Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.
ПУТЬ ОТКРЫЛ Траулер Космонавты Валентина Николаева Николаев у себя дома во время занятии. Фото В. Черединцева. Герои Советского Союза летчики-космонавты (слева паправо) подполковник Павел Попович, полковник Юрий Гагарин, Валентина Николаева-Терешкова, подполковник Андриян Николаев, подполковник Валерии Быковский и подполковник Герман Титов. Фото В. Черединцева. Фотохроника ТАСС. Пилоты космических кораблей Всего три года назад — до 12 аиреля 1MI года — шлет че- лмеяа в моемое предстаммся большинству жмущих на земле людей чем-то далеким, таинствен ным, относящимся скорее к ве домству писателей-фантастов, чем и реальному миру науки и техники сегодняшнего дня. И за каких-ни будь полтора часа, проведенных в космосе Ю. А. Гагариным, все ко ренным образом изменилось. Попробуйте задать случайному соседу в трамвае, на улице, в кино любой вопрос, относящийся к кос мическим полетам, вы почти на верняка получите развернутый от вет, изобилующий детальными прогнозами и интересными под робностями. Не беда, что некото рые из этих прогнозов и подроб ностей, возможно, не ведомы ни самим космонавтам, ни строите лям космических кораблей. Важно другое — искренний, по-настояще- му живой интерес ко всему, что связано с дерзким вторжением человека в космос. Сразу же после полета Ю. А. Гагарина людям захотелось най ти какие-то отправные точки, что бы лучше представить себе рабо ту (именно работу!) космонавта. Самый верный путь к этому — аналогия, — естественно, привел к профессии, давно утерявшей свою если не романтичность, то во вся ком случае необычность, к профес сии «околоземного» летчика. Н обеих этих профессиях обна ружилось много общего — и эле мент риска, и общение со слож- : иейшей техникой, и даже сам факт свободного движения в трех мерном пространстве. Обнаружились черты сходства между этими двумя видами чело веческой деятельности даже там, где на первый взгляд, налицо яв ное различие. Так обстоит дело, например, с вопросом — действи тельно ли космонавт пилотирует свой корабль в том смысле, кото рый мы вкладываем в это поня тие? Как известно, в полетное зада ние Ю. А. Гагарина не входило пользование системой ручного уп равления, хотя он был полностью подготовлен и оттренирован для этого и в случае отказа автомати ки мог бы уверенно принять уп равление на себя. Но такая необ ходимость не возникла; автомати ка работала безукоризненно. В последующих более длительных полетах наши космонавты Г. Ти тов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Терешкова включали в исследовательских и тренировочных целях ручное уп равление и успешно пользовались нм. А американские космонавты—- Д. Гленн, М. Карпентер и Г, Ку пер — столкнулись с отказом автоматики и вынужденно обра тились к ручному управлению, пользуясь которым и завершили благополучно свои полеты. Другое дело, что возможности воздействия на движение космиче ского корабля пока более ограни чены, чем на самолете или верто «РЫБНЫЙ МУРМАН» В стр. 12 апреля 1964 гв лете. Современный пилотируемый космический корабль осуществ ляет орбитальный полет как 1ы но невидимым рельсам. При этом космонавт имеет возможность только ориентировать корабль во круг его центра тяжести. Траек тория же движения самого центра тяжести управлению пока не под дается. Так, артиллерист броне поезда может поворачивать в нужном направлении орудийную башню, но не в состоянии по влиять на направление движения поезда. Однако уже в наши дни состоя лись успешные пуски космических кораблей, пока, правда, беспилот ных, способных изменять траекто рию полета. Нет сомнений, что очень скоро это новшество придет и на борт кораблей, управляемых человеком. Вообще, сравнивая космический корабль с атмосферным летатель ным аппаратом, нельзя не учиты вать разделяющую их «разницу в возрасте». Вспомним первые поле ты воздушных шаров — монголь фьеров. От них, как впоследствии и от первых самолетов, требова лось одно: лишь бы они отдели лись от земли. А все их управле ние сводилось к веревке, дернув которую, воздухоплаватель мог выпустить теплый воздух из бал лона и опуститься на землю. Это еще меньше, чем мог сделать кос монавт на первых космических ко раблях. Сейчас уже есть все основания утверждать, что возможности че ловека на борту космического ко рабля будут расширяться гораздо быстрее, чем это было в воздухо плавании и даже в авиации. А отсюда — неминуемое даль нейшее повышение и без того вы соких требований к подготовке, знаниям, навыкам, всей личности космонавта. Речь идет ,не только о состоянии его здоровья (эти требования особенно суровы на первом этапе освоения космоса; в будущем, по-видимому, можно бу дет надеяться на некоторое их смягчение), но и ко всему его об лику, начиная от мужества, чув ства ответственности за поручен ное дело, патриотизма и кончая даже... чувством юмора. Во всяком случае опытный авиационный врач-психолог, наб людавший за подготовкой наших первых космонавтов, в характери стике, данной накануне первого старта человека в космос, счел необходимым особо отметить, что «старший лейтенант Гагарин со хранил обычно присущее ему чув ство юмора, охотно шутит, а так же воспринимает шутки окружаю щих...» Оказывается, и это нужно человеку в космосе! По мере усовершенствования и усложнения космических кораблей резко возрастут требования и к инженерно-научной культуре кос монавта. Так, на заре развития авиации от летчика требовалось прежде всего, чтобы он был хо рошим спортсменом. Пилоты-мыс лители, философы своего делд» вроде П. Н. Нестерова, насчиты вались в то время единицами. А Ь наши дни даже обычная летная работа на сверхзвуковых реактив ных самолетах зачастую требует or летчика строевой части (не го воря уже о летчике-испытателе!) высшего инженерного образова ния. Нет сомнения, что экипажам космических кораблей солидное специальное образование понадо бится еще быстрее. И никто ие понимает этого лучше, чем сами космонавты. Все они — и уже ле тавшие в космос, и только гото вящиеся к межзвездным полетам — учатся в старейшем высшем авиационном учебном заведении страны — в Академии имени Ж у ковского. Теперь, когда вопрос о возмож ности полета человека в космос разрешен самой жизнью, неожи данно раздаются голоса сомне ний в целесообразности таких по летов. Кое-где в зарубежной прес се высказывается мнение, что че ловеку, мол, «нечего делать в кос мосе». . I . 14 • *!* I Правда, в интересах истины следует уточнить, что подобные высказывания раздаются, как пра вило, из стран, которые сами ,по слать человека в космос пока не могут, даже если бы нашли это «целесообразным». Но независимо от этого вопрос чересчур принци пиален, чтобы оставить ; его без ответа. Представители одной из самых передовых отраслей знаний наше го века — экспериментальной фи- . зики — не раз сетовали на то, что . человек не может, как в сказке, уменьшиться в размерах настоль ко^ чтобы проникнуть в мир эле ментарных частиц и собственны ми глазами посмотреть, «что там делается». В этой общеизвестной шутке большая доля правды. Не посредственное наблюдение всегда лучше косвенного эксперимента. И трудно поэтому было бы обосно вать добровольный отказ от реально открывающейся перед че ловечеством возможности «собст венными глазами» посмотреть, что делается в глубинах Вселенной. И еще одно существенное сооб ражение. Первые полеты человека в космос явили собой блестящий пример силы научного предвиде ния: в них не обнаружилось ниче го принципиально нового по сравнению с тем, что было зара нее предсказано учеными на Зем ле. Значение этой победы знания переоценить невозможно. Но столь же невозможно гарантировать, что так будет всегда, на всех этапах освоения космоса, особенно даль* них его «углов». И тогда-то при первой же встрече с неизведан ным, носитель живого творческого разума, способный осознать и про анализировать свои ощущения, не сможет быть заменен даже самой совершенной автоматикой. Нет, человеку «есть что делать» в космосе. Й, ворвавшись в его просторы, он будет вее дальше и дальше проникать в них. М. ГАЛЛАЙ, Герой Советского Сон>?а, служенный тель СССР- летчйк-нспыта* Молодость века Со взятия Зимнего срок невелик, Но мы до предела сжимаем сроки, И если слово дает большевик, Он слово венчает деяньем высоким. И там, где, казалось, достигнут предел/ Народ, преисполненный смелых дерзаний, Величием новых, невиданных дел Подчиняет время и расстояния. Раскидистей веер заоблачных траес, Подвластней подзвездная даль за далью, И космос, таинственный космос, для нас . • - ‘ ' •/ :« : 1• !•« fir *. Становится транспортной магистралью. И мир удавленный с восторгом твердит: — Таков уж, как видно, советский характер: И в космосе надо им быть впереди, Чтоб до Марса потомкам наметить фарватер... > • • I :ib 'j W » .* *( Ну что ж, мы не спорим: согласны вполне.. В хвосте у эпохи плестись не пристало. , *. - , . Вся молодость века в Советской стране В космических рейсах сегодня предстала, •; . • ' »-•• • Ж ‘ I I Г* 1Г *•»" Кл ВЕСНИН. 4 4 W • • | * • и Андриян Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz