Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.

В Ы помните стихотворение, опубликованное в нашей газете 21 января «Я вам благо­ дарен, люди!»? Его автор — кочегар буксирного парохода «Микула» Мурманского мор­ ского рыбного порта Станислав Пименов. У него есть еще мно­ го стихов о море и дружбе, о товарищах и о любви, о труд­ ной профессии кочегара и чу­ десной прцооде сурового Севе­ ра, Написаны они не всегда удачно с точки зрения боль­ шой поэзии. А за душу тро­ гают — в них дыхание жизни, биение сердец, открытых лю­ дям, мысли молодого человека о жизни, о себе. Но здесь речь пойдет не о стихах, а о том, как жизнь, люди, внимательные, чуткие, требовательные, приняли в свою семью «зеленого» парень­ ка, научили трудиться, ценить моряцкую дружбу, говорить о многом возвышенно, стихами, потому что иначе нельзя. Если смотреть глазами вче­ рашнего школьника, полтора года назад на Славины плечи свалилась беда — он не сдал математику на экзаменах в среднем мореходном училище. Пареньку, приехавшему из да ­ лекого Казахстана за своей мечтой, было плохо. За плеча­ ми школа да небольшой опыт работы слесарем. Впереди — ускользающая мечта моряцкого счастья. Как быть, как жить? Что такое жизнь? — думает парнишка. Жизнь не простая, Жизнь — это море. Коль трусость посеешь, Пожнешь только горе. Кто борется с штормом, Кто с ветрами в споре, Не страшно тому Штормящее море. 17 лет парнишке. Он идет в порт. На буксире «Кантовщик» юнга Пименов моет посуду, убирает салон, драит палубу. Потом стармех Борис Дмитрие­ вич Михайлов увел юнгу в ма­ шинное отделение, выучил его делу. Сдал Станислав на к о - , тельного машиниста. Особый ключик нашел к его сердцу за­ мечательный «дед», молодой и зоркий. Добрый был ключик. Вот и первый отпуск. При­ ехал Слава домой. Отец суроро отчитал за провал по матема­ тике. Мать выслушивала сына, как доктор — что сын еще не сказал, что ей еще знать надо. Да разве матери все рассад- жешь? Расстраиваться будет, В маленьком блокноте остави­ ли стихотворный след и горечь разлуки е родными, и благо­ дарность отцу, и забота о маме* «плакать не надо, забудь тре­ воги, пожелай мне, мама, сча­ стливой дороги». Взрослый сын знает: так надо, ведь дело в том, кто, как и где служат Отчизне, Запоминает — мате* СПАСИБО ВАМ, ЛЮДИ! ри не напишешь долго письма — волноваться будет. Значит, надо писать часто. П О С Л Е отпуска попал Пи- ■■менов на «Микулу». — Пожалеешь , — преду­ преждал Борис Дмитриевич. — На «Микулу»? — инте­ ресовались знакомые ребята. — Повезло тебе. Не команда там, а золото. — Вот что, парень, — огля­ дев невысокую щуплую фигу­ ру новичка, изрек старший ме­ ханик Александр Васильевич Антонов, — иди-ка ты обратно в отдел кадров, пусть полегче куда пошлют. Это тебе не на жидком топливе, это на т-в-е-р-д-о-м. Станислав молчал, разгля ­ дывая палубу. — Это же больше тонны угля надо перештивать за вах ­ ту, трехметровым ломом р а ­ ботать в топке. А топки не травкой луговой пахнут, они огнем пышут, — внушал «дед». Новичок молчал. Ни смущения на его лице, ни упрямства, ни испуга. Шчего . — Ты, милок, не глуховат часом? — участливо полюбо­ пытствовал Антонов. Удивленные искорки засвети­ лись в больших, ясных голу­ бых глазищах. — Нет, я слушаю. — Так я тебе говорю: иди в отдел кадров обратно. — Гоните? — С-о-в-е-т-у-ю. s — А мне сюда посоветовали идти, говорят, ребята друж« ные. — Сбежишь. — Не думаю. — Молод еще соображать так, — осерчал «дед». ^ — Я на вас надеюсь. Или нельзя? — и снова голубйе глаза полыхнули огоньками, «Солнышко ясное, — поду­ мал Александр Васильевич, ■*- к$$ рбднимет лицо, так и з а ­ з о л о т и л там искорки», ffo ответил недовольным тоном: Во как! Тогда держись. — Я стараться буду. О Н старался . Ах, как он старался . Первое время казалось, что все знает только блокнот со стихами. Знает про пудовый свинец в плечах, про палящие пасти печей, про то, как косит с ног усталость, как неимоверно хочется cnafb, спать. Д аж е на вахте. Никто не упрекнул парнишку в сла ­ бости, никто не дал понять, что трудно стоять с ним вах ­ ту, что много надо за него Делать, — Плохой из него работник тогда был, — вспоминает ста­ рый ас в кочегарском деле Михаил Захарович Фишов, — видишь, парень из сил выбил­ ся, ну и отправишь, вроде за делом, на палубу. Если бы кто спросил дядю Мишу, зачем он так делал, он изумился бы несказанно: «Как же иначе? Он же уставал, это видно было». А вот Валентин Смекалов углядел другое — можно себя не утруждать и сдать новичку нечищенные топки. За вахту сто потов спустит Станислав, а пар на марке не удержит. Но это Смекалова не заботило. Не учел только он другого. Дядя Миша, старшина кочегаров, был для Пименова отцом, под его защитой ничего не страш- ЕСЛИ РЯДОМ С ТОБОЮ но, он был душой и сердцем рядом со слабым. Видит, без толку хлопочет тот, легко так скажет: — Забросай уголь да иди к моим топкам, подломай шлак, а я посмотрю, как у тебя дела. Подумает, прикинет, раздаст уголь, направит топки. Он-то и раскусил, в чем дело, понял маневр Смекалова. Вот этого и не предусмотрел Смекалов, не рассчитал. За подлость взяли Валентина в оборот кочегары дядя Миша и Дмитрий Долга- нов. Беседа шла за закрытыми Дверями, О чем и как говори­ ли с Валентином, не выяснено. Не впервой он так безобразни- ' чал. Пришлось ему с «Микулы» уйти. ТО, а может, и что дру­ гое, навеяло стихи: Дружба флотская, верная, Крепче ее не найдешь, С другом в моря полярные Смело, спокойно идешь. Учат людп, учит жизнь: все запоминает новичок: ...Короче, если дрянью стану, Друзей не стану узнавать, Тогда все вместе и отдельно 0 лицо мне можете плевать. В конце концов чувства, пе­ реполняющие юношу, рождают йскренНее признание; «Я люблю восьмерку кочегаров, Все веселый спаянный народ... То ли труд тяжелый их сближает, То ли пламя закаляет их, Так или иначе кочегары Всюду узнают друзей своих. Как же сложился такой кол­ лектив? Ведь в 1962 году «Ми­ кула» занимал первое место... по числу аварий. Подолгу из- за этого стоял в ремонте. Не верили в него моряки. Превра­ тился буксир в проходной двор. Менялись матросы, штурманы, капитаны. Так и прилипла к нему слава худого судна, невезучего. — Не буксир «невезучий», люди не сплочены, от людей все зависит, — сказал комму­ нист бывший старпом, а теперь новый капнтан Владимир Ни­ колаевич Морозов. Судоводителей он сумел увлечь бесконечными варианта­ ми решений множества задач. И они поняли, что интересно, увлека­ тельно самостоя- i p v r тельно решать во- Д Г $ I просы судовожде- ^ ния. Работа раз­ нообразная: букси­ ровать лихтер с грузом, по сигналу бедствия спешить на выручку колхозно­ го сейнера, потерявшего в шторм управление, снимать севший на мель траулер, отап­ ливать суда, обеспечивать их водой. Пусть не ходят они в заграничные дали И не возят в трюмах экзотический груз, Но и штормы и бури они повидали, И сурового моря окончили вуз. Чтобы мать не рыдала по гибели сына, Чтоб вдовой «не осталась жена моряка, Чтобы судно с людьми не сожрала пучина, Посылает спасателя в море страда* РОНИКЛИСЬ ответствен­ ностью за доверие штур­ маны, механики и матросы, сплотились кочегары. Комму­ нист третий помощник капита­ на Виктор Афанасьевич Шаш- ков возглавил и оживил рабо­ ту судового комитета. Радист Станислав Се^енихин, член су- х дового комитета, стал хорошим организатором досуга моряков. В борьбу за звание ударников коммунистического труда всту­ пили матрос Иван Иванович Ёгоров, начальник радиостан­ ции Яков Николаевич Ере- П меев, третий меха­ ник Александр Варзугин, старший машинист Николай Тарасов, кочегар Александр Васильевич Шебу- ков. Не все, конечно, идеально на судне. Случаются еще и ошибки, н промахи. Однако' дружнее стали люди, ойи поверили не в корабль, они поверили в себя. План 1963 го­ да был перевыполнен. «Мику­ ла » вышел в» первую десятку судов флота, завоевал в треть­ ем квартале и удерживает пе­ реходящее Красное знамя пор- товогд комитета. Январский план нового года перекрыт без малого вдвое. Теперь с «Микулы» уходят люди или на повышение или в отпуск. В Советскую Армию ушли' служить матросы Николай Ше- ренок и Николай Сай. Они пишут друзьям о своей служ­ бе, живут мыслью о возвращен нии на флот и только на «Мн- кулу». «Экипаж «Микулы» вы­ растил нас хорошими матроса* , ми, а это помогло нам стать хорошими солдатами». Призвали в армию кочегара Людвига Копытова. Узнали его друзья, что мать солдата оста­ лась без дров. Не успел сын сделать это. Шебуков, Вар- фоламеев и другие кочегары купили дрова, привезли, поко­ лоли, уложили. Многое можно было бы рас­ сказать о людях буксира: и о том, как сообща они покупают друг другу вещи, и о том, за что попадает Валерке Трухи- ну, как пестует молодежь ко­ чегар Александр Васильевич Шебуков, как учится в среднем мореходном училище Семени- хин и зубрит математику Пи­ менов, о событии в жизни уче­ ника кочегара Укладова, о шко­ ле коммунистического труда ц о том, почему штурман Шаш- ков мечтательно говорит: «Мне хочется, чтобы на судне было побольше поэтов». А разве не интересно, что на «Микуле» работают люди 8-ми национальностей? Люди они разные. Все они вместе и каждый в отдельности много сделали для того, чтобы нашел свое счастье в жизни Слава Пименов. Потому-то он им и сказал стихами: Я горжусь, что живу вместе с ними, Дружбы их не забуду вовек. Здесь меня научил* трудиться, Здесь назвали меня — <■ Человек. Г. ЛЫСЕНКО. я Внимание! Говорит радиоузел • f t В минувшем рейсе ниоряки большого морозильного трау­ лера «Маяковский» добились большого успеха. За два меся­ ца промысла они выработали 1414 тонн готовой продукции, 100 тонн рыбной муки. На примере этого экипажа еще раз убеждаешься в силе группово­ го соревнования, в той огром­ ной роли, которую играет хо­ рошо организованная полити­ ко-массовая работа. Расскажем обо всем по порядку. Старшим мастером по добыче рыбы на траулер был направ­ лен тов. Савченко. Это был его первый рейс на БМРТ. Естест­ венно, на первых порах ему было трудно. По просьбе капи­ тана тов. Баркова и помполита тов. Морозова командование большого морозильного трауле­ ра «Мурманск» (соперники по соревнованию) направило на помощь тов. Савченко своего старшего мастера тов. Ежова. Через некоторое время тов. Савченко стал чувствовать себя увереннее, что не замедлило сказаться и на результатах добычи. Старший помощник капитана с траулера «Маяковский» тов. Зинзинов три дня находился l i i l i i i i a i i i i i i i i i i i i i n i i i i i i i i i i i i B V «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 14 февралй 1964 г. на «Мурманске» и изучал там организацию труда, судовож­ дение и другие вопросы. Как и на других судах, на* «Маяковском» было организо­ вано соревнование между вах­ тами, проводили беседы агита­ торы, работали контрольные посты. Партийная организация использовала для мобилизации коллектива на успешное вы­ полнение плана судовой радио­ узел. Во время рейса ежеднев­ но выпускался радиобюллетень. Коммунисты траулера пору­ чили выпуск бюллетеня заме­ стителю секретаря парторгани­ зации начальнику радиостан­ ции Александру Егоровичу Ба­ бичеву. И он оправдал доверие парторганизации, отлично спра­ вился с поручением. Темы, вопросы для радио­ бюллетеня подсказывала сама жизнь, сами моряки. В декаб­ ре прошлого года перед про­ мысловиками стояла задача — максимально увеличить добы­ чу рыбы с тем, чтобы ликвиди­ ровать недолов. Из радиобюл­ летеня моряки «Маяковского» узнавали, какой вклад они вно­ сят в решение этой задачи, кто идет впереди, кто отстает. В часы, когда очередная вах- та готовилась к заступлению, в салоне раздавался голос диктора (передачи вел тов. Ба­ бичев). — Товарищи! Прослушайте радиобюллетфь. Сегодня 13 де­ кабря, идут 79 сутки плавания. На промысле находимся 50 су­ ток. На счету экипажа 1014 тонн готовой рыбной продук­ ции. Рейсовое задание выпол­ нено на 117 процентов. За минувшие сутки лучше других сработала первая сме­ на. Отлично потрудились рас­ фасовщики обеих смен тт. Ор­ ловский, Васякин, Маянов, гла­ зировщик тов. Молодцов. Коллектив машинной коман­ ды. произвел профилактику главной машины. Отличились мотористы тт. Черезов и Иса­ ков. Тов. Исаков вышабрил полностью головной подшип­ ник. Эта работа требует вы­ сокой квалификации. Из бюллетеня за 16 декабря моряки узнали, что у второго механика тов. Кудрявцева день рождения. Ему исполнилось 28 лет. Много теплых слов было сказано по его адресу и заслуженно. Вахта тов. Куд- рявцева первой вступила в с о ­ ревнование за звание вахты коммунистического труда. —• Коллектив траулера поздравляет вас, Аркадий Ми­ хайлович, с днем рождения, желает здоровья, счастья, успе­ ха в труде, разносятся по кораблю слова диктора. — Слушайте музыкальное позд­ равление... Семнадцатого декабря на судне произошло «ЧП». Смена мастера по добыче тов. Весе­ лова не отремонтировала пор­ ванный трал. В результате по­ теряно 4 часа промыслового времени. Об этом с помощью радис узнал весь экипаж. Ви­ новные чувствовали себя, пря­ мо скажем, препротивно под осуждающими • взглядами мо­ ряков. Из радиобюллетеня за восем­ надцатое декабря моряки узна­ ли результаты группового со­ ревнования с экипажами трау­ леров «Мир», «Дружба», «Ор­ бита» за первую половйну ме-, сяца. 26 декабря в радиобюллетене резкой критике было подвергну­ то нерадивое отношение от­ дельных членов экипажа к тех* нике, к труду своих товарищей. Токарь тов. Пономарев изгото­ вил новые крышки с задрайка­ ми для станций грузовых рабо­ чих лебедок. Четверо суЧбк затратил он на это. А мастер по добыче рыбы тов. Ляпко использует эти крышки как канифас-блоки и ломает'их. ’ Нарушается герметизаций стан­ ций, лебедки могут .* выйтр из '• it ^ ki' - строя... к ----- И так каждый день, расска­ зывая о хорошем, критикуя не­ достатки, тов. Бабичев делал болыцое партийное дело, моби­ лизовывал экипаж на успешное решение стоящих задач. По критическим замечаниям командование судна принимало сразу же меры. Это повышало действенность радиобюллетеня. И если старший механик тов. Серебров первое время расце­ нивал его выпуск как какую- то забаву, то, почувствовав большую силу воздействия бюллетеня, сам стал активным помощником тов. Бабичева. Опыт партийной организации траулера «Маяковский» по вы- пуску радиобюллетеня заслу- живает распространения на все промысловые корабли. В. ЕВГЕНЬЕВ. НАМ. р а д и р у ю т . Моряки среднего рефрижера­ торного траулера 709 досрочно |н а сорфс трое суток выполнили рейсовое задание по добыче сель­ ди. ? Хорошо работают матросы тт. Шкудас, Гром, Прокофьев, второй механик тов. Сперанский, второй помощник капитана тов. Катынский, боцман тов. Гейбович. В. ТИМОФЕЕВ, секретарь партийной организации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz