Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.

Курсанты на уборке урожая Иного общественных поручений выполняют курсанты Высшего мо­ реходного училища. Они работают на благоустройстве города, вых>- дят на охрану общественного по­ рядка, ездят на уборку урожая в колхозы области. И какое бы дело ни поручалось ребятам, они всег­ да его выполняют с огоньком. Так было и на этот раз. С 9 по 23 сентября группа курсантов I I и I I I курсов судомеханического факультета оказывала помощь подсобному хозяйству Кандалакш­ ского алюминиевого завода в уборке урожая. Одни косили тра­ ву, другие копали картофель, третьи срезали капусту. Вечерами собирались вместе, пели любимые песни. А утром снова за работу. Незаметно пролетели две неде­ ли. Хозяева были очень довольны такими помощниками. Работали все хорошо, но особенно отличи­ лись Николай Комаров, Иван То- ponos. Виктор Синицын, Владимир Ряхгков. Тепло провожали курсантов до­ мой работники подсобного хозяй­ ства. Н. СЛЮ САРЕВ. Б а к м б ы л - р ы б н ы й п р о м ы с е л В Мурманском краеведчеоком музее хорошо отражены современ­ ные достижения рыбной промыш­ ленности области и перспективы ее развития в семилетии. А вот история промысла на Мурмане до революции была по­ казана очень слабо. Поморы из­ давна ловили треску на Мурмане, но музей не располагал достаточ­ ными материалами. Для сбора экс­ понатов была организована экспе­ диция сотрудников отдела в Саам­ ский и Североморский районы. За время экспедиции удалось собрать основные орудия добычи и обработки, которыми пользова­ лись поморы в XIX и в начале XX веков. Главные из них — ярус, треековые и акульи. поддевы, ярусные и удебные колеса, чер- веницы для выкапывания морских черней, станки для скручивания подлесков и другие. Новые экспонаты представляют большой интерес. Они дают воз­ можность наглядно убедиться в том, как далеко шагнула вперед техника рыболовного промысла. В. ЗУ ЕВА , научный сотрудник отдела дореволюционного прошлого. I В суг и опять двери большого зала Дворца культуры им. С. М. Ки­ рова гостеприимно рас­ пахнулись, приглашая зрителей на открытие двадцать четвертого театрального сезона Мурманского областного драма­ тического театра. Первый спек­ такль этого сезона — «Нищий» В. Блинова (постановка режис­ сера В. К. Обнорского, художе­ ственное оформление В. А. Алек­ сеева). Итак, занавес поднят. Зрите­ лей радуют декорации, хорошо соответствующие содержанию пьесы, — борьбе нового, передо­ вого со старым, отжившим. На первом плане — частный до­ мишко Монаховых. Маленькое крыльцо. Недалеко от домика овраг, спуск к Волге. Виднеют­ ся такие же маленькие домики. А на том берегу реки — раски­ нулся новый город, с новострой­ ками, башенными кранами, мно­ гоэтажными домами. Зритель узнает главного ге­ роя —• Григория Монахова (за­ служенный артист Латвийской ССР В. Д. Туманов). Начиная с первых его слов н реплик, на всем протяжении спектакля Вахтанг Давыдович Туманов раскрывает пустоту души от­ щепенца, который отрекается от всего общественного. Григорию Монахову 40 лет* За его спиной — 3 курса уни­ верситета, угисгие в Великой Отечественной ьойне, долж­ ность мастера цеха большого завода. А сейчас — он обыва­ тель, человек, променявший все на свой домишко и сад. Долж­ но быть, этому человеку кто-то сильно досадил, и он обозлился на все общество, на его поряд­ ки и законы. Ему ничто не до­ рого. Ни общественные интере­ сы, ни нужды родного завода, на котором он проработал во­ семнадцать лет, ни семенное счастье. И вот на долю Вахтанга Да­ выдовича Туманова выпала за­ дача: показать никчемность та­ ких людей, их одиночество. «Ты всех разогнал, может и меря выгонишь?» — говорит Григорию Монахову его ста­ ренькая мать, Мгрия Петровна. Артисту нужно было показать душ/ человека, который с срю- мант-чкой» никогда не расста­ вался, был заядлым картежни­ ком. В. Д. Туманов еще раз блеснул своим мастерством пе­ ревоплощения. Зритель помнит Туманова — Дампфера в ин­ сценировке Аксенова «Коллеги», Хансена — в спектакле братьсч* Тур «Северная мадонна», Шварца — в спектакле .«Поте­ рянный сын» Арбузова. Везде и всегда артист находит те краски, которые делали бы его героя таким, каким он задумай драматургом. В финале спектакля Григорий Монахов остается совершенно один, даже родная мать и та ушла. Отщепенец обхватил свою голову руками и глубоко задумался, а задуматься ему есть над чем. Очень интересен образ мате­ ри Григория Монахова — Ма­ рии Петровны. Его создала за­ служенная артистка РСФС Р т Е А Т Р МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В EGTBE Судно на воздушной подушке ЙйЧБх' Начались испытания на воде крупнейшего в мире судна на воз­ душной подушке. Этот парящий корабль, сооруженный . эксперимен­ тально-исследовательским заводом Ленинградского института вод­ ного транспорта, будет курсировать на реках любой глубины. Ол сможет легко преодолевать пережаты и мели, опираясь на потов нагнетаемого под днище воздуха, ■ будет развивать скорость до 60 километров в час. Фото В. Белоруссова. )■. i 1•’ Фотохроника ТАСС Е. И Шаповалова. Седая ста­ рушка, намного набожная, она замечает перемены в жизни сына лишь тогда, когда он ухо­ дит с завода. Свою роль Шапо­ валова исполняет мггко, тепло, лирично. Артиста К. А. Баздерова зри­ тели привыкли видеть или в от­ рицательных, или в комических ролях, поэтом/ немного непри­ вычна ого роль Ильи в спек- тасле «Нищий». Илья — поло­ жительный герой нашего вре­ мени. Это брат Ирины — жены Григория Монахова. Илья в ис­ полнении Баздерова — умный, cnjKoiirbift, уравновешенный че­ ловек. Симпатии зрителей за­ служенно на его стороне. Он, действительно, герой нашего времени. Работая в Сибири на алюминиевом заводе, Илья учится заочно на химика. В его манерах, немногословности, скромности, моральной чисто­ те мы узнаем красивое лицо нашего современника. Такими чер.ами наделены многие мил­ лионы молодых строителей ком­ мунизма. Илья Е?аздерова безу­ пречен от первой сцены до по­ следней. Григорию Монахову драма­ тург противопоставляет пенсио­ неров Фомина (артист А. Б. Ро­ гачевский) и Горшенина (ар­ тист В. М. Макаров). Им уже за ip ^ггьдесят, но они и не ду­ мают об отдыхе, принимают ак­ тив -foe участие в общественной жизни города. Неплохо играет заслуженный артист РС Ф С Р М. М. Розен- блюм. Его Николай Петрович, дядя Григория Монахова, жизг! ^радостен, несмотря на свой преклонный возраст. Он пытается принять активное уча­ стие в судьбе Григория, но тот сам отказывается от этого. Драматург и постановщик не совсем правильно трактуют образ Ольги, приемной дочери Монаховых. Не свойственны скромной советской девушке такие слова: «Кто же нас уви­ дит? Нам самим приходится искать женихов». Ольга по идее неглупая и не ветреная. А ведет себя странно, нежиз­ ненно. Роль ее иосюлляег аюгрч- са Г. С. Иванченко. Она с тру­ дом преодолевает недостатки роли. Много большего зритель ждал от артистки Л . В . Кур- нисовой в роли жены Григо­ рия Монахова — Ирины. Она не раскрыла даже и части того, что было задумано драматур­ гом, а постановщик не заострил на этом внимание артистки. Поэтому зритель, недоумевая, спрашивает: «Где же была *хе- на, когда муж начал ска­ тываться в болото? Почему она, передовая работница, да­ ла ему возможность оторваться от коллектива?» Протест ее ока­ зался неподготовленным всем исполнением роли. Артистка Курнисова, также как и ар­ тист Соловьев Б. И. (Федор), сы 'ыли в этом спектакле ниже своих возможностей. Но эти недостатки, хотя я досадно, *гго вовремя их не устранили, не умаляют досго- инетв спектакля. В целом он удался. От имени зрителей Мурман­ ска, и в первую очередь работ­ ников рыбной промышленности, хочется поблагодарить твор­ ческий коллектив Мурманского драматического театра за боль­ шой и ценный подарок — хо­ роший, злободневный спек­ такль. Л. ЛО ГИНО В — мастер льдобазы Мурманского рыбокомбината. Сцена из спектакля «Нищий». Слева заслуженна» артист­ ка РСФС Р Е. И. ШАПОВАЛО ­ ВА в роли Марии Петровны. Справа — артистка Г. С И ВАН ЧЕН КО в роли Ольги: Фото К. Ульянова. a if (РИТ Ю 1 ЬТГ 9 1 октября этого года во Дворце культуры имени С. М. Кирова начинает свою работу народный университет культуры. Занятия булут про­ ходить несколько необычно: в виде лекцяй-концертюв, вечеров, устных журналов. На факультете музыки семь занятий из цикла. «Жизнь за­ мечательных музыкантов» про­ ведут артисты всероссийского гастрольно-концертного объе­ динения. Оки гюзнакомят слу­ шателей с творчеством Грига, Кабалевского, Скрябина, Хрен­ никова, Вагнера, Даргомыж­ ского, Хачатуряна. Остальные темы по музыке, кино, театру и живописи готовят мурман­ чане. Интересные занятия намече­ но провести на литературном факультете. На 22 октября приглаша­ ется лауреат кон­ курса артистов-чте­ цов «За мир и дружбу между на­ родами» Анна ГОи- рятинсхая. Она вы­ ступит с компози­ цией по ромт у А н н ы Зегерс сСедьмой крест». Пять литературных вечеров проведут артисты В ГКО Люд­ мила Кайранская. Софья Сай­ там, Евгений Зубарь, Трофим Тегерян, Галина Митрофанова, Галина Разумовская. Желаю­ щие заниматься в народном университете культуры могут записаться во Дворце культу­ ры иъ ени С. М. Кирова. Е. РАДОСТИ НА, зав. массовым сектором* [ОН ОПОЗОРИЛ [ КОЛЛЕКТИВ ■ Несколько дней назад поздно ! вечером идущие по проспекту име- " ни Ленина мурманчане были удив- J лены некоторой сумятицей. Люди J шарахались в сторону, уступая до- 5рогу пьяному человеку. Он весь* 5с половы до ног, был в грязи. Когда его доставили в вытрез- ! витель, выяснилось, что это Вик- ■ тор Савенхо, третий механик трау- ■лера «Север». Савенюо — молодой специалист, | только в 1961 году окончил Мур* | майское высшее мореходное учи- ■ лище. Он, видите ли, полагал, что « в городе существует свой, особый [ режим для моряков. Они мол* ■ долго ходят в море, и на берегу ■ им все позволено. v Нет, Савенво, порядок для всех 5 одинаков! Любой гражданин дол- ■ жен соблюдать правила ооцилял* S «этического общежития. < В. РАЗИН КО В, наш вне­ штатны* корреспондент. «тг— , —.... ... ...... I, „ , | ■ и д — . * И. о. редактора Ю. И. БЕЛЯКОВ* Газета выхолит по вторни! четвергам и субботам. I Адрес реаакиия: Комсомольская улица, дои М 4. Телефоны: мм . редактора, отв. секретарь, отделы культуры ■ быта, писем —■АТС рыбного аорта 2-75 а 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-М, бухгалтерии 8-96, редактор — 20-09. .Типография «Полярная правда». Зак. 4676. Тир. 3.000, ПН-00717, А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz