Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
По материалам экономического совета управления тралового флота Состоялось очередное засе дание экономического совета тралового флота. Помимо чле нов совета, на нем присутство вали десятки судоводителей, механиков, работников отделов и служб управления. Прошло заседание в обстановке высо кой активности. Чувствова лось, что вопрос, вынесенный на обсуждение, очень важный, волнует весь коллектив. Речь шла о предварительных ре зультатах работы экипажей су дов бортового траления в Севе ро-Западной Атлантике и ме рах по повышению эффектнр- иости промысла. ЦИФРЫ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ О МНОГОМ Как известно, нервые шесть траулеров типа «Пионер» на чали работать в районах Даль него Запада с февраля 1964 года. В мае туда были направ лены корабли бортового трале ния других типов. Такое реше ние было продиктовано резким ухудшением сырьевой базы в Баренцевом море, необходимо стью освоения новых районов рыболовства. Подсчеты, произведенные плановым отделом но закончен ным рейсам экипажей с фев раля по октябрь, показывают что за этот период в Северо- Западной Атлантике добыто 486.500 центнеров рыбы. Вы лов на час траления составил 9,5 центнера. Из этого количе ства рыбы выработано 228 ты сяч центнеров полуфабриката (в том числе 58.500 центнеров охлажденного), 27,Г» тысячи центнеров рыбнрй муки, около ... полутора миллионов банок кон сервов и другой продукции — всего на гумму около 9 милли онов рублей. Затраты же на ее производство оказались выше на 960 тысяч рублей. , Для того, чтобы не иметь • убытков, следовало добыть , больше рыбы и выработать больше продукции. Но нехват ка плавбаз, перебои в снабже нии топливом, недостатки в организации промысла и т. п. помешали экипажам добиться лучших результатов. Обо всех этих фактах мно го рассказывалось на страни- , цах «Рыбного Мурмана», и по этому останавливаться на каждом конкретном случае нет смысла. Экономисты под считали, что сверхплановые простои экипажей по не зави сящим от них причинам со ставили 1097 судо-суток. А за это время можно было выло вить 80.500 центнеров рыбы, увеличить доходы флота на 1 миллион 470 тысяч рублей и вместо убытка иметь при быль. Анализ показывает, что и сами моряки многих судов не используют свои внутренние возможности. Если в ноябре у экипажей, промышлявших в Баренцевом море, среднесу точный режим траления был доведен до 13,9 часа, то у эки пажей, работавших на Даль нем Западе, этот показатель со ставил всего 9 часов. Н это при наличии и плавбаз, и топ лива! Увеличение же суточно г о режима траления только до плановой нормы обеспечивало дополнительный вылов 35 ты сяч центнеров рыбы. Некоторые судоводители, мастера по добыче рыбы, мат росы считают, что на Дальнем Западе экипажи судов борто вого траления не- могут иметь такие уловы, которые бы да вали преимущество перед про мыслом в Баренцевом море. Практика же показывает дру гое. В третьем квартале, на пример, вылов на час трале ния в Баренцевом море рав нялся 6,6 центнера. В это же время на Дальнем Западе он составил 7,6 центнера. Не будь тех многочисленных про стоев и неурядиц, эта цифра, наверняка, была бы выше. Еще более разительные цифры получаются, если срав нивать работу экипажей за ноябрь. На Дальнем Западе вылов за час траления на ко рабль составил 9,4 центнера, на сутки промысла — 83,1 центнера. В Баренцевом море эти показатели соответственно равны 4 и 56,2 центнера (без учета промысла на больших глубинах). На первый взгляд кажется, что длительные переходы к месту промысла и обратно снижают промысловое время. И тут опять экономисты вы нуждены огорчить сторонни ков этой теории. Анализ рабо ты флота за третий квартал свидетельствует об обратном. У экипажей судов на жидком топливе, работавших в Барен цевом море, промысловое вре мя составило 61 процента к эксплуатационному, а у рабо тавших на Дальнем Запале — 75 5 процента СНОВА В АТЛАНТИКУ В 1965 году коллективу тралового флота предстоит до быть по плану 6 миллионов 205 тысяч центнеров рыбы. Согласно прогнозам ПИНРО, сырьевая база в Баренцевом море будет очень слабой. К то му же надо заботиться и об увеличении рыбных запасов. Учитывая эти обстоятельства, вылов в Баренцевом море будет сокращен. Зато в районах Се- веро-Западной Атлантики эки пажам судов бортового тра ления предстоит выловить 1 миллион 779 тысяч центне ров трески, хека, окуня, сель ди. . Посильна ли такая задача? Для вылова этого коли чества рыбы на промысле должны постоянно в течение года находиться' 32 траулера. Управление флота считает реальной эту цифру. А какова реальность выпол нения плана с точки зрения нагрузки на один эксплуата ционный траулер? Экипажи кораблей типа «Пионер» должны выловить за год в районах Дальнего За пада по 42 тысячи центнеров рыбы. Экипажи кораблей пер вой и второй групп (на жид ком топливе) — по 35,6 ты сячи центнеров, экипажи ко раблей третьей группы — по 31 тысяче центнеров (все счи тая в сырце). Суточная норма вылова в сырце для экипажей всех групп судов в первом квартале — 150 центнеров, во втором — 170, в третьем — 160 и в четвертом — 140 центнеров. Задания, как видно, доволь но высокие. Но план составлен с учетом сдачи основной мас сы улова на производствен ные рефрижераторы для замо розки. В первом квартале су да будут обслуживаться ре фрижераторами «Даурия», «Рыбный Мурман», «Маточ- кин шар», «Грумант». Рыб ную'муку станет принимать плавбаза «М. Мельникайте». Как сообщил начальник службы эксплуатации тов. Ри сов, перебоев в снабжении топливом в будущем году быть не должно. Оно будет заво зиться на промысел крупно- тоннажными танкерами Мини стерства морского флота СССР с учетом постоянного трех четырехнедельного запаса. Об служивать траулеры будут также танкеры «Пирятин» и «Дарница». Намечены мероприятия по улучшению радиосвязи с рай онами Дальнего Запада, по оснащению судов новыми ра дионавигационными и рыбо поисковыми приборами, по бесперебойному обеспечению экипажей промысловым воору жением и другими материала ми. Могут задать вопрос: зада ние но добыче рыбы выпол ним, а не будет ли снова убытков? План по добыче тесно свя зан с экономикой, и выполне ние его обеспечит рентабель ную работу флота бортового траления. Последний раз он сработал без убытков в 1962 году. Тогда вылов на один экс плуатационный траулер соста вил 28,5 тысячи центнеров. Средний планируемый вылов на траулер в 1965 году (для районов Северо-Западной Ат лантики) 33,7 тысячи центне ров. Как видно, запас рента бельности большой. НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО „0ВРАГИ“ ■■«■«■мваншшнинм* Члены экономического сове та и его участники одобрили направление работы флота в 1965 году, основные технико- эксплуатационные и экономи ческие расчеты. В то же время было высказано много крити ческих замечаний, внесено мно го деловых предложений. В на роде говорится, что гладко бы ло на бумаге, да забыли про овраги... И надо, чтобы меньше встретилось разного рода ов рагов на пути работы моряков. А для этого следует прислу шаться к голосу капитанов, механиков, работников отделов и 'служб управления. Вот о чем они говорили. Начальник механико-судовой службы тов. Захарьин и стар ший механик тов. Минц: — Суда должны снабжать ся мазутом. Практика показа ла, что соляр затрудняет ра боту машинных команд. При менение его приводит к уве личению расхода топлива, к повышению себестоимости. — Нужно улучшить обеспе чение экипажей необходимыми материалами и инструментом для проведения разного рода ремонтов. Особенно большой уход* требуется за трубопрово дами всех систем. Между тем в 1964 году ощущалась не хватка труб, изоляции. Сва рочные работы выполнить уда валось далеко не всегда. — Жизнь подсказывает, что на промысле постоянно должна находиться неболь шая ремонтная бригада, спо собная производить слесарные, трубопроводные, сварочные и другие работы. Заместитель начальника уп равления флота тов. Русна- ков: — Штабу руководства про мысла — больше прав. В этом вопросе много полезного можно перенять у моряков «Запрыбы». Их руководители промыслом самостоятельно решают многие вопросы: о дислокации флота, о необхо димости завоза снабжения и т. п. Да это и правильно. На месте всегда виднее. Надо больше доверять представите лям управления флота, нахо дящимся в море. Капитаны тт. Фабричекко и Кожевников: — В планировании не уч тены особенности и возможно сти ряда кораблей. Выдержат ли, например, все суда типа «Пионер» четырехмесячные сроки плавания без захода в порт? Ведь многие из них по 6— 8 лет не были в капи тальном ремонте. — Следует тщательнее про думать плановое время на пе реходы, иметь разерв на слу чай штормов. Практика этого года уже показала, что многие экипажи не укладывались в 13 дней, установленные для перехода к месту лова. Капитан тов. Буевич: — Успех промысла будет зависеть от правильной его организации. Хорошо работать группами по четыре-шесть су дов, особенно если в группе есть корабли с рыбопоисковой аппаратурой. Желательно, чтобы плав базы постоянно находились в районе промысла, обслуживая две группы судов. Одна сдает улов в первую половину су ток, другая — во вторую. Экипажи должны иметь все необходимое для промыс ла на глубинах свыше 500 метров. Участники экономического совета пришли к единому мне нию, что основным направле нием работы флота на Дальнем Западе должна быть передача улова в свежем виде для замо розки на производственный рефрижера тор бесконтактным способом. Швартовки к базам следует производить только в случае крайней необходимости. Очень важно, чтобы базы находились на месте промысла, чтобы экипажи не тратили много времени на переходы, на новые поиски косяков. Недавно в траловом флоте создана экономическая лабора тория. На заседании совета на чальник лаборатории Н. И. Цыбина дала несколько реко мендаций по повышению эко номической эффективности работы флота. Ею высказана мысль о том, что суда третьей группы ка жидком топливе из- за меньшего по сравнению с кораблями других групп рейсо- оборота станут приносить убы ток. А именно больше Bceto судов третьей группы будет, согласно плану, находиться на промысле. Надо хорошенько продумать этот вопрос. Следует продумать вопрос о том, как использовать обору дование для производства рыб ной муки, установленное на производственных рефрижера торах. Одна только «Даурия» может ежесуточно Перераба тывать на муку 100 тонн сы рья. Как показал ход заседания экономического совета, у ру ководства флота много еще не ясного, много нерешенных во просов. Большинству моряков изве стно, что с нового года соз дается новое управление «Сев- рыбхолодфлот». Все транспорт ные и производственные реф рижераторы, плавучие базы будут находиться в его веде нии. Членам экономсовета, буду щим руководителям новой ор ганизации нужно знать мнение судоводителей, механиков, мас теров по добыче и обработке рыбы, матросов по таким во просам: Как точнее определять вес переданной на производствен ный рефрижератор рыбы? Нужен ли будет посредник для определения сортности по луфабриката или готовой про дукции? Как осуществлять опера тивное руководство судами (когда и кому подходить в первую очередь, кому во вто рую и т. п.)? Лучший способ швартовки. Лучшие способы передачи муки, жира. Редакция «Рыбного Мурма на» приглашает моряков вы сказать свое мнение по этим и до^-им вопросам ЛЮДИ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО На заседании экономсовета, естественно, главным образом рассматривались вопросы про изводственного характера. Но надо всегда помнить, что успех любого дела, в первую оче редь, зависит от людей, от условий, какие им созданы, от их настроения. ^ Моряки тралового флота при работе в Дальних Западных районах промысла уже в этом году показали себя с самом лучшей стороны. Но, надо пря мо признать, очень часто вспо минали они недобрым словом руководителей управления за те трудности, которые им при шлось испытать. В 1965 году ошибки не должны повторить ся. Разве можно считать нор мальным, когда некоторые эки пажи неделями не получали чистого белья, негде было от ремонтировать сапоги, одеж ду? На плавбазах должны быть и прачки, и сапожники, и па рикмахеры, и врачи всех спе циальностей. Справедливое возмущение у моряков вызвали перебои е овощами, фруктами, другими продуктами, хотя всего этого в Мурманске было в достаточ ном количестве. Доставка на промысел поч ты, обмен кинофильмов, орга низация радиопередач — эти и другие вопросы надо хоро шенько продумать. Труженики моря заслуживают постоянной заботы и внимания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz