Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.
Стальной трос дрифтерный флот Одной из главных задач, стоя щих сейчас перед работниками рыбной промышленности, являет ся снижение себестоимости рыбы. Она должна решаться прежде все го за счет повышения уровня ме ханизации трудоемких работ. Большой интерес в этом отно шении представляет замена доро гостоящих и малоэффективных растительных канатов, идущих на вооружение дрифтерных порядков, стальными. Такая замена не только дает большой эффект и удешевляет промысел, но и значительно об легчает труд рыбаков. Уровень механизации на судах требует более прочных и малога баритных канатов, каким является стальной трос. Этот трос дает воз можность использовать главное тягловое устройство судна — ле бедку, повышает штормоустойчи- вость порядка, делает его более экономичным. Стоимость 1 килограмма 100- миллиметрового сизальского кана та, широко применяемого сейчас на дрифтерном лове в качестве вожака, составляет 3 рубля 45 ко пеек, а 1 килограмм стального троса диаметром 12,5 миллиметра, применяемого для этой же цели,— 45 копеек. На дрифтерный порядок из 100 сетей расходуется сизальского ка ната на сумму 7038 рублей, а сто имость стального троса, необходи мого для вооружения такого же порядка, составляет всего 690 руб лей, то есть дешевле более чем в 10 раз! Впервые стальной трос на дриф терном лове был применен еще в 1958 году в управлении тралово го и сейнерного лова рыбаками- сахалинцами. А к 1960 году суда Приморской, Сахалинской и Кам чатской флотилий были полно стью оснащены вожаками и под борами из стального троса, кото рый там повсеместно вытеснил растительные канаты. К этому же времени в водных бассейнах Северо-Запада начали проводиться первые эксперименты по внедрению этого дешевого и прочного каната. Однако, как показали первые испытания, промысел со сталь ным вожаком в Северной Атлан тике имеет свои специфические особенности. Дело в том, что на Дальнем Востоке дрифтерный лов сельди применяется в летне-осенний пе риод, когда море сравнительно спокойно и рыба облавливается в основном на верхних горизон/ах. В Северной же Атлантике промы сел сельди дрифтерным порядком наиболее эффективен осенью и зи мой, когда рыбу приходится об лавливать на больших глубинах при неблагоприятной погоде. Различные условия промысла потребовали более тщательной разработки конструкции стально го вожака и палубных приспособ лений. Такая разработка была осущест влена в экспериментальных рей сах СРТ-4299, 4311 и 4231, эки пажи которых осваивали лов ры бы дрифтерным порядком со сталь ным вожаком в 1961 году и в первой половине нынешнего года. В качестве вожака на этих су дах был применен стальной оцин кованный трос типа ТК 6x9=114 с органическим сердечником от 11 до 15 миллиметров. Он состоял из секций по 10 марок в каждой. Они соединялись между собой с помощью двух огонов без коуш, двух скоб, № 1, 2, и вертлюга. Разбивка вожака на марки про водилась ограничительными коль цами, которые шплинтовались на вожаке. Эго исключало возмож ность скольжения поводцов по тросу. Поводцы крепились к вожа ку при помощи карабинов. Стальной вожак наматывался на барабаны траловой лебедки, которые вмещали до 4 тысяч мет ров троса, что вполне соответст вует длине сетевого порядка. Ле бедкой производилась и выборка порядка. В ходе промысла экипажи трау леров внесли ряд конструктивных изменений. В частности, на СРТ-4311 в море были изготовле ны и испытамы два типа караби нов совершенно новой конструк ции, эксплуатация которых дала хорошие результаты. Также было устранено частичное скольжение ограничительных колец (за счет закрепления их двумя взаимно- перпендикулярными шплинтами). Опыты, проведенные на СРТ- ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ АССОРТИ МЕHT Есть, оказывается, и такое понятие в отличие - от просто ассортимента. Бытует оно, это понятие, в торговой среде. Ска жем, залежался на магазинных полках какой-то товар, а дру гой, наоборот, пользуется ис ключительным спросом. И вог какой-нибудь дошлый торговец смекает: — А почему бы нам не по ставить дело так: хочешь иметь то, что те бе нужно, бери и то, что не нужно. Подобных «смекалистых» работников торговли за такие приемы у нас быстро выводят на свежую воду, и хода их гни лой инициативе не дают. Но сомнительные их лавры яе дают, как это выяснилось, покоя кое-кому из промысло виков. Они задались занятноЗ целью: нельзя ли принудитель ный ассортимент использовать в море. И что же — нашли пути применения этой далеко не оригинальной идейки. На траулере «Урал» в по следнем рейсе подошли к кон цу запасы угля, воды и про дуктов. А тут, как говорят мо ряки,. пошла «большая» рыба. На «Урале» решили продлить рейс и пополнить запасы, бла го в район промысла прибыла плавбаза «Архангельск». На плавбазе смилостивились, на первый раз хоть немного, но дали воды и угля. А когда при переходе траулера в порг экипаж решил еще раз попел- ФЕЛЬЕТОН ниться с плавбазы, то в ответ получил дулю. Состоялся приблизительно такой разговор: «Урал»: Нуждаемся в воде и топливе. «Архангельск)): Ясно вижу. «Урал»: (с надеждой): «Да дите? «Архангельск»: Дадим, но при одном ус ловии. «Урал» (с подозрением): Какое еще усло вие? «Архангельск»: Получите у нас сначала траловые мешки. «Урал»: Да зачем они нам? У нас, помимо тралов, на полу баке четыре мешка лежат. К чему нам излишнее снаряже ние возить, портить его в сы рости, убытки государству при чинять! «Архангельск»: 3-нать ни чего не знаем. Берите мешки, а иначе ни воды, ни угля не по лучите. «Урал»: Помилуйте!.. «Архангельск»: Не помилу ем... Моряки «Урала» долго гада ли, почему это вдруг на плав базе решили применить метод принудительного ассортимента. А ларчик просто открывался. Плавбаза должна была идти в ремонт. Чтобы не утруждать себя в порту разгрузкой нереа лизованного в море снаряже ния, экипаж плавбазы и прибег к недозволенному приему. Скверный прием, ничего не скажешь. ... , : А. ТЮПИН. 4311, показали, что дрифтерный промысел со стальным тросом можно вести не только «нижним вожаком», но и «вожаком повер ху». Последний дает даже луч ший эффект. . С целью разработки этого ме тода в мае нынешнего года в мо ре был направлен поисковый СРТ-4299. Его экипажем было про ведено 10 экспериментальных дрейфов, во время которых ис пользовали буйковые поводцы длиною от 10 до 80 метров. Первые же дрейфы с верхним вожаком показали необходимость замены поводцов из растительно го каната на стальные. Для этого был применен шестимиллиметро вый трос и разработана конструк ция универсального стального по- водца, приемлемого для лова ры бы как с нижним, так и с верх ним вожаком. В результате испытаний сталь ные поводцы показали целый ряд преимуществ перед растительны ми. Они, например, позволяют з течение двух-трех часов перевоо ружить порядок с верхнего вожа ка на нижний и наоборот. Сейчас можно с уверенностью сказать, что применение металлической ос новы сетевого порядка в Северной Атлантике ^полностью оправдало себя. Порядки оказались улови стыми и чрезвычайно удобными в работе. Достаточно сказать, что экипаж СРТ-4311, который вел лов сельди сетевым порядком со стальным вожаком, выполнил рейсовое задание по добыче ры бы на 110 процентов. Внедрение новой оснастки дриф терных порядков увеличило ско рость выборки сетей, избавило моряков от трудоемкой работы по подвязке поводцов и укладке во жака, высвободило значительную площадь на рабочей палубе. Дальнейшее совершенствоваиие порядка со стальной оснасткой позволит еще более механизиро вать палубные работы. Например, уже сейчас можно решить вопрос об установке в рулевой рубке суд на или в районе носового капа пункта дополнительного управле ния траловой лебедкой, а также автоматического ваероукладчика. Это даст возможность проводить выборку вожака без затраты боль ших усилий одному человеку. Наступило время, когда деше вый и удобный металлический трос должен вытеснить раститель ные канаты. В настоящее время уже успешно ведут промышленый лов рыбы со стальным вожаком экип а ж и СРТ-105 и 4299, а в ближайшее время на промысел выйдет еще 7 траулеров. Они положат начало массовому внедрению стального вожака и поводцов в дрифтерный лов. Ж . БАЛАНОВСКИИ , инженер-наставник по до быче УЭЛа. («Маяк»). Станки путешествуют по це ху... Это можно наблюдать на Ново-Краматорском машино строительном заводе (Донец кая область), изготовляющем крупнейшие агрегаты. Проще иной станок доставить к много тонной детали для ее обработ ки, чем передвигать эту деталь по пролетам цеха. На снимке показана работ ница Анна Купливацка, обра батывающая крупные узлы ша гающего экскаватора пере движным сверлильным стан ком. Фото С. Гендельмана. Фотохроника ТАСС. ШТУРМАН ИЛИ КАСТЕЛЯНША? С первого января нынешнего года вступил в действие новый Устав флота рыбной промышлен ности. В нем четко определены права и обязанности каждого чле на экипажа промыслового судна. Но вот беда — руководством тралового флота пока мало что де лается для внедрения всех поло жений Устава в жизнь и работу моряков. Мы не будем вдаваться в под робности, хотим коснуться в этой статье лишь прав и обязанностей штурманского состава. Следует в первую очередь на помнить, что еще до выхода ново го Устава перед руководством фло та неоднократно ставился вопрос о правильном распределении обя занностей между вторым и треть им помощниками капитана. При этом надо отметить, что ни на одном из флотов (транспортных и промысловых) нет такого обилия, обязанностей у второго штурма на, как в Мурманском траловом флоте. Это можно показать на фактах. Допустим, что стоянка судна в порту определена три дня, а иногда и меньше. Береговую бри гаду в таких случаях дают на двое суток, и считается, что все члены экипажа при этом отдыха ют. А так ли это? Возьмем второго штурмана. Ему надо сдать документы на зарпла ту, получить аванс и раздатв деньги морякам. На это уходит, как минимум, полный рабочий день. Затем надо получить зарплату, выдать ее — еще один день до лой. День уходит на получение продуктов и судовой лавочки, ибо присутствие при этом второго штурмана обязательно. В результате, на подготовку судна по навигационной части (корректура карт, получение по собий, ремонт) уже не остается времени. А ведь это то основное, от чего зависит безопасность пла вания. Ввиду того, что береговая бри гада находится на судне, штур ману все это время проставляются выходные дни. Где же тут логи ка? А если еще ты нес суточную вахту, то, в соответствии с уста новленным положением, должен отгулять после этого один день. Но когда? 'Г^ГГГГГЖЖЖЖЖЖЖЖ^ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ^ЖЖ^ Туркменская ССР. Ашхабадский завод нефтяного оборудования —•первенец тяжелого машиностроения в Туркмении. Кроме нефтя- ^ ного оборудования ~ ..... Iw тиляторы для Донбасса, Урал Скоро продукция на и за пределами СССР. ^ На заводе успешно освоен и начался массовый выпуск вентиля-N торов «ВГ-25», предназначенных для работы в условиях жаркогоЧ климата. Подготовлена к отправке первая партия таких вентилятор ров для Объединенной Арабской Республики. Даже если на судне и дадут справку, что выходные после су точных вахт не использованы, то попробуйте убедить в этом отдел кадров. Начиная от работников от дела труда и зарплаты и кончая руководителями флота, все твер дят одно: выходные после вахты нужно было отгуливать на судне. Не лучше положение и у стар ших помощников капитана. Где же при таких условиях вре мя на то, чтобы побыть в семье, сойти на берег по личным делам? Несколько меньше загружен третий штурман. В целях наибо лее правильного регулирования работы и отдыха штурманского состава ранее предлагалось, что бы за навигационную часть нес ответственность третий помощник капитана. Совсем не надо было учиться человеку 4— 5 лет, что бы заведовать бельем. Эти обя занности с успехом может выпол нять боцман, юнга или салогрей. Так, например, в стоянку юнга и салогрей загружены так мало, что дальше, как говорится, некуда, а ведь деньги-то они получают. В «Мурмамсельди», например, правильно подошли к этому воп росу. Там все постельные принад лежности переданы на ответст венность боцмана. Третий помощник, заведуя на вигационной частью, сможет более тщательно выполнять свои обя занности, ибо это же — кровное штурманское дело. А все это бу дет способствовать лучшей подго товке судна к рейсу. Ведь полное наличие планшетов, пособий и точная коррежтура карт — все это направлено не только на обеспе чение безопасности плавания, но и на увеличение добычи рыбы. Второму штурману надо оста вить финансовую и продовольст венную часть. Хочется, чтобы все эти меро приятия были проведены в жизнь скорее, это даст возможнюсть по мощникам капитана лучше ис пользовать стоянку для отдыха и подготовки судна к рейсу. В. ПЕТРОВ, второй помощ ник, В. БУБНОВ, третий по мощник капитана траулера «Грозный». tOODDDDDDOODDDDODDDODOODDOODDDDDOO «РЫ БНЫ Й МУРМАН» На снимке: вентиляторы для ОАР. Фото Г. Мушкамбарова. Фотохроника TACC.ji 11 сентября 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz