Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
П е р в ы й р е й с — п е р в а Черная полоса между суднам и причалом становилась все шире и шире. Моряки смотрели, как уда ляется берег, и молчали. Грустновато, конечно, в празд ничный вечер уходить в море, где штормы, стужа, тьма полярной ночи, из города, который сияет бессчетным количеством новогод них огней. Но надо. Начинался но вый трудовой год: четвертый в се милетке, второй в великом двадца тилетии. На переходе узнали от капита на, Александра Васильевича Чу- 1 >ова, что точное задание на рейс траулеру «Чирчик» не определе но. — Да и другим судам, наверно, тоже, — пояснил капитан. — Буде-Mi ориентироваться на старое задание? — спросил кто- то из моряков. — На CTaipoe не приходится. План флоту увеличен, соответст венно, и задание на корабли будут пересчитаны. Поэтому, если преж де за рейс мы должны были до быть 49 тонн, то теперь надо сот ню—полторы центнеров сверх этого прибросить. Вот на это и бу дем ориентироваться. Траулер шел на Медвежинокую банку. В последние дня старого года там началось оживление про мысла. С судов оттуда сообщали о хороших подъемах. Еще на пути в район промысла Чуров связался с капитанами тра улеров «Чита» и «Аксай». Дого ворились о соревновании группой. Капитан «Читы», уже освоивший ся с районом (он пришел сюда раньше всех), предупредил: — Рыба идет хорошо, но много времени отнимают льды. В справедливости предупрежде ния на «Чирчике» убедились бьи стро. Восточные ветфы несли льды, и почти после каждого подъ ема приходилось уходить на чи стую воду, чтобы не оказаться в ледовом плену. Но зато и уловы радовали. Подъемы в тонну рыбы были ред костью. Чаще они составляли от двух до пяти тонн. И вот тут вы пал случай отличиться многим членам экипажа. Матросы тт. Фи- ялов, Потапов, Мясный на обра ботке рыбы трудились каждый за двоих. Хорошо были организованы ра боты в трюме. Даже гори пятитон ных подъемах не было случая, чтобы засольщики тт. Быков и Локтев попросили прислать людей на помощь. Управлялись сами. Два—три раза в день капитан Чуров совещался с капитанами соревнующихся судов, интересо вался, как у них идет дело. Рабо та спорилась и у тех. Но на «Ак-* сае» что-то не заладилось в ма шине, и ему пришлось досрочно сняться е промысла. В конце рейса «Чирчик» и «Чи та» подвели итоги соревнования. « Сколько у вас? — запроси ли с «Читы». —« На глазок если прикинуть, то думаем, тонн 100 набрали, ответил Чуф«в. —’ У нас тонн на двадцать больше. Но ведь мы и на промыс ле находились больше вашего. Оба судна направились в порт. Первый рейс в новом году. Первая удача. Новый автомат а . тю п и н . Товарищи портовики и судоремонтники! Боритесь эа лучшие показатели в труде! ..Буден посмотрел. 6 января диспетчер рыбного пор та тов. Шульта принял заявку от рыбокомбината на разгрузку одно го вагона дров в тупике коптиль ного зав-ода. В 21 час этого же дня вагом был поставлен под раз грузку. Оставалось выделить ра бочих. Но в порту это не так-то про сто делается. Диспетчер первого участка тов. Голубев заявил в ка тегорической форме: — Рабочих не дам, выгружать вагон не буду. — ? — У меня есть указание главно го диспетчера Карпенко в тупике дрова не разгружать. Позвонили на квартиру тов. Кар пенко. Тот ответил своей извест ной всем портовикам любимой фразой: «Будем посмотреть». 7 января было воскресенье. 8 и 9 января Карпенко все «смотрел», н лишь 10 января, после того, как дело дошло до Управления рыб ной промышленности, злополуч ный вагон был разгружен. Он простоял в тупике 72 часа. Рыбокомбинат за простой-ваго на уплатил железной дороге 105 рублей 30 копеек. Конечно, ущерб понесло государ ство. А вот если бы Карпенко и Голубев за простой заплатили из своего кармана, наверное, и «смотрели» бы куда лучше! Б. АНУФРИЕВСКИИ, стар ший диспетчер рыбокомби ната. „Ж е м ч у г “! Вк люч и т е р а д и о !4 Вы идете с моря в порт. Н а строение бодрое, приподнятое. Вот траулер заходит в Кольский залив. — Повезло! — говорит капитан, — и тумана нет! Считай, что уже в порту. — Ну-ка, Иван Петрович, — об ращается он к штурману, — схо дите к радисту — пусть запросит диспетчера: какой нам дают при чал? Приходит штурман, доклады вает: «Дают седьмой причал, но сказали, чтобы при подходе к Ми- шукову еще раз запросить у дис петчера». Вы подходите к мысу Мишуко- ву, запрашиваете диспетчера, и он говорит: ф — Подходите к седьмому при чалу. — Хорошо, — говорит капитан, — опять повезло: и причал близко, и швартоваться удобно. Но вот и рыбный порт. Напрас но вы вглядываетесь в сторону седьмого прий! ала. Он занят. — Глянь -ф в бянокль, Петро вич, может, ***** "буксир уже сто ит? — тешит себя надеждой капи тан. Штурман смотрит, но буксира не видно. — Катера там стоят, шъук шесть. Пока они отойдут* да пока буксир подойдет — э-э-э...! — штурман даже не находит слов, чтобы закончить свою речь. • — Дай-ка гудочек подлинней! Тишину нарушает гудок. В ответ с берега из репродуктора разда ется хрип: «РТ такой-то, после от- жатия судов от причала семь ста нете туда правым бортом под вы грузку!» И сразу же в другой ад рес: «Буксир «Жемчуг», буксир «Жемчуг»! Включите радио!» Так повторяется несколько раз. Вы ждете полчаса, час. Репро дуктор еще много раз • кричит: «включите!», затем говорит в от крытую так, что слышно всем: «Жемчуг», ускорьте отжатие су дов у причала семь! Катера, отойдите от причала!». Эго диспетчера «убила» со весть. Наконец появляется буксир «Жемчуг» и выясняется,* что он стоял буквально под окнами дис петчерской и его команда «дрема ла». , ^ И это не единичный случай, и касается это не только буксира «Жемчуг», а многих буксиров пор- тофлота. Объясняется же это не какой-то занятостью буксиров и перегруженностью рыбного порта, а просто халатностью как «диспет черской службы портофлота, так и • вахтенной службы буксиров. Если траулер вышел в рейс на час позже графика, то ищут при чину задержки, и виновных в этом наказывают. А вот когда суд но простоит час или два (были и такие случаи) в ожидании прича ла, то «виновных нет». И это во шло в систему. З а год у трауле ра набирается не бдин час таких ожиданий, а по флоту потери из меряются сутками. А сколько люди на судах нерв ничают! Кажется, все рассчитано до мелочей для швартовки, а при чал не свободен. Надо делать но вый заход, а развернуться нельзя, а тебя несет течением на причалы торгового порта и т. д. Тут тебе и навалы, и поломки! Нужно в корне изменить такую постановку дела и добиться, что бы пришедший с моря траулер слышал не: «Жемчуг», включите радио!», а сразу: «РТ... станови тесь под выгрузку!» В. НЕСМЕЯНОВ, член раб коровского поста, старший помощник капитана трауле ра «Харьков». На Московском заводе пор тативных пишущих машин со-< здана электрическая пишущая машина «ЭУМ-23» для автома тической регистрации данных о режиме и ходе производствен ных процессов. Эти данные пе редают на машину, посылая со ответствующие электрические сигналы, специальные прибо ру, регулирующие производст венные процессы. Машина «ЭУМ-23» найдет широкое применение в важней ших отраслях промышленно сти. После проведенных испыта ний машина «ЭУМ-23» одобре на междуведомственной комис сией и рекомендована к серий ному выпуску. На снимке: главный конст руктор завода 3. Д. Дрознин (слева) и механик эксперимен тального цеха И .. К. Забегалов проверяют работу машины «ЭУМ-23». Фото J1. Великжанина. Фотохроника ТАСС. Почему 243-й вернулся с промысла Скажем сразу, что этот сред ний траулер вернулся в порт до срочно на полтора месяца. И не потому, что на промысле экипажу делать нечего или он намного пе ревыполнил рейсовое задание. Перед выходом на промысел настроены моряки были по-боево- му. В Северном море сельдь ло вилась неплохо, на «Резце» толь ко что произвели текущий ремонт судовой техники. Но уже на пе реходе один за другим начали выявляться недостатки. Включил старпом эхолот, а он не только рыбу, глубину даже не показывает. Начал радист тов. Волков разбираться. Оказалось, некоторые детали от НЭЛ-5 по ставлены на НЭЛ-4, одним сло вом. не эхолот, а сборная солян ка. Три дня ушло на устранение неисправностей. Наконец, выметали сети. Через два — три дрейфа половина из них уже была непригодной к эксплуатации. Дело в том, что се ти дали бывшие в употреблении с пониженным процентом прочно сти. Было 26 совершенно новых сетей, но размер ячеи у них не соответствовал условиям про мысла. — Поднимаешь сети на борт, примерно треть улова летит в во ду, — рассказывает капитан тов. Стасенко. — У калининградцев, работавших рядом, подъемы были выше нашего в два, два с поло виной раза. Два раза работавшие рядом иностранные рыбаки обрезали по рядок. И претензии к ним не предъявишь. По международным правилам в конце порядка должен быть установлен светящийся буй. Мы же этого сделать не могли: в порту буя нам не дали. И моряки чинили сети, восста навливали порядок, наперекор всему даже суточные задания вы полняли. Старший мастер лова тов. Бондаренко, матросы тт. Ва сильев, Олейник особенно отли чились в этот период. В конце декабря отказал дви гатель (первый номер). Капитан принял решение продолжать про мысел. Когда начиналась выборка се тей, на судне отключались почти все потребители электроэнергии (мощности двигателя № 2 не хва тало). И в таких условиях люди не теряли уверенности, проявля ли подлинный героизм. Но вот вышел из строя и этот двигатель. Чтобы предотвратить столкновение с другими судами, на СРТ-243 были установлены керосиновые фонари. В шести балльный шторм, морозной ночью постоянно несли вахту члены эки пажа, следили, чтобы огонь не погас. Были израсходованы все сигнальные ракеты. А в это время машинная команда устраняла неисправность. 6 января поступило распоря жение: возвращайтесь в порт. И вот через 10 суток перехода СРТ-243 в Мурманске. За трид цать промысловцх суток экипаж выловил 107 тонн сельди. Если бы не поломка, он, несомненно, справился бы с рейсовым зада нием. История с этим кораблем — убедительное доказательство то го, на что способны советские моряки. Одновременно она должна послужить хорошим уроком для руководителей сельдяного флота и судоремонтников. Вот к чему приводят плохое снабжение и брак в работе. В. ЕВГЕНЬЕВ. «ЗАБОТЫ РЫБООБРАБОТЧИКОВ» И. о. директора рыбокомбината тов. Кононов сообщил редакции по поводу корреспонденции, опубли кованной под таким заголовком в номере газеты от 2 декабря 1961 года, следующее: Все вопросы были рассмотрены на заседании Совета НТО. Предложения то аккумуляции свежей рыбы на 1-м этаже {№цеха и подаче соленой рыбы с 15—16 причалов в 16—17 цехи для убор ки были отклонены, так как наме чено строительство первой очере ди рыбозавода № 2 в начале 1963 года. До начала строительства проектные организации оставляют (как временное мероприятие) ме ханизированные уборочные линии 17 и 19 цехов для уборки соленой рыбы, а цех № 16 идет под слом. Хранить прилов и дефектную рыбу, поступающую со всех прича лов, в чанах холодильного завода № 1 невозможно из-за недостаточ ной чановой емкости, а также из- за того, что чаны используются для хранения полуфабриката для коптильносо цеха и посола рыбы специальных назначений Поэтому, как временное меро приятие (согласно постановлению совнархоза № 294) решено уста новить в 15 цехе разборные бре зентовые чаны для аккумуляции прилова и дефектной рыбы. Вопрос о работе смен тт. Гога- ревой и Федотовой обсуждался на собраниях. Принятые меры по ра циональной расстановке рабочей силы позволили улучшить работу смен. В настоящее время сдающие смены делают запас тары для за ступающих смен, простои ликвиди рованы. ОПЫТ БУДЕТ РАСПРОСТРАНЕН Опубликованная 13 января с. г. статья инженера производствен ного отдела В. Г. Макшеева «Можно снизить затраты на пром- вооружение» подготовлена авто ром по решению секции промры- боловства технического совета тралового флота в порядке инфор мации и обмена опытом. Как нам сообщил начальник управления тралового флота тов. Закурдаев, с целью рквростране* ния опыта работы капитана тов. Д жемал етд ияова на траулере «Клайпеда» в ближайшее время выйдет информационный листок рационализатора. Капитанам траулеров и стар шим мастерам по добыче произ водственным отделом даются ре комендации и консультации по ра боте траловыми мешками без скотских шкур. «АППЕТИТ... НЕ ПРИХОДИТ» Как сообщил председатель правления рыбкоопа рыбного пор та тов. Генстель, заметка под та ким заголовком, опубликованная 23 декабря 1961 г., обсуждалась на собрании коллектива работни ков столовой № 2. Отмеченные факты подтвердились. Меры по улучшению работы столовой при няты. Рыбкооп обращается также к руководителям Управления рыб ной промышленности с просьбой начать строительство столовой в рыбном порту на 500 посадочных мест, что значительно улучшит обслуживание трудящихся. «О ХОЗРАСЧЕТЕ И ЩЕДРЫХ ТРАЛФЛОТОВЦАХ» На корреспонденцию, опублико- ванную под таким заголовком в номере газеты от 18 декабря 196! года, редакция получила ответы от и. о. главного инженера трал- флота тов. Сквирского и директо ра судоремонтного завода № 1 тов. Гальянова. Корреспонденция обсуждалась на собрании прорабов и кальку ляторов завода. Виновные преду- преждены. В свою очередь руко водство тралового флота обязало групповых механиков тщательно проверять дефектные ведомости и фактическое выполнение работ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 января 1962 г, 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz