Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.

ш ттт*ш& Они—с опорно- показательного Траулер «Благовещенск» в последние годы приобрел ши­ рокую известность в бассейне. Его экипаж неизменно зани­ мает место в десятке лучших судов флота. Не случайно траулер был выдвинут в ряд опорно-показательных. Здесь есть чему поучиться другим морякам. В том числе — умению, сноровке, любви к делу, с каким трудятся на «Благовещенске» боцман М. А. Лебедев, засольщик К. К. Ка- зимагомедов и матрос А. Я. Зинченко. Мастера своего де­ ла, эти замечательные моряки пользуются большим уваже- нием у всего коллектива. На снимке: (слева направо): М. А. Лебедев, К. К. Казима- гомедов, А. Я. Зинченко во время встречи в порту в пери­ од стоянки. Фото Б. Осоки на. I НУЖНЫ ПРИБОРЫ для ! дальне ! радионавигации -- ---------------------- ------------------ — — --- У Р А З Б И ТО Г О КО РЫТ А Много хороших дел на счету коллектива ремонтно-строитель­ ного управления главка «Севры­ ба». Только в прошлом году строи­ тели сдали в эксплуатацию многие промышленные и культурные объ­ екты для предприятий нашего бас­ сейна. План строительных работ выполнен на 106 процентов. Здесь, как и на любом пред­ приятии. есть свои маяки, по ко­ торым равняются остальные. Пе­ редовиками социалистического со­ ревнования являются плотники бригады Н. Самоделова. Бригада борется за высокое звание коллек­ тива коммунистического труда. Бригады каменщиков и маля*- ров под руководством А. Иванова, П. Егорова и М. Рулимовой еже­ месячно перекрывают нормы вы­ работки на двадцать и более про­ центов. Сейчас рабочие управле­ ния строят столовую в рыбном порту, клуб на Абрам-мысе, ремон­ тируют жилые дома. Есть и серьезные недостатки. Главное, что мешает строителям работать лучше, это то, что у них нет своей производственной базы. — Мы выкручиваемся, как мо­ жем, — рассказывает Николай Александрович Кисляк, главный инженер управления. — Заказы на столярные изделия и раствор шлем во многие предприятия го­ рода, но они никогда не выпол­ няются в срок. И в самом деле, беспокоиться о судьбе своего предприятия есть все основания. Коллектив управ­ ления находится на положении пасынка. Снабженцы управления толкаются в двери многих учреж­ дений за тем или за другим. Не один месяц выполняет заказ на . столярные изделия завод «Строй- деталь» строительного управле­ ния Л1? 416. Это еще неплохо, хотя завод не имеет никакого от­ ношения к рыбакам. А как от­ носятся к строителям те предпри­ ятия, которые находятся в распо­ ряжении главка «Севрыба»? Надо прямо сказать, наплевательски. Кочующие столяры управления идут в чужие столярные мастер­ ские в поисках места, чтобы из­ готовить какую-нибудь деталь. В чем же причина, что строи­ тельная организация такого круп­ ного объединения, как главное уп­ равление «Севрыба», осталась как К о р о т к о На судах и в береговых служ­ бах тралового флота началось /широкое обсуждение итогов вы­ полнения коллективного договора за 1963 год. В ходе обсуждения участники его вносят предложе­ ния в коллективный договор на 1964 год. Такие собрания в последние дни прошли в береговых брига­ дах, ДМО и других службах. у разбитого корыта, не имея даже примитивной столярной мастер­ ской? Она в одном — в безответ­ ственности тех, кому былопору­ чено производить реорганизацию. Ранее был у рыбаков строи- тельно-монтажный трест. Он имел в своем распоряжении автобазу, запань, столярный цех, бетонный завод. В связи с укрупнением предприятия автотранспорт был передан автобазе главка «Севры­ ба». Запань передана лесотарному комбинату. Все это хорошо. А вот передали столярный цех и бетон­ ный завод тресту «Мурманпром- строй», и получилось, как гово­ рится, ни себе, ни людям. Первоклассный столярный цех с сушилками обеспечивал добро­ качественной продукцией все объ­ екты. Однако новые хозяева всю технику повыбрасывали, и сейчас цех превращен в обыкновенный сарай с дырявой крышей. Жизнь в нем замерла. Каждый, кто едет в поезде на юг, по левую сторону в конце района Петушинки видит купол, похожий на пожарную каланчу. Это бетонный завод. Здесь стоят два бункера, бетономешалки, нак­ лонная галерея. Завод соооружали строители бывшего строительно­ монтажного треста управления рыбной промышленности. Не за­ кончив, его передали опять же «Мурманпромстрою». Беспризорный, никем не охра­ няемый завод былубежищем для всяких сомнительных лиц. В 1962 году он был подожжен. И как па­ мятник беспечности, видна сгорев­ шая часть наклонной галереи. Почти миллион рублей (в старых деньгах) затрачен на строитель­ ство, и все вылетело в трубу. Лопнула, как мыльный пузырь, надежда строителей на то, чтобы другой маленький бетонный завод остался у них. Его тоже переда­ ли тресту. И вот уже идет слух, что и он прекратил существова­ ние. Знают о нуждах этого коллек­ тива в главном управлении «Сев- рыба», но помощи не видно. Го­ сударству нанесен большой ущерб. И тем, кто нанес его, следует за это ответить. Здесь мало ограни­ чиваться мерами административ­ ного воздействия. Это дело надо квалифицировать определенной статьей уголовного кодекса. Н. ЖУКОВ. Прочитав фельетон «Вихры | бумажные над фонарями», я и | мон товарищи возмущены ■ безобразнейшей волокитой, ко- ■ торая тянется на протяжении ■ нескольких лет. Права редак- I ция, что резко поставила об ■ этом вопрос. Но мне хочется повести раз- | говор дальше, глубже. На фло- | те очень остро стоит проблема [ о способах удержания промыс- ■ ловых судов на наиболее плот­ ных концентрациях рыбы, так как ни астрономические спосо- | бы определения места, ни имеющиеся в нашем распоря- ■ женин радиотехнические сред- л ства, ни промысловые буи с ! фонарями Быховского с нас- ■ снвными радиолокационными t отражателями не обеспечивают I в полной мере нужды судово- ! дителей. Астрономические способы оп- ! ределения, несмотря на все их ■ достоинства, обладают весьма 5 существенным недостатком — 5 полной зависимостью от со- ! стояния погоды, а районы Ба- Z ренцева моря и Северной Ат- S лантики, как известно, не'очень S часто балуют штурманов без- S облачным небом,уда и времени S на определение места судна S уходит много. Имеющиеся на судах радио- | пеленгаторы приносят наиболь- ■ шую пользу только во время ■ переходов к месту промысла и | обратно. Во время же промыс- | ла, который чаще всего ведется ■ вдали от берегов, а это значит и вдали от радиомаяков, точ­ ность определения ни в коей | мере не удовлетворяет судово- ■ дителей. Радиомаяки на боль­ ших расстояниях дают точность ■ порядка 10—30 миль, а для I промысла нас может устроить ■ точность определения места с погрешностью в 1—2 мили. О промысловых буях гово- ■ рить много также не приходит- ■ ся, так как они связывают про- J мысловиков и часто во время ■ штормовой погоды и туманов ■ теряются. Кроме того, рыба не ■ стоит на одном месте, и буи ■ приходится снимать и пере- ■ ставлять. Это приводит к по- ■ тере промыслового времени. Ни для кого не секрет, что 5 районы Северной Атлантики обеспечены имеющимися на ф побережье Америки и Англии j станциями дальней радионави- 5 гации системы «Лоран» и £ «Декка». Определение по этим 2 системам дает в этих районах точность получения места зна­ чительно более высокую, чем по радиомаякам и астрономи­ ческим способом. И что особен­ но важно, место нахождения судна можно знать практиче­ ски постоянно. Но беда в од­ ном — на наших судах нет приборов, нет станций, при помощи которых можно Сыло бы не ломать голову над во­ просом, через сколько дней на карте или планшете появится долгожданное обсервованное место. Экипажам очень нужны такие приборы. Может быть, на первых по- | рах нельзя обеспечить ими все ■ корабли. Но в группе работаю­ щих в дальних районах БМРТ необходимо хотя бы на 2—3 су­ дах иметь установленные стан­ ции. Это даст возможность ка­ питанам путем взаимного пе­ ленгования* уточнять свое место в группе относительно судна9 имеющего обсервованные коор­ динаты. * Стоимость установленного оборудования окупится очень быстро. Судоводителям гораз­ до легче будет удерживать ко­ рабль на подвижных концен­ трациях рыбы, уловы резко возрастут. У читателей может возник­ нуть вопрос — зачем тогда нужны фонари Быховского, если они ке полностью отве­ чают требованиям промыслови­ ков. Нет ли тут какого проти­ воречия? Нет! Приборы системы даль­ ней навигации стоят дорого и должны устанавливаться в первую очередь на больших морозильных траулерах. Воз­ можность установки их на ма­ лых траулерах появится через два — три года, а может быть и больше. Значит, надо совер­ шенствовать эти фонари. Сбра­ сывать их со счета пока рано. В. ВОЛКОВ, старший помощник капитана трау­ лера «Запад». т . 5 ,Тв Б б а Е В 3 1 л п У л я О ПРОМЫСЛЕ СЕЛЬДИ В 1964 ГОДУ (Окончание. Нач. на 2 стр.). во втором квартале на траловый промысел донных рыб в другие районы. Наряду с этим для уве­ личения общего отечественного вылова сельди также необходи­ мо развивать в наиболее произво­ дительные периоды лова промы­ сел банковых сельдей в Северном море и на банке Джорджес . Перспективы промысла в послед­ ние два месяца первого квартала , а также в целом на 1964 год должны быть более благоприят­ ными, чем в 1963 году, и особен­ но в сравнении с 1962 годом. Так, в течение января общая произво­ дительность лова сельди была больше, чем в 1963 и 1962 годах. Промысел производился в преде­ лах основной зимовки сельди, рас­ пространяющейся вдоль 500-мет­ ровой изобаты по юго-западной и западной кромкам холодного кли­ на Восточно-Исландского течения. Только в последнюю пятидневку января было заметно небольшое смещение концентраций и промыс­ ла в юго-восточном направлении. Основную массу промысловых скоплений в течение всего февра­ ля должна составлять преднерес­ товая часть молодого высокоуро­ жайного поколения рождения 1959 года. В первую пятидневку февра­ ля произошло постепенное обо­ собление преднерестовых концен­ траций от неполовозрелой массы стада . При этом старшие возрасты стали первыми активно смещать­ ся в восточном направлении к не­ рестилищам в район Норвежского мелководья. В то же время значительная часть сельди молодых высоко­ урожайных поколений 1959 и 1960 годов осталась в смешанных во­ дах Восточно-Исландского тече­ ния. Скопления такой сельди должны главным образом сосре­ доточиваться вдоль 300—500-мет­ ровых глубин восточного побе­ режья Исландии. В конце первой — начале вто­ рой декады февраля передовые крупные скопления преднересто­ вой сельди подойдут к фронту теплых вод, находящемуся в не­ посредственной близости к нуле­ вому меридиану. Дальнейшая миг­ рация преднерестовых скоплений на восток должна проходить бы­ стрым темпом со скоростью 20—30 миль и более в сутки. Это должно учитываться промысловым флотом при выметке сетей в каждый сле­ дующий день. Первый мощный подход пред­ нерестовых концентраций к Нор ­ вежскому мелководью, в район з а ­ падных склонов банок Гриптарене и Фрейя произойдет 16— 18 фев­ раля . Основная масса их будет представлена старшими возраста ­ ми, нерест которых должен совер­ шиться в очень сжатые сроки и закончиться в конце февраля — первой пятидневке марта. При облове крупной сельди старших возрастов наиболее уло­ вистыми должны быть сети с ячеей 32 и также 34 миллиметра. В то же время на скоплениях повторно созревающей сельди по­ коления 1959 года не менее эф ­ фективными могут быть сети с ячеей 28 и. частично 30 миллимет­ ров. В первую половину марта по­ дойдет на нерест, в основном к банкам Хальтен и Склинна, по­ вторно созревающая часть поко­ ления 1959 года. Затем широким фронтом будут подходить рекру­ ты 1959 года, распределявшиеся как на основной зимовке, так и в межструйных пространствах се­ веро-восточной части Норвежско­ го моря, а такж е на выходе из Баренцева моря у северо-запад­ ного побережья Норвегии. Осо­ бенно массовые подходы их дол ­ жны быть к Лофотенскому мел­ ководью, где наиболее произво­ дительный лов начнется с середи­ ны марта и будет продолжаться до конца первой декады апреля. При определении перспектив лова сельди в Норвежском море на 1964 год все показатели про­ изводительности промысла д о лж ­ ны быть больше, чем в 1963 году, и особенно против 1962 года. Ос­ нованием для этого является об­ щее расширение ареала кормовых миграций в летние месяцы, уве­ личение акватории нерестилищ и основной зимовки сельди в пред­ нерестовый период, а такж е зн а ­ чительный прирост индивидуаль­ ного веса молодой сельди в воз­ расте от 3 до 6 лет. С большим увеличением численности про­ мыслового стада за счет трех высокоурожайных поколений 1959, 1960 и 1961 годов ареал кормовых миграций значительно расширится по сравнению с 1963 годом и распространится севернее порога Мона. В результате этого в июле и августе повысится зн а ­ чение северных промысловых рай­ онов. Благодаря тому, что акватория зимовки и плотность преднере­ стовых скоплений в IV квартале 1904 года заметно увеличатся и отдельные , концентрации будут устойчивее, чем в 1963 году, дол ­ жны быть очень благоприятные условия с . середины ноября до первой декады января 1965 года для организации лова разноглу­ бинными тралами . Однако это может быть возможно только прй строгом регулировании его Щ месте промысла без ущерба для дрифтерного флота. Таким образом, учитывая ука ­ занные особенности а та кж е при­ рост индивидуального веса пре* обладающих в промысле молоды# высокоурожайных поколений на 20—25 процентов против 1963 r<J- да , общий вылов отечественного промысла в Норвежском море при максимальном увеличений промыслового флота в наиболее производительные периоды можбт быть увеличен в 1964 году не ме­ нее чем на 20 процентов по сравнению с 1963 годом. При пла­ нировании следует исходить из нагрузки на один эксплуатацион­ ный СРТ обычного типа не менее 9,5 и типа СРТ -Р около 12 тысяч центнеров сельди в год. И. ЮДАНОВ. начальник научной экспедиции, кан­ дидат биологических наук, старший научный сотруд­ ник ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 9 февраля 1964 г, 3 стр. ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz