Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.
К работам по программе Международного года спокойного Солн ца приступила Южно-Сахалинская обсерватория. От нашего светила зависят многие земные явления — циклоны, магнитные бури, коли чество льдов в Арктике и Антарктиде... Изучить эти взаимосвязи, познать процессы, происходящие на Солнце, — вот задача, которая стоит перед «солнцеведами» всего мира. На снимке: слева — сотрудница обсерватории М. Ермилова гото вит аппаратуру к наблюдениям. Справа —-подготовка к запуску ра диозонда. Фото Н. Суровцева. Фотохроника ТАСС. В И З И Т Д Р У З Е Й Необычно оживленно было в минувшее воскресенье на площа ди около морского вокзала. И тот деш» мурманские рыбаки встре чали гостей из Полыни. Один за другим швартуются у причала учебные суда <Ян Тур- лсйгкий», «Эмилия Герчак». На них прибыла большая группа кур сами) с. польских мореходных учи лищ, будущих рыбаков. Среди го ст представители учебных за ведении, журналисты. После краткого митинга гости направились во Дворец культуры имени С. М. Кирова, где посмот рели оперетту Дунаевского «Бе лая акация» в постановке народ- но-драматического музыкального театра. В понедельник в главном уп равлении «Севрыба» был устроен прием в честь польских моряков. В тот же день они побывали в Мурманском мореходном училище. Затем они познакомятся с рабо той рыбокомбината, порта. Поль ские гости пробудут в Мурманске до 15 апреля. ВСЕГДА В ПУТИ Много достается студентам-за- очникам от педагогов. Кто сказал, что для них другие, более легкие требования? Нет. Так же надо плотно сидеть за учебниками, так же зубрить, переводить «тысячи» иностранного и писать контроль ную за контрольной... Трудно тем, кто в гуманитар ном вузе, но в тысячу раз труд нее тем, кто рискнул пойти заоч но учиться в вуз технический. Здесь нужны не только усидчи вость, не только терпение, а на стоящее мужество и прямо-таки героизм. И поэтому, когда звучат мело дии прощальных вальсов на вы пускном вечере, а молодые спе циалисты, окружив педагогов, уже беседуют с ними «как с рав ными», учители признаются: ге рои вы, дорогие наши воспитан ники. Именно таким замечательным парнем оказался и Валентин Во робьев, нынче второй механик спасательного теплохода «Бес страшный». Он заочно окончил Мурманское высшее мореходное училище. С 1954 года работает в рыбном порту Валентин, за это время у него 7 поощрений: бла годарности, премии, грамоты. Во робьев известен как талантливый рационализатор. А, кроме всего прочего, он отличный товарищ. Ф е д ь е т о я Баталия на. Волхове и — Эй, на «Волхове»! Прими те концы! На палубе «Волхова» ни еди ной живой души. — Вахтенный, где ты там? Тщетно взывали с буксира, ко торый должен был развернуть «Волхов» с кормы на нос. С трау лера не отзывались. — Что они там. в мертвый сон погрузились? — удивлялись на буксире. Кричать надоело, и тогда на траулер перелез матрос портнад- зора Андрей Грушка. То. что он увидел на судне, заставило его рот от удивления разинуть. Вдре безги пьяные моряки затеяли здесь такую потасовку, что про греми с неба гром — они бы и на него не обратили внимания. — Где вахтенный штурман? — закричал, чтобы привлечь к себе внимание, Грушка. На его призыв из-под полубака еле выкарабкал ся пьяный верзила, угрюмо спра вился: — Чего гавкаешь? Я вахтен ный штурман. Почесав себе затылок, «вахтен ный» поднял кулак, намереваясь, по всей видимости, приветствовать пришельца тумаком. А так как на поддержку верзиле поспешил еще один подгулявший молодец и то же явно агрессивно настроенный. „Ты помнишь,Алеша,дорогиСмоленщины . . 1 «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины...» Па сцене высокий седой чело в е к . Он читает и читает сильным с легкой картавинкой * голосом волнующие любимые наши стихи: «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди...» 11 все, кто в зале, повторяют про себя знакомые, дорогие до боли строчки. А любимый всеми нами, любимый всем народом, Константин Симонов, читает и чи тает еще. И никто не устает слу шать. Хочется снова и снова оку нуться в воинственную или лири ческую музыку симоновского сти ха, увидеть и ощутить величие подвига сынов России. Мы помним, Константин Михаи лович, и дороги •Смоленщины, и поля у берегов Волги. Старшее поколение знает цену победе в Великой войне. И мы еще помним: в дни войны не было в нашей стране человека, который бы не повторял строчки симоновских стихов.- Их переписывали и при сылали своим женам бойцы с фронта, их разучивали и читали в тыловых госпиталях жены бой цов. Симонов был в сердце каждо го. Он воевал не только как воен ный корреспондент на своем уча стке фронта, он воевал всюду. Каждый его стих — тысячи бой цов, тысячи снарядов, тысячи пуль. Его стихи поднимали и вели на подвиг. Константин Михайлович Симо ном был и останется любимым по этом и писателем нашего народа. Поэтому когда мурманчане узна ли, что гости нашего города К. М. Симонов и А, П. Штейн будут выступать во Дворце культуры имени С. М. Кирова, с утра у подъезда толпились желающие попасть сюда в поисках пригла сительных билетов, осаждали ад министрацию. ...Зал переполнен. Яблоку негде упасть. Пришли моряки тралового и сельдяного флотов, рабочие ры бообрабатывающих предприятий. На сцену выходит председатель областного бюро союза журнали стов, редактор газеты «Полярная правда» И. И. Портнягин. Он рас сказал о поездке литераторов по городам Мурманской облает», о встречах с тружениками предприя тий промышленности, моряками «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. промысловых и Северного флотов. К. М. Симонов и А. П. Шгейн побывали в Заполярном, в Нике ле, в Североморске, знакомились с рудниками, кораблями тралово го и Северного флотов. И везде — работали. По 18—20 часов в день. Они провели много литературных вечеров, консультаций, бесед. Прочитали много рукописей мест ных авторов. Всюду писателей встречали как старых хороших знакомых. Выл такой случай на Борисо глебской ГЭС. Подбегает к К- М. Симонову мальчишка и кричит: — Константин Михайлович, а что же дальше случилось с Лень- кой-то? — Это он’ беспокоился о герое поэмы «Сын артиллериста». Вот так близко к сердцу принима ют читатели произведения поэта. А вот еще случай. Когда Симо нов и Штейн приехали к Дому культуры в Заполярном, там де монстрировали фильм. Но только жители узнали, кто приехал, тут же прекратили показ фильма и с почетом препроводили на сцену обоих гостей. 12 апреля. Дворец культуры имени С. М. Кирова. Почти на полчаса замер зал, когда А. Штейи читал отрывок из своей новой пьесы «Между ливнями». Отры вок, где Ленин советуется сам с собой. Драматург рассказал о своей работе, о том, что эта его новая пьеса продолжает флотскую тему, поднятую пьесами «Балтийцы», «Флаг адмирала», «Океан», сцена риями «Адмирал Ушаков» и «Ко рабли штурмуют бастионы». Штей ну задали несколько вопросов, в том числе, как он работал над об разом Ленина. Он отзетил, что ему пришлось перечитать громад ное количество воспоминании со временников и произведений Вла димира Ильича. На сцену поднимается Констан тин Симонов. — Уже 14 лет я занимаюсь од ной прозой. Написал пьесу «Чет вертый», которая шла по мурман скому телевидению. Издал не сколько повестей и рассказов. Но главная моя задача — работа над военной темой. У каждого писа теля есть в жизни такой период, который более всего зарубился в сердце. И он о нем пишет. Если вы приглядитесь к творчеству моих товарищей, то увидите, что каждый из них тоже связан с ка кой-нибудь одной темой. В 1939 году я попал на Халхин- Гол. Я помню, как мне выдали там обмундирование и пистолет. И я был ужасно счастлив и горд. Пи- фильм будет рассказывать о по- столет мне очень нравился тем, следием периоде войны. что был густо смазан. Только в К. М. Симонову задали очень конце операции товарищи сказали много вопросов: ' мне: — Кого из молодых поэтов вы — Ты что, так и будешь носить больше всего любите? его с заводской смазкой?.. — Евтушенко. Рождественского. Прозорливее всех пас в те дни Кашежеву. Вознесенского. —*■ ваших оказался Всеволод Вишневский. Он понимал, чго на нашу страну надвигается беда, и считал, что военные корреспонденты долж ны быть подготовлены. По его СК0МУ* которые вырастили несколь- иницнативе были организованы го- — Кто был редактором стихов? — Многие. Но особенно я бла годарен Луговскому и Аитоколь дичные курсы, где нас учили в основном военному делу. Мы их окончили 16—17 июня 1941 года, а 23 июня уже ехали на фронт... С тех пор моя судьба как писа теля связана с фронтом и военной тематикой. Я в общем-то прошел те же дороги, что и Синцов в «Живых и мертвых». Очень много видел, очень много писал. Когда после войны собрал все записи и отпечатал, оказалось 800 страниц! Сразу же после войны решил ко поколении поэтов. — Когда выйдет ваше собрание сочинений? — Я пока об этом не думал, но если оно появится, возражать не буду. — Где же русское «ура» в кар тине «Живые и мертвые»? — Я русский человек. И вы вряд ли заподозрите меня в неу важении к русскому «ура». Но его гак много в других картинах, что пусть «Живые и мертвые» обой дутся без него . — Нравится ли вам этот фильм написать большое полотно о вой- и Синцов в фильме? не. Так появились «Товарищи по — Да. оружию», «Живые и мертвые», по- На много других вопросов отве том — «Солдатами не рождают- тил поэт. ся». Сейчас режиссер А. Столпер, Вечер оставил у всех большое и постановщик «Живых и мертвых», очень хорошее впечатление. Ра- решил создать фильм «Солдата- достные расходились моряки: ми не рождаются» с тем же ак- встречи с любимыми писателями терским составом. Это будет про- — всегда праздник, должение предыдущей картины, 3. БОРОВАЯ . Киноартисты на „Атлантике" На днях на плавбазе «Атлантика», стоящей в рыбном порту, состоялась интересная творческая встреча киноартистов с мо ряками. Артисты приезжали из Оленегорска, в окрестностях которого, как уже сообщалось в печати, сейчас идут съемки кинофильма «Морозко». — В этот день погода была неблагоприятной для киносъе мок, и мы решили съездить в Мурманск для встречи со зри телями, — рассказывает морякам режиссер-постановщик филь ма «Морозко» заслуженный деятель искусств РСФСР Алек сандр Артурович Роу. —■Но прежде чем выступать во Дворце культуры имени С. М. Кирова, нам захотелось побывать в рыбном порту, у моряков рыбного Мурмана. Затем Александр Артурович Роу рассказал морякам о ра боте над кинофильмом «Морозко», а также о съемках филь мов, ранее вышедших на экраны. На состоявшемся концерте перед моряками выступили также киноартисты Э. Изотов, А. Хвыля, Г. Миляр и другие. Хорошо известный зрителям Александр Леопольдович Хвы ля рассказал морякам «Атлантики» о своих любимых ролях. После концерта артисты познакомились с жизнью и бытом экипажа, осмотрели жилые помещения, спускались в машинное отделение, поднимались на ходовой мостик, побывали в штур манской рубке. Артисты * поблагодарили : моряков за теплую встречу, а моряки, ш свою очередь, пожелали актерам творче ских успехов. Г. БАЦ ЕНЮ К . . . I (<■ < •I I I•*( I I I (<( |I I I1I I I I |I I I | I I | 1 | то Грушка поспешил ретировать ся. Забулдыги бросились за ним в погоню. Грушка укрылся в по мещении портнадзора. Буйны молодцы стали ломиться тоже сюда. Но здесь численный перевес оказался не на их стороне, и вер зила предпочел отступить. Это был, как выяснилось позднее, тралмейстер Илья Топоровский. Его добровольного помощника, изукрашенного в потасовке на судне синяками и шишками, уда лось задержать. Дебоширом ока зался матрос Г. Компанеец. На «Волхов» срочно была сна ряжена целая экспедиция: 4 дру жинника. два сотрудника мили ции. портнадзиратель Зубов и матрос Грушка. На палубе судна экспедиция об наружила двух качающихся, как кусты от ветра, матросов. Один из них, Баженов, заплетающимся языком еле смог пояснить, что вахтенные штурман и матрос на мостике. На мостике никого обнаружить не удалось. Зато в одной из кают экспедиция нашла мертвецки пья ного старпома Александра Середу. Здесь же. и приблизительно в та ком же состоянии, находился мат рос Николай Кириоз. _ — Что вы здесь делаете? — спросил старшин портнадзиратель Зубов. — Вахту... несем.... — икая, отвечал Середа. Подлинный вахтенный штур ман. отлучившийся с судна по ка ким-то делам службы, второй по мощник капитана В. Лагунов как раз в эту минуту появился на па лубе. Он оказался первым трезвым человеком, встреченным дружин никами на судне. Он с ходу при нялся разгонять пьяных по углам, с глаз долой. — Кто у вас вахтенный мат рос? — спросили у Лагунова. — Баженов. — Да он на ногах не стоит. — Вам показалось. Это у него вид такой. Где он мог напиться, если у него и пропуска на выход нет? Грустно было смотреть на суд но с пьяным экипажем. Горестно думать о том, что повальной пьян кой и потасовкой моряки «Волхо ва» оскорбили свою же добрую трудовую славу. Ведь они перед тем только что пришли с победой, перекрыв рейсовое задание более чем на 200 центнеров рыбы. И что вовсе уас удивительно во всей этой истории — безобразный случай групповой пьянки на ко рабле с активным участием таких горе-командиров, как Середа и То поровский, даже не оказался за фиксированным где-либо. В ре зультате чего и приходится вос полнять это упущение фельетоном в газете. В. ИЛЬИН. А. С ЕР ГЕЕВ . КОРОТКИЙ СИГНАЛ Есть приказы, запрещающие вы нос продуктов, взятых в судовой лавочке. Но, как видно, не для всех эти приказы писаны. Вот, к примеру, жена второго помощни ка капитана СРТ-683 Владимира Тяпки несла 10 банок колбасного фарша, 20 банок сухого и 5 банок сгущенного молока. Мастер по до быче рыбы траулера «Ветлуга» Анатолий Уткин выносил 24 банки сгущенного молока и т. д. Надо положить конец этому. Коллективы кораблей должны строго спрашивать с таких людей. Ведь эти продукты отпускаются специально для моряков, занятых трудным делом. В. ИЛЮШИН. Релактор В. Ф. ФЕДОРОВ. Типография «Молярная правда». Зак. 1791. Тнр. 5200. ПН-02297.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz