Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.

По материалам экономического совета управления тралового флота Состоялось очередное засе­ дание экономического совета тралового флота. Помимо чле­ нов совета, на нем присутство­ вали десятки судоводителей, механиков, работников отделов и служб управления. Прошло заседание в обстановке высо­ кой активности. Чувствова­ лось, что вопрос, вынесенный на обсуждение, очень важный, волнует весь коллектив. Речь шла о предварительных ре­ зультатах работы экипажей су­ дов бортового траления в Севе­ ро-Западной Атлантике и ме­ рах по повышению эффектнр- иости промысла. ЦИФРЫ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ О МНОГОМ Как известно, нервые шесть траулеров типа «Пионер» на­ чали работать в районах Даль­ него Запада с февраля 1964 года. В мае туда были направ­ лены корабли бортового трале­ ния других типов. Такое реше­ ние было продиктовано резким ухудшением сырьевой базы в Баренцевом море, необходимо­ стью освоения новых районов рыболовства. Подсчеты, произведенные плановым отделом но закончен­ ным рейсам экипажей с фев­ раля по октябрь, показывают что за этот период в Северо- Западной Атлантике добыто 486.500 центнеров рыбы. Вы­ лов на час траления составил 9,5 центнера. Из этого количе­ ства рыбы выработано 228 ты­ сяч центнеров полуфабриката (в том числе 58.500 центнеров охлажденного), 27,Г» тысячи центнеров рыбнрй муки, около ... полутора миллионов банок кон­ сервов и другой продукции — всего на гумму около 9 милли­ онов рублей. Затраты же на ее производство оказались выше на 960 тысяч рублей. , Для того, чтобы не иметь • убытков, следовало добыть , больше рыбы и выработать больше продукции. Но нехват­ ка плавбаз, перебои в снабже­ нии топливом, недостатки в организации промысла и т. п. помешали экипажам добиться лучших результатов. Обо всех этих фактах мно­ го рассказывалось на страни- , цах «Рыбного Мурмана», и по­ этому останавливаться на каждом конкретном случае нет смысла. Экономисты под­ считали, что сверхплановые простои экипажей по не зави­ сящим от них причинам со­ ставили 1097 судо-суток. А за это время можно было выло­ вить 80.500 центнеров рыбы, увеличить доходы флота на 1 миллион 470 тысяч рублей и вместо убытка иметь при­ быль. Анализ показывает, что и сами моряки многих судов не используют свои внутренние возможности. Если в ноябре у экипажей, промышлявших в Баренцевом море, среднесу­ точный режим траления был доведен до 13,9 часа, то у эки­ пажей, работавших на Даль­ нем Западе, этот показатель со­ ставил всего 9 часов. Н это при наличии и плавбаз, и топ­ лива! Увеличение же суточно­ г о режима траления только до плановой нормы обеспечивало дополнительный вылов 35 ты­ сяч центнеров рыбы. Некоторые судоводители, мастера по добыче рыбы, мат­ росы считают, что на Дальнем Западе экипажи судов борто­ вого траления не- могут иметь такие уловы, которые бы да­ вали преимущество перед про­ мыслом в Баренцевом море. Практика же показывает дру­ гое. В третьем квартале, на­ пример, вылов на час трале­ ния в Баренцевом море рав­ нялся 6,6 центнера. В это же время на Дальнем Западе он составил 7,6 центнера. Не будь тех многочисленных про­ стоев и неурядиц, эта цифра, наверняка, была бы выше. Еще более разительные цифры получаются, если срав­ нивать работу экипажей за ноябрь. На Дальнем Западе вылов за час траления на ко­ рабль составил 9,4 центнера, на сутки промысла — 83,1 центнера. В Баренцевом море эти показатели соответственно равны 4 и 56,2 центнера (без учета промысла на больших глубинах). На первый взгляд кажется, что длительные переходы к месту промысла и обратно снижают промысловое время. И тут опять экономисты вы­ нуждены огорчить сторонни­ ков этой теории. Анализ рабо­ ты флота за третий квартал свидетельствует об обратном. У экипажей судов на жидком топливе, работавших в Барен­ цевом море, промысловое вре­ мя составило 61 процента к эксплуатационному, а у рабо­ тавших на Дальнем Запале — 75 5 процента СНОВА В АТЛАНТИКУ В 1965 году коллективу тралового флота предстоит до­ быть по плану 6 миллионов 205 тысяч центнеров рыбы. Согласно прогнозам ПИНРО, сырьевая база в Баренцевом море будет очень слабой. К то­ му же надо заботиться и об увеличении рыбных запасов. Учитывая эти обстоятельства, вылов в Баренцевом море будет сокращен. Зато в районах Се- веро-Западной Атлантики эки­ пажам судов бортового тра­ ления предстоит выловить 1 миллион 779 тысяч центне­ ров трески, хека, окуня, сель­ ди. . Посильна ли такая задача? Для вылова этого коли­ чества рыбы на промысле должны постоянно в течение года находиться' 32 траулера. Управление флота считает реальной эту цифру. А какова реальность выпол­ нения плана с точки зрения нагрузки на один эксплуата­ ционный траулер? Экипажи кораблей типа «Пионер» должны выловить за год в районах Дальнего За­ пада по 42 тысячи центнеров рыбы. Экипажи кораблей пер­ вой и второй групп (на жид­ ком топливе) — по 35,6 ты­ сячи центнеров, экипажи ко­ раблей третьей группы — по 31 тысяче центнеров (все счи­ тая в сырце). Суточная норма вылова в сырце для экипажей всех групп судов в первом квартале — 150 центнеров, во втором — 170, в третьем — 160 и в четвертом — 140 центнеров. Задания, как видно, доволь­ но высокие. Но план составлен с учетом сдачи основной мас­ сы улова на производствен­ ные рефрижераторы для замо­ розки. В первом квартале су­ да будут обслуживаться ре­ фрижераторами «Даурия», «Рыбный Мурман», «Маточ- кин шар», «Грумант». Рыб­ ную'муку станет принимать плавбаза «М. Мельникайте». Как сообщил начальник службы эксплуатации тов. Ри­ сов, перебоев в снабжении топливом в будущем году быть не должно. Оно будет заво­ зиться на промысел крупно- тоннажными танкерами Мини­ стерства морского флота СССР с учетом постоянного трех­ четырехнедельного запаса. Об­ служивать траулеры будут также танкеры «Пирятин» и «Дарница». Намечены мероприятия по улучшению радиосвязи с рай­ онами Дальнего Запада, по оснащению судов новыми ра­ дионавигационными и рыбо­ поисковыми приборами, по бесперебойному обеспечению экипажей промысловым воору­ жением и другими материала­ ми. Могут задать вопрос: зада­ ние но добыче рыбы выпол­ ним, а не будет ли снова убытков? План по добыче тесно свя­ зан с экономикой, и выполне­ ние его обеспечит рентабель­ ную работу флота бортового траления. Последний раз он сработал без убытков в 1962 году. Тогда вылов на один экс­ плуатационный траулер соста­ вил 28,5 тысячи центнеров. Средний планируемый вылов на траулер в 1965 году (для районов Северо-Западной Ат­ лантики) 33,7 тысячи центне­ ров. Как видно, запас рента­ бельности большой. НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО „0ВРАГИ“ ■■«■«■мваншшнинм* Члены экономического сове­ та и его участники одобрили направление работы флота в 1965 году, основные технико- эксплуатационные и экономи­ ческие расчеты. В то же время было высказано много крити­ ческих замечаний, внесено мно­ го деловых предложений. В на­ роде говорится, что гладко бы­ ло на бумаге, да забыли про овраги... И надо, чтобы меньше встретилось разного рода ов­ рагов на пути работы моряков. А для этого следует прислу­ шаться к голосу капитанов, механиков, работников отделов и 'служб управления. Вот о чем они говорили. Начальник механико-судовой службы тов. Захарьин и стар­ ший механик тов. Минц: — Суда должны снабжать­ ся мазутом. Практика показа­ ла, что соляр затрудняет ра­ боту машинных команд. При­ менение его приводит к уве­ личению расхода топлива, к повышению себестоимости. — Нужно улучшить обеспе­ чение экипажей необходимыми материалами и инструментом для проведения разного рода ремонтов. Особенно большой уход* требуется за трубопрово­ дами всех систем. Между тем в 1964 году ощущалась не­ хватка труб, изоляции. Сва­ рочные работы выполнить уда­ валось далеко не всегда. — Жизнь подсказывает, что на промысле постоянно должна находиться неболь­ шая ремонтная бригада, спо­ собная производить слесарные, трубопроводные, сварочные и другие работы. Заместитель начальника уп­ равления флота тов. Русна- ков: — Штабу руководства про­ мысла — больше прав. В этом вопросе много полезного можно перенять у моряков «Запрыбы». Их руководители промыслом самостоятельно решают многие вопросы: о дислокации флота, о необхо­ димости завоза снабжения и т. п. Да это и правильно. На месте всегда виднее. Надо больше доверять представите­ лям управления флота, нахо­ дящимся в море. Капитаны тт. Фабричекко и Кожевников: — В планировании не уч­ тены особенности и возможно­ сти ряда кораблей. Выдержат ли, например, все суда типа «Пионер» четырехмесячные сроки плавания без захода в порт? Ведь многие из них по 6— 8 лет не были в капи­ тальном ремонте. — Следует тщательнее про­ думать плановое время на пе­ реходы, иметь разерв на слу­ чай штормов. Практика этого года уже показала, что многие экипажи не укладывались в 13 дней, установленные для перехода к месту лова. Капитан тов. Буевич: — Успех промысла будет зависеть от правильной его организации. Хорошо работать группами по четыре-шесть су­ дов, особенно если в группе есть корабли с рыбопоисковой аппаратурой. Желательно, чтобы плав­ базы постоянно находились в районе промысла, обслуживая две группы судов. Одна сдает улов в первую половину су­ ток, другая — во вторую. Экипажи должны иметь все необходимое для промыс­ ла на глубинах свыше 500 метров. Участники экономического совета пришли к единому мне­ нию, что основным направле­ нием работы флота на Дальнем Западе должна быть передача улова в свежем виде для замо­ розки на производственный рефрижера тор бесконтактным способом. Швартовки к базам следует производить только в случае крайней необходимости. Очень важно, чтобы базы находились на месте промысла, чтобы экипажи не тратили много времени на переходы, на новые поиски косяков. Недавно в траловом флоте создана экономическая лабора­ тория. На заседании совета на­ чальник лаборатории Н. И. Цыбина дала несколько реко­ мендаций по повышению эко­ номической эффективности работы флота. Ею высказана мысль о том, что суда третьей группы ка жидком топливе из- за меньшего по сравнению с кораблями других групп рейсо- оборота станут приносить убы­ ток. А именно больше Bceto судов третьей группы будет, согласно плану, находиться на промысле. Надо хорошенько продумать этот вопрос. Следует продумать вопрос о том, как использовать обору­ дование для производства рыб­ ной муки, установленное на производственных рефрижера­ торах. Одна только «Даурия» может ежесуточно Перераба­ тывать на муку 100 тонн сы­ рья. Как показал ход заседания экономического совета, у ру­ ководства флота много еще не­ ясного, много нерешенных во­ просов. Большинству моряков изве­ стно, что с нового года соз­ дается новое управление «Сев- рыбхолодфлот». Все транспорт­ ные и производственные реф­ рижераторы, плавучие базы будут находиться в его веде­ нии. Членам экономсовета, буду­ щим руководителям новой ор­ ганизации нужно знать мнение судоводителей, механиков, мас­ теров по добыче и обработке рыбы, матросов по таким во­ просам: Как точнее определять вес переданной на производствен­ ный рефрижератор рыбы? Нужен ли будет посредник для определения сортности по­ луфабриката или готовой про­ дукции? Как осуществлять опера­ тивное руководство судами (когда и кому подходить в первую очередь, кому во вто­ рую и т. п.)? Лучший способ швартовки. Лучшие способы передачи муки, жира. Редакция «Рыбного Мурма­ на» приглашает моряков вы­ сказать свое мнение по этим и до^-им вопросам ЛЮДИ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО На заседании экономсовета, естественно, главным образом рассматривались вопросы про­ изводственного характера. Но надо всегда помнить, что успех любого дела, в первую оче­ редь, зависит от людей, от условий, какие им созданы, от их настроения. ^ Моряки тралового флота при работе в Дальних Западных районах промысла уже в этом году показали себя с самом лучшей стороны. Но, надо пря­ мо признать, очень часто вспо­ минали они недобрым словом руководителей управления за те трудности, которые им при­ шлось испытать. В 1965 году ошибки не должны повторить­ ся. Разве можно считать нор­ мальным, когда некоторые эки­ пажи неделями не получали чистого белья, негде было от­ ремонтировать сапоги, одеж­ ду? На плавбазах должны быть и прачки, и сапожники, и па­ рикмахеры, и врачи всех спе­ циальностей. Справедливое возмущение у моряков вызвали перебои е овощами, фруктами, другими продуктами, хотя всего этого в Мурманске было в достаточ­ ном количестве. Доставка на промысел поч­ ты, обмен кинофильмов, орга­ низация радиопередач — эти и другие вопросы надо хоро­ шенько продумать. Труженики моря заслуживают постоянной заботы и внимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz