Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
подчинять с е р д ц е к о р а б л я IX 3 РЕЙСА В РЕЙС, из года в год моряки траулера «Мета» ра- никогда не увиливает от рабо- “ ботают хорошо. Взять, к примеру, прошлый год. Уже к празд- ТЬ1 да^ е если есть на ^ «за. нику Великого Октября экипаж выполнил годовой план. Прошло конное» основание. Каждый еще немногим больше месяца, он справился и с социалистическим пяг^ жлярт пшшапнл гак- обязательством. Всего был» .ыломено 13200 центнеров рыбы. ^ и е р и ' » « • Успешно начали промысел моряки «Мсты> и в этом году. *С1Ь не моя вахта* пусть Январский план выполнен задолго до срока. *foe заведование, но раз тре- Достижения экипажа неоспоримы. И все на судне понимают, что оуется помощь, надо помочь, без хорошей работы машинной команды невозможно было бы до- Ведь все мы делаем одно об биться таких результатов. И капитан тов. Вшивков, и его помощ- щее дело!» ники с большой теплотой отзываются об этом дружном коллективе д уже упоминал о том, что людей, в совершенстве овладевших искусством подчинять сердце ыы уСПели сделать перед про- корабля нуждам и условиям нелегкого промысла. пимм притом чя кпппткую ртп - Об это» искусстве и рассказывает старший механик траулера «Мета» тов. Занозин в публикуемой ниже статье. У *юва гуое. югда, Беду можно предотвратить Если в море на корабле вы шел из строя какой-нибудь механизм, это беда для всего экипажа. Иначе и не назо вешь. Разве только аварийным случаем, когда переходят на официальный язык. К сожалению, такие случаи у нас на флоте еще не изжиты. Страдают при этом виновные и невиновные. А ведь беду можно предот вратить. Нужны только жела ние, старание и умение, конеч но. Всем этим члены нашей машинной команды располага ют в достатке. У нас нет боль шой текучести кадров, поэто му, если и приходит новый ра ботник, он быстро перенимает хорошие традиции, давно и срочно установившиеся в на шем коллективе. Когда я пришел на «Мету» впервые (а это произошло два рейса тому назад), то сразу за метил, что здесь работают лю ди, любящие свое дело. Глав ный двигатель и все вспомо гательные механизмы были в полном порядке. Чистота в ма шинном отделении такая, что посмотреть приятно. Хорошее наследство доста лось мне от старшего механи ка Николая Григорьевича Де ментьева. Я понимал, что ра ботать в таком коллективе — особенно ответственное дело. Надо было не ударить в грязь лицом и вручить Николаю Григорьевичу все обширное «хозяйство» в хорошем состоя нии. Ведь после отпуска он снова будет старшим в ма шинном отделении этого кораб ля. Прежде всего я посовето вался со вторым механиком о том, как лучше использовать время стоянок в порту, на пе реходе и на промысле, чтобы систематически проводить осмотры механизмов н вскры тая отдельных узлов. Как и прежде здесь было заведено, мы стали использовать любую свободную минуту для такой профилактической работы. Когда не успеваем сделать все в порту, то стараемся на верстать в Тюва-губе. Напри мер, в прошлый раз, пока бра ли в Тюва-губе «лед и воду, мы улпрди и м ф и и . жиа м аи лцщ ц т подшипника, выбрать слабину в кулисном движении. Это по главному двигателю. Кроме то го, большая работа была про ведена и со вспомогательными механизмами. К примеру, в траловой лебедке третий меха ник вскрыл два крайних рамо- вых подшипника. И подобных примеров в на шей повседневной практике очень много. На промысле уход за механизмами остается таким же тщательным. Большое зна чение при эхом имеет тесный контакт с мостиком. Конечно, мы прилагаем все силы к тому, чтобы не прерывать промыед^. но уж если начинается чинка орудий лова, то требуем у штурманов, чтобы нам давали время на профилактику. Используем его максималь но. Даже, если второй механик не на вахте, он все равно спу скается в машину и работает. Как и у всех, у нас тоже есть специальный план осмот ров и вскрытий. Но не всегда мы дожидаемся срока, не до водим, так сказать, механиз мы до ручки. А то ведь бывает, что меха ники, успокаивая себя тем, что до срока еще яалеко, не очень- то беспокоятся, не утруждают себя. И лишь, когда механизм начнет греться и стучать по дозрительно, тогда обращают на него внимание. Прилежный специалист, конечно, это пре дусмотрит. Еще один пример из прош лого рейса. Досрочно был вскрыт цилиндр центробежно го насоса. Хотя состояние колец было И Х CMI умов движения. 9го дает большую гаранте», что нет m задиров, ниаагревев. образом, неуставная о состоянии машины и Лнзмов сторицей окупает ся на промысле. У нас не бы вает простоев, а следователь но, н потерянных уловов ры бы. • ^ - Р у к — д в е , н о о н и — у м е л ы е Много работы в рейсе у чле нов машинной команды. Ведь только в ноябре и декабре про шлого года мы затратили око ло 570 часов на ремонт свои ми силами. Приходилось помо гать и палубной команде, ког да те не успевают еами обра« ботать улов в требуемый срои. И если мы все же смогли со всем справиться, то причи на тут нехитрая. У нас никто- пример, помимо вахты, труди лись слесарь Г. Поддубный, машинист рыбомучной уста новки А. Барышев, котельный машинист А. Окованцев. И они не просто подсобни ки, а специалисты в любом де ле. Дело в том, что все у нас владеют смежными специаль ностями — двумя, а то и тре мя. К примеру, А. Барышев мо жет работать не только по своей «родной» специальности, но и котельным машинистом, и машинистом II класса. Сле сарь Г. Поддубный может при случае заменить машиниста I класса. Имеют смежные специальности также А. Око ванцев, А. Горбачев и дру гие. При необходимости мы мо жем привлекать их к самым разнообразным работам. Это очень важно, так как меха низмов на судне много. Разносторонними специали стами члены машинной коман ды стали на своем родном ко рабле. Большую роль сыграла в этом техническая учеба. Про водится она регулярно, по плану, составляемому на каж дый рейс. Занятия, кроме ме ня, проводят второй и третий механики. Например, второй механцк Ю. Федотов провел в прошлом рейсе интересное за нятие на тему «Эксплуатация главного двигателя на судах польской постройки». Бывает, что и уходят с на шего корабля. Но это не огор чает нас. Ведь люди професси онально растут. Например, не давно лучшие работники, удар ник коммунистического труда, старшина котельных машини стов Ю. Попов и старший ма шинист А. Акишин поступили в ШУКС. Пройдет немного вре мени — и они станут третьи ми механиками. В е р н а я о п о р а Легче работать, когда рядом хорошие помощники. Это зна ет каждый старшии механик. О своих механиках могу ска зать одно: лучших и не желаю. Вот второй механик Ю. Фе дотов. Этот не подведет. Рабо тает здесь давно, свое дело знает отлично. Он, как и все наши механики, окончил сред нее мореходное училище. Много хорошего можно рас сказать и о третьем меха нике В. Незго- ворове. Рабо тать здесь он начал еще без диплома. Учи лище окончил, а плавательного стажа не хватало. Вахту я стоял вме сте с ним. Работы у треть его Много, а опыта Незговоров еще не имел.' Приходилось на месте по ходу дела раскрывать «тайны» нашей профессии. Па рень способный, но главное в другом — огромная у него есть жажда к работе. Без траловой лебедки палуб ная команда как без рук. Бла годаря заботе третьего механи ка при ее эксплуатации никог да не бывает заторов. Если же. нужно сменить стопор или выбрать слабину в движении головного и мотылевого под шипников, на помощь молодо му специалисту приходят вто рой механик и слесарь. С$мая б е с п о к о й н а я . •• Если машину морякн обыч но называют сердцем корабля, то главный котел — самая беспокойная его чветь. На фло те еще. нередки просадки то пок. Пдосходит ото зачастую от попадания в котел лишнего масла. Аварж&ный случай! Чтобы таких казусов не бы ло, требуется тщательное на блюдение за фвяьтрама пита тельной веды, Своевременно меняем кокс в теплом ящике, для лучшей фильтрации воды в этом ящике кладем туда ма- вилу. (Манильский трос рас пускаем, получается что-то вроде ваты, которая хорошо за держивает примеси.) Кроме то го, куски использованных тра ков забираем в машину, про сушиваем и тоже кладем в теплый ящик. Систематически ведется кон троль воды в котле. Пробу бе рем два раза в сутки. При этом определяем натронное число и содержание в воде хлоридов. Благодаря этому всегда знаем состояние воды в котле, соот ветственно добавляем антина- кипии и забортную воду.. Невозможно? Спросите у Барышева! 4 Всем известно, как загруже ны судоремонтные предприя тия. Чтобы в порту не было простоев, мы стараемся все, что возможно, ремонтировать своими руками. Случается, ко нечно, . делать и невозможное на первый взгляд... Однажды машинист рыбо мучной установки А. Барышев заметил, что вытяжной венти лятор РМУ начал плохо тянуть влагу из барабанов. Выяснил причину — сломалась крылат ка вентилятора. Ремонт чисто заводской, но Барышев преду предил матросов, чтобы рыб ные отходы не выбрасывались за борт. У него родилась мысль самому сделать крылатку — н тогда установка снова будет действовать нормально. Сказано — сделано. Прав да, .сутки пришлось ему не по спать, потому что работа кро потливая. Очень помог ему слесарь. Потом наладка отняла мно го времени. Но зато все было сделано хорошо. А ведь по этой причине бывают и в порту за держки, потому что завод не всегда сразу сделает эту де таль доброкачественно. Старательный, инициатив ный работник А. Барышев. Не даром ему присвоено звание ударника коммунистического труда. В прошлом году, на пример, ему удалось выпол нить два годовых плана по изготовлению рыбной муки. М ы г н е б у х г а л т е р ы , н о с ч и т а т ь к о п е й к у о б я з а н ы Экономить можно всюду. За последний, например, рейс только на топливе ■ смазочных материалах мы сэкономили 380 рублей. Многое зависит от котель- ньк машинистов, от того, как они наблюдают за горением. Другой машнивст> поленятся во время вахты менять распыли тельные шайбы. Подумаешь, мелочь какая! У нас же эти шайбы ставятся соответствен но роду работы. Например, ес ли идем с тралом, то шайбы ставим меньшего диаметра, чем тогда, когда идем полным хо дом. ; На каждой вахте собирается отработанное масло, оно сепа рируется и снова использует ся для смазки вспомогатель ных механизмов. Причем," по каждой вахте ведется строгий учет. Потом этот показатель учитывается при присуждении первенства вахте в соревнова нии. ♦ * Ф Машинная команда траулера «Мета» борется за звание коллектива коммунистического труда. Цель отличная! И что бы ее достигнуть, мы не по жалеем ни сил, ни времени. Пусть не скоро это будет, но .свой вклад в выполнение Про граммы строительства комму низма наши труженики уже вносят. П. ЗАНОЗИН, старший механик. Чехословацкая Соцяалнста- рабоАми» научно-исследова тельского института строи тельной техники в Праге изу чает возможности использова ния пластмасс для нужд сель ского хозяйства. На снимке: сборка экспери ментальной теплицы из пласт массы. Теплица подобного ро да легко переносится с места на место. Она согревается си стемой труб, наполненных го рячей водой. ' Фото И. Шароха. ЧТА. ki i a a a . i i i a a a a a i a i i i a i i i i i a a i i a i E a K i a a l «РЫБНЫЙ МУРМАЙ» 80 января 1962 г. 3 стр. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz