Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.

Подход и йункевовка промысловых судов в море Из опыта работы экипажа танкера „ Пирятин 44 С каждым годом суда тра­ лового флота осваивают все новые и новые районы. Все дальше от родных берегов ухо­ дят траулеры в поисках хоро­ ших концентрации рыбы. Для успешной работы в дальних районах им необходимо время от времени пополняться про­ мысловым снаряжением, про­ дуктами, пресной водой, топ­ ливом. Часть топлива можно взять во время передачи груза у некоторых плавбаз, по осно­ вной запас топлива и пресной воды промысловые суда берут с танкеров. Процесс бункеровки судов у танкеров, особенно в условиях свежей погоды, сложен и тре­ бует хороших навыков как от команд промысловых судов, так и от экипажа танкера. При хорошей, слаженной рабо­ те обеих сторон бункеровка занимает мало времени, сохра­ няется бакштовное и шланго­ вое дорогостоящее вооруже­ ние. Самый ответственный мо­ мент при бункеровке — под­ ход промыслового судна к тан­ керу для приемки бакштова, а также выборка и крепление бакштова и шлангов. В практике может возник­ нуть много частных случаев бункеровки: бункеровка судов борт о борт, в дрейфе, на яко­ ре и т. д. Самый распростра­ ненный способ — бункеровка на бакштове у танкера на ма­ лых ходах. В основном этим способом «Пирятин» и поль­ зовался во время работы в Ат­ лантике. Но, прежде всего, о бакш­ товном устройстве танкера. На «Пнрятппе» оно состоит из следующих частей (рис. 1): 1—Капроновый линь. Сосна- рядом он подается с пневмати­ ческого лпиеметателя. Снаряд металлический, весом 250— 300 граммов. Дистанция пода­ чи линя 55—G5 метров. Рис. I. 2—Проводник геркулес диа­ метром 22 мм. Служит для вы­ борки бакштова с помощью лебедки (грузовой или трало­ вой). 3—Стальной трос диаметром 2G мм с огоном. Служит ходо­ вым концом бакштова, его длина 15 метров. Огон накла­ дывается на кнехты правого борта бункерующегося судна. 4—Бакштов из эластичного капронового троса диаметром 200—250 мм, длина СО—80 метров. Бункеровка промысловых судов с Подход, выборка бакштова и 6МРГ р ? о \ о о 1 о ° 1 о ° I о ° I 4 £)Cinv/bc6 .£> роооъелл Я о а ъ ж еиии . % Ц Ь о п л о ё я & и ихланг а А с у я н о й Рис. 2. После того, как по радио вы­ яснены все неясные вопросы и суда готовы к производству швартовых операций, танкер ложится носом на ветер и дает условный сигнал судовым гуд­ ком. Промысловое судно пов­ торяет сигнал, заходит в кор­ му танкеру и начинает к нему подходить. Судно должно пройти вдоль левого борта танкера таким образом, чтобы, находясь на траверзе полубака танкера, держать дистанцию 30—50 метров. К этому време­ ни скорость промыслового суд­ на должна быть чуть больше скорости движения танкера. Как только рабочая палуба промыслового судна поравня­ ется с полубаком танкера, про­ изводится выстрел из лииеме- тателя. Моряки промыслового судна выходят из укрытия и быстро протаскивают линь че­ рез кормовой клюз правого борта или (па БМРТ ) через подвесной ролик правого бор­ та и выбирают его до провод­ ника. Проводник заводят на турачку лебедки, начинают вы­ бирать бакштов. За это время промысловое судно должно выйти на курс танкера и окон­ чательно уравнять свою ско­ рость со скоростью танкера. Выбрав побольше слабины стального троса бакштова, огон сразу же набрасывают на кнехт и условным сигналом дают знать на танкер, что бакштов закреплен. На танке­ ре постепенно сбавляют ход и плавно, без рывков выходят на бакштов. После того, как на промысловом судне убеди­ лись, что бакштов работает правильно, начинают отдавать от огоиа шланговый провод­ ник. Отсоединив проводник от огона, его проводят через елцп или на левый борт судна (если нет слипа). Наложив шланго­ вый проводник на турачку л£- 5 — Сталь­ ной ' коренной конец диамет­ ром 2G мм. На- кладыв а с т с я восьмеркой на кнехты танкера. 6 — Шлан­ говый провод­ ник. Служит для выборки шланга. Ходо- ной конец зак­ реплен скобой за огон ходово­ го стального конца бакшто­ ва. . 7 — Шланги внутренним ди­ аметром 65 — 70 мм, с флан­ цем диаметром 250 мм, кото­ рый струбцина­ ми крепится к л р и е м п о м у фланцу топли­ вного тапка. 8 — Соеди­ нительные ско­ бы. Сама бунке­ ровка па бакш­ тове в свою очередь делит­ ся на два сло- ______________ соба: на бун­ керовку с носа танкера для судов, имеющих буксирную мощность, доста­ точную для буксировки танке­ ра, и па бункеровку с кормы для судов с маломощными машинами. Балтийские моряки применя­ ют еше одни способ — одно- # временную бункеровку с носа и с кормы, но это возможно только при штилевой погоде с обязательной постановкой на якорь. Поэтому я расскажу о первых двух, которые приме­ няются экипажем «Пирятипа». носа танкера, шлангов бедки, дают снова условный сигнал. По этому сигналу с танкера потравливают топлив­ ные шланги, а па промысловом судне подбирают слабину, но ни в коем случае не натягива­ ют проводник втугую. Выбрав топливные шланги с фланцем па борт, крепят их по левому срезу слипа (рис. 2), а фланец присоединяют к своему приемному фланцу с помощью сгрупции. Как только на про­ мысловом судне будет все го­ тово к приему топлива, дается условный сигнал об этом. Тан­ кер повторяет сигнал и после этого открывает топливо. Если возникнет необходимость сроч­ но закрыть топливо — дается два таких сигнала. После того, как наладится приемка топлива, начинается приемка водяных шлангов. С промыслового судна потравли­ вают проводник до исходного положения. На танкере к про­ воднику крепят водяные шланги и повторяются работы аналогичные с топливными шлангами. Сигналы вирать во­ дяные шланги, закрыть или открыть подачу воды те же, только если для топлива, до­ пустим, условились подавать длинные сигналы, то для во­ ды — короткие. Водяной шланг проводится и крепится по правому срезу слипа. Такое крепление шлангов на слипе промыслового судна (рис. 2) обеспечивает их правильную работу. Они будут находиться в кильватерной струе, парал­ лельны друг другу. Ширина слипа не даст возможности шлангам запутаться между собой. Успешная бункеровка про­ изойдет еще в том случае, если танкер будет находиться отно­ сительно буксирующего судн'а Щ* К У 170—175 градусов пра­ вого борта. Этого можно до- ' стичь при правильном выборе курса буксировки относитель­ но ветра и степени загружен­ ности танкера. Если танкер сильно загружен, то ветер не­ обходимо держать 15—20 гра­ дусов с правого борта. В этом случае буксирующее судно типа БМРТ дрейфует сильнее, чем танкер, поэтому последний будет всегда находиться на правых курсовых углах у бук­ сирующего судна. Если танкер разгружен (в балласте), его надводный борт сильно увели­ чится, поэтому он будет дрей­ фовать сильнее, чем буксирую­ щее судно. В этом случае ве­ тер нужно держать с левого борта, тогда танкер снова бу­ дет находиться па правых кур­ совых углах. И в первом, и в другом варианте шланги будут находиться в кильватерной струе буксирующего судна и работать без переломов и пе­ регибов. При буксировке запрещается делать резкие повороты, резко увеличивать ход, ‘заходить и лед. Даже мелкий, разрежен­ ный лед может повредить шланги. Поэтому, заметив на горизонте лед, необходимо со­ общить на танкер и догово­ риться о совместном повороте. После окончания бункеровки топливный или водяной шланг присоединяют к шланговому проводнику и по команде с танкера потравливают. Отвер­ стие шлангового фланца остав­ ляют открытым. Нельзя тра­ вить много слабины проводни­ ка со шлангом или отдавать шланг без проводника, так как в этих случаях шланг уходит под корму танкера, может про­ изойти обрыв или намотка шланга на винт. Таким же об­ разом поступают и со вторым шлангом. После того как будет вытравлена вся слабина шлан­ гового проводника, его сбрасы­ вают с борта, сообщив об этом па танкер. В некоторых случаях поря­ док подхода судна к танкеру может быть изменен. Часто бывает, что судно ложится но­ сом па ветер, а танкер подхо­ дит к его корме на выстрел из лнпеметателя. Но порядок вы­ борки проводника и шлангов остается прежним. Бункеровка и подход к танкеру судов с маломощными машинами ' Как и в первом варианте, танкер может принимать суда с маломощными двигателями и на якоре, и в дрейфе, и па ходу. Мы разберем самый ха­ рактерный случай при волне более 2 баллов, на ходу. Устройство кормового бакш­ това аналогично носовому бакштовному устройству, опи­ санному выше. Танкер ложится па курс, удерживая ветер 15—20 гра­ дусов с правого борта, умень­ шает ход до малого и дает ус­ ловный сигнал. Тральщик пов­ торяет сигнал и начинает под­ ходить к левому кормовому срезу танкера на дистанцию 30—40 метров. Как только срез полубака поравняется с кормой танке­ ра, производит­ ся выстрел из липеметате л я. Убедившись, что линь на тральг щикс принят, танкер добав­ ляет ход, ныт- . равливая при этом провод­ ник. Удалив­ шись на безопасное - рас­ стояние, ложится носом на ветер, снова умень­ шив ход до минимального. Мо­ ряки тральщика, приняв линь и убедившись в безопасности маневров, кладут руль «право на бортз с целью лечь па курс танкера, удерживаясь при этом па дистанции от его кормы в 60—80 метров. Выбрав линь и подобрав достаточное количе­ ство геркулесового проводни­ ка, его накладывают па турач­ ку лебедки и осторожно под­ бирают слабину, ни в коем случае не выбирая проводник втугую, так как малейший ры­ вок может его оборвать. Дли­ на кормового бакштова 80—90 метров, поэтому тральщику не­ обходимо манипулировать хо­ дами, обеспечивая слабину проводника и бакштова. Подобрав слабину стального ходового конца бакштова, его огон сейчас же накладывают на кнехты (рис. 3). Тральщик дает знать об этом на танкер условным сигналом, постепен­ но сбавляет обороты машины до стопа. С этого момента на­ чинается буксировка. Убедившись, что бакштов на­ чал работать, на тральщике от­ дают от огона бакштова шлан­ говый проводник, проводят его на левый борт, накладывают t бах'щ/ъоб 2 Г Ь о п л и & н ы й ш и о н ё 3 Ф и о и г * Лине^г- гъо тъел ь Рис. 3. на турачку храловой лебедки, подбирают . слабину и дают сигнал. По этому сигналу с танкера начинают потравли­ вать топливные шланги. При их выборке надраивать шлан­ говый проводник втугую кате­ горически запрещается, подби­ рается только лишь имеющая­ ся слабина. Необходимо пом­ нить, что длина шлангов 120—- 130 метров, поэтому выбирать к себе на борт более 10— 15 метров не рекомендуется. Если не будет обеспечена доста­ точная слабина шлангов — возможен обрыв. Шланговый фланец подсоединяется с по­ мощью струпцин к приемному фланцу и дается условный сигнал о готовности к приему топлива. Танкер повторяет сиг­ нал и начинает подачу топли­ ва. С тральщика по радио со­ общают о качестве приемки* достаточен ли напор, нет яш каких-либо утечек топлива и договариваются о приемке тмь дяных шлангов. (Окончание на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz