Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.

Если взятЬся друЖно... <Мателот> возвращался в род- вой порт. Миновав стоящие на рейде суда, траулер все ближе подходил к причалу. Как обычно бывает, на берегу ждали встречаю­ щие, стараясь еще издал!- опреде­ лить название корабля: — Кажется, не «Североморск»# I ~ А кто бы это мог быть? ~ И как уверенно идет! Наконец, стало ясно видно но­ мер траулера: РТ-332. —* «Мателот»!? Но ведь ему ра- ®о еще возвращаться с промысла,- Вот траулер пришвартовался — ш мы на его борту в каюте капи­ тана Ф. О. Шемионко. Феликс Осипович беседует со своим дру­ гом, капитаном «Камчатки» тов. Важлаковым. — Интересуетесь, почему верму- лгись раньше положенного? — пе­ респрашивает капитан Ф О. Ше- мионко. ~ План перевыполнили, запасы соли вышли, а свежье долго хранить на боргу нельзя, водошло время сдавать рыбу. Вот ■ пришлось вернуться на неделю раньше... Разговор становится общим. Капитаны рассказывают о нелег­ ких морских дорогах, своих скита­ ниях в поисках «рыбы: восточный склон Медвежинской банки, ост­ ров Надежды... Где только не по­ бывали промысловики! Что помогло экипажу досрочно выполнить план? '— В первую очередь, групповое соревнование, — в один голос за­ являют тт. Шемионко и Важлз- ков. «Мателот» соревнуется с «Лат­ вией», но траулер держит посто­ янную связь и с другими корабля­ ми, особенно с «Камчаткой». Ка ­ питаны помогают друг другу взять хороший улов. — Многие промысловики, — рассказывает Феликс Осипович, — придерживаются старого метода лова — тралят на прямых курсах, вслепую. Какое же новшество внесли в рыболовный промысел капитаны Шемионко и Важлакон? Обнаружив скопление рыбы, они прежде всего с помощью прибо­ ров определяют границы «пятна», а затем начинают траление. Дойдя до конца «пятна», траулер делает поворот на 180 градусе в и идет параллельным курсом, з?тем сно­ ва разворачивается, и так до конца траления. Результаты такого лова не за­ медлили сказаться: за 23,5 суток промыслового времени команда выловил? 200 тони рыбы вместо 175,5 т. На счету «Мателота» уже Н100 центнеров рыбы. Однако сами во себе вриборы а новые методы лова не могут оп­ ределить окончательного результа­ та труда. Основное здесь — люди, слаженные, четкие действия всего экипажа. Это хорошо понимают все командиры производства, ра­ ботающие иа «Мателоте». Старший мастер по дгбыче тов. Точллов сумел сплотать коллектив, организовать и яалравыь энергию многих к единой цели — быстрей­ шему выполнению з а д а н и я . И в этом рейсе и в предыдущих ко­ манда траулера трудилась, не счи­ таясь со временем. И результат «алицо: промысловики идут в од­ ном ряду с лучшими коллективами тралового флота. Отличными успехами в труде прославились и многие другие чле­ ны экипажа «Мателота». Машин­ ная команда, например, постоянно обеспечивает бесперебойную ра­ боту механизмов, что также влия­ ет на результат лова, коллектив сэкономил 72 тонны топлива. Его достаточно на 10 сугок промы­ слового рейса. — В хозяйстве старшего меха­ ника В. В. Сеника всегда полный порядок, — говорят на траулере, — в машинном отделении у нас чище, чем иа камбузе-, И эти слова, как нельзя лучше, характеризуют коллектив. Недавно судовой комитет трау­ лера «Мателот» обратился с хо­ датайством в базком 6 присвое­ нии матросам тов. Шитову и Гуд­ кову, радисту тов. Тарасову зва­ ния ударников коммунистического труда. Успехи коллектива траулера «Мателог» могли бы быть еще большими. Этому помешали бра­ коделы с первого судоремонтного завода. Вместо ленты «Феррадо» они поставили на ленгочные стопо­ ры лебедой транспортерную ленту. Во время рейса стопоры пять раз выходили из строя. Дзмается, что судоремонтники сделают из этого урока соответствующие выводы и не допустят в будущем подобных вольностей. Досрочное выполнение плана по вылову рыбы, создание изобилия продуктов литания в на­ шей стране — общее дело всего народа. И достойный вклад в не­ го должны внести вег, в том чи­ сле и судоремонтники. С. ПАВЛОВ. Д ля горняков Джезказгана УСТЬ-КАМ ЕНОГОРСК. Работники Восточно-Казахстанского ма­ шиностроительного завода создали и испытали уникальную по сво- ж им размерам классификационную машину. Ее вес 70 тонн. Диаметр спиралей три метра. Агрегат будет отправлен на Джезказган­ ский горнообогатительный комбинат. На снимке: спирали классификационной машины. * х j Фото Ф. Сальникова. Фотохроника ТАСС. Не в пользу показательного Экнпаж траулера «Лоцман» один из лучших в траловом флоте. Из года в год моряки перевы­ полняют планы, снижают себесто­ имость продукции. Не случайно корабль был включен в число опорно-показательных. И нынче дела у экипажа идут хооошо. Уже завершен план четвертого года се­ милетки по вылову рыбы. В августе мне довелось ходить на «Лоцмане» в качестве дублера капитана. Отход назначался на 20 часов 17 числа. А в 18 часов моряки во главе с капитаном Ф. С. Малыгиным все. уже были на борту судна и еще раз внима­ тельно проверяли, все ли готов) к выходу на промысел. Вот остался позади Кольский залив. Курс на юсо-восточный склон Медвежииской банки. Пре­ жде чем принять такое решение, капитан внимательно проанализи­ ровал обстановку. Ведь один толь­ ко переход туда в обратно займет четверо суток, а продо л ж и- тельность рей­ са 14 суток. В данном случае потеря промыс­ лового времени компенс и р э- валась высоки­ ми уловами. Первый трал принес три тон­ ны крупной трески. Поста­ вили буй. Су­ точное задание перекрыли в полтора раза. Но затем уловы стали рез к о снижаться и упали до пол- трудолю б и е, вы** модерниэировамныи трал —* лпганито в а л - АЛЯ меня д€ло нож,е- 0днако ни" какой литературы по интересую- ность, хочется щИМ ц^ня вопросам на корабле не высказать и ока3алось. Отделам управления свои замечания. фЛ(УГа н а д 0 позаботиться, чтобы Долгое время я на ОПорно-показательных судах в плавал старшим первую очередь были брошюры, П0М0ЩНИ К О М е. капитана н\ планаты 0 передовом опыте раба- больших рефри- ты и т- п- жераторных ко- Всем известно, что большие сравнивая райо- Рефрижераторные <*»»- ту штурманов Щены первоклассной рыоопоиско-» там и здесь, вой и радионавигационной тех-ни- приходишь к кой. И когда я поднялся в штур- выводу, что мансКую рубку «Лоцмана», то, сравнение это не в пользу су- от*Р°‘венно говоря, почувствовал доводит е л е й се^я неловко. Приборов раз—два траулера «Лоц- в обчелся, да и те старенькие. СИЛЬНЕЕ ВЕТРА |«г 5 сентября из очередного рей­ са возвратился траулер «Ролик». Промысел наш проходил в очень сложных условиях. Так как хоро­ ших рыбных конценп г.цвй в при­ брежных районах не было, коман­ дование корабля решило идти на северо-запад. Промысел начали на восточном склонз Медвежин- ской банки. Уловы ьде<ь доходи­ ли до двух тонн. Но вскоре пого­ да сильно ухудшилась, сгустился туман, уловы резко упали. В это время поисковые траулеры обна- Л ЕН И Н ГРА Д . На станкострои­ тельном заводе вмени Свердлова наготовлен первый высокопроиз­ водительный координатный копи­ ровально-фрезерный станои с чис­ ловым программным управлением. На снимке: новый станок. Фотохроника ТАСС. ружили рыбу в районе острова Надежды. Несмотря на сильный ветер, доходивший да семи бал­ лов, траулер «Ролик» сумел пе­ рейти в новый район. Подъемы не были постоянными: то резко воз­ растали — до трех кошалок за два часа траления, т. треска ис­ чезала. Много забот выпал,) на долю тралмейстерского cocraia. Ввиду того, что судоводители ьло^о зна­ ли район промысла (большинство штурманов работало здесь впер­ вые), значительно увеличилось ко­ личество случаев выхода из строя орудий лова. Мастеру по добыче тт. Быков. Шаповалов под руко­ водством старшего мастера по до­ быче тов. Звягина, не считаясь со временем, устраняли все неис­ правности. Так, несм^ря на слож­ ную промысловую обстановку, мо­ ряки траулера одержали очеред­ ную трудовую побед/. В этом рей­ се завершено выполие! ие девяти­ месячного плана по добыче рыбы. Консервная бригада в составе консервного мастера тов. Блохина и его помощника тов. Павловско­ го закончила выполнение годового плана по выработке хоьсервов. Машинная команда, возглавля­ емая старшим мехааиком тов. Вы- соковым. обесцечвла бесперебой­ ную работу главной «ашмвы в всех вспомогательных механиз­ мов. Особенно отдмчилвсь второй механик тов. Помтчлн и старший машинист тов. Cvmkob. Э. КУЗН ЕЦО В . J'JICWin ди 11VVI ман». . __ тонны. Так продолжалось двое Культура штурманской работы д л «слепую* суток. Часть кораблей покинула на «Лоцмане» еще отстает от со- *же устаРели- „^ ля освоения их этот район. Но наиболее терпели- временных требований. Со дня по- выдержка" А в м э т Г п ш Х вые капитаны, в том числе и тов. следнего уничтожения девиации, опыт’ выдержка, а все это приоо Малыгин, приняли решение остать- например, прошло уже пять меся- ретается„ ие в ™ сние одного ся на месте. И не просчитались, ц^в. Разница между показаниями Авух р^ ов; * Подъемы снова стали возрастать, компасов достигла 20 градусов. . ’ ™ ва1)ищ* ** У * Моряки «Лоцмана» брали за тра- Возможности для определения по- ^бльТчисда ’оп^о-птоазатель- леиие от трех до пяти тонн круп- правки были, но, кроме сличения р чей трое». На обработку улова .„««со в . ничего не делалось. A ^ ы Т и о Z t ? Z i l T i l Z уходило ие более двух часов. ведь определение поправки астро- и un._finu — :____ Рейс закончился успешно. Вме- номическим путем отняло бы не " ие сто 73 тонн в порт доставили 100 более десяти иинут. ны всеми новейшими приборами, тонн трески. 86 тони из них со-4 Несколько замечаний и пожела- 'П ы штурманы осваив и р ставляло свежье. ний по организации работы опор- «ельн“ «“ " М Отдавая дань уважен-вя моря- но-показательных кораблем. ли рьижые к M и • • кам за вх высокое мастерство. Бортовое траление и 25-метро- А- ЧИСТЯКОВ, капитан. >-r>^>rf>/vvv-w-v>/vf\/>/>*>^vvv^^rvv^\A/>»rw\Arv-wvr\/vv-vw w w w w v w ^ vvv Откуда деньги у курочки рябы? Водонепроницаемые двери на кораблях не пропускают воду, а вот на судоремонтном зг-воде № 1 они становягся похожими на си­ то: государственные денежки льются через них рекой. На ремонт одной водонепрони­ цаемой двери завод тратит сейчас в среднем около 40 4 1 cof: 16 часов котельщики устаназлиЕают рези­ новую прокладку, задрайки н под­ гоняют дверь, 7 часов уходит на токарные работы, 6 часов на об­ работку задрайки и пальчиков, и на прочие работы — 10 часов. За каждый час траловый флот пла­ тит заводу не много, ие мало — 2 рубля 50 копеек. Ладно было бы, если ва каждую дверь тратилось по 40 чдеов, а то ведь из-за них часто простаивают суда. Так, совсем недавно траулер «Батуми» потерял 8 часов, а на «Тагиле», «Лоцмане» и «Славе» сроки ремонта переваляла за двое суток. В чем дело? Почему, казалось бы, такая простая вещь, яак водо­ непроницаемые двери, поглощают слишком много времени и денег? Причины в основном две. «Первая — это кустарное изго­ товление задраек на 3ai оде. Они обходятся дорого, да и сроки из­ готовления долгие. Вылсд из это­ го положения возможен, если пе­ редать изготовление задраек судо­ верфи, там условия для этого го­ раздо лучше, чем на с>доремонт- ном заводе № 1. Вторая причина — в она осо­ бенно важная — эго нехватка стандартной резины для проклад­ ки. Завод получает резину толь­ ко размерами 23x25 миллиметров. А она пригодна лишь для одно­ го типа кораблей, для других же ее размеры не соответствуют. Вот н приходится, если требуется, на­ пример, реэияа 10x15 миллиметров, срезать лишние миллиметры. Гораздо сложнее выходить лз положения, когда реэ*ва для две­ ри требуется больших размеров. В этом случае приходится комби­ нировать. Вот тут-то в летят догьги. Уже не копенки, а рубли. Усгранить же эту утечку легко: «адо выписывать реэмну нужны» размеров. А здесь как раз и заключается яблоко раз^ дора. Отдел снабжения завода, ссылаясь на то, что ему неизвест­ но, какие суда будут в ремонте* а следовательно, и какая потребу­ ется резина, заказывает ее толь­ ко одного размера. А тралфлот, переплачивая гро­ мадные деньги, ник эк не может придти к простому выводу, что дай он вовремя на зээсд справку о том, какие типы суда* будут в ремонте и сколько ожидается их, он смог № сэкономить не одну сотню рублей. Вот так « превратились простые водонепроницаемые диерв в то са­ мое золотое яичко, о котором под­ робно рассказывается в детской сказке про курочку рябу, только деньги на его позолоту идут сов­ сем не из сказочного, а вполне ре­ ального государствеинегс кармана. В. Д ЕЛЮ КИ Н . " «РЫ БН Ы Й МУРМАН» 20 сентября 1962 г« 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz