Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.

Коль взялись за гуж... I П р о в е р е н н ы е м о р е м В сельдяном флоте задумали полезное дело — с 1961 года стали осваивать лов близнецовым тралом. О преимуществах этого метода уже говорилось немало. И казалось бы, он должен бы дав­ но ;получить путевку В ЖИЗНЬ. Но, увы! Техническое снабже­ ние судов, оборудованных иод близнецовый лов, поставлено из рук вон плохо. В частности, для ©сиастки верхней подборы трала нет алюминиевых кухтылей. А Зычные железные быстро ржа­ веют и портят трал. Не хватает такелажных цепей малого разме­ ра. Вместо них дают цепи, не предусмотренные для оснастки нижней подборы, якорные, кото­ рые надо рубить на глазок. Рас­ пределение груза получается не­ точное. Не хватает карабинов и гачков. Вот, к примеру, что было на нашем судне. В середине ноября наш СРТ-4145 перевели на близ­ нецовый лов. Однако на судне не оказалось нужного промвооруже- ви#. Правда, руководители про­ мысла А. В. Абакумов и Ю. Т. Михайлов уверенно обнадеживали нас. Переходите, говорят, в Се­ верное море. Там все необходимое получите. Но вышло наоборот. Пришлось собирать с миру по ••• нитке. На одном судне выпросили чекель, на другом — вертлюг, кабель и т. д. Нас успокаивали. Вот, мол, придет на промысел СРТ-19. Он доставит все необходимое для ос­ настки близнецового трала. ' Через пять дней мы дождались его. На нем были доставлены якорные цепи, геркулес и тралы. Ниток же не привезено ни одно­ го килограмма. Мне пришлось чи­ нить капроновый трал смольной прядиной. И опять нас успокаи­ вают-: скоро будет. А когда? Сейчас на близнецовом лову у нас занято десять судов. И на каждом из них такая же карти­ на, как и иа нашем. Не укомп­ лектованы команды. У нас, на­ пример, нет засольщика и масте­ ра лова. Приходится много работать за них. Зато наставни­ ков — хоть отбавляй. Надо подумать и о людях. На суда, находящиеся в Северном море, письма, газеты и журналы доставляются от случая к слу­ чаю. На каждом разборе рейса капитаны докладывают работни­ кам отделов и служб флота об этих неполадках, но толку мало. Н. ПАРУКОВ, старший ма­ стер лова СРТ-4145 «Свет­ лана». Сюда приходят люди, уже проверенные морем, — настоя­ щие моряки, проработавшие иа рыболовных судах тралового флота и «Мурмаисельди» по нескольку лет И поэтому все, окончившие ШУКС, как пра­ вило, нею жизнь посвящают нелегкому рыбацкому труду. Недавно закончили обучение курсанты группы штурманов малого плавали^; Они учились здесь более года. Экзамены показали их хоро­ шие зиапия. Большинство кур­ сантов сдало экзамены на «хо­ рошо» и «отлично». Без еди­ ной тройки прошли испытания тт. Фефелов, Сотник, Шук, Труфапов, Егозов, Яцеико и многие другие. Особенно глубоко курсанты изучили навигацию, которую преподает в ШУКСе молодой способный педагог Валерий Зосимович Подойницын. Вообще в ШУКСе сейчас создан хороший коллектив преподавателей по всем мор­ ским дисциплинам. Отлично ведут свои предметы Констан­ тин Алексеевич Чекии, Игорь Сергеевич Солодов, Борис Ми­ хаилович Вайсберг, Алевтина Петровна Дельсаль, Сергей Иванович Полозов и многие другие. Недавно в ШУКС прибыло новое пополнение в группы ме­ хаников*паровиков, электро­ механиков, штурманов, радио­ операторов. Среди них есть много отлич­ ных, опытных моряков, кото­ рые с первых же дней энер­ гично взялись за учебу и ак­ тивно включаются в общест­ венную жизнь школы. В группе штурманов такими активистами являются комму- Лнсты тт. Афанасьев, Драгунов, Рогов и другие. Многие из курсантов этой группы прежде чем придти в ШУКС, уже несколько лет ра­ ботали боцманами, мастерами лова и лаже штурманами — это те, которые уже имеют дипломы судоводителей на право вождения судов до 200 Будет ли работать лифт? Радиоцентр тралового флота в сентябре этого года получил воз­ можность перенести работу выде­ ленного приемного пункта в не­ посредственную близость к управ­ лениям тралового и сельдяного флотов, а также главку «Севры- ба». Сейчас радиобюро находится в здании Дома междурейсового отдыха моряков тралового флота, занимая восьмой и девятый эта­ жи. Высота сравнительно боль­ шая, и немногие из нас преодоле­ вают ее без особых трудностей. Несколько раз в сутки прихо­ дят сюда и рассыльные управле­ ний за сводками и корреспонден­ цией. А техническим работникам бригады обслуживания механиз­ мов и аппаратуры приходится поднимать запасные части, руло­ новую бумагу, а иногда новую тяжелую аппаратуру, так как мастерские и помещение склада находятся на девятом этаже. Можно ли облегчить труд лю­ дей? Да! Здесь есть лифт, кото­ рый может производить подъем до шестого этажа. Но он не рабо­ тает, так как нет штатной едини­ цы лифтера и нет определенного хозяина, который бы содержал его в порядке. Неужели это та­ кой неразрешимый вопрос? С. КИРИЛЛОВ. » Золотые руки механиков „Диомида 64 Иа СРТ-459 «Диомид» я проби­ рался с превеликим трудом. Суд­ но стояло у причала не то треть­ им, не то пятым корпусом, с обоих бортов зажатое мощными букси­ рами, не видимое из-за их высо­ ких мостиков. На палубе — па­ рень в рабочей фуфайке. — Вы к кому? — приветливо спросил он. — К старшему механику Соро­ кину, — отвечаю. Лицо пария вдруг прояснилось широкой улыб­ кой. — К Борису Алексеевичу? По­ жалуйста, по левому борту его каюта. — Но, видимо, решил, что сам я не найду и проводил меня до самых дверей. И это была не Просто вежливость. Скорее в этом сказывалось большое уважение к старшему механику — Алексеич! — крикнул парень В открытую дверь, — здесь к тебе. Так состоялось мое знакомство С одним из опытных механиков сельдяного флота Борисом Алек­ сеевичем Сорокиным. Со словом «опыт» как-то неволь­ но срязываешь и другие понятия: арелость, возраст, солидность. Мне сказали: «Идите на «Диомид», там опытный стармех». А я увидел мужчину, которого молодым не назовешь, но стариком тем более. Ч*рты лица мягкие, четкие. Ум­ ный, прямой взгляд. Он на флоте с 1952 года. Две­ надцать лет. А из них восемь — иа СРТ-459. Редкое постоянство. Чем объяснить такую привязан­ ность к одному судну? Сказать, что траулер, ах, какой совершен­ ный, новейший, с уникальным оборудованием и удобнейшими бытовыми условиями? Так не ска­ жешь. В шторм по всем каютам на палубе вода под ногами. Ко­ рабль «Диомид» в'сельдяном фло­ те с пятидесятого года. Десять с лишним лет — немалый срок. И если за восемь лет па «Диомиде» не случилось ни одной аварии, а на промысле всегда четко работа­ ют все механизмы, то в этом за­ слуга машинной команды и ее старшего механика. Коммунист Б. А. Сорокин сжил­ ся на «Диомиде» с каждым вин­ тиком машинного отделения, знает все уязвимые места механизмов. Его работа не ограничивается только выполнением обычных и повседневных обязанностей. Он знает, что это его корабль, иа нем ему трудиться еще не один год, а поэтому и предвидит, когда и что ему понадобится для ремон­ та, для замены износившейся де­ тали. Это ценное качество в опы­ те Б. А. Сорокина. Он всегда имеет пусть не все необходимые, но основные запчасти к механиз­ мам. Подводя итог, хочется еще раз сказать: постоянные кадры иа промысловых судах — одно из решающих условий в достижении высоких уловов. Здесь особое значение приоб­ ретает профилактический осмотр судовой техники. Провести его своевременно, обнаружить и пре­ дупредить возможные поломки, неисправности — задача кропот­ ливая и для СРТ сложная. В рас­ поряжении механиков есть нехит­ рый инструмент — наждак и свер­ лильный станок. Токарный ста­ нок — светлая мечта Б. А. Соро: кипа. Но даже при такой «базе» на судне смело берутся за вы­ полнение самых сложных работ. Так, редукционный клапан не обеспечивал нормальной рабо­ ты гидрозапора. При выборке се­ тей, во время швартовки, когда приходится то останавливать, то запускать двигатель, давление гидросмеси падает. Это всегда вызывает уйму хлопот у вахтен­ ного механика. Борис Алексеевич предложил после редукционного клапана установить форсунку от двигателя 2-ЧА. Так и сделали. Теперь роль редукционного кла­ пана выполняет форсунка, и дав­ ление в системе гидрозапора дер­ жится хорошо, перепадов гидро­ смеси не наблюдается. Механики быстро регулируют заданное дав­ ление. Сейчас решается вопрос о внед­ рении на «Диомиде» подогрева дизельного масла у главного дви­ гателя. Известно, что для эффек­ тивности смазки требуется горя­ чее масло. А при выборке сетей, когда двигатель работает иа ма­ лых оборотах, масло не прогре­ вается. Новое предложение Б. А. Сорокина после внедрения даст возможность сэкономить моторе­ сурсы главного двигателя и со­ кратить износ всех его трущихся деталей. Рационализации в коллективе машинной команды придается большое значение. Здесь на счету каждого есть предложение. Хоть одно, а есть. А иначе и быть не может. Люди — хозяева своего корабля, они чувствуют ответст­ венность за работу техники и делают все, чтобы она служила надежно. На прошедшей партийной кон­ ференции сельдяного флота кол­ лектив машинной команды СРТ-459 был назван в числе тех, кто успешно занимается ремон­ том своих механизмов. Так, в пос­ леднем рейсе были отремонтиро­ ваны два номера дизель-динамо, а работникам судоверфи предъ­ явлены только главный двига­ тель и промысловые механизмы. За два года механики «Диомида» отработали на ремонте 2300 нор- мо-часов. 300 нормо-часов отра­ ботано только в последнем рей­ се. Вдумываясь в эти цифры, не надо забывать, что иа СРТ в ма­ шинном отделении трудятся толь­ ко четыре человека — три меха­ ника и моторист. Все они любят свою работу. Добросовестность в деле — качество, без которого здесь не мыслят отношения к труду. Парень, который встретил меня на палубе и проводил до каюты Б. А. Сорокина, — второй меха­ ник Анатолий Кириллович Ильин. О нем Борис Алексеевич говорит с уважением. А. К. Ильин — не­ давно на «Диомиде», но пришел­ ся по душе всему коллективу. Он честный работник, умелый, знающий технику механик. С са­ мого первого дня жизни траулера здесь до последнего рейса рабо­ тал Рафик Абдурахманович Ба- рышев — моторист. Сейчас он учится в ШУКСе, а иа его место пришел Николай Гаврилович Шу­ тов. Ему Б. А. Сорокин поручает любую слесарную работу. У Н. Г. Шутова золотые руки. На «Дио­ миде» его приняли в партию. Чутко относится к заботам су­ довых механиков капитан Анато­ лий Иванович Алексеев. Он инте­ ресуется работой машинной команды, всегда готов оказать необходимую помощь. А. И. Алек­ сеев — опытный промысловик и понимает, что без слаженной дея­ тельности членов коллектива все труды едва ли увенчаются успе­ хом. А успехи у моряков «Диоми­ да» есть. И немалые. В нынешнем году они завершили выполнение семилетнего задания. Выловлено около 60 тысяч центнеров рыбы. Е. РЫ БНИКО В . регистровых тонн. Такие дип-. ломы имеют в группе штурма­ нов тт. Башкирцев, Васильчен­ ко, Кубачин, Косов, Парахин, Руденко, Субботич. Несколько теплых слов хо­ чется сказать и о тех, кто под­ бирает для ШУКСа коллектив курсантов. Работники отделов кадров тралового флота’ и «Мурмансельди» направлйют к нам на учебу самых лучших: ударников коммунистического труда, моряков, положительно зарекомендовавших себя на флоте. Именно поэтому в шко­ ле усовершенствования среди курсантов очень хорошая дис­ циплина. Исключением явля­ ются лишь моряки, пришедшие к нам из Мурманского филиа­ ла Беломорской базы гоелова* где в отделе кад­ ров более чем легкомысленно от­ носятся к отбору курсантов. Очень хорошие, дружные ребята подобрались в по- а вой группе радио­ операторов. На это отделение прини­ маются моряки, имеющие образо­ вание не ниже 10 классов. Здесь в основном моло­ дежь, активные комсомольцы. В этой группе сейчас уже выяви­ лись любители спорта, самодея­ тельные артисты. Среди них тт. Бе­ режков, Г рпценко, Крутов, Холод, Щербань и другие. ШУКС дает хорошие теоре­ тические знания морякам, здесь хорошо укомплектованы опытные кадры преподавате­ лей и есть хорошая материаль­ но-техническая база: кабине-? ты по радионавигационным приборам, по электротехнике. Штурманы, которые приходят в ШУКС на трехмесячные се­ минары по изучению радиона-: вигационных приборов, поки­ дают школу, в совершенстве овладев новейшей техникой. И руководство ШУКСа, все преподаватели заслуженно гордятся тем, что лучшие про­ мысловики тралфлота и «Мур**: мансельди», в том числе мно­ гие капитаны ‘ опорно-показа­ тельных судов, — бывшие пи­ томцы ШУКСа. Г. БАЦЕНЮК , замести­ тель директора ШУКСа по политчасти. На снимках: 1. Старейший преподаватель судомехаииче- ского отделения А. Г. Красно­ щек (справа) проверяет зна­ ния курсанта Н. Г. Герасим- чука. ^ 2. Изучение судовых радио­ станций. Слева направо: одии из опытнейших преподавате­ лей ШУКСа Б. М. Вайсберг, курсанты Ю. М. Пасхадов, Е. Г. Федоров, П. И. Дороше­ вич. Фото К. Моисеева. (эосю ссш оогэоооаоосаоаоааосоооооооЕН НАМ РАДИРУЮТ Двадцать второго декабря эки­ паж траулера «Мойва» выполвил план месяца по добыче рыбы. На эту же дату сверх плана четве|>- того квартала с больших глубин добыто более трехсот центнерев рыбы. КАРЕЛЬСКИЙ , капитан. ПОТАПОВ, председатель судового комитета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz