Рыбный Мурман. 1962 г. Январь.
нарушать (Окончание. Нач. в Л* 3). Правила ППСС не предусматривают таких опасных сстояний, кроме случаев особых обстоятельств (пра- 'ла 21, 27 ППСС) и, отдавая таким образом инициа лу судоводителям, ставят толь- одно условие, чтобы расхожде- е не грозило столкновением и ло безопасным для судов и их удий лова. Вероятно, это понимает я сам автор проекта, так 1 к в своем следующем правиле ЛГ* 28 ПСП почти мностью ссылается на ППСС правила 18, 19, 21, 3 и 24, что безусловно правильно и для судоводите- я незыблемо. Сопоставляя проектные требования правил № 26, J л 7 и № 28 ПСП, не трудно убедиться, что они в редложенном варианте лишены практического смыс- *, ошибочны. Применяя их, судоводители каждый раз риходили бы к неправильным выводам и допускали ы массовые отступления от них. Правила № 29 и № 30. Если первое возлагает от- етственность за сцепление сетными порядками на УДно, выметавшее свои сети последним, и обязывает го экипаж принимать в первую очередь все меры для редотвращения сцепления сетями, то второе правило бязанность принятия первоочередных мер по предот- Фащению сцепления и ответственность за сцепление етями переносит на судно, дрейфующее по ветру. Практика показывает, что траулером, дрейфующим ю ветру, может оказаться траулер, выметавший свои ;ети первым. Целесообразно было бы оба правила сое динить в одно и всю тяжесть ответственности сосредо точить на судне, выметавшем сети последним. Правила Ms 31 и 32 продуманы недостаточно в той их части, где даны рекомендации на, случай огра ниченной видимости, длины порядка и безопасного рас стояния. Так, например: «Двойная длина порядка», как безопасное расстоя ние, неприемлемо потому, что количество сетей в по рядке колеблется в довольно широком диапазоне от 40 до 120 штук, общей длиной от 1,1 до 2,0 мили и на практике не может служить критерием безопасно го расстояния. Перед выметкой сетей в условиях ограниченной видимости автор проекта предлагает принять за пра вило: «проверять направление (сторону) предполагае мой выметки сетей на расстояние, равное «двойной длине» порядка. Практика дрифтерного промысла обя- } зывает судоводителя проверять также вероятный путь (направление) дрейфа с выметанными сетями. Таким образом, судно располагается в рыболовный дрейф с учетом направления, скорости и общего времени пред полагаемого дрейфа. Экипажу траулера, находящемуся в дрейфе с сетя ми в условиях плохой или ограниченной видимости, проект рекомендует регулярно светить в сторону сво его порядка лучом прожектора или выпускать в том жё направлении белые ракеты. Даже не моряку изве стно, что действие луча прожектора и белой ракеты в условиях мглы, тумана, дождя или снегопада как све тового сигнала весьма ограничено и малоэффективно. Поэтому правила № 31 и 32 справедливы только на непродолжительное время и не могут служить хоро шей рекомендацией на все время дрейфа с сетями. Выполнение их не предотвращает занос одного кораб ля в порядок другого и не предупреждает сцепление сетями. Как уже отмечалось ранее, в проекте ПСП допуще- ш серьезные отступления от требований ППСС и най- 1 ено далеко не рациональное решение проблемы про- шсловой сигнализации. Рассмотрим звуковые сигна- 1 ы; которыми по предлагаемому проекту должны со- фовождаться маневры, обозначаться производствен- |ые намерения или позиционные положения рыболов- гых судов. При удовлетворительной видимости надобность в та- их сигналах отпадает, за исключением звуковых сиг- алов, предусмотренных в ППСС при маневрировании удов на видимости друг у друга. Когда возникает не- бходимость обратить на себя внимание или предупре- !ить окружающие суда о маневре или повороте в ту гли иную сторону разумеется, если эти действия не тротиворечат ППСС), то рыболовное судно, как и вся- сое другое, должно руководствоваться правилом 28 гействующих ППСС. Аналогичное правило вошло в 1ПСС редакции 1960 года. : Что же касается звуковых сигналов для рыболовно- ■о судна, находящегося в условиях плохой или пони- сенной видимости, то проект ПСП полезно подвергнуть сритическому анализу с тем, чтобы уж если вводить ;динообразие в звуковые сигналы рыболовных судов, го они должны мало чем отличаться от сигналов ППСС. Проект ПСП для судов, продолжающих промысел в словиях плохой видимости, по смыслу не соответству- т принципам, заложенным в основу ППСС. ППСС строго требует бт судоводителя в случаях худшения видимости, снижения скорости движения гдна до умеренного хода, подавать туманные сигналы, •шводить машины в готовность к реверсам и т. д. При обнаружении туманных сигналов другого суд- I, по-видимому, впереди своего траверза всякое суд- э на ходу должно в дальнейшем продвигаться с осто- жностью и такой скоростью, чтобы могло быть оста- )влено в любой момент на половине расстояния ви- ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР... Отклики на статью В. Васильева «Новые ППСС и маневрирование рыболовных судов во время совместного промысла» о - принциповППСС ная тэв. сближения судов является обеспечение не оповещение в про каждого и з них, как это. димости. Это основной закон безопасности плавания в тумане. -• В комментариях Е. А. Микуливского к ППСС на этот счет сказано прямо: «Во время плавания в тумане, независимо от положения судов относительно друг дру га, ни одно из судов не является судном, обязанным уступать дорогу, до тех пор, пока они не будут нахо диться на виду одно у другого». Из этого следует, что в с ^ гуманная сигнализация для рыболовных вым, теряет свой в. тумане первооч< безопасного их р изводственном п трактуется в пр Даже если такие сигналы (по ПСП) и были бы ус лышаны на другом судне, то это обстоятельство суще ственных измен ею й в положение не внесло бы, так как «Если два судна сближаются в тукане и если они не знают положеиая друг друга, они яе должны про изводить изменения своих курсов. Изменение курса в тумане для расхождения с другим судном, положение которого не определено, является чрезвычайно опас ным и ошибочным поступком» (Е. А. Никулинский). Другие комментарии здесь излишни, по слышимости сигналов нельзя судить о ракурсе судна. В ППСС предусматриваются между звуковыми ту манными сигналами строгие интервалы (паузы), ко торые предназначены судоводителю для прослушива ния окружающего пространства. Тов. Васильев предла гает эти интервалы занять продолжением звуковых сигналов по особой таблице электрической сиреной, звук которой, безусловно, заглушит ответные сигналы другого судна, что может привести к столкновению судов. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что было бы ошибкой наделять одно судно преимуществом по отношению к другому судну в зависимости от их производственного положения во время неудовлетвори тельной визуальной видимости, когда позиционное по ложение их не определено. Подобная модернизация правил ППСС и обычной морской практики при веде нии промысла рыболовными кораблями в тумане, сне гопаде и т. д. не облегчила бы работу судоводителей и в то же время повысилась бы вероятность столкнове ний. Некоторые соображения по вопросам визуальной сигнализации. В проекте ПСП для судов дрифтерного способа лова не предусматривается специальная ви зуальная сигнализация, следовательно, она должна полностью отвечать требованиям ППСС. Исходя из того, что рыболовное судно, если его ору дия лова (снасти) простираются по горизонтали в мо ре более чем на 153 м, обязано по новым ППСС, поми мо опознавательных огней (знаков) для судна, заня того ловом рыбы, нести дополнительный белый огонь (днем — черный конус вершиной кверху), выставлен ный ниже опознавательного сигнала (знака) и в сто рону выметанных снастей и видимый вокруг по всему горизонту. Учитывая также, что судно с бортовым расположе- • нием трала во время вытравливания ваеров уклоняется в сторону трала на некоторый угол по компасу и что при расхождении очень важно знать, с какого борта спущен трал на другом корабле, то выставлен ный применительно к требованиям новых ППСС до полнительный белый огонь (днем черный конус вер шиной кверху) будет указывать сторону нахождения трала в воде относительно судна и будет хорошо ори ентировать судоводителя встречного, обгоняющего или следующего, на пересечку курса траулера пои избра нии маневра для расхождения судов и их тралов. Принципиального отступления от ППСС не будет, если траулер на время спуска или подъема орудий лова будет показывать такой дополнительный белый огонь (днем черный конус) и убирать его после спу ска. Разумеется, что при вытравливании ваеров долж ны быть открытыми: опознавательные огни для суд на, занятого траловым ловом, отличительные (борто вые), гакобортный и дополнительный белый огонь (в стороне и в направлении трала), а также топозый Публикацией статьи капитана тов. Феденко редакция заканчивает обсуждение статьи тов. Васильева «Новые ППСС и маневрирование рыболовных судов во время совместного промысла». Вчера в Мурманском Высшем мореходном училище состоялось совместное заседание кафедр «Морское дело и промышленное рыболовство» и «Судовождение». Засе дание рассмотрело итоги дискуссии по проекту Правил совместного промысла. Управление рыбной промышленности готовит обобщен ный материал по зрому вопросу. огонь на задней мачте, если он на ней установлен. Подчеркиваю, дополнительные сигналы во всех слу чаях должны находиться ниже основных опознаватель ных сигналов и обязательно в стороне и направлении находящихся за бортом орудий лова, а нг под основ ными сигналами, как это требуется по проекту ПСП. Из изложенного видно, что острой необходимости в дополнительном (по проекту ПСП) клотиковом синем огне здесь не ощущается. В отличие от проекта ПСП дополнительную ромбо видную фигуру на судне, занятом тралированием. по . новым ППСС выставлять не требуется. Такую черную ромбовидную фигуру будет рациональнее выставлять на обоих судах, сцепившихся тралами, или сетными порядками, или на судах, занимающихся «близнецо- ным» траловым ловом, так как между этими судами имеется физическая тросовая связь. Поэтому предлагаемый в проекте сигнал для судов, сцепившихся орудиями лова, — два черных шаэа (яли два красных огня), расположенных вертикально, следует выставлять на судах, которые, вследствие тех нических причин, лишены возможности управляться. К ним относятся корабли, двигатели или рулевое уст-»- ройство которых неисправно, или гребной винт имеет намотку снастей и т. д. Рыболовное судно на «задеве» должно нести, кро ме ^познавательных огней, дополнительные огни, идентично судну, стоящему на якоре и в зависимости от его длины, что также соответствует сигналам суд на, занимающегося рыбной ловлей на якоре. Эти усло вия сохраняются и на случай тумана. Клотиковый синий огонь на фоне этого яркого светового сигнала, кратко выражаясь, можно опустить за ненадобностью. Перечисленные мною здесь огни и знаки для рыбо ловных судов не являются предложениями чего-то но вого в промысловой сигнализации — это требования и понятия ППСС редакции 1960 года. Нет надобности анализировать все. правила ПСП применительно к новым ППСС и морской промысловой практике, чтобы убедиться, что автор предложил нам вариант проекта не из лучших. В нем допущены су щественные отступления от ППСС. ПСП велики по объему, могут внести много путаницы в их примене нии и дают повод к противоположным толкованиям и соображениям. Принятие таких ПСП, к сожалению, мало облегчало, а, наоборот, осложняло бы работу п ориентировку судоводительского состава на промысле. В проект ПСП не следовало бы вводить новых спе циальных огней, знаков, звуковых сигналов и особую таблицу сигнализации для показания якобы тех или иных производственных положений рыболовного судна, а на самом деле оповещающих окружающие суда о состоянии его орудий лова, находящихся в воде. В новом проекте ПСП целесообразно максимально воспользоваться положениями новых ППСС, их огня ми, знаками и звуковыми сигналами, приблизить их к насущным нуждам промысловой сигнализации, дать единые толкования понятиям. ПСП должны только восполнять те или иные про белы в универсальной сигнализации по ППСС, а не дублировать ее полностью. ПСП не должны нарушать сколько-нибудь основных принципов ППСС и тогда, возможно, не потребовалась бы ратификация специаль ных международных соглашений для внедрения ПСП в мировую практику морского рыболовства, т. е. отпа ла бы надобность в издании двух различных Правил маневрирования и расхождения судов в море для судоводителей коммерческого и промыслового флотоп. Нельзя согласиться с автором проекта, что ратифи кация ППСС редакции 1960 года якобы отменяет ра нее существовавшую систему промысловой сигнализа ции. Как известно, она сложилась на основе действую щих ППСС, вошла в обычаи и рыболовную практику. Поэтому новая промысловая сигнализация, безуслов но. должна сложиться на базе новых ППСС. Введение новых ППСС потребует замены огней, зна ков и сигналов на новые, но значения их должны от вечать требованиям ППСС, поскольку ППСС являются единственным в своем роде, особым законом, регули рующим порядок плавания любого судна в смысле предупреждения опасности столкновения с другими судами. В ППСС сконцентрирован многолетний опыт всех поколений моряков, обобщена международная хорошая морская практика плавания и рыболовства, на основе которой слагалась и наша и зарубежная практика про мыслового судовождения. В том-то и весь смысл ППСС новой редакции, что они не отменяют, а утверждают уже установившуюся практику плавания и промысла со всеми сигналами и знаками, правами и обязанностями одного судна леред другим, ответственностью и т. д. Проект ПСП нуждается в серьезной переработке. За дача морских специалистов заключается в том, чтобы путем предложений и критических замечаний помочь проектанту в выполнении его ответственного задания. Ф . ‘ФЕДЕНКО, капитан дальнего плавания. Северная Атлантика. •-W- «РЫБНЫИ МУРМАН» 9 января 1962 г. 3 стр. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz