Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.

/ В 1962 году использовать опыт передовиков, накоплен­ ный в третьем году семилетки. Не повторять ошибок, активнее бороться с недо­ статками, лучше о р г а н и з о в а т ь промысел. П О -М О Е М У , •Я» \ ¥ О перспективах промысла сельди По данным кандидата биологических наук тов. Юданова, осно­ ву промыслового стада атлантико-скандинавских сельдей на про­ тяжении семи лет составляют сельди урожайных поколений 1950— 1951 годов. Значительного пополнения промыслового стада молоды­ ми сельдями не происходило из-за неурожаиности поколений сель­ ди нескольких лет подряд. Одновременно интенсивный промысел сельди и старение про­ мыслового стада с каждым годом увеличивали убыль взрослых рыб, что начало ощущаться на результатах промысла. С 1956 года утратили свое промысловое значение северные райо­ ны Норвежского моря, сократился ареал зимовки преднерестовых скоплений сельди. В 1961 году не было подходов сельди в район Лофотенского мелководья. В настоящее время большие затрудне­ ния испытывают все флотилии, добывающие сельдь в Норвежском море. В промысловых районах Норвежского моря в летне-осенний пе­ риод наблюдалось большое количество мелкой сельди размером от 18 до 26 сантиметров. Вероятно, это сельди поколения 1959 года, урожайность которого оценена лабораторией сельди ПИНРО как средняя. Если в последующие годы условия внешней среды будут благоприятны, то эти сельди пополнят промысловое стадо, а следо­ вательно, наступит улучшение промысловой обстановки не раньше 1963—1964 годов. О спаде промысла сельди в Норвежском море на ближайшие че­ тыре года неоднократно указывали ученые Полярного института. Естественно, что промысел сельди во время спада большой группой судов будет нерентабелен. Часть судов необходимо пере­ ключать в другие районы и на лов донных рыб. В более отдален- -ные районы, в том числе и в новый, могут идти только суда типа «Океан». Большей же части нашего флота придется вести промы­ сел в Северном и Баренцевом морях. Значительный интерес для промышленности представляет освое­ ние промысла сельди в зимне-весенний период на Гебридском мел­ ководье, где в последние годы происходил нерест большого количе­ ства сельди. Поисковые корабли в этот район следует направлять с февраля и контролировать район до конца марта. Необходимо также расширить видовой ассортимент уловов. В южной и юго-западной части Норвежского моря в осенне-зимний период скапливается в плотные косяки путассу — рыба семейства тресковых. В последние годы численность путассу, видимо, увели­ чивается. Облавливать путассу можно разноглубинным тралом. В 1960 году суда типа БМРТ за траление добывали по нескольку тонн этой рыбы. По сравнению с сельдью, путассу менее быстроходна. Ее добыча возможна и с судов типа СРТ. По нашим наблюдениям, путассу является пищевым конкурентом сельди, и ее интенсивней вылов будет благоприятен для последней. 4 В Северном море в весенний период в дрифтерные сети залав­ ливается скумбрия. Иногда уловы этой рыбы достигают 100—200 килограммов на сеть. Польские, французские и датские рыбаки ве­ дут промысел скумбрии донным тралом. Особенно больших уловов они добиваются в сентябре, октябре, облавливая скумбрию на скло­ нах Норвежского мелководья. При правильной организации ее по­ исков возможен промысел скумбрии в мае, июне, июле на местах нереста. Особое внимание при ее поисках следует обратить на вй- ды южного побережья Норвегии, Каттегата и Скагеррака, Ирланд­ ского мелководья и Бискайского залива. Существенно должна перестроить свою работу перспективная промразведка сельди, первоочередной задачей которой должно быть отыскание и освоение новых районов и объектов лова. Сейчас этими работами занимается всего четыре корабля промраз­ ведки. Необходимо, чтобы не четыре корабля, а хотя бы десять постоян­ но занимались именно перспективами промысла. Только открытие и освоение новых районов промысла и объектов лова позволят весги промысел без значительных колебаний уловов и быстро увеличить общую добычу рыбы. В. ЗИЛАНОВ, инженер-ихтиолог перспективной промразвед- ли сельди. — - На состоявшемся в канун Нового года собрании партий­ но-хозяйственного актива тра­ лового флота шел разговор о техническом состоянии кораб­ лей. Я согласен со всеми това­ рищами, выступившими в пре­ ниях, а вот по вопросу ускоре­ ния судоремонта и улучшения его качества у меня возникли мысли, которыми я и хочу по­ делиться в порядке обсужде­ ния. Сейчас, образно говоря, мы имеем двойной треугольник под­ чинения. Споры, • претензии, различ­ ные вопросы решаются в трех инстанциях: тралфлот — Управ­ ление рыбной промышленности «—■ судоремонтный завод № 1. Иной раз дело не стоит вые­ денного яйца, а работники за­ водоуправления упрямо не хо­ тят браться за него, выставля­ ют много ненужных требова­ ний. Суда длительное* время простаивают в ремонте. кА ме­ жду тем времени, затраченного на то, чтобы «утрясти» вопрос, вполне хватило бы для вы­ полнения двух—трех подобных заказов. Старший механик траулера решает вопросы с заводом че­ рез группового механика. До­ пущен брак в работе — винов­ ных найти трудно. Каждый стремится снять с себя ответст­ венность. Надо подчинить судоремонт­ ные предприятия промысловым флотам, что позволит избежать этих и других бед. Наша жизнь богата примера­ ми, когда упрощение структу­ ры производства приносит боль­ шую пользу. Взять хотя бы бывшую промразведку. Сколько бумаги было исписано на оп­ равдание плохих прогнозов. Промразведка сваливала вину на ПИНРО, институт ссылался на слабую работу разведки. Сейчас промразведка подчинена ПИНРО и все встало на свое место. Почти десять лет существова­ ла транспортная контора. Судо­ водители помнят, как нерацио­ нально использовался в это время буксирный флот. Стоило подчинить буксиры рыбному порту, и порядка стало больше. В настоящее время в механи­ ко-судовой службе тралового флота 21 групповой механик. В штате завода 11 прорабов. Объединение специалистов под одним руководством даст воз­ можность закрепить за каждым из них определенное число ко­ раблей. Старшие механики траулеров будут знать только одного группового механика-прораба. А групповые механики-прорабы в свою очередь будут хорошо м а т ь техническое состояние кораблей, правильно планиро­ вать и оперативно вести судо­ ремонт. Конструкторское бюро трало­ вого флота и завода сольются в одно. Документация станет полнее, быстрее будет доходить до исполнителей. Отпадут мно­ гие вопросы снабжения станоч­ ного парка на БМРТ. Быстрее на флоте станут внедряться различные новшества. Разумеется, вся перестройка не должна ущемлять матери­ альных интересов людей. То же самое можно сказать и о подчинении управления морлова «Мурмансельди». Де­ ло от этого только выиграет. У этого укрупненного промы­ слового флота будет достаточно сил для контакта и с рыбаками- колхозниками, и с береговыми рыбообрабатывающими пред­ приятиями. Ведь колхозные суда тоже работают в Атлан­ тике, сдают рыбу на плавбазы «Мурмансельди», а суда сельдя­ ного флота смогут сдавать улов на рыбозаводы побережья. А для оперативности судоремон­ та следует подчинить «Мур­ мансельди» и судоремонтный завод № 2. Таким образом, у нас будут два крупных рыбодобывающих флота с собственной ремонтной базой С. ЕДЕМСКИЙ, капитан ремонтирующихся судов. : Меры приняты «РАЗДУМЬЯ ПОСЛЕ РЕЙСА» Начальник отдела добычи Уп­ равления рыбной промышленное!и тов. Блинов по поводу корреспон­ денции, опубликованной под та­ ким заголовком в «Рыбном Мур- мане» 12 октября 1961 года, сооб­ щил, что траловому флоту дано указание улучшить снабжение тралпряденом судов, промышляю­ щих в дальних районах северо-за- падной Атлантики. Капроновыми тралами флот в достаточной мере, действительно, не обеспечивается в связи с тем, что капрона нам дают значительно меньше, чем требуется. Капроновые мешки сажают на топенанты и пожилины льно-пень- ковым пряденом в связи с тем, что бензели из капронового прядена переползают, а это нарушает по­ садку сетного полотна. Пласти капроновых мешков сельдяных тралов (донных и разноглубинных) сшивают не льно-пеньковым, а ка­ проновым пряденом. «АТЛАНТИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ» Партийный комитет «Мурман­ сельди», обсудив фельетон «Атлан­ тические парадоксы», опубликован­ ный в газете «Рыбный Мурман» от 14 декабря 1961 года, признал его актуальным, в основном правиль­ но отражающим положение дел, сложившееся в работе флагман­ ских специалистов экспедиции. Партийный комитет предложил руководству флота (тт. Бороду­ лин, Ефимов, Копач) до 30 янва­ ря 1962 года пересмотреть штат флагманских специалистов экспе­ диции, укрепив его инициативны­ ми, в совершенстве знающими свое дело работниками. Просить Управление рыбной про­ мышленности Мурманского совнар­ хоза выделить в первом полугодии и оказать помощь в установке на промысловых судах новой поиско­ вой и электрорадионавигационной аппаратуры. Можно снизить затраты на промвооружение Для предохранения нижней пла- 7 месяцев прошлого года 3492 стины двухрядного тралового ме- центнера выловленной рыбы (в шка от протирания о грунт, в на- сырце) и 7 обнаруженных концен- стоящее время применяются дуб- траций, которые облавливались леные специальными составами промысловыми судами, скотские шкуры. Это наиболее После постановки «Клайпеды» в удачное из всех ранее применяв- ремонт тов. Джемалетдинов пере- шихся средств защиты, но в то шел на промысловый траулер же время еще очень дорогое. «Красногвардейск». Здесь он про- Износоустойчивость шкур - 300 "^омбинирЗ анным мешком пра- и с х о д Г Т Г р « м . р РТ ™ у “ё£ »» '» б°Рта экипаж «Кр.сногв£р- ра од х, р р, а р у р дейсказ> промышляет уже в тече- польскои построики первой серии ™ л ■, (типа «Рига»? составляет 8 0 - 9 0 « ^ н Г е ^ й ^ б Г ШТ 7 У« п На я™ 3«ТРаЧИВаеТСЯА™ ным способом (со шкурами), про- - 7 5 8 0 рублей. В целом по флоту цасов ^ образом, эта цифра уже составляет 160750 обще- сложности проргГботал ру леи. уЖе ggg часов и сейчас еще годен Поэтому вопрос применения для для дальнейшей эксплуатации. защиты мешка более дешевых ма- Работа мешками без шкур поз- териалов или работа мешка без волила экипажу «Красногвардей- шкур позволит значительно сии- ска» только в течение двух рей- зить себестоимость рыбной про- соз добиться значительной эконо- дукции. мни орудий лова. В это время моряки в течение Интересны в этом отношении ш часов ' тралировали „а юго. опыты проводимые капитаном западном с^ он£ Медвежинской тов. Джемалетдиновым. банки ш часа на юго_западном Плавая на поисковом траулере склоне Гусиной банки и в Ценг- «Клайпеда», Ф. И. Джемалетдинов ральном районе, с марта 1961 года начал применять Каковы же особенности воору- мешки без шкур. В итоге капроно- жения мешков при работе без вый мешок левого борта прослу- шкур? жил 306 часов вместо 200 часов К нижней пластине его, при ра- по нормам. За это время моряки боте в районах с тяжелыми грун- «Клайпеды» работали на север- тами, пришивается один или два ных и юго-западных склонах Мур- сетных фартука. Учитывая, что манской, Финмаркенской, Рыбачь- вес концевой части мешка несколь- ей банок и Норвежского желоба, ко уменьшился и он приподнялся „ над грунтом, на топенанты мешка После постановки судна в ре- привЯзЫваются 10 -14 кухтылей монт этот мешок был передан на (по 5_ 7 на каждый ,ч -в ) . другое судно для дальнейшего ис- в связи с внедрением в эксплу- пользования, как имеющии 70 про- атацию траловых меШков из двух- чентов годности. Он прослужил прядной ма„ „Льской дели (особеи- еще л ь часов. но ПрИ pag0Te с концевой капро- Некоторые могут сказать: «Ко- новой частью мешка) его вес в во- нечно, поисковый экипаж может де уменьшается за счет меньшей, экспериментировать, у него пла- чем у пеньки, намокаемости ма- на добычи рыбы нет. Поэтому су- нильского волокна. дить, хорошо ли работало судно в Кроме того, очень важно, что за результате этих экспериментов, счет снятия шкур * конец мешка трудно». / дополнительно облегчается и при- л - поднимается над грунтом, что Однако эти выводы ошибочны. уменьшает ^ подтирание о 'Грунт* 1 - : ^ . Способ, ц настоя- вым, ранее проверявшийся неко­ торыми другими промысловиками, уже можно ' смело рекомендовать при работе в районах с хорошими грунтовыми условиями. Промышляя хотя бы в части районов таким способом, экипажи 'траулеров смогут снизить затраты на промвооружение п удешевить рыбопродукцию. • 4 ‘<Г. V. В. МАКШЕЕВ, инженер про­ изводственного отдела трало­ вого флота. - На счету моряков «Кл «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 января 1962 г. - 3 стр. f

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz