Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.

П е р в ы й р е й с — п е р в а Черная полоса между суднам и причалом становилась все шире и шире. Моряки смотрели, как уда­ ляется берег, и молчали. Грустновато, конечно, в празд­ ничный вечер уходить в море, где штормы, стужа, тьма полярной ночи, из города, который сияет бессчетным количеством новогод­ них огней. Но надо. Начинался но­ вый трудовой год: четвертый в се­ милетке, второй в великом двадца­ тилетии. На переходе узнали от капита­ на, Александра Васильевича Чу- 1 >ова, что точное задание на рейс траулеру «Чирчик» не определе­ но. — Да и другим судам, наверно, тоже, — пояснил капитан. — Буде-Mi ориентироваться на старое задание? — спросил кто- то из моряков. — На CTaipoe не приходится. План флоту увеличен, соответст­ венно, и задание на корабли будут пересчитаны. Поэтому, если преж­ де за рейс мы должны были до­ быть 49 тонн, то теперь надо сот­ ню—полторы центнеров сверх этого прибросить. Вот на это и бу­ дем ориентироваться. Траулер шел на Медвежинокую банку. В последние дня старого года там началось оживление про­ мысла. С судов оттуда сообщали о хороших подъемах. Еще на пути в район промысла Чуров связался с капитанами тра­ улеров «Чита» и «Аксай». Дого­ ворились о соревновании группой. Капитан «Читы», уже освоивший­ ся с районом (он пришел сюда раньше всех), предупредил: — Рыба идет хорошо, но много времени отнимают льды. В справедливости предупрежде­ ния на «Чирчике» убедились бьи стро. Восточные ветфы несли льды, и почти после каждого подъ­ ема приходилось уходить на чи­ стую воду, чтобы не оказаться в ледовом плену. Но зато и уловы радовали. Подъемы в тонну рыбы были ред­ костью. Чаще они составляли от двух до пяти тонн. И вот тут вы­ пал случай отличиться многим членам экипажа. Матросы тт. Фи- ялов, Потапов, Мясный на обра­ ботке рыбы трудились каждый за двоих. Хорошо были организованы ра­ боты в трюме. Даже гори пятитон­ ных подъемах не было случая, чтобы засольщики тт. Быков и Локтев попросили прислать людей на помощь. Управлялись сами. Два—три раза в день капитан Чуров совещался с капитанами соревнующихся судов, интересо­ вался, как у них идет дело. Рабо­ та спорилась и у тех. Но на «Ак-* сае» что-то не заладилось в ма­ шине, и ему пришлось досрочно сняться е промысла. В конце рейса «Чирчик» и «Чи­ та» подвели итоги соревнования. « Сколько у вас? — запроси­ ли с «Читы». —« На глазок если прикинуть, то думаем, тонн 100 набрали, ответил Чуф«в. —’ У нас тонн на двадцать больше. Но ведь мы и на промыс­ ле находились больше вашего. Оба судна направились в порт. Первый рейс в новом году. Первая удача. Новый автомат а . тю п и н . Товарищи портовики и судоремонтники! Боритесь эа лучшие показатели в труде! ..Буден посмотрел. 6 января диспетчер рыбного пор­ та тов. Шульта принял заявку от рыбокомбината на разгрузку одно­ го вагона дров в тупике коптиль­ ного зав-ода. В 21 час этого же дня вагом был поставлен под раз­ грузку. Оставалось выделить ра ­ бочих. Но в порту это не так-то про­ сто делается. Диспетчер первого участка тов. Голубев заявил в ка ­ тегорической форме: — Рабочих не дам, выгружать вагон не буду. — ? — У меня есть указание главно­ го диспетчера Карпенко в тупике дрова не разгружать. Позвонили на квартиру тов. Кар­ пенко. Тот ответил своей извест­ ной всем портовикам любимой фразой: «Будем посмотреть». 7 января было воскресенье. 8 и 9 января Карпенко все «смотрел», н лишь 10 января, после того, как дело дошло до Управления рыб­ ной промышленности, злополуч­ ный вагон был разгружен. Он простоял в тупике 72 часа. Рыбокомбинат за простой-ваго­ на уплатил железной дороге 105 рублей 30 копеек. Конечно, ущерб понесло государ­ ство. А вот если бы Карпенко и Голубев за простой заплатили из своего кармана, наверное, и «смотрели» бы куда лучше! Б. АНУФРИЕВСКИИ, стар­ ший диспетчер рыбокомби­ ната. „Ж е м ч у г “! Вк люч и т е р а д и о !4 Вы идете с моря в порт. Н а ­ строение бодрое, приподнятое. Вот траулер заходит в Кольский залив. — Повезло! — говорит капитан, — и тумана нет! Считай, что уже в порту. — Ну-ка, Иван Петрович, — об­ ращается он к штурману, — схо­ дите к радисту — пусть запросит диспетчера: какой нам дают при­ чал? Приходит штурман, доклады­ вает: «Дают седьмой причал, но сказали, чтобы при подходе к Ми- шукову еще раз запросить у дис­ петчера». Вы подходите к мысу Мишуко- ву, запрашиваете диспетчера, и он говорит: ф — Подходите к седьмому при­ чалу. — Хорошо, — говорит капитан, — опять повезло: и причал близко, и швартоваться удобно. Но вот и рыбный порт. Напрас­ но вы вглядываетесь в сторону седьмого прий! ала. Он занят. — Глянь -ф в бянокль, Петро­ вич, может, ***** "буксир уже сто­ ит? — тешит себя надеждой капи­ тан. Штурман смотрит, но буксира не видно. — Катера там стоят, шъук шесть. Пока они отойдут* да пока буксир подойдет — э-э-э...! — штурман даже не находит слов, чтобы закончить свою речь. • — Дай-ка гудочек подлинней! Тишину нарушает гудок. В ответ с берега из репродуктора разда ­ ется хрип: «РТ такой-то, после от- жатия судов от причала семь ста­ нете туда правым бортом под вы­ грузку!» И сразу же в другой ад ­ рес: «Буксир «Жемчуг», буксир «Жемчуг»! Включите радио!» Так повторяется несколько раз. Вы ждете полчаса, час. Репро­ дуктор еще много раз • кричит: «включите!», затем говорит в от­ крытую так, что слышно всем: «Жемчуг», ускорьте отжатие су­ дов у причала семь! Катера, отойдите от причала!». Эго диспетчера «убила» со­ весть. Наконец появляется буксир «Жемчуг» и выясняется,* что он стоял буквально под окнами дис­ петчерской и его команда «дрема­ ла». , ^ И это не единичный случай, и касается это не только буксира «Жемчуг», а многих буксиров пор- тофлота. Объясняется же это не какой-то занятостью буксиров и перегруженностью рыбного порта, а просто халатностью как «диспет­ черской службы портофлота, так и • вахтенной службы буксиров. Если траулер вышел в рейс на час позже графика, то ищут при­ чину задержки, и виновных в этом наказывают. А вот когда суд­ но простоит час или два (были и такие случаи) в ожидании прича­ ла, то «виновных нет». И это во­ шло в систему. З а год у трауле­ ра набирается не бдин час таких ожиданий, а по флоту потери из­ меряются сутками. А сколько люди на судах нерв­ ничают! Кажется, все рассчитано до мелочей для швартовки, а при­ чал не свободен. Надо делать но­ вый заход, а развернуться нельзя, а тебя несет течением на причалы торгового порта и т. д. Тут тебе и навалы, и поломки! Нужно в корне изменить такую постановку дела и добиться, что­ бы пришедший с моря траулер слышал не: «Жемчуг», включите радио!», а сразу: «РТ... станови­ тесь под выгрузку!» В. НЕСМЕЯНОВ, член раб­ коровского поста, старший помощник капитана трауле­ ра «Харьков». На Московском заводе пор­ тативных пишущих машин со-< здана электрическая пишущая машина «ЭУМ-23» для автома­ тической регистрации данных о режиме и ходе производствен­ ных процессов. Эти данные пе­ редают на машину, посылая со­ ответствующие электрические сигналы, специальные прибо­ ру, регулирующие производст­ венные процессы. Машина «ЭУМ-23» найдет широкое применение в важней­ ших отраслях промышленно­ сти. После проведенных испыта­ ний машина «ЭУМ-23» одобре­ на междуведомственной комис­ сией и рекомендована к серий­ ному выпуску. На снимке: главный конст­ руктор завода 3. Д. Дрознин (слева) и механик эксперимен­ тального цеха И .. К. Забегалов проверяют работу машины «ЭУМ-23». Фото J1. Великжанина. Фотохроника ТАСС. Почему 243-й вернулся с промысла Скажем сразу, что этот сред­ ний траулер вернулся в порт до­ срочно на полтора месяца. И не потому, что на промысле экипажу делать нечего или он намного пе­ ревыполнил рейсовое задание. Перед выходом на промысел настроены моряки были по-боево- му. В Северном море сельдь ло­ вилась неплохо, на «Резце» толь­ ко что произвели текущий ремонт судовой техники. Но уже на пе­ реходе один за другим начали выявляться недостатки. Включил старпом эхолот, а он не только рыбу, глубину даже не показывает. Начал радист тов. Волков разбираться. Оказалось, некоторые детали от НЭЛ-5 по­ ставлены на НЭЛ-4, одним сло­ вом. не эхолот, а сборная солян­ ка. Три дня ушло на устранение неисправностей. Наконец, выметали сети. Через два — три дрейфа половина из них уже была непригодной к эксплуатации. Дело в том, что се­ ти дали бывшие в употреблении с пониженным процентом прочно­ сти. Было 26 совершенно новых сетей, но размер ячеи у них не соответствовал условиям про­ мысла. — Поднимаешь сети на борт, примерно треть улова летит в во­ ду, — рассказывает капитан тов. Стасенко. — У калининградцев, работавших рядом, подъемы были выше нашего в два, два с поло­ виной раза. Два раза работавшие рядом иностранные рыбаки обрезали по­ рядок. И претензии к ним не предъявишь. По международным правилам в конце порядка должен быть установлен светящийся буй. Мы же этого сделать не могли: в порту буя нам не дали. И моряки чинили сети, восста­ навливали порядок, наперекор всему даже суточные задания вы­ полняли. Старший мастер лова тов. Бондаренко, матросы тт. Ва­ сильев, Олейник особенно отли­ чились в этот период. В конце декабря отказал дви­ гатель (первый номер). Капитан принял решение продолжать про­ мысел. Когда начиналась выборка се­ тей, на судне отключались почти все потребители электроэнергии (мощности двигателя № 2 не хва­ тало). И в таких условиях люди не теряли уверенности, проявля­ ли подлинный героизм. Но вот вышел из строя и этот двигатель. Чтобы предотвратить столкновение с другими судами, на СРТ-243 были установлены керосиновые фонари. В шести­ балльный шторм, морозной ночью постоянно несли вахту члены эки­ пажа, следили, чтобы огонь не погас. Были израсходованы все сигнальные ракеты. А в это время машинная команда устраняла неисправность. 6 января поступило распоря­ жение: возвращайтесь в порт. И вот через 10 суток перехода СРТ-243 в Мурманске. За трид­ цать промысловцх суток экипаж выловил 107 тонн сельди. Если бы не поломка, он, несомненно, справился бы с рейсовым зада­ нием. История с этим кораблем — убедительное доказательство то­ го, на что способны советские моряки. Одновременно она должна послужить хорошим уроком для руководителей сельдяного флота и судоремонтников. Вот к чему приводят плохое снабжение и брак в работе. В. ЕВГЕНЬЕВ. «ЗАБОТЫ РЫБООБРАБОТЧИКОВ» И. о. директора рыбокомбината тов. Кононов сообщил редакции по поводу корреспонденции, опубли­ кованной под таким заголовком в номере газеты от 2 декабря 1961 года, следующее: Все вопросы были рассмотрены на заседании Совета НТО. Предложения то аккумуляции свежей рыбы на 1-м этаже {№цеха и подаче соленой рыбы с 15—16 причалов в 16—17 цехи для убор­ ки были отклонены, так как наме­ чено строительство первой очере­ ди рыбозавода № 2 в начале 1963 года. До начала строительства проектные организации оставляют (как временное мероприятие) ме­ ханизированные уборочные линии 17 и 19 цехов для уборки соленой рыбы, а цех № 16 идет под слом. Хранить прилов и дефектную рыбу, поступающую со всех прича­ лов, в чанах холодильного завода № 1 невозможно из-за недостаточ­ ной чановой емкости, а также из- за того, что чаны используются для хранения полуфабриката для коптильносо цеха и посола рыбы специальных назначений Поэтому, как временное меро­ приятие (согласно постановлению совнархоза № 294) решено уста­ новить в 15 цехе разборные бре­ зентовые чаны для аккумуляции прилова и дефектной рыбы. Вопрос о работе смен тт. Гога- ревой и Федотовой обсуждался на собраниях. Принятые меры по ра­ циональной расстановке рабочей силы позволили улучшить работу смен. В настоящее время сдающие смены делают запас тары для за­ ступающих смен, простои ликвиди­ рованы. ОПЫТ БУДЕТ РАСПРОСТРАНЕН Опубликованная 13 января с. г. статья инженера производствен­ ного отдела В. Г. Макшеева «Можно снизить затраты на пром- вооружение» подготовлена авто­ ром по решению секции промры- боловства технического совета тралового флота в порядке инфор­ мации и обмена опытом. Как нам сообщил начальник управления тралового флота тов. Закурдаев, с целью рквростране* ния опыта работы капитана тов. Д жемал етд ияова на траулере «Клайпеда» в ближайшее время выйдет информационный листок рационализатора. Капитанам траулеров и стар­ шим мастерам по добыче произ­ водственным отделом даются ре­ комендации и консультации по ра­ боте траловыми мешками без скотских шкур. «АППЕТИТ... НЕ ПРИХОДИТ» Как сообщил председатель правления рыбкоопа рыбного пор­ та тов. Генстель, заметка под та­ ким заголовком, опубликованная 23 декабря 1961 г., обсуждалась на собрании коллектива работни­ ков столовой № 2. Отмеченные факты подтвердились. Меры по улучшению работы столовой при­ няты. Рыбкооп обращается также к руководителям Управления рыб­ ной промышленности с просьбой начать строительство столовой в рыбном порту на 500 посадочных мест, что значительно улучшит обслуживание трудящихся. «О ХОЗРАСЧЕТЕ И ЩЕДРЫХ ТРАЛФЛОТОВЦАХ» На корреспонденцию, опублико- ванную под таким заголовком в номере газеты от 18 декабря 196! года, редакция получила ответы от и. о. главного инженера трал- флота тов. Сквирского и директо­ ра судоремонтного завода № 1 тов. Гальянова. Корреспонденция обсуждалась на собрании прорабов и кальку­ ляторов завода. Виновные преду- преждены. В свою очередь руко­ водство тралового флота обязало групповых механиков тщательно проверять дефектные ведомости и фактическое выполнение работ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 23 января 1962 г, 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz