Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.
А почему крафт-мешках? На больших рефрижераторных траулерах готовая продукция ук- J I ладывается в картонные ящики. !'Еак рассказывали мне мои това^ !' рищи, для увеличения полезной I ’емкости трюмов на некоторых ! ;кораблях специально прессуют !; тару, идут на разного рода ухищ- ! ;рения. А зачем это делать? Не ;; проще ли укладывать эаморожеп- |;ную рыбу в четырех-пятисдойные ;; крафт-мешки?... А. Д РО ГА ВЦ ЕВ , матрос ч траулера «Никополь». ( I Топливная аппаратура на СРТ, отремонтированная брига дой слесарей, возглавляемой Иваном Ивановичем Ветчино вым, (плавмастсрская «Резец») работает в морс безотказно. На снимке: И. И. ВЕТЧИ- НОВ. !; Вопрос, поднятый в корреспон денции, заслуживает внимания. <;В самом деле, а почему бы не до- «; ставлять мороженую готовую |;продукцию в крафт-мешках? Сама '! по себе постановка вопроса не ] I нова. Еще в 1957 году на БМРТ ;! «Салтыков-Щедрин» было прове рено несколько экспериментов. ;; При одинаковом использовании I \ емкости трюмов и весе брикетов з трюмы вошло 24013 крафт-меш- ;> ков с мороженым окунем, а кар- !; тонных ящиков — только 19162. !;В первом случае в трюмы поме- !; стилось 840 тонн готовой продук ц и и , во втором— 632 тонны. При { сложившихся за последние три года средних уловах на сутки ;; промысла БМРТ 30 экипажей ;; больших рефрижераторных кораб лей (при годовом вылове 74 ты сячи центнеров рыбы) и при об служивании их тремя базами ти па «Северодвинск» с упаковкой рыбы в картонные ящики могут добыть в год 2200— 2300 тысяч центнеров рыбы. Те же корабли без плавбаз, при работе прямыми рейсами, но при условии упаковки мороже ной продукцми в крафт-мешки мо гут выловить в год 2100— 2150 тысяч центнеров рыбы. При тех же условиях, но с применением картонных ящиков вылов соста вит только 1925 тысяч центне ров. На первый взгляд кажется, что предпочтение можно отдать пер вому варианту. Но не будем спешить с выводами. Ведь стои мость плавбазы более чем в два с половиной раза дороже сто имости БМРТ. А это означает, что вместо трех плавбаз можно построить восемь больших моро зильных траулеров. И 38 БМРТ, работая прямыми рейсами с при менением крафт-мешков, будут до бывать ежегодно 2670 тысяч центнеров рыбы. Председатель Государственно го комитета Совета Министров СССР по рыбному хозяйству, ми нистр СССР тов. Ишков, высту пая в конце января этого года на совещании рыбаков Северо- Запада в Калининграде, говорил, а не слишком ли мы увлекаемся тем, что стремимся на промысле перегрузить рыбу на плавбазы и в далеких водах, и в относитель но близких? Раньше доказывалась необхо димость и экономическая целесо образность постройки рыболовных судов с холодильным оборудова нием на том основании, что при автономном плавании улов будет замораживаться и после загрузки трюмов судно направится в порт. С этой целью и были построены суда типа БМРТ. А вот теперь кое-кто стремится доказать и обосновать целесообразность при дания этим судам плавбаз и транспортных рефрижераторов, специально строя их для этого. Хотя за эти же деньги можно по строить несколько БМРТ и дать ЦЕННОЕ ПОСОБИЕ За последние несколько лет ПИНРО подготовил и издал мас совым тиражом промысловые ло ции ряда важнейших районов — Северо-Центрального, Миланско го мелководья, его Северного склона, района Коны» era, Зюйд- капского желоба, Западного Шпицбергена, северо-западного побережья Норвегии, некоторых дальних районов. Недавно вышла в сьет новая лоция, описывающая доа важных и еше недостаточно изученных района — район острова Надежды и возвышенность Псрс€я. Лоция состоит из следующих разделов: рельеф дна и грунты, гидромете орологическая характеристика, донное население и питание тре ски, промысловый очерк, списание отдельных кв^дратоз, промысло вый планшет в масштабе 1:1000000. Исходными материалами для со ставления лоции послужили: бати метрическая эхолотная съемка, гидрологические и метеорологиче ские наблюдения, массовое мече- ние, измерения и вскрытия про мысловых рыб, статистика уловов, рейсовые донесения, отчеты о про мысловом плавании, иностранная литература. Над созданием лояии работала большая группа сотруд ников ПИНРО при деятельном участии опытных капитанов-по- исковиков. Из многочисленныд кяадратов, на которые разбиты ранен остро ва Надежды и возвышенность Персея, лоция описьрает около двухсот. Наиболее важные из них характеризуются доьс/ьно под робно, с указанием диапазона глу бин, особенностей рельефа, грун тов. задевов, рекомендуемых кур сов. средних и максимальных уло вов рыбы. Удобны иль пользова ния схематические карты, поме щенные в конце лоции и показы вающие. в какнх квадратах и с какой производительностью рабо тал флот в месяцы наиболее ус пешного промысла с 1952 по 1960 гг. Как указывается во введении. Изданную лопию пелъзч считать «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 2 стр. 1 сентября 1962 г. исчерпывающим описанием райо нов. В дальнейшем лоция долж на пополняться новыми материа лами, в частности, собранными плавсоставом тралового фдота: со общениями о глубинах и задевах в обсервованных го:ка->, о так тике промыслового судогсждения, величине и составе уловов, опас ностях и т. д. Коллектив ПИНРО будет очень признателен за все дополнения и замечания К сожалению, следует отметить многочисленные редакционно-тех нические погрешности, дсьущенные при печатании лоци. 1 . Слишком мелкомасштабны и неряшливо ис полнены гидрологи 1 C-юс карты (рис. 4); в расположении изотерм там нелегко разобраться Непо нятно, границы какого ргйона вы делены на рисунке j, во всяком случае, это не район острова На дежды. Трудно разобраться и в рисунке 6, снабженном довольно невразумительной 'идпдеьк). На страницах 16 и 18 помешены не вполне согласованные указания на температуру воды, i»p,i которой треска создает наибольшие скоп ления. В таблице 6 пропущена итоговая строчка. Нередки опечат ки, особенно непрост тельные в специальных терминах (например, на странице 8 в слове «седимента ция»). Наконец, в самом названии района «Возвышенность Персея» первое слово следует ниерть с ма ленький буквы. Все эти досадные дефекты но сят частный характер и не могут существенно снизить иен:*ости но вого промыслового пособия. Ло ция издана весьма своевременно. Как известно, сейчас траловый флот с большим уело см про мышляет на Восточном склоне Медвежинской банки. В ближай шие недели облавливаемые кон центрации крупной трескл продви нутся дальше на северо-восток, в пределы района острова Надежды и возвышенности Персея. Промыс ловая лоция этих районов, забла говременно распросграгснная на суда, поможет моряк? м бороться эа высокие уловы, за перевыполне ние плана добычи оы^ы К. КОНСТАНТИНОВ, нанпидат бмо.мим ш ш вау*. стране больше рыбы. Траловый флот потребляет ежегодно до четырех миллионов картонных ящиков. А стоит та кой ящик в семь раз дороже бу мажного мешка. Флот теряет на этом 2,2— 2,4 миллиона рублей. Другим преимуществом крафт- мешков является то, что они при мерно на 10 процентов сокраща ют потребность железнодорожных вагонов для отправки готовой продукции потребителю. Перечень преимуществ можно было бы про должить. Но достаточно и этих, чтобы руководители ведущих служб и отделов тралового фло та по-серьезному отнеслись к предложению тов. Дрогавцева. Правда, есть тут одно «но». Внедрение бумажных мешков бу дет ^..зисеть не только о-r трало вого флота. Видимо, потребуется изменить существующие требова ния, утвержденные в свое время различными вышестоящими ин станциями, ломать старые нормы и традиции, слышать разного ро да возражения. Старое ведь с бо ем уступает дорогу новому. Уже в предварительных бесе дах приходилось слышать возра жения: *• — Мешки дело, конечно, хоро шее, но ведь они менее прочные, чем ящики из картона, будут рваться при сдаче груза на плав базы, при погрузке в вагоны в т. п. Но достаточных оснований по добные заявления не имеют. В архивах тралового флота имеет ся немало документов, отвергаю щих их. Вот пиеьмо директора научно-исследовательского инсти тута механизации рыбной про мышленности тов. Конокотина от 14 июня 1957 года. Директор со общает, что по просьбе управле ния тралового флота был произ веден осмотр мороженой рыбо продукции, поступившей в Ле нинград и складированной в ка мере холодильника № 6 «Глав- мяеорыбторга». Часть мешков имеет повреждения по углам. По сообщению работников зэлодиль* ника мешки рвутся в основном при небрежной выгрузке из ваго нов. Рекомендуем усилить мешки по углам за счет дополнительно го слоя бумага. В следующем эксперименталь ном рейсе этот недостаток был устранен почти полностью. Нри замораживании рыбы в проти вень по углам вкладывались дере вянные бабышки, которые пре дохраняли затем мешки от поры вов. при сильных ударах. А бот акт (датированный 31 мая 1957 года) проведенного ос мотра морского окуня, доставлен ного в крафт-мешках на москов ский рыбокомбинат имени В. И. Ленина. Комиссия в составе стар шего инженера технического уп- _ равления Министерства рыбной’ промышленности СССР тов. Тол- пыго, главного технолога Мини стерства рыбной промышленности РСФСР тов. Артемьевой и других представителей осмотрела 21 ва гон готовой продукции. Комиссия отметила, что брике ты сохранились полностью. На отдельных мешках с торцов име ются незначительные разрывы без обнажения окуня. Сделана заключение — считать возмож ным упаковку мороженой рыбы в крафт-мешки. Рекомендовано транспортировку в летний период производить в вагонах с машин ным охлаждением, а в остальное время — в вагонах-ледниках. Сейчас в работе рыбной про мышленности многое изменилось. На кораблях научились хорошо замораживать рыбу. Сокращает ся время доставки готовой про дукции по железной дороге пот ребителю. Спрос на свежеморо-.. женую треску, пикшу, окуия растет, и они не залеживаются^, на базах и складах. Крафт-мешки * отвечают всем санитарным требо ваниям сохранения рыбной про-» дукции. Все это еще раз говорит в пользу применения крафт-меш ков. Е. МИХАИЛОВСКНИ . ;! Ленинград. Конструкторы за вода «Электросилах нмен^ С М. Кирова и филиала инсти тута электромеханики закончи ли разработку технического проекта гидрогенераюра кап сюльного типа для Череповец кой ГЭС. В новой машине применено непосредственное охлаждение обмотки статора и ротора во дой. Это позволяет снизить вес машины. На снимке: ведущие специа листы обсуждают рабочие чер тежи новой машины. Слева на право — Ю. А. Дегусаров, Ю. С Голубенцев, Г. Б. Пин ский, А. Н. Лурье и Е. Н. Ви ноградов. Фото И. Баранова. Фотохроника ТАСС. Новый английский траулер Весной текущего года в Англии Двигатель с наддувом н проме- построен новый траулер дальнего жуточным охлаждением, прямого лова. Главной особенностью судна впрыска. Диаметр цилиндра 317 является наличие силовой уста- миллиметров, ход поршня ’— 363 новки, состоящей из двух дизе- миллиметров. Двигатель раэвн-^ лей, расположенных рядом по обе вает мощность 1900 лошадиных7s стороны от диаметральной л и н и и , с и л при 500 оборотах в минуту. Это первый траулер такого рода Мощность дизелей передается на и один из самых больших с тран- редуктор через две управляемые цевой кормой. На испытаниях гидравлические передачи (сцеп- судно показало среднюю ско- ления), при помощи которых по рость 15 узлов. Наружная часть необходимости можно вывести из судна гладкая, с ровной палубой, действия какой-либо дизель. Суд- Форштевень имеет небольшой пе- но имеет винт регулируемого ;ша- редний наклон. Лов рыбы осуще- га, управляемого с панели ' йа т! ствляется с правого борта. мостике. , ^ Длина траулера 55,4 м, шири- у\а основании опыта англичане^* на — 10 м, высота борта — 5,1 . метра. Вместимость помещения считают- чт° большой траулер с для рыбы — 580 кубометров. Боль- одним двигателем поглощает печ- шая часть этого помещения за- ти максимум мощности при. пере^. • нята крытыми алюминиевыми ходе в райан промысла и обрат- • стеллажами для более лучшего л „ сохранения рыбы. Низкая темпе- н0’ а тРалени* производит иа по- ратура в нем поддерживается ав- ловине нагрузочной скорости. томатически холодильной уста- Данный корабль может тралить новкой, работающей на электро- на одном дизеле с полной на- энергии. На судне имеются так- „ же емкости для хранения 22 тонн ГРУЗК0И и ПРИ nOMOUW Ьинта Ре* рыбной печени. гулируемого шага уравнивать мощность, необходимую для два- ** ' жения судна и для траловой ле бедки. Траловая лебедка вмещает на каждом барабане во 1200 сажен троса окружностью тр* к одна восьмая дюйма. В штурманской рубке и на мо стике установлены: мощный ра диопередатчик с дистанционным управлением с мостика; радиоте лефонный передатчик, спаренный с двумя приемниками; специальный приемник с дуплексными средства ми и фиксированным пеленгато ром; автоматический пеленгатор Л одестор с гиростабилнэацней; два автоматических эхолота и лаг. Имеются также две радиоло- мащмйшые станции. Н. ФЕРАПОНТО В. '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz