Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.

Заметки о воспитании iiiii Новое Моральный кодекс строителя коммунизма, провозглашенный XXII съездом КПСС в новой Про­ грамме партия, прочно входит в жизнь, в сердца и сознание масс. Это особенно ярко проявляется в движении за коммунистический труд. Ряды этого движения ра­ стут с каждым днем. Все больше советских людей начинает рабо­ тать и жить по-коммунистически. Я моряки траулера «Яро­ славль» борются за звание эки­ пажа коммунистического труда. Соблюдение нравственных прин­ ципов коммунистического обще­ жития стало законом жизни боль­ шинства из них. Зот, например, стар­ ший мастер по добыче рыбы Константин Матве­ евич Мошников. Это чо- Как правило, к отходу судна Станислав Ку- рятняк обяза­ тельно являлся «навеселе». Но всегда чувствовал себя «на но­ гах». И не опаздывал. А на этот раз матрос прянкл бук­ вально за минуту до отправле­ ния, и видно было, что «пере­ брал» основательно. Покачи­ ваясь из стороны в сторону, он дошел до трапа, сделал не­ сколько шагов, но, потеряв рав­ новесие, плюхнулся в воду. Сбежались матросы, кто-то принес шторм-трап. С трудом вытащили на борт незадачливо­ го ныряльщика. Случай этот не на шутку взволновал экипаж. Как-то пе­ ред этим Курятник был замечен в нетрезвом состоянии во вре­ мя несения вахты, пришлось его отстранить от выполнения обязанностей. А теперь вот еще случай с «купанием»... Сколько чак и, если хотите, балагур —• во время отдыха матросы так н льнут к нему. Но вот страсть к спиртному — действительно большая помеха делу. Спис ать? Это легче всего же можно такое терпеть? Списать е судна — таково мнение отдельных руководите­ лей корабля. Но секретарь ком­ сомольской организации второй помощник капитана Юрий Пе­ тухов был не согласен с таким решением. Он знал: из Курят­ ника можно еще сделать на­ стоящего моряка. В конце кон­ цов, списать всегда можно. На чем основывался комсо­ мольский вожак среднего трау­ лера № 1043? Он видел: Ста­ нислав толковый, смышленый парень. Исполнительный, доб­ росовестный в работе. Лбщи- тельный с товарищами, весель- входит в жизнь ловек с высоким чувст­ вом общественного долга. Любит свой корабль, кол­ лектив, находит в труде истинное наслаждение. Если что-нибудь не ла­ дится с орудиями лова, пн не уйдет с вахты, по­ ка не исправит положе­ ния. Так близко человек принимает все к сердцу, та.к болеет за дело. Встречаются, правда, и люди иного характера. Был у нас такой элек­ тромеханик Жарков. Ра­ ботник неплохой, но то­ варищ неважный. Не до­ рожил честью коллекти­ ва, нехорошо вел себя в быту. Долго мы зозились с ним, пытались перевоспитать. Напрасно. В конце концов за большую провинность пришлось списать его с судна. Но такие случаи не типичны. Как правило, экипажу удается воспитать чело­ века в собственном коллективе. Партийная, профсоюзная, ком­ сомольская организации, коман­ дование-корабля стараются раз­ вивать у моряков чувство това­ рищества и взаимопомощи. Наша группа судов промыш­ ляет далеко на западе. Условия промысла тяжелые. Но отстающих судов нет. Капитаны, экипажи помогают друг другу советом, консультацией, присылкой спе­ циалистов. Наш старший мастер по добыче^ рыбы, например, не­ делю пробыл у балтийцев — эстонских рыбаков траулера «Юхонте Сюкисте», помог им на­ ладить работу с орудиями лоза. Нелая делегация наших моряков пересаживалась на траулер «Сал­ тыков-Щедрин», где ознакомилась с работой технолога и рефриже­ раторного отделения. Вообще мы убедились, что в наших условиях групповое со­ ревнование дает больший ре­ зультат, чем парное. Чувство общественного долга проявляется в разном. Взять ху­ дожественную самодеятельность. С большим трудом, а все же уда­ лось создать на «Ярославле» са­ модеятельный коллектив. Сколь­ ко радости было у самодеятель­ ных артистов, когда им аплоди­ ровали зрители! Что может быть приятнее одобрения товарищей? Каждый участник концерта по­ нял. что он сделал пусть неболь­ шое, но нужное для других дело. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 13 января 1962 г. А вот случай иного плана. Это казус, происшедший на почзе буквального понимания лозунга: «Кто не работает, тот не ест». Одно время не было сырья для выработки консервов. В связи с этим консервщик-салогрей Вла­ димир Гетин заявил в салоне: — Завтра работать не буду. Это слышал шеф-повар Ефре­ мов. На другой день он сказал Гетину: — Тебе обеда сегодня не поло­ жено: ты не работал. Пришлось объяснить повару, что салогрей пошутил, что на са­ мом деле он работал, только на другом участке. Пришлось также разъяснить, как надо понимать принцип: «Кто не работает, тот” не ест» и как он осуществляется в нашей стране. Разумеется, для воспитания моряков используются все формы политмассовой и культурно-про­ светительной работы, групповые и индивидуальные беседы. Пре­ следуется одна цель — добиться того, чтобы соблюдение всегда и во всем принципов морального кодекса строителя коммунизма стало привычкой, нормой поведе­ ния каждого моряка. У нас в текущем году выросло 22 ударника коммунистического труда. Это та сила, на которую опираются общественные органи­ зации и командование корабля в воспитательной работе. И большая заслуга принадлежит ударникам коммунистического труда в том, что коллектив «Ярославля» на несколько месяцев раньше срока выполнил годовой план и ему присвоили звание экипажа имени XXII съезда КПСС. Мы и впредь будем продуман­ но и настойчиво вести среди мо­ ряков работу по воспитанию но­ вого человека — строителя ком­ мунизма. А. ГЛАЗУНОВ, прмполит рефрижератор­ ного траулера «Ярославль». НА СНИМКЕ: лучшие люди «Ярославля», передовики про­ мысла. Слева направо — матрос С. ЖЕЙМИС, матрос П. ЗАГО- РОВСКИЙ, третий помощник ка­ питана П. ЮДИН, рыбмастер В. ЧЕРЕДНИЧЕНКО. Фото из «Полярной правды». На другой день секретарь комсомольской организации за­ шел в кубрик к Курятнику. Справившись о состоянии здо­ ровья матроса, он завел с ним задушевный разговор. — Ты понимаешь, чем все это может кончиться? — гово­ рил Юрий. — Спишут тебя с корабля, запишут в т-рудовой книжке, что уволен за пьянку. И куда ты пойдешь с такой формулировкой? Помолчав, комсорг продол­ жал: — А ведь иь тебя мог бы по­ лучиться неплохой моряк. И он предложил ему помочь подготовиться к сдаче экзаме­ нов на боцмана. Станислав недоверчиво по­ смотрел на Юрия, но тот рас­ сеял его сомнения: — Дело говорю. Хочешь, хоть сегодня приступим к за­ нятиям?.. С того дня Курятника было не узнать. Прошло полтора го­ да — матрос не получил ни од­ ного замечания по службе. На­ оборот, вот уже второй раз ре­ шением судового комитета профсоюза его фамилия зано­ сится на Доску почета. Многое ему дали и занятия со вторым штурманом. Он в со­ вершенстве изучил устройство корабля, может без запинкй рассказать про пару_сное и шки­ перское вооружение, про все виды систем, якорные и грузо­ вые механизмы. Скоро у Курят­ ника экзамены, и их он навер­ няка сдаст блестяще. Но вот вспоминается другой случай. На среднем траулере 420 до недавнего времени плавал третьим штурманом Ни­ колаи Бакунин. Если говорить честно, характер был у него тяжелый. Он нередко вступал в пререкания с капитаном, был груб с подчиненными. На за­ мечания реагировал болезненно. Решив избавиться от неугод­ ного штурмана, капитан судил тов. Ерохин после решения суд- кома отдал приказ: списать Бакунина с траулера. —• Может быть, мы не­ сколько поторо­ пились с таким решением, надо было бы за­ няться воспитанием Бакунина? Но уж так получилось... Кста­ ти, Бакунин сейчас плавает на каком-то другом судне, — успокаивает себя Ерохин. Такого же мнения придержи­ вается и секретарь парторгани­ зации судна тов. Кузнецов. — Может быть, надо было повозиться, — заявляет он. Да, конечно, надо было, то­ варищи, «повозиться» с ним. В Программе Коммунистиче­ ской партии, принятой XXII съездом, с особой силой подчер­ кивается необходимость усиле­ ния воспитательной работы с молодежью. Выступая на съез­ де, Н. С. Хрущев говорил: «Необходимо повысить вни­ мание и требовательность со стороны общественности к по­ ведению людей. Ведь дурные поступки совершают люди, ко­ торые в большинстве своем яв­ ляются членами того или ино­ го коллектива... Надо активнее использовать моральный вес и авторитет общественности для борьбы с нарушителями норм и правил социалистического об­ щежития». К сожалению, в сельдяном флоте нередки случаи, когда моряка, нарушающего порядок, стараются скорее списать с ко­ рабля, вместо того, чтобы бо­ роться за человека, перевоспи­ тать его, используя влияние коллектива. Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям судов «Мурмансельди» на это следует обратить самое серьез­ ное внимание. Списать челове­ ка с корабля легче всего. Надо постараться сделать из него на­ стоящего моряка — дисципли­ нированного, трудолюбивого, патриота. В. ТЯПКИН, помполит. Д Е Т И —Н А Ш Е Б У Д У Щ Е Е В нашей стране высшим зако­ ном жизни стал принцип: «Все во имя человека, все для блага чело­ века!». И коммунизм строится для людей. Но победа коммунизма -за­ висит от нас самих, от наших уси­ лий, самоотверженного труда. Каждый год к тем, кто трудится, создает, творит, строит, присоеди­ няется новый отряд — молодое пополнение. Выпускники школ спускаются в шахты, садятся за чертежные столы, поднимают в воздух самолеты, отправляются в морские просторы ловить фыбу... Когда и где начинается воспи­ тание подрастающего поколения? Огромно значение школы, но не с нее воспитание начинается. На­ чало — в семье. На самом деле, все является школой для ребенка — все, что окружает его, все, что составляет его опыт. Ребенок идет вслед за нами, взрослыми, жадно всматри­ ваясь и жадно вслушиваясь, все перенимая, обобщая, делая выво­ ды, учась. Это мы, взрослые, ве­ дем его в большую жизнь. И по­ тому так велико влияние семьи, отношений, сложившихся в ней. Родители должны внушать де­ тям, что все, что они имеют, зара­ ботано трудом отца и матери, что нельзя тратить деньги на все, что захочется иметь, даже если у ро­ дителей есть средства. Ничто так не портит человека, особенно ребенка, как все гото­ вое: еда подана, постель прибра­ на. платье постирано... — Играй, доченька! Придет время — наработаешься. Или: — Как я могу заставить сына делать что-либо по дому: ведь он в седьмом классе! Сколько уроков, да и погулять ребенку надо. Как часто можно слышать по­ добное от матерей. А это вредно. Чем раньше научишь ребенка вы­ полнять посильные дела, тем ско­ рее у маленького человека по­ явится любовь к труду, которая будет расти вместе с ним. Научить ребенка работать, уважать труд — великая заслуга родителей. Обычно трудовое воспитание в семье лежит на матери. Редко, когда отец учит чему-либо по хо­ зяйству детей, особенно в город­ ских условиях. С этим тоже нельзя мириться. Пример отца, по­ могающего матери, выполняющего разные работы в доме, явится лучшим средством воспитания ре­ бенка. Часто родители при детях разго­ варивают о делах на работе, при­ чем нелестно отзываются об от­ дельных сослуживцах, руководи­ телях. Такие разговоры пользы воспитанию детей не принесут. Отрицательно влияет на детей неправильное поведение родите­ лей в семье. Учатся в нашей школе две девочки — девятиклассницы Валя К. и Света П. Однажды к учителю попала их записка. Вуль­ гарного содержания. В чем же де­ ло? Оказалось, что такие слова в обиходе у старших членов семьи. Учатся в нашей школе и дети работников тралового флота. Ак­ тивны в общественной школьной жизни Ошуркова (отец — капи­ тан траулера), Гончарова (отец рыбмастер траулера «Маяков­ ский»), Комягина (отец — по­ мощник рыбмастера траулера «И. Сивко»), Музыка (отец —* Плиско Роман Иванович — ра­ дист траулера «Минусинск»), К сожалению, много есть и та­ ких примеров, когда родители, лю­ ди, уважаемые на производстве, не занимаются семьей и их дети совершают плохие поступки. Так, был задержан милицией сын ка­ питана траулера «Нептун» А. А. Попова Алексей. Плохо ведет себя, не успевает по четырем предметам (по итогам за первую четверть) сын капитана тов. Буркова. Ка­ питаны гг. Кожёвшнсов; К«>стин неправильно*ведут себя в быту, тем самым подают дурной пример своим детям. Бывает и так. Возвратился отец с промысла — выпивка. А утром в школе ребенок заявляет: — Не спрашивайте меня сегод­ ня. Папка с моря пришел, весь день пили... И получается: для отца —' праздник, а для школьника — на­ казание. Давайте же. отцы и матери, по- настоящему воспитывать детей, растить их строителями коммуниз­ ма. А для этого самим надо свято блюсти нравственный принцип мо­ рального кодекса строителя ком­ мунизма, записанный в Программе КПСС: «взаимное^ уважение в семье, забота о воспитании детей». А. СЕМЕНОВА, преподава­ тель средней школы № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz