Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
БЛИЗКОЕ И ДАЛЕКОЕ (Окончание. Нач. на 3 стр.). увеличивается выпуск готовой (кродукции. Мы уже давно го довое задание выполнили... Вырос флот, выросли люди. Их рост не измеришь только увели чивающимся числом кораблей и должностным повышением. На копление моральных и политиче ских качеств — вот главное. Та ких. как С. М. Королев, не разлу чишь с флотом. Они с первого дня срослись с ним всеми своими помыслами, всем своим сущест вом. Потому что вместе испытали трудную пору становления, пото му что его неудачи — их боль, его успех!! — их счастье. Человеку есть что рассказать о прожитом, если он горел в нем... Когда к Исландии пошла пер вая мурманская сельдяная экс педиция (четыре СРТ: «Сазан» «Николаи Книиович», «Гроза», «Кораблестроитель»), матросу Анатолию Морозу едва испол нилось восемнадцать лет. — Какое тогда время было! — вспоминает сегодня капитан об разцово-показательного СРТ-427 Анатолии Иванович Мороз. — В порядок ставили по 50 сетей, выбирали их вручную А план какой? Двести тонн на сто двадцать суток. Сейчас это чепу ха... Ничего, работали. На «Саза не», да и на других судах тех времен — ни салона, пн бани. По шестнадцати человек в одном кубрике. Ветер, брызги, а ты за Шлюпкой ;• миской щей примос тишься и ешь. В баие только на плавбазе мылись. ...Помню, как пришли новые СРТ, помню, как экипаж «Муссона» взял за экспе дицию два плана, более 400 тонн. В то время это была крупная победа. Возвращались мы с про мысла всем «флотом», в кильватер друг Другу, а впереди «Муссон». На мачтах флаги расцвечивания, в воздухе ракеты. Мимо плавба зы «Тунгус» проходили... Там всо как есть на палубе собрались, кричат: — Ура «Муссону»! — Привет победителям! — Ура! — Даешь 500 тони! ...А в Кольском заливе, от Рос ты до родного причала мурман чане музыкой, ракетами встреча ли. Анатолий Иванович говорит, и такая в его словах чувствуется увлеченность жнзныо! Б шзкое кажется ему далеким потому, что неузнаваем стал флот за эти пят надцать лет, и контрасты времен ного периода кажутся слишком разительными. И как тут не вспомнишь тех, кто был пионером освоения сельдяного промысла. На «Сазане» капитаиствовал Ге оргий Филимонович Шаповалов, па «Кораблестроителе» — Яков Алексеевич Гуинн, помощником дрифмейстера работал Владимир Васильевич Украинцев. Одни из них сегодня руководят флотом, промыслом, другие ведут корабли по проторенным ранее голубым дорогам, третьи на дру гих' постах несут свою службу, и дела каждого сливаются в еди ном ритме деятельности ^флота. Он молодой, наш сельдяной флот, ему всего лишь пятнадцать лет, а потому в будущем ждут его боль шие победы. Полный вперед! Е. РЫБНИКОВ . Футбол на снежном поле Впервые па мурманском ста дионе ДСО «Труд» проводилась товарищеская встреча по футбо лу между командами «Тралфло- товец» и юношеской спортивной школой молодеж и. Трудность этого матча состояла в том, что поле стадиона было покрыто сплошным неутоптанным. снегом. Несмотря на то, что стояла мо розная погода, игра привлекла много зрителей. В первой половине матча на падающему «Тралфлоговца» Ана толию Егорову удалось открыть счет. После перерыва футболисты юношеской спортивной школы приложили немало усилий, чтобы добиться равновесия. В середине тайма им это удалось. Счет стал 1:1. Но за несколько минут до Komta игры Егоров забил еще один гол, который и принес победу команде «Тралфлотовца». Передовая работница холодильного завода № / Нина АНД РЕЕВА упорно борется за звание ударника коммунисти ческого труда. Нина комсомолка, учится заочно в 10-м классе. Кубок прибыл в Мурманск На днях вернулась из Пскова команда баскетболистов трало вого флота. Там разыгрывался кубок северо-западной зоны РСФСР. В первый день наши баскет болисты встретились с новго родцами и одержали убеди тельную победу — 71:54. В следующей встрече потерпели поражение от наших баскетбо листов костромичи. На третий день соревнований тралфлотов- цы вновь одержали победу, вы играв у архангелогородцев со счетом 84:39. У псковских спортсменов мурманчане так же выиграли встречу с разры вом в 46 очков. В последний день соревнований, выиграв встречу у спортсменов Волог ды (93:56), наши баскетболи сты, не потерпев ни одного, поражения, стали обладателя ми переходящего кубка севе ро-западной зоны Российской Федерации. За команду тралового флота выступали третий механик Вик тор Агафонов, матрос Виктор Филиппов, третий механик Владимир Калинин, второй по мощник г капитана Владимир Кудрицкий, методисты Лев Гребенкин и Роберт Федоров. С. ТЕРЕН ТЬЕВ . Ж ИЗНЬ па судне шла своим чередом. Переходы, стоян ки. Все это стало мне привычным. И начинало казаться, что я постиг все премудрости кочегарского искусства. Но очень скоро па горьком опыте пришлось убедить ся, что я далек от этого. Работа начала осложняться с наступлением осени. Она в Запо лярье приходит быстро. Не успеешь обрадоваться короткому лету с относительно спокойным морем, как небо закрывается гроз ными косматыми тучами. Они ви сят так низко, что вершины со пок прячутся в их рыхлых по душках. Вот-вот, кажется, заце пимся мачтой за этот сплошной серый полог. . Море, почернев и потеряв спо койствие, все чаще и чаще на чинает волноваться, разражаясь короткими и яростными шквала ми, а "иногда свирепыми и затяж ными штормами. Наступает гроз ная пора осенней непогоды. Ухо дит в прошлое спокойная жизнь без качки и сырости. Почти ни один рейс не обходится без вну шительной встряски. Буксировать по злобно ощетинившемуся морю лихтер-трехтысячник — задача не из простых. За малейшую оплош ность нередко приходится распла чиваться очень дорого. Правда, у нас не было основа ний сетовать на свою судьбу. То ли был опытный, знающий свое дело капитан, а может быть, нам просто везло, но мы всегда воз вращались в порт без приключе ний. В то время как у других обрывало буксир или кончался уголь. Бывало, что ураган по вреждал рулевое управление, и чтобы подчинить лихтер человече ской воле, не отдать его на рас терзание стихни, люди, рискуя жизнью, исправляли повреждения. Шторм не просто отпускал свою жертву, он калечил неосторож ных, смывал за борт палубный груз и, казалось, делал все воз можное, чтобы помешать возвра щению в порт. Однажды и мы по пали в его смертельные объятия. Дувший с утра легкий ветерок крепчал и крепчал. Наконец, злоб но завыл. На почерневших валах волн зловеще белели хлопья пе ны. Косматые, грязные тучи опус тились низко-низко, словно намереваясь раздавить, как скорлупку, буксир и низко сидя щий лихтер. Волны с остервене нием колотили в обшивку, и от этих ударов судно знобило. Раскачивалась в „салоне Доска почета, повешенная на один гвоз дик, гулко бренчала якорь-цепь. Ребята собрались в салоне к чаю. (Окончание. Нач. см. в Л* 154). еРЫ БНЫ Я МУРМАН» 7 Индекс 55654 .. не на чем — Штивает крепко, — заметил Николай, прислушиваясь к уда рам воли и наклоняясь всем кор пусом в такт покачиванию судна. — Подожди, еще не так трях нет. Это еще цветочки. Точно го ворю, — заключил Витя. — А что, мы — не моряки? — улыбнулся Николай. Чем кончилась беседа, я знаю, надо было собираться вахту, и я вышел. В кочегарке качало меньше, наверху. Но до статочно сильно. Человек чувст вовал себя, как на качелях. Как и предвидел Витя, вскоре шторм разыгрался с непос тижимой силой. Плотная стена ветра и воды встала по курсу, и машина, работая на прежних обо ротах, едва ли могла пробить путь к судну в этой преграде. Вскоре мы не только останови лись, а хуже того, начали мед ленно откатываться назад, усту пая напору стихии. Добавили обороты машины. Но это изменило положение ненадол го. Кочегарка больше, чем когда- либо, начала, напоминать преис поднюю... Бушующее море упорно нас сносило к невидимому берегу. Лихтер с тремя тысячами топи леса «новис» на буксире. Судно напрягало все силы, но резуль таты были едва заметны. Маши на работала на бешеных оборо тах, давая все, что могла. Поло жение ухудшалось тем, что г, этом месте в береговой линии не бы ло пи одной удобной бухты, Дело осложнялось тем, что угля оставалось мало, и он не сыпался из бункера. Из-за отсут ствия угольщиков нам приходи лось самим доставать топливо. Так и шло. Заброска, подломка, опять заброска п опять подломка. Ни минуты отдыха. А если такая ми нута и выпадает, то тут же ле зешь в бункер штивать уголь. Стрелка манометра стояла, как мертвая, на красной черте. Ни вверх, ни вниз. Но каких трудов КОЧЕГАРЫ нам это стоило! Ныло тело. По г не каплями, а струями заливал глаза, разгоряченную спину, грудь. Нестерпимо хотелось нить. Но пить нельзя, иначе «изойдешь на воду». В висках стучало. А от постоянного балансирования на раскачи;\ающепся палубе усталiле ноги словно палились свинцом. Б Ы Л Ь можно было укрыться от опасно сти. Да если бы она где-нибудь и была, делать поворот при таком волнении моря было бы больше чем опасно. Кое-как судно дер жалось па месте, навалившись всем корпусом па преграду. Теперь многое зависело от нас, кочегаров. Сможем ли мы па та ких сумасшедших оборотах и при такой невероятной качке удер жать пар «на марке»? Ведь, по сади пар — и убавится ход ма шины. А это означает, что пас опять понесет в сторону берега, где, наверно, под ударом воли лопаются камни. Я живо пред ставил страшный прибой. Пушеч ные удары волн о скалы и фонта ны брызг, взлетающие вверх на несколько метров. По коже про бежал холодок. Несмотря на завывание ветра в вентиляторе, в кочегарке было ие- Подходи ю время чистки гонок. Дядя Миша напомнил, хоть я и сам отлично понимал, что чем бы стрее мы справимся с чисткой, тем меньше посадим пар. А под нимать будет нелегко, потому что и сейчас, прилагая все усилия, мы с трудом удерживаем нужное давление. Чтобы не обжечься, где одеваю рубаху. Свернуть топку — дело нескольких секунд. С оже сточением вырываю из топки па рифленые плиты палубы белый жгучий шлак. Он лежит тут же, поднимая и без того высокую температуру. Жжет лицо, руки, в голове сплош ной звон. Палуба уходит из-под ног. Кажется, не выдержу такого нечеловеческого напряжения, упа ду. Скорее! Как в тумане, вижу перекошенное мокрое лицо дяди Миши. Он заканчивает чистку. За ним разве угонишься? Полдела сделано. Теперь быстро свернуть жар на чистую половину и выта щить остальные «крабы». Жара неимоверная. Кажется, вот вот вспыхнут волосы или рубаха. Смотрю на манометр. Ого! Пар сел па полкилограмма. Дядя Ми ша кончил чистку и усиленно шу рует, наводя горение. Скорее черт возьми! Пыль не выносимо душно. Проработав ка- биоается в горле и становится кнх-нибудь полчаса, я вынужден комом. Глаза слезятся. Все. За был сбросить мокрую рубашку, но бросать. Качаясь, как пьяный, легче не стало. Мы вились, как швыряю лопату за лопатой. С пчелы* вокруг котлов, с боль- тоской и завистью думаю: «Хо тим трудом удерживая «марку», рошо сейчас матросам. Холодный Начало тянуть руки, первый ветер. Наслаждайся», признак усталости. замерла на месте. Лом, лопата, гребок. Никаких результатов. От шлака идет нестерпимый жар, и некогда его залить. Некогда встать под вентилятор, чтобы охладить пылающее тело. В бун кер. Опять к котлу. Как во сие берусь то за лом, го за лопату. Скоро ли конец вахте? ТЛАЖЕТСЯ , прошла уже веч- ность, как мы заступили. Во всем теле усталость. А ведь при дется чистить еще по топке! Го лова идет кругом. Лишь бы вы держать. Прокля тый шлак! Как от него песет жаром. Стрелка мано метра полезла вверх. Кажется, каждый мускул у меня увели чился и кричит об отдыхе. Еще несколько усилий, и стрелка на «марке». Можно, наконец, залить шлак, но все словно сговорились про тив нас. Видимо, засорился шланг. Вода из пего течет тонень кой струйкой, едва-едва. Капли воды тут же испаряются, напол нял кочегарку удушливым па ром. Думаю, в парной бане на самой верхней лавке, наверно, прохладнее. Надо питать котлы, мало воды. Берет ужас. Пар будет держать еще труднее. Работаю, ничего tie сообра жая, автоматически. Заученно хватаю лопату, с остервенением швыряю тяжелый уголь. Кажется, что лом стал весом чуть ли1 не с тонну. О! Как я сейчас ненавижу пышущие жаром эти «печки». Не насытная утроба. Пожирает столь ко угля и человеческих сил. Вода идет довольно медленно. Зато си лы быстро покидают тело. Я уже не потею — верный признак край ней степени усталости. Дядя Миша берется за лом. Надо подламывать. Нагибаюсь и с испугом чувствую, как лом вы скальзывает из рук. Опять беру, и опять лом падает. Еще одна попытка — результат тот же. Все. Злобно пиная лом ногой и выру гавшись сквозь зубы, с независи мым видом отхожу прочь, насви стывая что-то легкомысленное. Руки засунул в карманы. Все. Не выдержал. Скис. До чего обидно и стыдно. Как теперь смотреть ребятам в глаза? Злюсь на свое бессилие, на глаза наво рачиваются слезы. Петух. Маль чишка. Доработался до точки. Те перь все. По приходу в порт — аттестат в зубы и ищи работу полегче. Такой слабак на судне не нужен. БЫ Л так поглощен своими переживаниями, что не за метил, как подошел дядя Миша. Он взял меня за плечи, с мнпуту я Лом, лопата, гребок. Стрелка смотрел в мое чумазее лицо. Обк- С. ПИМ1ЕНОВ, матрос спасательного буксир-' ного парохода «Прончищев»^ да выплеснулась наружу. Слезы крупными горошинами покатились по щекам. Не помня себя, я ткнулся головой в его широкую, волосатую грудь. От нее пахло потом н еще чем-то неуловимым, напоминающим отца. Мне было жаль себя, и я разревелся на взрыд, как девчонка. Дядя Миша обхватил одной ру кой мою, далеко не богатырскую, шею, другой ласково провел по мокрым и пыльным волйсам и ти хо проговорил: * * * — Мальчишка, совсем " маль чишка. — Потом вдруг ударил тяжелой ладонью меня по плечу и как ни в чем не бывало сказал: — Подломаем. Пар-то садится. И тут до меня дошел смь*сл всего происшедшего. Мало того, что я не выдержал, нё справился с работой, так еще' и июни рас пустил. Я представил, как будут смеяться парии, когда дядя Мкща расскажет нм всю эту историю. Замучают шутками. Я покраснел до корней волос и с опаской глянул на своего наставника. Тот невозмутимо, не обращая внима ния па мое смятение, ворочал в топке ломом. Со страхом я потя нулся и тоже взял . лом. Он не падал из рук. Я облегченно вздох нул, еще раз взглянул па дядю Мишу. Расскажет париям или нет? Конечно, расскажет. А, будь, что будет. Остаток вахты отстояли без приключении. Лом. лопата и скребок уже не бунтовали. Сме нившись, я рухнул в постель и проснулся только к обеду. Судно раскачивало значительно меньше. Шторм шел на убыль. Меня опять начал терзать во прос: как отделаться от предстоя щих шуток? Я был уверен, что мой вчерашний срыв известен всей команде, а сосед по койке Дима молчит только из вежливо сти. На обед я шел, как на висе лицу Вот сейчас, когда собралась вся команда, начнется. В салон я вошел, ни па кого не глядя, сел и уткнулся в тарел ку. Минута, другая, скорей бы уж начинали, что ли! Я поднял глаза и встретился со смеющимся взгля дом дяди Мйшн. Сердце похоло дело, замерло, потом бешено за колотилось. Я понял, что о про исшедшем знаем лишь мы вдвоем. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак 82. ПН 00154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz