Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
ВЕРНУТЬ ПЕРЕДОВОГО ДЕЛОВИТОСТЬ Как мы уже сообщали, 11 января состоялось собра ние партийно-хозяйственного актива «Мурмансельди»* Прежде, чем рассказать о собрания, надо отметить его одну замечательную черту — деловитость. Ни в докла де, ни в выступлениях не было той «воды», которую так легко иногда столкут в ступе» ораторы яа нных со браниях и заседаниях. V На этот раз каждое выступление было примером то го, как надо, используя убедительные доводы, говорнть. о деле. А Каждое выступление — сигнал тревоги. Той тревоге. ш за судьбу плана и обязательств, которые в прошлом го-: ду сМурмансельдь» не выполнила. И тревоги за будут щее, за честь предприятия, которое долгие годы было примером не только для трудящихся нашей области, но и рыбаков других бассейнов. •*> С собрания партийно хозяйственного актива 9 Мурмансельди* не было согласованности между руководителями про мысла. Капитан среднего траулера Яв 717 тов. Бори сенко рассказал собранию актива о том, как не подели л а власти руководители тт. Свнташев н Украинцев. Они не столько помогали промысловикам, сколько мешали/ Д аж е начал ник флота тов. Бородулин не мог добить ся того, чтобы корабли «Мурмансельди» сдавали про- СТАТИСТИКА Эту главку мы так озаглавили не случайно. Даг до клад главного инженера «Мурмансельди» тов. Копача по обилию цифр и данных был похож на статистиче ский отчет, в лучшем понимании этих слов. Да и как могло быть иначе? Ведь проанализировать итоги работы за целый год и рассказать о предстоя щих задачах без цифр и всевозможных выкладок, нельзя. Вряд ли участники собрания запомнили все цифры, которые назвал докладчик, но бесспорно одно: недо лов рыбы около 300 тысяч центнеров — этот тревож ный показатель прошлого года — врезался в память всем Скажем коротко о докладе. Характерная деталь: рас сказав о значении 1961 года — года исторического XXII съезда партии, принявшего Программу строительства коммунизма, докладчик отметил замечательные итоги работы тралфлотовцев. Это явилось как бы фоном, на котором просчеты и неудачи руководителей и промыс ловиков «Мурмансельди» стали еще заметнее. Вот данные доклада. Годовой план добычи рыбы вы полнен на 78 процентов, а по сельди — всего лишь на 60,4 процента, по выпуску валовой продукции — на 66,6 процента, товарной продукции — на 67 процентов... Не выполнены государственные задания по росту произ водительности труда, прибылей, по снижению себесто имости продукции... И вывод: коллектив «Мурмансельди» в 1961 году ра ботал крайне неудовлетворительно. Причины? Основная — плохая промысловая обста новка. А еще? Неравномерность в работе экипажей. Не новость — такое бывало и раньше! А сейчас она стала еще резче. Если средний вылов на дрейф за второе по лугодие 1961 года по Норвежскому морю составил 34 центнера, то на отстающих судах, например, на СРТ- 183, он был всего 26,8 центнера, то есть оказался ниже на 21 процент. Причин неудовлетворительной работы флота много. Тут и неоперативность в расстановке флота по районам, и меньшее число судов в эксплуатации, и задержка средних траулеров в ремонте, и увеличение числа ава рии, и неудовлетворительная работа плавбаз, и мень шее число кораблей, лежавших ежесуточно в промыс ловом дрейфе, и текучесть кадров, и нарушения дисцип лины, и плохая постанЗька воспитательной работы в ряде коллективов... Итог: если бы всех этих недостатков не существова ло, или они были в меньших размерах — флот, даже при существующей сырьевой базе, сумел бы дать стране еще 105 тысяч центнеров сельди. И это по скромным подсчетам, как отметил докладчик. Если расшифровывать все резервы, о которых сказа но выше, потребуется места значительно больше, чем занимает весь этот отчет о собрании. Поэтому скажем еще о докладе то, что тов. Копач хорошо рассказал о передовиках промысла, о рационализаторах, о том, как будет обеспечиваться выполнение плана 1962 года (рас пределение флота по районам в течение года, установ ка новых приборов, ремонт судов и т. д.), о развитии соревнования. Выступающие продолжили и развили мысли доклад чика РАБОТАТЬ НЕ РАЗУЧИЛИСЬ — ДАЙТЕ ТЕХНИКУ! Выступившие в прениях по докладу капитаны тт. Бо рисенко, Стесько, Мороз и Скороход особо подчеркнули значение технической вооруженности в настоящее вре мя. Они говорили о том, что в современных условиях, когда сырьевая база стала значительно хуже, без но вой п о и с к о в о й техники и электрорадионавигационных %приборов успешно работать нельзя. Об этом, кстати ска зать, свидетельствует и опыт балтийских рыбаков, кото рые имеют в своем распоряжении построенные недавно суда, хорошо оснащенные приборами. А «Мурмаясельдь» —Старшее по возрасту добывающее предприятие, веду щее промысел в Северной Атлантике, — имеет в своем строю корабли первых выпусков для океанического ло ва сельди. И положение усугубляется тем, что эти ко рабли несвоевременно ставятся в ремонт, имеют допо топные приборы, неудовлетворительные бытовые усло вия и т. д. — Опыта у нас не убавилось, работать мы не разу чились, создайте условия для успешного выполнения плана! — заявляли участники собрания. А условий этих подчас не было. Поздно переключи лись моряки «Мурмансельди» на дальний западный район^ v берегов Америки, хотя открыли его для про мысловиков мурманчане — экипажи поисковых средних траулеров №№ 710 и 711 под руководством научных работников ПИНТО. Но и в этом богатом районе рыбы можно было до быть больше. Плохо обеспечивались промысловые су да плавбазами, находились они далеко от места лова, дукцню на плавбазе наравне с экипажами больших реф|й|жераторных траулеров тралового флота. А ведь тов. Бородулин был общим руководителем района про мысла. - Где бы мы ни работали, не должно быть деления на сынков и пасынков! — потребовали промысловики на собрании. Большое значение приобретает связь с этим районом. Флагманские радисты несут большую нагрузку, но ма териально ущемлены. А от бесперебойной и четкой свя зи зависит многое. Это не требует доказательств. И о сроках работы каждый моряк должен знать точ но. Иначе задержка судов на промысле нервирует лю дей, приводит к такому положению, когда корабли возвращаются в порт «пачками». Так именно случилось в декабре прошлого года. О том, что моряки «Мурмансельди» не растеряли на копленный опыт, что он используется в любых усло виях, говорит такой пример. Экипаж среднего трауле ра <№ 20, где капитаном тов. Рагаускас, в прошлом рей се работал исключительно геркулесовым вожаком и имел средний вылов за дрейф 43,4 центнера. Не в луч ших условиях был коллектив среднего траулера № 844 (капитан тов. Емельянов). И у него уловы были высо кими. А вот капитан среднего траулера № 831 тов. Вла сов оправдывает свою плохую работу именно отсутст вием сизальского вожака. Пусть он спросит у тт. Ра- гауокаса и Емельянова, в этом ли дело? А выступивший на собрании капитан среднего трау лера № 702 тов. Стесько сказал, что моряки «Мурман сельди» и треску могут ловить не хуже тралфлотов цев. Кстати заметим, что экипаж, которым руководит этот капитан, в 1961 году добыл 14.820 центнеров ры бы при плане 13.910 центнеров. Капитан среднего траулера № 4239 тов. Скороход да же высказал такую мысль, что надо вызвать на сорев нование коллектив тралового флота и.„ «показать ему, как надо работать!». Выступающий еще раз подчерк нул, что у нас есть немало устаревших промысловых' судов и, что хуже всего, — поисковых. Средние трау леры №№ 680, 687, которые используются на поиско вой работе, имеют устаревшую, аппаратуру, «парадный ход» — 5 узлов. А ведь в сложившихся условиях раз ведка должна быть исключительно подвижной, хоро шо вооруженной. БОРТ ВЫСОКИЙ — И СМОТРЯТ СВЫСОКА-. - — Одиннадцать лет говорим о работе плавбаз, — сказал капитан среднего траулера № 717 тов. Борисен ко. — Копда же научимся хорошо их использовать? Его поддержал капитан тов. Стесько. Капитаны плав баз смотрят на нас свысока, заявил оратор. Та( именно отношение к промысловикам капитана пл; зы «Атлантика» тов. Вилкова. Не лучше nocrynai питан плавбазы «Северодвинск» тов. Кисов. Несмотря на то, что плавбаз в прошлом году было больше, чем в предыдущем, работа их была организо вана хуже. Устарели нормативы обработки промысло вых СРТ у борта плавбаз. Плавбазы иногда приходи ли в район лова настолько загруженными, что не мог ли сразу начать приемку продукции со средних ров. Дело доходило до того, что промысловые перешвартовывались по нескольку раз у борта зы — от трюма к трюму. Простои у плавбаз в I96i го ду составили 230 судо-суток. 2 стр. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 января 1962 г. ВРЕМЯ ТАКОЕ — ЛУЧШЕ ВОСПИТЫВАТЬ Л! Эту мысль высказал старший механик среднего трау лера № 715 тов. Бранков. Он поставил в пример капи тана тов. Мельникова, который не только хорошо ор ганизовал промысловую работу, но и всегда опирался в своей деятельности на общественные организации. Вопросам партийно-политической работы, воспитания моряков посвятили свои выступления секретарь парт кома тов. Кемеров, секретарь комитета ВЛКСМ тов. Синяпкин и другие ораторы. Тов. Кемеров сказал о том, что партком, судовые и береговые партийные ор ганизации проделали некоторую работу по осуществле нию права контроля деятельности администрации, по оказанию практической помощи руководителям управ ления и кораблей. Только одних заседаний парткома но производственным вопросам проведено более три дцати, а к их подготовке привлекалось около трехсот лучших специалистов флота. В течение года проведе но три собрания партийно-хозяйственного актива. Одна ко принятые меры не дали должного результата: флот плана не выполнил. Главная веда злохая сырьевая база. Тов. Кемеров приводит такой пример. В 1959 году в сентябре общий вылов сельди по флоту составил 150,5 тысячи центнеров. В этом же месяце. 1960 года добыто 182,4 тысячи центнеров, а в сентябре- 1961 го да — всего 68,5 тысячи центнеров сельди. Но выступающий подчеркивает, что дело не только в условиях промысла, но я в умения организовать рабо ту в сложной обстановке. Тов. Кемеров называет пе редовиков. Это экипажи средних траулеров №№ 717, 705, 714, 702, 22, 4288, 834, 838, 229, 156, 146 н другие коллективы, перекрывшие годовую программу. Высту пающий критикует судовые партийные организации, са мокритично говорит и об упущениях в работе партий ного комитета, который еще плохо организует провер ку исполнения принятых решений, слабо занимается подбором, расстановкой и воспитанием кадров. Тов, Кемеров поддерживает выступающих в том, что надо в сжатые сроки произвести техническое перевооруже ние флота. Выступая на собрании, секретарь комитета ВЛКСМ тов. Синяпкин рассказал об успехах о тельны х молодых моряков, но главное внимание уделил еще слабой ра боте с молодежью. Сейчас развертывается соревнова ние, посвященное XIV съезду ВЛКСМ. Комсомольско- молодежные экипажи должны внести свой вклад в вы полнение плана и обязательств на четвертый год се милетки. О воспитании моряков говорил и капитан тов. Стесь ко. Он сказал, что на его корабле многие вопросы ре шались общественностью, а это облегчало работу ка питана. Это понимал каждый моряк. Потому здесь и нет взысканий. Оратор уделил много внимания пере стройке работы управления флота. Разве нужны моря ку няньки или толкачи, если он сам четко, сознатель но выполняет свой долг? А такие няньки существуют. Это моринспектора, групповые механики, наставники* По мненйю тов. Стесько, очень раздут штат главного капитана. Вопросы судоремонта можно решить без опе ки групповых механиков, а на отстающие суда «в море надо посылать не наставников, а передовых специали стов: капитанов, мастеров по добыче, механиков й т. Д. % За счет экономии средств на управленческий аппарат можно увеличить количество береговых бригад. А ведь обеспечение полноценного отдыха — наболевший, зло- ; бодневный вопрос. И решение его тоже имеет воспита тельное значение: хорошо и культурно отдохнувший - моряк производительнее работает на пръмысле. ПОД ОДНУ КРЫШУ! Выражение это образное, но дело сводится именно к этому: надо подчинить сельдяному флоту судоремонт ный завод Мк 2. По опыту работы плавмастерской «Ре зец» промысловики «Мурмансельди» убедились в том, что вопросы организации судоремонта решать значи тельно легче, когда судоремонтное предприятие под чинено флоту. Выступившие в прениях секретарь парт организации судовч стоящих в ремонте на судоверфи, тов. Гоникман, дрифмейстер среднего траулера № 837 тов. Антуфьев, капитан тов. Скороход и другие говори ли о недостатках в ремонте судов и корабельной тех ники, дали конкретные предложения по его улучшению. НЕ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ Кто-нибудь скажет: «Причем тут Мичурин?» Но го воря о задачах, стоящих перед моряками сельдяного флота, вспоминаются именно эти замечательные слова И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача»... Сельдяной флот должен добыть по плану в 1962 году 1 миллион 200 тысяч центнеров рыбы, в том числе 850 тысяч центнеров сельди. Но собрание актива, выражая волю всего коллектива флота, приняло обязательство: досрочно выполнить план и дать сверх него 30 тысяч щентнеров рыбы. Задача эта реальна, она по шлам коллективу. Но дли того, чтобы план и обязательства были вы полнены, необходимо добиться перелома в работе фло та, вернуть «Мурмансельди» былую славу передового проацриятяя. а Выступая, на собрании, "заведующий лабораторией сельди ЙИНРО тов. Лямин рассказал о перспективах сырьевой базы, о мерах, которые принимаются для вы- явлемня валаса других пород рыб: сардины, тунца и т. д., познакомил актив флота с возможным распреде* дением сельди по районам (Северное, Норвежское mo- т . д.). шрашнвается один: милостей от природы Надо так организовать дело, чтобы про мысел б#*л эффективным в любом р&йоне. Сейчас раздаются голоса: «Океаны» — в океан!» А опыт нодскаэывает, что новые рефрижераторные сред- [траулеры типа «Океан» в январе—марте лучше нс- ювать на тресковом промысле, так как в дальнем Америки концентрации сельди в это сом облавливать суда без охдожден~ ;же, когда продукцию будет, там со-, хранить тру#й*Г-*з-за повышения температуры возду ха и воды, в этот обильный рыбой район послать «Оке- дны». И не все вместе, как это случилось^ в прошлом го ду. Иначе они и в порт вернутся «пачкой». А это опять принесет затруднения я с ремонтом, и с предоставле нием отдыха морякам. Конечно, жизнь может внести коррективы в любой план, как бы тщательно он ни был продуман. Но глав ное состоит в том, чтобы не повторять ошибок прошло го, проявить исключительную оперативность в расста новке кораблей по районам, использовать эффективно все орудия лова (дрифтерные сети и тралы — как дон ный, так и близнецовый, ускорив освоение последнего) < Это хорошо, что нет сейчас уже той боязни новой техники (чего греха таить, была такая у некоторых специалистов), промысловики требуют быстрее перевоо ружить флот. И меры к этому принимаются. Но не на до забывать я о том, что новая техника требует не только умелого использования, но и бережливого отно шения к ней. А в «Мурмансельди» есть немало приме ров того, как новые приборы из-за халатности моряков ВЩВ*ДЯТСЯ;;ЯЗ строя. Н овдо технику надо беречь, г Не забывать и об опыте работы, которым так богаты многие экипажи. Распространение опыта, не формаль ное, а действенное соревнование — парное, групповое— тоже слагаемые ycnexaf Помогая в этом соревновании отстающим, заботясь о них, нггдо предъявлять и; жёст кие требования к тем, кто тянет флот назад. : * ' ^ Все эти и многие другие условия достижения сельдя ным флотом успеха в 1962 году записаны в постановле нии собрания актива. • Пора горькие упреки в адрес «Мурмансельди», что ученик? (балтийцы) перегнали учителей, отмести, как несостоятельные. И сделать это можно отличной орга низованностью tea промысле, высокими уловамн! Это и будет вкладом коллектива «Мурмансельди» в выполне ние исторических решений XXII съезда партии, ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz