Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.

А результаты? Вот они. За рейс сдано на плавбазы и до- ставлено в порт 575 тонн сель­ ди. Сортность выше плановой на 1,5 процента. Не допущен перерасход промыслового воо­ ружения. Годовой план по вы­ лову сельди перевыполнен. Вместо 7445 центнеров сдано 11.000 центнеров. И лишь неуда­ чи на тресковом промысле не позволяют сегодня экипажу собой неминуемый пролов. На­ иболее продуктивные траления — на горизонте от 170 до 300 метров. Здесь рыба устойчиво держится с 10 до 15 часов. Ближе к вечеру сельдь с днев­ ного горизонта очень быстро поднимается в поверхностные слои воды. При обнаружении плотного косяка сельди экипа­ жами, работающими дрифтер­ ным порядком, нужно, сообра­ зуясь с обстановкой, быстро перейти на разноглубинный лов и делать прицельные трале­ ния. Они всегда оправдывают себя. Когда учитываются все сбстоятельства, когда судно своевременно и точно выходит на плотный косяк, подъемы, как правило, дают не менее 10 тонн сельди. Последний суточный улов нашего экипажа 25 тонн. Хочу отметить еще один важ­ ный момент в организации раз­ ноглубинного промысла. Очень важно искать плотные косяки. Но одному экипажу трудно это делать. Нужно промышлять группой в 6—8 судов. Между ними должен быть налажен оперативный обмен всей инфор­ мацией. Когда нам удавалось работать в группе с БМРТ на плотных косяках сельди, оче­ редные уловы достигали 15 тонн. И последнее. Отделу добычи управления «Мурмансельдь» надо в ближайшее время обоб­ щить наш опыт и опыт других коллективов СРТ, работающих разноглубинным тралом. Мы не сразу добились высоких уловов. Настоящий успех при­ шел к нам только во второй половине ноября. А сначала привыкали к новому методу, осваивались. Обобщение опыта, внедрение его до промышленно­ го масштаба — дело неотлож­ ное. Мы убедились — разноглу­ бинный лов эффективен. Г. Ф. Головнин . закончил свой рассказ. В подтверждение его слов лишь хочется передать мнение капитана «Альбатроса», которое он выразил в судовой газете «Маяк». Вот его слова: «Основная наша ошибка в ны­ нешнем рейсе: мы работали одни. Не было на разноглубин­ ном промысле группы судов». СРТ-726 рапортовать о выпол­ нении годового задания. И ТЕМ НЕ М ЕН ЕЕ , СЕГОДНЯ Н ЕЛ ЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ ЗА ­ СЛУГИ ВСЕГО КОЛЛ ЕКТИ ­ ВА «АЛЬБАТРОСА» В ОСВО­ ЕНИИ ПРОГРЕССИВНОГО МЕТОДА ЛОВА, ДОКАЗАВ­ Ш ЕГО , ЧТО РАЗНО ГЛУБИН ­ НЫМ ТРАЛОМ С ЕЛ ЬД Ь ЛОВИТЬ МОЖНО И НУЖ ­ НО. Об этом говорили нам и ря­ довые члены экипажа: матрос Леонид Садырии, помощник мастера по добыче Вадим Ела- |ин и другие товарищи. Е. РЫ БНИ КО В К СРТ-726 как нельзя кета- in подходит красивое и гордое название — «Альбатрос». .Со­ вершенство архитектурных форм современного корабля (типа-«Океан») чем-то напоми­ нает линии морской птицы. Альбатрос—чайка дерзкая, сме­ лая, сильная. И на траулере «Альбатрос» морякам свойст­ венны такие же черты харак­ тера. Без этих качеств едва ли был бы возможен успех рейса, закончившегося на днях. Он длился с 29 июля по 3 декабря. О промысле в водах Север­ ной Атлантики рассказал нам старший помощник капитана Геннадий Федорович Головнин. Как ни был хлопотлив и горяч для старшего помощника день прихода в порт, он нашел вре­ мя побеседовать, более или ме­ нее подробно передать основ­ ные крупицы первого опыта экипажа на лову разноглубин­ ным тралом. — В нынешнем году, — ска­ зал Г. Ф. Головнин, — наш коллектив, возглавляемый ка­ питаном Анатолием Иванови­ чем Запеваловым, первым включился в разноглубинный промысел. Правда, вплоть до начала ноября мы ловили сельдь дрифтерным порядком. К этому вынуждала нас и про­ мысловая обстановка. При юж­ ных ветрах сельдяные косяки были не плотными, разрежен­ ными, и облов их тралом не при­ нес бы эффективных результа­ тов. В начале ноября рыба с из­ менением ветров и температур­ ного режима стала концентри­ роваться в более плотные стаи. Таким образом, появилась бла­ гоприятная обстановка для разноглубинного промысла. Что можно сказать о первых шагах в освоении . этого про­ грессивного метода лова? Прежде всего, лов разноглу­ бинным тралом требует исклю­ чительного внимания но всем элементам промысловой обста­ новки, к строгому выполнению всех правил грамотного судо­ вождения. Разноглубинный лов -f это. прицельный лов. Только целиться нужно наверняка. Малейший просчет влечет, за ИЛ СНИМКЕ: секретарь пар­ тийной организации судна К . Я . Юшкевич (слева) беседует с В. С. Елагиным. Фото К. Моисеева. учел сильного ветра, и сейнер нанесло на камни, пробило кор­ пус. j В. Семенас внес предложе­ ние, чтобы в училищах внели специальную дисциплину «Ава­ рийность морских судов*, уве­ личили учебный план по мор­ ской практике с целью увеличе­ ния количества часов по реко­ мендациям хорошей морской практики. Вопрос о лагах очень остро стоит в траловом флоте. Неда­ ром на страницах «Рыбного Мурмапа» недавно была ста­ тья штурмана Н Круподерова «Когда же будет производить­ ся ремонт лагов». Эта статья перекликается с работой В Ду- биновского «О применении ла­ гов па промысловых судах». В пен указывается на плохое со­ стояние лагов на многих сулах тралового флота, о необходи­ мости ремонта лагов, рекомен­ дации по реконструкции их подъемников. Использование лагов па промысле поможет бо­ лее точно определить гк*>рость при тралениях. Это д а г т опре­ деленный эффект в увеличении вылова рыбы. Наиболее тща­ тельно подготовлены ь теоре­ тическом отношении работы А. Федорова «Эксплуатация грузоподъемных с р е д с т в БМРТ» и М. Ефремова «Ис­ пользование астрономического вычислителя «Вега» для расче­ та высоты и азимута относи­ тельно перемещенного места». Они привлекли внимание при­ сутствующих логичностью, яс­ ностью разработанных вопро­ сов, .. ... .. . Первая техническая конфет реиция курсантов судоводи­ тельского факультета прошла успешно. А. ЕРМИЛОВ. ьее они выступали впервые и, конечно, волновались. Да и как не волноваться — среди слушателей люди с богатым практическим опытом работы на судах тралового флота и «Мурмаисельдн», штурманы, капитаны, представители порт- надзора и отдела главного ка­ питана Мурманского рыбного порта. Они требуют полнейшей ясности в схемах, засыпают во­ просами. Открывает научно-техниче­ скую конференцию НТО ку.р- сантов судоводительского фа­ культета Мурманского высшего мореходного училища допеит Алексеи Иванович Полтавцев. Он говорит^ что флот сейчас быстро растет, видоизменяется качественно, и будущим коман­ дирам, кроме задач организа­ ционного характера, придется решать сложные задачи по экс­ плуатации судовых механизмов и новейшей аппаратуры, поэто­ му нужно научить курсантов в стенах училища творчески под­ ходить к делу. Он указал на целенаправленность работ кур­ сантов, которых волнуют те же вопросы, что и промысло­ виков. Взять хотя бы первое вы­ ступление курсанта А. Лева­ нова. Тема его работы «Ис­ пользование корабельного ин­ дикатора на промысле». Сейчас район промысла расширился безгранично. Суда промыш­ ляют в любое время года, в дальних районах па западе, где очень часты туманы,.плохая ви­ димость, что мешает вести су­ доводителям счисление. В .этих районах, как показали исследо­ вания курсанта А. Леванова, проведенные на БМРТ-238 в 1963—1964 гг., хорошо зареко­ мендовала себя гиперболиче­ ская радионавигационная си­ стема «Лоран». Определения но этой системе отличаются быст­ ротой, достаточной точностью и хорошо натренированным оператором могут проводиться в любое время суток. Работа этой системы используется для удержания судна на курсе тра­ ления, определения зоны наи­ больших уловов, задевов, коор­ динатою промысловых буев. В заключение А. Леванов сделал вывод, что необходимо создать специальную карту для опреде­ лений по системе «Лоран» для различных районов промысла, что облегчит работу судоводи­ теля. Очень бурную реакцию среди слушателей, особенно среди промысловиков, вызвала рабо­ та В. Семеиаса «Анализ .ава­ рийности на флоте рыбной про­ мышленности Северного бас­ сейна за 1954—1963 гг.». Ана­ лиз был проведен по характе­ ру, видам, причинам аварий, по районам аварий. Самой рас­ пространенной аварией являет­ ся столкновение судов. На се­ вере за этот период произошло 128 столкновений и в большин­ стве по вине судоводителей из- за нарушения правил 11ГКЗС и правил плавания в Кольском заливе. В торым распростраие-ниым видом аварий являются навалы судов в порту, которые проис­ ходят из-за нарушения реко­ мендаций хорошей морской практики, из-за неправильного учета метеорологической обста­ новки. Среди аварий распро­ странена посадка на мель, что говорит о невнимательности не­ которых судоводителей, кото­ рые плохо следят за окружаю­ щей обстановкой, не учитывают изменения ветра и течений. Были приведены факты, дока­ зывающие халатность судово­ дителей. В 1955 году PC-7Q5 промыш­ лял в районе маяка Цып-Иаво- лок. Вахтенный штурман не У С Л О В И Я О Д Н И - PE З У ЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ сортности сельди. У экипажа задание по сдаче рыбы первмм сортом перевыполнено ка 3,7 процента. Имеется и экономия соли, бочек. Внесла свой добрый вклад в судовую «копилку» и машинная команда. Вместо 94 тонн дизельного топлива в рей­ се израсходовано только 86,5 тонны. Таким образом, сверх­ плановая прибыль составила свыше 18 тысяч рублей. Есть чем гордиться морякам СРТ-849. Совершенно другое положе­ ние в экономике экипажа СРТ- 182 (капитан Н. А. Калязин), работающего столько же суток и в равных условиях с коллек­ тивом СРТ-849. Рейсовое зада­ ние выполнено на 88,1 процен­ та. Вылов на дрейф составил 37,9 центнера вместо 46,7 цент­ нера, как предусматривалось планом. На этом траулере перерасходовано орудий лова на 10471 рубль. Вот и оказалось, что себе­ стоимость каждого центнера добытой сельди на СРТ-182 вы­ ше плановой на 2 рубля 37 ко­ пеек. О какой же экономии здесь можно вести речь? Два коллектива — два раз­ ных отношения к делу. На од­ ном берегли каждую минуту, каждый килограмм каната, каждое донышко от бочки, а на другом — нн бережливости, ни хозяйского глаза. Добывать ..рыбы больше, ка­ чеством лучше, а ценой дешев­ ле — это правило должно стать постоянным девизом для моря­ ков сельдяного флота. * O i души радуешься резуль­ татам работы отдельных эки­ пажей средних рыболовных траулеров сельдяного флота, пришедших в порт в октябре— ноябре. Анализ их хозяйствен­ ной деятельности вызывает удовлетворение. При макси­ мальном вылове рыбы на­ лицо отличная себестоимость, экономия государственных средств. 125 суток пробыл в море кол­ лектив СРТ-843 (капитан М. Н. Черпаков) Эмншж выловил вместо 4000 центнеров сельди, предусмотренных п л а н ом , 4587 центнеров. А себестои­ мость каждого центнера добы­ той рыбы снижена на 1 рубль 52 копенки. Как же добились моряки такого успеха? Работая в Норвежском море, экипаж взял курс на высокие уловы. Средний улов на дрейф составил 50,6 центнера, то есть на 3,9* центнера выше планово­ го - Бережны» расход промысло­ вом» снаряжения, пожалуй, ос­ новной резерв судовой эконо­ мии. И здесь моряки СРТ-849 де€*мсь замечательного успе­ ха» За один рейс они сберегли по это#* статье Я079 рублей. Рас­ ход орудий лова — один из главных элементов затрат, вхо­ дящих в себестоимость рыбы. Каждая израсходованная сет- на, каждый килограмм каната влечет за собой удорожание рыбопродукции. Значительную роль на СРТ- 849 в снижении себестоимости р е й с о в о е з а д а н и е п е р е в ы п о л н е н о быче Алексей Федорович Тслъ- ииыов рассказал; — Первую половину рейса мы почти не ловили. Мешал большой й)торм. Но погода ус­ покоилась, и команда начала успешный промысел. Палуба еое время была завалена ры­ лось всем. Особенно хорошо трудилась вахта старшего по­ мощника капитана И. И. Ку ­ кушкина. Коллектив «Волны» значи­ тельно перевыполнил рейсовое задание. Только за . послед­ ние 5—6 суток укладывалось в В тяжелых штормовых ус­ ловиях работают экипажи про­ мысловых кораблей тралового флота на Копытовской банке. Из этого района прибыл в порт т р а у л е р «Вол­ на» (капитан М. П. Краев). В его трюмах около ста тонн сыграла борьба за повышение В. ШУТОВ, рыбы. Старшин мастер по до- бой. Конечно, работать прмш- трюмы по 10—\2 тонн • рыбы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz