Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.
Экипаж траулера «Лебедка» по вылову рьвбы имел неплохие показатели: план восьми месяцев выполнен на 101,3 процента. Та ким образом, с внешней стороны дела шли как будто удовлетвори тельно. Но если посмотреть глуб же, то картина предстанет иная. Ухудшились экономические по казатели, особенно с начала вто рого полугодия. Себестоимость од ного центнера рыбы повысилась иа 72 копейки. Партийная организация (секре тарь тов. Чалов) медленно пере страивает свою деятельность в свете исторических решений XXII съезда КЩХ!, неудовлетворитель но ведет работу по-коммунистиче- скому воспитанию моряков. Мас сово-политическая работа ведется нецелеустремленно, в отрыве от задач, стоящих перед экипажем. Вести воспитательную работу среди моряков должен не только помполит. Ею обязан заниматься весь командный состав. Централь ный Комитет КПСС требует, что- ♦ --------------------- бы руководящие партийные, хо зяйственные, советские, проф союзные и комсомольские работ ники отвечали за политико-мо ральное состояние коллективов так же, как за выполнение про изводственного плана. Они долж ны участвовать в агитационно пропагандистской работе, разъяс нять трудящимся важнейшие вопросы марксистско-ленинской теории и политики партии, одно временно выступать организато рами выполнения Программы КПСС, решений XXII съезда пар тии. Однако командный состав на «Лебедке» в воспитательно” ра боте участия не принимает, е лекциями и беседами перед моря ками не выступает. Здесь забыли, что политическая работа в мас сах — дело каждого командира. Плохо на «Лебедке» и с нагляд ной агитацией. Она бедна, неубе дительна, не отражает задач, стоящих перед экипажем. Судовой комитет профсоюза и комсомольская организация плохо организуют отдых моряков в пе риод междурейсовых стоянок. По этому моряки на берегу пьянст вуют, отдельные из них отстают от судна. Партийная организация не ве дет должной борьбы с текучесть: кадров. За шесть месяцев нынеш него года на траулере сменилог 30 членов экипажа. А ведь .эк паж в свое время вкщ ^ цйлся i соревнование за коммунистиче ский труд. Недавно партком траловоп флота слушал отчет тов. Чалова. Партийный комитет указал тов. Чалову на ослабление идеологиче ской работы и потребовал от него устранения недостатков и ис правления положения. Тов. Чалов должен понять, что так работать,$ как он работал до сих пор, нель зя. Надо поднять роль судовой партийной организации и коман дования корабля во всей жизни экипажа и особенно в воспитании моряков. В. ЛОВЧИКОВ. Позавчера в редакцию пришла радиограмма. По поручению эки пажа капитан Михаил Филиппович Колескин в ней сообщил, чго руководимый им коллектив промысловиков траулера «Поти» одер жал первую победу в предоктябрьском соревновании. 6 октября мо ряки этого судна завершили выполнение годового плана по вылову рыбы. Задание по доставке в порт «свежья» к этому времени было выполнено на 160 процентов. Экипаж «Поти» пересмотрел свое обязательство. Решено выло вить к 7 ноября 700 центнеров рыбы сверх годового плана. На снимке: капитан ГЛ. Ф. КОЛЕСКИ№ •. It • Фото Ф. Тимофеева. МОЛОДЕЖИ— ОПЫТ ВЕТЕРАНОВ Находясь на берегу после оче редного рейса, в киоске «Союзпе чать» я приобрел книжку с инте ресным названием: «Беседы ста рых капитанов» и тут же начал читать ее. Со страниц книги на меня повеяло суровым морем, о котором рассказывают люди, умудренные промысловым опытом и опытом славно прожитой жизни. Книга захватила меня, я не мог от нее оторваться. Очень жаль, что она небольшая. На ее страни цах всего лишь беседы пяти авто ров, которые рассказывают об истории рождения тралового про мысла. Но и небольшой размер книги « е снижает ее ценности для нас, молодых промысловиков, которые МИ Н У Я Л Е Г К И Е П У Т И Трудовой путь этого скром ного человека в общем-то ни чем не отличается от произ водственных биографий сотен других моряков: после служ бы в рядах Советской Армии работал матросом, затем — •помощником тралмейстера, а после окончания курсов, в мае 1959 года — старшим ма стером по добыче. Если гово рить о характерных чертах Валерия Федоровича Ступина, тралмейстера траулера «Ана дырь», то, прежде всего, надо отметить ясное понимание своего долга, любознатель ность и трудолюбие. Было бы наивным полагать, что эти черты выработались сами по себе. Не обошлось тут без по стоянного влияния вниматель ных и требовательных товари щей. Валерий Ступин, когда еще был матросом, не упускал слу чая перенять опыт старейшего тралмейстера флота Алексея Алексеевича Ульянова. — Вот, ведь, как она мель кает в его руках, — поражал ся новичок, стараясь уловить движение иглы, которой ма стер ловко сшивал мешок тра ла с полукутком. А тот, видя пытливые взгля ды молодого моряка, опреде лил: — Быт^ тебе, парень, моим помощником! — А смогу? — спросил Ва лерий. ; •— Отчего же нет. Учись. После этого частенько Алек сей Алексеевич рассказывал Валерию о накопленных дол гими годами премудростях работы с тралом, старался привить новому ученику ува жение к трудной, но почетной профессии рыбака. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 2 стр. И октября 1962 г. Постепенно приходила сно ровка. Через несколько рсйсов Алексей Алексеевич Ульянов предложил капитану поста вить Валерия Ступина на ме сто уходящего в отпуск свое го помощника. Валерий стал, как и пред сказывал старый мастер, не плохим помощником тралмей стера. Шли годы. Можно было уже работать и старшим ма стером по добыче. Но Вале рий Федорович понимал, что опыт—опытом, а теоретиче* ских-то знаний маловато. Тогда он и пошел на курсы старших мастеров. После »ix окончания уже увереннее чув ствовал себя на палубе среди множества «веревок», как окрестил он квартроп, впервые придя на корабль и споткнув шись о него. — Время идет, все меняется, •— говорит В. Ф. Ступин. — Те перь многие моряки даже че знают, что такое квартроп. А ведь он когда-то был неотъем лемой частью вооружения трала. Когда Валерия Федоровича направили на траулер «Ана дырь», он знал, что этот ко рабль не из передовых. Но ни когда Ступин не искал легких путей. Он по опыту знал, что многое зависит от людей. Сле довательно, их надо учить. И Ступин внимательно, кропот ливо учит молодых, еще не имеющих промысловой прак тики моряков. Первое время спуск и подъем трала длился по часу и больше. Валерий Федорович рассказывает и показывает, как добиться лучших результатов в работе. Выйдет трал из строя — ка залось бы, и выбрасывать уж нечего, а он примеряет его и так и эдак, глядишь м найдет что-нибудь Годное для даль нейшего использования. Да еще и матросам объяснит, для чего годится тот или иной конец троса или сетного по лотна. Моряки уважают своего старшего мастера по добыче. В том, что экипаж «Анадыря» сумел в этом году добиться успеха, есть немалая доля труда и Валерия Федоровича. Себестоимость рыбопродукции снижена на 1 рубль 34 копей ки. И в этом важном деле большую роль сыграла эконо мия сетематериалов и промво- оружения. Только за полуго дие она составила 6500 руб лей. Поэтому не случайно фа милия тралмейстера В. Ф. Ступина ежерейсно украшает судовую Доску почета. Н. БАРАНОВ, помполит траулера «Анадырь». На месте будущей Саянской ГЭС работают совсем не в тех условиях, в каких приходилось трудиться ветеранам тралового флота С. Д. Копытову, П. И. Баеву, Г. С. По пову и другим. Правда, беседы в основном ав тобиографичны, но в них много дельных замечаний, советов. Желательно было бы расши рить этот сборник, пополнив его другими авторами и не только ка питанами, а и старыми тралмей стерами, рыбмастерами, механи ками . и назвать его .не . беседами старых капитанов, а , «Рассказы ветеранов промыслового флота». Такая книга могла бы стать для нас, молодежи, настольной. В траловом флоте я работаю немного — всего 7 лет, но на мо их глазах промысловый флот вы рос так, что дух захватывает. Ког- щ а я приехал, только два кораб ля ходили в Атлантику — «Одес са» и «Севастополь». А потом по явились рефрижераторные кораб ли с большой автономностью пла вания, которые по нескольку меся цев не заходят в порт, работая в дальних просторах Атлантики. Мне самому пришлось побывать и там, и в Датском проливе. И все это стало возможно только в наше время. У нас на флоте нет ни одного судна, которое бы не имело радио- установки, а на многих судах есть радиолокаторы и другие электро- навигационные и рыбопоисковые приборы. Наша Родина доверила нам со временные большие корабли, ос нащенные новейшей аппаратурой, дала нам знания — только рабо тай. Но как бывает горько видеть, что доверенная нам техника не всегда используется правильно и грамотно. На одном из судов, на пример, два раза! сожгли эхолот, сломали меч гидроакустического прибора. На некоторых судах имеют ме сто случаи пьянства, халатного от ношения к своим обязанностям, нарушения трудовой дисциплины. И кто допускает подобные про ступки? Чаще всего молодые мо ряки. Нам и только нам строить ком мунизм. В Программе партии так и сказано, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А что это за нынеш нее поколение? Это мы с вами. «Коммунизм — это молодость ми ра, и его возводить молодым». Нам, молодежи, многому нужно учиться. В беседе С. Д . Копытова есть поучительные строки о том, что На снимке: геолегоразведоч- ; Щ ные работы в створе будущей ; Сйянской ГЭС. Старший тсч- ник-геолог В. П. Сосновцева и i заместитель начальника экспе- диции П. И. Бушман осматри- вают керн, вынутый из скважи- Фото Ю. Бармина. Фотохроника ТАСС. « в море нельзя доверяться штиле вой погоде, всегда нужно быть на чеку. Этот совет старого капита на, подкрепленный убедительными примерами из жизни, справедлив. К нему следует прислушаться. И сейчас ведь такое случается. Плавая на одном из судов вто рым помощником капитана, я был свидетелем одной роковой ошиб ки, которая могла бы закончиться трагически для всего экипажа. Промышляли мы у Шпицбергена. Стояла штормовая погода; мороз доходил до 20 градусов. Судно об леденело, по грубым подсчетам оно как бы одело на себя 100-тон ный ледяной панцирь. Нужно бы ло объявлять аврал и скалывать лед. Мы, штурманы, говорили об этом капитану, но он не придал никакого значения нашим словам, сказав, что вот спустимся южнее и весь лед растает. Но стихия не ждала, а обрушила на нас три огромные волны, и судно резко накренилось. Только после этого был сыгран аврал, и вся команда вышла скалывать лед, а сделай это мы раньше, нам не пришлось бы пережить момент, когда мы были на краю гибели. Капитану всегда надо помнить, что ему доверены люди, судно, груз. И во многом на судне все зависит от его деятельности. Несколько рейсов я плавал с ка питаном Решетовым Прокопием Прокопьевичем. И до сего времени вспоминается о нем только все хорошее. Он для экипажа был примером личного трудолюбия,' дисциплинированности. В работе он загорался сам и зажигал нас. Хороший командир и замечательный воспитатель. За это время, пока судно плавало под его командованием, мы не имели ни одного простоя по вине лично го состава и почти всегда прихо дили с перевыполнением плана. Вышли даже на второе место по флоту среди своей группы судов. Когда Решетова назначили ка питаном на траулер «Добролюбов», то мы с болью в сердце расстава лись с ним, но и были горды тем, что его назначили командовать таким судном. До оих пор я вспоминаю о Ре- шетове, как о коммунисте, высо ко носящем это звание. Плавая на других судах, я всегда сравниваю его с другими капитанами. Еще далеко не все капитаны относятся так к вверенному им судну, лю дям. Когда мне приводится вы полнять какое-либо дело, я всег да думаю, а как бы сделал в та ком случае наш Прокоп Прокопь евич. Не у всех молодых специали стов любой специальности есть та кие наставники, как капитан Реше- тов. Поэтому ветеранам флота и надо бы стать такими наставни ками. Их рассказы о жизни, сво ей работе многому научат моло дежь. В. КАБАНОВ, старший по- • мощнии напитана траулера * «Мирный». в СТОРОНЕ ОТ ГЛАВНОГО \ * Ч ! й. .4 mi : t
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz