Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.

Кошельковый лоо под силу рыбакам Мурмана Кошельковый лов является од­ ним из высокопроизводительных видов морского активного рыбо- лмства. Его успешно применяют рыбаки Дальпего Востока и Азо- ве-Чериоморья. Мурманчанам же до сих лор не удается освоить лов атлантической сельди кошелько­ выми неводами, хотя поведение сельди в отдельные периоды го­ да в ряде районов промысла поз­ воляет добиться этого. А исланд­ ские рыбаки даже ведут кругло­ годичный лов сельди кошелько­ выми неводами. В 1965 году у нас в бассейне планируется снова организовать экспедицию по освоению кошель­ кового лова. Управление «Мур- мансельдь» обратилось в ПИНРО с просьбой разработать конструк­ цию кошелькового невода но ти­ ну исландского. Надо отметить сразу, что техника кошелькового ло&а в СССР стоит на очень вы­ соком уровне, особенно в области постройки неводов. Но успех про­ мысла зависит не только от кон­ струкции невода. В исландской литературе ука­ зывается, что, начиная с 1956 го­ да, постоянное увеличение вылова сельди Исландией вызвано зна­ чительными изменениями в тех­ нике промысла. Совершенствует­ ся поиск рыбы с помшцыо гидро­ локаторов, применяется новая гидроакустическая рыбопоиско­ вая техника при облове косяков сельди, расположенных на боль- зной глубине. Механизирована выборка неводов с помощью си­ ловых блоков. Что же касается конструкции неводив, то исланд­ ские рыбаки только увеличили раяер их но высоте (соответст­ венно увеличив прочность дели). Сделано это в связи с освоением промысла в открытом море, где ссльдь находится на больших глубинах. Развитие кошелькового про­ мысла в Исландии в основном шло по линии совершенствования поиска сельди и самой поисковой техники. Так, до 1953 года поиск производился главным образом визуально, изредка с самолетов. Но это давало эффект только тогда, когда косяки находились на поверхности. В открытом мо­ рс косяки сельди находятся на большой глубине и поднимаются на поверхность реже. Поэтому для их обнаружения необходимо было менять технику. В отличие от других видов ло­ ва применение эхолотов на ко­ шельковом промысле не привело к каким-либо значительным изме­ нениям в технике поиска. При прохождении судна над кося­ ком последний фиксировался эхолотом. Но уже при вторичном выходе косяк обнаружить было трудно. Поэтому, начиная с 1954 года, все больше и больше ис­ ландских рыбаков осваивало по­ иск косяков сельди, погружен­ ных на глубину, с помощью гид­ ролокатора. С 1958 года гидро­ локатор стал применяться повсе­ местно. Этот метод имеет свои особен­ ности и в корне отличается от всех существующих видов поис­ ка и облова косяков рыбы. Не­ которые материалы по этому во­ просу в Полярном институте имеются. Исландцы сами отмечают, что только тс капитаны, которые при­ обрели опыт поиска и лова сель­ ди с помощью гидролокатора, до­ биваются хороших результатов на кошельковом промысле. И наобо­ рот, те капитаны, которые приме­ няют визуальные методы поиска и эхолотирование, увеличения в добыче сельди не достигли. Таким образом, важнейшим ус­ ловием успеха кошелькового про­ мысла является тщательный по­ иск и использование гидроакусти­ ческой техники во время замета невода. В Исландии, например, вполне определенно установлено, что по меньшей мере две третьих общего вылова сельди было взято с помощью гидролокаторов. Не менее важное значение ис­ ландцы придают самой тактике промысла, которая целиком зави­ сит от опытности капитана. Опыт­ ность капитана имеет настолько большое значение, что превосхо­ дит важность различных характе­ ристик судна. У исландцев были случаи, когда при тех же прибо­ рах и орудиях лова смена капи­ тана увеличивала или уменьшала промысловую эффективность суд­ на в 10—20 раз. Все эти обстоятельства и долж­ ны быть учтены при дальнейшем освоении кошелькового промысла сельди рыбаками Северного бас­ сейна. Очень важно хорошо под­ готовиться к предстоящей экспе­ диции, учтя недостатки предыду­ щих лет. До сих пор экспедиции но ос­ воению кошелькового лова орга­ низовывались в самый последний момент, наспех, без надлежащей подготовки и обеспечения. В ре­ зультате команды выходят на промысел, не имея ясного пред- ставления о работе с кошелько­ вым неводом. Сами невода стро­ ятся из долей, ассортимент ко­ торых не соответствует про­ екту (используются бывшие в употреблении дели с более тонкой ниткой, старое промвооружение). Суда не обеспечиваются гидроло­ каторами. При такой «подготов­ ке» получается, что экспедиция организуется не для освоения лова сельди, а для обучения мо­ ряков работе кошельковым нево­ дим. Наглядным примером в этом отношении может служить тот факт, что много лет мурманчане не могли освоить лов сельди раз­ ноглубинными тралами. И только тогда, когда суда были снабжены гидроакустической аппаратуроfi, была проведена тщательная под­ готовка в порту, удалось достиг­ нуть положительных результатов. Причем успеха добились с теми же тралами, которыми раньше не могли поймать сельдь. Да и сей­ час опыт работы экипажей на разноглубинном лову показывает, что без наличия гидроакустиче­ ской аппаратуры успеха не будет. То же самое можно сказать и про кошельковый промысел. Для успешного освоения ко­ шелькового промысла атлантиче­ ской сельди необходимо: заранее предопределить состав судов и их экипажей; обеспечить вооружение ко­ шельковых неводов согласно раз­ работанному проекту. Стяжные кольца-должны быть разъемными, грузила свинцовые, пенопласто­ вые поплавки обязательно литые, а не наборные, вертлюги должны быть разъемными и иметь обтека­ емую форму и т. д.; все суда должны иметь гидроа­ кустическую аппаратуру и в пер­ вую очередь гидролокатор; Все члены экипажей и в пер­ вую очередь судоводители и ма­ стера ио добыче должны деталь­ но изучить конструкцию и основ­ ные особенности кошелькового невода, изучить технику кошель­ кового лова в зависимости от на­ правления и силы ветра и тече­ ния, от состояния и размеров ко­ сяков, способы замета невода е применением гидроакустической аппаратуры. При изучении необ­ ходимо широко использовать не только опыт работы наших, но и исландских рыбаков. Материалы об этом имеются в ПИНРО. Для того, чтобы команда вышла на промысел хорошо подготовленной, необходимо заранее организовать курсы по изучению техники ко­ шелькового промысла. В настоящее время накоплен большой материал по опыту ра­ боты кошельковыми неводами в районе Исландии как наищх, так и исландских . рыбаков. Давно пора составить и издать настав­ ление но технике кошелькового промысла с судов типа РС-300 и СРТ-Р. Все суда должны быгь обеспе­ чены необходимыми промысловы­ ми механизмами и оборудовани­ ем (силовые блоки, лебедки, бло­ ки л™ стяжного троса, соответ­ ствующие ил'пцадки ДЛЯ неводов и т. д.). Решение всех этих вопросов дв начала экспедиции — залог ус­ пеха в < своении кошелькового промысла. П. НИКОЛАЕВ. От друзей секретов нет В середине октября большие морозильные траулеры Мурман­ ского тралового флота вели про­ мысел в районе банки Брауне, облавливая аргентину. Вскоре в группу наших судов пришел БМРТ «Уран» из Польской На­ родной Республики.. В то время как м^манчане брали хорошие уловы, польский экипаж успеха не имел. Для оказания дружеской помощи на «Уран» пересел стар­ ший мастер по добыче с БМРТ «Гоголь», а старший помощник капитана с «Урана» для ознаком­ ления с опытом работы советских рыбаков пересел на БМРТ «Го­ голь». Позднее, когда промысловая обстановка резко ухудшилась, польский траулер перешел на Джорджес-банку в квадрат 1470, обнаружил хорошие концентра­ ции налима и с большим успехом начал их облавливать, поднимая но 8— 10 тонн. Несколько совет­ ских траулеров, в том числе и БМРТ «Мурманск», также пере­ шли в этот район. Но тралируя на одних и тех же глубинах, при­ мерно с такой же скоростью, что и БМРТ «Уран», имели уловы, не превышавшие две тонны. В промысловых советах капи­ танов, которые проходят ежеднев­ но, принимал участие и капитан Американская фирма «Дженерал Динамике Электрик Боут Ди- вижн» построила подводное судно, предназначенное для поисков кораблей и подводных лодок, потерпевших крушение. «Стар I» (так называется судно) — небольших размеров, он очень удобный, по­ движный и легкий. Благодаря этому его без труда можно доста­ вить из одного пункта в другой по воздуху и по суше. На снимке: подводная лодка «Стар Ь . БМРТ «Уран». Он рассказал, что польский трал имеет конструкцию, во многом отличающуюся от на­ ших, и требует несколько другого режима работы. Но совету руко­ водителя промысла с БМРТ «Мурманск» на траулер из Поль­ ской Народной Республики для ознакомления с тралом и опытом работы перешли второй помощ­ ник капитана тов. Пономарев и старший мастер но добыче тов. Ежов. Хозяева очень тепло встре­ тили наших моряков. За два дня, в течение которых они находи­ лись на корабле, польские рыба­ ки подробно и обстоятельно рас­ сказали о своей работе, не скры­ вая никаких секретов. Когда эки­ паж «Ураиа» закончил промысел, он передал свой трал н траловые доски на наше судно, а мы в свою очередь дали ему один из наших тралов. Благодаря дружеской помощи польских рыбаков моряки БМРТ «Мурманск» стали выполнять суточное задание более чем на 200 процентов, имея подъемы до 7 тонн. Польский трал на нашем корабле стали любовно называть «самоловом», потому что про­ мысловая обстановка в это время была очень тяжелой, и другие БМРТ, промышляя рядом, имели подъемы 0,5— 1 тонну. Переняв опыт работы польско­ го экипажа, мы в свою очередь передавали его на другие наши корабли. Старшие мастера ио до­ быче с БМРТ «Ярославль», «Не­ красов», «Всполох» побывали у нас ка борту и изучили конст­ рукцию польского трала. Н. ДОРОШЕВ, первый по­ мощник капитана большого морозильного т р а у л е р а «Мурманск», О ТРАВЛЕНИИ ВАЕРОВ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ В 1964 году экипажи мно­ гих судов тралового флота ус­ пешно освоили глубоководный лов рыбы. Но промысел на больших глубинах сопряжен с большими трудностями. Уча­ щаются заверты тралов, пов­ реждения ваеров и т. п. В сво­ ей корреспонденции я хочу дать несколько рекомендаций ио предупреждению этих не­ желательных случаев. Спуск трала — одна из сложных операций. Поэтому необходимо, чтобы каждый член экипажа точно выполнял свои обязанности. Практика показывает, что неправильный спуск трала может повлечь за собой потерю трех-четырох часов промыслового времени. Очень важно выбрать мо­ мент начала травления вае­ ров. Перед началом травления корабль должен, как минимум, сделать половину циркуляции с тем, чтобы набрать необхо­ димую скорость, вытянуть трал в сторону кормы, придать траловым доскам необходимый угол атаки. Практически на нашем суд­ не это делается следующим об­ разом. При малом диаметре циркуляции (до начала трав­ ления ваеров) руль ставится в положение «полборта» в сто­ рону трала. В этом случае цир­ куляция замедляется. Скорость определяем относительно воды и ио положению ваеров, кото­ рые должны быть вытянуты в сторону кормы и «надрае­ ны». Травление ваеров начинает­ ся за 20— 30 градусов до ос­ новного курса травления вае­ ров. При этом необходимо, что­ бы после вытравливания двух — трех марок носовой ваер шел от борта на расстоянии около метра. В этом случае кормовой ваер будет только касаться планширя. В противном случае возмо­ жен обруб кормового ваера винтом или траловые доски не возьмут необходимый распор. А это может привести к за- верту трала в самом начале травления ваеров. В дальнейшем травление ос­ новного количества . ваеров производитея на одном курсе и «втугую», что обеспечивается форсированным ходом и ре­ гулировкой ленточными сто­ порами ваерных барабанов. Во избежание обрубки носового ваера при травлении на одном курсе (когда кормовой ваер идет выше винта) можно реко­ мендовать периодически от­ клонять судно от курса трале­ ния в сторону рабочего борта на 3— 5 градусов. Ирм этом носовой Ваер сразу должен от­ ходить от борта. Положение марок на ваерах при травлении должно быть такое же, как и при работе на обычных глубинах. То есть марка носового ваера должна отставать от кормового пе ме­ нее чем на 10— 15 метров (до конца травления). После окон­ чания травления марка носо­ вого ваера должна находиться и районе дверей средней над­ стройкой, а кормового — в районе стопор-блока. В конце травления ваеров, примерно за пятьдесят метров (в зависимости от скорости) сбавляется ход. Но как только травление закончено, сразу же надо увеличить скорость. В это время траловые доски на­ ходятся над грунтом. При рез­ ком падении скоростей они те­ ряют угол атаки, сближаются и может произойти заверт. После взятия ваеров на сто­ пор траулер должен идти кур­ сом, на котором травились вае­ ра до тех пор, пока доски не сядут на грунт. Затем ваера берутся на стопор. Убеди­ вшись, что судно имеет нуж­ ную скорость, ваера идут нор­ мально, выравниваем их. Следует иметь в виду, что до­ ски иногда садятся на грунт через пять и даже десять ми­ нут после взятия ваеров на стопор. В свежую погоду надо из­ бегать травления ваеров с подветренного борта. Во избе­ жание обруба лучше перейти на работу тралом другого борта. То, о чем я рассказал, про­ верено опытом работы нашего экипажа и коллективов дру­ гих судов. Разумеется, в каж­ дом отдельном-случае судово­ дители должны учитывать осо­ бенности своих траулеров, ус­ ловия промысла и т. д. К. КАРЕЛЬСКИЙ , ка­ питан траулера «Мойва».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz