Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
Паровым котлам можно продлять жизнь! Ъ Мурманском траловом, флоте имеется большая серия рыболовных траулеров польской постройки с главными паровыми котлами си стемы «Гоуден-Джонсон». В ре зультате длительной эксплуата ции этих паросиловых установок выяснились основные конструк тивные недостатки. К числу их относятся: большое количество эмульги рованного смазочного масла в от работавшем ларе и конденсате; отсутствие эффективных средств удаления эмульгированного масла из отработавшего пара и конден сата, вследствие чего оно в боль ших количествах попадает в ко тел; иросадки, трещины волнистых » orok паровых котлов, которые происходят как при наличии в •котлах смазочного масла, так и -без него; перегорание секций паропере гревателей и другие. Изучению причин этих конст руктивных недостатков уделялось лного внимания. В результате осуществлены технические меро приятия, которые позволили сни зить аварийность котлов, а имен но: улучшены условия отстоя и фильтрации конденсата за счет чего снижено попадание смазочно го масла в котел; в какой-то мере технически •обоснована дозировка смазочного масла в механизмы; для коагуляции (свертывания) смазочного масла, попадающего в паровой котел, производится до бавка морской забортной воды; паровые котлы переведены на жидкое топливе; несколько изменены внутриба- рабанные устройства паровых кот лов; уменьшена напряженность по верхности нагрева котла, за счет ограничения наропроизводитель- ности котлов, а следовательно, мощности главных машин. В иа- «твящее время-паронрвмвво-дитель- ность- парового* котла- составляет 4— 5 тА?»с вммто паспортной 6,5 т/чае.. Но как ни странно эти меро приятия возведены в ранг техни ческой политики управления тра лового флота, хотя большая часть их является временной морой. Рас смотрим некоторые из них. Проделана определенная работа по отделению смазочного масла из конденсата, но не принято ника ких мер по отделению его из отра ботавшего пара. Длительная эксплуатация паро вых котлов с добавкой забортной воды при щелочном режиме их работы приведет к развитию меж- кристаллитной коррозии и каусти ческой хрупкости материала кот лов В дальнейшем это сопряжено с выводом траулеров из эксплуа тации для замены котлов. Ограничение нароироизводитель- вости паровых котлов, а следова тельно, мощности главных машин нерентабельное. Это подтвержда ется результатами комплексных испытаний, проведенных в J9fi0 году под руководством II. А. Ста ровойтова. В ходе их была уста новлена полная возможность и экономическая целесообразность ^пользования имеющегося резерва мощности путем увеличения ско рости траления и переходов. Сило вая установка при этом работала на режимах, близких к поминаль ным. 11а рекомендованных режи мах главные машины и другие ме ханизмы гарантированы от пере грузки, а котлы работают с наро- нр&иэводаятаыюетыо, не превы шающей- §5? процентов паспорт ной Однако внедрение работы на оп тимальных режимах до сих пор сдерживается из-за опасения уве личения аварийности паровых котлов. Изучение» прении аварийности торые без ущерба делу могут быть заглушены. Влажность пара в котле прак тически не изменится, так как се- парационный объем парового кот- нозволит определить степень вли- яния горизонтального подвода пара в толщу воды, высоких ско ростей продольной циркуляции, на надежность работы котла и другие котлов серьезно занималась Горь- толщу воды; ковская научно-исследовательская за счет уменьшения интенсив- лаборатория испытания материа- пости продольной циркуляции лов (ПИЛИМ) под руководством предполагается лучшая организа- нрофессора М. И. Волского. Ре- ция поперечной циркуляции, ко- лультаты работы лаборатории из- торая повысит надежность работы ложеиы в книге «Исследования котла. повреждений котлов «Гоуден- Можно логично заключить, что небольшая. (Тов. Свиридов не па- ной. В то же время это может дать Джонсон» изд. 19(>1 г. «Речной концепции механика В. И. Сви- стаивает на выводе труб в паро- ключ к технически обоснованным транспорт». Нтим вопросом занима- ридова не противоречат мнениям, вое пространство). Если учесть, методам борьбы с некоторыми б и л и с ь кафедры котлоетроения Ле- высказанным кафедрами ЛИИ и что в котле отсутствует сепаратор дами аварийности котлов, нинградского политехнического ЛКИ. Они почти совпадают с ирии- пара, то ссылки на влажность Ври положительных ла достаточен, а наропроизводи- факторы при работе на паропроиз- тельность водотрубного контура водительности, близкой к паспорт- института имени Калинина (ДНИ) ципами модернизации котлов но и судовых паровых котлов Ленин- системе профессора Волского за градского кораблестроительного исключением оценки и метода ор- института (ЛКИ), другие органи зации. В результате произведены обоб щающие и конкретные выводы о причинах аварийности котлов. итч'рес выводы И. Вол- высоких ганизации поперечной циркуля ции. Но рационализаторское предло жение тов. Свиридова отвергнуто Большой представляют профессора М. ского по поводу напряжений в волнистых топках, которые, возни кают вследствие их нёдоста.- техническим точной самокомпенсации. Не Ф-чота в 1957 Ч и т а т е л ь п р о д о л ж а е т р а з г о в о р удивляет конструктивное реше ние, принятое им по снижению этих напряжений, в виде сальни ковой топки. Вопрос о сальниковой топке, как обладающей хорошей само- компенсацией напряжений но сравнению со сварной волнистой топкой, в 1948— 50 годах был предметом технической дискус сии между профессорами М. И. Волским и Ф. Ф. Бенуа. После произведенного эксперимента было доказано, что сальниковая топка не обладает никакими пре имуществами, кроме присущих ей недостатков. В итоге сальниковая топка не нашла применения на речном флоте. Насколько близки к истине рас четные данные но прочности вол нистых тонок, приведенные в кни ге профессора Волского, оценить трудно. В литературе отсутствуют сопоставимые сведения по расчету волнистых топок оборотных кот лов. Но характерно, что все вы- совето-м тралового году. В дальнейшем отзывы отрицательные ния высказали и другие автори тетные организации. Мотивы их следующие: хороши организованная цир куляция воды в котле определяет только его надежность, по не ока зывает влияния на экономичность; больнш при в под труб возможен их пережог; при вертикальном отводе паро водяной смеси в паровое прост ранство увеличится влажность пара, ввиду чего возрастет ава рийность пароперегревателей: уменьшение скорости продоль ной циркуляции’ существенно ухудшит организацию циркуляции воды в котле, что приведет к результа- иара вообще необоснованны. тах эксперимента возможна экс- Аварийность нароперегревате- плуатация котлов на паропроизво- лей зависит от влажности пара, к дительности, близкой к паспортной, если бы этот вопрос был проблем- при условии нормального масле ным для тралового флота, то дав- содержания в питательной и кот- но были бы установлены сепара- ловой воде. Как известно, на ава- торы пара. рийноеть котлов и сроки между кет- В котле «Гоуден- лочистками (осмотр котла) реша- Джонсон» аварийность ющее влияние оказывают м й с л о - пароперегревателей объ- содержание в котловой воде, метод яеняется высокой темпе- и режим водообработки. ратурей перегретого Но опытно-конструкторские ра- пара, которая при давле- боты но маслоотделению произво- нии 16 атмосфер не со- дятся тралорым Флотом слабо. В ответствует щелопно- Мурманском отделении «Гинро- му режиму работы кот- рыбфлота» к 1963 году обсуждал- ла, а также наличием в паре боль- ся этот вопрос. А в J 964 году по и онасе- шогв количества шлама. В этом слу- требовании» управления тралфлота чае большая часть унесенных со- были развернуты работы но бёэре- леи и шлама оседает в паропере гревателе. В оценке циркуляции воды в котле с точки зрения теплообмена кафедры ЛНИ и ЛКИ придают значение поперечной агентной оораоотке питательной и котловой воды, хотя результаты ее в настоящее время почти не дадут никакого эффекта. Нельзя согласиться с тем, что метод борьбы с маслосодержанвем I возрастании сопротивления циркуляции. О том, что на ее оо- g котле н\тем козг\ттяции заборт— ьемной части водо!рейных разование отрицательно влияет лой водой приемлем для длитель- интенсивная продольная циркуля ция, некоторые специалисты умал чивают. Или не соглашаются с этим, как и с оценкой влияния на внутрикотловые процессы гори зонтального подвода пара в толщу воды. Убедительного математического доказательства влияния этих двух факторов па работу котла, осно- умеиьшению паропроизводитель- ности и увеличению аварийности. В них уделяется большое вни мание рассмотрению предполагае мого автором эффекта от внедре ния предложения. На мой взгляд, высказанные опасения и отзывы в основном ванного на законах термодинами- водои приемлем дл ного применения. А если учесть развитие межкристаллитной кар- розии, каустической хрупкости металла котлов, то вообще не до пустим. Будет закономерно, если в бли жайшие годы аварийность котлов станет сопровождаться более тя желыми последствиями. Вероятно, не всем ясно, что вопрос борьбы с содержанием мас- воды сведены к достоинству саль- 0бщРГ0 порядка. Они не являются никовои топки. Но экспертным заключениям кафедр ЛНИ и ЛКИ температур ный распор является одной из при чин образования трещин в волни стых топках. Но все же основной причиной образования отдулин и трещин считают крип стали. Вы- основанием для отрицания полез ности рационализаторского пред ложения. И вот но каким причи нам. Насколько возрастут сопротив ления в водогрейных трубках, пока еще никто не считал. А если и Чем пробить стену равнодушия возможны опасные сопротивления, зывается он перегревом металла, го только в крайних трубках, ко- Экспериментальная вследствие загрязнения поверхно стей маслом и накипью, а также возможным образованием паровых подушек из-за недостаточно хоро шо организованной поперечной циркуляции. Есть конструктивные предложе ния профессора Волского по мо дернизации котлов «Гоуден-Джон- сон» и замене их на новые кот лы его системы. С точки зрения организации циркуляции воды в котле в них усматривается стрем ление избавиться от горизонталь ного поступления пароводяной смеси из водотрубного контура в толщу воды, создать продольную циркуляцию только за счет насос ного действия водотрубного конту ра и разности температур днищ. Но б то же время подводом во ды со стороны бочки котла как бы ставится цель опрокинуть попе речную циркуляцию, организации которой отдают предпочтение ка федры котлоетроения и еудовых котлов ЛПИ и ЛКИ. В направлении создания цир куляции воды в котле также пред ставляет интерес рационализатор ское предложение механика тра лового флота Б. II. Свиридова. Если не придираться к тому, как оно написано, как конструктор ское бюро тралового флота вопло тило его идею, какой эффект ожи дает автор от него,, то суть пред ложения сводится к следующему: устранить горизонтальное по- «тупление пароводяной смеси в ки и теплопередачи, никто не при- ла в отработавшем паре, конден- водит. И неслучайно. Эго слож- сате является до сих пор пробле- ные явления. Но в отзыве Цент- мой номер один. При ее положи- рального научно-иселедователь- тельном решении аварийность кот- ского института Морского флота Лов может быть сведена до миви- уназывается, что хорошо органи- мума, обеспечена их длительная кованная циркуляция воды и на- эксплуатация, технически обосно- роводяной смеси определяет на- вално увеличены периоды между дежноеть котла. котлочистками, поставлен вопрос Все эти доводы дают основание о работе котлов на паропроизводи- утверждать, что для принятия тельности, близкой к паспортной: окончательного решения по воп- Все это даст возможность уве- росу рационализаторского предло- личить скорости траления и пере женил тов. Свиридова необходимо ходов, годовое эксплуатационное провести эксперимент. Тем более, время с вытекающим отсюда что стоимость его небольшая. увеличением вылова рыбы. проверка .П. ШИШМАКОВ, инженер. ? Ежегодно в конце лета в тра ловом флоте проводятся раз личные совещания по подготов ке судов к работе в осенис-зим- ннй период. Промысловики под нимают много важных вопро сов, ню «не все эти вопросы ре шаются своевременно. Сейчас зима в полном разгаре: поляр ные ночи, туманы, морозы, што.рмы. А на складах отдела снабжения тралфлота нет мно гих предметов, необходимых для илаваипия: исправных светяпinхся буйков для спасательных кругов и ба тареек «Сатурн» к ним, по жарных шлангов, патронов для донного освещения компасов, лампочек с диэлектричеоклш цоколем, низковольтных умфор меров, гаек «Ротта» и других вещей. Приходится передавать имущество с одного траулера на другой. Все это затрудняет подго товку судов к плаванию. Так, траулер «Метеора до последнего времени плавает без доишого освещения глав ного компаса «из-за отсут ствия умформера. Отдел снаб жения, конечно, может оправ даться тем, что заявки поданы, но поставщики их пока не в ы п о л н и л и . Возможно, что есть доля правды в таком объясне нии. Но иам-то от этого не легче. Суда должны быть обес печены всем необходимым, и об этом должны позаботиться снабженцы. Однако забот пока что не -видно. Взять хотя бы снабжение судов светящимися буйками для спасательных кру гов. В настоящее время на воору жение флота имеются буйки марки ВГЦ-2-54, у которых есть существенные недостатки: пропускают воду, отчего бата рейке быстро выходят «ИчЗ строя. При выбросе кругов с такими буйками за борт последние не всегда загораются. Например, в I960 году буйки на больших морозильных траулерах «Ви тебск», «Пушкин!», «Ашхабад» не сработали, в результате чего было утеряно три круга. Два года назад стар ший меризюпентор службы главного капитана Г. И. Скрип- чак предложил июдерзжз^рю- ванный светящийся .буёк. Он был принят комиссией. Автор получил денежное вознаграж дение и патент. Модель буйка экспонируется и Москве па вы ставке достижений народного хозяйства СССР. Был дай за каз от I января 1964 года на СРЗ № 1 на переоборудстаоже 100 буйков. 50 штук было сдела но, а 50 буйков старого образца до сего времени отдел снабже ния тралового флота не может передать заводу. Служба главного капитана неоднократно давала указания снабженцам собрать бушш и сдать их на завод, но те и в ус не дуют. А флоту очень нужны такие буйки. И не 100, а все буики нужно переоборудовать в крат чайший ерок. Будем надеяться, что найдет ся такая сила, которая пробьет стену *равнодушия и бездейст вия отдела снабжения трал- фжкга. капитан Ь КУЗНЕЦОВ , тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz