Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.
Если взятЬся друЖно... <Мателот> возвращался в род- вой порт. Миновав стоящие на рейде суда, траулер все ближе подходил к причалу. Как обычно бывает, на берегу ждали встречаю щие, стараясь еще издал!- опреде лить название корабля: — Кажется, не «Североморск»# I ~ А кто бы это мог быть? ~ И как уверенно идет! Наконец, стало ясно видно но мер траулера: РТ-332. —* «Мателот»!? Но ведь ему ра- ®о еще возвращаться с промысла,- Вот траулер пришвартовался — ш мы на его борту в каюте капи тана Ф. О. Шемионко. Феликс Осипович беседует со своим дру гом, капитаном «Камчатки» тов. Важлаковым. — Интересуетесь, почему верму- лгись раньше положенного? — пе респрашивает капитан Ф О. Ше- мионко. ~ План перевыполнили, запасы соли вышли, а свежье долго хранить на боргу нельзя, водошло время сдавать рыбу. Вот ■ пришлось вернуться на неделю раньше... Разговор становится общим. Капитаны рассказывают о нелег ких морских дорогах, своих скита ниях в поисках «рыбы: восточный склон Медвежинской банки, ост ров Надежды... Где только не по бывали промысловики! Что помогло экипажу досрочно выполнить план? '— В первую очередь, групповое соревнование, — в один голос за являют тт. Шемионко и Важлз- ков. «Мателот» соревнуется с «Лат вией», но траулер держит посто янную связь и с другими корабля ми, особенно с «Камчаткой». Ка питаны помогают друг другу взять хороший улов. — Многие промысловики, — рассказывает Феликс Осипович, — придерживаются старого метода лова — тралят на прямых курсах, вслепую. Какое же новшество внесли в рыболовный промысел капитаны Шемионко и Важлакон? Обнаружив скопление рыбы, они прежде всего с помощью прибо ров определяют границы «пятна», а затем начинают траление. Дойдя до конца «пятна», траулер делает поворот на 180 градусе в и идет параллельным курсом, з?тем сно ва разворачивается, и так до конца траления. Результаты такого лова не за медлили сказаться: за 23,5 суток промыслового времени команда выловил? 200 тони рыбы вместо 175,5 т. На счету «Мателота» уже Н100 центнеров рыбы. Однако сами во себе вриборы а новые методы лова не могут оп ределить окончательного результа та труда. Основное здесь — люди, слаженные, четкие действия всего экипажа. Это хорошо понимают все командиры производства, ра ботающие иа «Мателоте». Старший мастер по дгбыче тов. Точллов сумел сплотать коллектив, организовать и яалравыь энергию многих к единой цели — быстрей шему выполнению з а д а н и я . И в этом рейсе и в предыдущих ко манда траулера трудилась, не счи таясь со временем. И результат «алицо: промысловики идут в од ном ряду с лучшими коллективами тралового флота. Отличными успехами в труде прославились и многие другие чле ны экипажа «Мателота». Машин ная команда, например, постоянно обеспечивает бесперебойную ра боту механизмов, что также влия ет на результат лова, коллектив сэкономил 72 тонны топлива. Его достаточно на 10 сугок промы слового рейса. — В хозяйстве старшего меха ника В. В. Сеника всегда полный порядок, — говорят на траулере, — в машинном отделении у нас чище, чем иа камбузе-, И эти слова, как нельзя лучше, характеризуют коллектив. Недавно судовой комитет трау лера «Мателот» обратился с хо датайством в базком 6 присвое нии матросам тов. Шитову и Гуд кову, радисту тов. Тарасову зва ния ударников коммунистического труда. Успехи коллектива траулера «Мателог» могли бы быть еще большими. Этому помешали бра коделы с первого судоремонтного завода. Вместо ленты «Феррадо» они поставили на ленгочные стопо ры лебедой транспортерную ленту. Во время рейса стопоры пять раз выходили из строя. Дзмается, что судоремонтники сделают из этого урока соответствующие выводы и не допустят в будущем подобных вольностей. Досрочное выполнение плана по вылову рыбы, создание изобилия продуктов литания в на шей стране — общее дело всего народа. И достойный вклад в не го должны внести вег, в том чи сле и судоремонтники. С. ПАВЛОВ. Д ля горняков Джезказгана УСТЬ-КАМ ЕНОГОРСК. Работники Восточно-Казахстанского ма шиностроительного завода создали и испытали уникальную по сво- ж им размерам классификационную машину. Ее вес 70 тонн. Диаметр спиралей три метра. Агрегат будет отправлен на Джезказган ский горнообогатительный комбинат. На снимке: спирали классификационной машины. * х j Фото Ф. Сальникова. Фотохроника ТАСС. Не в пользу показательного Экнпаж траулера «Лоцман» один из лучших в траловом флоте. Из года в год моряки перевы полняют планы, снижают себесто имость продукции. Не случайно корабль был включен в число опорно-показательных. И нынче дела у экипажа идут хооошо. Уже завершен план четвертого года се милетки по вылову рыбы. В августе мне довелось ходить на «Лоцмане» в качестве дублера капитана. Отход назначался на 20 часов 17 числа. А в 18 часов моряки во главе с капитаном Ф. С. Малыгиным все. уже были на борту судна и еще раз внима тельно проверяли, все ли готов) к выходу на промысел. Вот остался позади Кольский залив. Курс на юсо-восточный склон Медвежииской банки. Пре жде чем принять такое решение, капитан внимательно проанализи ровал обстановку. Ведь один толь ко переход туда в обратно займет четверо суток, а продо л ж и- тельность рей са 14 суток. В данном случае потеря промыс лового времени компенс и р э- валась высоки ми уловами. Первый трал принес три тон ны крупной трески. Поста вили буй. Су точное задание перекрыли в полтора раза. Но затем уловы стали рез к о снижаться и упали до пол- трудолю б и е, вы** модерниэировамныи трал —* лпганито в а л - АЛЯ меня д€ло нож,е- 0днако ни" какой литературы по интересую- ность, хочется щИМ ц^ня вопросам на корабле не высказать и ока3алось. Отделам управления свои замечания. фЛ(УГа н а д 0 позаботиться, чтобы Долгое время я на ОПорно-показательных судах в плавал старшим первую очередь были брошюры, П0М0ЩНИ К О М е. капитана н\ планаты 0 передовом опыте раба- больших рефри- ты и т- п- жераторных ко- Всем известно, что большие сравнивая райо- Рефрижераторные <*»»- ту штурманов Щены первоклассной рыоопоиско-» там и здесь, вой и радионавигационной тех-ни- приходишь к кой. И когда я поднялся в штур- выводу, что мансКую рубку «Лоцмана», то, сравнение это не в пользу су- от*Р°‘венно говоря, почувствовал доводит е л е й се^я неловко. Приборов раз—два траулера «Лоц- в обчелся, да и те старенькие. СИЛЬНЕЕ ВЕТРА |«г 5 сентября из очередного рей са возвратился траулер «Ролик». Промысел наш проходил в очень сложных условиях. Так как хоро ших рыбных конценп г.цвй в при брежных районах не было, коман дование корабля решило идти на северо-запад. Промысел начали на восточном склонз Медвежин- ской банки. Уловы ьде<ь доходи ли до двух тонн. Но вскоре пого да сильно ухудшилась, сгустился туман, уловы резко упали. В это время поисковые траулеры обна- Л ЕН И Н ГРА Д . На станкострои тельном заводе вмени Свердлова наготовлен первый высокопроиз водительный координатный копи ровально-фрезерный станои с чис ловым программным управлением. На снимке: новый станок. Фотохроника ТАСС. ружили рыбу в районе острова Надежды. Несмотря на сильный ветер, доходивший да семи бал лов, траулер «Ролик» сумел пе рейти в новый район. Подъемы не были постоянными: то резко воз растали — до трех кошалок за два часа траления, т. треска ис чезала. Много забот выпал,) на долю тралмейстерского cocraia. Ввиду того, что судоводители ьло^о зна ли район промысла (большинство штурманов работало здесь впер вые), значительно увеличилось ко личество случаев выхода из строя орудий лова. Мастеру по добыче тт. Быков. Шаповалов под руко водством старшего мастера по до быче тов. Звягина, не считаясь со временем, устраняли все неис правности. Так, несм^ря на слож ную промысловую обстановку, мо ряки траулера одержали очеред ную трудовую побед/. В этом рей се завершено выполие! ие девяти месячного плана по добыче рыбы. Консервная бригада в составе консервного мастера тов. Блохина и его помощника тов. Павловско го закончила выполнение годового плана по выработке хоьсервов. Машинная команда, возглавля емая старшим мехааиком тов. Вы- соковым. обесцечвла бесперебой ную работу главной «ашмвы в всех вспомогательных механиз мов. Особенно отдмчилвсь второй механик тов. Помтчлн и старший машинист тов. Cvmkob. Э. КУЗН ЕЦО В . J'JICWin ди 11VVI ман». . __ тонны. Так продолжалось двое Культура штурманской работы д л «слепую* суток. Часть кораблей покинула на «Лоцмане» еще отстает от со- *же устаРели- „^ ля освоения их этот район. Но наиболее терпели- временных требований. Со дня по- выдержка" А в м э т Г п ш Х вые капитаны, в том числе и тов. следнего уничтожения девиации, опыт’ выдержка, а все это приоо Малыгин, приняли решение остать- например, прошло уже пять меся- ретается„ ие в ™ сние одного ся на месте. И не просчитались, ц^в. Разница между показаниями Авух р^ ов; * Подъемы снова стали возрастать, компасов достигла 20 градусов. . ’ ™ ва1)ищ* ** У * Моряки «Лоцмана» брали за тра- Возможности для определения по- ^бльТчисда ’оп^о-птоазатель- леиие от трех до пяти тонн круп- правки были, но, кроме сличения р чей трое». На обработку улова .„««со в . ничего не делалось. A ^ ы Т и о Z t ? Z i l T i l Z уходило ие более двух часов. ведь определение поправки астро- и un._finu — :____ Рейс закончился успешно. Вме- номическим путем отняло бы не " ие сто 73 тонн в порт доставили 100 более десяти иинут. ны всеми новейшими приборами, тонн трески. 86 тони из них со-4 Несколько замечаний и пожела- 'П ы штурманы осваив и р ставляло свежье. ний по организации работы опор- «ельн“ «“ " М Отдавая дань уважен-вя моря- но-показательных кораблем. ли рьижые к M и • • кам за вх высокое мастерство. Бортовое траление и 25-метро- А- ЧИСТЯКОВ, капитан. >-r>^>rf>/vvv-w-v>/vf\/>/>*>^vvv^^rvv^\A/>»rw\Arv-wvr\/vv-vw w w w w v w ^ vvv Откуда деньги у курочки рябы? Водонепроницаемые двери на кораблях не пропускают воду, а вот на судоремонтном зг-воде № 1 они становягся похожими на си то: государственные денежки льются через них рекой. На ремонт одной водонепрони цаемой двери завод тратит сейчас в среднем около 40 4 1 cof: 16 часов котельщики устаназлиЕают рези новую прокладку, задрайки н под гоняют дверь, 7 часов уходит на токарные работы, 6 часов на об работку задрайки и пальчиков, и на прочие работы — 10 часов. За каждый час траловый флот пла тит заводу не много, ие мало — 2 рубля 50 копеек. Ладно было бы, если ва каждую дверь тратилось по 40 чдеов, а то ведь из-за них часто простаивают суда. Так, совсем недавно траулер «Батуми» потерял 8 часов, а на «Тагиле», «Лоцмане» и «Славе» сроки ремонта переваляла за двое суток. В чем дело? Почему, казалось бы, такая простая вещь, яак водо непроницаемые двери, поглощают слишком много времени и денег? Причины в основном две. «Первая — это кустарное изго товление задраек на 3ai оде. Они обходятся дорого, да и сроки из готовления долгие. Вылсд из это го положения возможен, если пе редать изготовление задраек судо верфи, там условия для этого го раздо лучше, чем на с>доремонт- ном заводе № 1. Вторая причина — в она осо бенно важная — эго нехватка стандартной резины для проклад ки. Завод получает резину толь ко размерами 23x25 миллиметров. А она пригодна лишь для одно го типа кораблей, для других же ее размеры не соответствуют. Вот н приходится, если требуется, на пример, реэияа 10x15 миллиметров, срезать лишние миллиметры. Гораздо сложнее выходить лз положения, когда реэ*ва для две ри требуется больших размеров. В этом случае приходится комби нировать. Вот тут-то в летят догьги. Уже не копенки, а рубли. Усгранить же эту утечку легко: «адо выписывать реэмну нужны» размеров. А здесь как раз и заключается яблоко раз^ дора. Отдел снабжения завода, ссылаясь на то, что ему неизвест но, какие суда будут в ремонте* а следовательно, и какая потребу ется резина, заказывает ее толь ко одного размера. А тралфлот, переплачивая гро мадные деньги, ник эк не может придти к простому выводу, что дай он вовремя на зээсд справку о том, какие типы суда* будут в ремонте и сколько ожидается их, он смог № сэкономить не одну сотню рублей. Вот так « превратились простые водонепроницаемые диерв в то са мое золотое яичко, о котором под робно рассказывается в детской сказке про курочку рябу, только деньги на его позолоту идут сов сем не из сказочного, а вполне ре ального государствеинегс кармана. В. Д ЕЛЮ КИ Н . " «РЫ БН Ы Й МУРМАН» 20 сентября 1962 г« 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz