Рыбный Мурман. 1964 г. Апрель.
\ Дело перспективное, важное Кошельковый лов на Мурмане имеет более чем тридцатилетнюю историю. В 1932— 1934 годах в Мотовском заливе, в губах За падная Лица, _ Титовское озерко было добыто более 40 тысяч цен тнеров сельди. За один замет ко шелькового невода с двухвесель ных дор вылов достигал до 1300 центнеров. Братья Михаил и Ефим Ларины, Яков и Федор Го лубевы, М. Я. Бесполов, М. Ф. Тульский, П. Е. Шум, В. П. Дуб ровин — пионеры, зачинатели этого вида промысла. О них жите ли побережья до сих пор хранят добрую память. После окончания Великой Оте чественной войны были получены моторные боты, малые рыболовные траулеры, и кошельковые невода стали применяться более широко. Первое время невод выбирали на поворотную площадку вручную. Затем приспособили для этой це ли кормовую стрелу и лебедку. Труд облегчился. Но весельные доры не были сданы в музей. С помощью их производили замет невода, выливку улова на палубу. При переходе к месту лова доры буксировались за мотоботом. Это вызывало много неудобств. Не редко в штормовую погоду их разбивало, буксировочный трос наматывался на винт... В 1962 году экипалш малых рыболовных траулеров Сайда- губского рыбозавода отказались ет дор. Вместо них стали приме няться десятикруговая пенопла стовая бочка, дрейфующий якорь и выстрел. Несколько позднее от казались от дор и экипажи судов типа «РС» и «СО-ЗОО». Сейчас, когда работа кошелько вым неводом без доры хорошо ос воена, настало время облавливать сельдь не только в губах и зали вах, но и в прибрежных районах моря, широко применяя силовой блок и другие совершенные меха низмы. Права тов. Шутова-Корж, кото рая в статье «Развивать промы сел мурманской сельди», опубли кованной в бассейновой газете 21 февраля, говорит, что следуит встречать подходящую и прово жать сельдь, отходящую из зали вов, облавливать все возможные скопления. Автор статьи права и в том, что необходимо совершен ствовать кошельковый лов. На мой взгляд, необходимо из менить процесс выборки стяжно го троса (шнура) — выбирать за один конец, а второй отпускать с грузом в воду. Нужно вшивать в кошельковые невода резиновые пожилины, которые предохранят сетное полотно от быстрого изно са, особенно при облове мойвы на небольших глубинах. За последние годы незаслужен но забыт способ перекрытия сель ди в губах. А ведь он значитель но увеличивает вылов, так как ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР сельдь не имеет возможности зыи- ти в открытое море. На качестве сельди это также не отражается. Кстати говоря, вместо громозд ких* запорных неводов молено с успехом применять кошельковые. Это доказали в 1 % 3 году моряки малого рыболовного траулера «Строгий» (капитан тов. Пулы- нин). Они закрыли сельдь в губе Старая Сайда на три месяца и су мели выловить ее более 5 тысяч центнеров. С таким же успехом можно бы ло' применить запоры во всех губах Кольского и Мотовского за ливов и облавливать там сельдь до самой зимы. Подготовка к закрытию сельди в губах должна начинаться уже сейчас. Надо знать их ширину и глубину, иметь невода нужных размеров. Для набора кошелько вого невода необходимо судно грузоподъемностью в 12— 15 тонн, пригодное для буксировки. На нем, кроме неводов, будут хра ниться тросы для перетяжной си стемы, пенопластовые бочки и т. п. Облавливать сельдь в запоре можно любыми орудиями лова, ко нечно, в зависимости от грунто вых и других условий. Целесооб разность запора состоит еще и в том, что он позволяет не торопить ся с обловом. Сельдь никуда не уйдет, и ее можно вылавливать столько, сколько можно будет пе реработать. Как показала практи ка, в запорах можно ловить каля- нусную сельдь. Через четыре— пять дней желудки ее бывают уже чистыми. Когда заходит разговор о за порных неводах, то находятся про тивники, которые заявляют — дело, дескать, это( громоздкое, гру доемкое. Но неЛь'зя &е забывать, что жизнь идет вперед. Лет этак десять назад невода изготавлива лись из хлопчатобумажной дели и требовали замены через 20— 25 суток. Сейчас же применяются более прочные синтетические ма териалы, и невод может стоять не сколько месяцев. Перечень преимуществ, кото рые дает закрытие сельди в гу бах, можно продолжать. Приемо- обрабатывающие суда могут нахо диться у самого места лова, а это означает, что свежевыловленпая сельдь будет сразу перерабаты ваться. Закрытую в губах сельдь можно не обязательно облавливать сразу же после запора. Если есть промысловые концентрации вне его, то начинать следует с них. Кстати говоря, так и поступали в прошлом году моряки МРТ «Стро гий». Они сумели добыть больше всех сельди — 12.520 центнеров. Активизируя кошельковый про мысел и применяя запоры, можно добывать ежегодно гораздо боль ше мурманской сельди, чем вы лавливалось до сих пор. А. Ж У РА ВЛ Е В , инженер по добыче Сайда-губского от ряда судов «Мурмансель- ди». Качество Применявшаяся со второй по ловины 1960 года система оплаты труда экипажей промысловых су дов атлантических сельдяных фло тилий имела много недостатков. И главный из них в том, что она не создавала материальной заин тересованности у промысловиков в максимальном увеличении добы чи рыбы. При большом перевы полнении рейсового задания зара ботная плата прогрессивно пе росла. Сдельная часть заработка, пря мо зависящая от добычи сельди, была небольшой, а доплаты по районному коэффициенту и за пе реработку сверх положенного ра бочего времени производились не зависимо от выполнения рейсово го задания. Гарантированная оп лата в размере 75 процентов должностного оклада (в случае не выполнения рейсового задания) вы плачивалась независимо от того, справился с ним экипаж на 60 — 70 процентов или всего на 15 — 20 процентов. Это обстоятельство приводило к перерасходу фондов заработной платы. Кроме того, действовавшая си стема оплаты труда была гро моздкой, сложной, непонятной для моряков. Практически размер за работка за рейс они могли узнать только но возвращении в порт после производства бухгалтерией В механической мастерской первого участка рыбного порта рабо тает Евгений Павлович Грязное. — Мастер на все руки, — зовут товарищи Евгения. Руки у него действительно золотые. Ударник коммунистического труда Е. П. Гряз нев владеет отлично множеством специальностей: медника и свар щика, жестянщика, автогенщика... На снимке: Е. П. Грязное готовится к сварочным работам для ре монта ковша экскаватора. Фото Б. Елисеенко* рядом с количеством Новое. Внедрите его у себя! Восстановление валов барабанов РМУ. На судах финской и швед ской постройки в рыбомучных установках концевые шейки валов барабанов изготовлены из чугуна и приварены к стальной трубе. В процессе эксплуатации образуется большая выработка шеек. Механик-наставник С. В. Попов предложил метод восстановления вглск с помощью стальной обы чайки. Изменение конструкции крепле- НА\\ патрубков коллектора змееви ков испарителя «Камерон». Зме евики испарителей «Камерон» (на с>дах польской постройки) перио дически снимаются для очистки, и но этой причине нередко раньше Бремени выходит из строя резьба (в месте крепления коллектора змеевика к корпусу испарителя). Групповым механиком Д. И. Пе туховым и старшим механиком траулера «Мацеста» Б. Н. Комаро вым предложена и внедрена новая конструкция крепления; в резуль тате применения которой достига ется возможность быстрого.снятия коллектора со змеевиками.{Конст рукция проста, надежна и удобна при работе по снятию и последу ющей постановке змеевиков. Изменение воз&ухонаправляю- щего устройства 1 CHtfetobT «Ру дольф Эйц». При существующей системе топочного устройства «Рудольф Эйц» невозможно уста новить горение факела по центру оси жаровой трубы.: С. целью обеспечения устойчиво го горения факела старшим инже нером группы теплотехники Г\ Т. Литовым предложено установить дополнительное цилиндрическое кольцо. Изменение схемы задающего ге нератора передатчика «ПАРКС- 008». Передатчик «ПАРКС-008» не имеет в своем диапазоне частоты 1660 кгц. необходимой для перего воров с диспетчерской службой флота. Техником связи В. Ф. Зеновым и работником первого судоремонтно го завода В. И. Потаповым изме нена схема 3-го коротковолнового диапазона. Передатчики с изме ненной схемой, установленные на траулере «Ролик», обеспечивают надежную связь с диспетчерской службой в пределах Кольского залива. . . , . ДОуфта сцепления электромото ра с вентилятором морозильного туннеля. При пусках и остановках вентиляторов морозильных тунне лей во время закатки и выкатки ‘гележек'с рыбойь-Оввнду большой нагрузки происходит; износл А* в дальнейшем — и выход из строя муфты сцепления электромотора с вентилятором. Для замены сухарей требуется значительное время на снятие электромотора и последу ющую постановку его с обяза тельной центровкой с валом вен тилятора. Рефрижераторным машинистом большого морозильного траулера «Хабаровск» И. М. Кудрявцевым применена измененная муфта сцепления, в которой вместо суха рей установлено резиновое коль цо. Муфта легко изготавливается в судовых условиях. Замена питательных средств котлов КВС-30/1. На большом мо розильном траулере «Маяковский» питание котлов осуществляется с помощью паровых поршневых на сосов марки ПНП, которые тре буют частого ремонта, не обеспе чивают котлы водой при полной нх форсировке. Второй механик А. М; Кудряв цев и старший механик И. М. Кра маренко предложили заменить на сосы марки ПНП одноступенчаты ми горизонтальными центробежны ми нйсосайн «ЗК-6». Насосы Этой (марки, ‘установленные !:,й& БМРТ «Маяковский^» надежна удобны <в работе, просты по устройству* полного расчета. В целях повышения материаль ной заинтересованности плавсо става промысловых судов атлан тических сельдяных флотилий в увеличении добычи сельди, с 1964 года установлена сдельная оплата труда по единым нормам вылова сельди и единым расцен кам, исчисленным из должностных Новое в системе 1 ■ оплаты труда \ экипажей СРТ \ окладов, доплат за переработку и районных коэффициентов к зара ботной плате. Командному составу при вы полнении рейсового задания от 100 до 120 процентов сдельная расценка увеличивается до 20 процентов, от 121 до 130 про центов — до 25 процентов и при выполнении задания на 130 и бо лее процентов расценка повы шается до 30 процентов. Рядово му составу — соответственно до 30, 35 и 40 процентов. При сдаче сельди пониженной сортности расценки снижаются. Так, например, за сельдь второго сорта выплачивается только 70 процентов сдельной расценки, за сельдь нестандартную пищевую — 40 процентов и за сельдь непи щевую — 30 процентов. Исчисле ние производится из расценки, установленной за сельдь первого сорта при выполнении нормы вы лова экипажем до 100 процентов. За сдачу в свежем виде мер ланга, трески, сайды, палтуса, а также карася и окуня весом бо лее 500 граммов, оплата произво дится по полной сдельной расцен ке (как при выполнении плана до 100 процентов). За прилов сере бристого хека, аргентины, ставри ды, скумбрии, а также карася и окуня весом менее 500 граммов, сданных в свежем виде, оплата производится в размере 80 про центов сдельной расценки за сельдь. Если прилов сдается в со леном виде или для посола на плавбазе, то он оплачивается в размере 30 процентов сдельной расценки. В новых сдельных расценках учтены затраты труда на все про цессы, связанные с добычей ры бы, сдачей ее на плавбазы, полу чением снабжения, а также стоян ки в иностранных портах, перехо ды в пределах промыслового рай она, потери времени из-за штор мовой погоды и ожидания сдачи рыбы. Поэтому никаких доплат за эти работы не производится. Определение процента выполне ния норм, а, значит, и рейсового задания производится путем деле ния фактически сданной рыбы первого сорта в центнерах на за дание по вылову рыбы первого сорта, предусмотренное ,на рейс. Определение сортности сельди производится при сдаче ее на плавоазы или на береговые пред приятия. Новым положением установле ны для всех флотилий, работаю щих в Атлантике, единые нормы вылова сельди на сутки промысла. Сдельный заработок, причитаю щийся недостающим по штату членам экипажа, распределяется между моряками, выполнявшими работу отсутствующих. При вре менном отвлечении экипажа на буксирные и другие работы за траченное на это время оплачи вается из расчета среднего сра ботка за данный рейс. При вы полнении поисковых работ экипа жу промыслового судна оплата труда производится по положе нию, действующему для команд судов оперативной разведки. При удлинении времени нахож дения судна на промысле для на бора последнего груза (на срок до трех дней) рейсовое задание по добыче рыбы не увеличивается. В остальных случаях изменения сроков прерывания на промысле задание по добыче рыбы пересчи тывается. При сокращении срока пребывания на промысле против установленного планового пере счет рейсового задания произво дится только в случав досрочногв отзыва судна с промысла по ука занию управления флота. Экипажам, не выполнившим рейсовое задание, выплачи вается заработная плата за факти чески добытую сельдь по уста новленным расценкам, но не ме нее 75 процентов должностного оклада с доплатой по районному, коэффициенту и без доплат за переработку сверх нормального рабочего времени. Новая система оплаты труда в сельдяном флоте введена с 12 фев раля. Экипажи судов, уходящих на промысел после этого срока, будут оплачиваться по новой си стеме, а экипажам судов, вышед ших на промысел до 12 февраля, зарплата будет исчисляться ещё по старой системе. Я. ПАЙКАЧЕВ, начальник отдела труда и зарплаты «МурмансеЛЬдм». «РЫБНЫЙ МУРМАН» 5 апреля 1964 г, 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz