траулера «Сокол» капитана тов. Стойком, перешедшего в капитаны-пастав- ннкн, на судне сменилось несколько капитанов. Такое же положение наблюдалось и па траулере «Жигули». Только невнимательностью механико-судовой службы можно объяснить задержку в ремонте сверх установленных сроков опорно-показатель ных траулеров «Шонгуй» и «Жигули», что также сказалось на невыполнении их экипажами годо вого плана. Плавучие академии должны быть всегда на виду наших отделов и служб, н подоб ных промахов в дальнейшем ни в коем случае нельзя допускать. Опорно-показательные суда должны быть про водниками всего нового на флоте. Сейчас, напри мер, промысловики «Славы» первыми начали ра ботать ваерами новой конструкции (со стальным сердечником). На передовых кораблях впервые начали внедряться капроновые тралы новой кон струкции. Руководителям отделов надо оборудо вать эти суда всеми новыми приборами, более совершенными механизмами, чтобы, придя на маяк, специалист отстающего судна видел бы здесь по-настоящему налаженную культуру производства. Часто наши отрядные специалисты забывают даже сообщить в порт о том, какую работу про делали они по передаче передового опыта. Не всегда это отражается и в их рейсовых донесе ниях. Это свидетельствует о том, что иногда столь важному делу некоторые не придают дол жного значения. На днях было проведено первое занятие в шко ле мастеров. Целесообразнее было бы и дальней шем приглашать на них передовых специалистов флота с тем, чтобы они рассказывали о своем опыте, делились всем новым в промысловом деле. Нередко еще на наших маяках бывает гряз но и неуютно в помещениях. Следует навести там надлежащий порядок. Неплохо быЛо бы ввести какую-то специальную эмблему, знак или вымпел, по которому можно было бы отличить опорно-по казательный траулер от обычных судов. Лучшие передовые экипажи, наиболее инициа тивные в передаче опыта работы и подтягивания отстающих, следовало бы как-то поощрять. Все это, безусловно, скажется на улучшении ритмич ности работы флота, будет способствовать увели чению добычи рыбы. В. МАКШЕЕВ, инженер отдела добычи, председатель по стоянно действующего аромзводственного сове щания тралового флота. ДРУГ и помощник ВЕЛИКОГ ЛЕНИНА К 95-летию со дня рождения Н. К. КРУПСКОЙ Имя выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, со ратника и жены великого Лени на Надежды Константиновны Крупской (1869—1939) поль зуется любовью миллионов трудящихся. С начала 90-х го дов в течение 30 лет она вместе с Лениным боролась за созда ние и укрепление большевист ской партии, за победу рево люции, за построение комму нистического общества. В трудных условиях подполья и эмиграции Н. К. Крупская по могала Ленину растить кадры большевиков. С победой Ок тября она становится видней шим руководителем народного просвещения. «История народ ного просвещения нашей стра ны неразрывно связана с име нем Крупской», — отмечала Е. Д. Стасова. Всесторонне об разованный человек , неутоми мый пропагандист и организа тор, Надежда Константиновна внесла большой вклад в тео рию и практику коммунисти ческого воспитания советского ж Ж ">;A;XvXv>^i народа, в создание новой, со циалистической культуры. Всег да тесно связанная с народом, Крупская вела особенно боль шую работу среди женщин, молодежи, детей, способствуя тому, чтобь| ленинские идеи стали достоянием широких на родных масс. Много внимания она уделяла молодежному и пионерскому движению в СССР. Н. К. Крупская занима лась разработкой проблем со ветской трудовой школы и бы ла зачинателем важнейших преобразований в этой области. Надежда Константиновна много сделала для претворения в жизнь ленинских положений о соединении школьного обуче ния с производительным тру дом молодого поколения, о трудовом воспитании и поли технизации. Жизнь этого вы дающегося деятеля Коммуни стической партии и Советами го государства, оставленное ею ценное научное наследие стано вятся особенно значимы *сей час, когда , наша партии - tec- дет великую борьбу за помувш победу коммунизма, ц челове ка будущего. БУДНИ ШКОЛЫ » г В заочной школе моряков произошли большие изменения, о кото рых я н хочу рассказать в этой статье. Наша партия, ее? Централь ный Комитет проявили и проявляют постоянную заботу, о, росте ма териального и культурного уровня нашего народа. Июньский Пле нум ЦК КПСС призвал поднять идейно-политическое воспйта^ие мо лодежи, всего советского народа на более высокую ступень.-1 В этом учебном году заочная школа моряков получила прекрас ное помещение в специальном школьном здании по улнце Комсо мольской, дом 8. Количество учащихся моряков возросло вдвое по сравнению с прошлым учебным годом. Учителя школы постояяноч»- ботают в море. В настоящее время 15 преподавателей ведут учебную? ■ в районах промыслов. На плавбазе «Северодвинск» трудится мате матик М. К. Овчарова, на плавбазе «Иркутск» — 3. Н. Пономарева. Учителя школы работают также на плавбазах «Вптус Беринг», «/ки- тарктяка», «Памяти Кирова», «Печенга», на больших морозильных траулерах «Душанбе», «Салтыков-Щедрин», «Хабаровск», «За- волжск», «Полярный» и других, помогая морякам-заочннкам овладе вать знаниями. А на берегу, в школе, ежедневно проводятся консультации и при нимаются зачеты. Учащимся созданы все необходимые^уедркййшя занятий. Много внимания мы уделяем связи учебы с nj В кабинете химии преподаватель Р. Р. Вайткус вме< ми подготовила стенд, посвященный декабрьскому. КПСС. На стенде моряки видят, какое широкое прияеШадё ЩЦф продукция химии на флоте. Здесь представлены изделия из' капрона: детали механизмов и капроновые сети.>Слова Н. С. Хрущева «Если бы был жив Владимир Ильич Ленин, то, видимо, ceftftac он скЦгал бы примерно так: «Коммунизм—есть Советская власть плюс фёчТ' рифнкация всей страны, плюс химизация народного хвзяйства»^}ф- помннают учащимся о том огромном значении, которое придает* jtaf£ тия развитию химии в нашей стране. ■ 1 -i ЦА Педагоги школы проводят на судах не только учебную, но и боль шую идеологическую, воспитательную работу. Учитель географии П. Ф. Ламминг на траулере «Шексна» прочитал для моряков лекции: о развитии социалистической экономики на Кубе, о событиях в Пана ме, в Каире, в Зензибаре. Учитель русского языка и литературы П. С Кнриончик на плавбазе «Атлантика» прочитал лекцию «Совет ская литература на современном этапе», а учитель русского языка А. П. Шемякин — лекции «Культура нашей речи», «Р о ск ор , и ни щета в странах капитала» и т. д. Появились у нас и педагоги-общественники. Их немало. Это моряки, плавающие на судах. Многие из них имеют право прини мать зачеты и экзамены по школьным дисциплинам. Это те, кто окон чил высшее мореходное училище. Очень большую помощь оказыва ют вам общественные консультанты: Н. А. Самойлов с траулера «Мичуринск», И. В. Коньшня с большого морозильного Траулера «Салтыков-Щедрин», Б.-И. Вдовин с большого морозильного трауле ра «Златоуст», моряки «Мурмансельди» П. Н. Кравченко, Э. Ф. Нес теренко и другие. Сейчас все учащиеся 8-х и 10-х классов должны готовиться к вы пускным экзаменам, которые будут проходить с 16 марта по 30 кая. Неплохо бы сосредоточить учащихся на больших судах и плавбазах, где постоянно работают педагоги. Общеобразовательная подготовка моряков очень важное н серь езное дело, это дело всей нашей общественности. Трудиться по-ком- муннстическв — значит широко использовать передовой опыт, со вершенствовать мастерство и, конечно, овладевать знаниями, упорно ы настойчиво Учиться. Б. КОРОБОВ, директор заочной школы морякоп. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz