Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.

Ж д у т у м о р я п о г о д ы Каждый, кому приходилось бы­ вать в эта дни на Мурманской су­ доверфи, знает, как густ лес корабельных мачт, возвышающих­ ся у причалов. Нельзя не заметить и другой особенности, характер- вой для местного «пейзажа»: большинство мачт — в строитель­ ных лесах. Вместо того, чтобы на­ ходиться в море, на промысле, до­ брая часть флота надежно осела в порту, у причалов судоверфи. Даже на самых дальних подсту­ пах к причалам судоверфи — мач­ ты, мачты, мачты... В несколь­ ко рядов неподвижно стоят трау­ леры. Многие — в течение нескольких месяцев. В чем дело? Мы побывали на одном из ре­ монтирующихся судов — трауле­ ре «Мишуков». Вот что рассказал старший механик корабля А. А: Дьяконов: — На судоверфь мы попали внезапно. 10 июля корабль наш вышел в очередной рейс. Думали вернуться с промысла через 26 суток, как обычно. Каждый член экипажа болел душой за своевре­ менное выполнение годового пла­ на по заготовке рыбной продук­ ции. Люди старались изо всех сил. Однако надеждам нашим не суждено было сбыться. Через 10 дней нас отозвали обратно в порт и поставили на ремонт — при­ ближалась пора докования. Но док оказался занятым, и мы ста­ ли ждать своей очереди. Да вот до сих пор и ждем... Понемногу за­ нимаемся текущим ремонтом суд­ на. Для того, чтобы пройти доко- вание, требовалось не более 20 су­ ток. Что же делала команда «Ми­ шуюова» в течение двух с поло­ виной месяцев? Экипаж пытался не терять вре­ мени даром, но это не всегда уда­ валось. Тем|пы работ остаются и сейчас очень низкими. Время ухо­ дит, и выполнение годового плана по вылову под угрозой срыва. А завершение ремонта отодвинулось на неопределенный срок. Попав на судоверфь, экипаж тут же приступил к ремонтным работам. Все 10 членов машинной команды стали чистить топливные танки. Прошли первые 10 дней. С начала августа перешли к ре­ монту главной машины, потом занялись котлочисткой. На это ушло еще около месяца. С 25 ав­ густа весь коллектив машинного отделения — на ремонте вспомо­ гательных механизмов, приводит в порядок котельную арматуру. Потом началась выдувка систем и механизмов, освобождение их от остатков конденсата. Так пролетел еще один месяц. — Более успешному и быстро­ му завершению ремонтных работ в значительной степени мешало то, что слишком часто менялся со­ став команды корабля, — говорит старший механик А. А. Дьяконов. Оказывается, каждый ремонти­ рующийся траулер — это своего рода пересыльный пункт, где про­ водят свободное время те из буду­ щих моряков, кто ждет оформления соответствующих документов и назначения на постоянное место работыО?) В свою очередь, те промысло­ вики, которые работали на кораб­ ле до его ремонта, по приходу на судоверфь переводятся на другие суда. А кому, как не самим промысло­ викам, надо бы заниматься ремон­ том вверенной им техники? Кто, как не они сами, больше всего за­ интересованы в этом, знают осо­ бенности и недостатки каждого механизма? Кому, как не им са­ мим, придется расплачиваться за несвоевременное завершение ре- монтньТх работ, за недоброкачест­ венное их выполнение — коль скоро получится такой грех! Но, вопреки здравому смыслу, вразрез с интересами общего де­ ла, на траловом флоте — особен­ но во время судоремонта — до сих пор большая текучесть кадров, которая порождает безответствен­ ное отношение отдельных неради­ вых работников к своим обязан­ ностям. Отсюда и недоброкачественный ремонт техники, и многочислен­ ные аварии и поломки механизмов, и сокращение срока службы судо­ вого оборудования. В самом деле, вот к чему может привести замена даже одного чло- на команды корабля. Дело было на том же «Мишукове» в декабре прошлого года. Из-за халатности В. Н. Калиничева, который т-огда исполнял обязанности старшего механика, были разморожены ци­ линдры траловой лебедки. До 28 февраля этого года траулер нахо­ дился в ремонте... Вот как дорого обошлась про­ мысловикам недобросовестность одного только человека! А какой вред государству наносит систе­ матическая и полная замена всех членов команды... — Судите сами, — говорит тов. Дьяконов, — в прошлом году на траулере «Мишуков» смени­ лось пять вторых механиков, в этом году здесь уже побывало чет­ веро. Но вот сколько замен произо­ шло на «Мишукове» за два с лиш­ ним месяца, пока корабль стоял в ,ремонте. Сначала отдел кад­ ров отозвал третьего механика Е. Н. Полицына, прислав вместо него котельного машиниста Сергея Мдкерова, потом сняли и его уже без всякой замены. Затем не ста­ ло на судне второго механика А. Н. Пестовского, его сменил Г. Н. Фирсин, того — В. С. Мень­ шиков. Еще в самом начале ремонта были посланы на другие корабли котельные машинисты Иван Сте­ панов и Владимир Каливчин. — Кем заменить людей? — ло­ мал голову старший механик и, наконец, нашел выход: «машини­ стами» стали помощник повара Михаил Гончар и юнга Виктор Марков. Ушел М. Гончар — при­ слали кочегара 2 класса Алексея Карпова. Потом на корабле, пере­ оборудованном под жидкое топли­ во, появился другой кочегар-уголь­ щик Владимир Сысоев, через две недели его сменил токарь-слесарь Алексей Савинкин, еще поздней в течение 15 дней «машинистом» был матрос Михаил Игнатьев, за­ тем — Валентин Иванов, потом — снова угольщик — Николай Бон­ даренко... И так — в течение двух с по­ ловиной месяцев. Судить о каче­ стве ремонта можно будет по вы­ ходу в море. А пока старший ме­ ханик А. А. Дьяконов занят раз­ решением более злободневной про­ блемы — как ускорить заверше­ ние судоремонта. А о том же, насколько необхо­ димо было траулеру «Мишуков» становиться в ремонт и можно Н А У К И ТЕХНИКИ НОВЫЙ ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА ОКУНЯ Одним из основных видов про­ мысловых рыб Серингова моря является морской окунь. Он оби­ тает на значительных глубинах, нередко в местах со сложным рельефом дна. Кяк добывать рыбу там, где ее скопления невелики, да еще в то время, когда косяки отрываются от грунта и находятся в толщи воды? Дальневосточная эксперимен­ тальная база спроектировала спе­ циальный трал для лова окуня. Он во многом отличен от сель­ дяных тралов. Основные разме­ ры его таковы: длина верхней подборы, включая голые концы, — 26,4 метра; нижней подборы •—29,6 метра. Общая длина топе­ нанта — 34,25 метра, а его длина по мешку— 12,5 метра. Верхняя подбора оснащена 45—48 гидродинамическими силу- миновыми направами. Нижняя подбора загружена отрезками це­ пей. Последние крепятся на по- водцах длиной 0,6— 1,2 метра. Длина голых концов, идущнх от подбор топенантов, —ч 30 метров, кабеля — 25 метров. Такая конструкция позволяет доводить вертикальное :раскрытие трала до 7 с лишним метров,' а 'горизонтальное — до 13. Во время испытаний. проводившихся у острова Прибылова с СРТ-300, трал давал устойчивые уловы. За одно траление на борт поднима­ ли ч среднем до 20 центнеров рыбы. ПРИМЕНЕНИЕ ФЕРМЕНТОВ ПРИ ПОСОЛЕ СЕЛЬДИ На Мосрыбокомбинате успешно проводятся опыты по применению ферментов при посоле сельди. Фермент протеиназа в порошке, д о ­ бавленный в незначительном ко­ личестве в чан при посоле сельди, намного ускоряет процесс ее про­ саливания, сокращая его против обычного дс 7— 10 дней. Протеиназа расщепляет некото­ рые белки, ускоряет и делает рав­ номерным отложение сэли и тка­ нях рыбы, перераспределял в них жир. В результате селедка приоб­ ретает исключительные вкусовые качества. Ферменты — это биологические катализаторы, ускорители биоло­ гических реакций в ж.ивом орга­ низме. Фермент протеиназа — серовато­ желтый порошок, продукт жиз­ недеятельности грибков и бакте­ рий. Его применяют при изготов­ лении глюкозы, спирта, при выпеч- кг хлеба и т. д. Применение фермента протеинл- за в рыбной промышленности по­ зволит ускорить процесс просали­ вания рыбы в два—три раза, улучшить качество продуктов. ли было 0(м>ЙТИСЬ ( j C3 HG- го, до сих пор лнчкто не задумывался. Но вот в конце сентя­ бря руководители трало­ вого флота пригласили водолазов, чтобы выяснить, в какоп постоя­ м и (находятся корпус корабля, его винт и рулевое устройство. Осмотр показал, что корабль мог бы обой­ тись месяц— другой без ния и ремонта. Здесь вполне уместно оудет •спро-сить — а почему не был про­ изведен осмотр корпуса лодола- зами в самом начале судоремонта? Какую прибыль мог -бы дать государству экипаж траулера «Мишуков», если бы он занимал­ ся промыслом в течение послед­ них двух с лишним месяцев! Их «соперники» по групповому со­ ревнованию, моряки «Каунаса», которые значительно отставали от «Мишукова», теперь уже за­ вершили выполнение годового плана. К сожалению, экипаж трауле­ ра «Мишуков» не одинок. Та­ кая же судьба постигла многие другие корабли. Достаточно ска­ зать, что в доке за два месяца не побывал ни один из тех тра­ улеров, что так терпеливо ждут своей очереди. С мая стоит в ре­ монте «Молдавия». Еще раньше появился на судоверфи «Красно- гвардейск». Только 18 сентября ушел на промысел, так и не по­ лучив доступа в док, траулер «Томь». «11ерекоп », «Серафимович », «Пушкин» — экипажи всех этих -кораблей, так же как и команда «Мишукова», теряют напрасно драгоценное промысловое время. Всего на судоверфи находится сейчас 33 корабля, и всем им по­ дошел срок докования. Смогут ли все эти корабли своевременно произвести ремонт машин и механизмов? Конечно, нет. Еще меньше надежды на до>к. 3»начит, уже сейча-с надо при­ нять все меры, чтобы не допу­ стить напрасной потеря времени моряками в судоремонте, избе­ жать простоя кораблей. \ П. СУСЛОВ. ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■Г- лев* ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДЪЕМА ЯКОРЕЙ СТАВНЫХ НЕВОДОВ Рационализаторы рыбной про­ мышленности Бурятского совнар­ хоза изготовили приспособление д.«я подъема якорей ставных не­ водов, имеющее проволочные ог- тяжки. Приспособление представ­ ляет собой своеобразный храпец. Оно состоит из корпуса, двух за ­ жимных угольников, приваренных к осям, четырех натяжных скоб и такого же количества стопоров. К скобам подвязываются полуметро­ вые концы пенькового каната, а к ним — сами канаты. При снятии ставного невода ко­ нец проволочной оттяжки пропу­ скают между стальными уголыы- ками, а храпец под действием тя­ жести скользит вниз. При этом угольники зажимают оттяжку, и якорь с помощью каната подни­ мается со дна. Проволочная же оттяжка подбирается вручную. Производственные испытания д а ­ ли положительные результаты. Инженеры головного конст­ рукторского бюро Харьковского тракторосборочного завода за­ вершили разработку семейства тракторов, в которое входят универсальный колесный трак- НОВЫЕ ВИДЫ КОНСЕРВОВ На Березовском рыбокомбинате Тюменской области недавно выпу­ щены первые тысячи банок ново­ го вида консервов — фарш части­ ковые рыб с рисом. По новому способу выпускаются также кон­ сервы щуки в томате. Сырая ры­ ба, уложенная в банки, заливает­ ся непроваренным соусом. Банки при закатке стерилизуются при температуре плюс 121 градус. Такой способ изготовления кон­ сервов дает возможность лучше сохранить вкусовые качества про­ дуктов, а вместе с тем упрощает производство их, способствует по­ вышению производительности труда. тор, самоходное шасси, трактор с четырьмя ведущими колеса­ ми и гусеничный узкозахватный трактор для обработки вино­ градников. На всех этих ма­ шинах будет установлен двига- ^ тель с воздушным охлаждением мощностью 30 лошадиных сил. ! 70 процентов деталей всех тракторов унифицировано. Цо- <; вые тракторы будут развивать • скорость: на полевых работах ! до десяти километров в час, а JI транспортную — до 25 кило- j ! метров. J' На заводе начато изготовле- < ние узлов и деталей по черте- ! | жам, разработанным конструк­ торами бюро. На снимке (слева направо): ] I конструкторы Е. Д . Серикова, И. И. Логвинович, Ф. Ф. Ар­ темов и Г. Н. Белинский в за­ водской лаборатории. Фото Е. Андреева. Фотохроника ТАСС. АВТОВЕСЫ ДЛЯ ОТСОРТИРОВКИ КОНСЕРВНЫХ БАНОК ПО ВЕСУ На рыбокоптильном заводе в Иван-Городе (Ленинградский сов­ нархоз) смонтирована комплексно- механизированная линия по произ­ водству консервов «Шпроты в масле». Одним из элементов линии яв­ ляются автоматические весы кон­ вейерного типа. Весы беспрепят­ ственно пропускают «банки с ры­ бой, вес которых соответствует требованиям инструкции и автома­ тически отсортировывает банки с перевесом и недовесом. Отсорти­ рованные банки по лотку сходят на стол, где производится исправ­ ление. В. ВАРЯГИН. Иван кивает на Петра— В один из сентяорьскил дней начальник цеха обслуживания рыбного порта Андрей Никитич Мазуренко проверял санитарное состояние территории, и ему при­ шлось столкнуться с неприятными фактами. ...Асфальтированная площадка перед зданием судоремонтного за­ вода № 1 главка «Севрыба». Сле­ ва от входа в заводоуправление установлена Доска почета. На ней — фотографии передовиков судоремонта, тут же — социали­ стические обязательства, показате­ ли успехов завода в выполнении производственного плана. Ничего не скажешь: художественное офор­ мление стендов сделано удачно. Мимо них проходят хозяйствен­ ные руководители, представители заводского комитета_но никто не видит t o i j o , что позади стендов, у железнодорожного полотня лежат груды мусора, хлама. Тов. Мазуренко попросил руко­ водителей навести здесь породок* Но не тут-то было. Директор за ­ вода тов. Гальянов остался равно­ душным к этой просьбе. А его за ­ меститель по хозяйственной части тов. Тарабарин заявил: «Убирать не будем. Пусть этим занимаются строители». А вот на рыбокомбинате когда- то начали делать бетонную пло­ щадку под граксу возле цеха ме­ дицинского жира и технической продукции. Сломали эстакаду, но до сих пор площадки нет% и рабо­ ты ведутся через пень-колоду. У работников цеха обслужива­ ния не хватает сил пробить стену равнодушия. Может быть, эта кор­ респонденция подействует. Н. ЖУКОВ, наш внештатный корреспондент* «РЫ БНЫЙ МУРМАНг 11 Октября 1962 г. 3 стрц

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz