Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.

В честь Дня рыбака На днях в спортивном зале ДМО собрались моряки Мурман­ ского и Архангельского флотов, чтобы принять участие в проводи­ мых соревнованиях в честь Дня рыбака. Первыми на спортивную площадку вышли волейбольные команды. Честь Архангельского тралфлота защищали моряки БМРТ «Монголия». Счет лгры ока­ зался 3:0 в пользу команды Мур­ манского тралфлота. Затем моряки, проживающие в ДМО, провели товарищескую встречу по волейболу с командой управления «Мурмансельдь». Здесь победу одержала сборная команда ДМО. Вслед за волейболистами начали соревноваться теннисисты, В итоге борьбы первое место занял пред­ ставитель Мурманского тралфло­ та В. Ивлев, второе место—В. Ба- бяк (Архангельский тралфлот). В соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 50 метров участвовало 12 человек. Среди них: механик А. Никитин, моторист Цепков и многие другие. На дис­ танции 100 и 50 метров первое ме­ сто занял механик Архангельского тралфлота В. Ошнцкий. Второе место завоевал мурманчанин А. Савченко и третье место — кур­ сант ШУКСа Кузнецов. После со­ ревновании команды-победитель­ ницы и победители, занявшие при­ зовые места, были награждены грамотами Совета коллектива физ­ культуры тралового флота. А по­ том все спортсмены посмотрели концерт художественной самодея­ тельности. М. МЯГКОВА. Р а з в е с и с т а я к люк в а Александра Устинова « I Спартакиада курсантов Курсанты Мурманского высше­ го мореходного училища с увлече­ нием занимаются спортом. Наши ребята любят бокс, легкую атлети­ ку, лыжи, плавание. В училище стало традицией устраивать смотр своих спортивных достижении. Проводимые с этой целью внутри- учнднщпые спартакиады, как пра­ вило, привлекают много участни­ ков. Такова, например, нынеш­ няя, 14 спартакиада училища, проводимая по 12 видам спорта. В ней приняло участие около 500 спортсменов. Сейчас спартакиада закончилась, и можно подвести ее итоги. Очень дружно во всех соревно­ ваниях выступал коллектив 2 кур­ са судемеханического факультета. Его представители заняли первые места по лыжам, плаванию, на­ стольному теннису, второе — но шахматам, тяжелой атлетике, гим­ настике. Это позволило им выйти на первое общекомандное место. За ними идут курсанты 4 курса (объединенная команда), которые отстали от 2 курса всего на 3 очка. Третье место заняли спортсмены 2 курса судоводитель­ ского факультета. Хороших успехов в этих состязаниях добились по плаванию Юрий Галичев и Евге­ ний Болотов, по лыжному спорту — Владимир Смирнов и Николай Баев, по боксу — Гияьян Хван, по баскетболу — Станислав Кве- дорелис. Сейчас готовятся к состязани­ ям легкоатлеты и пловцы. Впере­ ди — городские и областные со­ ревнования. Н. ТИХОМИРОВ. Ы S L Д е Я Т Ь С Я Команда «Тралфлотовец» про- 2:1 в пользу мурманчан. Голы за­ вела свою первую официальную били С. Гилко и А. Егоров, встречу в этом сезоне. 26 апреля Победа над опытным и сильным в игп» на ктГмж РГСР по Avrfinnv сопеРником радует, дает надежду, в и. ре на Kjook ЬЬЫ* по ф>тоол} что «Тралфлотовец» в наступив- вна встретилась с футболистами щем сезоне будет меньше огорчать калининградской «Балтики». Счет своих болельщиков. Если хочешь быть здоров... ■ Подведены итоги зимней спарта­ киады среди рабочих пищевой про­ мышленности. В этом году она проводилась среди профсоюзных организаций Мурманска по лы­ жам, стрельбе и конькам. Первое место в комплексном зачете заня­ ла команда Мурманского рыбо­ комбината, на втором месте — спортсмены судоверфи и на тре­ тьем — тралфлота. Очень жаль, что в спартакиаде приняло участие только 9 проф­ союзных организаций. Совершен­ но не участвовали в соревновани­ ях такие коллективы физкультуры, как судоремонтного завода № 1 Мурманской судоверфи. На лыж­ ных соревнованиях не было рабо­ чих рыбного порта, конькобежцев судоремонтного завода № 2 , сред­ него мореходного училища, лесо- тарного комбината. В соревновани­ ях по стрельбе яе участвовали кол­ лективы «Мурмансельди». судоре­ монтного завода № 2 , лесотарно­ го комбината и других предприя­ тий. 11 резидиум обкома профсоюза обязал председателей фабрично- заводских местных комитетов и еоветов коллективов физкультуры • ближайшее время начать подго­ товку к летнему сезону: разрабо­ тать н утвердить положения «О летней спартакиаде» и спартакиа- *е «Здоровье» для лиц среднего и иожнлого возраста. Особое' внимание президиум об­ ратил на развитиё туризма в каж-* Мой нрофсоюзиой организации, «РЫ БНЫ Й МУРМАН» ••— - Индекс 55654. - проведение массовой оздорови­ тельной работы среди лиц средне­ го и пожилого возраста. А. УТКИНА, член бюро физкультуры при обкоме профсоюза работни­ ков пищевой промышленно» сти. На прилавках книжных магази- ‘ нов Мурманска появилась неболь­ шая синенькая книжечка «Траулер уходит в поиск». Автор Александр [Устинов. Издательство «Совет­ ская Россия». Нечасто в прессе появляются [книги о нелегком и почетном тру- Iде рыбаков, тем больше интереса вызывает каждый новый труд о «пахарях моря». Нр что это? В краткой аннота­ ции к очерку бросается в глаза первая нелепость: «Книга о пере­ довом коллективе Мурманского тралового флота экипаже РТ-76 «Астрахань». Такого траулера в списках су­ дов флота не было и нет. Встреча­ ли, правда, его в море, но он, на­ сколько нам известно, принадле­ жит Архангельскому траловому флоту. Но не эта причина заставила нас взяться за перо. Прочитываем внимательно каждую страницу. Уважаемый автор, видимо, не в ладах с простейшими понятиями о правилах промысловой сигнализа­ ции и морской практики. Иначе он пе заставлял бы своего главного героя Якова Кубырева в ночное время карабкаться по какой-то ле­ сенке, приставленной к мачте, че­ го никогда на судах не бывает, и [цеплять «тяжелую скользкую кор­ зину» на какой-то нивесть откуда взявшийся крюк. Во-первых, в ночное время кор­ зину не поднимают, а суда, заня­ тые траловым ловом, сигнализи­ руют о своих действиях включени­ ем траловых огней. Во-вторых, просто незачем лезть на мачту. Уж если захотелось ав­ тору поднять корзину, то заста­ вил бы Якова Кубырева потянуть за фал и поднять, как это делает­ ся на всех судах, корзину на фор- |стеньштаге, где для ее подъема [специально закреплен блочок. В-третьих, прежде чем писать о работе промысловиков, неплохо бы ознакомиться с Уставом службы на судах флота рыбной промыш­ ленности, где четко определены обязанности каждого члена эки­ пажа, не заставлять героев книги [заниматься не положенными им делами и не командовать там, где [их команды никому не нужны. Уважаемый автор любезно со­ общает нам, что РТ-76 «Астра­ хань» снабжен первоклассными по­ исковыми приборами, но тут же [допускает страшную нелепость. Цитируем: «Вообще в рубке мне не прихо­ дилось бывать. Оттуда несется перестук эхолота...» Это на палубе слышно, как ра­ ботает эхолот?! Ну и приборы! Не эхолот, а какая-то старая те­ лега, готовая рассыпаться на час- |ти на первой крутой волне. Этим, к несчастью, перечень не­ лепостей не исчерпывается. Бывая на судах, тов. Устинов не дога­ дался даже узнать о том, сколько всего матросов на вахте, какой на траулере экипаж. Если бы он по­ интересовался этим, то. наверня­ ка, не заставлял бы ставить по два подавальщика рыбы на рыбодел, не огорошивал своих читателей со­ общением, что рыбомучную уста­ новку на судах этого типа обслу­ живают рабочие в множественном числе. . Не рабочие, дорогой товарищ, а один машинист рыбомучной уста­ новки. Да и пет на этих судах ка- ких-то мифических «морозильщн- ков». А чего стоит описание процесса обработки рыбы! Трудно удер­ жаться, чтобы пе процитировать такой шедевр: «Один отсекает треске голову, другой вспарывает брюхо и извле­ кает оттуда печень, третий закан­ чивает разделку н бросает рыбу в трюм. Там действует цех плаву­ чей фабрики. Консервных дел мас­ тера промывают печень в чанах, готовят банки... В трюме хлопочут засольщики и морознльщнки. У морозильщиков — сложные холо­ дильные установки, но они долж­ ны разбираться в рыбе не хуже, чем в технике. Морознльщнки и засольщики — народ дотошный...» Трудно найти в Мурманске и Архангельске читателя, который бы не развел руками, прочитав этот отрывок. А таких ляпсусов в книжке не счесть. Дорогой тов. Устинов, жаль, что вы хоть на этом не остановились. Да будет вам известно, что ру­ ководство флота, базовый комитет строго наказывают нарушителей техники безопасности. Даже боль­ шой стаж работы и отличная репу­ тация промысловика не спасают от разжалования капитанов, старших помощников и старших механиков за нарушение элементарных пра­ вил безопасности работы. * А вы рекомендуете в своем тру­ де лов рыбы в штормовую погоду, заставляете работать на уборке рыбы матросов без рукавиц. Прав­ да, кое-кто работает- у вас в ка­ ких-то резиновых перчатках. Но где вы их взяли? Да, кстати, где вы видели на су­ дах в море пьянство? На террито­ рии каких портов вы видели пив­ ные, где «напропалую» пьянству- ют моряки? Со страниц вашей книги несет душком прошлого ве­ ка, хотя вы ссылаетесь на реше­ ния июньского Пленума Ц К КПСС и выступление Л. Ф. Ильичева. Несмотря на то, что вы. говори­ те о зазнавшемся и плохом капи­ тане Хвызове, мы не можем пове­ рить, что какой-либо капитан мог так пренебрежительно относиться к приборам, как утверждаете вы. — Бросай штурвальчнк, милый. Приборчиками займемся. Планше­ тами. Пеленгами. А рыбку началь­ ник флота ловить будет. — С эти­ ми словами обращается к своему третьему помощнику капитан Хвы- зов. Да вы понимаете, что без приборов, планшетов. и пеленгов немыслима работа судоводителя?! Нет необходимости останавли­ ваться на всех нелепостях, допу­ щенных в вашей книге. Надо пи­ сать буквально о каждой страни­ це — что ни абзац, то абракадаб­ ра. Чего стоит, к примеру, ут­ верждение, будто радисты на бланках радиограмм пишут точка­ ми и тире, то есть азбукой Морзе. Но перл нелепости — часть книжки, озаглавленная «Пеленг надежды, пеленг победы». «Глаза и уши пеленга —•ком­ пас и локатор — ощупывают мо­ ре». Хоть заглянули бы в энциклопе­ дию, за неимением словаря мор­ ских терминов, да узнали, что та­ кое пеленг. А из чего изготовляются тралы, тов. Устинов? По вашему утверж­ дению, из «металлических нитей», то есть из металлической сетки. Много нам приходилось работать с тралом, встречали на своем пути и иностранные траулеры, но все работают тралами, сделанными из пеньковых, капроновых, нейлоно­ вых, хлопчатобумажных и дру­ гих, но никак не металлических сетей. Мы с радостью прочли в конце книги о том,, что вы свою повесть оборвали на полуслове. С радо­ стью, так как нам не приходится дальше поглощать неудобовари­ мую стряпню. Но вы неправы, ут­ верждая на первой странице, что «все закрепила цепкая память».- Это вы для красного словца наби­ ваете себе цену. И очень жаль, что издательство «Советская Россия» не обратило внимания на недобросовестное от­ ношение к работе автора. Доколь же будут появляться «а прилавках магазинов подобные опусы? Мы возмущены, что выхо­ дят книги, в которых нелегкий труд промысловиков пытаются изображать так, как это -сделал А. Устинов.. И если бы он был одинок * сво­ ем старании, то эта рецензия не увидала бы свет. В. ВОЛКОВ, старшим по­ мощник капитана тралового - флота, В. РЕМ И ЗО В, стар­ ший помощник капитане РТ-26 «Треска». ■ В техническую библиотеку тра- ■лового флота, расположенную в ■Доме междурейсового отдыха ■промысловиков, поступили новые ■книги. ■ Орехов П. В. и Мурунов В. С. ■Г ребные винты регулируемого ■шага н их совместная работа с си­ говыми установками. М., издатель­ с т в о Академии наук СССР, 1963 г. ■Винты регулируемого шага полу- ■чают все более и более широкое ■распространение, и в настоящее ■время их применение на многих ■типах судов и кораблей является ■вопросом культуры технического ■производства кораблестроитель- ■ных заводов. Предлагаемая чита­ телю книга представляет обзор ■материалов по гребным винтам ■регулируемого шага (В РШ ) и ■гребным винтам фиксированного ■шага (ВФШ ) , описаны преимуще­ с т в а гребных В РШ перед ВФШ и }кх недостатки, состояние развития 5 и особенности конструкции ВРШ 2 некоторых отечественных и нност- 5 ранных фирм. • v 7 ■ Ицкович Ю. Л . Электрические •приводы. М. 1963 г. Настоящая -книга представляет-cd6dft учебник п о л к а по одноименному курсу для уча­ щихся мореходных училищ и выс­ ших учебных заведении ММФ. Учебник в соответствии с програм­ мой курса состоит из трех раз­ делов. В первом изложены осно­ вы теории электроприводов. Вто­ рой раздел учебника посвящен уп­ равлению судовыми электроприво­ дами. В третьем, основном разде­ ле книги, рассмотрены электро­ приводы судовых механизмов и схемы управления ими. В учебни­ ке помещено около 40 различных схем управления, в большинстве не публиковавшихся, в том числе не­ сколько схем иностранных фирм. Книга может быть полезна судо­ вым электромеханикам, инженерам и техникам электромеханической специальности. Магула В. Э. и др. Теория и устройство судов. М.. Издатель­ ство «Морской транспорт», 1963 г. Данная книга — первый из учебни­ ков по теории и устройству судов, предназначенных для студентов- заочников высших инженерных морских училищ. ^ £. ЕФИМОВА , библиотекарь. Как вы отдыхаете? Как отдыхает меряй в рейсе? Что его интересует, чте бы ему хотелось прочитать, увидеть? Таиие вопросы мы задаем сегодня всем рыбакам. Идеологический отдел областного коми­ тета КПСС, редакция газеты «Рыбный Мурман» проводят сре­ ди моряков своеобразный опрос-анкету. Вот ее вопросы: 1. Ваша фамилия, имя, отчество. 2. Возраст. X Должность. 4. Семейное положение. 5. Образование, где учитесь. 6. Чем вы занимаетесь в свободное время на корабле, в рейсе? Какое из мероприятий, проведенных на корабле, нам больше всего понравилось и почему? 7. Какие книги вы прочитали, какие спектакли и кино­ фильмы посмотрели за последнее время и что из прочитанно­ го, увиденного вам больше всего понравилось? 8. Любите ли вы музыку, живопись? Какие произведения вам больше нравятся? 9. Когда последний раз вы были в театре, кине, на кон­ церте? 10. Как вы проводите свободное время в порту? Расснамм- те подробнее, чем вы были заняты на берегу в последнюю междурейсовую стоянку. 11. Каким видом спорта вы занимаетесь и ваши предложе­ ния по организации спортивной работы среди моряков? 12. Ваши предложения по организации отдыха моряков на берегу и в море, по улучшению работы ДМО и Дворца куль­ туры мм. С. М. Кирова в культурном обслуживании рыбаков. Мы просим всех промысловиков принять участие в этом опросе и ответы на анкету присылать по адресу; Мурмвшвк» редакция газеты «Рыбный Мурман». Отдел культуры и быта. Редактор В. Ф ФЕДОРОВ. .. if- Типография «Полярная правда»: Зак. 2492; Тнр. 5200,- ПН-02348.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz