Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.
I Общественное бюро находит резервы В траловом флоте организовало и действует общест венное бюро экономического анализа (председатель тов. Кротова). В его составе ведущие работники управле ния, инженеры, плановики... Немало ценных рекомендаций дали начальнику фло та члены бюро. Часть рекомендаций уже претворена в жизнь. Они сыграли важную роль в увеличении добы т а рыбы и снижении себестоимости продукции. А эко номисты-общественники продолжают находить все но вые и новые резервы. Недавно на очередном заседании рассматривался вопрос «О расходовании планового фонда заработной платы и лимитов по труду», был произведен анализ затрат по междурейсовому ремонту судов бортового траления. ЕСЛИ ЗАГЛЯНУТЬ ПОГЛУБЖЕ... Сейчас подведены итоги работы коллектива трало вого флота за девять месяцев 1962 года. Результаты в общем и целом неплохие. Начальник планового отдела тов. феофилатьев привел следующие цифры. План по добыче рыбы флотом выполнен на 101,8 процента, задание по росту производительности труда *— на 108,7 процента, себестоимость товарной продук ции снижена на 3254 тысячи рублей, затраты на рубль товарной продукции — на 1,7 копейки. В результате принятых мер по улучшению органи зации труда и предотвращению перерасхода фонда зар платы достигнута относительная экономия фонда зар платы в сумме 977 тысяч рублей. Однако, если заглянуть поглубже, то в организации труда и заработной платы все еще имеются недостатки, снижающие экономические показатели. Непроизводи тельные простои судов из-за неявки членов экипажа со ставили нынче 147 судо-суток против 97 за прошлый год. В полтора раза увеличились случаи нарушений трудовой дисциплины лицами командного состава. Ве лика текучесть кадров. За счет неравномерного предоставления отпусков и яедостаточгного контроля за отгулом суммированных дней отдыха, содержания полного экипажа во время текущего ремонта (без вывода из эксплуатации отдель ных судов) тралфлот имеет лишнюю численность ра ботающих. Если сделать поправку на три отсутствующих БМРТ и тринадцать траулеров, находящихся в неплано вом ремонте, то «а первое октября флот имел 269 ра ботников сверх плана. Где и что делают эта люди? Вместо 260 человек в резерве находилось 297, а в отпусках соответственно — 1897 и 2403 человека. Намного больше плана имелось на траулерах младшего обслуживающего персонала. В результате допущен абсолютный перерасход фонда зарплаты на 153 тысячи рублей. Отпускных плавсоставу выплачено на 219 ты сяч рублей больше, чем планировалось. Большой перерасход допущен по рейсовым премиям *— на 382 тысячи рублей. Следует сказать, что при вы плате премий капитаны, начальники отделов исходи ли главным образом из факта перевыполнения экипа жем рейсового задания. А вот такие моменты, как экономия топлива, промвооружения, отношение лю дей к труду почти не учитывались. Тов. Феофилатьев привел много других цифр, отмс тил, что управление флота медленно решает вопросы о передаче ремонтирующихся кораблей на сохранность судоверфи, прекращении обслуживания траулеров во время стоянок в порту эксплуатационным штатом, не упорядочен вывод судов из эксплуатации. Участники совещания приняли активное участие в обсуждении вопроса, внесли много различных пред ложений. Особенно заслуживает внимания предложение стар шего инженера отдела труда и зарплаты тов. Буркова •б изменении практики расчетов с плавсоставом за ра боту в воскресные и праздничные дни. За отчетный период в эксплуатации находилось столько же кораблей, сколько и в прошлом году. Одна ко нынче предоставлено суммированных отгулов боль ше на 16 тысяч человеко-дней. Это увеличение явля ется одной из причин роста численности плавсостаза. Расчеты показывают, что для использования очередных трудовых отпусков требуется дополнительная чис ленность (на каждые сто человек) капитанов и стар помов — 14 человек, старших механиков — 17 че ловек. Фактически же содержится дополнительно капи танов и старших механиков по 33 человека, старпо- лов — 37 человек. Проведенная отделом труда и зарплаты проверка судовых аттестатов плавсостава, которым были предо ставлены отгулы за воскресные и праздничные дни (путем присоединения к отпуску), свидетельствует о большой пестроте использования суммированных вы ходных дней. Так, например, в первом полугодии капи тану траулера «Лебедка» тов. Сороковому полагалось 29 дней отгула. Несмотря на то, что в течение 12 дней во время стоянки в порту на судне находилась берего вая бригада, все отгулы были предоставлены. Трудно поверить, что при наличии береговой бригады тов. Со роковой все эти дни находился на корабле. Вероятно, он приходил на судно в отдельные дни на час-другой. Но это же не дает права считать их полным рабочим днем. Подобная же картина наблюдается у капитанов тт. Шлыкова, Данилова, старпомов тт. Исто мина, Тумбасова и многих других. Капитаны, старшие механики и другие лица команд ного состава одних траулеров все дни обслуживания судна береговыми бригадами считают днем етдьиа. Другие частично или полностью считают эти дни ра бочими. Получается ненормальное положение, при ко тором менее добросовестные или не умеющие правильно организовать свой труд командиры находятся в пре имущественном положении за счет присоединения к от пуску якобы неиспользованных дней отдыха. А они, как известно, предоставляются с сохранением зарплаты из расчета должностного оклада, районного коэффици ента и полярных надбавок. Табельная группа флота, предотвращая явные при писки в судовых аттестатах (а за восемь месяцев те кущего года снято с оплаты 2485 дней на сумму 26 тысяч рублей), не в состоянии полностью устранить этот недостаток. Тов. Бурков предложил изменить по рядок расчетов с плавсоставом за работу в воскресные и праздничные дни применительно к нормам общего трудового законодательства. Оно предусматривает, что работа оплачивается сразу, а последующий отгул пре доставляется без оплаты. Это позволит покончить с практикой искусственного накапливания неиспользованных дней отдыха для по следующего присоединения к отпуску. А это, в свою очередь, снизит потребность в дополнительной числен ности кадров комсостава. Повысится требовательность личного состава к судовой администрации о предостав лении отпусков во время стоянки ® порту. За период междурейсовой стоянки оплата за выходные и празд ничные дни будет производиться только тем лицам, ко торые привлекались для работы в эти дни. Отпадет не обходимость в контроле судовых аттестатов, люди будут заниматься другим, более полезным делом. И ЗДЕСЬ МНОГО РЕЗЕРВОВ Еще более активно проходил анализ затрат на меж дурейсовый ремонт по судам бортового траления. За первое полугодие по данной статье допущен перерас ход средств более чем по 100 кораблям на сумму 78 тысяч рублей. Особенно неблагополучно в этом отно шении обстоит дело по группе траулеров типа «Пио нер», по судам четвертого и пятого отрядов. В связи с реконструкцией слипа судоверфь резко сократила темпы работ. Если за девять месяцев про шлого года было выпущено из ремонта 66 траулеров, то нынче — только 36. Прошли докование и слипование в текущем году только 27 кораблей, а в прошлом году *— 100. Все это, естественно, отразилось на техниче ском состоянии флота. Суда, которым давно положен средний ремонт, вы нуждены эксплуатировать. Причем, чтобы поддержи вать их в более или менее удовлетворительном состоя нии, приходится после каждого выхода на промысел выполнять большой объем междурейсового ремонта. Это увеличивает расходы по данной статье. Но, как отметил и. о. главного инженера тралового флота тов. Сквирский, у членов машинных команд есть много возможностей для сокращения затрат. С ним со гласились и начальник механико-судовой службы тов. Захарьин, и главный бухгалтер тралового флота тов. Пономарев, и заместитель начальника флота тов. Гор бенко, и другие товарищи. Образцовое состояние основных и вспомогательных механизмов, технически грамотная эксплуатация — главный путь к достижению цели. К сожалению, дале ко еще не на всех судах дело обстоит именно так. Возь мем, к примеру, те же траулеры типа «Пионер». Ведь сумели же экипажи траулеров «Сокол» и «Шонгуй» добиться экономии в расходовании средств по статье междурейсового ремонта, а эксплуатируются они не меньше многих других судов. Одним из важных путей сокращения затрат на меж дурейсовый ремонт является выполнение некоторой ча сти работ силами экипажей, силами машинных команд. За девять месяцев таких работ выполнено в объеме 47573 нормо-часа, что на восемь тысяч нормо- часов превышает прошлогодние показатели. И все же это еще далеко не предел. Нужное и полезное дело тор мозится безынициативностью некоторых старших меха ников. Участники заседания выразили недоумение по пово ду неправильного отношения большинства капитанов к судовым слесарям. Они используются в качестве мат росов на уборке улова. А ведь слесари прежде всего обязаны помогать механикам в обслуживании техники. Они могут с успехом ремонтировать иллюминаторы, крючки, задвижки, различные палубные приспособле ния, причем сделают это не хуже, чем завод !N5 1. А главное, для экипажа ремонт обойдется вдвое—втрое дешевле. На траулере «Кронштадт» не прокручивались роли ки штуртроса. Но стоило появиться на судне группо вому механику, и он за десять минут разработал их. А командование судна записало в дефектную ведомость, что роликам необходим заводской ремонт. Подобное случилось и с иллюминаторами. — Не закрываются, погнуло корпус, требуется за водской ремонт, — заявил штурман. Тут же при нем была заменена резиновая проклад ка и работа вычеркнута из ведомости. Два мелких на первым взгляд примера. Но расходы по статье междурейсовый ремонт были сокращены на 5 0— 60 рублей. Больное место в траловом флоте — составление де фектных ведомостей, контроль за качеством ремонта, оформление денежных документов. Старпомы, старшие механики имеют достаточно вре мени на переходе судна в порт, чтобы понятно и тех нически грамотно показать в ведомости, где и какой необходим ремонт. Но очень многие командиры прене брегают этим требованием. Завод получил небрежно на писанную ведомость, теряет время на выяснение, а что же все-таки нужно делать? Такая ведомость даст воз можность недобросовестным калькуляторам и прорабам по-своему трактовать заказ, применять выгодные для них расценки и устанавливать повышенные сроки вы полнения заказов. На заседании бюро приводились многочисленные примеры, когда акты на выполненные заводом работы подписывались капитанами без указания в них объема произведенного ремонта. Некоторые акты подписаны к оплате работниками механико-судовой службы, а под писей командиров судна на них нет. Это приводит к различного рода ошибкам, недоразумениям и даже зло употреблениям. При проверке актов выполненных работ калькулято рами управления тралового Флота выявлена переплата заводу № 1 7.409 рублей. Так, например, в счете № 762 за ремонт траулера «Краб» одна из работ объ емом в 172 нормо-часа была заводом включена дважды. Вот счет Jve 691 по траулеру «Кедровка». Судоре монтники в ходе работы вывели из строя кабели. Есте ственно, их пришлось восстанавливать. Но стоимость работ в объеме 232 нормо-часа завод отнес за счег экипажа. Капитан и стармех, не вдумываясь, подписа ли акт. Выявлено завышение калькуляции заводом по трау лерам «Воткинс*», «Жемчуг», «Пушкин» и другим. Есть еще в траловом флоте стармехи, кото рые в целях «ускорения ремонта и установления доб рых отношений с прорабами» проявляют щедрость за счет государства. Нужно, скажем, заменить на корабле десять метров трубопроводов — пишут двадцать. Судоре монтники охотно выполняют такой заказ. У рабочего искусственно увеличивается зарплата, на заводе эко номятся материалы. А то, что возрастает стоимость -ре монта, на это такому стармеху наплевать. Деньги-то он не свои платит, а тралфлотовские. Надо повести ре шительную борьбу с подобными явлениями, относить излишне произведенные переплаты за счет виновных. Много ценных предложений внес в своем выступле нии заместитель начальника тралового флота тов. Гор бенко. В целях усиления контроля за расходованием средств на междурейсовый ремонт он предложил вве сти с 1963 года на судах лимитные книжки. Капитан, стармех, зная, что на ремонт можно израсходовать за год 15 тысяч рублей, будут вести строгий учет, сдавать на завод только крайне необходимые заказы. Эконом нее станут расходоваться запасные части. Тов. Горбенко говорил, что на флоте принижена роль третьих механиков. Их не закрепляют за траулерами. На эти должности выдвигаются не всегда достаточно подготовленные товарищи. А между тем, от третьего механика во многом зависит судьба выполнения плача по добыче рыбы, ведь он отвечает за техническое со стояние котла, лебедки и других махднизмов. Сейчас не хватает 50 треть-х механиков,^а имею щиеся кочуют с корабля на к о р п ' л ь . Надо всячески отмечать членов машинных команд, занимающихся ремонтом механизмов. Этих героев тру да. которые, помимо несения вахты, еще помогают па лубной команде убирать улов w ремонтипуют ме ханизмы, должны ?нать на флоте. Их надо поощрять и материально. К сожаленгю. за э^о в траловом флоте нынче не было премировано ни одного механика, ни одного машиниста. Назрела необходимость в пересмотре номенклатуры «саморемонта». Сейчас члены машинных команд вы полняют часть работ, которых ч перечне нет, и поэто му их труд не оплачивается. Естественно, это не спо собствует производственной активности людо-й. РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКУ ФЛОТА Бюро экономического анализа по обсужденным во просам дало следующие рекомендации начальнику тра лового флота тов. Закурдаеву: 1. В срок до 15 ноября руководству флота совмест но с базовым комитетом профсоюза рассмотреть пред ложение об изменении порядка компенсирования моря ков за работу в выходные и праздничные дни. 2. Разработать типовые графики использования чле нов экипажа на работах, связанных с обслуживанием кораблей во время стоянок в порту (учесть при этом овсе возможные варианты). Обязать капитанов строго вести учет отгулов. 3. Разработать и ввести в действие с января 19b.i года лимитные книжки расхода средств на междурей совый ремонт. 4. Обратиться с ходатайством в главное управление «Севрыба» о выделении траловому флоату плавмастер- ской. Это позволит ускорить междурейсовый ремонт, снизить его себестоимость. Коллектив мастерской бу дет специализироваться на ремонте дизельных двига телей, технологического оборудования, т. е. тех работ, которые завод № 1 в настоящее время принимает неохотно. Е МИХАЯЛОВСКИЙ. тттща&тлллтлтлтттттптм^ тт^тмттттт^ т^ тттттттттл «РЫБНЫЙ МУРМАН» 27 октября 1962 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz