Рыбный Мурман. 1964 г. Февраль.

л Резервы велики! Их надо ввести в действие (Окончание. Нач. на 1 стр.), пополнения топливом непосредственно в море на II йроцентов. При наличии танкеров, а также учитывая близость расположения районов промысла от порта — это не является проблемой. Но здесь возникает другой вопрос? Добыча рыбы сама по себе является лишь статистическим показате* лем, характеризующим сырьевую базу н изъятие нз нее определенного количества сырца, необходимого для выработки продукции. Иначе говоря, если увеличение вылова рыбы не влечет за собой пропорционального роста выпуска продукции, то с точки зрения экономи­ ки оно нецелесообразно. V ДЛИНЕНМЕ реГ«сооборотов траулеров, работаю- ** щнх на жидком топливе, бесспорно, увеличит д о ­ бычу рыбы. Но, с другой стороны, оно неизбежно по­ влияет на рост удельного веса соленого полуфабриката, то есть произойдет нерациональное использование сырца. Возникает вопрос, есть ли оправданная экономиче­ ская необходимость в создавшемся положении удли­ нять сроки плавания судов и нести дополнительные расходы на завоз топлива в море? Сейчас, при наличии возросшей материально-технической базы, такая необ­ ходимость и возможность есть. Но для этого надо всю выловленную рыбу, за исключением прилова, направ­ лять на заморозку, а в последние дни промысла (8— 12 суток) заготовлять ее в охлажденном виде. Использование производственных рефрижераторов в промысловых условиях с целью увеличения добычи ры­ бы и производства продукции из нее интересуют про­ мышленность давно. На протяжении последних десяти лет в этом направлении производились производствен­ ные опыты. По результативным данным всю серию опытов можно разбить на три этапа. U A ПЕРВОМ ставилась задача выявить возмож- ■ ■ ность увеличения добычи рыбы путем передачи ее с траулеров на рефрижератор в период интенсивно­ го лова, когда судовая команда не могла полностью обработать всего улова. Такой опыт проводился в 1954 году на окуневом промысле в районе Копытова. ~ Контейнером для передачи улова служил обычный ра­ бочий траловый мешок. Он вместе с рыбой отстегивал­ ся от трала и передавался на рефрижератор. Переда­ ча осуществлялась примитивным способом: траулер ос­ тавлял мешок с рыбой на плаву, отходил в сторону, а моряки рефрижератора вылавливали проводник. З а ­ тем неудобным методом дележки (как это обычно де­ лается на Судах бортового траления) поднимали улов на палубу и обрабатывали. Таким способом было передано на рефрижератор бо­ лее четырехсот тонн неразделенного окуня. Этот экс­ перимент выявил серьезные недостатки. Прежде всего, траулер терял много времени на отстегивание и пере­ дачу мешка с рыбой и постановку нового. Общая поте­ ря промыслового времени (с момента подъема трала до окончания спуска очередного) занимала от одного до двух часов, независимо от количества передаваемой рыбы. Во избежание простоя траулера рефрижератор вы­ зывался заблаговременно к очередному подъему трала. Однако часто бывали случаи, когда улов не оправды­ вал надежд, то есть был недостаточным для передачи. В этом случае рефрижератор терял время напрасно. Кроме того, была большая потеря улова из-за порыва мешка, что обнаруживалось лишь при подъеме его на рефрижератор. Не решалась и проблема резкого сокращения достав­ ки в порт соленого полуфабриката. На рефрижератор сдавался излишек улова, остальная же часть обраба­ тывалась на судне и направлялась в зависимости от ^ сроков хранения в посол. Таким образом, на первом этапе нас постигла неуда­ ча. Основная причина ее — неприспособленность реф* рнжератора для подъема улова и несовершенство ме­ тода передачи рыбы. Вот тогда и родилась мысль о создании производственных рефрижераторов с кормо­ вым слипом, который дал бы возможность принимать рыбу в больших количествах и в свежую погоду. Н А ВТОРОМ этапе испытаний выявлялась эконо­ мическая эффективность приемки рефрижерато­ ром уже заготовленного свежего полуфабриката и пе­ реработки его в готовую продукцию. Испытания прово­ дились в последние годы несколько раз. Для этой цели использовались БМРТ, ожидавшие постановки в ре­ монт, а также рефрижераторы «М. Ломоносов» и сВ. Беринг». Особенность данного этапа испытаний за ­ ключалась в том, что рефрижератор принимал рыбу е траулеров с борта на борт. Примерная схема следую* щая. Экипаж заготовлял охлажденный полуфабрикат. Затем траулер шел к рефрижератору (стоящему в ук­ рытии), передавал рыбу, пополнялся топливом и дру­ гим снаряжением. В последние дни рейса моряки заго­ товляли охлажденный полуфабрикат и доставляли в порт. За счет увеличения выпуска и реализации готовой продукции этот метод, при определенных условиях, д а ­ вал некоторую экономическую эффективность. С дру­ гой стороны также были выявлены недостатки. На­ блюдалась большая потеря промыслового времени тра­ улера из-за переходов к рефрижератору, перегрузки обработанной рыбы и возвращения к месту промысла. На все операции требовалось от двух до трех суток, при небольших переходах от района промысла. Была двойная затрата труда на обработку рыбы и расходов на ее консервацию. Первый раз выловленная рыба э КОНОМИЧЕСКИЙ разделывалась и обрабатывалась на траулере и в те­ чение нескольких суток хранилась в трюме, законсер­ вированная льдом. После выгрузки на рефрижератор рыба проходила вторичный цикл обработки и затем уже превращалась в готовую продукцию. Этот метод использования рефрижераторов, как и первый, не ис­ ключает, а лишь уменьшает выпуск соленого полуфаб­ риката. 1Л НАКОНЕЦ, на третьем, основном этапе испыта- * * иин ставилась задача добиться максимальной эф­ фективности производственного рефрижератора непо­ средственно в районе промысла и в любое время года. Основные задачи эксперимента кратко сводились к следующему: сократить до минимума потери промыслового време­ ни траулера на передачу рыбы; всю выловленную и разделанную рыбу за исключе­ нием прилова и свежья последних дней заготовки на­ правлять на заморозку для производства готовом про­ дукции, то есть свести до минимума выпуск соленого полуфабриката. Производственные испытания проводились в конце 1963 года с участием большой группы траулеров и рефрижератора «Советск». Особенно удачным с точки зрения передачи улова оказался бесконтактный кон­ тейнерный метод. Он очень прост. Выловленная рыба разделывается на траулере (под свежье) и, минуя процесс мойки, сбрасывается в сетные контейнеры, расположенные ря­ дом с разделочным столом. Емкость контейнера 1—1,5 тонны. К передаче готовят от шести до десяти контей­ неров (в зависимости от улова). Во время обработки улова экипаж ведет промысел в обычном порядке. По окончании заготовки рыбы капитан траулера вы­ зывает производственный рефрижератор, а моряки в это время начинают поднимать очередной трал. Рефрижератор подходит к траулеру с наветренного борта на расстояние 50—100 метров и ложится в дрейф. С кормы через слип сбрасывается двадцатнмет- ровын геркулесовый проводник,х к одному концу кото­ рого подвязаны дрифтерные буи, а ко второму присо­ единен трндцатнметровый стальной конец диаметром 22—25 миллиметров. Этот трос вытравливается вслед за проводником. На его ходовом конце (к огону ско­ бой на трехметровом шкентеле) прикреплено необхо- • димое траулеру снабжение, а ко второму — швартовый кранец. Сбросив со слипа последовательно дрифтерный буй, снабжение, кранец, рефрижератор вытравливает на необходимую длину буксирный конец. Так как бук­ сир соединен с кранцем, то он поддерживается им на плаву. Поскольку рефрижератор имеет большую па­ русность и его сильно дрейфует, то это вооружение располагается по ветру. Экипаж траулера, закончив выборку трала, подхо­ дит к плавающему проводнику с' буями, оставляя их под ветром. Якорем-кошкой вылавливаются буи и вме­ сте с проводником поднимаются на палубу. Далее проводник выбирается турачной лебедкой. Тем самым подтягивается к борту тридцатиметровый стальной ко­ нец со снабжением (передаточными мешками, пено­ пластовыми бочками, дрифтерными буями н т. д .) . Экипаж траулера поднимает на палубу снабжение и присоединяет к стальному концу свой заранее подго­ товленный на палубе порядок с передаточными кон­ тейнерами, наполненными рыбой. Затем эти контейне­ ры с подветренной стороны поочередно выбрасываются патентом за борт. Экипаж траулера приступает к промыслу, а команда рефрижератора выбирает на барабан лебедки буксир и по слипу поднимает на палубу весь порядок с кон­ тейнерами. Принятая рыба идет на заморозку. Весь процесс передачи улова осуществляется за 15—25 минут. З А КОРОТКИЙ период работы «Советск» принял и переработал в готовую продукцию 520 тонн ры­ бы. Практика показала, что таким методом можно пе­ редавать в сутки от 50 и более тонн, то есть стольког сколько могут позволить морозильные мощности реф­ рижератора. Бесконтактный контейнерный метод передачи улова на рефрижератор позволяет в комплексе решать все предъявленные к нему требования. Во-первых, абсолют­ ное количество выловленной рыбы, направляется на за­ морозку и тем самым резко сокращается выпуск соле­ ного полуфабриката, а следовательно, увеличивается выпуск ценной пищевой продукции. Во-вторых, незначительные затраты времени на пере­ дачу улова, появление целесообразности продления рей- сооборотов траулеров, улучшение качества «выпускае­ мой продукции делают контейнерный метод эффектив­ ным для широкого применения в условиях Баренцева моря. Особо следует отметить, что при некоторых недо­ статках морозильных линий производственные рефри­ жераторы типа «Советск», обладая большой маневрен-: ностью и сравнительно небольшими размерами, конст­ руктивно очень удачны для прямого их назначения — приемки рыбы от экипажей траулеров непосредственно в море. Особенно они будут полезны при траловом про­ мысле в Баренцевом море СРТ, которые не имеют ры­ бомучных и жиротопных установок. Т 'ЕПЕРЬ вернемся к экономике. Моторесурс трауле- ■ ров, работающих на жидком топливе, позволяет продлить IX рейсооборот за счет пополнения топливом непосредственно с танкера в море с 30 до 80 суток. Это позволит увеличить их общее промысловое время в целом за год более чем на 3 тысячи суток. При су» шествующей сырьевой базе от увеличения промыслово­ го времени добыча рыбы возрастет на 350—400 тысяЧ центнеров. Увеличится удельный лес свежемороженой продукции в целом по флоту. Резкое сокращение выработки соленого полуфабрика­ та при одновременном росте добычи рыбы .увеличит выпуск пищевой продукции на 320—350 тысяч центне­ ров. От увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества доходы возрастут на 20 миллионов рублей. Эксплуатационные расходы на содержание рефрижера­ торов, танкеров и другие коммерческие расходы с лих­ вой окупаются этими доходами, и тралфлот получит до­ полнительную прибыль не менее 4,5 миллиона рублей. Сейчас высказывается предложение о переоборудо­ вании производственных рефрижераторов типа «Со­ ветск» в промысловые траулеры. Считаю, что эти реф­ рижераторы должны быть использованы по прямому назначению для приемки рыбы от траулеров и в доста­ точном количестве поставлены Северному бассейну. В. ЗАКУРДАЕВ, начальник управления Мурман­ ского тралового флота. т р а л t Вот уже на протяжении двух рейсов экипаж траулера «Дубос- сары» вместе с обычным льно­ пеньковым тралом использует но­ вый капроновый трал, изготов­ ленный по чертежу >6 1605. Вернее даже будет сказать, что работаем мы в основном одним капроновым тралом. Два рейса — виолне достаточ­ ный срок для того, чтобы дать правильную оценку этому тралу. И я, сам в прошлом мастер по добыче, в общем-то неплохо раз­ бирающийся в тралах, о новом капроновом трале могу сказать только хорошее. По сравнению с льно-пенько- вым тралом этот обладает целым рядом положительных качеств. Главным из них является, безус­ ловно, прочность. Кроме того, сделанный по простой конструк­ ции, новый трал очень легок и удобен в работе. Это особенно чрствуется сейчас, в зимнее время. Бывает так, что при подъеме трала однорядный мешок прихо­ дится подтягивать вручную. При работе льно-пеньковым тралом в этой операции участвует вся вахта. Приработе же капроновым тралом два человека легко справляются с этим делом. Новый трал имеет меньшее сопротивле­ ние, а следовательно, дает мень­ шую нагрузку на главную маши­ ну. Приработе трал полностью сохраняет свой чертеж, за счет чего обеспечивается его полное раскрытие. В освоении нового трала боль­ шую роль сыграл старший мастер по добыче Савелий Григорьевич Догодькин, который самостоятель­ но, не имея схем, правильно во­ оружил трал и в процессе работы устранил неполадки. Оченьхорошо, что в эдем году весь наш флот перейдет на рабо­ ту именно такими тралами. Госу­ дарство от этого только выиграет. Рыбы мы сумеем выловить боль­ ше, а средств затратим на тралы меньше, поскольку капроновые тралы служат значительно доль­ ше, чем льно-пеньковые. В. СТРОМИЛОВ, капитан траулера «Дубоссары». ВОТ ОНО, ДРЕМУЧЕЕ РАВНОДУШИЕ Непреложным законом нашего времени стало бережливое, хо-' зяйское отношение трудящихся к общественной социалистической собственности, забота каждого о приумножении богатства своей Родины. И тем более дико выгля­ дят все еще встречающиеся факты вопиющей бесхозяйственности, этакого дремучего равнодушия к хранению и расходованию добра. Побывайте на Кандалакшском рыбокомбинате. Вот здание рыбо­ разделочного цеха. Мрачную кар­ тину хаоса, запустения и бесхо­ зяйственности являет собой тер­ ритория вокруг него. Сложенные кое-как в штабеля ящики с тре­ ской. Из многих рыба вывалива­ лась на грязный снег. Ее топчут ногами, мнут колеса автомашин. Тут же свалено пришедшее в не­ годность оборудование, возвы­ шаются горы старых бочек и ящиков, и все это вперемешку с многолетними запасами металли­ ческого лома. А этот лом бук­ вально везде, куда ни взглянешь. На замечание о бесхозяйствен­ ности начальник отдела снабже­ ния Сергей Васильевич Недаборов обижается: «А причем тут я? Ме­ таллолом в этих кучах лежит уже второй год. Столькоже времени валяются бочки, ящики и дрова». Недаборову невдомек, что все это не только приходит в негод­ ность, но и просто мешает людям По следам выступлений „Рыбного Мурмана" «СЛИПОВАЯ ЧЕХАРДА» В корреспонденции под таким заголовком рассказывалось о не- тором судоверфи тов. Круминым. В нем он указал, что этот факт однократном переносе срока по- имел место. Перед коллективом становки в до]с среднего траулера доксво-слипового цеха поставлена четкий письмо, подъем и хспуск судов, не допу- № 159. В ответ на ^орреспонден- задача — обеспечить цию редакция гщлууилй подписанное генеральным дирек- ская нарушений графика. * работать. На территории рыбо­ комбината часто выходит из строя автотранспорт. И все из-за хлама, залежи которого, с трудом прихо­ дится преодолевать и самому Недаборову. В разных местах на территории комбината можно увидеть бочки с порченой сельдью, брошенные тут еще в июле прошлого года. Ихна­ считывается уже более 400 штук. Беседуем с директором рыбо­ комбинат* Анной Семеновной Ма- няковой. — План по сдаче готовой рыб­ ной продукции и по заготовке металлолома мы выполняем. А еще что надо? — удивилась Анна Семеновна. Что же касается захламленно­ сти, бескультурья и гибнущих ма­ териалов, то, как видно, руководи­ тели Кандалакшского рыбокомби­ ната считают это в порядке ве­ щей. План-то ведь выполняется. В. РАЗИНКОВ . г. Кандалакша . Л •*■■■■»■■■■■»■«I»Ш■■¥Ш■ М «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 7 февраля 1964 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz