Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
Заметки о воспитании iiiii Новое Моральный кодекс строителя коммунизма, провозглашенный XXII съездом КПСС в новой Про грамме партия, прочно входит в жизнь, в сердца и сознание масс. Это особенно ярко проявляется в движении за коммунистический труд. Ряды этого движения ра стут с каждым днем. Все больше советских людей начинает рабо тать и жить по-коммунистически. Я моряки траулера «Яро славль» борются за звание эки пажа коммунистического труда. Соблюдение нравственных прин ципов коммунистического обще жития стало законом жизни боль шинства из них. Зот, например, стар ший мастер по добыче рыбы Константин Матве евич Мошников. Это чо- Как правило, к отходу судна Станислав Ку- рятняк обяза тельно являлся «навеселе». Но всегда чувствовал себя «на но гах». И не опаздывал. А на этот раз матрос прянкл бук вально за минуту до отправле ния, и видно было, что «пере брал» основательно. Покачи ваясь из стороны в сторону, он дошел до трапа, сделал не сколько шагов, но, потеряв рав новесие, плюхнулся в воду. Сбежались матросы, кто-то принес шторм-трап. С трудом вытащили на борт незадачливо го ныряльщика. Случай этот не на шутку взволновал экипаж. Как-то пе ред этим Курятник был замечен в нетрезвом состоянии во вре мя несения вахты, пришлось его отстранить от выполнения обязанностей. А теперь вот еще случай с «купанием»... Сколько чак и, если хотите, балагур —• во время отдыха матросы так н льнут к нему. Но вот страсть к спиртному — действительно большая помеха делу. Спис ать? Это легче всего же можно такое терпеть? Списать е судна — таково мнение отдельных руководите лей корабля. Но секретарь ком сомольской организации второй помощник капитана Юрий Пе тухов был не согласен с таким решением. Он знал: из Курят ника можно еще сделать на стоящего моряка. В конце кон цов, списать всегда можно. На чем основывался комсо мольский вожак среднего трау лера № 1043? Он видел: Ста нислав толковый, смышленый парень. Исполнительный, доб росовестный в работе. Лбщи- тельный с товарищами, весель- входит в жизнь ловек с высоким чувст вом общественного долга. Любит свой корабль, кол лектив, находит в труде истинное наслаждение. Если что-нибудь не ла дится с орудиями лова, пн не уйдет с вахты, по ка не исправит положе ния. Так близко человек принимает все к сердцу, та.к болеет за дело. Встречаются, правда, и люди иного характера. Был у нас такой элек тромеханик Жарков. Ра ботник неплохой, но то варищ неважный. Не до рожил честью коллекти ва, нехорошо вел себя в быту. Долго мы зозились с ним, пытались перевоспитать. Напрасно. В конце концов за большую провинность пришлось списать его с судна. Но такие случаи не типичны. Как правило, экипажу удается воспитать чело века в собственном коллективе. Партийная, профсоюзная, ком сомольская организации, коман дование-корабля стараются раз вивать у моряков чувство това рищества и взаимопомощи. Наша группа судов промыш ляет далеко на западе. Условия промысла тяжелые. Но отстающих судов нет. Капитаны, экипажи помогают друг другу советом, консультацией, присылкой спе циалистов. Наш старший мастер по добыче^ рыбы, например, не делю пробыл у балтийцев — эстонских рыбаков траулера «Юхонте Сюкисте», помог им на ладить работу с орудиями лоза. Нелая делегация наших моряков пересаживалась на траулер «Сал тыков-Щедрин», где ознакомилась с работой технолога и рефриже раторного отделения. Вообще мы убедились, что в наших условиях групповое со ревнование дает больший ре зультат, чем парное. Чувство общественного долга проявляется в разном. Взять ху дожественную самодеятельность. С большим трудом, а все же уда лось создать на «Ярославле» са модеятельный коллектив. Сколь ко радости было у самодеятель ных артистов, когда им аплоди ровали зрители! Что может быть приятнее одобрения товарищей? Каждый участник концерта по нял. что он сделал пусть неболь шое, но нужное для других дело. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 13 января 1962 г. А вот случай иного плана. Это казус, происшедший на почзе буквального понимания лозунга: «Кто не работает, тот не ест». Одно время не было сырья для выработки консервов. В связи с этим консервщик-салогрей Вла димир Гетин заявил в салоне: — Завтра работать не буду. Это слышал шеф-повар Ефре мов. На другой день он сказал Гетину: — Тебе обеда сегодня не поло жено: ты не работал. Пришлось объяснить повару, что салогрей пошутил, что на са мом деле он работал, только на другом участке. Пришлось также разъяснить, как надо понимать принцип: «Кто не работает, тот” не ест» и как он осуществляется в нашей стране. Разумеется, для воспитания моряков используются все формы политмассовой и культурно-про светительной работы, групповые и индивидуальные беседы. Пре следуется одна цель — добиться того, чтобы соблюдение всегда и во всем принципов морального кодекса строителя коммунизма стало привычкой, нормой поведе ния каждого моряка. У нас в текущем году выросло 22 ударника коммунистического труда. Это та сила, на которую опираются общественные органи зации и командование корабля в воспитательной работе. И большая заслуга принадлежит ударникам коммунистического труда в том, что коллектив «Ярославля» на несколько месяцев раньше срока выполнил годовой план и ему присвоили звание экипажа имени XXII съезда КПСС. Мы и впредь будем продуман но и настойчиво вести среди мо ряков работу по воспитанию но вого человека — строителя ком мунизма. А. ГЛАЗУНОВ, прмполит рефрижератор ного траулера «Ярославль». НА СНИМКЕ: лучшие люди «Ярославля», передовики про мысла. Слева направо — матрос С. ЖЕЙМИС, матрос П. ЗАГО- РОВСКИЙ, третий помощник ка питана П. ЮДИН, рыбмастер В. ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Фото из «Полярной правды». На другой день секретарь комсомольской организации за шел в кубрик к Курятнику. Справившись о состоянии здо ровья матроса, он завел с ним задушевный разговор. — Ты понимаешь, чем все это может кончиться? — гово рил Юрий. — Спишут тебя с корабля, запишут в т-рудовой книжке, что уволен за пьянку. И куда ты пойдешь с такой формулировкой? Помолчав, комсорг продол жал: — А ведь иь тебя мог бы по лучиться неплохой моряк. И он предложил ему помочь подготовиться к сдаче экзаме нов на боцмана. Станислав недоверчиво по смотрел на Юрия, но тот рас сеял его сомнения: — Дело говорю. Хочешь, хоть сегодня приступим к за нятиям?.. С того дня Курятника было не узнать. Прошло полтора го да — матрос не получил ни од ного замечания по службе. На оборот, вот уже второй раз ре шением судового комитета профсоюза его фамилия зано сится на Доску почета. Многое ему дали и занятия со вторым штурманом. Он в со вершенстве изучил устройство корабля, может без запинкй рассказать про пару_сное и шки перское вооружение, про все виды систем, якорные и грузо вые механизмы. Скоро у Курят ника экзамены, и их он навер няка сдаст блестяще. Но вот вспоминается другой случай. На среднем траулере 420 до недавнего времени плавал третьим штурманом Ни колаи Бакунин. Если говорить честно, характер был у него тяжелый. Он нередко вступал в пререкания с капитаном, был груб с подчиненными. На за мечания реагировал болезненно. Решив избавиться от неугод ного штурмана, капитан судил тов. Ерохин после решения суд- кома отдал приказ: списать Бакунина с траулера. —• Может быть, мы не сколько поторо пились с таким решением, надо было бы за няться воспитанием Бакунина? Но уж так получилось... Кста ти, Бакунин сейчас плавает на каком-то другом судне, — успокаивает себя Ерохин. Такого же мнения придержи вается и секретарь парторгани зации судна тов. Кузнецов. — Может быть, надо было повозиться, — заявляет он. Да, конечно, надо было, то варищи, «повозиться» с ним. В Программе Коммунистиче ской партии, принятой XXII съездом, с особой силой подчер кивается необходимость усиле ния воспитательной работы с молодежью. Выступая на съез де, Н. С. Хрущев говорил: «Необходимо повысить вни мание и требовательность со стороны общественности к по ведению людей. Ведь дурные поступки совершают люди, ко торые в большинстве своем яв ляются членами того или ино го коллектива... Надо активнее использовать моральный вес и авторитет общественности для борьбы с нарушителями норм и правил социалистического об щежития». К сожалению, в сельдяном флоте нередки случаи, когда моряка, нарушающего порядок, стараются скорее списать с ко рабля, вместо того, чтобы бо роться за человека, перевоспи тать его, используя влияние коллектива. Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям судов «Мурмансельди» на это следует обратить самое серьез ное внимание. Списать челове ка с корабля легче всего. Надо постараться сделать из него на стоящего моряка — дисципли нированного, трудолюбивого, патриота. В. ТЯПКИН, помполит. Д Е Т И —Н А Ш Е Б У Д У Щ Е Е В нашей стране высшим зако ном жизни стал принцип: «Все во имя человека, все для блага чело века!». И коммунизм строится для людей. Но победа коммунизма -за висит от нас самих, от наших уси лий, самоотверженного труда. Каждый год к тем, кто трудится, создает, творит, строит, присоеди няется новый отряд — молодое пополнение. Выпускники школ спускаются в шахты, садятся за чертежные столы, поднимают в воздух самолеты, отправляются в морские просторы ловить фыбу... Когда и где начинается воспи тание подрастающего поколения? Огромно значение школы, но не с нее воспитание начинается. На чало — в семье. На самом деле, все является школой для ребенка — все, что окружает его, все, что составляет его опыт. Ребенок идет вслед за нами, взрослыми, жадно всматри ваясь и жадно вслушиваясь, все перенимая, обобщая, делая выво ды, учась. Это мы, взрослые, ве дем его в большую жизнь. И по тому так велико влияние семьи, отношений, сложившихся в ней. Родители должны внушать де тям, что все, что они имеют, зара ботано трудом отца и матери, что нельзя тратить деньги на все, что захочется иметь, даже если у ро дителей есть средства. Ничто так не портит человека, особенно ребенка, как все гото вое: еда подана, постель прибра на. платье постирано... — Играй, доченька! Придет время — наработаешься. Или: — Как я могу заставить сына делать что-либо по дому: ведь он в седьмом классе! Сколько уроков, да и погулять ребенку надо. Как часто можно слышать по добное от матерей. А это вредно. Чем раньше научишь ребенка вы полнять посильные дела, тем ско рее у маленького человека по явится любовь к труду, которая будет расти вместе с ним. Научить ребенка работать, уважать труд — великая заслуга родителей. Обычно трудовое воспитание в семье лежит на матери. Редко, когда отец учит чему-либо по хо зяйству детей, особенно в город ских условиях. С этим тоже нельзя мириться. Пример отца, по могающего матери, выполняющего разные работы в доме, явится лучшим средством воспитания ре бенка. Часто родители при детях разго варивают о делах на работе, при чем нелестно отзываются об от дельных сослуживцах, руководи телях. Такие разговоры пользы воспитанию детей не принесут. Отрицательно влияет на детей неправильное поведение родите лей в семье. Учатся в нашей школе две девочки — девятиклассницы Валя К. и Света П. Однажды к учителю попала их записка. Вуль гарного содержания. В чем же де ло? Оказалось, что такие слова в обиходе у старших членов семьи. Учатся в нашей школе и дети работников тралового флота. Ак тивны в общественной школьной жизни Ошуркова (отец — капи тан траулера), Гончарова (отец рыбмастер траулера «Маяков ский»), Комягина (отец — по мощник рыбмастера траулера «И. Сивко»), Музыка (отец —* Плиско Роман Иванович — ра дист траулера «Минусинск»), К сожалению, много есть и та ких примеров, когда родители, лю ди, уважаемые на производстве, не занимаются семьей и их дети совершают плохие поступки. Так, был задержан милицией сын ка питана траулера «Нептун» А. А. Попова Алексей. Плохо ведет себя, не успевает по четырем предметам (по итогам за первую четверть) сын капитана тов. Буркова. Ка питаны гг. Кожёвшнсов; К«>стин неправильно*ведут себя в быту, тем самым подают дурной пример своим детям. Бывает и так. Возвратился отец с промысла — выпивка. А утром в школе ребенок заявляет: — Не спрашивайте меня сегод ня. Папка с моря пришел, весь день пили... И получается: для отца —' праздник, а для школьника — на казание. Давайте же. отцы и матери, по- настоящему воспитывать детей, растить их строителями коммуниз ма. А для этого самим надо свято блюсти нравственный принцип мо рального кодекса строителя ком мунизма, записанный в Программе КПСС: «взаимное^ уважение в семье, забота о воспитании детей». А. СЕМЕНОВА, преподава тель средней школы № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz