Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.

\ Дело перспективное, важное Кошельковый лов на Мурмане имеет более чем тридцатилетнюю историю. В 1932— 1934 годах в Мотовском заливе, в губах За­ падная Лица, _ Титовское озерко было добыто более 40 тысяч цен­ тнеров сельди. За один замет ко­ шелькового невода с двухвесель­ ных дор вылов достигал до 1300 центнеров. Братья Михаил и Ефим Ларины, Яков и Федор Го­ лубевы, М. Я. Бесполов, М. Ф. Тульский, П. Е. Шум, В. П. Дуб­ ровин — пионеры, зачинатели этого вида промысла. О них жите­ ли побережья до сих пор хранят добрую память. После окончания Великой Оте­ чественной войны были получены моторные боты, малые рыболовные траулеры, и кошельковые невода стали применяться более широко. Первое время невод выбирали на поворотную площадку вручную. Затем приспособили для этой це­ ли кормовую стрелу и лебедку. Труд облегчился. Но весельные доры не были сданы в музей. С помощью их производили замет невода, выливку улова на палубу. При переходе к месту лова доры буксировались за мотоботом. Это вызывало много неудобств. Не­ редко в штормовую погоду их разбивало, буксировочный трос наматывался на винт... В 1962 году экипалш малых рыболовных траулеров Сайда- губского рыбозавода отказались ет дор. Вместо них стали приме­ няться десятикруговая пенопла­ стовая бочка, дрейфующий якорь и выстрел. Несколько позднее от­ казались от дор и экипажи судов типа «РС» и «СО-ЗОО». Сейчас, когда работа кошелько­ вым неводом без доры хорошо ос­ воена, настало время облавливать сельдь не только в губах и зали­ вах, но и в прибрежных районах моря, широко применяя силовой блок и другие совершенные меха­ низмы. Права тов. Шутова-Корж, кото­ рая в статье «Развивать промы­ сел мурманской сельди», опубли­ кованной в бассейновой газете 21 февраля, говорит, что следуит встречать подходящую и прово­ жать сельдь, отходящую из зали­ вов, облавливать все возможные скопления. Автор статьи права и в том, что необходимо совершен­ ствовать кошельковый лов. На мой взгляд, необходимо из­ менить процесс выборки стяжно­ го троса (шнура) — выбирать за один конец, а второй отпускать с грузом в воду. Нужно вшивать в кошельковые невода резиновые пожилины, которые предохранят сетное полотно от быстрого изно­ са, особенно при облове мойвы на небольших глубинах. За последние годы незаслужен­ но забыт способ перекрытия сель­ ди в губах. А ведь он значитель­ но увеличивает вылов, так как ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР сельдь не имеет возможности зыи- ти в открытое море. На качестве сельди это также не отражается. Кстати говоря, вместо громозд­ ких* запорных неводов молено с успехом применять кошельковые. Это доказали в 1 % 3 году моряки малого рыболовного траулера «Строгий» (капитан тов. Пулы- нин). Они закрыли сельдь в губе Старая Сайда на три месяца и су­ мели выловить ее более 5 тысяч центнеров. С таким же успехом можно бы­ ло' применить запоры во всех губах Кольского и Мотовского за­ ливов и облавливать там сельдь до самой зимы. Подготовка к закрытию сельди в губах должна начинаться уже сейчас. Надо знать их ширину и глубину, иметь невода нужных размеров. Для набора кошелько­ вого невода необходимо судно грузоподъемностью в 12— 15 тонн, пригодное для буксировки. На нем, кроме неводов, будут хра­ ниться тросы для перетяжной си­ стемы, пенопластовые бочки и т. п. Облавливать сельдь в запоре можно любыми орудиями лова, ко­ нечно, в зависимости от грунто­ вых и других условий. Целесооб­ разность запора состоит еще и в том, что он позволяет не торопить­ ся с обловом. Сельдь никуда не уйдет, и ее можно вылавливать столько, сколько можно будет пе­ реработать. Как показала практи­ ка, в запорах можно ловить каля- нусную сельдь. Через четыре— пять дней желудки ее бывают уже чистыми. Когда заходит разговор о за­ порных неводах, то находятся про­ тивники, которые заявляют — дело, дескать, это( громоздкое, гру­ доемкое. Но неЛь'зя &е забывать, что жизнь идет вперед. Лет этак десять назад невода изготавлива­ лись из хлопчатобумажной дели и требовали замены через 20— 25 суток. Сейчас же применяются более прочные синтетические ма­ териалы, и невод может стоять не­ сколько месяцев. Перечень преимуществ, кото­ рые дает закрытие сельди в гу­ бах, можно продолжать. Приемо- обрабатывающие суда могут нахо­ диться у самого места лова, а это означает, что свежевыловленпая сельдь будет сразу перерабаты­ ваться. Закрытую в губах сельдь можно не обязательно облавливать сразу же после запора. Если есть промысловые концентрации вне его, то начинать следует с них. Кстати говоря, так и поступали в прошлом году моряки МРТ «Стро­ гий». Они сумели добыть больше всех сельди — 12.520 центнеров. Активизируя кошельковый про­ мысел и применяя запоры, можно добывать ежегодно гораздо боль­ ше мурманской сельди, чем вы­ лавливалось до сих пор. А. Ж У РА ВЛ Е В , инженер по добыче Сайда-губского от­ ряда судов «Мурмансель- ди». Качество Применявшаяся со второй по­ ловины 1960 года система оплаты труда экипажей промысловых су­ дов атлантических сельдяных фло­ тилий имела много недостатков. И главный из них в том, что она не создавала материальной заин­ тересованности у промысловиков в максимальном увеличении добы­ чи рыбы. При большом перевы­ полнении рейсового задания зара­ ботная плата прогрессивно пе росла. Сдельная часть заработка, пря­ мо зависящая от добычи сельди, была небольшой, а доплаты по районному коэффициенту и за пе­ реработку сверх положенного ра­ бочего времени производились не­ зависимо от выполнения рейсово­ го задания. Гарантированная оп­ лата в размере 75 процентов должностного оклада (в случае не­ выполнения рейсового задания) вы­ плачивалась независимо от того, справился с ним экипаж на 60 — 70 процентов или всего на 15 — 20 процентов. Это обстоятельство приводило к перерасходу фондов заработной платы. Кроме того, действовавшая си­ стема оплаты труда была гро­ моздкой, сложной, непонятной для моряков. Практически размер за­ работка за рейс они могли узнать только но возвращении в порт после производства бухгалтерией В механической мастерской первого участка рыбного порта рабо­ тает Евгений Павлович Грязное. — Мастер на все руки, — зовут товарищи Евгения. Руки у него действительно золотые. Ударник коммунистического труда Е. П. Гряз­ нев владеет отлично множеством специальностей: медника и свар­ щика, жестянщика, автогенщика... На снимке: Е. П. Грязное готовится к сварочным работам для ре­ монта ковша экскаватора. Фото Б. Елисеенко* рядом с количеством Новое. Внедрите его у себя! Восстановление валов барабанов РМУ. На судах финской и швед­ ской постройки в рыбомучных установках концевые шейки валов барабанов изготовлены из чугуна и приварены к стальной трубе. В процессе эксплуатации образуется большая выработка шеек. Механик-наставник С. В. Попов предложил метод восстановления вглск с помощью стальной обы­ чайки. Изменение конструкции крепле- НА\\ патрубков коллектора змееви­ ков испарителя «Камерон». Зме­ евики испарителей «Камерон» (на с>дах польской постройки) перио­ дически снимаются для очистки, и но этой причине нередко раньше Бремени выходит из строя резьба (в месте крепления коллектора змеевика к корпусу испарителя). Групповым механиком Д. И. Пе­ туховым и старшим механиком траулера «Мацеста» Б. Н. Комаро­ вым предложена и внедрена новая конструкция крепления; в резуль­ тате применения которой достига­ ется возможность быстрого.снятия коллектора со змеевиками.{Конст­ рукция проста, надежна и удобна при работе по снятию и последу­ ющей постановке змеевиков. Изменение воз&ухонаправляю- щего устройства 1 CHtfetobT «Ру­ дольф Эйц». При существующей системе топочного устройства «Рудольф Эйц» невозможно уста­ новить горение факела по центру оси жаровой трубы.: С. целью обеспечения устойчиво­ го горения факела старшим инже­ нером группы теплотехники Г\ Т. Литовым предложено установить дополнительное цилиндрическое кольцо. Изменение схемы задающего ге­ нератора передатчика «ПАРКС- 008». Передатчик «ПАРКС-008» не имеет в своем диапазоне частоты 1660 кгц. необходимой для перего­ воров с диспетчерской службой флота. Техником связи В. Ф. Зеновым и работником первого судоремонтно­ го завода В. И. Потаповым изме­ нена схема 3-го коротковолнового диапазона. Передатчики с изме­ ненной схемой, установленные на траулере «Ролик», обеспечивают надежную связь с диспетчерской службой в пределах Кольского залива. . . , . ДОуфта сцепления электромото­ ра с вентилятором морозильного туннеля. При пусках и остановках вентиляторов морозильных тунне­ лей во время закатки и выкатки ‘гележек'с рыбойь-Оввнду большой нагрузки происходит; износл А* в дальнейшем — и выход из строя муфты сцепления электромотора с вентилятором. Для замены сухарей требуется значительное время на снятие электромотора и последу­ ющую постановку его с обяза­ тельной центровкой с валом вен­ тилятора. Рефрижераторным машинистом большого морозильного траулера «Хабаровск» И. М. Кудрявцевым применена измененная муфта сцепления, в которой вместо суха­ рей установлено резиновое коль­ цо. Муфта легко изготавливается в судовых условиях. Замена питательных средств котлов КВС-30/1. На большом мо­ розильном траулере «Маяковский» питание котлов осуществляется с помощью паровых поршневых на­ сосов марки ПНП, которые тре­ буют частого ремонта, не обеспе­ чивают котлы водой при полной нх форсировке. Второй механик А. М; Кудряв­ цев и старший механик И. М. Кра­ маренко предложили заменить на­ сосы марки ПНП одноступенчаты­ ми горизонтальными центробежны­ ми нйсосайн «ЗК-6». Насосы Этой (марки, ‘установленные !:,й& БМРТ «Маяковский^» надежна удобны <в работе, просты по устройству* полного расчета. В целях повышения материаль­ ной заинтересованности плавсо­ става промысловых судов атлан­ тических сельдяных флотилий в увеличении добычи сельди, с 1964 года установлена сдельная оплата труда по единым нормам вылова сельди и единым расцен­ кам, исчисленным из должностных Новое в системе 1 ■ оплаты труда \ экипажей СРТ \ окладов, доплат за переработку и районных коэффициентов к зара­ ботной плате. Командному составу при вы­ полнении рейсового задания от 100 до 120 процентов сдельная расценка увеличивается до 20 процентов, от 121 до 130 про­ центов — до 25 процентов и при выполнении задания на 130 и бо­ лее процентов расценка повы­ шается до 30 процентов. Рядово­ му составу — соответственно до 30, 35 и 40 процентов. При сдаче сельди пониженной сортности расценки снижаются. Так, например, за сельдь второго сорта выплачивается только 70 процентов сдельной расценки, за сельдь нестандартную пищевую — 40 процентов и за сельдь непи­ щевую — 30 процентов. Исчисле­ ние производится из расценки, установленной за сельдь первого сорта при выполнении нормы вы­ лова экипажем до 100 процентов. За сдачу в свежем виде мер­ ланга, трески, сайды, палтуса, а также карася и окуня весом бо­ лее 500 граммов, оплата произво­ дится по полной сдельной расцен­ ке (как при выполнении плана до 100 процентов). За прилов сере­ бристого хека, аргентины, ставри­ ды, скумбрии, а также карася и окуня весом менее 500 граммов, сданных в свежем виде, оплата производится в размере 80 про­ центов сдельной расценки за сельдь. Если прилов сдается в со­ леном виде или для посола на плавбазе, то он оплачивается в размере 30 процентов сдельной расценки. В новых сдельных расценках учтены затраты труда на все про­ цессы, связанные с добычей ры­ бы, сдачей ее на плавбазы, полу­ чением снабжения, а также стоян­ ки в иностранных портах, перехо­ ды в пределах промыслового рай­ она, потери времени из-за штор­ мовой погоды и ожидания сдачи рыбы. Поэтому никаких доплат за эти работы не производится. Определение процента выполне­ ния норм, а, значит, и рейсового задания производится путем деле­ ния фактически сданной рыбы первого сорта в центнерах на за­ дание по вылову рыбы первого сорта, предусмотренное ,на рейс. Определение сортности сельди производится при сдаче ее на плавоазы или на береговые пред­ приятия. Новым положением установле­ ны для всех флотилий, работаю­ щих в Атлантике, единые нормы вылова сельди на сутки промысла. Сдельный заработок, причитаю­ щийся недостающим по штату членам экипажа, распределяется между моряками, выполнявшими работу отсутствующих. При вре­ менном отвлечении экипажа на буксирные и другие работы за­ траченное на это время оплачи­ вается из расчета среднего сра­ ботка за данный рейс. При вы­ полнении поисковых работ экипа­ жу промыслового судна оплата труда производится по положе­ нию, действующему для команд судов оперативной разведки. При удлинении времени нахож­ дения судна на промысле для на­ бора последнего груза (на срок до трех дней) рейсовое задание по добыче рыбы не увеличивается. В остальных случаях изменения сроков прерывания на промысле задание по добыче рыбы пересчи­ тывается. При сокращении срока пребывания на промысле против установленного планового пере­ счет рейсового задания произво­ дится только в случав досрочногв отзыва судна с промысла по ука­ занию управления флота. Экипажам, не выполнившим рейсовое задание, выплачи­ вается заработная плата за факти­ чески добытую сельдь по уста­ новленным расценкам, но не ме­ нее 75 процентов должностного оклада с доплатой по районному, коэффициенту и без доплат за переработку сверх нормального рабочего времени. Новая система оплаты труда в сельдяном флоте введена с 12 фев­ раля. Экипажи судов, уходящих на промысел после этого срока, будут оплачиваться по новой си­ стеме, а экипажам судов, вышед­ ших на промысел до 12 февраля, зарплата будет исчисляться ещё по старой системе. Я. ПАЙКАЧЕВ, начальник отдела труда и зарплаты «МурмансеЛЬдм». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 апреля 1964 г, 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz