Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.

А почему крафт-мешках? На больших рефрижераторных траулерах готовая продукция ук- J I ладывается в картонные ящики. !'Еак рассказывали мне мои това^ !' рищи, для увеличения полезной I ’емкости трюмов на некоторых ! ;кораблях специально прессуют !; тару, идут на разного рода ухищ- ! ;рения. А зачем это делать? Не ;; проще ли укладывать эаморожеп- |;ную рыбу в четырех-пятисдойные ;; крафт-мешки?... А. Д РО ГА ВЦ ЕВ , матрос ч траулера «Никополь». ( I Топливная аппаратура на СРТ, отремонтированная брига­ дой слесарей, возглавляемой Иваном Ивановичем Ветчино­ вым, (плавмастсрская «Резец») работает в морс безотказно. На снимке: И. И. ВЕТЧИ- НОВ. !; Вопрос, поднятый в корреспон­ денции, заслуживает внимания. <;В самом деле, а почему бы не до- «; ставлять мороженую готовую |;продукцию в крафт-мешках? Сама '! по себе постановка вопроса не ] I нова. Еще в 1957 году на БМРТ ;! «Салтыков-Щедрин» было прове­ рено несколько экспериментов. ;; При одинаковом использовании I \ емкости трюмов и весе брикетов з трюмы вошло 24013 крафт-меш- ;> ков с мороженым окунем, а кар- !; тонных ящиков — только 19162. !;В первом случае в трюмы поме- !; стилось 840 тонн готовой продук­ ц и и , во втором— 632 тонны. При { сложившихся за последние три года средних уловах на сутки ;; промысла БМРТ 30 экипажей ;; больших рефрижераторных кораб­ лей (при годовом вылове 74 ты­ сячи центнеров рыбы) и при об­ служивании их тремя базами ти­ па «Северодвинск» с упаковкой рыбы в картонные ящики могут добыть в год 2200— 2300 тысяч центнеров рыбы. Те же корабли без плавбаз, при работе прямыми рейсами, но при условии упаковки мороже­ ной продукцми в крафт-мешки мо­ гут выловить в год 2100— 2150 тысяч центнеров рыбы. При тех же условиях, но с применением картонных ящиков вылов соста­ вит только 1925 тысяч центне­ ров. На первый взгляд кажется, что предпочтение можно отдать пер­ вому варианту. Но не будем спешить с выводами. Ведь стои­ мость плавбазы более чем в два с половиной раза дороже сто­ имости БМРТ. А это означает, что вместо трех плавбаз можно построить восемь больших моро­ зильных траулеров. И 38 БМРТ, работая прямыми рейсами с при­ менением крафт-мешков, будут до­ бывать ежегодно 2670 тысяч центнеров рыбы. Председатель Государственно­ го комитета Совета Министров СССР по рыбному хозяйству, ми­ нистр СССР тов. Ишков, высту­ пая в конце января этого года на совещании рыбаков Северо- Запада в Калининграде, говорил, а не слишком ли мы увлекаемся тем, что стремимся на промысле перегрузить рыбу на плавбазы и в далеких водах, и в относитель­ но близких? Раньше доказывалась необхо­ димость и экономическая целесо­ образность постройки рыболовных судов с холодильным оборудова­ нием на том основании, что при автономном плавании улов будет замораживаться и после загрузки трюмов судно направится в порт. С этой целью и были построены суда типа БМРТ. А вот теперь кое-кто стремится доказать и обосновать целесообразность при­ дания этим судам плавбаз и транспортных рефрижераторов, специально строя их для этого. Хотя за эти же деньги можно по­ строить несколько БМРТ и дать ЦЕННОЕ ПОСОБИЕ За последние несколько лет ПИНРО подготовил и издал мас­ совым тиражом промысловые ло­ ции ряда важнейших районов — Северо-Центрального, Миланско­ го мелководья, его Северного склона, района Коны» era, Зюйд- капского желоба, Западного Шпицбергена, северо-западного побережья Норвегии, некоторых дальних районов. Недавно вышла в сьет новая лоция, описывающая доа важных и еше недостаточно изученных района — район острова Надежды и возвышенность Псрс€я. Лоция состоит из следующих разделов: рельеф дна и грунты, гидромете­ орологическая характеристика, донное население и питание тре­ ски, промысловый очерк, списание отдельных кв^дратоз, промысло­ вый планшет в масштабе 1:1000000. Исходными материалами для со­ ставления лоции послужили: бати­ метрическая эхолотная съемка, гидрологические и метеорологиче­ ские наблюдения, массовое мече- ние, измерения и вскрытия про­ мысловых рыб, статистика уловов, рейсовые донесения, отчеты о про­ мысловом плавании, иностранная литература. Над созданием лояии работала большая группа сотруд­ ников ПИНРО при деятельном участии опытных капитанов-по- исковиков. Из многочисленныд кяадратов, на которые разбиты ранен остро­ ва Надежды и возвышенность Персея, лоция описьрает около двухсот. Наиболее важные из них характеризуются доьс/ьно под­ робно, с указанием диапазона глу­ бин, особенностей рельефа, грун­ тов. задевов, рекомендуемых кур­ сов. средних и максимальных уло­ вов рыбы. Удобны иль пользова­ ния схематические карты, поме­ щенные в конце лоции и показы­ вающие. в какнх квадратах и с какой производительностью рабо­ тал флот в месяцы наиболее ус­ пешного промысла с 1952 по 1960 гг. Как указывается во введении. Изданную лопию пелъзч считать «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 2 стр. 1 сентября 1962 г. исчерпывающим описанием райо­ нов. В дальнейшем лоция долж­ на пополняться новыми материа­ лами, в частности, собранными плавсоставом тралового фдота: со­ общениями о глубинах и задевах в обсервованных го:ка->, о так­ тике промыслового судогсждения, величине и составе уловов, опас­ ностях и т. д. Коллектив ПИНРО будет очень признателен за все дополнения и замечания К сожалению, следует отметить многочисленные редакционно-тех­ нические погрешности, дсьущенные при печатании лоци. 1 . Слишком мелкомасштабны и неряшливо ис­ полнены гидрологи 1 C-юс карты (рис. 4); в расположении изотерм там нелегко разобраться Непо­ нятно, границы какого ргйона вы­ делены на рисунке j, во всяком случае, это не район острова На­ дежды. Трудно разобраться и в рисунке 6, снабженном довольно невразумительной 'идпдеьк). На страницах 16 и 18 помешены не вполне согласованные указания на температуру воды, i»p,i которой треска создает наибольшие скоп­ ления. В таблице 6 пропущена итоговая строчка. Нередки опечат­ ки, особенно непрост тельные в специальных терминах (например, на странице 8 в слове «седимента­ ция»). Наконец, в самом названии района «Возвышенность Персея» первое слово следует ниерть с ма­ ленький буквы. Все эти досадные дефекты но­ сят частный характер и не могут существенно снизить иен:*ости но­ вого промыслового пособия. Ло­ ция издана весьма своевременно. Как известно, сейчас траловый флот с большим уело см про­ мышляет на Восточном склоне Медвежинской банки. В ближай­ шие недели облавливаемые кон­ центрации крупной трескл продви­ нутся дальше на северо-восток, в пределы района острова Надежды и возвышенности Персея. Промыс­ ловая лоция этих районов, забла­ говременно распросграгснная на суда, поможет моряк? м бороться эа высокие уловы, за перевыполне­ ние плана добычи оы^ы К. КОНСТАНТИНОВ, нанпидат бмо.мим ш ш вау*. стране больше рыбы. Траловый флот потребляет ежегодно до четырех миллионов картонных ящиков. А стоит та­ кой ящик в семь раз дороже бу­ мажного мешка. Флот теряет на этом 2,2— 2,4 миллиона рублей. Другим преимуществом крафт- мешков является то, что они при­ мерно на 10 процентов сокраща­ ют потребность железнодорожных вагонов для отправки готовой продукции потребителю. Перечень преимуществ можно было бы про­ должить. Но достаточно и этих, чтобы руководители ведущих служб и отделов тралового фло­ та по-серьезному отнеслись к предложению тов. Дрогавцева. Правда, есть тут одно «но». Внедрение бумажных мешков бу­ дет ^..зисеть не только о-r трало­ вого флота. Видимо, потребуется изменить существующие требова­ ния, утвержденные в свое время различными вышестоящими ин­ станциями, ломать старые нормы и традиции, слышать разного ро­ да возражения. Старое ведь с бо­ ем уступает дорогу новому. Уже в предварительных бесе­ дах приходилось слышать возра­ жения: *• — Мешки дело, конечно, хоро­ шее, но ведь они менее прочные, чем ящики из картона, будут рваться при сдаче груза на плав­ базы, при погрузке в вагоны в т. п. Но достаточных оснований по­ добные заявления не имеют. В архивах тралового флота имеет­ ся немало документов, отвергаю­ щих их. Вот пиеьмо директора научно-исследовательского инсти­ тута механизации рыбной про­ мышленности тов. Конокотина от 14 июня 1957 года. Директор со­ общает, что по просьбе управле­ ния тралового флота был произ­ веден осмотр мороженой рыбо­ продукции, поступившей в Ле­ нинград и складированной в ка­ мере холодильника № 6 «Глав- мяеорыбторга». Часть мешков имеет повреждения по углам. По сообщению работников зэлодиль* ника мешки рвутся в основном при небрежной выгрузке из ваго­ нов. Рекомендуем усилить мешки по углам за счет дополнительно­ го слоя бумага. В следующем эксперименталь­ ном рейсе этот недостаток был устранен почти полностью. Нри замораживании рыбы в проти­ вень по углам вкладывались дере­ вянные бабышки, которые пре­ дохраняли затем мешки от поры­ вов. при сильных ударах. А бот акт (датированный 31 мая 1957 года) проведенного ос­ мотра морского окуня, доставлен­ ного в крафт-мешках на москов­ ский рыбокомбинат имени В. И. Ленина. Комиссия в составе стар­ шего инженера технического уп- _ равления Министерства рыбной’ промышленности СССР тов. Тол- пыго, главного технолога Мини­ стерства рыбной промышленности РСФСР тов. Артемьевой и других представителей осмотрела 21 ва­ гон готовой продукции. Комиссия отметила, что брике­ ты сохранились полностью. На отдельных мешках с торцов име­ ются незначительные разрывы без обнажения окуня. Сделана заключение — считать возмож­ ным упаковку мороженой рыбы в крафт-мешки. Рекомендовано транспортировку в летний период производить в вагонах с машин­ ным охлаждением, а в остальное время — в вагонах-ледниках. Сейчас в работе рыбной про­ мышленности многое изменилось. На кораблях научились хорошо замораживать рыбу. Сокращает­ ся время доставки готовой про­ дукции по железной дороге пот­ ребителю. Спрос на свежеморо-.. женую треску, пикшу, окуия растет, и они не залеживаются^, на базах и складах. Крафт-мешки * отвечают всем санитарным требо­ ваниям сохранения рыбной про-» дукции. Все это еще раз говорит в пользу применения крафт-меш­ ков. Е. МИХАИЛОВСКНИ . ;! Ленинград. Конструкторы за­ вода «Электросилах нмен^ С М. Кирова и филиала инсти­ тута электромеханики закончи­ ли разработку технического проекта гидрогенераюра кап­ сюльного типа для Череповец­ кой ГЭС. В новой машине применено непосредственное охлаждение обмотки статора и ротора во­ дой. Это позволяет снизить вес машины. На снимке: ведущие специа­ листы обсуждают рабочие чер­ тежи новой машины. Слева на­ право — Ю. А. Дегусаров, Ю. С Голубенцев, Г. Б. Пин­ ский, А. Н. Лурье и Е. Н. Ви­ ноградов. Фото И. Баранова. Фотохроника ТАСС. Новый английский траулер Весной текущего года в Англии Двигатель с наддувом н проме- построен новый траулер дальнего жуточным охлаждением, прямого лова. Главной особенностью судна впрыска. Диаметр цилиндра 317 является наличие силовой уста- миллиметров, ход поршня ’— 363 новки, состоящей из двух дизе- миллиметров. Двигатель раэвн-^ лей, расположенных рядом по обе вает мощность 1900 лошадиных7s стороны от диаметральной л и н и и , с и л при 500 оборотах в минуту. Это первый траулер такого рода Мощность дизелей передается на и один из самых больших с тран- редуктор через две управляемые цевой кормой. На испытаниях гидравлические передачи (сцеп- судно показало среднюю ско- ления), при помощи которых по рость 15 узлов. Наружная часть необходимости можно вывести из судна гладкая, с ровной палубой, действия какой-либо дизель. Суд- Форштевень имеет небольшой пе- но имеет винт регулируемого ;ша- редний наклон. Лов рыбы осуще- га, управляемого с панели ' йа т! ствляется с правого борта. мостике. , ^ Длина траулера 55,4 м, шири- у\а основании опыта англичане^* на — 10 м, высота борта — 5,1 . метра. Вместимость помещения считают- чт° большой траулер с для рыбы — 580 кубометров. Боль- одним двигателем поглощает печ- шая часть этого помещения за- ти максимум мощности при. пере^. • нята крытыми алюминиевыми ходе в райан промысла и обрат- • стеллажами для более лучшего л „ сохранения рыбы. Низкая темпе- н0’ а тРалени* производит иа по- ратура в нем поддерживается ав- ловине нагрузочной скорости. томатически холодильной уста- Данный корабль может тралить новкой, работающей на электро- на одном дизеле с полной на- энергии. На судне имеются так- „ же емкости для хранения 22 тонн ГРУЗК0И и ПРИ nOMOUW Ьинта Ре* рыбной печени. гулируемого шага уравнивать мощность, необходимую для два- ** ' жения судна и для траловой ле­ бедки. Траловая лебедка вмещает на каждом барабане во 1200 сажен троса окружностью тр* к одна восьмая дюйма. В штурманской рубке и на мо­ стике установлены: мощный ра­ диопередатчик с дистанционным управлением с мостика; радиоте­ лефонный передатчик, спаренный с двумя приемниками; специальный приемник с дуплексными средства­ ми и фиксированным пеленгато­ ром; автоматический пеленгатор Л одестор с гиростабилнэацней; два автоматических эхолота и лаг. Имеются также две радиоло- мащмйшые станции. Н. ФЕРАПОНТО В. '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz