Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
Подход и йункевовка промысловых судов в море Из опыта работы экипажа танкера „ Пирятин 44 С каждым годом суда тра лового флота осваивают все новые и новые районы. Все дальше от родных берегов ухо дят траулеры в поисках хоро ших концентрации рыбы. Для успешной работы в дальних районах им необходимо время от времени пополняться про мысловым снаряжением, про дуктами, пресной водой, топ ливом. Часть топлива можно взять во время передачи груза у некоторых плавбаз, по осно вной запас топлива и пресной воды промысловые суда берут с танкеров. Процесс бункеровки судов у танкеров, особенно в условиях свежей погоды, сложен и тре бует хороших навыков как от команд промысловых судов, так и от экипажа танкера. При хорошей, слаженной рабо те обеих сторон бункеровка занимает мало времени, сохра няется бакштовное и шланго вое дорогостоящее вооруже ние. Самый ответственный мо мент при бункеровке — под ход промыслового судна к тан керу для приемки бакштова, а также выборка и крепление бакштова и шлангов. В практике может возник нуть много частных случаев бункеровки: бункеровка судов борт о борт, в дрейфе, на яко ре и т. д. Самый распростра ненный способ — бункеровка на бакштове у танкера на ма лых ходах. В основном этим способом «Пирятин» и поль зовался во время работы в Ат лантике. Но, прежде всего, о бакш товном устройстве танкера. На «Пнрятппе» оно состоит из следующих частей (рис. 1): 1—Капроновый линь. Сосна- рядом он подается с пневмати ческого лпиеметателя. Снаряд металлический, весом 250— 300 граммов. Дистанция пода чи линя 55—G5 метров. Рис. I. 2—Проводник геркулес диа метром 22 мм. Служит для вы борки бакштова с помощью лебедки (грузовой или трало вой). 3—Стальной трос диаметром 2G мм с огоном. Служит ходо вым концом бакштова, его длина 15 метров. Огон накла дывается на кнехты правого борта бункерующегося судна. 4—Бакштов из эластичного капронового троса диаметром 200—250 мм, длина СО—80 метров. Бункеровка промысловых судов с Подход, выборка бакштова и 6МРГ р ? о \ о о 1 о ° 1 о ° I о ° I 4 £)Cinv/bc6 .£> роооъелл Я о а ъ ж еиии . % Ц Ь о п л о ё я & и ихланг а А с у я н о й Рис. 2. После того, как по радио вы яснены все неясные вопросы и суда готовы к производству швартовых операций, танкер ложится носом на ветер и дает условный сигнал судовым гуд ком. Промысловое судно пов торяет сигнал, заходит в кор му танкеру и начинает к нему подходить. Судно должно пройти вдоль левого борта танкера таким образом, чтобы, находясь на траверзе полубака танкера, держать дистанцию 30—50 метров. К этому време ни скорость промыслового суд на должна быть чуть больше скорости движения танкера. Как только рабочая палуба промыслового судна поравня ется с полубаком танкера, про изводится выстрел из лииеме- тателя. Моряки промыслового судна выходят из укрытия и быстро протаскивают линь че рез кормовой клюз правого борта или (па БМРТ ) через подвесной ролик правого бор та и выбирают его до провод ника. Проводник заводят на турачку лебедки, начинают вы бирать бакштов. За это время промысловое судно должно выйти на курс танкера и окон чательно уравнять свою ско рость со скоростью танкера. Выбрав побольше слабины стального троса бакштова, огон сразу же набрасывают на кнехт и условным сигналом дают знать на танкер, что бакштов закреплен. На танке ре постепенно сбавляют ход и плавно, без рывков выходят на бакштов. После того, как на промысловом судне убеди лись, что бакштов работает правильно, начинают отдавать от огоиа шланговый провод ник. Отсоединив проводник от огона, его проводят через елцп или на левый борт судна (если нет слипа). Наложив шланго вый проводник на турачку л£- 5 — Сталь ной ' коренной конец диамет ром 2G мм. На- кладыв а с т с я восьмеркой на кнехты танкера. 6 — Шлан говый провод ник. Служит для выборки шланга. Ходо- ной конец зак реплен скобой за огон ходово го стального конца бакшто ва. . 7 — Шланги внутренним ди аметром 65 — 70 мм, с флан цем диаметром 250 мм, кото рый струбцина ми крепится к л р и е м п о м у фланцу топли вного тапка. 8 — Соеди нительные ско бы. Сама бунке ровка па бакш тове в свою очередь делит ся на два сло- ______________ соба: на бун керовку с носа танкера для судов, имеющих буксирную мощность, доста точную для буксировки танке ра, и па бункеровку с кормы для судов с маломощными машинами. Балтийские моряки применя ют еше одни способ — одно- # временную бункеровку с носа и с кормы, но это возможно только при штилевой погоде с обязательной постановкой на якорь. Поэтому я расскажу о первых двух, которые приме няются экипажем «Пирятипа». носа танкера, шлангов бедки, дают снова условный сигнал. По этому сигналу с танкера потравливают топлив ные шланги, а па промысловом судне подбирают слабину, но ни в коем случае не натягива ют проводник втугую. Выбрав топливные шланги с фланцем па борт, крепят их по левому срезу слипа (рис. 2), а фланец присоединяют к своему приемному фланцу с помощью сгрупции. Как только на про мысловом судне будет все го тово к приему топлива, дается условный сигнал об этом. Тан кер повторяет сигнал и после этого открывает топливо. Если возникнет необходимость сроч но закрыть топливо — дается два таких сигнала. После того, как наладится приемка топлива, начинается приемка водяных шлангов. С промыслового судна потравли вают проводник до исходного положения. На танкере к про воднику крепят водяные шланги и повторяются работы аналогичные с топливными шлангами. Сигналы вирать во дяные шланги, закрыть или открыть подачу воды те же, только если для топлива, до пустим, условились подавать длинные сигналы, то для во ды — короткие. Водяной шланг проводится и крепится по правому срезу слипа. Такое крепление шлангов на слипе промыслового судна (рис. 2) обеспечивает их правильную работу. Они будут находиться в кильватерной струе, парал лельны друг другу. Ширина слипа не даст возможности шлангам запутаться между собой. Успешная бункеровка про изойдет еще в том случае, если танкер будет находиться отно сительно буксирующего судн'а Щ* К У 170—175 градусов пра вого борта. Этого можно до- ' стичь при правильном выборе курса буксировки относитель но ветра и степени загружен ности танкера. Если танкер сильно загружен, то ветер не обходимо держать 15—20 гра дусов с правого борта. В этом случае буксирующее судно типа БМРТ дрейфует сильнее, чем танкер, поэтому последний будет всегда находиться на правых курсовых углах у бук сирующего судна. Если танкер разгружен (в балласте), его надводный борт сильно увели чится, поэтому он будет дрей фовать сильнее, чем буксирую щее судно. В этом случае ве тер нужно держать с левого борта, тогда танкер снова бу дет находиться па правых кур совых углах. И в первом, и в другом варианте шланги будут находиться в кильватерной струе буксирующего судна и работать без переломов и пе регибов. При буксировке запрещается делать резкие повороты, резко увеличивать ход, ‘заходить и лед. Даже мелкий, разрежен ный лед может повредить шланги. Поэтому, заметив на горизонте лед, необходимо со общить на танкер и догово риться о совместном повороте. После окончания бункеровки топливный или водяной шланг присоединяют к шланговому проводнику и по команде с танкера потравливают. Отвер стие шлангового фланца остав ляют открытым. Нельзя тра вить много слабины проводни ка со шлангом или отдавать шланг без проводника, так как в этих случаях шланг уходит под корму танкера, может про изойти обрыв или намотка шланга на винт. Таким же об разом поступают и со вторым шлангом. После того как будет вытравлена вся слабина шлан гового проводника, его сбрасы вают с борта, сообщив об этом па танкер. В некоторых случаях поря док подхода судна к танкеру может быть изменен. Часто бывает, что судно ложится но сом па ветер, а танкер подхо дит к его корме на выстрел из лнпеметателя. Но порядок вы борки проводника и шлангов остается прежним. Бункеровка и подход к танкеру судов с маломощными машинами ' Как и в первом варианте, танкер может принимать суда с маломощными двигателями и на якоре, и в дрейфе, и па ходу. Мы разберем самый ха рактерный случай при волне более 2 баллов, на ходу. Устройство кормового бакш това аналогично носовому бакштовному устройству, опи санному выше. Танкер ложится па курс, удерживая ветер 15—20 гра дусов с правого борта, умень шает ход до малого и дает ус ловный сигнал. Тральщик пов торяет сигнал и начинает под ходить к левому кормовому срезу танкера на дистанцию 30—40 метров. Как только срез полубака поравняется с кормой танке ра, производит ся выстрел из липеметате л я. Убедившись, что линь на тральг щикс принят, танкер добав ляет ход, ныт- . равливая при этом провод ник. Удалив шись на безопасное - рас стояние, ложится носом на ветер, снова умень шив ход до минимального. Мо ряки тральщика, приняв линь и убедившись в безопасности маневров, кладут руль «право на бортз с целью лечь па курс танкера, удерживаясь при этом па дистанции от его кормы в 60—80 метров. Выбрав линь и подобрав достаточное количе ство геркулесового проводни ка, его накладывают па турач ку лебедки и осторожно под бирают слабину, ни в коем случае не выбирая проводник втугую, так как малейший ры вок может его оборвать. Дли на кормового бакштова 80—90 метров, поэтому тральщику не обходимо манипулировать хо дами, обеспечивая слабину проводника и бакштова. Подобрав слабину стального ходового конца бакштова, его огон сейчас же накладывают на кнехты (рис. 3). Тральщик дает знать об этом на танкер условным сигналом, постепен но сбавляет обороты машины до стопа. С этого момента на чинается буксировка. Убедившись, что бакштов на чал работать, на тральщике от дают от огона бакштова шлан говый проводник, проводят его на левый борт, накладывают t бах'щ/ъоб 2 Г Ь о п л и & н ы й ш и о н ё 3 Ф и о и г * Лине^г- гъо тъел ь Рис. 3. на турачку храловой лебедки, подбирают . слабину и дают сигнал. По этому сигналу с танкера начинают потравли вать топливные шланги. При их выборке надраивать шлан говый проводник втугую кате горически запрещается, подби рается только лишь имеющая ся слабина. Необходимо пом нить, что длина шлангов 120—- 130 метров, поэтому выбирать к себе на борт более 10— 15 метров не рекомендуется. Если не будет обеспечена доста точная слабина шлангов — возможен обрыв. Шланговый фланец подсоединяется с по мощью струпцин к приемному фланцу и дается условный сигнал о готовности к приему топлива. Танкер повторяет сиг нал и начинает подачу топли ва. С тральщика по радио со общают о качестве приемки* достаточен ли напор, нет яш каких-либо утечек топлива и договариваются о приемке тмь дяных шлангов. (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz