Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.

Паровым котлам можно продлять жизнь! Ъ Мурманском траловом, флоте имеется большая серия рыболовных траулеров польской постройки с главными паровыми котлами си­ стемы «Гоуден-Джонсон». В ре­ зультате длительной эксплуата­ ции этих паросиловых установок выяснились основные конструк­ тивные недостатки. К числу их относятся: большое количество эмульги­ рованного смазочного масла в от­ работавшем ларе и конденсате; отсутствие эффективных средств удаления эмульгированного масла из отработавшего пара и конден­ сата, вследствие чего оно в боль­ ших количествах попадает в ко­ тел; иросадки, трещины волнистых » orok паровых котлов, которые происходят как при наличии в •котлах смазочного масла, так и -без него; перегорание секций паропере­ гревателей и другие. Изучению причин этих конст­ руктивных недостатков уделялось лного внимания. В результате осуществлены технические меро­ приятия, которые позволили сни­ зить аварийность котлов, а имен­ но: улучшены условия отстоя и фильтрации конденсата за счет чего снижено попадание смазочно­ го масла в котел; в какой-то мере технически •обоснована дозировка смазочного масла в механизмы; для коагуляции (свертывания) смазочного масла, попадающего в паровой котел, производится до­ бавка морской забортной воды; паровые котлы переведены на жидкое топливе; несколько изменены внутриба- рабанные устройства паровых кот­ лов; уменьшена напряженность по­ верхности нагрева котла, за счет ограничения наропроизводитель- ности котлов, а следовательно, мощности главных машин. В иа- «твящее время-паронрвмвво-дитель- ность- парового* котла- составляет 4— 5 тА?»с вммто паспортной 6,5 т/чае.. Но как ни странно эти меро­ приятия возведены в ранг техни­ ческой политики управления тра­ лового флота, хотя большая часть их является временной морой. Рас­ смотрим некоторые из них. Проделана определенная работа по отделению смазочного масла из конденсата, но не принято ника­ ких мер по отделению его из отра­ ботавшего пара. Длительная эксплуатация паро­ вых котлов с добавкой забортной воды при щелочном режиме их работы приведет к развитию меж- кристаллитной коррозии и каусти­ ческой хрупкости материала кот­ лов В дальнейшем это сопряжено с выводом траулеров из эксплуа­ тации для замены котлов. Ограничение нароироизводитель- вости паровых котлов, а следова­ тельно, мощности главных машин нерентабельное. Это подтвержда­ ется результатами комплексных испытаний, проведенных в J9fi0 году под руководством II. А. Ста­ ровойтова. В ходе их была уста­ новлена полная возможность и экономическая целесообразность ^пользования имеющегося резерва мощности путем увеличения ско­ рости траления и переходов. Сило­ вая установка при этом работала на режимах, близких к поминаль­ ным. 11а рекомендованных режи­ мах главные машины и другие ме­ ханизмы гарантированы от пере­ грузки, а котлы работают с наро- нр&иэводаятаыюетыо, не превы­ шающей- §5? процентов паспорт­ ной Однако внедрение работы на оп­ тимальных режимах до сих пор сдерживается из-за опасения уве­ личения аварийности паровых котлов. Изучение» прении аварийности торые без ущерба делу могут быть заглушены. Влажность пара в котле прак­ тически не изменится, так как се- парационный объем парового кот- нозволит определить степень вли- яния горизонтального подвода пара в толщу воды, высоких ско­ ростей продольной циркуляции, на надежность работы котла и другие котлов серьезно занималась Горь- толщу воды; ковская научно-исследовательская за счет уменьшения интенсив- лаборатория испытания материа- пости продольной циркуляции лов (ПИЛИМ) под руководством предполагается лучшая организа- нрофессора М. И. Волского. Ре- ция поперечной циркуляции, ко- лультаты работы лаборатории из- торая повысит надежность работы ложеиы в книге «Исследования котла. повреждений котлов «Гоуден- Можно логично заключить, что небольшая. (Тов. Свиридов не па- ной. В то же время это может дать Джонсон» изд. 19(>1 г. «Речной концепции механика В. И. Сви- стаивает на выводе труб в паро- ключ к технически обоснованным транспорт». Нтим вопросом занима- ридова не противоречат мнениям, вое пространство). Если учесть, методам борьбы с некоторыми б и ­ л и с ь кафедры котлоетроения Ле- высказанным кафедрами ЛИИ и что в котле отсутствует сепаратор дами аварийности котлов, нинградского политехнического ЛКИ. Они почти совпадают с ирии- пара, то ссылки на влажность Ври положительных ла достаточен, а наропроизводи- факторы при работе на паропроиз- тельность водотрубного контура водительности, близкой к паспорт- института имени Калинина (ДНИ) ципами модернизации котлов но и судовых паровых котлов Ленин- системе профессора Волского за градского кораблестроительного исключением оценки и метода ор- института (ЛКИ), другие органи­ зации. В результате произведены обоб­ щающие и конкретные выводы о причинах аварийности котлов. итч'рес выводы И. Вол- высоких ганизации поперечной циркуля­ ции. Но рационализаторское предло­ жение тов. Свиридова отвергнуто Большой представляют профессора М. ского по поводу напряжений в волнистых топках, которые, возни­ кают вследствие их нёдоста.- техническим точной самокомпенсации. Не Ф-чота в 1957 Ч и т а т е л ь п р о д о л ж а е т р а з г о в о р удивляет конструктивное реше­ ние, принятое им по снижению этих напряжений, в виде сальни­ ковой топки. Вопрос о сальниковой топке, как обладающей хорошей само- компенсацией напряжений но сравнению со сварной волнистой топкой, в 1948— 50 годах был предметом технической дискус­ сии между профессорами М. И. Волским и Ф. Ф. Бенуа. После произведенного эксперимента было доказано, что сальниковая топка не обладает никакими пре­ имуществами, кроме присущих ей недостатков. В итоге сальниковая топка не нашла применения на речном флоте. Насколько близки к истине рас­ четные данные но прочности вол­ нистых тонок, приведенные в кни­ ге профессора Волского, оценить трудно. В литературе отсутствуют сопоставимые сведения по расчету волнистых топок оборотных кот­ лов. Но характерно, что все вы- совето-м тралового году. В дальнейшем отзывы отрицательные ния высказали и другие автори­ тетные организации. Мотивы их следующие: хороши организованная цир­ куляция воды в котле определяет только его надежность, по не ока­ зывает влияния на экономичность; больнш при в под труб возможен их пережог; при вертикальном отводе паро­ водяной смеси в паровое прост­ ранство увеличится влажность пара, ввиду чего возрастет ава­ рийность пароперегревателей: уменьшение скорости продоль­ ной циркуляции’ существенно ухудшит организацию циркуляции воды в котле, что приведет к результа- иара вообще необоснованны. тах эксперимента возможна экс- Аварийность нароперегревате- плуатация котлов на паропроизво- лей зависит от влажности пара, к дительности, близкой к паспортной, если бы этот вопрос был проблем- при условии нормального масле­ ным для тралового флота, то дав- содержания в питательной и кот- но были бы установлены сепара- ловой воде. Как известно, на ава- торы пара. рийноеть котлов и сроки между кет- В котле «Гоуден- лочистками (осмотр котла) реша- Джонсон» аварийность ющее влияние оказывают м й с л о - пароперегревателей объ- содержание в котловой воде, метод яеняется высокой темпе- и режим водообработки. ратурей перегретого Но опытно-конструкторские ра- пара, которая при давле- боты но маслоотделению произво- нии 16 атмосфер не со- дятся тралорым Флотом слабо. В ответствует щелопно- Мурманском отделении «Гинро- му режиму работы кот- рыбфлота» к 1963 году обсуждал- ла, а также наличием в паре боль- ся этот вопрос. А в J 964 году по и онасе- шогв количества шлама. В этом слу- требовании» управления тралфлота чае большая часть унесенных со- были развернуты работы но бёэре- леи и шлама оседает в паропере­ гревателе. В оценке циркуляции воды в котле с точки зрения теплообмена кафедры ЛНИ и ЛКИ придают значение поперечной агентной оораоотке питательной и котловой воды, хотя результаты ее в настоящее время почти не дадут никакого эффекта. Нельзя согласиться с тем, что метод борьбы с маслосодержанвем I возрастании сопротивления циркуляции. О том, что на ее оо- g котле н\тем козг\ттяции заборт— ьемной части водо!рейных разование отрицательно влияет лой водой приемлем для длитель- интенсивная продольная циркуля­ ция, некоторые специалисты умал­ чивают. Или не соглашаются с этим, как и с оценкой влияния на внутрикотловые процессы гори­ зонтального подвода пара в толщу воды. Убедительного математического доказательства влияния этих двух факторов па работу котла, осно- умеиьшению паропроизводитель- ности и увеличению аварийности. В них уделяется большое вни­ мание рассмотрению предполагае­ мого автором эффекта от внедре­ ния предложения. На мой взгляд, высказанные опасения и отзывы в основном ванного на законах термодинами- водои приемлем дл ­ ного применения. А если учесть развитие межкристаллитной кар- розии, каустической хрупкости металла котлов, то вообще не до­ пустим. Будет закономерно, если в бли­ жайшие годы аварийность котлов станет сопровождаться более тя­ желыми последствиями. Вероятно, не всем ясно, что вопрос борьбы с содержанием мас- воды сведены к достоинству саль- 0бщРГ0 порядка. Они не являются никовои топки. Но экспертным заключениям кафедр ЛНИ и ЛКИ температур­ ный распор является одной из при­ чин образования трещин в волни­ стых топках. Но все же основной причиной образования отдулин и трещин считают крип стали. Вы- основанием для отрицания полез­ ности рационализаторского пред­ ложения. И вот но каким причи­ нам. Насколько возрастут сопротив­ ления в водогрейных трубках, пока еще никто не считал. А если и Чем пробить стену равнодушия возможны опасные сопротивления, зывается он перегревом металла, го только в крайних трубках, ко- Экспериментальная вследствие загрязнения поверхно­ стей маслом и накипью, а также возможным образованием паровых подушек из-за недостаточно хоро­ шо организованной поперечной циркуляции. Есть конструктивные предложе­ ния профессора Волского по мо­ дернизации котлов «Гоуден-Джон- сон» и замене их на новые кот­ лы его системы. С точки зрения организации циркуляции воды в котле в них усматривается стрем­ ление избавиться от горизонталь­ ного поступления пароводяной смеси из водотрубного контура в толщу воды, создать продольную циркуляцию только за счет насос­ ного действия водотрубного конту­ ра и разности температур днищ. Но б то же время подводом во­ ды со стороны бочки котла как бы ставится цель опрокинуть попе­ речную циркуляцию, организации которой отдают предпочтение ка­ федры котлоетроения и еудовых котлов ЛПИ и ЛКИ. В направлении создания цир­ куляции воды в котле также пред­ ставляет интерес рационализатор­ ское предложение механика тра­ лового флота Б. II. Свиридова. Если не придираться к тому, как оно написано, как конструктор­ ское бюро тралового флота вопло­ тило его идею, какой эффект ожи­ дает автор от него,, то суть пред­ ложения сводится к следующему: устранить горизонтальное по- «тупление пароводяной смеси в ки и теплопередачи, никто не при- ла в отработавшем паре, конден- водит. И неслучайно. Эго слож- сате является до сих пор пробле- ные явления. Но в отзыве Цент- мой номер один. При ее положи- рального научно-иселедователь- тельном решении аварийность кот- ского института Морского флота Лов может быть сведена до миви- уназывается, что хорошо органи- мума, обеспечена их длительная кованная циркуляция воды и на- эксплуатация, технически обосно- роводяной смеси определяет на- вално увеличены периоды между дежноеть котла. котлочистками, поставлен вопрос Все эти доводы дают основание о работе котлов на паропроизводи- утверждать, что для принятия тельности, близкой к паспортной: окончательного решения по воп- Все это даст возможность уве- росу рационализаторского предло- личить скорости траления и пере­ женил тов. Свиридова необходимо ходов, годовое эксплуатационное провести эксперимент. Тем более, время с вытекающим отсюда что стоимость его небольшая. увеличением вылова рыбы. проверка .П. ШИШМАКОВ, инженер. ? Ежегодно в конце лета в тра­ ловом флоте проводятся раз­ личные совещания по подготов­ ке судов к работе в осенис-зим- ннй период. Промысловики под­ нимают много важных вопро­ сов, ню «не все эти вопросы ре­ шаются своевременно. Сейчас зима в полном разгаре: поляр­ ные ночи, туманы, морозы, што.рмы. А на складах отдела снабжения тралфлота нет мно­ гих предметов, необходимых для илаваипия: исправных светяпinхся буйков для спасательных кругов и ба­ тареек «Сатурн» к ним, по­ жарных шлангов, патронов для донного освещения компасов, лампочек с диэлектричеоклш цоколем, низковольтных умфор­ меров, гаек «Ротта» и других вещей. Приходится передавать имущество с одного траулера на другой. Все это затрудняет подго­ товку судов к плаванию. Так, траулер «Метеора до последнего времени плавает без доишого освещения глав­ ного компаса «из-за отсут­ ствия умформера. Отдел снаб­ жения, конечно, может оправ­ даться тем, что заявки поданы, но поставщики их пока не в ы ­ п о л н и л и . Возможно, что есть доля правды в таком объясне­ нии. Но иам-то от этого не легче. Суда должны быть обес­ печены всем необходимым, и об этом должны позаботиться снабженцы. Однако забот пока что не -видно. Взять хотя бы снабжение судов светящимися буйками для спасательных кру­ гов. В настоящее время на воору­ жение флота имеются буйки марки ВГЦ-2-54, у которых есть существенные недостатки: пропускают воду, отчего бата­ рейке быстро выходят «ИчЗ строя. При выбросе кругов с такими буйками за борт последние не всегда загораются. Например, в I960 году буйки на больших морозильных траулерах «Ви­ тебск», «Пушкин!», «Ашхабад» не сработали, в результате чего было утеряно три круга. Два года назад стар­ ший меризюпентор службы главного капитана Г. И. Скрип- чак предложил июдерзжз^рю- ванный светящийся .буёк. Он был принят комиссией. Автор получил денежное вознаграж­ дение и патент. Модель буйка экспонируется и Москве па вы­ ставке достижений народного хозяйства СССР. Был дай за­ каз от I января 1964 года на СРЗ № 1 на переоборудстаоже 100 буйков. 50 штук было сдела­ но, а 50 буйков старого образца до сего времени отдел снабже­ ния тралового флота не может передать заводу. Служба главного капитана неоднократно давала указания снабженцам собрать бушш и сдать их на завод, но те и в ус не дуют. А флоту очень нужны такие буйки. И не 100, а все буики нужно переоборудовать в крат­ чайший ерок. Будем надеяться, что найдет­ ся такая сила, которая пробьет стену *равнодушия и бездейст­ вия отдела снабжения трал- фжкга. капитан Ь КУЗНЕЦОВ , тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz