Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.
ш ттт*ш& Они—с опорно- показательного Траулер «Благовещенск» в последние годы приобрел ши рокую известность в бассейне. Его экипаж неизменно зани мает место в десятке лучших судов флота. Не случайно траулер был выдвинут в ряд опорно-показательных. Здесь есть чему поучиться другим морякам. В том числе — умению, сноровке, любви к делу, с каким трудятся на «Благовещенске» боцман М. А. Лебедев, засольщик К. К. Ка- зимагомедов и матрос А. Я. Зинченко. Мастера своего де ла, эти замечательные моряки пользуются большим уваже- нием у всего коллектива. На снимке: (слева направо): М. А. Лебедев, К. К. Казима- гомедов, А. Я. Зинченко во время встречи в порту в пери од стоянки. Фото Б. Осоки на. I НУЖНЫ ПРИБОРЫ для ! дальне ! радионавигации -- ---------------------- ------------------ — — --- У Р А З Б И ТО Г О КО РЫТ А Много хороших дел на счету коллектива ремонтно-строитель ного управления главка «Севры ба». Только в прошлом году строи тели сдали в эксплуатацию многие промышленные и культурные объ екты для предприятий нашего бас сейна. План строительных работ выполнен на 106 процентов. Здесь, как и на любом пред приятии. есть свои маяки, по ко торым равняются остальные. Пе редовиками социалистического со ревнования являются плотники бригады Н. Самоделова. Бригада борется за высокое звание коллек тива коммунистического труда. Бригады каменщиков и маля*- ров под руководством А. Иванова, П. Егорова и М. Рулимовой еже месячно перекрывают нормы вы работки на двадцать и более про центов. Сейчас рабочие управле ния строят столовую в рыбном порту, клуб на Абрам-мысе, ремон тируют жилые дома. Есть и серьезные недостатки. Главное, что мешает строителям работать лучше, это то, что у них нет своей производственной базы. — Мы выкручиваемся, как мо жем, — рассказывает Николай Александрович Кисляк, главный инженер управления. — Заказы на столярные изделия и раствор шлем во многие предприятия го рода, но они никогда не выпол няются в срок. И в самом деле, беспокоиться о судьбе своего предприятия есть все основания. Коллектив управ ления находится на положении пасынка. Снабженцы управления толкаются в двери многих учреж дений за тем или за другим. Не один месяц выполняет заказ на . столярные изделия завод «Строй- деталь» строительного управле ния Л1? 416. Это еще неплохо, хотя завод не имеет никакого от ношения к рыбакам. А как от носятся к строителям те предпри ятия, которые находятся в распо ряжении главка «Севрыба»? Надо прямо сказать, наплевательски. Кочующие столяры управления идут в чужие столярные мастер ские в поисках места, чтобы из готовить какую-нибудь деталь. В чем же причина, что строи тельная организация такого круп ного объединения, как главное уп равление «Севрыба», осталась как К о р о т к о На судах и в береговых служ бах тралового флота началось /широкое обсуждение итогов вы полнения коллективного договора за 1963 год. В ходе обсуждения участники его вносят предложе ния в коллективный договор на 1964 год. Такие собрания в последние дни прошли в береговых брига дах, ДМО и других службах. у разбитого корыта, не имея даже примитивной столярной мастер ской? Она в одном — в безответ ственности тех, кому былопору чено производить реорганизацию. Ранее был у рыбаков строи- тельно-монтажный трест. Он имел в своем распоряжении автобазу, запань, столярный цех, бетонный завод. В связи с укрупнением предприятия автотранспорт был передан автобазе главка «Севры ба». Запань передана лесотарному комбинату. Все это хорошо. А вот передали столярный цех и бетон ный завод тресту «Мурманпром- строй», и получилось, как гово рится, ни себе, ни людям. Первоклассный столярный цех с сушилками обеспечивал добро качественной продукцией все объ екты. Однако новые хозяева всю технику повыбрасывали, и сейчас цех превращен в обыкновенный сарай с дырявой крышей. Жизнь в нем замерла. Каждый, кто едет в поезде на юг, по левую сторону в конце района Петушинки видит купол, похожий на пожарную каланчу. Это бетонный завод. Здесь стоят два бункера, бетономешалки, нак лонная галерея. Завод соооружали строители бывшего строительно монтажного треста управления рыбной промышленности. Не за кончив, его передали опять же «Мурманпромстрою». Беспризорный, никем не охра няемый завод былубежищем для всяких сомнительных лиц. В 1962 году он был подожжен. И как па мятник беспечности, видна сгорев шая часть наклонной галереи. Почти миллион рублей (в старых деньгах) затрачен на строитель ство, и все вылетело в трубу. Лопнула, как мыльный пузырь, надежда строителей на то, чтобы другой маленький бетонный завод остался у них. Его тоже переда ли тресту. И вот уже идет слух, что и он прекратил существова ние. Знают о нуждах этого коллек тива в главном управлении «Сев- рыба», но помощи не видно. Го сударству нанесен большой ущерб. И тем, кто нанес его, следует за это ответить. Здесь мало ограни чиваться мерами административ ного воздействия. Это дело надо квалифицировать определенной статьей уголовного кодекса. Н. ЖУКОВ. Прочитав фельетон «Вихры | бумажные над фонарями», я и | мон товарищи возмущены ■ безобразнейшей волокитой, ко- ■ торая тянется на протяжении ■ нескольких лет. Права редак- I ция, что резко поставила об ■ этом вопрос. Но мне хочется повести раз- | говор дальше, глубже. На фло- | те очень остро стоит проблема [ о способах удержания промыс- ■ ловых судов на наиболее плот ных концентрациях рыбы, так как ни астрономические спосо- | бы определения места, ни имеющиеся в нашем распоря- ■ женин радиотехнические сред- л ства, ни промысловые буи с ! фонарями Быховского с нас- ■ снвными радиолокационными t отражателями не обеспечивают I в полной мере нужды судово- ! дителей. Астрономические способы оп- ! ределения, несмотря на все их ■ достоинства, обладают весьма 5 существенным недостатком — 5 полной зависимостью от со- ! стояния погоды, а районы Ба- Z ренцева моря и Северной Ат- S лантики, как известно, не'очень S часто балуют штурманов без- S облачным небом,уда и времени S на определение места судна S уходит много. Имеющиеся на судах радио- | пеленгаторы приносят наиболь- ■ шую пользу только во время ■ переходов к месту промысла и | обратно. Во время же промыс- | ла, который чаще всего ведется ■ вдали от берегов, а это значит и вдали от радиомаяков, точ ность определения ни в коей | мере не удовлетворяет судово- ■ дителей. Радиомаяки на боль ших расстояниях дают точность ■ порядка 10—30 миль, а для I промысла нас может устроить ■ точность определения места с погрешностью в 1—2 мили. О промысловых буях гово- ■ рить много также не приходит- ■ ся, так как они связывают про- J мысловиков и часто во время ■ штормовой погоды и туманов ■ теряются. Кроме того, рыба не ■ стоит на одном месте, и буи ■ приходится снимать и пере- ■ ставлять. Это приводит к по- ■ тере промыслового времени. Ни для кого не секрет, что 5 районы Северной Атлантики обеспечены имеющимися на ф побережье Америки и Англии j станциями дальней радионави- 5 гации системы «Лоран» и £ «Декка». Определение по этим 2 системам дает в этих районах точность получения места зна чительно более высокую, чем по радиомаякам и астрономи ческим способом. И что особен но важно, место нахождения судна можно знать практиче ски постоянно. Но беда в од ном — на наших судах нет приборов, нет станций, при помощи которых можно Сыло бы не ломать голову над во просом, через сколько дней на карте или планшете появится долгожданное обсервованное место. Экипажам очень нужны такие приборы. Может быть, на первых по- | рах нельзя обеспечить ими все ■ корабли. Но в группе работаю щих в дальних районах БМРТ необходимо хотя бы на 2—3 су дах иметь установленные стан ции. Это даст возможность ка питанам путем взаимного пе ленгования* уточнять свое место в группе относительно судна9 имеющего обсервованные коор динаты. * Стоимость установленного оборудования окупится очень быстро. Судоводителям гораз до легче будет удерживать ко рабль на подвижных концен трациях рыбы, уловы резко возрастут. У читателей может возник нуть вопрос — зачем тогда нужны фонари Быховского, если они ке полностью отве чают требованиям промыслови ков. Нет ли тут какого проти воречия? Нет! Приборы системы даль ней навигации стоят дорого и должны устанавливаться в первую очередь на больших морозильных траулерах. Воз можность установки их на ма лых траулерах появится через два — три года, а может быть и больше. Значит, надо совер шенствовать эти фонари. Сбра сывать их со счета пока рано. В. ВОЛКОВ, старший помощник капитана трау лера «Запад». т . 5 ,Тв Б б а Е В 3 1 л п У л я О ПРОМЫСЛЕ СЕЛЬДИ В 1964 ГОДУ (Окончание. Нач. на 2 стр.). во втором квартале на траловый промысел донных рыб в другие районы. Наряду с этим для уве личения общего отечественного вылова сельди также необходи мо развивать в наиболее произво дительные периоды лова промы сел банковых сельдей в Северном море и на банке Джорджес . Перспективы промысла в послед ние два месяца первого квартала , а также в целом на 1964 год должны быть более благоприят ными, чем в 1963 году, и особен но в сравнении с 1962 годом. Так, в течение января общая произво дительность лова сельди была больше, чем в 1963 и 1962 годах. Промысел производился в преде лах основной зимовки сельди, рас пространяющейся вдоль 500-мет ровой изобаты по юго-западной и западной кромкам холодного кли на Восточно-Исландского течения. Только в последнюю пятидневку января было заметно небольшое смещение концентраций и промыс ла в юго-восточном направлении. Основную массу промысловых скоплений в течение всего февра ля должна составлять преднерес товая часть молодого высокоуро жайного поколения рождения 1959 года. В первую пятидневку февра ля произошло постепенное обо собление преднерестовых концен траций от неполовозрелой массы стада . При этом старшие возрасты стали первыми активно смещать ся в восточном направлении к не рестилищам в район Норвежского мелководья. В то же время значительная часть сельди молодых высоко урожайных поколений 1959 и 1960 годов осталась в смешанных во дах Восточно-Исландского тече ния. Скопления такой сельди должны главным образом сосре доточиваться вдоль 300—500-мет ровых глубин восточного побе режья Исландии. В конце первой — начале вто рой декады февраля передовые крупные скопления преднересто вой сельди подойдут к фронту теплых вод, находящемуся в не посредственной близости к нуле вому меридиану. Дальнейшая миг рация преднерестовых скоплений на восток должна проходить бы стрым темпом со скоростью 20—30 миль и более в сутки. Это должно учитываться промысловым флотом при выметке сетей в каждый сле дующий день. Первый мощный подход пред нерестовых концентраций к Нор вежскому мелководью, в район з а падных склонов банок Гриптарене и Фрейя произойдет 16— 18 фев раля . Основная масса их будет представлена старшими возраста ми, нерест которых должен совер шиться в очень сжатые сроки и закончиться в конце февраля — первой пятидневке марта. При облове крупной сельди старших возрастов наиболее уло вистыми должны быть сети с ячеей 32 и также 34 миллиметра. В то же время на скоплениях повторно созревающей сельди по коления 1959 года не менее эф фективными могут быть сети с ячеей 28 и. частично 30 миллимет ров. В первую половину марта по дойдет на нерест, в основном к банкам Хальтен и Склинна, по вторно созревающая часть поко ления 1959 года. Затем широким фронтом будут подходить рекру ты 1959 года, распределявшиеся как на основной зимовке, так и в межструйных пространствах се веро-восточной части Норвежско го моря, а такж е на выходе из Баренцева моря у северо-запад ного побережья Норвегии. Осо бенно массовые подходы их дол жны быть к Лофотенскому мел ководью, где наиболее произво дительный лов начнется с середи ны марта и будет продолжаться до конца первой декады апреля. При определении перспектив лова сельди в Норвежском море на 1964 год все показатели про изводительности промысла д о лж ны быть больше, чем в 1963 году, и особенно против 1962 года. Ос нованием для этого является об щее расширение ареала кормовых миграций в летние месяцы, уве личение акватории нерестилищ и основной зимовки сельди в пред нерестовый период, а такж е зн а чительный прирост индивидуаль ного веса молодой сельди в воз расте от 3 до 6 лет. С большим увеличением численности про мыслового стада за счет трех высокоурожайных поколений 1959, 1960 и 1961 годов ареал кормовых миграций значительно расширится по сравнению с 1963 годом и распространится севернее порога Мона. В результате этого в июле и августе повысится зн а чение северных промысловых рай онов. Благодаря тому, что акватория зимовки и плотность преднере стовых скоплений в IV квартале 1904 года заметно увеличатся и отдельные , концентрации будут устойчивее, чем в 1963 году, дол жны быть очень благоприятные условия с . середины ноября до первой декады января 1965 года для организации лова разноглу бинными тралами . Однако это может быть возможно только прй строгом регулировании его Щ месте промысла без ущерба для дрифтерного флота. Таким образом, учитывая ука занные особенности а та кж е при рост индивидуального веса пре* обладающих в промысле молоды# высокоурожайных поколений на 20—25 процентов против 1963 r<J- да , общий вылов отечественного промысла в Норвежском море при максимальном увеличений промыслового флота в наиболее производительные периоды можбт быть увеличен в 1964 году не ме нее чем на 20 процентов по сравнению с 1963 годом. При пла нировании следует исходить из нагрузки на один эксплуатацион ный СРТ обычного типа не менее 9,5 и типа СРТ -Р около 12 тысяч центнеров сельди в год. И. ЮДАНОВ. начальник научной экспедиции, кан дидат биологических наук, старший научный сотруд ник ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 февраля 1964 г, 3 стр. ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz