Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.

ПУТЬ ОТКРЫЛ Траулер Космонавты Валентина Николаева Николаев у себя дома во время занятии. Фото В. Черединцева. Герои Советского Союза летчики-космонавты (слева паправо) подполковник Павел Попович, полковник Юрий Гагарин, Валентина Николаева-Терешкова, подполковник Андриян Николаев, подполковник Валерии Быковский и подполковник Герман Титов. Фото В. Черединцева. Фотохроника ТАСС. Пилоты космических кораблей Всего три года назад — до 12 аиреля 1MI года — шлет че- лмеяа в моемое предстаммся большинству жмущих на земле людей чем-то далеким, таинствен­ ным, относящимся скорее к ве­ домству писателей-фантастов, чем и реальному миру науки и техники сегодняшнего дня. И за каких-ни­ будь полтора часа, проведенных в космосе Ю. А. Гагариным, все ко­ ренным образом изменилось. Попробуйте задать случайному соседу в трамвае, на улице, в кино любой вопрос, относящийся к кос­ мическим полетам, вы почти на­ верняка получите развернутый от­ вет, изобилующий детальными прогнозами и интересными под­ робностями. Не беда, что некото­ рые из этих прогнозов и подроб­ ностей, возможно, не ведомы ни самим космонавтам, ни строите­ лям космических кораблей. Важно другое — искренний, по-настояще- му живой интерес ко всему, что связано с дерзким вторжением человека в космос. Сразу же после полета Ю. А. Гагарина людям захотелось най­ ти какие-то отправные точки, что­ бы лучше представить себе рабо­ ту (именно работу!) космонавта. Самый верный путь к этому — аналогия, — естественно, привел к профессии, давно утерявшей свою если не романтичность, то во вся­ ком случае необычность, к профес­ сии «околоземного» летчика. Н обеих этих профессиях обна­ ружилось много общего — и эле­ мент риска, и общение со слож- : иейшей техникой, и даже сам факт свободного движения в трех­ мерном пространстве. Обнаружились черты сходства между этими двумя видами чело­ веческой деятельности даже там, где на первый взгляд, налицо яв­ ное различие. Так обстоит дело, например, с вопросом — действи­ тельно ли космонавт пилотирует свой корабль в том смысле, кото­ рый мы вкладываем в это поня­ тие? Как известно, в полетное зада­ ние Ю. А. Гагарина не входило пользование системой ручного уп­ равления, хотя он был полностью подготовлен и оттренирован для этого и в случае отказа автомати­ ки мог бы уверенно принять уп­ равление на себя. Но такая необ­ ходимость не возникла; автомати­ ка работала безукоризненно. В последующих более длительных полетах наши космонавты Г. Ти­ тов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Терешкова включали в исследовательских и тренировочных целях ручное уп­ равление и успешно пользовались нм. А американские космонавты—- Д. Гленн, М. Карпентер и Г, Ку­ пер — столкнулись с отказом автоматики и вынужденно обра­ тились к ручному управлению, пользуясь которым и завершили благополучно свои полеты. Другое дело, что возможности воздействия на движение космиче­ ского корабля пока более ограни­ чены, чем на самолете или верто­ «РЫБНЫЙ МУРМАН» В стр. 12 апреля 1964 гв лете. Современный пилотируемый космический корабль осуществ­ ляет орбитальный полет как 1ы но невидимым рельсам. При этом космонавт имеет возможность только ориентировать корабль во­ круг его центра тяжести. Траек­ тория же движения самого центра тяжести управлению пока не под­ дается. Так, артиллерист броне­ поезда может поворачивать в нужном направлении орудийную башню, но не в состоянии по­ влиять на направление движения поезда. Однако уже в наши дни состоя­ лись успешные пуски космических кораблей, пока, правда, беспилот­ ных, способных изменять траекто­ рию полета. Нет сомнений, что очень скоро это новшество придет и на борт кораблей, управляемых человеком. Вообще, сравнивая космический корабль с атмосферным летатель­ ным аппаратом, нельзя не учиты­ вать разделяющую их «разницу в возрасте». Вспомним первые поле­ ты воздушных шаров — монголь­ фьеров. От них, как впоследствии и от первых самолетов, требова­ лось одно: лишь бы они отдели­ лись от земли. А все их управле­ ние сводилось к веревке, дернув которую, воздухоплаватель мог выпустить теплый воздух из бал­ лона и опуститься на землю. Это еще меньше, чем мог сделать кос­ монавт на первых космических ко­ раблях. Сейчас уже есть все основания утверждать, что возможности че­ ловека на борту космического ко­ рабля будут расширяться гораздо быстрее, чем это было в воздухо­ плавании и даже в авиации. А отсюда — неминуемое даль­ нейшее повышение и без того вы­ соких требований к подготовке, знаниям, навыкам, всей личности космонавта. Речь идет ,не только о состоянии его здоровья (эти требования особенно суровы на первом этапе освоения космоса; в будущем, по-видимому, можно бу­ дет надеяться на некоторое их смягчение), но и ко всему его об­ лику, начиная от мужества, чув­ ства ответственности за поручен­ ное дело, патриотизма и кончая даже... чувством юмора. Во всяком случае опытный авиационный врач-психолог, наб­ людавший за подготовкой наших первых космонавтов, в характери­ стике, данной накануне первого старта человека в космос, счел необходимым особо отметить, что «старший лейтенант Гагарин со­ хранил обычно присущее ему чув­ ство юмора, охотно шутит, а так­ же воспринимает шутки окружаю­ щих...» Оказывается, и это нужно человеку в космосе! По мере усовершенствования и усложнения космических кораблей резко возрастут требования и к инженерно-научной культуре кос­ монавта. Так, на заре развития авиации от летчика требовалось прежде всего, чтобы он был хо­ рошим спортсменом. Пилоты-мыс­ лители, философы своего делд» вроде П. Н. Нестерова, насчиты­ вались в то время единицами. А Ь наши дни даже обычная летная работа на сверхзвуковых реактив­ ных самолетах зачастую требует or летчика строевой части (не го­ воря уже о летчике-испытателе!) высшего инженерного образова­ ния. Нет сомнения, что экипажам космических кораблей солидное специальное образование понадо­ бится еще быстрее. И никто ие понимает этого лучше, чем сами космонавты. Все они — и уже ле­ тавшие в космос, и только гото­ вящиеся к межзвездным полетам — учатся в старейшем высшем авиационном учебном заведении страны — в Академии имени Ж у ­ ковского. Теперь, когда вопрос о возмож­ ности полета человека в космос разрешен самой жизнью, неожи­ данно раздаются голоса сомне­ ний в целесообразности таких по­ летов. Кое-где в зарубежной прес­ се высказывается мнение, что че­ ловеку, мол, «нечего делать в кос­ мосе». . I . 14 • *!* I Правда, в интересах истины следует уточнить, что подобные высказывания раздаются, как пра­ вило, из стран, которые сами ,по­ слать человека в космос пока не могут, даже если бы нашли это «целесообразным». Но независимо от этого вопрос чересчур принци­ пиален, чтобы оставить ; его без ответа. Представители одной из самых передовых отраслей знаний наше­ го века — экспериментальной фи- . зики — не раз сетовали на то, что . человек не может, как в сказке, уменьшиться в размерах настоль­ ко^ чтобы проникнуть в мир эле­ ментарных частиц и собственны­ ми глазами посмотреть, «что там делается». В этой общеизвестной шутке большая доля правды. Не­ посредственное наблюдение всегда лучше косвенного эксперимента. И трудно поэтому было бы обосно­ вать добровольный отказ от реально открывающейся перед че­ ловечеством возможности «собст­ венными глазами» посмотреть, что делается в глубинах Вселенной. И еще одно существенное сооб­ ражение. Первые полеты человека в космос явили собой блестящий пример силы научного предвиде­ ния: в них не обнаружилось ниче­ го принципиально нового по сравнению с тем, что было зара­ нее предсказано учеными на Зем­ ле. Значение этой победы знания переоценить невозможно. Но столь же невозможно гарантировать, что так будет всегда, на всех этапах освоения космоса, особенно даль* них его «углов». И тогда-то при первой же встрече с неизведан­ ным, носитель живого творческого разума, способный осознать и про­ анализировать свои ощущения, не сможет быть заменен даже самой совершенной автоматикой. Нет, человеку «есть что делать» в космосе. Й, ворвавшись в его просторы, он будет вее дальше и дальше проникать в них. М. ГАЛЛАЙ, Герой Советского Сон>?а, служенный тель СССР- летчйк-нспыта* Молодость века Со взятия Зимнего срок невелик, Но мы до предела сжимаем сроки, И если слово дает большевик, Он слово венчает деяньем высоким. И там, где, казалось, достигнут предел/ Народ, преисполненный смелых дерзаний, Величием новых, невиданных дел Подчиняет время и расстояния. Раскидистей веер заоблачных траес, Подвластней подзвездная даль за далью, И космос, таинственный космос, для нас . • - ‘ ' •/ :« : 1• !•« fir *. Становится транспортной магистралью. И мир удавленный с восторгом твердит: — Таков уж, как видно, советский характер: И в космосе надо им быть впереди, Чтоб до Марса потомкам наметить фарватер... > • • I :ib 'j W » .* *( Ну что ж, мы не спорим: согласны вполне.. В хвосте у эпохи плестись не пристало. , *. - , . Вся молодость века в Советской стране В космических рейсах сегодня предстала, •; . • ' »-•• • Ж ‘ I I Г* 1Г *•»" Кл ВЕСНИН. 4 4 W • • | * • и Андриян Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz