Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
1 января 1965 года исполняет ся 15 лет со дня рождения Мур манского сельдяного моряки прошли за большой и славный покорили просторы верной Атлантики, СЛАВНОЕ ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЕ флота. Его вали тягловыми, кошельковыми этот срок неводами и поддонами. Только в путь. Они 1936 году стали ловить сельдь суровой Се- дрифтерными сетями в открытых овладели районах Баренцева моря, сложной рыбодобывающей тех- В 1937 году бригада на дриф- никой, совершили немало ирои::- терном боте «Авангард» (капитан Бедственных подвигов. В. В. Егоров) провела работу, Решающее значение в развитии результаты которой доказали рыбной промышленности совет- возможность и рентабельность ского Севера и научных исследо- дрифтерного лова сельди в от- ваний в морях имел подписан- крытом море. Дальнейшие поис- ный И. И. Лениным декрет Со- кн сельди и исследования ее про- вега Народных Комиссаров от мысла подтвердили реальные 10 марта 1921 года о создании возможности широкого развития плавучего морского научного ин- 'сельдяной добычи, ститута (Плавморнин). Одновре- Только разразившаяся в 1941 менно с институтом работала се- году Великая Отечественная вой- верная научно-промысловая экс- на прервала все работы в этой педнция. Цель ее — изучение области. биологии сельди. По решению правительства в Рыбодобывающие организации 1948 году была организована Мурмана начали добывать сельдь Мурманская сельдяная экснеди- с. 1932 года. Вначале она об- ция к северо-восточным берегам лавливалась при ее заходах в гу- Исландии, в которой участвовали бы Кольского и Мотовского зали- четыре мурманских экипажа и вов Сельдь перекрывали запор- двенадцать — балтийских, ными неводами, а потом облавли- В 1949 году были организова ны две экспедиции к берегам Ис ландии в составе двадцати вось ми судов, из них 14 сейнеров и 2 СРТ калининградских и 12 су дов мурманских. Экипаж «Кораб лестроителя» под командованием Я. А. Гунина выловил 4500 цент неров сельди. Вторая экспедиция в составе носьми судов успешно выполнила свои задачи у берегов Шпицбергена. Так было п о л о ж е н о качало со ветскому рыболовству в Северной Атлантике. Учитывая дальнейшие пер спективы развития советского сельдяного промысла в Северной Атлантике и прилегающих к ней морей северо-восточной ее части, по решению Совета Министров СССР было создано управление сельдяного флота «Мурман- сельдь», которое начало свою ра боту с 1 января 1950 года. В момент организации «Мурман- ссльдь» имела всего семь разно типных судов. В конце пятидеся того года их было уже 42 судна. 1952 год явился знаменатель ным для моряков сельдяного фло та — был освоен глубинный лов сельди. Это позволило ловить ее не только летом, но и зимой, т. е. перейти от сезонного к круглого дичному промыслу в Северной Атлантике. Так в борьбе с морской сти хией, проявляя мужество, стой кость, инициативу, непреклонную волю е достижении поставлен ной цели, моряки «Мурмансель- ди» освоили новый промысловый бассейн. В дальнейшие годы происходит рост промыслового флота, его технической оснащенности. В 1960 году коллектив флота пе решагнул миллионный рубеж, а в 1963 году добыча по флоту составила 1 миллион 328 тысяч центнеров. В настоящее время в составе флота имеется 166 СРТ, в том числе 25 (ТТ-1* типа «Океан», I CIT-M «Волгодонск». Такой крутой подъем в разви тии сельдяного промысла, увели чение ВЫЛОВА рыбы оказалось возможным благо даря неустанной заботе Коммунистической партий Советского Союза и правительства о благосостоянии народа, о тех ническом прогрессе рыбодобываю щей промышленности. Несколько неудачно сработал коллектив сельдяного флота в 1964 году. Неудовлетворительная сырьевая база в Баренцевом море, а в ряде случаев и неполное использование имеющихся воз можностей и резервов привели флот к пролову. Годовое государ ственное задание оказалось нами невыполненным. Моряки сельдяного флота долж ны в новом году не только вы полнить государственный план, который выше нынешнего, но и погасить долг. Зтого требуют от нас лучшие традиции моряков сельдяного флота, не раз доказав ших свое умение с честью пре одолевать намеченные рубежи. Н. ШАПОВАЛОВ, и. о. начальника управления «Мурмансельдь». IШ Ш а ги Накануне пятнадцатилетия сельдяного флота на заседании базового' комитета было при своено почетное звание кол лектива коммунистического труда экипажам СРТ Л ё Л? 4122 и 459. Теперь в сельдяном флоте 12 коллекти вов достойно несут имя развед чиков будущего. Экипаж СРТ-4122 — опор- но-иоказательный. В нынеш нем году он досрочно выпол нил государствевный план, за вершил семилетнее задание. Этим судном командует капи тан И. В. Михайлов, а пар тийную организацию возглав ляет старший мастер лова М. С. Сюмкин. Успешно закончили свои промысловый год и моряки СРТ-459. Вмеето 8425 цент неров по плану они дали го сударству 9566 центнеров ры бы. Одной из лучших на флоте считается и машинная команда СРТ-459. Старший механик Б. А. Сорокин не только в об разцовом порядке содержит механизмы, но и, будучи вожа ком судовых коммунистов, ве дет большую воспитательную работу среди коллектива. Выступая на заседании бал- кома, капитан СРТ-459 А. И. Алексеев выразил мнение команды: — В ответ на присвоение высокого звания у нас нет бо лее сильного желания, кроме стремления еще больше выло вить рыбы стране. Сейчас у нас ремонтная стоянка. Мы ноосим содействия управления флота, парткома и базкома в организации досрочного завер шения ремонта. Каждая сэко номленная минута будет ис пользована нашим экипажем для выполнения плана двух с половиной лет за два года. В армию ударников комму нистического труда влился новый отряд судоремонтников с плавмастерской «Резец». Двадцать два человека удо стоены недавно почетного зва ния. Среди них А. Г. Савельев — старший мастер ОТК, В. Ф. Борисов — бригадир ко тельщиков, 11. Н. Кучксенко — слесарь и другие товарищи. Всем им вручены свидетельст ва ударника коммунистическо го труда. Этот день вылился на «Резце» в подлинный пра здник труда. в - ШУТОВ. Коллектив плавмастерской «Резец» давно уже рапортовал стране о выполнении годового плана. В трудовую победу внесли свой вклад лучшие люди «Резца» (слева направо): ударник коммуни стического труда, слесарь топливной аппаратуры Владимир Михай лович ДОЛГОВ, старший мастер ОТК, ударник коммунистического труда Александр Георгиевич САВЕЛЬЕВ , руководитель бригады радиомонтажников Яков Михайлович ТИТИЕВСКИИ, бригадир слесарен Александр Семенович ЗАХАРОВ, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, и бригадир электромонтажников, ударник коммунистического труда Федор Яковлевич КОШ ЕВ. саженьи Химия начала свое проникнове ние в сельдяной промысел срав нительно недавно. В 1962 году выло получено только 10 тонн синтетических материалов; в 1963 году — 80 тонн, а в нынеш нем году — 230 тонн. Темпы, как видно, значительны. Основное применение синтети ческие материалы находят в раз ноглубинных и донных тралах. Особенно ощутим технический прогресс промысловой механиза ции. До 1955 года из промысло вых механизмов рыбаки знали только шпиль, рол и траловую лебедку. Сейчас физический труд моряков облегчили такие меха низмы, как сетевыборочная и се- тетрясная машины, машина для выборки поводцов, сетеотводите- ли, обеспечившие безопасность людей при работе и исключившие возможность намотки сетей на винт. Ведутся работы по механизации тралового промысла. Здесь наи больший интерес представляют автоматы включения и выключе ния распорных досок, стопор- блоки. Разрабатывается новая промысловая схема, которая по зволит автоматически брать наера на стопор и ликвидирует необхо димость включения и выключения распорных досок. За сравнительно короткий пе риод коллективом сельдяного флота освоены новые виды про мысла: траловый лов донной ры бы, близнецовый лов в Северном и Норвежском морях, разноглу бинный промысел. Продолжается освоение лова кошельковым нево дом. В. МАКСИМОВ, замести тель начальника отдела до бычи. ПЯТ) ! и д ц ;) т ь лет... Много, мало ли? У разных лю ден ответ на та кой вопрос будет не одинаков. Бы вает — человек долгую-предолгую жнзнь прожи вет, а рассказать, вспомнить ему нечего. Л у другого один год жиз ни наполнен такими событиями, такими делами, что пересказать ему не .хватит пи дня, ни ночи. Пятнадцать... В сущности очень небольшая цифра. Столько лет назад матрос «Морзверпрома» Се мен Королев ступил па палубу поискового судна «Разведчик-3». Страна, за свободу и независи мость которой дрался Семен, при няла и претерпела жестокие раны, расправляя натруженные войной плечи, засучивала рукава для жаркой восстановительной рабо ты. И в эти годы, в первые после военные, вдруг начала осуществ ляться дерзкая мечта мурманских промысловиков: не по старинке, не у берегов, а в океанских про сторах ловить сельдь. У Ислан дии, у Шпицбергена, у Фарер по ра было бросить сети. Семен Митрофанович Королев своими руками сначала с поиско вика, а позднее с траулера «Са зан» сделал первые заметы. По началу не клеилось, не ладилось. Но ведь там, на фронте, было труднее, а таких, как Королев, бы ло немало на первых промысло вых судах сельдяного флота. И рыба пошла в сети. ...Семен Митрофанович, ныне плотник плавбазы «Городец кий», в своей каюте, сжимая крепкими пальцами догорающий окурок сигареты, неторопливо и тихо рассказывает про свою жизнь. — Я серьезно говорю — не мо гу без моря. Тянет оно. Когда мне полжелудка вырезали вме сте с язвой, предлагали легкий Б Л И З К О Е И ДАЛЕКОЕ труд, я в плотники попросился, на плавбазу «Воркута». Ходил на ней до шестьдесят первого года. Когда плавбазу в Калининграде ремонтировать закапчивали, ме ня на нее посылали, чтобы, значит, в порт с пей идти Я так же все хозяйство по боцманской и плотницкой части знаю. Му, а потом меня вот на «Городецкий» направили. С. М. Королев принадлежит к той категории людей, мастерство и опыт которых являются гор достью коллектива. Они, эти люди, подчас не заметны, де ла их не бросаются сенсацион ным блеском в глаза, по без них были бы немыслимы трудовые будни. Он рано просыпается у гром Идет па палубу. Здесь всегда непочатый край работы. Задраить трюмы, проверить уро вень воды, забункеровать водой промысловое судно, по плотниц кому делу что-то починить, уло жить шланги, подучить молодо го, неопытного моряка... Разве пе рескажешь все? Четыре года Семен Митрофано вич — бесмеппый член судового комитета. Люди умеют ценить и уважать честность, пристрастие к работе, душевную теплоту. Он — отличник социалистического со ревнования РСФСР, его портрет не снимают с судовой Доски по чета. — Вырос, ой, как вырос наш флот, — продолжает рассказы вать С. М. Королев. — СРТ. у плавбазы больше двенадцати ча сов не стоят. С каждым годом (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz