Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
Коль взялись за гуж... I П р о в е р е н н ы е м о р е м В сельдяном флоте задумали полезное дело — с 1961 года стали осваивать лов близнецовым тралом. О преимуществах этого метода уже говорилось немало. И казалось бы, он должен бы дав но ;получить путевку В ЖИЗНЬ. Но, увы! Техническое снабже ние судов, оборудованных иод близнецовый лов, поставлено из рук вон плохо. В частности, для ©сиастки верхней подборы трала нет алюминиевых кухтылей. А Зычные железные быстро ржа веют и портят трал. Не хватает такелажных цепей малого разме ра. Вместо них дают цепи, не предусмотренные для оснастки нижней подборы, якорные, кото рые надо рубить на глазок. Рас пределение груза получается не точное. Не хватает карабинов и гачков. Вот, к примеру, что было на нашем судне. В середине ноября наш СРТ-4145 перевели на близ нецовый лов. Однако на судне не оказалось нужного промвооруже- ви#. Правда, руководители про мысла А. В. Абакумов и Ю. Т. Михайлов уверенно обнадеживали нас. Переходите, говорят, в Се верное море. Там все необходимое получите. Но вышло наоборот. Пришлось собирать с миру по ••• нитке. На одном судне выпросили чекель, на другом — вертлюг, кабель и т. д. Нас успокаивали. Вот, мол, придет на промысел СРТ-19. Он доставит все необходимое для ос настки близнецового трала. ' Через пять дней мы дождались его. На нем были доставлены якорные цепи, геркулес и тралы. Ниток же не привезено ни одно го килограмма. Мне пришлось чи нить капроновый трал смольной прядиной. И опять нас успокаи вают-: скоро будет. А когда? Сейчас на близнецовом лову у нас занято десять судов. И на каждом из них такая же карти на, как и иа нашем. Не укомп лектованы команды. У нас, на пример, нет засольщика и масте ра лова. Приходится много работать за них. Зато наставни ков — хоть отбавляй. Надо подумать и о людях. На суда, находящиеся в Северном море, письма, газеты и журналы доставляются от случая к слу чаю. На каждом разборе рейса капитаны докладывают работни кам отделов и служб флота об этих неполадках, но толку мало. Н. ПАРУКОВ, старший ма стер лова СРТ-4145 «Свет лана». Сюда приходят люди, уже проверенные морем, — настоя щие моряки, проработавшие иа рыболовных судах тралового флота и «Мурмаисельди» по нескольку лет И поэтому все, окончившие ШУКС, как пра вило, нею жизнь посвящают нелегкому рыбацкому труду. Недавно закончили обучение курсанты группы штурманов малого плавали^; Они учились здесь более года. Экзамены показали их хоро шие зиапия. Большинство кур сантов сдало экзамены на «хо рошо» и «отлично». Без еди ной тройки прошли испытания тт. Фефелов, Сотник, Шук, Труфапов, Егозов, Яцеико и многие другие. Особенно глубоко курсанты изучили навигацию, которую преподает в ШУКСе молодой способный педагог Валерий Зосимович Подойницын. Вообще в ШУКСе сейчас создан хороший коллектив преподавателей по всем мор ским дисциплинам. Отлично ведут свои предметы Констан тин Алексеевич Чекии, Игорь Сергеевич Солодов, Борис Ми хаилович Вайсберг, Алевтина Петровна Дельсаль, Сергей Иванович Полозов и многие другие. Недавно в ШУКС прибыло новое пополнение в группы ме хаников*паровиков, электро механиков, штурманов, радио операторов. Среди них есть много отлич ных, опытных моряков, кото рые с первых же дней энер гично взялись за учебу и ак тивно включаются в общест венную жизнь школы. В группе штурманов такими активистами являются комму- Лнсты тт. Афанасьев, Драгунов, Рогов и другие. Многие из курсантов этой группы прежде чем придти в ШУКС, уже несколько лет ра ботали боцманами, мастерами лова и лаже штурманами — это те, которые уже имеют дипломы судоводителей на право вождения судов до 200 Будет ли работать лифт? Радиоцентр тралового флота в сентябре этого года получил воз можность перенести работу выде ленного приемного пункта в не посредственную близость к управ лениям тралового и сельдяного флотов, а также главку «Севры- ба». Сейчас радиобюро находится в здании Дома междурейсового отдыха моряков тралового флота, занимая восьмой и девятый эта жи. Высота сравнительно боль шая, и немногие из нас преодоле вают ее без особых трудностей. Несколько раз в сутки прихо дят сюда и рассыльные управле ний за сводками и корреспонден цией. А техническим работникам бригады обслуживания механиз мов и аппаратуры приходится поднимать запасные части, руло новую бумагу, а иногда новую тяжелую аппаратуру, так как мастерские и помещение склада находятся на девятом этаже. Можно ли облегчить труд лю дей? Да! Здесь есть лифт, кото рый может производить подъем до шестого этажа. Но он не рабо тает, так как нет штатной едини цы лифтера и нет определенного хозяина, который бы содержал его в порядке. Неужели это та кой неразрешимый вопрос? С. КИРИЛЛОВ. » Золотые руки механиков „Диомида 64 Иа СРТ-459 «Диомид» я проби рался с превеликим трудом. Суд но стояло у причала не то треть им, не то пятым корпусом, с обоих бортов зажатое мощными букси рами, не видимое из-за их высо ких мостиков. На палубе — па рень в рабочей фуфайке. — Вы к кому? — приветливо спросил он. — К старшему механику Соро кину, — отвечаю. Лицо пария вдруг прояснилось широкой улыб кой. — К Борису Алексеевичу? По жалуйста, по левому борту его каюта. — Но, видимо, решил, что сам я не найду и проводил меня до самых дверей. И это была не Просто вежливость. Скорее в этом сказывалось большое уважение к старшему механику — Алексеич! — крикнул парень В открытую дверь, — здесь к тебе. Так состоялось мое знакомство С одним из опытных механиков сельдяного флота Борисом Алек сеевичем Сорокиным. Со словом «опыт» как-то неволь но срязываешь и другие понятия: арелость, возраст, солидность. Мне сказали: «Идите на «Диомид», там опытный стармех». А я увидел мужчину, которого молодым не назовешь, но стариком тем более. Ч*рты лица мягкие, четкие. Ум ный, прямой взгляд. Он на флоте с 1952 года. Две надцать лет. А из них восемь — иа СРТ-459. Редкое постоянство. Чем объяснить такую привязан ность к одному судну? Сказать, что траулер, ах, какой совершен ный, новейший, с уникальным оборудованием и удобнейшими бытовыми условиями? Так не ска жешь. В шторм по всем каютам на палубе вода под ногами. Ко рабль «Диомид» в'сельдяном фло те с пятидесятого года. Десять с лишним лет — немалый срок. И если за восемь лет па «Диомиде» не случилось ни одной аварии, а на промысле всегда четко работа ют все механизмы, то в этом за слуга машинной команды и ее старшего механика. Коммунист Б. А. Сорокин сжил ся на «Диомиде» с каждым вин тиком машинного отделения, знает все уязвимые места механизмов. Его работа не ограничивается только выполнением обычных и повседневных обязанностей. Он знает, что это его корабль, иа нем ему трудиться еще не один год, а поэтому и предвидит, когда и что ему понадобится для ремон та, для замены износившейся де тали. Это ценное качество в опы те Б. А. Сорокина. Он всегда имеет пусть не все необходимые, но основные запчасти к механиз мам. Подводя итог, хочется еще раз сказать: постоянные кадры иа промысловых судах — одно из решающих условий в достижении высоких уловов. Здесь особое значение приоб ретает профилактический осмотр судовой техники. Провести его своевременно, обнаружить и пре дупредить возможные поломки, неисправности — задача кропот ливая и для СРТ сложная. В рас поряжении механиков есть нехит рый инструмент — наждак и свер лильный станок. Токарный ста нок — светлая мечта Б. А. Соро: кипа. Но даже при такой «базе» на судне смело берутся за вы полнение самых сложных работ. Так, редукционный клапан не обеспечивал нормальной рабо ты гидрозапора. При выборке се тей, во время швартовки, когда приходится то останавливать, то запускать двигатель, давление гидросмеси падает. Это всегда вызывает уйму хлопот у вахтен ного механика. Борис Алексеевич предложил после редукционного клапана установить форсунку от двигателя 2-ЧА. Так и сделали. Теперь роль редукционного кла пана выполняет форсунка, и дав ление в системе гидрозапора дер жится хорошо, перепадов гидро смеси не наблюдается. Механики быстро регулируют заданное дав ление. Сейчас решается вопрос о внед рении на «Диомиде» подогрева дизельного масла у главного дви гателя. Известно, что для эффек тивности смазки требуется горя чее масло. А при выборке сетей, когда двигатель работает иа ма лых оборотах, масло не прогре вается. Новое предложение Б. А. Сорокина после внедрения даст возможность сэкономить моторе сурсы главного двигателя и со кратить износ всех его трущихся деталей. Рационализации в коллективе машинной команды придается большое значение. Здесь на счету каждого есть предложение. Хоть одно, а есть. А иначе и быть не может. Люди — хозяева своего корабля, они чувствуют ответст венность за работу техники и делают все, чтобы она служила надежно. На прошедшей партийной кон ференции сельдяного флота кол лектив машинной команды СРТ-459 был назван в числе тех, кто успешно занимается ремон том своих механизмов. Так, в пос леднем рейсе были отремонтиро ваны два номера дизель-динамо, а работникам судоверфи предъ явлены только главный двига тель и промысловые механизмы. За два года механики «Диомида» отработали на ремонте 2300 нор- мо-часов. 300 нормо-часов отра ботано только в последнем рей се. Вдумываясь в эти цифры, не надо забывать, что иа СРТ в ма шинном отделении трудятся толь ко четыре человека — три меха ника и моторист. Все они любят свою работу. Добросовестность в деле — качество, без которого здесь не мыслят отношения к труду. Парень, который встретил меня на палубе и проводил до каюты Б. А. Сорокина, — второй меха ник Анатолий Кириллович Ильин. О нем Борис Алексеевич говорит с уважением. А. К. Ильин — не давно на «Диомиде», но пришел ся по душе всему коллективу. Он честный работник, умелый, знающий технику механик. С са мого первого дня жизни траулера здесь до последнего рейса рабо тал Рафик Абдурахманович Ба- рышев — моторист. Сейчас он учится в ШУКСе, а иа его место пришел Николай Гаврилович Шу тов. Ему Б. А. Сорокин поручает любую слесарную работу. У Н. Г. Шутова золотые руки. На «Дио миде» его приняли в партию. Чутко относится к заботам су довых механиков капитан Анато лий Иванович Алексеев. Он инте ресуется работой машинной команды, всегда готов оказать необходимую помощь. А. И. Алек сеев — опытный промысловик и понимает, что без слаженной дея тельности членов коллектива все труды едва ли увенчаются успе хом. А успехи у моряков «Диоми да» есть. И немалые. В нынешнем году они завершили выполнение семилетнего задания. Выловлено около 60 тысяч центнеров рыбы. Е. РЫ БНИКО В . регистровых тонн. Такие дип-. ломы имеют в группе штурма нов тт. Башкирцев, Васильчен ко, Кубачин, Косов, Парахин, Руденко, Субботич. Несколько теплых слов хо чется сказать и о тех, кто под бирает для ШУКСа коллектив курсантов. Работники отделов кадров тралового флота’ и «Мурмансельди» направлйют к нам на учебу самых лучших: ударников коммунистического труда, моряков, положительно зарекомендовавших себя на флоте. Именно поэтому в шко ле усовершенствования среди курсантов очень хорошая дис циплина. Исключением явля ются лишь моряки, пришедшие к нам из Мурманского филиа ла Беломорской базы гоелова* где в отделе кад ров более чем легкомысленно от носятся к отбору курсантов. Очень хорошие, дружные ребята подобрались в по- а вой группе радио операторов. На это отделение прини маются моряки, имеющие образо вание не ниже 10 классов. Здесь в основном моло дежь, активные комсомольцы. В этой группе сейчас уже выяви лись любители спорта, самодея тельные артисты. Среди них тт. Бе режков, Г рпценко, Крутов, Холод, Щербань и другие. ШУКС дает хорошие теоре тические знания морякам, здесь хорошо укомплектованы опытные кадры преподавате лей и есть хорошая материаль но-техническая база: кабине-? ты по радионавигационным приборам, по электротехнике. Штурманы, которые приходят в ШУКС на трехмесячные се минары по изучению радиона-: вигационных приборов, поки дают школу, в совершенстве овладев новейшей техникой. И руководство ШУКСа, все преподаватели заслуженно гордятся тем, что лучшие про мысловики тралфлота и «Мур**: мансельди», в том числе мно гие капитаны ‘ опорно-показа тельных судов, — бывшие пи томцы ШУКСа. Г. БАЦЕНЮК , замести тель директора ШУКСа по политчасти. На снимках: 1. Старейший преподаватель судомехаииче- ского отделения А. Г. Красно щек (справа) проверяет зна ния курсанта Н. Г. Герасим- чука. ^ 2. Изучение судовых радио станций. Слева направо: одии из опытнейших преподавате лей ШУКСа Б. М. Вайсберг, курсанты Ю. М. Пасхадов, Е. Г. Федоров, П. И. Дороше вич. Фото К. Моисеева. (эосю ссш оогэоооаоосаоаоааосоооооооЕН НАМ РАДИРУЮТ Двадцать второго декабря эки паж траулера «Мойва» выполвил план месяца по добыче рыбы. На эту же дату сверх плана четве|>- того квартала с больших глубин добыто более трехсот центнерев рыбы. КАРЕЛЬСКИЙ , капитан. ПОТАПОВ, председатель судового комитета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz