Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.
Л Жоржхж продолж аю т разговор В ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ И ПРОИЗВОДСТВА Опубликованная под таким заголовком 25 марта в «Рыбном Мурмаяе» статья главного капитана тралово го флота тов. Анохина написана на злободневную те му. ставит ряд важных, давно назревших вопросов. И не удивительно, что она нашла горячий отклик у мо ряков. 15 апреля в Баренцевом море по радио редак цией газеты «Рыбный Мурман» совместно с руководст вом промысла было проведено общефлотское обсужде- • ние ст*тьи тов. Анохина. Как и следовало ожидать, приняв в обсуждении статьи самое активное участие, моряки высказали много ценных замечаний и предложений. Несмотря на то, что выступавшие высказывали по затронутым во просам различные, подчас противоположные точки зрения, во всех выступлениях было одно общее — подчеркивая огромную заботу, которую проявляют о моряках наша партия и Советское правительство, про мысловики стремились найти правильное решение назревших вопросов. При этом все выступавшие вы сказали одну общую мысль. Отдых плавсостава надо организовать так, чтобы это принесло морякам как можно больше пользы и в то же время не отразилось отрицательно на интересах производства, в частности, не повлекло бы за собой увеличение штатов, повыше ние себестоимости продукции. Так о чем же говорили моряки? П ЕРВЫ Й ВАРИАНТ ХОРОШ ! В своем выступлении капитан траулера «Можайск» то®. Давкнис полностью одобрил первый вариант орга низации отпусков моряков, так называемый «скользя щий» график. Он сказал: — Вопросы борьбы с текучестью кадров и упорядо чения отдыха моряков назрели давио, и их надо быст рее решить. По-моему, самым приемлемым является первый вариант «скользящего» графика, когда пять экипажей обслуживают четыре корабля и пять капи танов ответственны за годовой план четырех кораб лей. Особой сложности в организации работы по «скользящему» графику нет. Его следует узаконить для всех судов. Конечно, потребуются точные расчеты. Нужно уже сейчас определить, сколько потребуется подменных экипажей, чтобы уже в этом году правиль но организовать отдых моряков. В этом варианте, на мой взгляд, есть некоторые недостатки. Так, работать 8— 10 месяцев без выход ных дней трудно, особенно на БМРТ. Нельзя ли предо ставлять морякам отгул выходных дней через каждые 5 — 6 месяцев? Над этим следует подумать. Необходимо также решить вопрос: как быть с бере говыми бригадами? Если у нас будут подменные эки пажи, то они смогут не только работать в море, но и стоять вахты в порту, и, следовательно, надобность в существующих береговых бригадах отпадает. Важно, чтобы на флоте были хорошие кадры и чтобы все эки пажи данной группы судов отвечали за план. Одобряет вариант «скользящего» графика и первый помощник капитана траулера «Симферополь» тов. Ла понов. Он подчеркивает, что экипажи судов, подобные «Симферополю», то есть со сроками плавания от 12 до 15 суток, стараются как можно больше времени нахо диться в море, сокращая междурейсовые стоянки до суток. Таким образом, получается, что фактически эти суда совершают тоже длительные рейсы, у моряков „скапливается много неиспользованных выходных дней, и предоставить их потом очень трудно. Это наносит вред производству. — В этом рейсе, например, — говорит тов. Лапонов, — у нас остался только один опытный закрепленный матрос. Остальные 11 матросов ушли на отгул выход ных дней. Их заменили новички, которых приходится учить. Обработкой рыбы, ремонтом тралов занимаются в свободное от вахты время штурманы, механики и другие специалисты. Избежать подобных случаев можно, лишь упорядо чив предоставление морякам отпусков. По мнению тов. Лапонова, для судов с небольшими сроками плавания при «скользящем» графике следует закреплять за двумя траулерами три экипажа. Это даст возможность лучше организовать отдых моряков «СКОЛЬЗЯЩ ИЙ» ГРА Ф И К ВЕД ЕТ К О БЕЗЛ И Ч К Е Говоря о выходных днях, многие моряки подняли вопрос о восьмом рабочем часе. Сейчас этот час опла чивается по повышенному тарифу, но отгуливать его не разрешается. Государство от этого, естественно, тер пит убыток. Моряки же со своей стороны заинтересо ваны не в дополнительной оплате. Они предлагают, чтобы восьмые рабочие часы суммировались и потом предоставлялась возможность отгулять их, скажем, в период отпуска. Вот что сказал в своем выступлении первый по мощник капитана траулера «Азербайджан» тов. Нефедов. — Обсудив у себя на корабле статью главного ка питана флота тов. Анохина, — заявил он. — мы при шли к выводу, что первый вариант «скользящего» гра фика не годится- Он ведет к обезличке и будет притуп лять чувство ответственности моряков за выполнение годовых планов и социалистических обязательств. Действительно, после отдыха, согласно этому вариан ту, экипаж пойдет уже на другой корабль. Таким об разом, экипаж этого судна вряд ли даже в течение года вернется на свой старый траулер, а на новом ко рабле и другие условия работы и другие трудности. „ Куда более удобен вариант номер 2, который, кста ти, с успехом применяется в других бассейнах. Он удо бен, прежде всего, тем, что его команда после отдыха возвращается на свой же корабль и продолжает бо роться за выполнение своего годового плана, за вы полнение принятых ею же социалистических обяза тельств. Пятый же экипаж в течение года полностью прора ботает на всех четырех судах. А при сдаче очередного судна он будет получать соответствующую оценку как за проделанную в море работу, так и за состояние сдаваемого корабля. Это также будет поднимать чувство ответственности за свою работу у моряков подменного корабля. В 1963 году я побывал в Калининграде. У калинин градцев используется именно второй вариант. Там за двумя судами закреплен один подменный экипаж. «Скользящий» график калининградцы рассматривают как обезличку и отвергают его. Касаясь третьего варианта, Нефедов отвергает его. По его словам, внедрение этого варианта отрицательно скажется на зарплате моряков, «а себестоимости продук ции. Внедрение его потребует решения целого ряда сложных вопросов, которые не возникнут, если будет принят второй вариант. ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ЛУЧШ Е ! Однако, как мы увидим из дальнейших выступлений, многие моряки не согласны с этим и придерживаются противоположного мнения. Интересным было выступление капитана-иаставни- ка тов. Стойкова. — Не надо забывать, — говорит он, — что каждый наш моряк имеет семью, родных и близких на берегу. Длительный отрыв от семьи отрицательно сказывается на воспитании детей, на ее прочности. Надо сделать так, чтобы моряк больше был дома. Сделать это мож но без ущерба для производства. У каждого моряка за год накапливается, кроме отпускных, много неисполь зованных выходных дней. Если к ним прибавить пе реработанные часы, имеется в виду восьмой сверх урочный час, то получается, что ежемесячно каждый моряк должен отгулять 8 — 9 дней. В году вместе с отпуском это составит три — четыре месяца. Мне думается, что это время надо поделить на две-части. Скажем, при трехмесячном отпуске моряк половину года работает в море, полтора месяца отдыхает и так далее. Кроме пользы и для здоровья моряка и для его семьи, от этого ничего не будет. Но как это сделать без ущерба для производства? Вариант «скользящего» гра фика тут явно не приемлем. Второй вариант, указан ный в статье Анохина, более подходит, но и он сопря жен с большими трудностями. Ведь у моряков разных специальностей продолжительность отпусков разная. Трудно сформировать подменный экипаж. Самым луч шим вариантом является третий, то есть когда команда комплектуется вместе с постоянным резервом, причем число дополнительных штатных единиц на судах бор тового траления будет состоять из 1 0 — 1 2 специалистов. В ряде бассейнов и, в частности, на архангельских торговых судах этот вопрос уже решен. Неплохо было бы командировать туда специалистов для детального ознакомления с постановкой дела. НУЖНА ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В Э КИ П АЖ Е Интересно, что так называемый третий вариант не является новостью для нашего флота. — Мы, — рассказывает первый помощник капита на траулера «Сосновец» тов. Круглов, — еще в 1961 го ду, правда, в несколько ином виде, использовали его в практике предоставления отпусков и отгула выходных дней. В отделе кадров мы брали для замены уходящих в отпуск членов палубной команды только матросов третьего класса. Благодаря тому, что многие моряки имели по две — три специальности, они заменяли друг Друга. * — И теперь, — говорит далее Круглов, — следует так организовать дело, чтобы нужные кадрЬ> готови лись на судах. Скажем, повар должен пойти в отпуск, он, следовательно, должен подготовить себе замену здесь же на судне из числа членов экипажа. При та кой постановке дела мы не будем зависеть от отдела кадров, в распоряжении которого не всегда имеются квалифицированные специалисты. В этом году мы будем работать именно по такому методу. Мысль тов. Круглова продолжил в своем выступле нии старший помощник капитана траулера «Сириус» тов. Филькинштейн. Он поставил вопрос о необходи мости добиться взаимозаменяемости на судах специа листов. При уходе в рейс капитана его, как правиле, должен заменять старший помощник, при уходе стар шего помощника — второй помощник, старшего меха ника — второй механик и так далее. При такой по становке дела дополнительно к штату нужно будет иметь третьего механика, штурмана и тех специа листов, которых нельзя заменить. ОТДЫХ МО РЯКО В ДО ЛЖ ЕН БЫ ТЬ ПРОДУМАН г В обсуждении статьи тов. Анохина пришли уча стие капитан-флагман тов. Шлыков, старший механн* траулера «Белуга» тов. Безуглов, капитан траулера «Акула» тов. Вожлаков. Они подняли ряд интересных вопросов. Статья вызвала живейший интерес у флот ской общественности. Правильно говорили моряки, что работникам отдела кадров, нашим плановикам, юри стам, базовому комитету предстоит большая работа. Нужно быстро и правильно решить все вопросы, свя занные с поставленными в ней задачами. Это отно сится и к работникам Дома междурейсового отдыха моряксв. Ведь часть наших моряков, особенно моло дежь, прописана и живет на судах. Не все они при от гуле выходных дней или во время отпуска выезжают из Мурманска. ДМО должен широко распахнуть перед ними свои двери. Нужно, чтобы он стал действительно родным домом для моряка. Следует тщательно продумать вопрос о предоставле нии морякам путевок в дома отдыха и санатории. Чем лучше отдохнет моряк, тем лучше он будет трудиться в море, тем больше рыбы получит страна. Из состоявшегося в море обсуждения статьи тов. Анохина видно, что еще рано решать, какой из пред ложенных в ней вариантов об организации отпусков лучше. Может быть, каждый из них хорош для опреде ленного типа судов, при определенных условиях. Про верить это можно лишь на практике, используя onbrt других бассейнов. И чем скорее это будет сделано, ТеИЛУ" Ше' ■ С. Д ЕМ И Н ,., наш спецкор. Мои предложения Наше время — время борьбы за коммунистический труд, за коммунистический быт. Повыше ние коллективной ответственно сти рабочих и служащих за ус пешную работу предприятий яв ляется сейчас самым важным. Са ма специфика работы и жизни моряков требует коллективного труда, коллективной ответствен ности. Лишь тому экипажу сопут ствует успех, где добились кол лективной ответственности за каждый участок производства. Поэтому особое значение приоб ретает воспитание у каждого чле на экипажа чувства коллектив ной ответственности. Для дости жения этой цели, по моему мне нию. наиболее целесообразным и приемлемым является создание четвертого экипажа. Предположим, что на три ко рабля с их экипажами есть чет вертый экипаж. Этот экипаж нуж но рассматривать, как единое це лое с экипажами всех трех ко раблей. Все четыре команды дол жны нести коллективную ответ ственность за успешную работу и санитарно-техническое состоя ние трех кораблей. Все вопросы решаются старшим командным со ставом четырех экипажей. Один из капитанов, помполит, старший механик должны быть старшими данной группы кораблей. Чтобы создать необходимый ритм в смене экипажей БМРТ, по- моему, необходимо иметь восемь экипажей на шесть кораблей. Каковы преимущества этого ва рианта перед другими? Создание подменной команды может при вести к тому, что члены этой команды будут считать свое пре бывание на том или ином трауле ре временным и в лучшем случае будут чувствовать ответственность за успех только своего рейса. А такие вопросы, как правильная эксплуатация механизмов, прибо ров, содержание всего корабля в хорошем санитарном состоянии, будут выпадать из поля зрения команды. Для стимулирования коллек тивной ответственности за работу всей группы судов, за их техни ческое и санитарное состояние следует предусмотреть выплату премии. При ее присуждении нуж но учитывать не только общее техническое и санитарное состоя ние, процент перевыполнения плана за год или полугодие от дельного корабля, но и всех трех кораблей вместе взятых. При уходе экипажа на отдых членам семей должен предостав ляться очередной отпуск или от пуск за свой счет. Облсовпрофу -2 ' следует обязать руководителем предприятий предоставлять эти отпуска. Должно быть предусмотрено и повышение заработной платы для лиц. возглавляющих группу су дов и отвечающих за успех рабо ты. Им нужно предоставить , пра во административного и мате риального поощрения членов эки пажей своей группы. Вопрос о перестройке работы экипажей в наши дни приобрел особенную остроту. . Необходимо как можно быстрее провести кон курс на лучшее решение пробле мы отдыха моряков. Н. KOTOJB, капитан. ' ' ' ' ' ^ Ы Б и й ц ' МУРМ АН» " " А 24 апреля 1964 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz