Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.
У Л О В (Из книги для детей „ Лзбуна Заполярья") На букву «у» Немало Найдешь хороших слов. Но лучше всех, Пожалуй, Для нас звучит «улов». Улов... И днем и ночью В сердцах и на устах: Им Мурман озабочен, Пропитан и пропах, — Богатого улова! — Так в море провожают — С богатым вас уловом! — Из рейса так встречают. — Хорошего улова! *- Напишет папе Вова, Включит приемник — снова Услышит он: — Улова! — Хорошего улова! — Богатого улова! И папа Постарается Для Родины и Вовы, И с моря Возвращается Всегда, всегда с уловом, Сверхплановым уловом! Александр ОСИН. Их вторая профессия | На большом морозильном траулере «Ярославль» регулярный вы пуск радиогазеты давно стал неписаным правилом. Заслуга в этом принадлежит, в первую очередь, ее энтузиастам — помполиту А. И. Глазунову и комсомолке Бэлле Орловой. Им активно помогает весь экипаж корабля. На снимке: Бэлла Орлова и Д. И. Глазунов ведут передачу оче редного выпуска радиогазеты. Фоте В. Иевлева. Зайдите вечером во Дворец культуры имени С. М. Кирова. ; Поднимитесь в сектор художе- 2 ствеиной самодеятельности, и 2 вы услышите из дверей ауди- : торий звуки музыки, пение. 2 Это идут репетиции наших коллективов, артисты которых S составляют основу народного 2 музыкально-драматического тс- 5 атра. После трудового дня прихо- 2 дят сюда люди, чтобы начать 2 свой новый рабочий день — 2 свою вторую смену. Они занимаются здесь под- ■ час до глубокой ночи. Я не S ошибусь, если скажу, что на- S ши самодеятельные артисты — настоящие герои. Ведь их 2 никто не заставляет брать на 2 себя такую трудную задачу. 2 По своей доброй воле они ре- 2 шили отдавать свободное вре- 2 мя искусству, служить людям, 2 таким же простым тружени кам, как и они. И надо сказать, они служат нм самозабвенно. Трудно пере- 2 честь концерты, с которыми О самом человечном человеке — Трудно было Ленину, когда начинал. Трудно было в'семнадца том брать власть. Трудно было в восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом... Но труднее всего «Пе пину было весной двадцать перво го года... Этими словами начинается пье са Александра Штейна «Между ливнями», которую поставил театр Северного флота. Она рассказыва ет о кронштадтском мятеже, о са моотверженности настоящих пар тийцев, она воссоздает бесконечно дорогой нам образ Ильича. А. Штейну всегда присуще соз дание каких-то больших историче ских полотен, пьес на революцион ные и военные темы, которые рас крывают перед зрителем путь на шего государства. Вспомним «Про лог», «Океан», «Балтийцы», «Адми рал» Ушаков» и другие. Вот и новая драма Штейна посвящена очень трудному периоду в истории партии — 1921 году. Это было время, когда на смену открытым ера гам Советского государства — интервентам, наголову разбитым в годы гражданской войны, пришли скрытые враги — контрреволюци онеры. Пользуясь необыкновенно тяжелым положением в стране: разрухой, неурожаем, неустойчи востью некоторых элементов, они подняли головы и решили взор вать Советскую власть изнутри. Мировая контрреволюция полно стью поддерживала внутренних врагов Советской власти, обещая силы и оружие. Контрреволюция готовила удар в спину. Это было страшнее, чем бой с открытым врагом. Пе только экономические факто ры играли на руку контрреволюци онерам. Были и другие, более глу бокие, политические причины того, что страна оказалась под угрозой. Пар-пня большевиков понесла громадные потерн в гражданской войне. Лучшие ее сыны и дочери погибли в огне боев за Советскую власть. Часть коммунистов ушла на хозяйственную работу и была оторвана от политической деятель ности. А в партию проникло много новичков, молодых, неопытных, подчас политически незрелых, лег ко поддающихся .мелкобуржуазной агитации. Этим воспользовались враги партии к попытались прове сти линию на раскол. Причем они прикрывались ультралевыми рево люционными лозунгами. Начались волнения. Вспыхнул кронштадт ский мятеж. В марте 1921 года Владимир Ильич Ленин на десятом съезде РКП (б) предложил принять ре золюцию-«О единстве партии». В ней говорилось: «Использование врагами пролетариата всяких ук лонений от строго выдержанной коммунистической линии с наи большей наглядностью показало ссбя на примере кронштадтского мятежа, когда буржуазная контр «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654, революция и белогвардейцы во всех странах мира сразу выявили свою готовность принять лозунги даже советского строя, лишь бы свергнуть диктатуру пролетариа та в России...» Вот об этом труднейшем мо менте русской истори и написана пьеса Александра Штейна. Драма тург, однако, не пошел по прото ренному пути показа военных и только военных действий, сраже ний, боев, самого мятежа. Он по шел по другому, более сложному и более интересному пути — изо бражению исторических событии через восприятие Действующих лиц, через их внутреннюю борьбу, перерождение и идейное мужание. Даже подготовка мятежа (приезд в Кронштадт посланца мировой контрреволюции барона Рнлькена, его совещание с бывшим генералом Козловским) передана скорее в психологическом ключе, нежели эпическом. В пьесе действует Владимир Ильич Ленин. Й надо отдан» должное смелости драматурга, его таланту: вождь революции появ ляется в двух сценах и оба раза наедине с самим собой .Ленин ду мает вслух. Эти два монолога — лучшие места в пьесе. Штейн сделал еще одну смелую заявку, он решил воссоздать образ не только вождя, но просто чело века со всеми прису щими челове ку качествами. Очень простого, очень близкого сердцу каждого из нас. Пьеса эта дает необыкновенно богатый, глубокий материал для актерской и режиссерской работы. И думается, чем дольше над ней работать, тем больше откроет ак тер и режиссер нового в образах и отдельных сценах. По своему характеру «Между ливнями» при ближается к таким великолепным советским пьесам, как «Оптими стическая трагедия», «Любовь Яровая». Очень приятно отметить, что те атр Северного флота понял всю значимость этого драматического произведения, принял его к поста новке и одним из первых в Союзе воплотил на сцене. Артисты театра и режиссер — заслуженный деятель искусств РСФСР И. Б. Шойхет правильно почувствовали основное направле ние мысли автора — стремление показать внутренний мир героев. И через это воспроизвести истори ческие события. Спектакль полу чился очень волнующий, сильный, эмоциональный. Особая ответственность выпала на долю заслуженного артиста РСФСР С. Г. Аханова, ему пору чили роль Владимира Ильича Ле нина. Актер должен был создать образ живого человека, Ильича, каким его видели современники в те дни. При такой задаче актеру нетрудно было скатиться в другую крайность и придать образу не нужные черты простоватости. Ибо текст роли Ленина очень трудный. Сцены его одиночества —' очень с южные для исполнителя. Вот одна из них. Ленин ждет к обеду Надежду Константиновну Крупскую. Ом раскладывает на столе приборы, хлеб. Те маленькие пайки хлеба,- что выдавали в 1921, чтобы толь ко не умереть с голоду... Надежда Константиновна задерживается. — Чертовски хочется есть, — произносит Владимир Ильич. Он подходит к столу, смотрит иа хлеб, вздыхает и отходит. Зал замирает, следя за этой сценой. У каждого тяжко сжимается сердце от боли за великого вождя, кото рый, как и все в те годы, перено сил такие лишения. А потом Ленин советуется сам с собой, рассуждает о буднях го сударства. Артист Аханов проделал огром ную творческую работу. Он смог показать Ильича и как вождя, и как человека. Актер верно уловил скзозиое действие роли — стрем ление вождя найти выход из со здавшегося труднейшего положе ния в стране. Ленин все время ду мает, мыслит, ищет и находит: за менить продразверстку проднало гом! Это во второй сцене. Она особенно интересна и глубока по замыслу. Мы видим зарождение ленинских мыслей. С этой сценой отлично перекли кается другая: матрос Расколупа кричит в телефон одному из мя тежников, захвативших власть: — Что, Петлюра!? Ты что же? Ленин бьется, бьется, не может порядка добиться в России, а ты? Конечно, исполнителю роли Ле нина еще много предстоит рабо тать, многое надо найти в образе. Кое-где изменить внешний рису нок роли, убрать лишние движе ния. Особое внимание С. Г. Аха нову нужно сосредоточить на внутреннем монологе, тогда внеш нее выражение эмоций станет бо лее четким, точным. Большой актерской удачей яви лось исполнение роли комиссара Позднышева народным артистом РСФСР С. М. Простяковым. Пре данный ленинец, он не боится смерти в контрреволюционном за стенке, не хочет покидать товари щей в тюрьме, хотя его выпускают. И только, когда вся тюрьма отсту чала азбукой Морзе свое решение — Позднышеву идти на волю, со общить в Петроград о мятеже — только тогда красный комиссар покидает камеру. Актер хорошо ведет и другую линию роли, он по казывает Позднышева-отца. Горя чо любя сына, с которым случайно встретился в Кронштадте, он вдруг внднт, что Иван (артист В. И. Рачило) в другом лагере, среди мятежников. Отец начинает отчаянно бороться за глупого, одурманенного контрреволюцион ной пропагандой парня. Но Иван понимает это слишком поздно... Надо сказать, что эта актерская пара производит большое впечат ление, сцены отца и сына Поздны* шевых — одни из лучших в спек такле. Очень хорош заслуженный ар тист РСФСР А. Ф . Найчук в роли матроса Расколупы: простой дере венский мужик, во многом еще примитивно мыслящий, но всем сердцем; всей душой он предан ленинской нарIни. Отлично справились с ролями женщины: Л. В. Туманова (баро несса) и А. И. Журавлева (Тась- ка-боцман)^# баронессе радует внутренияя^аполненность образа. Очевидно, были учтены замечания, высказанные в прессе. Сейчас ба ронесса — одна из интереснейших фигур спектакля. Любящая мать, нежная добрая женщина, она уже подсознательно начинает понимать правду революции. И своего сына — офицера царской армии — она всеми силами заставляет пойти «к красным» с повинной, зная, что революционеры гуманные и спра ведливые люди. Отлично воспри нимается зрителями эпизод, когда баронесса рассуждает о Марксе: — Он же интеллигентный чело век... — В этой фразе звучит не осуждение Маркса, а удивление его прозорливостью и уважение к нему. Противоречив, многогранен об раз Таськи. Но роль эта актрисой А. И. Журавлевой сыграна блестя ще. Изломанная, загубленная дев чонка из дворянской семьи пыта ется найти свою правду и прихо дит к революционным * матросам. Не ее вина, а ее беда, что она по пала к мятежникам. Но Таська все же выбирает этих людей,, не жели вылощенного "барона — сво его бывшего жениха. Актерских удач в спектакле много, но есть и недочеты. Очень жаль, что роль журналиста Крас ного набата актер И. Г. Моска левекии решает слишком упрощен но и прямолинейно. Он окутывает его трагедийным плащом и чуть ли не ноет заупокойные песни. К чему такая одноплановость? Ду мается, интереснее было бы сде лать роль по-иному, пойти от об ратного, от жизнерадостности, ве селости, энергичности. Искать именно эти качества в образе. Тог да особенно сильной будет траге дийная сторона. Много,.-надо поработать и акте ру Н. А. Новикову (Гуща}. Пока еще он не нашел верного сцениче ского самочувствия и ограничива ется внешним рисунком роли. От сюда кое-где нажим, фальш. Хорошую работу проделал ху дожник театра А. П. Шияновскнй. Оформление спектакля подчине но основной задаче показать внут ренний мир героев. Оно лаконично, скупо, подчас граничит с услов ным. И тем не менее, это оправда но, ибо все внимание зрителей со средотачивает на героях. Театру Северного флота удалось создать взволнованный рассказ о великом и простом Ильиче, о пар тии, о тяжелых двадцатых годах, показать романтику и трагизм того времени. И в этом — боль шая заслуга коллектива. 3. БОРОВАЯ. выступала самодеятельность^ Дворца перед моряками, рыбо-2 обработчиками, трудящимися ■ города. Почти каждый вечеру сопровождается концертом са - 2 модеятельности, в котором* участвуют артисты театра. Музыкально - драматический■ театр не может существовать* без оркестра, балета, хора. От® них во многом зависит успех* спектаклей. У нас оркестром руководит* Валентин Николаевич Емелья-* нов. Коллектив создан сравни-* тельно недавно, несколько лет* назад. Сначала во время на-* ших спектаклей играли ' при-* глашенные из разных органи-* заций музыканты. Это было* очень неудобно. В. Н. Емелья-* нов решил создать самодея-j тельный народный оркестр,* который бы работал на об-* щественных началах. И такой* коллектив был создан. Сейчас наши оркестранты не* только готовят музыкальное* оформление спектаклей, но* имеют и другую программу, с* л которой выступают перед зри-* ■телими. С успехом прошли* в концерты оркестра, в которых* ■исполнялись произведения со-* ■ветской, русской классической* " и зарубежной музыки. * Оркестр —- настоящий про-2 ■па.андист творчества местных 5 композиторов. Все лучшие. 2 произведения мурманских ав - 2 и торов подготовлены и исполне - 2 ■ны нашими музыкантами. Сей-2 ~час коллектив показал one - 2 ретту «Белая акация» и 2 в готови! новую эстрадную про - 2 “ грамму. Многих исполнителей можноЛ ■назвать, которые не жалеют 5 ■своего времени, чтобы донести 2 о до зрителей большое настоя- 2 я щее искусство. Отлично ела-g ■деет скрипкой Евгений Дани-5 ■лович Вернадский, мастерами 2 ■саксофона можно назвать Бо-2 ■риса Евгеньевича Черепанова^ ■и Григория Мягченкова. Тридцать четыре человека 5 ■участвуют в нашем хореогра-* ■фнческом коллективе. Руково - 2 ■дит им опытный балетмейстерS в Ариадна Ильинична Орлова.; 2 Они также участвуют в» всех 2 2 спектаклях муз«калын>-драма - 2 2 тического театра и еще готовят 2 * концертную программу, вечера 2 ■у этих самодеятельных артис - 2 ■тов заняты еще больше. Они 2 * репетируют каждый день с 7 2 * часов ве4ера до двенадцати 2 ■ночи. И все это, чтобы доста-2 * вить удовольствие вам, това - 2 ■рищи зрители! ■ Вы скоро увидите на сцене2 * шиниста башенного крана , 2 ■Татьяну Белявскую — учениц2 j 10-го класса. Все они сейчас2 ■работают с большим увлече - 2 унием, готовятся к премьерам 2 ■новых спектаклей и выступле - 2 ■ниям в концертах. 2 Р. ЕРМОЛОВА, ■ заведующая сектором ху - 2 дожественной самодеятель - 2 ности Дворца культуры2 имени С. М. Кирова. » 2 ■ «■■■■■■■■•■■■■■■■■■■■■■■■■■ап* Д р у г у Февральские стужи, причалы во льду. С кем теперь дружишь, старый мой друг, Где ты встречаешь в море зарю, О чем ты мечтаешь . jb далеком краю? До боли мне снятся родные места, . Улыбка любимой . на нежных устах, Гордая чайка на синей волне. И песня о нашей полярной, весне. Валерий ЦУКАЛОВ. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Полярная правда». Зак. 1796. Тир. 5200. ПН-06154.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz