Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.

У Л О В (Из книги для детей „ Лзбуна Заполярья") На букву «у» Немало Найдешь хороших слов. Но лучше всех, Пожалуй, Для нас звучит «улов». Улов... И днем и ночью В сердцах и на устах: Им Мурман озабочен, Пропитан и пропах, — Богатого улова! — Так в море провожают — С богатым вас уловом! — Из рейса так встречают. — Хорошего улова! *- Напишет папе Вова, Включит приемник — снова Услышит он: — Улова! — Хорошего улова! — Богатого улова! И папа Постарается Для Родины и Вовы, И с моря Возвращается Всегда, всегда с уловом, Сверхплановым уловом! Александр ОСИН. Их вторая профессия | На большом морозильном траулере «Ярославль» регулярный вы­ пуск радиогазеты давно стал неписаным правилом. Заслуга в этом принадлежит, в первую очередь, ее энтузиастам — помполиту А. И. Глазунову и комсомолке Бэлле Орловой. Им активно помогает весь экипаж корабля. На снимке: Бэлла Орлова и Д. И. Глазунов ведут передачу оче­ редного выпуска радиогазеты. Фоте В. Иевлева. Зайдите вечером во Дворец культуры имени С. М. Кирова. ; Поднимитесь в сектор художе- 2 ствеиной самодеятельности, и 2 вы услышите из дверей ауди- : торий звуки музыки, пение. 2 Это идут репетиции наших коллективов, артисты которых S составляют основу народного 2 музыкально-драматического тс- 5 атра. После трудового дня прихо- 2 дят сюда люди, чтобы начать 2 свой новый рабочий день — 2 свою вторую смену. Они занимаются здесь под- ■ час до глубокой ночи. Я не S ошибусь, если скажу, что на- S ши самодеятельные артисты — настоящие герои. Ведь их 2 никто не заставляет брать на 2 себя такую трудную задачу. 2 По своей доброй воле они ре- 2 шили отдавать свободное вре- 2 мя искусству, служить людям, 2 таким же простым тружени­ кам, как и они. И надо сказать, они служат нм самозабвенно. Трудно пере- 2 честь концерты, с которыми О самом человечном человеке — Трудно было Ленину, когда начинал. Трудно было в'семнадца­ том брать власть. Трудно было в восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом... Но труднее всего «Пе­ пину было весной двадцать перво­ го года... Этими словами начинается пье­ са Александра Штейна «Между ливнями», которую поставил театр Северного флота. Она рассказыва­ ет о кронштадтском мятеже, о са­ моотверженности настоящих пар­ тийцев, она воссоздает бесконечно дорогой нам образ Ильича. А. Штейну всегда присуще соз­ дание каких-то больших историче­ ских полотен, пьес на революцион­ ные и военные темы, которые рас­ крывают перед зрителем путь на­ шего государства. Вспомним «Про­ лог», «Океан», «Балтийцы», «Адми­ рал» Ушаков» и другие. Вот и новая драма Штейна посвящена очень трудному периоду в истории партии — 1921 году. Это было время, когда на смену открытым ера гам Советского государства — интервентам, наголову разбитым в годы гражданской войны, пришли скрытые враги — контрреволюци­ онеры. Пользуясь необыкновенно тяжелым положением в стране: разрухой, неурожаем, неустойчи­ востью некоторых элементов, они подняли головы и решили взор­ вать Советскую власть изнутри. Мировая контрреволюция полно­ стью поддерживала внутренних врагов Советской власти, обещая силы и оружие. Контрреволюция готовила удар в спину. Это было страшнее, чем бой с открытым врагом. Пе только экономические факто­ ры играли на руку контрреволюци­ онерам. Были и другие, более глу­ бокие, политические причины того, что страна оказалась под угрозой. Пар-пня большевиков понесла громадные потерн в гражданской войне. Лучшие ее сыны и дочери погибли в огне боев за Советскую власть. Часть коммунистов ушла на хозяйственную работу и была оторвана от политической деятель­ ности. А в партию проникло много новичков, молодых, неопытных, подчас политически незрелых, лег­ ко поддающихся .мелкобуржуазной агитации. Этим воспользовались враги партии к попытались прове­ сти линию на раскол. Причем они прикрывались ультралевыми рево­ люционными лозунгами. Начались волнения. Вспыхнул кронштадт­ ский мятеж. В марте 1921 года Владимир Ильич Ленин на десятом съезде РКП (б) предложил принять ре­ золюцию-«О единстве партии». В ней говорилось: «Использование врагами пролетариата всяких ук­ лонений от строго выдержанной коммунистической линии с наи­ большей наглядностью показало ссбя на примере кронштадтского мятежа, когда буржуазная контр­ «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654, революция и белогвардейцы во всех странах мира сразу выявили свою готовность принять лозунги даже советского строя, лишь бы свергнуть диктатуру пролетариа­ та в России...» Вот об этом труднейшем мо­ менте русской истори и написана пьеса Александра Штейна. Драма­ тург, однако, не пошел по прото­ ренному пути показа военных и только военных действий, сраже­ ний, боев, самого мятежа. Он по­ шел по другому, более сложному и более интересному пути — изо­ бражению исторических событии через восприятие Действующих лиц, через их внутреннюю борьбу, перерождение и идейное мужание. Даже подготовка мятежа (приезд в Кронштадт посланца мировой контрреволюции барона Рнлькена, его совещание с бывшим генералом Козловским) передана скорее в психологическом ключе, нежели эпическом. В пьесе действует Владимир Ильич Ленин. Й надо отдан» должное смелости драматурга, его таланту: вождь революции появ­ ляется в двух сценах и оба раза наедине с самим собой .Ленин ду­ мает вслух. Эти два монолога — лучшие места в пьесе. Штейн сделал еще одну смелую заявку, он решил воссоздать образ не только вождя, но просто чело­ века со всеми прису щими челове­ ку качествами. Очень простого, очень близкого сердцу каждого из нас. Пьеса эта дает необыкновенно богатый, глубокий материал для актерской и режиссерской работы. И думается, чем дольше над ней работать, тем больше откроет ак­ тер и режиссер нового в образах и отдельных сценах. По своему характеру «Между ливнями» при­ ближается к таким великолепным советским пьесам, как «Оптими­ стическая трагедия», «Любовь Яровая». Очень приятно отметить, что те­ атр Северного флота понял всю значимость этого драматического произведения, принял его к поста­ новке и одним из первых в Союзе воплотил на сцене. Артисты театра и режиссер — заслуженный деятель искусств РСФСР И. Б. Шойхет правильно почувствовали основное направле­ ние мысли автора — стремление показать внутренний мир героев. И через это воспроизвести истори­ ческие события. Спектакль полу­ чился очень волнующий, сильный, эмоциональный. Особая ответственность выпала на долю заслуженного артиста РСФСР С. Г. Аханова, ему пору­ чили роль Владимира Ильича Ле­ нина. Актер должен был создать образ живого человека, Ильича, каким его видели современники в те дни. При такой задаче актеру нетрудно было скатиться в другую крайность и придать образу не­ нужные черты простоватости. Ибо текст роли Ленина очень трудный. Сцены его одиночества —' очень с южные для исполнителя. Вот одна из них. Ленин ждет к обеду Надежду Константиновну Крупскую. Ом раскладывает на столе приборы, хлеб. Те маленькие пайки хлеба,- что выдавали в 1921, чтобы толь­ ко не умереть с голоду... Надежда Константиновна задерживается. — Чертовски хочется есть, — произносит Владимир Ильич. Он подходит к столу, смотрит иа хлеб, вздыхает и отходит. Зал замирает, следя за этой сценой. У каждого тяжко сжимается сердце от боли за великого вождя, кото­ рый, как и все в те годы, перено­ сил такие лишения. А потом Ленин советуется сам с собой, рассуждает о буднях го­ сударства. Артист Аханов проделал огром­ ную творческую работу. Он смог показать Ильича и как вождя, и как человека. Актер верно уловил скзозиое действие роли — стрем­ ление вождя найти выход из со­ здавшегося труднейшего положе­ ния в стране. Ленин все время ду­ мает, мыслит, ищет и находит: за­ менить продразверстку проднало­ гом! Это во второй сцене. Она особенно интересна и глубока по замыслу. Мы видим зарождение ленинских мыслей. С этой сценой отлично перекли­ кается другая: матрос Расколупа кричит в телефон одному из мя­ тежников, захвативших власть: — Что, Петлюра!? Ты что же? Ленин бьется, бьется, не может порядка добиться в России, а ты? Конечно, исполнителю роли Ле­ нина еще много предстоит рабо­ тать, многое надо найти в образе. Кое-где изменить внешний рису­ нок роли, убрать лишние движе­ ния. Особое внимание С. Г. Аха­ нову нужно сосредоточить на внутреннем монологе, тогда внеш­ нее выражение эмоций станет бо­ лее четким, точным. Большой актерской удачей яви­ лось исполнение роли комиссара Позднышева народным артистом РСФСР С. М. Простяковым. Пре­ данный ленинец, он не боится смерти в контрреволюционном за­ стенке, не хочет покидать товари­ щей в тюрьме, хотя его выпускают. И только, когда вся тюрьма отсту­ чала азбукой Морзе свое решение — Позднышеву идти на волю, со­ общить в Петроград о мятеже — только тогда красный комиссар покидает камеру. Актер хорошо ведет и другую линию роли, он по­ казывает Позднышева-отца. Горя­ чо любя сына, с которым случайно встретился в Кронштадте, он вдруг внднт, что Иван (артист В. И. Рачило) в другом лагере, среди мятежников. Отец начинает отчаянно бороться за глупого, одурманенного контрреволюцион­ ной пропагандой парня. Но Иван понимает это слишком поздно... Надо сказать, что эта актерская пара производит большое впечат­ ление, сцены отца и сына Поздны* шевых — одни из лучших в спек­ такле. Очень хорош заслуженный ар­ тист РСФСР А. Ф . Найчук в роли матроса Расколупы: простой дере­ венский мужик, во многом еще примитивно мыслящий, но всем сердцем; всей душой он предан ленинской нарIни. Отлично справились с ролями женщины: Л. В. Туманова (баро­ несса) и А. И. Журавлева (Тась- ка-боцман)^# баронессе радует внутренияя^аполненность образа. Очевидно, были учтены замечания, высказанные в прессе. Сейчас ба­ ронесса — одна из интереснейших фигур спектакля. Любящая мать, нежная добрая женщина, она уже подсознательно начинает понимать правду революции. И своего сына — офицера царской армии — она всеми силами заставляет пойти «к красным» с повинной, зная, что революционеры гуманные и спра­ ведливые люди. Отлично воспри­ нимается зрителями эпизод, когда баронесса рассуждает о Марксе: — Он же интеллигентный чело­ век... — В этой фразе звучит не осуждение Маркса, а удивление его прозорливостью и уважение к нему. Противоречив, многогранен об­ раз Таськи. Но роль эта актрисой А. И. Журавлевой сыграна блестя­ ще. Изломанная, загубленная дев­ чонка из дворянской семьи пыта­ ется найти свою правду и прихо­ дит к революционным * матросам. Не ее вина, а ее беда, что она по­ пала к мятежникам. Но Таська все же выбирает этих людей,, не­ жели вылощенного "барона — сво­ его бывшего жениха. Актерских удач в спектакле много, но есть и недочеты. Очень жаль, что роль журналиста Крас­ ного набата актер И. Г. Моска­ левекии решает слишком упрощен­ но и прямолинейно. Он окутывает его трагедийным плащом и чуть ли не ноет заупокойные песни. К чему такая одноплановость? Ду­ мается, интереснее было бы сде­ лать роль по-иному, пойти от об­ ратного, от жизнерадостности, ве­ селости, энергичности. Искать именно эти качества в образе. Тог­ да особенно сильной будет траге­ дийная сторона. Много,.-надо поработать и акте­ ру Н. А. Новикову (Гуща}. Пока еще он не нашел верного сцениче ского самочувствия и ограничива­ ется внешним рисунком роли. От­ сюда кое-где нажим, фальш. Хорошую работу проделал ху­ дожник театра А. П. Шияновскнй. Оформление спектакля подчине­ но основной задаче показать внут­ ренний мир героев. Оно лаконично, скупо, подчас граничит с услов­ ным. И тем не менее, это оправда­ но, ибо все внимание зрителей со­ средотачивает на героях. Театру Северного флота удалось создать взволнованный рассказ о великом и простом Ильиче, о пар­ тии, о тяжелых двадцатых годах, показать романтику и трагизм того времени. И в этом — боль­ шая заслуга коллектива. 3. БОРОВАЯ. выступала самодеятельность^ Дворца перед моряками, рыбо-2 обработчиками, трудящимися ■ города. Почти каждый вечеру сопровождается концертом са - 2 модеятельности, в котором* участвуют артисты театра. Музыкально - драматический■ театр не может существовать* без оркестра, балета, хора. От® них во многом зависит успех* спектаклей. У нас оркестром руководит* Валентин Николаевич Емелья-* нов. Коллектив создан сравни-* тельно недавно, несколько лет* назад. Сначала во время на-* ших спектаклей играли ' при-* глашенные из разных органи-* заций музыканты. Это было* очень неудобно. В. Н. Емелья-* нов решил создать самодея-j тельный народный оркестр,* который бы работал на об-* щественных началах. И такой* коллектив был создан. Сейчас наши оркестранты не* только готовят музыкальное* оформление спектаклей, но* имеют и другую программу, с* л которой выступают перед зри-* ■телими. С успехом прошли* в концерты оркестра, в которых* ■исполнялись произведения со-* ■ветской, русской классической* " и зарубежной музыки. * Оркестр —- настоящий про-2 ■па.андист творчества местных 5 композиторов. Все лучшие. 2 произведения мурманских ав - 2 и торов подготовлены и исполне - 2 ■ны нашими музыкантами. Сей-2 ~час коллектив показал one - 2 ретту «Белая акация» и 2 в готови! новую эстрадную про - 2 “ грамму. Многих исполнителей можноЛ ■назвать, которые не жалеют 5 ■своего времени, чтобы донести 2 о до зрителей большое настоя- 2 я щее искусство. Отлично ела-g ■деет скрипкой Евгений Дани-5 ■лович Вернадский, мастерами 2 ■саксофона можно назвать Бо-2 ■риса Евгеньевича Черепанова^ ■и Григория Мягченкова. Тридцать четыре человека 5 ■участвуют в нашем хореогра-* ■фнческом коллективе. Руково - 2 ■дит им опытный балетмейстерS в Ариадна Ильинична Орлова.; 2 Они также участвуют в» всех 2 2 спектаклях муз«калын>-драма - 2 2 тического театра и еще готовят 2 * концертную программу, вечера 2 ■у этих самодеятельных артис - 2 ■тов заняты еще больше. Они 2 * репетируют каждый день с 7 2 * часов ве4ера до двенадцати 2 ■ночи. И все это, чтобы доста-2 * вить удовольствие вам, това - 2 ■рищи зрители! ■ Вы скоро увидите на сцене2 * шиниста башенного крана , 2 ■Татьяну Белявскую — учениц2 j 10-го класса. Все они сейчас2 ■работают с большим увлече - 2 унием, готовятся к премьерам 2 ■новых спектаклей и выступле - 2 ■ниям в концертах. 2 Р. ЕРМОЛОВА, ■ заведующая сектором ху - 2 дожественной самодеятель - 2 ности Дворца культуры2 имени С. М. Кирова. » 2 ■ «■■■■■■■■•■■■■■■■■■■■■■■■■■ап* Д р у г у Февральские стужи, причалы во льду. С кем теперь дружишь, старый мой друг, Где ты встречаешь в море зарю, О чем ты мечтаешь . jb далеком краю? До боли мне снятся родные места, . Улыбка любимой . на нежных устах, Гордая чайка на синей волне. И песня о нашей полярной, весне. Валерий ЦУКАЛОВ. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда». Зак. 1796. Тир. 5200. ПН-06154.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz