Рыбный Мурман. 1964 г. Декабрь.
А результаты? Вот они. За рейс сдано на плавбазы и до- ставлено в порт 575 тонн сель ди. Сортность выше плановой на 1,5 процента. Не допущен перерасход промыслового воо ружения. Годовой план по вы лову сельди перевыполнен. Вместо 7445 центнеров сдано 11.000 центнеров. И лишь неуда чи на тресковом промысле не позволяют сегодня экипажу собой неминуемый пролов. На иболее продуктивные траления — на горизонте от 170 до 300 метров. Здесь рыба устойчиво держится с 10 до 15 часов. Ближе к вечеру сельдь с днев ного горизонта очень быстро поднимается в поверхностные слои воды. При обнаружении плотного косяка сельди экипа жами, работающими дрифтер ным порядком, нужно, сообра зуясь с обстановкой, быстро перейти на разноглубинный лов и делать прицельные трале ния. Они всегда оправдывают себя. Когда учитываются все сбстоятельства, когда судно своевременно и точно выходит на плотный косяк, подъемы, как правило, дают не менее 10 тонн сельди. Последний суточный улов нашего экипажа 25 тонн. Хочу отметить еще один важ ный момент в организации раз ноглубинного промысла. Очень важно искать плотные косяки. Но одному экипажу трудно это делать. Нужно промышлять группой в 6—8 судов. Между ними должен быть налажен оперативный обмен всей инфор мацией. Когда нам удавалось работать в группе с БМРТ на плотных косяках сельди, оче редные уловы достигали 15 тонн. И последнее. Отделу добычи управления «Мурмансельдь» надо в ближайшее время обоб щить наш опыт и опыт других коллективов СРТ, работающих разноглубинным тралом. Мы не сразу добились высоких уловов. Настоящий успех при шел к нам только во второй половине ноября. А сначала привыкали к новому методу, осваивались. Обобщение опыта, внедрение его до промышленно го масштаба — дело неотлож ное. Мы убедились — разноглу бинный лов эффективен. Г. Ф. Головнин . закончил свой рассказ. В подтверждение его слов лишь хочется передать мнение капитана «Альбатроса», которое он выразил в судовой газете «Маяк». Вот его слова: «Основная наша ошибка в ны нешнем рейсе: мы работали одни. Не было на разноглубин ном промысле группы судов». СРТ-726 рапортовать о выпол нении годового задания. И ТЕМ НЕ М ЕН ЕЕ , СЕГОДНЯ Н ЕЛ ЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ ЗА СЛУГИ ВСЕГО КОЛЛ ЕКТИ ВА «АЛЬБАТРОСА» В ОСВО ЕНИИ ПРОГРЕССИВНОГО МЕТОДА ЛОВА, ДОКАЗАВ Ш ЕГО , ЧТО РАЗНО ГЛУБИН НЫМ ТРАЛОМ С ЕЛ ЬД Ь ЛОВИТЬ МОЖНО И НУЖ НО. Об этом говорили нам и ря довые члены экипажа: матрос Леонид Садырии, помощник мастера по добыче Вадим Ела- |ин и другие товарищи. Е. РЫ БНИ КО В К СРТ-726 как нельзя кета- in подходит красивое и гордое название — «Альбатрос». .Со вершенство архитектурных форм современного корабля (типа-«Океан») чем-то напоми нает линии морской птицы. Альбатрос—чайка дерзкая, сме лая, сильная. И на траулере «Альбатрос» морякам свойст венны такие же черты харак тера. Без этих качеств едва ли был бы возможен успех рейса, закончившегося на днях. Он длился с 29 июля по 3 декабря. О промысле в водах Север ной Атлантики рассказал нам старший помощник капитана Геннадий Федорович Головнин. Как ни был хлопотлив и горяч для старшего помощника день прихода в порт, он нашел вре мя побеседовать, более или ме нее подробно передать основ ные крупицы первого опыта экипажа на лову разноглубин ным тралом. — В нынешнем году, — ска зал Г. Ф. Головнин, — наш коллектив, возглавляемый ка питаном Анатолием Иванови чем Запеваловым, первым включился в разноглубинный промысел. Правда, вплоть до начала ноября мы ловили сельдь дрифтерным порядком. К этому вынуждала нас и про мысловая обстановка. При юж ных ветрах сельдяные косяки были не плотными, разрежен ными, и облов их тралом не при нес бы эффективных результа тов. В начале ноября рыба с из менением ветров и температур ного режима стала концентри роваться в более плотные стаи. Таким образом, появилась бла гоприятная обстановка для разноглубинного промысла. Что можно сказать о первых шагах в освоении . этого про грессивного метода лова? Прежде всего, лов разноглу бинным тралом требует исклю чительного внимания но всем элементам промысловой обста новки, к строгому выполнению всех правил грамотного судо вождения. Разноглубинный лов -f это. прицельный лов. Только целиться нужно наверняка. Малейший просчет влечет, за ИЛ СНИМКЕ: секретарь пар тийной организации судна К . Я . Юшкевич (слева) беседует с В. С. Елагиным. Фото К. Моисеева. учел сильного ветра, и сейнер нанесло на камни, пробило кор пус. j В. Семенас внес предложе ние, чтобы в училищах внели специальную дисциплину «Ава рийность морских судов*, уве личили учебный план по мор ской практике с целью увеличе ния количества часов по реко мендациям хорошей морской практики. Вопрос о лагах очень остро стоит в траловом флоте. Неда ром на страницах «Рыбного Мурмапа» недавно была ста тья штурмана Н Круподерова «Когда же будет производить ся ремонт лагов». Эта статья перекликается с работой В Ду- биновского «О применении ла гов па промысловых судах». В пен указывается на плохое со стояние лагов на многих сулах тралового флота, о необходи мости ремонта лагов, рекомен дации по реконструкции их подъемников. Использование лагов па промысле поможет бо лее точно определить гк*>рость при тралениях. Это д а г т опре деленный эффект в увеличении вылова рыбы. Наиболее тща тельно подготовлены ь теоре тическом отношении работы А. Федорова «Эксплуатация грузоподъемных с р е д с т в БМРТ» и М. Ефремова «Ис пользование астрономического вычислителя «Вега» для расче та высоты и азимута относи тельно перемещенного места». Они привлекли внимание при сутствующих логичностью, яс ностью разработанных вопро сов, .. ... .. . Первая техническая конфет реиция курсантов судоводи тельского факультета прошла успешно. А. ЕРМИЛОВ. ьее они выступали впервые и, конечно, волновались. Да и как не волноваться — среди слушателей люди с богатым практическим опытом работы на судах тралового флота и «Мурмаисельдн», штурманы, капитаны, представители порт- надзора и отдела главного ка питана Мурманского рыбного порта. Они требуют полнейшей ясности в схемах, засыпают во просами. Открывает научно-техниче скую конференцию НТО ку.р- сантов судоводительского фа культета Мурманского высшего мореходного училища допеит Алексеи Иванович Полтавцев. Он говорит^ что флот сейчас быстро растет, видоизменяется качественно, и будущим коман дирам, кроме задач организа ционного характера, придется решать сложные задачи по экс плуатации судовых механизмов и новейшей аппаратуры, поэто му нужно научить курсантов в стенах училища творчески под ходить к делу. Он указал на целенаправленность работ кур сантов, которых волнуют те же вопросы, что и промысло виков. Взять хотя бы первое вы ступление курсанта А. Лева нова. Тема его работы «Ис пользование корабельного ин дикатора на промысле». Сейчас район промысла расширился безгранично. Суда промыш ляют в любое время года, в дальних районах па западе, где очень часты туманы,.плохая ви димость, что мешает вести су доводителям счисление. В .этих районах, как показали исследо вания курсанта А. Леванова, проведенные на БМРТ-238 в 1963—1964 гг., хорошо зареко мендовала себя гиперболиче ская радионавигационная си стема «Лоран». Определения но этой системе отличаются быст ротой, достаточной точностью и хорошо натренированным оператором могут проводиться в любое время суток. Работа этой системы используется для удержания судна на курсе тра ления, определения зоны наи больших уловов, задевов, коор динатою промысловых буев. В заключение А. Леванов сделал вывод, что необходимо создать специальную карту для опреде лений по системе «Лоран» для различных районов промысла, что облегчит работу судоводи теля. Очень бурную реакцию среди слушателей, особенно среди промысловиков, вызвала рабо та В. Семеиаса «Анализ .ава рийности на флоте рыбной про мышленности Северного бас сейна за 1954—1963 гг.». Ана лиз был проведен по характе ру, видам, причинам аварий, по районам аварий. Самой рас пространенной аварией являет ся столкновение судов. На се вере за этот период произошло 128 столкновений и в большин стве по вине судоводителей из- за нарушения правил 11ГКЗС и правил плавания в Кольском заливе. В торым распростраие-ниым видом аварий являются навалы судов в порту, которые проис ходят из-за нарушения реко мендаций хорошей морской практики, из-за неправильного учета метеорологической обста новки. Среди аварий распро странена посадка на мель, что говорит о невнимательности не которых судоводителей, кото рые плохо следят за окружаю щей обстановкой, не учитывают изменения ветра и течений. Были приведены факты, дока зывающие халатность судово дителей. В 1955 году PC-7Q5 промыш лял в районе маяка Цып-Иаво- лок. Вахтенный штурман не У С Л О В И Я О Д Н И - PE З У ЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ сортности сельди. У экипажа задание по сдаче рыбы первмм сортом перевыполнено ка 3,7 процента. Имеется и экономия соли, бочек. Внесла свой добрый вклад в судовую «копилку» и машинная команда. Вместо 94 тонн дизельного топлива в рей се израсходовано только 86,5 тонны. Таким образом, сверх плановая прибыль составила свыше 18 тысяч рублей. Есть чем гордиться морякам СРТ-849. Совершенно другое положе ние в экономике экипажа СРТ- 182 (капитан Н. А. Калязин), работающего столько же суток и в равных условиях с коллек тивом СРТ-849. Рейсовое зада ние выполнено на 88,1 процен та. Вылов на дрейф составил 37,9 центнера вместо 46,7 цент нера, как предусматривалось планом. На этом траулере перерасходовано орудий лова на 10471 рубль. Вот и оказалось, что себе стоимость каждого центнера добытой сельди на СРТ-182 вы ше плановой на 2 рубля 37 ко пеек. О какой же экономии здесь можно вести речь? Два коллектива — два раз ных отношения к делу. На од ном берегли каждую минуту, каждый килограмм каната, каждое донышко от бочки, а на другом — нн бережливости, ни хозяйского глаза. Добывать ..рыбы больше, ка чеством лучше, а ценой дешев ле — это правило должно стать постоянным девизом для моря ков сельдяного флота. * O i души радуешься резуль татам работы отдельных эки пажей средних рыболовных траулеров сельдяного флота, пришедших в порт в октябре— ноябре. Анализ их хозяйствен ной деятельности вызывает удовлетворение. При макси мальном вылове рыбы на лицо отличная себестоимость, экономия государственных средств. 125 суток пробыл в море кол лектив СРТ-843 (капитан М. Н. Черпаков) Эмншж выловил вместо 4000 центнеров сельди, предусмотренных п л а н ом , 4587 центнеров. А себестои мость каждого центнера добы той рыбы снижена на 1 рубль 52 копенки. Как же добились моряки такого успеха? Работая в Норвежском море, экипаж взял курс на высокие уловы. Средний улов на дрейф составил 50,6 центнера, то есть на 3,9* центнера выше планово го - Бережны» расход промысло вом» снаряжения, пожалуй, ос новной резерв судовой эконо мии. И здесь моряки СРТ-849 де€*мсь замечательного успе ха» За один рейс они сберегли по это#* статье Я079 рублей. Рас ход орудий лова — один из главных элементов затрат, вхо дящих в себестоимость рыбы. Каждая израсходованная сет- на, каждый килограмм каната влечет за собой удорожание рыбопродукции. Значительную роль на СРТ- 849 в снижении себестоимости р е й с о в о е з а д а н и е п е р е в ы п о л н е н о быче Алексей Федорович Тслъ- ииыов рассказал; — Первую половину рейса мы почти не ловили. Мешал большой й)торм. Но погода ус покоилась, и команда начала успешный промысел. Палуба еое время была завалена ры лось всем. Особенно хорошо трудилась вахта старшего по мощника капитана И. И. Ку кушкина. Коллектив «Волны» значи тельно перевыполнил рейсовое задание. Только за . послед ние 5—6 суток укладывалось в В тяжелых штормовых ус ловиях работают экипажи про мысловых кораблей тралового флота на Копытовской банке. Из этого района прибыл в порт т р а у л е р «Вол на» (капитан М. П. Краев). В его трюмах около ста тонн сыграла борьба за повышение В. ШУТОВ, рыбы. Старшин мастер по до- бой. Конечно, работать прмш- трюмы по 10—\2 тонн • рыбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz