Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
ч е с т ь нашей м а р к и ч 4< 6 Р е з у л ь т а т ы у л у чша ю т с я В начале прошлого года на страницах «Рыбного Мурма- на» был поднят вопрос о це лесообразности и экономиче ской эффективности заготовки «свежья» в металлические ящики. Предложение было одобрено многими капитана ми, мастерами по обработке. Руководство тралового флота приняло решение изготовить опытную партию ящиков. Ког да они были сделаны, нача лись производственные испы тания. х Новое почти всегда с боем завоевывает себе права граж данства. Так случилось и в траловом флоте. Многие мо ряки, десятками лет уклады вавшие треску и окуня в чер даки, с недоверием и нежела нием отнеслись к ящикам. А первые рейсы к тому же, как назло, оказались неудачными. Экипажи не укладывались в плановую сортность, резко со кратилось количество рыбы первых сортов. — Неужели напрасная за тея? — иной раз думали мы, рыбмастера-наставннки отде ла обработки. — Нет, не может быть. Почему, когда на трау лере находится наставник, результаты лучше, а уходит — сортность снижается? И мы выходили на промы сел, учили моряков, контроли ровали их труд, разрабаты вали и совершенствовали тех нологию. А когда, наконец, «свежье», хранившееся в ящиках тринад цать суток, было сдано плано вой сортностью, радости на шей не было конца. Мы на правильном пути! Уже на один день увеличили срок за готовки охлажденной рыбы. Сейчас на флоте доставкой «свежья» в ящиках занимает ся группа кораблей в составе экипажей траулеров «Плу тон», «Метеор», «Азербайд жан», «Гурзуф», «Артек». Они уже неплохо освоились с но вым делом. Недоверие исче зает, результаты становятся лучше. В отдельные рейсы мо ряки берут «свежье» за две недели до возвращения в порт, укладываются в плано вую сортность. Большой разницы между чердачной укладкой и ящичной нет. Дозировка льда — 35 про центов к весу рыбы. Только лед должен быть более круп ным. Он дольше . сохраняется. При таянии холодная вода стекает по стенкам ящиков и лучше охлаждает рыбу. Температура в трюме долж на поддерживаться ноль—плюс один градус. Это имеет нема ловажное значение для сохра нения рыбы. Будет в трюме теплее — лед быстро растает, холоднее — образуется корка льда. И в том и в другом слу чае рыба начнет портиться. Правда, на некоторых судах можно услышать разговоры, что с ящиками работать тяже лее. Но это зависит от того, как организован труд. Рыб- мастера предпочитают укла дывать рыбу в ящики на ра бочей площадке, а потом уста навливать их по чердакам. Ко нечно, неудобно и тяжело пе ретаскивать их, особенно при качке. Как-никак, а ящик ве сит 40 килограммов. А вот на траулере «Мете ор» (рыбмастер тов. Понома рев) поступают наоборот. Устанавливают в чердаки эдин ряд ящиков, заполняют их рыбой, затем другой ряд, третий... Подводя итоги, хочется еще раз сказать: «Хранение рыбы в ящиках — дело хорошее, его надо распространять на другие суда флота. Но вме сте с тем надо продумать про цесс выгрузки, механизировать его». Грузчики рыбного § порта не отвечают за качество. Им бы быстрее выгрузить рыбу, больше заработать. До слез больно смотреть, как сейчас происходит выгрузка «свежья» из ящиков. Вместо того, что бы прямо поднимать ящики наверх, грузчики вываливают из них рыбу в стампу. Треска мнется, образуется техрвань. Это же настоящее издева тельство над трудом моряков! Неужели инженеры рыбного порта и тралового флота не в состоянии придумать ничего лучшего? Или возьмем к примеру про мывку ящиков. Небрежно от носятся к ней рабочие рыбно го порта. Шестого января я вынужден был сделать заме чание начальнику смены тов. Шахмуратову. На трау лерах «Метеор» и «Азербайд жан» в промытых ящиках ока залась грязь, сгустки крови. А ведь чистота ящиков — не пременное условие для полу чения высокосортной продук ции. Так давайте же, товарищи портовики, не ставить моря кам палки в колеса, а рука об руку бороться за то, чтобы на род получал от нас рыбу от личного качества. И. МОРОЗОВ, рыбмастер-наставник. Чем должны заниматься спе циалисты группы обработки «Мур- мансельди»? Их задача — обоб щение и внедрение передового опыта, разработка новой техноло гии, внедрение механизации, контроль работы рыбмастеров, ка чества тары, отгрузки готовой продукции... Перечень вопросов можно было бы продолжить, на столько велик объем их работы. Но, к сожалению, на решение этих вопросов времени. у сотруд ников группы остается немного. Они стали своего рода придат ком отдела снабжения. А началось все с того, что группа обработки решила сде лать доброе дело для< флота. Су доремонтные предприятия на сборку трюма планируют 700 нор- мо-часов. Зачем увеличивать вре мя простоя кораблей, платить лишние деньги, когда своими си лами тот же объем работ можно выполнить в несколько раз быст рее? В резерве почти всегда есть моряки, рыбмастера. Собрали один трюм, другой, тре тий... Получилось неплохо. Это понравилось начальнику отдела снабжения тов. Белякову. И если первое время он еще утруждал себя заботой о доставке досок, то вскоре и это переложил на груп пу обработки. Приходят к нему капитан или рыбмастер. просят завезти трюм ные доски, а тов. Беляков или его заместитель тов. Ельцов вы черкивают соответствующую гра фу в требовании и отвечают: — По данному вопросу обра щайтесь к Иващенко или Мирош ниченко. А время не терпит, корабл» на до на промысел выходить. И, чтобы не сорвать срок отхода, вы нуждены эти товарищи подменять снабженцев. В минувшую субботу автор этих строк сам был очевидцем возму тительного факта. Требовалось сто цномных досок на СРТ-714. При ходит в отдел обработки рыбма стер и заявляет: «Снабженцы на- нравили к вам». Б е с х о з я й с т в е н н о Старший инженер тов. Иващен ко звонит тов. Ельцову, а тот и слушать не хочет, положил труб ку. Иващенко звонит вторично. Трубку поднимает тов. Беляков. Происходит разговор на повышен ных тонах. Но доски в этот день так и не были завезены. 12 января потребовался буль дозер для расчистки дороги. Ин женер тов. Мирошниченко обра тился к тов. Белякову за по мощью. Последовал равнодушный ответ: — Ищите сами. Попросили завезти песку для подсыпки дороги. Снова тот же равнодушный ответ: — Талонов нет. -15 января на Три ручья напра вились две автомашины. Но к складу они пробиться и не смог ли — замело дорогу. Звонит тов. Мирошниченко главному инжене ру плавмастерской тов. Новополь- цову. — Помогите, товарищи, сры вается отход СРТ-717. Дорога-то ведь ваша. — Ничего делать не будем, — отвечает тот. — Наша трехосная машина проходит, а до ваших мне дела нет. Вернулись машины обратно. Время 11 часов дня. Группе обра ботки они не нужны. Направили в отдел снабжения, а там отказы ваются, использовать, говорят, не можем, составляйте акт на про стой в течение полного дня. Так дальше продолжаться не может! Если не одернуть Беляко ва, то, глядишь, дело дойдет и до того, что придется самому началь нику флота решать за него все вопросы. Все, что рассказано выше, это еще цветочки. В сельдяном флоте есть примеры и почаще. Судно стоит у плавмастерской «Резец». Склад досок находится почти рядом. Сразу бы и грузить их на СРТ. Так нет, этого не де лается. Не будешь же носить до ски на плечах, подниматься по уз ким трапам плавмастерской и т. и. И вот приходится доски на ав томашине через Колу и Нагорное доставлять в рыбный порт. Если СРТ за это время поставлен к при чалу первым корпусом, то у брига ды настоящий праздник — быст ро разгрузят. Но такое сличается нечасто. Как правило, приходится переки дывать доски с одного корабля на другой, с другого на третий. Иногда доски перегружают на катер, который направляется за тем... к «Резцу», подходит к стоя щему там судну. Начинается раз грузка. Нетрудно подсчитать, во что об ходятся такие «кругосветные» ав топеревозки. Тысячи рублей еже годно выбрасываются на ветер. «Мурмансельдь» собиралась строить на «Резце» подвесную до рогу для транспортировки грузов. Но это осталось благим пожелани ем. Можно было бы хранить до ски на территории порта или в непосредственной близости от не го. Но никто об этом не побеспо коился. Деньги-то не свои напрас но расходуются, а государствен ные. Или такой, пример. На каждый СРТ типа «Океан», помимо стан дартных, требуется 60 трюмных досок размером 276 см на 20 см. Доски длинные, служат недолго. Ежегодно приходится изготовлять их по 1000— 1200 дртук. Ма стер-наставник тов. Гуменюк за дался целью сделать так, чтобы там использовались только стан дартные доски. А когда поделился своими мы слями с начальником механико- судовой службы тов. Кривощекн- ным, то он, вместо того, чтобы поддержать Гуменюка, заявил ему: — Брось мудрить, тут знаешь, сколько работы потребуется? А предложение дельное и затра ты небольшие потребуются, тов. Кравощекин! Видимо, вы дав ненько не спускались в трюмы СРТ и забыли, что к чему и по чему. Советуем сделать это. Великий баснописец И. А. Кры лов почти полтора века назад ска зал: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Право, неплохо бы почитать эту басню директору плавмастерской «Резец» тов. Васину, работникам службы эксплуатации «Мурман- сельди». У них нередко получает ся точь-в-точь как у лебедя, рака и щуки. «Не может быть!» — скаже те. Тогда читайте дальше. Начнем с вас, товарищи дис петчеры. Вам позвонила из груп пы обработки, спросили: будет ли поставлен СРТ-724 первым кор пусом? — Не будет, — ответили вы. Бригаде пришлось перетаски вать доски с одного траулера на другой. А через сутки этот корабль сто ял у причала первым корпусом. Сколько энергии и денег было за трачено впустую? Или вспомните случай с СРТ-725. Моряки не сумели в тот день погрузить на него все доски и оставили часть их на стоявшем рядом корабле. Придя утром на смену, они увидели, что корабля с досками у причала нет. И это несмотря на ваши заверения, то варищи диспетчеры, что пере движки судов не будет. Ох и помучались же моряки! А это вас касается, тов. Ва ски. Плохо вы, видимо, знаете, что делается на «Резце». Звонят вам из отдела обработ- Стандарт- рогатка Было это еще двадцать лет на зад. Наш траулер «Кета» вел промысел на западной кромке Нордкапской банки. Тогда в трал попало несколько штук неизвест ной для моряков рыбы. Чешуя у нее была непрочная, хотя до вольно крупная. В зажаренном виде рыба по своему вкусу напоминала сига. За это мы гак и прозвали ее тогда «морским сигом». Лишь впослед ствии узнали ее настоящее назва ние — аргентина. фри промысле на Копытовской банке она попадалась в трал уже десятками штук и вся шла на камбуз. Моряки, надо сказать, с большим удовольствием употреб ляли ее в пищу. Жители Мурманска с новой рыбой познакомились, когда на океанские просторы вышли боль шие рефрижераторные корабли. В западных районах промысла уло вы аргентины достигают, по сло вам моряков больших траулеров, до 5 тонн. Но в магазинах города она появляется редко. В чем дело? — Аргентины можно наловить не одну сотню тонн, — рассказы вает капитан траулера «Сверд ловск» тов. Задорин. — Но идет она или на муку, или летит за борт. Почему? Невыгодно с нею возиться. Оказывается, по стандарту аргентине надо обязательно отре зать голову, а это слишком тру доемкая, не оправдывающая себя работа. Спрашивается, зачем же было водить такой стандарт, который лишает нас возможности исполь зовать ценную рыбу? У аргенти ны красивое строение. Питается она мелкими рачками, и внутрен ности у нее почти всегда пустые, невелики по объему. Значит, влияния на вкусовые качества они оказывать не будут. Следовательно, нет никакой нужды держаться за устаревший стандарт. Аргентину можно и нужно промышлять. Это явится хозяйским использованием имею щихся у нас резервов увеличения добычи рыбы. С. ЕДЕМСКИЯ, капитан экспедиционного судна «Се вастополь». н е ра з б ерих а ка, спрашивают: готовы ли до ски? — Штук 200 есть, — отвечае те, вы. Направила за ними автомаши ну, грузчиков, а доски-то ни од ной не оказалось. И так было не одна раз. Мы коснулись только одного во проса — снабжения еквпалсеи трюмными досками. И сколько выявилось неразберихи, бесхо зяйственности, несогласованности. ХХП съезд КПСС провозгласил, что экономия в большем и калем, целесообразное использование природных богатств и материаль ных ценностей должны быть под няты на уровень государственной политики. , Как далеки еще от этого неко торые работники «Мурмаисель ди». В. ЕВГЕНЬЕВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 амваря 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz