Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.
л Резервы велики! Их надо ввести в действие (Окончание. Нач. на 1 стр.), пополнения топливом непосредственно в море на II йроцентов. При наличии танкеров, а также учитывая близость расположения районов промысла от порта — это не является проблемой. Но здесь возникает другой вопрос? Добыча рыбы сама по себе является лишь статистическим показате* лем, характеризующим сырьевую базу н изъятие нз нее определенного количества сырца, необходимого для выработки продукции. Иначе говоря, если увеличение вылова рыбы не влечет за собой пропорционального роста выпуска продукции, то с точки зрения экономи ки оно нецелесообразно. V ДЛИНЕНМЕ реГ«сооборотов траулеров, работаю- ** щнх на жидком топливе, бесспорно, увеличит д о бычу рыбы. Но, с другой стороны, оно неизбежно по влияет на рост удельного веса соленого полуфабриката, то есть произойдет нерациональное использование сырца. Возникает вопрос, есть ли оправданная экономиче ская необходимость в создавшемся положении удли нять сроки плавания судов и нести дополнительные расходы на завоз топлива в море? Сейчас, при наличии возросшей материально-технической базы, такая необ ходимость и возможность есть. Но для этого надо всю выловленную рыбу, за исключением прилова, направ лять на заморозку, а в последние дни промысла (8— 12 суток) заготовлять ее в охлажденном виде. Использование производственных рефрижераторов в промысловых условиях с целью увеличения добычи ры бы и производства продукции из нее интересуют про мышленность давно. На протяжении последних десяти лет в этом направлении производились производствен ные опыты. По результативным данным всю серию опытов можно разбить на три этапа. U A ПЕРВОМ ставилась задача выявить возмож- ■ ■ ность увеличения добычи рыбы путем передачи ее с траулеров на рефрижератор в период интенсивно го лова, когда судовая команда не могла полностью обработать всего улова. Такой опыт проводился в 1954 году на окуневом промысле в районе Копытова. ~ Контейнером для передачи улова служил обычный ра бочий траловый мешок. Он вместе с рыбой отстегивал ся от трала и передавался на рефрижератор. Переда ча осуществлялась примитивным способом: траулер ос тавлял мешок с рыбой на плаву, отходил в сторону, а моряки рефрижератора вылавливали проводник. З а тем неудобным методом дележки (как это обычно де лается на Судах бортового траления) поднимали улов на палубу и обрабатывали. Таким способом было передано на рефрижератор бо лее четырехсот тонн неразделенного окуня. Этот экс перимент выявил серьезные недостатки. Прежде всего, траулер терял много времени на отстегивание и пере дачу мешка с рыбой и постановку нового. Общая поте ря промыслового времени (с момента подъема трала до окончания спуска очередного) занимала от одного до двух часов, независимо от количества передаваемой рыбы. Во избежание простоя траулера рефрижератор вы зывался заблаговременно к очередному подъему трала. Однако часто бывали случаи, когда улов не оправды вал надежд, то есть был недостаточным для передачи. В этом случае рефрижератор терял время напрасно. Кроме того, была большая потеря улова из-за порыва мешка, что обнаруживалось лишь при подъеме его на рефрижератор. Не решалась и проблема резкого сокращения достав ки в порт соленого полуфабриката. На рефрижератор сдавался излишек улова, остальная же часть обраба тывалась на судне и направлялась в зависимости от ^ сроков хранения в посол. Таким образом, на первом этапе нас постигла неуда ча. Основная причина ее — неприспособленность реф* рнжератора для подъема улова и несовершенство ме тода передачи рыбы. Вот тогда и родилась мысль о создании производственных рефрижераторов с кормо вым слипом, который дал бы возможность принимать рыбу в больших количествах и в свежую погоду. Н А ВТОРОМ этапе испытаний выявлялась эконо мическая эффективность приемки рефрижерато ром уже заготовленного свежего полуфабриката и пе реработки его в готовую продукцию. Испытания прово дились в последние годы несколько раз. Для этой цели использовались БМРТ, ожидавшие постановки в ре монт, а также рефрижераторы «М. Ломоносов» и сВ. Беринг». Особенность данного этапа испытаний за ключалась в том, что рефрижератор принимал рыбу е траулеров с борта на борт. Примерная схема следую* щая. Экипаж заготовлял охлажденный полуфабрикат. Затем траулер шел к рефрижератору (стоящему в ук рытии), передавал рыбу, пополнялся топливом и дру гим снаряжением. В последние дни рейса моряки заго товляли охлажденный полуфабрикат и доставляли в порт. За счет увеличения выпуска и реализации готовой продукции этот метод, при определенных условиях, д а вал некоторую экономическую эффективность. С дру гой стороны также были выявлены недостатки. На блюдалась большая потеря промыслового времени тра улера из-за переходов к рефрижератору, перегрузки обработанной рыбы и возвращения к месту промысла. На все операции требовалось от двух до трех суток, при небольших переходах от района промысла. Была двойная затрата труда на обработку рыбы и расходов на ее консервацию. Первый раз выловленная рыба э КОНОМИЧЕСКИЙ разделывалась и обрабатывалась на траулере и в те чение нескольких суток хранилась в трюме, законсер вированная льдом. После выгрузки на рефрижератор рыба проходила вторичный цикл обработки и затем уже превращалась в готовую продукцию. Этот метод использования рефрижераторов, как и первый, не ис ключает, а лишь уменьшает выпуск соленого полуфаб риката. 1Л НАКОНЕЦ, на третьем, основном этапе испыта- * * иин ставилась задача добиться максимальной эф фективности производственного рефрижератора непо средственно в районе промысла и в любое время года. Основные задачи эксперимента кратко сводились к следующему: сократить до минимума потери промыслового време ни траулера на передачу рыбы; всю выловленную и разделанную рыбу за исключе нием прилова и свежья последних дней заготовки на правлять на заморозку для производства готовом про дукции, то есть свести до минимума выпуск соленого полуфабриката. Производственные испытания проводились в конце 1963 года с участием большой группы траулеров и рефрижератора «Советск». Особенно удачным с точки зрения передачи улова оказался бесконтактный кон тейнерный метод. Он очень прост. Выловленная рыба разделывается на траулере (под свежье) и, минуя процесс мойки, сбрасывается в сетные контейнеры, расположенные ря дом с разделочным столом. Емкость контейнера 1—1,5 тонны. К передаче готовят от шести до десяти контей неров (в зависимости от улова). Во время обработки улова экипаж ведет промысел в обычном порядке. По окончании заготовки рыбы капитан траулера вы зывает производственный рефрижератор, а моряки в это время начинают поднимать очередной трал. Рефрижератор подходит к траулеру с наветренного борта на расстояние 50—100 метров и ложится в дрейф. С кормы через слип сбрасывается двадцатнмет- ровын геркулесовый проводник,х к одному концу кото рого подвязаны дрифтерные буи, а ко второму присо единен трндцатнметровый стальной конец диаметром 22—25 миллиметров. Этот трос вытравливается вслед за проводником. На его ходовом конце (к огону ско бой на трехметровом шкентеле) прикреплено необхо- • димое траулеру снабжение, а ко второму — швартовый кранец. Сбросив со слипа последовательно дрифтерный буй, снабжение, кранец, рефрижератор вытравливает на необходимую длину буксирный конец. Так как бук сир соединен с кранцем, то он поддерживается им на плаву. Поскольку рефрижератор имеет большую па русность и его сильно дрейфует, то это вооружение располагается по ветру. Экипаж траулера, закончив выборку трала, подхо дит к плавающему проводнику с' буями, оставляя их под ветром. Якорем-кошкой вылавливаются буи и вме сте с проводником поднимаются на палубу. Далее проводник выбирается турачной лебедкой. Тем самым подтягивается к борту тридцатиметровый стальной ко нец со снабжением (передаточными мешками, пено пластовыми бочками, дрифтерными буями н т. д .) . Экипаж траулера поднимает на палубу снабжение и присоединяет к стальному концу свой заранее подго товленный на палубе порядок с передаточными кон тейнерами, наполненными рыбой. Затем эти контейне ры с подветренной стороны поочередно выбрасываются патентом за борт. Экипаж траулера приступает к промыслу, а команда рефрижератора выбирает на барабан лебедки буксир и по слипу поднимает на палубу весь порядок с кон тейнерами. Принятая рыба идет на заморозку. Весь процесс передачи улова осуществляется за 15—25 минут. З А КОРОТКИЙ период работы «Советск» принял и переработал в готовую продукцию 520 тонн ры бы. Практика показала, что таким методом можно пе редавать в сутки от 50 и более тонн, то есть стольког сколько могут позволить морозильные мощности реф рижератора. Бесконтактный контейнерный метод передачи улова на рефрижератор позволяет в комплексе решать все предъявленные к нему требования. Во-первых, абсолют ное количество выловленной рыбы, направляется на за морозку и тем самым резко сокращается выпуск соле ного полуфабриката, а следовательно, увеличивается выпуск ценной пищевой продукции. Во-вторых, незначительные затраты времени на пере дачу улова, появление целесообразности продления рей- сооборотов траулеров, улучшение качества «выпускае мой продукции делают контейнерный метод эффектив ным для широкого применения в условиях Баренцева моря. Особо следует отметить, что при некоторых недо статках морозильных линий производственные рефри жераторы типа «Советск», обладая большой маневрен-: ностью и сравнительно небольшими размерами, конст руктивно очень удачны для прямого их назначения — приемки рыбы от экипажей траулеров непосредственно в море. Особенно они будут полезны при траловом про мысле в Баренцевом море СРТ, которые не имеют ры бомучных и жиротопных установок. Т 'ЕПЕРЬ вернемся к экономике. Моторесурс трауле- ■ ров, работающих на жидком топливе, позволяет продлить IX рейсооборот за счет пополнения топливом непосредственно с танкера в море с 30 до 80 суток. Это позволит увеличить их общее промысловое время в целом за год более чем на 3 тысячи суток. При су» шествующей сырьевой базе от увеличения промыслово го времени добыча рыбы возрастет на 350—400 тысяЧ центнеров. Увеличится удельный лес свежемороженой продукции в целом по флоту. Резкое сокращение выработки соленого полуфабрика та при одновременном росте добычи рыбы .увеличит выпуск пищевой продукции на 320—350 тысяч центне ров. От увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества доходы возрастут на 20 миллионов рублей. Эксплуатационные расходы на содержание рефрижера торов, танкеров и другие коммерческие расходы с лих вой окупаются этими доходами, и тралфлот получит до полнительную прибыль не менее 4,5 миллиона рублей. Сейчас высказывается предложение о переоборудо вании производственных рефрижераторов типа «Со ветск» в промысловые траулеры. Считаю, что эти реф рижераторы должны быть использованы по прямому назначению для приемки рыбы от траулеров и в доста точном количестве поставлены Северному бассейну. В. ЗАКУРДАЕВ, начальник управления Мурман ского тралового флота. т р а л t Вот уже на протяжении двух рейсов экипаж траулера «Дубос- сары» вместе с обычным льно пеньковым тралом использует но вый капроновый трал, изготов ленный по чертежу >6 1605. Вернее даже будет сказать, что работаем мы в основном одним капроновым тралом. Два рейса — виолне достаточ ный срок для того, чтобы дать правильную оценку этому тралу. И я, сам в прошлом мастер по добыче, в общем-то неплохо раз бирающийся в тралах, о новом капроновом трале могу сказать только хорошее. По сравнению с льно-пенько- вым тралом этот обладает целым рядом положительных качеств. Главным из них является, безус ловно, прочность. Кроме того, сделанный по простой конструк ции, новый трал очень легок и удобен в работе. Это особенно чрствуется сейчас, в зимнее время. Бывает так, что при подъеме трала однорядный мешок прихо дится подтягивать вручную. При работе льно-пеньковым тралом в этой операции участвует вся вахта. Приработе же капроновым тралом два человека легко справляются с этим делом. Новый трал имеет меньшее сопротивле ние, а следовательно, дает мень шую нагрузку на главную маши ну. Приработе трал полностью сохраняет свой чертеж, за счет чего обеспечивается его полное раскрытие. В освоении нового трала боль шую роль сыграл старший мастер по добыче Савелий Григорьевич Догодькин, который самостоятель но, не имея схем, правильно во оружил трал и в процессе работы устранил неполадки. Оченьхорошо, что в эдем году весь наш флот перейдет на рабо ту именно такими тралами. Госу дарство от этого только выиграет. Рыбы мы сумеем выловить боль ше, а средств затратим на тралы меньше, поскольку капроновые тралы служат значительно доль ше, чем льно-пеньковые. В. СТРОМИЛОВ, капитан траулера «Дубоссары». ВОТ ОНО, ДРЕМУЧЕЕ РАВНОДУШИЕ Непреложным законом нашего времени стало бережливое, хо-' зяйское отношение трудящихся к общественной социалистической собственности, забота каждого о приумножении богатства своей Родины. И тем более дико выгля дят все еще встречающиеся факты вопиющей бесхозяйственности, этакого дремучего равнодушия к хранению и расходованию добра. Побывайте на Кандалакшском рыбокомбинате. Вот здание рыбо разделочного цеха. Мрачную кар тину хаоса, запустения и бесхо зяйственности являет собой тер ритория вокруг него. Сложенные кое-как в штабеля ящики с тре ской. Из многих рыба вывалива лась на грязный снег. Ее топчут ногами, мнут колеса автомашин. Тут же свалено пришедшее в не годность оборудование, возвы шаются горы старых бочек и ящиков, и все это вперемешку с многолетними запасами металли ческого лома. А этот лом бук вально везде, куда ни взглянешь. На замечание о бесхозяйствен ности начальник отдела снабже ния Сергей Васильевич Недаборов обижается: «А причем тут я? Ме таллолом в этих кучах лежит уже второй год. Столькоже времени валяются бочки, ящики и дрова». Недаборову невдомек, что все это не только приходит в негод ность, но и просто мешает людям По следам выступлений „Рыбного Мурмана" «СЛИПОВАЯ ЧЕХАРДА» В корреспонденции под таким заголовком рассказывалось о не- тором судоверфи тов. Круминым. В нем он указал, что этот факт однократном переносе срока по- имел место. Перед коллективом становки в до]с среднего траулера доксво-слипового цеха поставлена четкий письмо, подъем и хспуск судов, не допу- № 159. В ответ на ^орреспонден- задача — обеспечить цию редакция гщлууилй подписанное генеральным дирек- ская нарушений графика. * работать. На территории рыбо комбината часто выходит из строя автотранспорт. И все из-за хлама, залежи которого, с трудом прихо дится преодолевать и самому Недаборову. В разных местах на территории комбината можно увидеть бочки с порченой сельдью, брошенные тут еще в июле прошлого года. Ихна считывается уже более 400 штук. Беседуем с директором рыбо комбинат* Анной Семеновной Ма- няковой. — План по сдаче готовой рыб ной продукции и по заготовке металлолома мы выполняем. А еще что надо? — удивилась Анна Семеновна. Что же касается захламленно сти, бескультурья и гибнущих ма териалов, то, как видно, руководи тели Кандалакшского рыбокомби ната считают это в порядке ве щей. План-то ведь выполняется. В. РАЗИНКОВ . г. Кандалакша . Л •*■■■■»■■■■■»■«I»Ш■■¥Ш■ М «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 7 февраля 1964 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz