Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.
с т б и н ,- 'Ё с гм ^uihM QM JUM d. Подсказано жизнью, т и проверено практикой мался ранним утром. При ново лунии хек был на грунте уже в 18— 19 часов. При луне в первой четверти — в 19— 20 часов, при луне во второй четверти — в 20— 21 час, при луне в третьей четверти — в 21— 22 часа. В Важнейшей задачей рыбаков разворачивались по течению для снова становился на якорь, страны является эффективное ис- травления ваеров. Этот способ После 19— 20 часов экипажи пользование промыслового флота, также хорош. На травление вае- судов на местах хороших дневных по™ олу™ е хек и с к а л с я на дно Путей к этому много, и один из ров уходит немного времени. Рас- показаний продолжали наблюдать в ,т ,,аса- лих — правильная тактика веде ния промысла в зависимости от обстановки, сложившейся в том или ином районе, поведения рыбы, грунтовых условий, течений и т. д. стояние, пройденное БМРТ за пе- рыбные записи, но улова не было, риод травления на глубинах до Не помню уже сейчас кем, но ста метров, составляет примерно была высказана мысль о том, что 2 кабельтова. сельдь к этому времени откаты- Экипаж «Ярославля» (капитан вается на большие глубины. А на Подъем его с грунта происхо дил к 8 часам утра при всех фазах луны. Таким образом, наиболее благоприятные условия промысла были при меньшей освещенности, С каждым годом этот фактор при- тов. Питеряков) работал на очень ее место (место нереста) подходят то есть при новолунии и в пас- обретает все оолынее значение. Количество траулеров увеличи вается, чего не скажешь про за пасы рыбы, особенно в давно эксплуатируемых районах про мышленного рыболовства. тяжелых грунтах в районе Запад- мальки других рыб, которые в ной Гренландии. Неровности дна трал пе попадают. Это предполо- колебались от 400 до 180 метров жение взялся проверить капитан за пять минут полного хода. Од- «Заволжска» тов. Шамов. Ночью нако после 10— 15 минут трале- он вывел судно на большие глу- ния моряки поднимали на борт до бины, обнаружил показания над Экипажам больших морозильных 10— 20 тонн трески. Достигалось грунтом. Опытным путем (после траулеров Мурманского тралового это следующим путем. Выбрав трехкратного траления) была он- флота большую часть года прнхо- площадку, на которой приборы ределена необходимая для данного дится работать в районе Лабрадо- давали показания рыбы, судно горизонта длина ваеров. С по ра, Большой Ньюфаундлендской проходило ее на милю. Развернув- мощью пелагического трала на банки, на банках Флемиш-Кап, шись, траулер приближался к пло- борт поднималось от пяти до пят- щадке средним ходом. Трал в это время находился за бортом, и бы ло вытравлено 25 сажен ваеров. Когда начало площадки уже было под килем, начинали гравить вае- о Джорджес, в районе Западной Гренландии, Ново-Шотландского шельфа. Здесь, как известно, и метеорологические условия бы вают нелегкими и грунты зача- тонн отнерестившеися стую тяжелые. Но экипажи суме- ра. Траление продолжалось от пяти до десяти минут, до того мо мента, когда эхограф фиксировал под килем скалу. Судну давался малый ход и начинался подъем трала. Корабль практически удер живался па месте. ли выработать такую тактику ве дения промысла, которая позво ляет не только выполнять, но и перевыполнять рейсовые задания по добыче рыбы, добиваясь при этом высокой рентабельности. В конце прошлого года и нача ле этого на промысле было орга низовано несколько школ передо вого опыта. Капитаны вносили свои предложения, эффективность которых затем проверялась на практике. Эго позволило отобрать для массового внедрения наиболее удачные тактические приемы, о надцати сельди. Во всех приведенных примерах капитаны применяли скоростное, разноглубинное, прицельное тра ление или сочетали эти элементы тактики лова. Во всех случаях велось определение относительно го места корабля но отношению к рыбным записям. Немалую роль для совершенст вования тактики промысла уже в Капитан траулера «Серафиме- этом году при работе на банке вич» тов. Коломецкий при работе Джорджес и Ново-Шотландском на банке Джорджес, где сильные шельфе сыграло наблюдение за постоянные и приливо-отливные вертикальными и горизонтальны- течения, производит траление ми миграциями рыбы. В этих только по течению. При этом он районах не было поисковых ко- ежечаспо ведет таблицу учета те- раблей. Капитаны промысловых чений, что помогает ему устранять судов сами производили необходи- перекос ваеров путем перетравли- мые наблюдения, изучали влияние которых н пойдет дальше рассказ, вания их но таблице, рекомеидо- на поведение рыбы смены ветров, Траулер «Витебск» находился • августе прошлого года на банке Джорджес (в квадрате 1497). Грунт здесь задевистый. тов. Шаньков применил щую тактику. Выбирал площадку, на которой ванной капитаном тов. Кисовым. Заслуживает внимания тактика промысла, примененная капита ном траулера «Некрасов» тов. Елфимовым в условиях большой ровную скученности судов, в частности, на имелись банке Джорджес в сентябре прош лого года. Капитан следую- темнератур воды, освещенности. Используя полученные данные и выявир определенную законо мерность, удавалось безошибочно перемещать корабли в район пред полагаемого смещения косяков. В январе — феврале большие морозильные траулеры находились рыопые записи на две — три ми нуты полного хода. Заходил на В период тумана судно отстаи- на банке Джорджес. При темпера- течение, па расстояние, необходи- вается на якоре в стороне от туре поверхностного слоя воды мое для спуска трала и травления группы. Самая большая скучен- плюс 7— 8 градусов серебристый ваеров. Траление начиналось с цость кораблей наблюдалась пе хек облавливали в западных момента появления показаний ры- радиолокатору с 8 до 14 часов, квадратах — 1456, 1470, 1469 мурную погоду. Во ^ремя штор мов хек, как правило, откатывал ся на большие глубины. Когда промысел проходил в квадрате J430, хек вел себя согласно указанному выше распи санию. Чтобы пе терять впустую промысловое время, БМР'Г совер шали двухчасовую перебежку в квадраты 1429, J417, 1416, где экипажи ловили аргентнну, а за тем возвращались обратно и об лавливали хек. Аргентина опускалась на грунт в 10— 11 часов и поднималась в 16— 17 часов. Наиболее мощные н ранние вертикальные миграции ее наблюдались в солнечную погоду. В такие дни аргентина дольше за держивалась у грунта. Уловы ее достигали J 0 — 15 тонн за трале ние. Особенно успешно облавли вали аргентину экипажи «Ашха бада», «Лескова», «Достоевско го», «Салтыкова-Щедрина». При работе в западных квадра тах банки Джорджес — 1470, 1469, 1456 хек облавливали ночью на глубинах свыше 200 метров. Днем экипажи переключа лись в квадраты 1457, 1470 на 50— 130-метровые глубины, где хорошо ловилась зимующая сельдь. Поведение этой сельди было аналогично поведению ар- гентины. Только в ясные дни и ночи она задерживается на грун те дольше, до 21— 22 часов. В ясную погоду сельдь стремилась выйти на меньшие глубины — от 100 до 60 метров. В пасмурную погоду и в сумерках ясных дней косяки откатывались на глубины 90— 130 метров. Миграции рыбы во всех квад ратах банки Джорджес связаны е перемещением молоди, капшака, бы. Когда под килем эхограф фик- Затем группа редела. К Гб часам на глубинах от 180 до 290 мет- креветки. смровал неровность грунта или скалу в четыре — пять метров высотой, трал поднимали. Такие прицельные траления продолжи тельностью десять — двадцать минут давали хороший результат. А вот капитан траулера «Друж ба» тов. Аранович поступал иначе. Судно не заходило на рас стояние, необходимое для спуска ров. Благоприятными в это время В феврале 1964 года экипажи были западные ветры и в^тры^ет БМРТ в квадрате 1443 на глуби- южных румбов, способствующие нах 190— 220 метров облавлива- нрогреву воды. Стоило задуть се- ли днем крупную пикшу. Подъемы верным ветрам, как температура ее в ясную погоду достигали воды становилась плюс 2— 3 гра- 4— 6 тонн за двухчасовое трале- дуса. Хек продвигался на восток иие, в пасмурную — до 3 тони, нался спуск трала. Нродолжитель- по большим глубинам и задержи- В сумерки пнкша поднималась и н о т траления определялась по вался на них в квадратах 1430, рассеивалась, импульсам фишлупы. 75 — 120 1417. При длительном похолода- Дальнейшее изучение районов на косяках оставалось два — три траулера, экипажи которых не смогли поднять на борт нужное количество рыбы. В это время «Некрасов» снимался с якоря. Когда прибор фиксировал расстоя ние до косяка 600 метров, пачи- трала и травления ваеров. Пройдя импульсов на отличных сельдяных нии хек обнаруживали в квадра- лова, освоение передовой тактики площадку, на которой прибор да- показаниях было достаточно, что- вал рыбные показания, траулер бы обеспечить улов в 15— 20 удерживался на течении. В это тонн за десятиминутное траление, время спускали трал и на кабелях К восемнадцати часам «Некрасов» Разговор еще не окончен Пятого февраля на страницах те, другого размера — изготовить бассейновой газеты был помещен фельетон «Вихри бумажные над фонарями». В нем шла речь о безобразнейшей волоките с изго товлением электроимпульсных фо нарей на судоверфи по заказу тра лового флота. И хотя после опуб ликования фельетона последовало строгое распоряжение вышестоя щих руководителей, заказ остается не выполненным до сих пор. Для сбора фонарей нужны кол- объединения судоверфи? паки из органического стекла и jjg хот непоколебим; резиновые прокладочные кольца. — Доставьте их на судоверфь, — требует телефонограммой от руководства Флота главный тех нолог судоверфи тов. Фролов. А в принятом судоверфью за казе сказано, что резиновые про кладочные кольца одного размера стоящих органов, можно получить на рыбокомбина- Е самим. Колпаки из органического стекла есть на СРЗ-1. Казалось бы, все ясно. Работ ники управления тралового фло та звонят тов. Фролову, пытают ся вразумить его. — Зачем мы будем получать колпаки с СРЗ-1, разводить воло киту с оформлением документов, когда этот завод подчинен голов ному предприятию судоремонтного — Какое там еще объединение! Доставляйте сами, и точка. А нам кажется, что надо по кончить с этой волокитой. Пора научить нерадивых руководителей выполнять распоряжения выше- ВАСИЛЬЕВ. тах 1317, 1332 — далеко на ведения промысла всеми капита- воетпке. нами позволят эффективнее осваи- Вертикальные миграции хека в вать рыбные богатства морей и основном зависели от освещен- океанов. Ускорится массовый вы- ностн района лова и были анало- ход БМРТ на пелагический лов гичны на всем северном свале вне зависимости от глубин, при- банки Джорджес. брежных шельфов, банок. На грунт хек опускался позд- *• НИ ЗГИ РЕВ , ним вечером или ночью и подни- капитан-флагман. Фонд капитана В прошлом году десятки экипа жей промысловых кораблей Север ного бассейна добились хороших производственно-финансовых по казателей. В траловом флоте, на пример, отличились моряки «Лоц мана». Они выполнили план пе добыче рыбы на 125,7 процента, но доставке в порт свежья — на 142 процента, значительно пере крыли задание по выработке кон сервов, жира, рыбной муки, полу чили 51,6 тысячи рублей сверх плановой прибыли. Решением главного управления «Севрнба» экипажу утвержден фонд капитана в сумме 10.800 руб лей. Коллектив большого морозиль ного траулера «Витебск» также отлично потрудился в пятом году семилетки. Он перевыполнил план ю всем показателям, дав стране 628 тысяч рублей сверхплановой прибыли. Ему Йкже утвержден фонд капитана В сумме 26,4 ты сячи рублей. Всего по траловому флоту фонд капитана утвержден по 29 судам ia общую сумму 4J 1.200 рублей. В списке этих кораблей «Ашха бад», «Златоуст», «Заволжск», «Свердлов.ск», «Северной сияние», «Некрасов», «Дружба», «Жигу- левск», «Серафимович», «Салты ков-Щедрин», «Чехов», «Новиков- Нрибой», «Мамин-Сибиряк», «Кос мос», «Комета», «Молдавия», «Ка линин», «Жиздра», «Благове щенск», «Курейка», «Уссуриец», «Ленинград», «Чита», «МедЕс-жье- юрск», «Волна», «Грязонец», «Сулин». Фонд капитана создает допол нительную материальную заинте ресованность моряков в увеличе нии добычи рыбы, снижении се бестоимости продукции. Средства используются на внедрение ново! техники, на жилищное и культур но-бытовое строительство, па ре монт жилого фонда, на индиви дуально^ премирование, приобре тение путевок в дома отдыха и санатории, на оказание морякам единовременной помощи м т. д. Н РЫБНИКОВ , заместн- тель начальника планового отдела тралового флота но хозрасчету. В составе делегации мурманчан штурман лихтера «Приволжский» транспортно-буксирного флота рыбного порта В. Г. Хабарухин уча ствовал в работе состоявшегося недавно во Владивостоке слета мслодых рыбаков Дальнего Востока. На снимке: штурман В. Хабарухин (слева) рассказывает това рищам по работе о своих впечатлениях от форума молодых поко рителей океана. Фото Б. Елисеенко. С помощью старшего друга — Петр Иванович, помог*** наладить станок! — Петр Иванович, подойдите, пожалуйста, сюда!.. Месяца два назад, когда в ди зельный цех Мурманской судо верфи пришло новое пополнение, молодые рабочие то и дело обра щались с подобными просьбам* «наладить, посмотреть, испра вить» к бригадиру 11. И. Донско му. И старый производственник, оторвавшись от своего дела, вся кий раз шел и охотно помогал. Именно благодаря товарище ской, бескорыстной помощи брига дира Донского новички в короткий срок овладели епециальноетыа слесаря-ремонтника. Не так давно на судоверфь после службы в армии вернулея Николай Мясников. До призыва в армию он работал недолго на заводе, за время пребывания в рядах Советской Армии все, что знал, забыл, и теперь по сути де ла ему пришлось овладевать спе циальностью слесаря-дизелиета по ремонту судовых механизмов за ново. И вот с помощью тов. Донского Мясников быстро освоил эту спе циальность и сейчас уже работает самостоятельно. В. СУДА РЕ В, старший мастер погрузочно- разгрузочного цеха судо верфи. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 1 апреля 1964 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz