Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.

ч е с т ь нашей м а р к и ч 4< 6 Р е з у л ь т а т ы у л у чша ю т с я В начале прошлого года на страницах «Рыбного Мурма- на» был поднят вопрос о це­ лесообразности и экономиче­ ской эффективности заготовки «свежья» в металлические ящики. Предложение было одобрено многими капитана­ ми, мастерами по обработке. Руководство тралового флота приняло решение изготовить опытную партию ящиков. Ког­ да они были сделаны, нача­ лись производственные испы­ тания. х Новое почти всегда с боем завоевывает себе права граж­ данства. Так случилось и в траловом флоте. Многие мо­ ряки, десятками лет уклады­ вавшие треску и окуня в чер­ даки, с недоверием и нежела­ нием отнеслись к ящикам. А первые рейсы к тому же, как назло, оказались неудачными. Экипажи не укладывались в плановую сортность, резко со­ кратилось количество рыбы первых сортов. — Неужели напрасная за ­ тея? — иной раз думали мы, рыбмастера-наставннки отде­ ла обработки. — Нет, не может быть. Почему, когда на трау­ лере находится наставник, результаты лучше, а уходит — сортность снижается? И мы выходили на промы­ сел, учили моряков, контроли­ ровали их труд, разрабаты­ вали и совершенствовали тех­ нологию. А когда, наконец, «свежье», хранившееся в ящиках тринад­ цать суток, было сдано плано­ вой сортностью, радости на­ шей не было конца. Мы на правильном пути! Уже на один день увеличили срок за ­ готовки охлажденной рыбы. Сейчас на флоте доставкой «свежья» в ящиках занимает­ ся группа кораблей в составе экипажей траулеров «Плу­ тон», «Метеор», «Азербайд­ жан», «Гурзуф», «Артек». Они уже неплохо освоились с но­ вым делом. Недоверие исче­ зает, результаты становятся лучше. В отдельные рейсы мо­ ряки берут «свежье» за две недели до возвращения в порт, укладываются в плано­ вую сортность. Большой разницы между чердачной укладкой и ящичной нет. Дозировка льда — 35 про­ центов к весу рыбы. Только лед должен быть более круп­ ным. Он дольше . сохраняется. При таянии холодная вода стекает по стенкам ящиков и лучше охлаждает рыбу. Температура в трюме долж­ на поддерживаться ноль—плюс один градус. Это имеет нема­ ловажное значение для сохра­ нения рыбы. Будет в трюме теплее — лед быстро растает, холоднее — образуется корка льда. И в том и в другом слу­ чае рыба начнет портиться. Правда, на некоторых судах можно услышать разговоры, что с ящиками работать тяже­ лее. Но это зависит от того, как организован труд. Рыб- мастера предпочитают укла­ дывать рыбу в ящики на ра­ бочей площадке, а потом уста­ навливать их по чердакам. Ко­ нечно, неудобно и тяжело пе­ ретаскивать их, особенно при качке. Как-никак, а ящик ве­ сит 40 килограммов. А вот на траулере «Мете­ ор» (рыбмастер тов. Понома­ рев) поступают наоборот. Устанавливают в чердаки эдин ряд ящиков, заполняют их рыбой, затем другой ряд, третий... Подводя итоги, хочется еще раз сказать: «Хранение рыбы в ящиках — дело хорошее, его надо распространять на другие суда флота. Но вме­ сте с тем надо продумать про­ цесс выгрузки, механизировать его». Грузчики рыбного § порта не отвечают за качество. Им бы быстрее выгрузить рыбу, больше заработать. До слез больно смотреть, как сейчас происходит выгрузка «свежья» из ящиков. Вместо того, что­ бы прямо поднимать ящики наверх, грузчики вываливают из них рыбу в стампу. Треска мнется, образуется техрвань. Это же настоящее издева­ тельство над трудом моряков! Неужели инженеры рыбного порта и тралового флота не в состоянии придумать ничего лучшего? Или возьмем к примеру про­ мывку ящиков. Небрежно от­ носятся к ней рабочие рыбно­ го порта. Шестого января я вынужден был сделать заме­ чание начальнику смены тов. Шахмуратову. На трау­ лерах «Метеор» и «Азербайд­ жан» в промытых ящиках ока­ залась грязь, сгустки крови. А ведь чистота ящиков — не­ пременное условие для полу­ чения высокосортной продук­ ции. Так давайте же, товарищи портовики, не ставить моря­ кам палки в колеса, а рука об руку бороться за то, чтобы на­ род получал от нас рыбу от­ личного качества. И. МОРОЗОВ, рыбмастер-наставник. Чем должны заниматься спе­ циалисты группы обработки «Мур- мансельди»? Их задача — обоб­ щение и внедрение передового опыта, разработка новой техноло­ гии, внедрение механизации, контроль работы рыбмастеров, ка­ чества тары, отгрузки готовой продукции... Перечень вопросов можно было бы продолжить, на­ столько велик объем их работы. Но, к сожалению, на решение этих вопросов времени. у сотруд­ ников группы остается немного. Они стали своего рода придат­ ком отдела снабжения. А началось все с того, что группа обработки решила сде­ лать доброе дело для< флота. Су­ доремонтные предприятия на сборку трюма планируют 700 нор- мо-часов. Зачем увеличивать вре­ мя простоя кораблей, платить лишние деньги, когда своими си­ лами тот же объем работ можно выполнить в несколько раз быст­ рее? В резерве почти всегда есть моряки, рыбмастера. Собрали один трюм, другой, тре­ тий... Получилось неплохо. Это понравилось начальнику отдела снабжения тов. Белякову. И если первое время он еще утруждал себя заботой о доставке досок, то вскоре и это переложил на груп­ пу обработки. Приходят к нему капитан или рыбмастер. просят завезти трюм­ ные доски, а тов. Беляков или его заместитель тов. Ельцов вы­ черкивают соответствующую гра­ фу в требовании и отвечают: — По данному вопросу обра­ щайтесь к Иващенко или Мирош­ ниченко. А время не терпит, корабл» на­ до на промысел выходить. И, чтобы не сорвать срок отхода, вы­ нуждены эти товарищи подменять снабженцев. В минувшую субботу автор этих строк сам был очевидцем возму­ тительного факта. Требовалось сто цномных досок на СРТ-714. При­ ходит в отдел обработки рыбма­ стер и заявляет: «Снабженцы на- нравили к вам». Б е с х о з я й с т в е н н о Старший инженер тов. Иващен­ ко звонит тов. Ельцову, а тот и слушать не хочет, положил труб­ ку. Иващенко звонит вторично. Трубку поднимает тов. Беляков. Происходит разговор на повышен­ ных тонах. Но доски в этот день так и не были завезены. 12 января потребовался буль­ дозер для расчистки дороги. Ин­ женер тов. Мирошниченко обра­ тился к тов. Белякову за по­ мощью. Последовал равнодушный ответ: — Ищите сами. Попросили завезти песку для подсыпки дороги. Снова тот же равнодушный ответ: — Талонов нет. -15 января на Три ручья напра­ вились две автомашины. Но к складу они пробиться и не смог­ ли — замело дорогу. Звонит тов. Мирошниченко главному инжене­ ру плавмастерской тов. Новополь- цову. — Помогите, товарищи, сры­ вается отход СРТ-717. Дорога-то ведь ваша. — Ничего делать не будем, — отвечает тот. — Наша трехосная машина проходит, а до ваших мне дела нет. Вернулись машины обратно. Время 11 часов дня. Группе обра­ ботки они не нужны. Направили в отдел снабжения, а там отказы­ ваются, использовать, говорят, не можем, составляйте акт на про­ стой в течение полного дня. Так дальше продолжаться не может! Если не одернуть Беляко­ ва, то, глядишь, дело дойдет и до того, что придется самому началь­ нику флота решать за него все вопросы. Все, что рассказано выше, это еще цветочки. В сельдяном флоте есть примеры и почаще. Судно стоит у плавмастерской «Резец». Склад досок находится почти рядом. Сразу бы и грузить их на СРТ. Так нет, этого не де­ лается. Не будешь же носить до­ ски на плечах, подниматься по уз­ ким трапам плавмастерской и т. и. И вот приходится доски на ав­ томашине через Колу и Нагорное доставлять в рыбный порт. Если СРТ за это время поставлен к при­ чалу первым корпусом, то у брига­ ды настоящий праздник — быст­ ро разгрузят. Но такое сличается нечасто. Как правило, приходится переки­ дывать доски с одного корабля на другой, с другого на третий. Иногда доски перегружают на катер, который направляется за­ тем... к «Резцу», подходит к стоя­ щему там судну. Начинается раз­ грузка. Нетрудно подсчитать, во что об­ ходятся такие «кругосветные» ав­ топеревозки. Тысячи рублей еже­ годно выбрасываются на ветер. «Мурмансельдь» собиралась строить на «Резце» подвесную до­ рогу для транспортировки грузов. Но это осталось благим пожелани­ ем. Можно было бы хранить до­ ски на территории порта или в непосредственной близости от не­ го. Но никто об этом не побеспо­ коился. Деньги-то не свои напрас­ но расходуются, а государствен­ ные. Или такой, пример. На каждый СРТ типа «Океан», помимо стан­ дартных, требуется 60 трюмных досок размером 276 см на 20 см. Доски длинные, служат недолго. Ежегодно приходится изготовлять их по 1000— 1200 дртук. Ма­ стер-наставник тов. Гуменюк за­ дался целью сделать так, чтобы там использовались только стан­ дартные доски. А когда поделился своими мы­ слями с начальником механико- судовой службы тов. Кривощекн- ным, то он, вместо того, чтобы поддержать Гуменюка, заявил ему: — Брось мудрить, тут знаешь, сколько работы потребуется? А предложение дельное и затра­ ты небольшие потребуются, тов. Кравощекин! Видимо, вы дав­ ненько не спускались в трюмы СРТ и забыли, что к чему и по­ чему. Советуем сделать это. Великий баснописец И. А. Кры­ лов почти полтора века назад ска­ зал: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Право, неплохо бы почитать эту басню директору плавмастерской «Резец» тов. Васину, работникам службы эксплуатации «Мурман- сельди». У них нередко получает­ ся точь-в-точь как у лебедя, рака и щуки. «Не может быть!» — скаже­ те. Тогда читайте дальше. Начнем с вас, товарищи дис­ петчеры. Вам позвонила из груп­ пы обработки, спросили: будет ли поставлен СРТ-724 первым кор­ пусом? — Не будет, — ответили вы. Бригаде пришлось перетаски­ вать доски с одного траулера на другой. А через сутки этот корабль сто­ ял у причала первым корпусом. Сколько энергии и денег было за­ трачено впустую? Или вспомните случай с СРТ-725. Моряки не сумели в тот день погрузить на него все доски и оставили часть их на стоявшем рядом корабле. Придя утром на смену, они увидели, что корабля с досками у причала нет. И это несмотря на ваши заверения, то­ варищи диспетчеры, что пере­ движки судов не будет. Ох и помучались же моряки! А это вас касается, тов. Ва­ ски. Плохо вы, видимо, знаете, что делается на «Резце». Звонят вам из отдела обработ- Стандарт- рогатка Было это еще двадцать лет на­ зад. Наш траулер «Кета» вел промысел на западной кромке Нордкапской банки. Тогда в трал попало несколько штук неизвест­ ной для моряков рыбы. Чешуя у нее была непрочная, хотя до­ вольно крупная. В зажаренном виде рыба по своему вкусу напоминала сига. За это мы гак и прозвали ее тогда «морским сигом». Лишь впослед­ ствии узнали ее настоящее назва­ ние — аргентина. фри промысле на Копытовской банке она попадалась в трал уже десятками штук и вся шла на камбуз. Моряки, надо сказать, с большим удовольствием употреб­ ляли ее в пищу. Жители Мурманска с новой рыбой познакомились, когда на океанские просторы вышли боль­ шие рефрижераторные корабли. В западных районах промысла уло­ вы аргентины достигают, по сло­ вам моряков больших траулеров, до 5 тонн. Но в магазинах города она появляется редко. В чем дело? — Аргентины можно наловить не одну сотню тонн, — рассказы­ вает капитан траулера «Сверд­ ловск» тов. Задорин. — Но идет она или на муку, или летит за борт. Почему? Невыгодно с нею возиться. Оказывается, по стандарту аргентине надо обязательно отре­ зать голову, а это слишком тру­ доемкая, не оправдывающая себя работа. Спрашивается, зачем же было водить такой стандарт, который лишает нас возможности исполь­ зовать ценную рыбу? У аргенти­ ны красивое строение. Питается она мелкими рачками, и внутрен­ ности у нее почти всегда пустые, невелики по объему. Значит, влияния на вкусовые качества они оказывать не будут. Следовательно, нет никакой нужды держаться за устаревший стандарт. Аргентину можно и нужно промышлять. Это явится хозяйским использованием имею­ щихся у нас резервов увеличения добычи рыбы. С. ЕДЕМСКИЯ, капитан экспедиционного судна «Се­ вастополь». н е ра з б ерих а ка, спрашивают: готовы ли до­ ски? — Штук 200 есть, — отвечае­ те, вы. Направила за ними автомаши­ ну, грузчиков, а доски-то ни од­ ной не оказалось. И так было не одна раз. Мы коснулись только одного во­ проса — снабжения еквпалсеи трюмными досками. И сколько выявилось неразберихи, бесхо­ зяйственности, несогласованности. ХХП съезд КПСС провозгласил, что экономия в большем и калем, целесообразное использование природных богатств и материаль­ ных ценностей должны быть под­ няты на уровень государственной политики. , Как далеки еще от этого неко­ торые работники «Мурмаисель­ ди». В. ЕВГЕНЬЕВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 амваря 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz