Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
/ В 1962 году использовать опыт передовиков, накоплен ный в третьем году семилетки. Не повторять ошибок, активнее бороться с недо статками, лучше о р г а н и з о в а т ь промысел. П О -М О Е М У , •Я» \ ¥ О перспективах промысла сельди По данным кандидата биологических наук тов. Юданова, осно ву промыслового стада атлантико-скандинавских сельдей на про тяжении семи лет составляют сельди урожайных поколений 1950— 1951 годов. Значительного пополнения промыслового стада молоды ми сельдями не происходило из-за неурожаиности поколений сель ди нескольких лет подряд. Одновременно интенсивный промысел сельди и старение про мыслового стада с каждым годом увеличивали убыль взрослых рыб, что начало ощущаться на результатах промысла. С 1956 года утратили свое промысловое значение северные райо ны Норвежского моря, сократился ареал зимовки преднерестовых скоплений сельди. В 1961 году не было подходов сельди в район Лофотенского мелководья. В настоящее время большие затрудне ния испытывают все флотилии, добывающие сельдь в Норвежском море. В промысловых районах Норвежского моря в летне-осенний пе риод наблюдалось большое количество мелкой сельди размером от 18 до 26 сантиметров. Вероятно, это сельди поколения 1959 года, урожайность которого оценена лабораторией сельди ПИНРО как средняя. Если в последующие годы условия внешней среды будут благоприятны, то эти сельди пополнят промысловое стадо, а следо вательно, наступит улучшение промысловой обстановки не раньше 1963—1964 годов. О спаде промысла сельди в Норвежском море на ближайшие че тыре года неоднократно указывали ученые Полярного института. Естественно, что промысел сельди во время спада большой группой судов будет нерентабелен. Часть судов необходимо пере ключать в другие районы и на лов донных рыб. В более отдален- -ные районы, в том числе и в новый, могут идти только суда типа «Океан». Большей же части нашего флота придется вести промы сел в Северном и Баренцевом морях. Значительный интерес для промышленности представляет освое ние промысла сельди в зимне-весенний период на Гебридском мел ководье, где в последние годы происходил нерест большого количе ства сельди. Поисковые корабли в этот район следует направлять с февраля и контролировать район до конца марта. Необходимо также расширить видовой ассортимент уловов. В южной и юго-западной части Норвежского моря в осенне-зимний период скапливается в плотные косяки путассу — рыба семейства тресковых. В последние годы численность путассу, видимо, увели чивается. Облавливать путассу можно разноглубинным тралом. В 1960 году суда типа БМРТ за траление добывали по нескольку тонн этой рыбы. По сравнению с сельдью, путассу менее быстроходна. Ее добыча возможна и с судов типа СРТ. По нашим наблюдениям, путассу является пищевым конкурентом сельди, и ее интенсивней вылов будет благоприятен для последней. 4 В Северном море в весенний период в дрифтерные сети залав ливается скумбрия. Иногда уловы этой рыбы достигают 100—200 килограммов на сеть. Польские, французские и датские рыбаки ве дут промысел скумбрии донным тралом. Особенно больших уловов они добиваются в сентябре, октябре, облавливая скумбрию на скло нах Норвежского мелководья. При правильной организации ее по исков возможен промысел скумбрии в мае, июне, июле на местах нереста. Особое внимание при ее поисках следует обратить на вй- ды южного побережья Норвегии, Каттегата и Скагеррака, Ирланд ского мелководья и Бискайского залива. Существенно должна перестроить свою работу перспективная промразведка сельди, первоочередной задачей которой должно быть отыскание и освоение новых районов и объектов лова. Сейчас этими работами занимается всего четыре корабля промраз ведки. Необходимо, чтобы не четыре корабля, а хотя бы десять постоян но занимались именно перспективами промысла. Только открытие и освоение новых районов промысла и объектов лова позволят весги промысел без значительных колебаний уловов и быстро увеличить общую добычу рыбы. В. ЗИЛАНОВ, инженер-ихтиолог перспективной промразвед- ли сельди. — - На состоявшемся в канун Нового года собрании партий но-хозяйственного актива тра лового флота шел разговор о техническом состоянии кораб лей. Я согласен со всеми това рищами, выступившими в пре ниях, а вот по вопросу ускоре ния судоремонта и улучшения его качества у меня возникли мысли, которыми я и хочу по делиться в порядке обсужде ния. Сейчас, образно говоря, мы имеем двойной треугольник под чинения. Споры, • претензии, различ ные вопросы решаются в трех инстанциях: тралфлот — Управ ление рыбной промышленности «—■ судоремонтный завод № 1. Иной раз дело не стоит вые денного яйца, а работники за водоуправления упрямо не хо тят браться за него, выставля ют много ненужных требова ний. Суда длительное* время простаивают в ремонте. кА ме жду тем времени, затраченного на то, чтобы «утрясти» вопрос, вполне хватило бы для вы полнения двух—трех подобных заказов. Старший механик траулера решает вопросы с заводом че рез группового механика. До пущен брак в работе — винов ных найти трудно. Каждый стремится снять с себя ответст венность. Надо подчинить судоремонт ные предприятия промысловым флотам, что позволит избежать этих и других бед. Наша жизнь богата примера ми, когда упрощение структу ры производства приносит боль шую пользу. Взять хотя бы бывшую промразведку. Сколько бумаги было исписано на оп равдание плохих прогнозов. Промразведка сваливала вину на ПИНРО, институт ссылался на слабую работу разведки. Сейчас промразведка подчинена ПИНРО и все встало на свое место. Почти десять лет существова ла транспортная контора. Судо водители помнят, как нерацио нально использовался в это время буксирный флот. Стоило подчинить буксиры рыбному порту, и порядка стало больше. В настоящее время в механи ко-судовой службе тралового флота 21 групповой механик. В штате завода 11 прорабов. Объединение специалистов под одним руководством даст воз можность закрепить за каждым из них определенное число ко раблей. Старшие механики траулеров будут знать только одного группового механика-прораба. А групповые механики-прорабы в свою очередь будут хорошо м а т ь техническое состояние кораблей, правильно планиро вать и оперативно вести судо ремонт. Конструкторское бюро трало вого флота и завода сольются в одно. Документация станет полнее, быстрее будет доходить до исполнителей. Отпадут мно гие вопросы снабжения станоч ного парка на БМРТ. Быстрее на флоте станут внедряться различные новшества. Разумеется, вся перестройка не должна ущемлять матери альных интересов людей. То же самое можно сказать и о подчинении управления морлова «Мурмансельди». Де ло от этого только выиграет. У этого укрупненного промы слового флота будет достаточно сил для контакта и с рыбаками- колхозниками, и с береговыми рыбообрабатывающими пред приятиями. Ведь колхозные суда тоже работают в Атлан тике, сдают рыбу на плавбазы «Мурмансельди», а суда сельдя ного флота смогут сдавать улов на рыбозаводы побережья. А для оперативности судоремон та следует подчинить «Мур мансельди» и судоремонтный завод № 2. Таким образом, у нас будут два крупных рыбодобывающих флота с собственной ремонтной базой С. ЕДЕМСКИЙ, капитан ремонтирующихся судов. : Меры приняты «РАЗДУМЬЯ ПОСЛЕ РЕЙСА» Начальник отдела добычи Уп равления рыбной промышленное!и тов. Блинов по поводу корреспон денции, опубликованной под та ким заголовком в «Рыбном Мур- мане» 12 октября 1961 года, сооб щил, что траловому флоту дано указание улучшить снабжение тралпряденом судов, промышляю щих в дальних районах северо-за- падной Атлантики. Капроновыми тралами флот в достаточной мере, действительно, не обеспечивается в связи с тем, что капрона нам дают значительно меньше, чем требуется. Капроновые мешки сажают на топенанты и пожилины льно-пень- ковым пряденом в связи с тем, что бензели из капронового прядена переползают, а это нарушает по садку сетного полотна. Пласти капроновых мешков сельдяных тралов (донных и разноглубинных) сшивают не льно-пеньковым, а ка проновым пряденом. «АТЛАНТИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ» Партийный комитет «Мурман сельди», обсудив фельетон «Атлан тические парадоксы», опубликован ный в газете «Рыбный Мурман» от 14 декабря 1961 года, признал его актуальным, в основном правиль но отражающим положение дел, сложившееся в работе флагман ских специалистов экспедиции. Партийный комитет предложил руководству флота (тт. Бороду лин, Ефимов, Копач) до 30 янва ря 1962 года пересмотреть штат флагманских специалистов экспе диции, укрепив его инициативны ми, в совершенстве знающими свое дело работниками. Просить Управление рыбной про мышленности Мурманского совнар хоза выделить в первом полугодии и оказать помощь в установке на промысловых судах новой поиско вой и электрорадионавигационной аппаратуры. Можно снизить затраты на промвооружение Для предохранения нижней пла- 7 месяцев прошлого года 3492 стины двухрядного тралового ме- центнера выловленной рыбы (в шка от протирания о грунт, в на- сырце) и 7 обнаруженных концен- стоящее время применяются дуб- траций, которые облавливались леные специальными составами промысловыми судами, скотские шкуры. Это наиболее После постановки «Клайпеды» в удачное из всех ранее применяв- ремонт тов. Джемалетдинов пере- шихся средств защиты, но в то шел на промысловый траулер же время еще очень дорогое. «Красногвардейск». Здесь он про- Износоустойчивость шкур - 300 "^омбинирЗ анным мешком пра- и с х о д Г Т Г р « м . р РТ ™ у “ё£ »» '» б°Рта экипаж «Кр.сногв£р- ра од х, р р, а р у р дейсказ> промышляет уже в тече- польскои построики первой серии ™ л ■, (типа «Рига»? составляет 8 0 - 9 0 « ^ н Г е ^ й ^ б Г ШТ 7 У« п На я™ 3«ТРаЧИВаеТСЯА™ ным способом (со шкурами), про- - 7 5 8 0 рублей. В целом по флоту цасов ^ образом, эта цифра уже составляет 160750 обще- сложности проргГботал ру леи. уЖе ggg часов и сейчас еще годен Поэтому вопрос применения для для дальнейшей эксплуатации. защиты мешка более дешевых ма- Работа мешками без шкур поз- териалов или работа мешка без волила экипажу «Красногвардей- шкур позволит значительно сии- ска» только в течение двух рей- зить себестоимость рыбной про- соз добиться значительной эконо- дукции. мни орудий лова. В это время моряки в течение Интересны в этом отношении ш часов ' тралировали „а юго. опыты проводимые капитаном западном с^ он£ Медвежинской тов. Джемалетдиновым. банки ш часа на юго_западном Плавая на поисковом траулере склоне Гусиной банки и в Ценг- «Клайпеда», Ф. И. Джемалетдинов ральном районе, с марта 1961 года начал применять Каковы же особенности воору- мешки без шкур. В итоге капроно- жения мешков при работе без вый мешок левого борта прослу- шкур? жил 306 часов вместо 200 часов К нижней пластине его, при ра- по нормам. За это время моряки боте в районах с тяжелыми грун- «Клайпеды» работали на север- тами, пришивается один или два ных и юго-западных склонах Мур- сетных фартука. Учитывая, что манской, Финмаркенской, Рыбачь- вес концевой части мешка несколь- ей банок и Норвежского желоба, ко уменьшился и он приподнялся „ над грунтом, на топенанты мешка После постановки судна в ре- привЯзЫваются 10 -14 кухтылей монт этот мешок был передан на (по 5_ 7 на каждый ,ч -в ) . другое судно для дальнейшего ис- в связи с внедрением в эксплу- пользования, как имеющии 70 про- атацию траловых меШков из двух- чентов годности. Он прослужил прядной ма„ „Льской дели (особеи- еще л ь часов. но ПрИ pag0Te с концевой капро- Некоторые могут сказать: «Ко- новой частью мешка) его вес в во- нечно, поисковый экипаж может де уменьшается за счет меньшей, экспериментировать, у него пла- чем у пеньки, намокаемости ма- на добычи рыбы нет. Поэтому су- нильского волокна. дить, хорошо ли работало судно в Кроме того, очень важно, что за результате этих экспериментов, счет снятия шкур * конец мешка трудно». / дополнительно облегчается и при- л - поднимается над грунтом, что Однако эти выводы ошибочны. уменьшает ^ подтирание о 'Грунт* 1 - : ^ . Способ, ц настоя- вым, ранее проверявшийся неко торыми другими промысловиками, уже можно ' смело рекомендовать при работе в районах с хорошими грунтовыми условиями. Промышляя хотя бы в части районов таким способом, экипажи 'траулеров смогут снизить затраты на промвооружение п удешевить рыбопродукцию. • 4 ‘<Г. V. В. МАКШЕЕВ, инженер про изводственного отдела трало вого флота. - На счету моряков «Кл «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 января 1962 г. - 3 стр. f
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz