Рыбный Мурман. 1962 г. Сентябрь.

Стальной трос дрифтерный флот Одной из главных задач, стоя­ щих сейчас перед работниками рыбной промышленности, являет­ ся снижение себестоимости рыбы. Она должна решаться прежде все­ го за счет повышения уровня ме­ ханизации трудоемких работ. Большой интерес в этом отно­ шении представляет замена доро­ гостоящих и малоэффективных растительных канатов, идущих на вооружение дрифтерных порядков, стальными. Такая замена не только дает большой эффект и удешевляет промысел, но и значительно об­ легчает труд рыбаков. Уровень механизации на судах требует более прочных и малога­ баритных канатов, каким является стальной трос. Этот трос дает воз­ можность использовать главное тягловое устройство судна — ле­ бедку, повышает штормоустойчи- вость порядка, делает его более экономичным. Стоимость 1 килограмма 100- миллиметрового сизальского кана­ та, широко применяемого сейчас на дрифтерном лове в качестве вожака, составляет 3 рубля 45 ко­ пеек, а 1 килограмм стального троса диаметром 12,5 миллиметра, применяемого для этой же цели,— 45 копеек. На дрифтерный порядок из 100 сетей расходуется сизальского ка­ ната на сумму 7038 рублей, а сто­ имость стального троса, необходи­ мого для вооружения такого же порядка, составляет всего 690 руб­ лей, то есть дешевле более чем в 10 раз! Впервые стальной трос на дриф­ терном лове был применен еще в 1958 году в управлении тралово­ го и сейнерного лова рыбаками- сахалинцами. А к 1960 году суда Приморской, Сахалинской и Кам­ чатской флотилий были полно­ стью оснащены вожаками и под­ борами из стального троса, кото­ рый там повсеместно вытеснил растительные канаты. К этому же времени в водных бассейнах Северо-Запада начали проводиться первые эксперименты по внедрению этого дешевого и прочного каната. Однако, как показали первые испытания, промысел со сталь­ ным вожаком в Северной Атлан­ тике имеет свои специфические особенности. Дело в том, что на Дальнем Востоке дрифтерный лов сельди применяется в летне-осенний пе­ риод, когда море сравнительно спокойно и рыба облавливается в основном на верхних горизон/ах. В Северной же Атлантике промы­ сел сельди дрифтерным порядком наиболее эффективен осенью и зи­ мой, когда рыбу приходится об­ лавливать на больших глубинах при неблагоприятной погоде. Различные условия промысла потребовали более тщательной разработки конструкции стально­ го вожака и палубных приспособ­ лений. Такая разработка была осущест­ влена в экспериментальных рей­ сах СРТ-4299, 4311 и 4231, эки­ пажи которых осваивали лов ры­ бы дрифтерным порядком со сталь­ ным вожаком в 1961 году и в первой половине нынешнего года. В качестве вожака на этих су­ дах был применен стальной оцин­ кованный трос типа ТК 6x9=114 с органическим сердечником от 11 до 15 миллиметров. Он состоял из секций по 10 марок в каждой. Они соединялись между собой с помощью двух огонов без коуш, двух скоб, № 1, 2, и вертлюга. Разбивка вожака на марки про­ водилась ограничительными коль­ цами, которые шплинтовались на вожаке. Эго исключало возмож­ ность скольжения поводцов по тросу. Поводцы крепились к вожа­ ку при помощи карабинов. Стальной вожак наматывался на барабаны траловой лебедки, которые вмещали до 4 тысяч мет­ ров троса, что вполне соответст­ вует длине сетевого порядка. Ле­ бедкой производилась и выборка порядка. В ходе промысла экипажи трау­ леров внесли ряд конструктивных изменений. В частности, на СРТ-4311 в море были изготовле­ ны и испытамы два типа караби­ нов совершенно новой конструк­ ции, эксплуатация которых дала хорошие результаты. Также было устранено частичное скольжение ограничительных колец (за счет закрепления их двумя взаимно- перпендикулярными шплинтами). Опыты, проведенные на СРТ- ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ АССОРТИ МЕHT Есть, оказывается, и такое понятие в отличие - от просто ассортимента. Бытует оно, это понятие, в торговой среде. Ска­ жем, залежался на магазинных полках какой-то товар, а дру­ гой, наоборот, пользуется ис­ ключительным спросом. И вог какой-нибудь дошлый торговец смекает: — А почему бы нам не по­ ставить дело так: хочешь иметь то, что те­ бе нужно, бери и то, что не нужно. Подобных «смекалистых» работников торговли за такие приемы у нас быстро выводят на свежую воду, и хода их гни­ лой инициативе не дают. Но сомнительные их лавры яе дают, как это выяснилось, покоя кое-кому из промысло­ виков. Они задались занятноЗ целью: нельзя ли принудитель­ ный ассортимент использовать в море. И что же — нашли пути применения этой далеко не оригинальной идейки. На траулере «Урал» в по­ следнем рейсе подошли к кон­ цу запасы угля, воды и про­ дуктов. А тут, как говорят мо­ ряки,. пошла «большая» рыба. На «Урале» решили продлить рейс и пополнить запасы, бла­ го в район промысла прибыла плавбаза «Архангельск». На плавбазе смилостивились, на первый раз хоть немного, но дали воды и угля. А когда при переходе траулера в порг экипаж решил еще раз попел- ФЕЛЬЕТОН ниться с плавбазы, то в ответ получил дулю. Состоялся приблизительно такой разговор: «Урал»: Нуждаемся в воде и топливе. «Архангельск)): Ясно вижу. «Урал»: (с надеждой): «Да­ дите? «Архангельск»: Дадим, но при одном ус­ ловии. «Урал» (с подозрением): Какое еще усло­ вие? «Архангельск»: Получите у нас сначала траловые мешки. «Урал»: Да зачем они нам? У нас, помимо тралов, на полу­ баке четыре мешка лежат. К чему нам излишнее снаряже­ ние возить, портить его в сы­ рости, убытки государству при­ чинять! «Архангельск»: 3-нать ни­ чего не знаем. Берите мешки, а иначе ни воды, ни угля не по­ лучите. «Урал»: Помилуйте!.. «Архангельск»: Не помилу­ ем... Моряки «Урала» долго гада­ ли, почему это вдруг на плав­ базе решили применить метод принудительного ассортимента. А ларчик просто открывался. Плавбаза должна была идти в ремонт. Чтобы не утруждать себя в порту разгрузкой нереа­ лизованного в море снаряже­ ния, экипаж плавбазы и прибег к недозволенному приему. Скверный прием, ничего не скажешь. ... , : А. ТЮПИН. 4311, показали, что дрифтерный промысел со стальным тросом можно вести не только «нижним вожаком», но и «вожаком повер­ ху». Последний дает даже луч­ ший эффект. . С целью разработки этого ме­ тода в мае нынешнего года в мо­ ре был направлен поисковый СРТ-4299. Его экипажем было про­ ведено 10 экспериментальных дрейфов, во время которых ис­ пользовали буйковые поводцы длиною от 10 до 80 метров. Первые же дрейфы с верхним вожаком показали необходимость замены поводцов из растительно­ го каната на стальные. Для этого был применен шестимиллиметро­ вый трос и разработана конструк­ ция универсального стального по- водца, приемлемого для лова ры­ бы как с нижним, так и с верх­ ним вожаком. В результате испытаний сталь­ ные поводцы показали целый ряд преимуществ перед растительны­ ми. Они, например, позволяют з течение двух-трех часов перевоо­ ружить порядок с верхнего вожа­ ка на нижний и наоборот. Сейчас можно с уверенностью сказать, что применение металлической ос­ новы сетевого порядка в Северной Атлантике ^полностью оправдало себя. Порядки оказались улови­ стыми и чрезвычайно удобными в работе. Достаточно сказать, что экипаж СРТ-4311, который вел лов сельди сетевым порядком со стальным вожаком, выполнил рейсовое задание по добыче ры­ бы на 110 процентов. Внедрение новой оснастки дриф­ терных порядков увеличило ско­ рость выборки сетей, избавило моряков от трудоемкой работы по подвязке поводцов и укладке во­ жака, высвободило значительную площадь на рабочей палубе. Дальнейшее совершенствоваиие порядка со стальной оснасткой позволит еще более механизиро­ вать палубные работы. Например, уже сейчас можно решить вопрос об установке в рулевой рубке суд­ на или в районе носового капа пункта дополнительного управле­ ния траловой лебедкой, а также автоматического ваероукладчика. Это даст возможность проводить выборку вожака без затраты боль­ ших усилий одному человеку. Наступило время, когда деше­ вый и удобный металлический трос должен вытеснить раститель­ ные канаты. В настоящее время уже успешно ведут промышленый лов рыбы со стальным вожаком экип а ж и СРТ-105 и 4299, а в ближайшее время на промысел выйдет еще 7 траулеров. Они положат начало массовому внедрению стального вожака и поводцов в дрифтерный лов. Ж . БАЛАНОВСКИИ , инженер-наставник по до­ быче УЭЛа. («Маяк»). Станки путешествуют по це­ ху... Это можно наблюдать на Ново-Краматорском машино­ строительном заводе (Донец­ кая область), изготовляющем крупнейшие агрегаты. Проще иной станок доставить к много­ тонной детали для ее обработ­ ки, чем передвигать эту деталь по пролетам цеха. На снимке показана работ­ ница Анна Купливацка, обра­ батывающая крупные узлы ша­ гающего экскаватора пере­ движным сверлильным стан­ ком. Фото С. Гендельмана. Фотохроника ТАСС. ШТУРМАН ИЛИ КАСТЕЛЯНША? С первого января нынешнего года вступил в действие новый Устав флота рыбной промышлен­ ности. В нем четко определены права и обязанности каждого чле­ на экипажа промыслового судна. Но вот беда — руководством тралового флота пока мало что де­ лается для внедрения всех поло­ жений Устава в жизнь и работу моряков. Мы не будем вдаваться в под­ робности, хотим коснуться в этой статье лишь прав и обязанностей штурманского состава. Следует в первую очередь на­ помнить, что еще до выхода ново­ го Устава перед руководством фло­ та неоднократно ставился вопрос о правильном распределении обя­ занностей между вторым и треть­ им помощниками капитана. При этом надо отметить, что ни на одном из флотов (транспортных и промысловых) нет такого обилия, обязанностей у второго штурма­ на, как в Мурманском траловом флоте. Это можно показать на фактах. Допустим, что стоянка судна в порту определена три дня, а иногда и меньше. Береговую бри­ гаду в таких случаях дают на двое суток, и считается, что все члены экипажа при этом отдыха­ ют. А так ли это? Возьмем второго штурмана. Ему надо сдать документы на зарпла­ ту, получить аванс и раздатв деньги морякам. На это уходит, как минимум, полный рабочий день. Затем надо получить зарплату, выдать ее — еще один день до­ лой. День уходит на получение продуктов и судовой лавочки, ибо присутствие при этом второго штурмана обязательно. В результате, на подготовку судна по навигационной части (корректура карт, получение по­ собий, ремонт) уже не остается времени. А ведь это то основное, от чего зависит безопасность пла­ вания. Ввиду того, что береговая бри­ гада находится на судне, штур­ ману все это время проставляются выходные дни. Где же тут логи­ ка? А если еще ты нес суточную вахту, то, в соответствии с уста­ новленным положением, должен отгулять после этого один день. Но когда? 'Г^ГГГГГЖЖЖЖЖЖЖЖ^ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ^ЖЖ^ Туркменская ССР. Ашхабадский завод нефтяного оборудования —•первенец тяжелого машиностроения в Туркмении. Кроме нефтя- ^ ного оборудования ~ ..... Iw тиляторы для Донбасса, Урал Скоро продукция на и за пределами СССР. ^ На заводе успешно освоен и начался массовый выпуск вентиля-N торов «ВГ-25», предназначенных для работы в условиях жаркогоЧ климата. Подготовлена к отправке первая партия таких вентилятор ров для Объединенной Арабской Республики. Даже если на судне и дадут справку, что выходные после су­ точных вахт не использованы, то попробуйте убедить в этом отдел кадров. Начиная от работников от­ дела труда и зарплаты и кончая руководителями флота, все твер­ дят одно: выходные после вахты нужно было отгуливать на судне. Не лучше положение и у стар­ ших помощников капитана. Где же при таких условиях вре­ мя на то, чтобы побыть в семье, сойти на берег по личным делам? Несколько меньше загружен третий штурман. В целях наибо­ лее правильного регулирования работы и отдыха штурманского состава ранее предлагалось, что­ бы за навигационную часть нес ответственность третий помощник капитана. Совсем не надо было учиться человеку 4— 5 лет, что­ бы заведовать бельем. Эти обя­ занности с успехом может выпол­ нять боцман, юнга или салогрей. Так, например, в стоянку юнга и салогрей загружены так мало, что дальше, как говорится, некуда, а ведь деньги-то они получают. В «Мурмамсельди», например, правильно подошли к этому воп­ росу. Там все постельные принад­ лежности переданы на ответст­ венность боцмана. Третий помощник, заведуя на­ вигационной частью, сможет более тщательно выполнять свои обя­ занности, ибо это же — кровное штурманское дело. А все это бу­ дет способствовать лучшей подго­ товке судна к рейсу. Ведь полное наличие планшетов, пособий и точная коррежтура карт — все это направлено не только на обеспе­ чение безопасности плавания, но и на увеличение добычи рыбы. Второму штурману надо оста­ вить финансовую и продовольст­ венную часть. Хочется, чтобы все эти меро­ приятия были проведены в жизнь скорее, это даст возможнюсть по­ мощникам капитана лучше ис­ пользовать стоянку для отдыха и подготовки судна к рейсу. В. ПЕТРОВ, второй помощ­ ник, В. БУБНОВ, третий по­ мощник капитана траулера «Грозный». tOODDDDDDOODDDDODDDODOODDOODDDDDOO «РЫ БНЫ Й МУРМАН» На снимке: вентиляторы для ОАР. Фото Г. Мушкамбарова. Фотохроника TACC.ji 11 сентября 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz