Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
Кошельковый лоо под силу рыбакам Мурмана Кошельковый лов является од ним из высокопроизводительных видов морского активного рыбо- лмства. Его успешно применяют рыбаки Дальпего Востока и Азо- ве-Чериоморья. Мурманчанам же до сих лор не удается освоить лов атлантической сельди кошелько выми неводами, хотя поведение сельди в отдельные периоды го да в ряде районов промысла поз воляет добиться этого. А исланд ские рыбаки даже ведут кругло годичный лов сельди кошелько выми неводами. В 1965 году у нас в бассейне планируется снова организовать экспедицию по освоению кошель кового лова. Управление «Мур- мансельдь» обратилось в ПИНРО с просьбой разработать конструк цию кошелькового невода но ти ну исландского. Надо отметить сразу, что техника кошелькового ло&а в СССР стоит на очень вы соком уровне, особенно в области постройки неводов. Но успех про мысла зависит не только от кон струкции невода. В исландской литературе ука зывается, что, начиная с 1956 го да, постоянное увеличение вылова сельди Исландией вызвано зна чительными изменениями в тех нике промысла. Совершенствует ся поиск рыбы с помшцыо гидро локаторов, применяется новая гидроакустическая рыбопоиско вая техника при облове косяков сельди, расположенных на боль- зной глубине. Механизирована выборка неводов с помощью си ловых блоков. Что же касается конструкции неводив, то исланд ские рыбаки только увеличили раяер их но высоте (соответст венно увеличив прочность дели). Сделано это в связи с освоением промысла в открытом море, где ссльдь находится на больших глубинах. Развитие кошелькового про мысла в Исландии в основном шло по линии совершенствования поиска сельди и самой поисковой техники. Так, до 1953 года поиск производился главным образом визуально, изредка с самолетов. Но это давало эффект только тогда, когда косяки находились на поверхности. В открытом мо рс косяки сельди находятся на большой глубине и поднимаются на поверхность реже. Поэтому для их обнаружения необходимо было менять технику. В отличие от других видов ло ва применение эхолотов на ко шельковом промысле не привело к каким-либо значительным изме нениям в технике поиска. При прохождении судна над кося ком последний фиксировался эхолотом. Но уже при вторичном выходе косяк обнаружить было трудно. Поэтому, начиная с 1954 года, все больше и больше ис ландских рыбаков осваивало по иск косяков сельди, погружен ных на глубину, с помощью гид ролокатора. С 1958 года гидро локатор стал применяться повсе местно. Этот метод имеет свои особен ности и в корне отличается от всех существующих видов поис ка и облова косяков рыбы. Не которые материалы по этому во просу в Полярном институте имеются. Исландцы сами отмечают, что только тс капитаны, которые при обрели опыт поиска и лова сель ди с помощью гидролокатора, до биваются хороших результатов на кошельковом промысле. И наобо рот, те капитаны, которые приме няют визуальные методы поиска и эхолотирование, увеличения в добыче сельди не достигли. Таким образом, важнейшим ус ловием успеха кошелькового про мысла является тщательный по иск и использование гидроакусти ческой техники во время замета невода. В Исландии, например, вполне определенно установлено, что по меньшей мере две третьих общего вылова сельди было взято с помощью гидролокаторов. Не менее важное значение ис ландцы придают самой тактике промысла, которая целиком зави сит от опытности капитана. Опыт ность капитана имеет настолько большое значение, что превосхо дит важность различных характе ристик судна. У исландцев были случаи, когда при тех же прибо рах и орудиях лова смена капи тана увеличивала или уменьшала промысловую эффективность суд на в 10—20 раз. Все эти обстоятельства и долж ны быть учтены при дальнейшем освоении кошелькового промысла сельди рыбаками Северного бас сейна. Очень важно хорошо под готовиться к предстоящей экспе диции, учтя недостатки предыду щих лет. До сих пор экспедиции но ос воению кошелькового лова орга низовывались в самый последний момент, наспех, без надлежащей подготовки и обеспечения. В ре зультате команды выходят на промысел, не имея ясного пред- ставления о работе с кошелько вым неводом. Сами невода стро ятся из долей, ассортимент ко торых не соответствует про екту (используются бывшие в употреблении дели с более тонкой ниткой, старое промвооружение). Суда не обеспечиваются гидроло каторами. При такой «подготов ке» получается, что экспедиция организуется не для освоения лова сельди, а для обучения мо ряков работе кошельковым нево дим. Наглядным примером в этом отношении может служить тот факт, что много лет мурманчане не могли освоить лов сельди раз ноглубинными тралами. И только тогда, когда суда были снабжены гидроакустической аппаратуроfi, была проведена тщательная под готовка в порту, удалось достиг нуть положительных результатов. Причем успеха добились с теми же тралами, которыми раньше не могли поймать сельдь. Да и сей час опыт работы экипажей на разноглубинном лову показывает, что без наличия гидроакустиче ской аппаратуры успеха не будет. То же самое можно сказать и про кошельковый промысел. Для успешного освоения ко шелькового промысла атлантиче ской сельди необходимо: заранее предопределить состав судов и их экипажей; обеспечить вооружение ко шельковых неводов согласно раз работанному проекту. Стяжные кольца-должны быть разъемными, грузила свинцовые, пенопласто вые поплавки обязательно литые, а не наборные, вертлюги должны быть разъемными и иметь обтека емую форму и т. д.; все суда должны иметь гидроа кустическую аппаратуру и в пер вую очередь гидролокатор; Все члены экипажей и в пер вую очередь судоводители и ма стера ио добыче должны деталь но изучить конструкцию и основ ные особенности кошелькового невода, изучить технику кошель кового лова в зависимости от на правления и силы ветра и тече ния, от состояния и размеров ко сяков, способы замета невода е применением гидроакустической аппаратуры. При изучении необ ходимо широко использовать не только опыт работы наших, но и исландских рыбаков. Материалы об этом имеются в ПИНРО. Для того, чтобы команда вышла на промысел хорошо подготовленной, необходимо заранее организовать курсы по изучению техники ко шелькового промысла. В настоящее время накоплен большой материал по опыту ра боты кошельковыми неводами в районе Исландии как наищх, так и исландских . рыбаков. Давно пора составить и издать настав ление но технике кошелькового промысла с судов типа РС-300 и СРТ-Р. Все суда должны быгь обеспе чены необходимыми промысловы ми механизмами и оборудовани ем (силовые блоки, лебедки, бло ки л™ стяжного троса, соответ ствующие ил'пцадки ДЛЯ неводов и т. д.). Решение всех этих вопросов дв начала экспедиции — залог ус пеха в < своении кошелькового промысла. П. НИКОЛАЕВ. От друзей секретов нет В середине октября большие морозильные траулеры Мурман ского тралового флота вели про мысел в районе банки Брауне, облавливая аргентину. Вскоре в группу наших судов пришел БМРТ «Уран» из Польской На родной Республики.. В то время как м^манчане брали хорошие уловы, польский экипаж успеха не имел. Для оказания дружеской помощи на «Уран» пересел стар ший мастер по добыче с БМРТ «Гоголь», а старший помощник капитана с «Урана» для ознаком ления с опытом работы советских рыбаков пересел на БМРТ «Го голь». Позднее, когда промысловая обстановка резко ухудшилась, польский траулер перешел на Джорджес-банку в квадрат 1470, обнаружил хорошие концентра ции налима и с большим успехом начал их облавливать, поднимая но 8— 10 тонн. Несколько совет ских траулеров, в том числе и БМРТ «Мурманск», также пере шли в этот район. Но тралируя на одних и тех же глубинах, при мерно с такой же скоростью, что и БМРТ «Уран», имели уловы, не превышавшие две тонны. В промысловых советах капи танов, которые проходят ежеднев но, принимал участие и капитан Американская фирма «Дженерал Динамике Электрик Боут Ди- вижн» построила подводное судно, предназначенное для поисков кораблей и подводных лодок, потерпевших крушение. «Стар I» (так называется судно) — небольших размеров, он очень удобный, по движный и легкий. Благодаря этому его без труда можно доста вить из одного пункта в другой по воздуху и по суше. На снимке: подводная лодка «Стар Ь . БМРТ «Уран». Он рассказал, что польский трал имеет конструкцию, во многом отличающуюся от на ших, и требует несколько другого режима работы. Но совету руко водителя промысла с БМРТ «Мурманск» на траулер из Поль ской Народной Республики для ознакомления с тралом и опытом работы перешли второй помощ ник капитана тов. Пономарев и старший мастер но добыче тов. Ежов. Хозяева очень тепло встре тили наших моряков. За два дня, в течение которых они находи лись на корабле, польские рыба ки подробно и обстоятельно рас сказали о своей работе, не скры вая никаких секретов. Когда эки паж «Ураиа» закончил промысел, он передал свой трал н траловые доски на наше судно, а мы в свою очередь дали ему один из наших тралов. Благодаря дружеской помощи польских рыбаков моряки БМРТ «Мурманск» стали выполнять суточное задание более чем на 200 процентов, имея подъемы до 7 тонн. Польский трал на нашем корабле стали любовно называть «самоловом», потому что про мысловая обстановка в это время была очень тяжелой, и другие БМРТ, промышляя рядом, имели подъемы 0,5— 1 тонну. Переняв опыт работы польско го экипажа, мы в свою очередь передавали его на другие наши корабли. Старшие мастера ио до быче с БМРТ «Ярославль», «Не красов», «Всполох» побывали у нас ка борту и изучили конст рукцию польского трала. Н. ДОРОШЕВ, первый по мощник капитана большого морозильного т р а у л е р а «Мурманск», О ТРАВЛЕНИИ ВАЕРОВ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ В 1964 году экипажи мно гих судов тралового флота ус пешно освоили глубоководный лов рыбы. Но промысел на больших глубинах сопряжен с большими трудностями. Уча щаются заверты тралов, пов реждения ваеров и т. п. В сво ей корреспонденции я хочу дать несколько рекомендаций ио предупреждению этих не желательных случаев. Спуск трала — одна из сложных операций. Поэтому необходимо, чтобы каждый член экипажа точно выполнял свои обязанности. Практика показывает, что неправильный спуск трала может повлечь за собой потерю трех-четырох часов промыслового времени. Очень важно выбрать мо мент начала травления вае ров. Перед началом травления корабль должен, как минимум, сделать половину циркуляции с тем, чтобы набрать необхо димую скорость, вытянуть трал в сторону кормы, придать траловым доскам необходимый угол атаки. Практически на нашем суд не это делается следующим об разом. При малом диаметре циркуляции (до начала трав ления ваеров) руль ставится в положение «полборта» в сто рону трала. В этом случае цир куляция замедляется. Скорость определяем относительно воды и ио положению ваеров, кото рые должны быть вытянуты в сторону кормы и «надрае ны». Травление ваеров начинает ся за 20— 30 градусов до ос новного курса травления вае ров. При этом необходимо, что бы после вытравливания двух — трех марок носовой ваер шел от борта на расстоянии около метра. В этом случае кормовой ваер будет только касаться планширя. В противном случае возмо жен обруб кормового ваера винтом или траловые доски не возьмут необходимый распор. А это может привести к за- верту трала в самом начале травления ваеров. В дальнейшем травление ос новного количества . ваеров производитея на одном курсе и «втугую», что обеспечивается форсированным ходом и ре гулировкой ленточными сто порами ваерных барабанов. Во избежание обрубки носового ваера при травлении на одном курсе (когда кормовой ваер идет выше винта) можно реко мендовать периодически от клонять судно от курса трале ния в сторону рабочего борта на 3— 5 градусов. Ирм этом носовой Ваер сразу должен от ходить от борта. Положение марок на ваерах при травлении должно быть такое же, как и при работе на обычных глубинах. То есть марка носового ваера должна отставать от кормового пе ме нее чем на 10— 15 метров (до конца травления). После окон чания травления марка носо вого ваера должна находиться и районе дверей средней над стройкой, а кормового — в районе стопор-блока. В конце травления ваеров, примерно за пятьдесят метров (в зависимости от скорости) сбавляется ход. Но как только травление закончено, сразу же надо увеличить скорость. В это время траловые доски на ходятся над грунтом. При рез ком падении скоростей они те ряют угол атаки, сближаются и может произойти заверт. После взятия ваеров на сто пор траулер должен идти кур сом, на котором травились вае ра до тех пор, пока доски не сядут на грунт. Затем ваера берутся на стопор. Убеди вшись, что судно имеет нуж ную скорость, ваера идут нор мально, выравниваем их. Следует иметь в виду, что до ски иногда садятся на грунт через пять и даже десять ми нут после взятия ваеров на стопор. В свежую погоду надо из бегать травления ваеров с подветренного борта. Во избе жание обруба лучше перейти на работу тралом другого борта. То, о чем я рассказал, про верено опытом работы нашего экипажа и коллективов дру гих судов. Разумеется, в каж дом отдельном-случае судово дители должны учитывать осо бенности своих траулеров, ус ловия промысла и т. д. К. КАРЕЛЬСКИЙ , ка питан траулера «Мойва».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz