Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.

подчинять с е р д ц е к о р а б л я IX 3 РЕЙСА В РЕЙС, из года в год моряки траулера «Мета» ра- никогда не увиливает от рабо- “ ботают хорошо. Взять, к примеру, прошлый год. Уже к празд- ТЬ1 да^ е если есть на ^ «за. нику Великого Октября экипаж выполнил годовой план. Прошло конное» основание. Каждый еще немногим больше месяца, он справился и с социалистическим пяг^ жлярт пшшапнл гак- обязательством. Всего был» .ыломено 13200 центнеров рыбы. ^ и е р и ' » « • Успешно начали промысел моряки «Мсты> и в этом году. *С1Ь не моя вахта* пусть Январский план выполнен задолго до срока. *foe заведование, но раз тре- Достижения экипажа неоспоримы. И все на судне понимают, что оуется помощь, надо помочь, без хорошей работы машинной команды невозможно было бы до- Ведь все мы делаем одно об­ биться таких результатов. И капитан тов. Вшивков, и его помощ- щее дело!» ники с большой теплотой отзываются об этом дружном коллективе д уже упоминал о том, что людей, в совершенстве овладевших искусством подчинять сердце ыы уСПели сделать перед про- корабля нуждам и условиям нелегкого промысла. пимм притом чя кпппткую ртп - Об это» искусстве и рассказывает старший механик траулера «Мета» тов. Занозин в публикуемой ниже статье. У *юва гуое. югда, Беду можно предотвратить Если в море на корабле вы­ шел из строя какой-нибудь механизм, это беда для всего экипажа. Иначе и не назо­ вешь. Разве только аварийным случаем, когда переходят на официальный язык. К сожалению, такие случаи у нас на флоте еще не изжиты. Страдают при этом виновные и невиновные. А ведь беду можно предот­ вратить. Нужны только жела­ ние, старание и умение, конеч­ но. Всем этим члены нашей машинной команды располага­ ют в достатке. У нас нет боль­ шой текучести кадров, поэто­ му, если и приходит новый ра­ ботник, он быстро перенимает хорошие традиции, давно и срочно установившиеся в на­ шем коллективе. Когда я пришел на «Мету» впервые (а это произошло два рейса тому назад), то сразу за­ метил, что здесь работают лю­ ди, любящие свое дело. Глав­ ный двигатель и все вспомо­ гательные механизмы были в полном порядке. Чистота в ма­ шинном отделении такая, что посмотреть приятно. Хорошее наследство доста­ лось мне от старшего механи­ ка Николая Григорьевича Де­ ментьева. Я понимал, что ра­ ботать в таком коллективе — особенно ответственное дело. Надо было не ударить в грязь лицом и вручить Николаю Григорьевичу все обширное «хозяйство» в хорошем состоя­ нии. Ведь после отпуска он снова будет старшим в ма­ шинном отделении этого кораб­ ля. Прежде всего я посовето­ вался со вторым механиком о том, как лучше использовать время стоянок в порту, на пе­ реходе и на промысле, чтобы систематически проводить осмотры механизмов н вскры­ тая отдельных узлов. Как и прежде здесь было заведено, мы стали использовать любую свободную минуту для такой профилактической работы. Когда не успеваем сделать все в порту, то стараемся на­ верстать в Тюва-губе. Напри­ мер, в прошлый раз, пока бра­ ли в Тюва-губе «лед и воду, мы улпрди и м ф и и . жиа м аи лцщ ц т подшипника, выбрать слабину в кулисном движении. Это по главному двигателю. Кроме то­ го, большая работа была про­ ведена и со вспомогательными механизмами. К примеру, в траловой лебедке третий меха­ ник вскрыл два крайних рамо- вых подшипника. И подобных примеров в на­ шей повседневной практике очень много. На промысле уход за механизмами остается таким же тщательным. Большое зна­ чение при эхом имеет тесный контакт с мостиком. Конечно, мы прилагаем все силы к тому, чтобы не прерывать промыед^. но уж если начинается чинка орудий лова, то требуем у штурманов, чтобы нам давали время на профилактику. Используем его максималь­ но. Даже, если второй механик не на вахте, он все равно спу­ скается в машину и работает. Как и у всех, у нас тоже есть специальный план осмот­ ров и вскрытий. Но не всегда мы дожидаемся срока, не до­ водим, так сказать, механиз­ мы до ручки. А то ведь бывает, что меха­ ники, успокаивая себя тем, что до срока еще яалеко, не очень- то беспокоятся, не утруждают себя. И лишь, когда механизм начнет греться и стучать по­ дозрительно, тогда обращают на него внимание. Прилежный специалист, конечно, это пре­ дусмотрит. Еще один пример из прош­ лого рейса. Досрочно был вскрыт цилиндр центробежно­ го насоса. Хотя состояние колец было И Х CMI умов движения. 9го дает большую гаранте», что нет m задиров, ниаагревев. образом, неуставная о состоянии машины и Лнзмов сторицей окупает­ ся на промысле. У нас не бы­ вает простоев, а следователь­ но, н потерянных уловов ры­ бы. • ^ - Р у к — д в е , н о о н и — у м е л ы е Много работы в рейсе у чле­ нов машинной команды. Ведь только в ноябре и декабре про­ шлого года мы затратили око­ ло 570 часов на ремонт свои­ ми силами. Приходилось помо­ гать и палубной команде, ког­ да те не успевают еами обра« ботать улов в требуемый срои. И если мы все же смогли со всем справиться, то причи­ на тут нехитрая. У нас никто- пример, помимо вахты, труди­ лись слесарь Г. Поддубный, машинист рыбомучной уста­ новки А. Барышев, котельный машинист А. Окованцев. И они не просто подсобни­ ки, а специалисты в любом де­ ле. Дело в том, что все у нас владеют смежными специаль­ ностями — двумя, а то и тре­ мя. К примеру, А. Барышев мо­ жет работать не только по своей «родной» специальности, но и котельным машинистом, и машинистом II класса. Сле­ сарь Г. Поддубный может при случае заменить машиниста I класса. Имеют смежные специальности также А. Око­ ванцев, А. Горбачев и дру­ гие. При необходимости мы мо­ жем привлекать их к самым разнообразным работам. Это очень важно, так как меха­ низмов на судне много. Разносторонними специали­ стами члены машинной коман­ ды стали на своем родном ко­ рабле. Большую роль сыграла в этом техническая учеба. Про­ водится она регулярно, по плану, составляемому на каж­ дый рейс. Занятия, кроме ме­ ня, проводят второй и третий механики. Например, второй механцк Ю. Федотов провел в прошлом рейсе интересное за­ нятие на тему «Эксплуатация главного двигателя на судах польской постройки». Бывает, что и уходят с на­ шего корабля. Но это не огор­ чает нас. Ведь люди професси­ онально растут. Например, не­ давно лучшие работники, удар­ ник коммунистического труда, старшина котельных машини­ стов Ю. Попов и старший ма­ шинист А. Акишин поступили в ШУКС. Пройдет немного вре­ мени — и они станут третьи­ ми механиками. В е р н а я о п о р а Легче работать, когда рядом хорошие помощники. Это зна­ ет каждый старшии механик. О своих механиках могу ска­ зать одно: лучших и не желаю. Вот второй механик Ю. Фе­ дотов. Этот не подведет. Рабо­ тает здесь давно, свое дело знает отлично. Он, как и все наши механики, окончил сред­ нее мореходное училище. Много хорошего можно рас­ сказать и о третьем меха­ нике В. Незго- ворове. Рабо­ тать здесь он начал еще без диплома. Учи­ лище окончил, а плавательного стажа не хватало. Вахту я стоял вме­ сте с ним. Работы у треть­ его Много, а опыта Незговоров еще не имел.' Приходилось на месте по ходу дела раскрывать «тайны» нашей профессии. Па­ рень способный, но главное в другом — огромная у него есть жажда к работе. Без траловой лебедки палуб­ ная команда как без рук. Бла­ годаря заботе третьего механи­ ка при ее эксплуатации никог­ да не бывает заторов. Если же. нужно сменить стопор или выбрать слабину в движении головного и мотылевого под­ шипников, на помощь молодо­ му специалисту приходят вто­ рой механик и слесарь. С$мая б е с п о к о й н а я . •• Если машину морякн обыч­ но называют сердцем корабля, то главный котел — самая беспокойная его чветь. На фло­ те еще. нередки просадки то­ пок. Пдосходит ото зачастую от попадания в котел лишнего масла. Аварж&ный случай! Чтобы таких казусов не бы­ ло, требуется тщательное на­ блюдение за фвяьтрама пита­ тельной веды, Своевременно меняем кокс в теплом ящике, для лучшей фильтрации воды в этом ящике кладем туда ма- вилу. (Манильский трос рас­ пускаем, получается что-то вроде ваты, которая хорошо за­ держивает примеси.) Кроме то­ го, куски использованных тра­ ков забираем в машину, про­ сушиваем и тоже кладем в теплый ящик. Систематически ведется кон­ троль воды в котле. Пробу бе­ рем два раза в сутки. При этом определяем натронное число и содержание в воде хлоридов. Благодаря этому всегда знаем состояние воды в котле, соот­ ветственно добавляем антина- кипии и забортную воду.. Невозможно? Спросите у Барышева! 4 Всем известно, как загруже­ ны судоремонтные предприя­ тия. Чтобы в порту не было простоев, мы стараемся все, что возможно, ремонтировать своими руками. Случается, ко­ нечно, . делать и невозможное на первый взгляд... Однажды машинист рыбо­ мучной установки А. Барышев заметил, что вытяжной венти­ лятор РМУ начал плохо тянуть влагу из барабанов. Выяснил причину — сломалась крылат­ ка вентилятора. Ремонт чисто заводской, но Барышев преду­ предил матросов, чтобы рыб­ ные отходы не выбрасывались за борт. У него родилась мысль самому сделать крылатку — н тогда установка снова будет действовать нормально. Сказано — сделано. Прав­ да, .сутки пришлось ему не по­ спать, потому что работа кро­ потливая. Очень помог ему слесарь. Потом наладка отняла мно­ го времени. Но зато все было сделано хорошо. А ведь по этой причине бывают и в порту за­ держки, потому что завод не всегда сразу сделает эту де­ таль доброкачественно. Старательный, инициатив­ ный работник А. Барышев. Не­ даром ему присвоено звание ударника коммунистического труда. В прошлом году, на­ пример, ему удалось выпол­ нить два годовых плана по изготовлению рыбной муки. М ы г н е б у х г а л т е р ы , н о с ч и т а т ь к о п е й к у о б я з а н ы Экономить можно всюду. За последний, например, рейс только на топливе ■ смазочных материалах мы сэкономили 380 рублей. Многое зависит от котель- ньк машинистов, от того, как они наблюдают за горением. Другой машнивст> поленятся во время вахты менять распыли­ тельные шайбы. Подумаешь, мелочь какая! У нас же эти шайбы ставятся соответствен­ но роду работы. Например, ес­ ли идем с тралом, то шайбы ставим меньшего диаметра, чем тогда, когда идем полным хо­ дом. ; На каждой вахте собирается отработанное масло, оно сепа­ рируется и снова использует­ ся для смазки вспомогатель­ ных механизмов. Причем," по каждой вахте ведется строгий учет. Потом этот показатель учитывается при присуждении первенства вахте в соревнова­ нии. ♦ * Ф Машинная команда траулера «Мета» борется за звание коллектива коммунистического труда. Цель отличная! И что­ бы ее достигнуть, мы не по­ жалеем ни сил, ни времени. Пусть не скоро это будет, но .свой вклад в выполнение Про­ граммы строительства комму­ низма наши труженики уже вносят. П. ЗАНОЗИН, старший механик. Чехословацкая Соцяалнста- рабоАми» научно-исследова­ тельского института строи­ тельной техники в Праге изу­ чает возможности использова­ ния пластмасс для нужд сель­ ского хозяйства. На снимке: сборка экспери­ ментальной теплицы из пласт­ массы. Теплица подобного ро­ да легко переносится с места на место. Она согревается си­ стемой труб, наполненных го­ рячей водой. ' Фото И. Шароха. ЧТА. ki i a a a . i i i a a a a a i a i i i a i i i i i a a i i a i E a K i a a l «РЫБНЫЙ МУРМАЙ» 80 января 1962 г. 3 стр. «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz