Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.
Ж д у т у м о р я п о г о д ы Каждый, кому приходилось бы вать в эта дни на Мурманской су доверфи, знает, как густ лес корабельных мачт, возвышающих ся у причалов. Нельзя не заметить и другой особенности, характер- вой для местного «пейзажа»: большинство мачт — в строитель ных лесах. Вместо того, чтобы на ходиться в море, на промысле, до брая часть флота надежно осела в порту, у причалов судоверфи. Даже на самых дальних подсту пах к причалам судоверфи — мач ты, мачты, мачты... В несколь ко рядов неподвижно стоят трау леры. Многие — в течение нескольких месяцев. В чем дело? Мы побывали на одном из ре монтирующихся судов — трауле ре «Мишуков». Вот что рассказал старший механик корабля А. А: Дьяконов: — На судоверфь мы попали внезапно. 10 июля корабль наш вышел в очередной рейс. Думали вернуться с промысла через 26 суток, как обычно. Каждый член экипажа болел душой за своевре менное выполнение годового пла на по заготовке рыбной продук ции. Люди старались изо всех сил. Однако надеждам нашим не суждено было сбыться. Через 10 дней нас отозвали обратно в порт и поставили на ремонт — при ближалась пора докования. Но док оказался занятым, и мы ста ли ждать своей очереди. Да вот до сих пор и ждем... Понемногу за нимаемся текущим ремонтом суд на. Для того, чтобы пройти доко- вание, требовалось не более 20 су ток. Что же делала команда «Ми шуюова» в течение двух с поло виной месяцев? Экипаж пытался не терять вре мени даром, но это не всегда уда валось. Тем|пы работ остаются и сейчас очень низкими. Время ухо дит, и выполнение годового плана по вылову под угрозой срыва. А завершение ремонта отодвинулось на неопределенный срок. Попав на судоверфь, экипаж тут же приступил к ремонтным работам. Все 10 членов машинной команды стали чистить топливные танки. Прошли первые 10 дней. С начала августа перешли к ре монту главной машины, потом занялись котлочисткой. На это ушло еще около месяца. С 25 ав густа весь коллектив машинного отделения — на ремонте вспомо гательных механизмов, приводит в порядок котельную арматуру. Потом началась выдувка систем и механизмов, освобождение их от остатков конденсата. Так пролетел еще один месяц. — Более успешному и быстро му завершению ремонтных работ в значительной степени мешало то, что слишком часто менялся со став команды корабля, — говорит старший механик А. А. Дьяконов. Оказывается, каждый ремонти рующийся траулер — это своего рода пересыльный пункт, где про водят свободное время те из буду щих моряков, кто ждет оформления соответствующих документов и назначения на постоянное место работыО?) В свою очередь, те промысло вики, которые работали на кораб ле до его ремонта, по приходу на судоверфь переводятся на другие суда. А кому, как не самим промысло викам, надо бы заниматься ремон том вверенной им техники? Кто, как не они сами, больше всего за интересованы в этом, знают осо бенности и недостатки каждого механизма? Кому, как не им са мим, придется расплачиваться за несвоевременное завершение ре- монтньТх работ, за недоброкачест венное их выполнение — коль скоро получится такой грех! Но, вопреки здравому смыслу, вразрез с интересами общего де ла, на траловом флоте — особен но во время судоремонта — до сих пор большая текучесть кадров, которая порождает безответствен ное отношение отдельных неради вых работников к своим обязан ностям. Отсюда и недоброкачественный ремонт техники, и многочислен ные аварии и поломки механизмов, и сокращение срока службы судо вого оборудования. В самом деле, вот к чему может привести замена даже одного чло- на команды корабля. Дело было на том же «Мишукове» в декабре прошлого года. Из-за халатности В. Н. Калиничева, который т-огда исполнял обязанности старшего механика, были разморожены ци линдры траловой лебедки. До 28 февраля этого года траулер нахо дился в ремонте... Вот как дорого обошлась про мысловикам недобросовестность одного только человека! А какой вред государству наносит систе матическая и полная замена всех членов команды... — Судите сами, — говорит тов. Дьяконов, — в прошлом году на траулере «Мишуков» смени лось пять вторых механиков, в этом году здесь уже побывало чет веро. Но вот сколько замен произо шло на «Мишукове» за два с лиш ним месяца, пока корабль стоял в ,ремонте. Сначала отдел кад ров отозвал третьего механика Е. Н. Полицына, прислав вместо него котельного машиниста Сергея Мдкерова, потом сняли и его уже без всякой замены. Затем не ста ло на судне второго механика А. Н. Пестовского, его сменил Г. Н. Фирсин, того — В. С. Мень шиков. Еще в самом начале ремонта были посланы на другие корабли котельные машинисты Иван Сте панов и Владимир Каливчин. — Кем заменить людей? — ло мал голову старший механик и, наконец, нашел выход: «машини стами» стали помощник повара Михаил Гончар и юнга Виктор Марков. Ушел М. Гончар — при слали кочегара 2 класса Алексея Карпова. Потом на корабле, пере оборудованном под жидкое топли во, появился другой кочегар-уголь щик Владимир Сысоев, через две недели его сменил токарь-слесарь Алексей Савинкин, еще поздней в течение 15 дней «машинистом» был матрос Михаил Игнатьев, за тем — Валентин Иванов, потом — снова угольщик — Николай Бон даренко... И так — в течение двух с по ловиной месяцев. Судить о каче стве ремонта можно будет по вы ходу в море. А пока старший ме ханик А. А. Дьяконов занят раз решением более злободневной про блемы — как ускорить заверше ние судоремонта. А о том же, насколько необхо димо было траулеру «Мишуков» становиться в ремонт и можно Н А У К И ТЕХНИКИ НОВЫЙ ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА ОКУНЯ Одним из основных видов про мысловых рыб Серингова моря является морской окунь. Он оби тает на значительных глубинах, нередко в местах со сложным рельефом дна. Кяк добывать рыбу там, где ее скопления невелики, да еще в то время, когда косяки отрываются от грунта и находятся в толщи воды? Дальневосточная эксперимен тальная база спроектировала спе циальный трал для лова окуня. Он во многом отличен от сель дяных тралов. Основные разме ры его таковы: длина верхней подборы, включая голые концы, — 26,4 метра; нижней подборы •—29,6 метра. Общая длина топе нанта — 34,25 метра, а его длина по мешку— 12,5 метра. Верхняя подбора оснащена 45—48 гидродинамическими силу- миновыми направами. Нижняя подбора загружена отрезками це пей. Последние крепятся на по- водцах длиной 0,6— 1,2 метра. Длина голых концов, идущнх от подбор топенантов, —ч 30 метров, кабеля — 25 метров. Такая конструкция позволяет доводить вертикальное :раскрытие трала до 7 с лишним метров,' а 'горизонтальное — до 13. Во время испытаний. проводившихся у острова Прибылова с СРТ-300, трал давал устойчивые уловы. За одно траление на борт поднима ли ч среднем до 20 центнеров рыбы. ПРИМЕНЕНИЕ ФЕРМЕНТОВ ПРИ ПОСОЛЕ СЕЛЬДИ На Мосрыбокомбинате успешно проводятся опыты по применению ферментов при посоле сельди. Фермент протеиназа в порошке, д о бавленный в незначительном ко личестве в чан при посоле сельди, намного ускоряет процесс ее про саливания, сокращая его против обычного дс 7— 10 дней. Протеиназа расщепляет некото рые белки, ускоряет и делает рав номерным отложение сэли и тка нях рыбы, перераспределял в них жир. В результате селедка приоб ретает исключительные вкусовые качества. Ферменты — это биологические катализаторы, ускорители биоло гических реакций в ж.ивом орга низме. Фермент протеиназа — серовато желтый порошок, продукт жиз недеятельности грибков и бакте рий. Его применяют при изготов лении глюкозы, спирта, при выпеч- кг хлеба и т. д. Применение фермента протеинл- за в рыбной промышленности по зволит ускорить процесс просали вания рыбы в два—три раза, улучшить качество продуктов. ли было 0(м>ЙТИСЬ ( j C3 HG- го, до сих пор лнчкто не задумывался. Но вот в конце сентя бря руководители трало вого флота пригласили водолазов, чтобы выяснить, в какоп постоя м и (находятся корпус корабля, его винт и рулевое устройство. Осмотр показал, что корабль мог бы обой тись месяц— другой без ния и ремонта. Здесь вполне уместно оудет •спро-сить — а почему не был про изведен осмотр корпуса лодола- зами в самом начале судоремонта? Какую прибыль мог -бы дать государству экипаж траулера «Мишуков», если бы он занимал ся промыслом в течение послед них двух с лишним месяцев! Их «соперники» по групповому со ревнованию, моряки «Каунаса», которые значительно отставали от «Мишукова», теперь уже за вершили выполнение годового плана. К сожалению, экипаж трауле ра «Мишуков» не одинок. Та кая же судьба постигла многие другие корабли. Достаточно ска зать, что в доке за два месяца не побывал ни один из тех тра улеров, что так терпеливо ждут своей очереди. С мая стоит в ре монте «Молдавия». Еще раньше появился на судоверфи «Красно- гвардейск». Только 18 сентября ушел на промысел, так и не по лучив доступа в док, траулер «Томь». «11ерекоп », «Серафимович », «Пушкин» — экипажи всех этих -кораблей, так же как и команда «Мишукова», теряют напрасно драгоценное промысловое время. Всего на судоверфи находится сейчас 33 корабля, и всем им по дошел срок докования. Смогут ли все эти корабли своевременно произвести ремонт машин и механизмов? Конечно, нет. Еще меньше надежды на до>к. 3»начит, уже сейча-с надо при нять все меры, чтобы не допу стить напрасной потеря времени моряками в судоремонте, избе жать простоя кораблей. \ П. СУСЛОВ. ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■Г- лев* ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДЪЕМА ЯКОРЕЙ СТАВНЫХ НЕВОДОВ Рационализаторы рыбной про мышленности Бурятского совнар хоза изготовили приспособление д.«я подъема якорей ставных не водов, имеющее проволочные ог- тяжки. Приспособление представ ляет собой своеобразный храпец. Оно состоит из корпуса, двух за жимных угольников, приваренных к осям, четырех натяжных скоб и такого же количества стопоров. К скобам подвязываются полуметро вые концы пенькового каната, а к ним — сами канаты. При снятии ставного невода ко нец проволочной оттяжки пропу скают между стальными уголыы- ками, а храпец под действием тя жести скользит вниз. При этом угольники зажимают оттяжку, и якорь с помощью каната подни мается со дна. Проволочная же оттяжка подбирается вручную. Производственные испытания д а ли положительные результаты. Инженеры головного конст рукторского бюро Харьковского тракторосборочного завода за вершили разработку семейства тракторов, в которое входят универсальный колесный трак- НОВЫЕ ВИДЫ КОНСЕРВОВ На Березовском рыбокомбинате Тюменской области недавно выпу щены первые тысячи банок ново го вида консервов — фарш части ковые рыб с рисом. По новому способу выпускаются также кон сервы щуки в томате. Сырая ры ба, уложенная в банки, заливает ся непроваренным соусом. Банки при закатке стерилизуются при температуре плюс 121 градус. Такой способ изготовления кон сервов дает возможность лучше сохранить вкусовые качества про дуктов, а вместе с тем упрощает производство их, способствует по вышению производительности труда. тор, самоходное шасси, трактор с четырьмя ведущими колеса ми и гусеничный узкозахватный трактор для обработки вино градников. На всех этих ма шинах будет установлен двига- ^ тель с воздушным охлаждением мощностью 30 лошадиных сил. ! 70 процентов деталей всех тракторов унифицировано. Цо- <; вые тракторы будут развивать • скорость: на полевых работах ! до десяти километров в час, а JI транспортную — до 25 кило- j ! метров. J' На заводе начато изготовле- < ние узлов и деталей по черте- ! | жам, разработанным конструк торами бюро. На снимке (слева направо): ] I конструкторы Е. Д . Серикова, И. И. Логвинович, Ф. Ф. Ар темов и Г. Н. Белинский в за водской лаборатории. Фото Е. Андреева. Фотохроника ТАСС. АВТОВЕСЫ ДЛЯ ОТСОРТИРОВКИ КОНСЕРВНЫХ БАНОК ПО ВЕСУ На рыбокоптильном заводе в Иван-Городе (Ленинградский сов нархоз) смонтирована комплексно- механизированная линия по произ водству консервов «Шпроты в масле». Одним из элементов линии яв ляются автоматические весы кон вейерного типа. Весы беспрепят ственно пропускают «банки с ры бой, вес которых соответствует требованиям инструкции и автома тически отсортировывает банки с перевесом и недовесом. Отсорти рованные банки по лотку сходят на стол, где производится исправ ление. В. ВАРЯГИН. Иван кивает на Петра— В один из сентяорьскил дней начальник цеха обслуживания рыбного порта Андрей Никитич Мазуренко проверял санитарное состояние территории, и ему при шлось столкнуться с неприятными фактами. ...Асфальтированная площадка перед зданием судоремонтного за вода № 1 главка «Севрыба». Сле ва от входа в заводоуправление установлена Доска почета. На ней — фотографии передовиков судоремонта, тут же — социали стические обязательства, показате ли успехов завода в выполнении производственного плана. Ничего не скажешь: художественное офор мление стендов сделано удачно. Мимо них проходят хозяйствен ные руководители, представители заводского комитета_но никто не видит t o i j o , что позади стендов, у железнодорожного полотня лежат груды мусора, хлама. Тов. Мазуренко попросил руко водителей навести здесь породок* Но не тут-то было. Директор за вода тов. Гальянов остался равно душным к этой просьбе. А его за меститель по хозяйственной части тов. Тарабарин заявил: «Убирать не будем. Пусть этим занимаются строители». А вот на рыбокомбинате когда- то начали делать бетонную пло щадку под граксу возле цеха ме дицинского жира и технической продукции. Сломали эстакаду, но до сих пор площадки нет% и рабо ты ведутся через пень-колоду. У работников цеха обслужива ния не хватает сил пробить стену равнодушия. Может быть, эта кор респонденция подействует. Н. ЖУКОВ, наш внештатный корреспондент* «РЫ БНЫЙ МУРМАНг 11 Октября 1962 г. 3 стрц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz