Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.

Экипаж траулера «Лебедка» по вылову рьвбы имел неплохие показатели: план восьми месяцев выполнен на 101,3 процента. Та­ ким образом, с внешней стороны дела шли как будто удовлетвори­ тельно. Но если посмотреть глуб­ же, то картина предстанет иная. Ухудшились экономические по­ казатели, особенно с начала вто­ рого полугодия. Себестоимость од­ ного центнера рыбы повысилась иа 72 копейки. Партийная организация (секре­ тарь тов. Чалов) медленно пере­ страивает свою деятельность в свете исторических решений XXII съезда КЩХ!, неудовлетворитель­ но ведет работу по-коммунистиче- скому воспитанию моряков. Мас­ сово-политическая работа ведется нецелеустремленно, в отрыве от задач, стоящих перед экипажем. Вести воспитательную работу среди моряков должен не только помполит. Ею обязан заниматься весь командный состав. Централь­ ный Комитет КПСС требует, что- ♦ --------------------- бы руководящие партийные, хо­ зяйственные, советские, проф­ союзные и комсомольские работ­ ники отвечали за политико-мо­ ральное состояние коллективов так же, как за выполнение про­ изводственного плана. Они долж­ ны участвовать в агитационно­ пропагандистской работе, разъяс­ нять трудящимся важнейшие вопросы марксистско-ленинской теории и политики партии, одно­ временно выступать организато­ рами выполнения Программы КПСС, решений XXII съезда пар­ тии. Однако командный состав на «Лебедке» в воспитательно” ра­ боте участия не принимает, е лекциями и беседами перед моря­ ками не выступает. Здесь забыли, что политическая работа в мас­ сах — дело каждого командира. Плохо на «Лебедке» и с нагляд­ ной агитацией. Она бедна, неубе­ дительна, не отражает задач, стоящих перед экипажем. Судовой комитет профсоюза и комсомольская организация плохо организуют отдых моряков в пе­ риод междурейсовых стоянок. По­ этому моряки на берегу пьянст­ вуют, отдельные из них отстают от судна. Партийная организация не ве­ дет должной борьбы с текучесть: кадров. За шесть месяцев нынеш него года на траулере сменилог 30 членов экипажа. А ведь .эк паж в свое время вкщ ^ цйлся i соревнование за коммунистиче­ ский труд. Недавно партком траловоп флота слушал отчет тов. Чалова. Партийный комитет указал тов. Чалову на ослабление идеологиче­ ской работы и потребовал от него устранения недостатков и ис­ правления положения. Тов. Чалов должен понять, что так работать,$ как он работал до сих пор, нель­ зя. Надо поднять роль судовой партийной организации и коман­ дования корабля во всей жизни экипажа и особенно в воспитании моряков. В. ЛОВЧИКОВ. Позавчера в редакцию пришла радиограмма. По поручению эки­ пажа капитан Михаил Филиппович Колескин в ней сообщил, чго руководимый им коллектив промысловиков траулера «Поти» одер­ жал первую победу в предоктябрьском соревновании. 6 октября мо­ ряки этого судна завершили выполнение годового плана по вылову рыбы. Задание по доставке в порт «свежья» к этому времени было выполнено на 160 процентов. Экипаж «Поти» пересмотрел свое обязательство. Решено выло­ вить к 7 ноября 700 центнеров рыбы сверх годового плана. На снимке: капитан ГЛ. Ф. КОЛЕСКИ№ •. It • Фото Ф. Тимофеева. МОЛОДЕЖИ— ОПЫТ ВЕТЕРАНОВ Находясь на берегу после оче­ редного рейса, в киоске «Союзпе­ чать» я приобрел книжку с инте­ ресным названием: «Беседы ста­ рых капитанов» и тут же начал читать ее. Со страниц книги на меня повеяло суровым морем, о котором рассказывают люди, умудренные промысловым опытом и опытом славно прожитой жизни. Книга захватила меня, я не мог от нее оторваться. Очень жаль, что она небольшая. На ее страни­ цах всего лишь беседы пяти авто­ ров, которые рассказывают об истории рождения тралового про­ мысла. Но и небольшой размер книги « е снижает ее ценности для нас, молодых промысловиков, которые МИ Н У Я Л Е Г К И Е П У Т И Трудовой путь этого скром­ ного человека в общем-то ни­ чем не отличается от произ­ водственных биографий сотен других моряков: после служ­ бы в рядах Советской Армии работал матросом, затем — •помощником тралмейстера, а после окончания курсов, в мае 1959 года — старшим ма­ стером по добыче. Если гово­ рить о характерных чертах Валерия Федоровича Ступина, тралмейстера траулера «Ана­ дырь», то, прежде всего, надо отметить ясное понимание своего долга, любознатель­ ность и трудолюбие. Было бы наивным полагать, что эти черты выработались сами по себе. Не обошлось тут без по­ стоянного влияния вниматель­ ных и требовательных товари­ щей. Валерий Ступин, когда еще был матросом, не упускал слу­ чая перенять опыт старейшего тралмейстера флота Алексея Алексеевича Ульянова. — Вот, ведь, как она мель­ кает в его руках, — поражал­ ся новичок, стараясь уловить движение иглы, которой ма­ стер ловко сшивал мешок тра­ ла с полукутком. А тот, видя пытливые взгля­ ды молодого моряка, опреде­ лил: — Быт^ тебе, парень, моим помощником! — А смогу? — спросил Ва­ лерий. ; •— Отчего же нет. Учись. После этого частенько Алек­ сей Алексеевич рассказывал Валерию о накопленных дол­ гими годами премудростях работы с тралом, старался привить новому ученику ува­ жение к трудной, но почетной профессии рыбака. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 2 стр. И октября 1962 г. Постепенно приходила сно­ ровка. Через несколько рсйсов Алексей Алексеевич Ульянов предложил капитану поста­ вить Валерия Ступина на ме­ сто уходящего в отпуск свое­ го помощника. Валерий стал, как и пред­ сказывал старый мастер, не­ плохим помощником тралмей­ стера. Шли годы. Можно было уже работать и старшим ма­ стером по добыче. Но Вале­ рий Федорович понимал, что опыт—опытом, а теоретиче* ских-то знаний маловато. Тогда он и пошел на курсы старших мастеров. После »ix окончания уже увереннее чув­ ствовал себя на палубе среди множества «веревок», как окрестил он квартроп, впервые придя на корабль и споткнув­ шись о него. — Время идет, все меняется, •— говорит В. Ф. Ступин. — Те­ перь многие моряки даже че знают, что такое квартроп. А ведь он когда-то был неотъем­ лемой частью вооружения трала. Когда Валерия Федоровича направили на траулер «Ана­ дырь», он знал, что этот ко­ рабль не из передовых. Но ни­ когда Ступин не искал легких путей. Он по опыту знал, что многое зависит от людей. Сле­ довательно, их надо учить. И Ступин внимательно, кропот­ ливо учит молодых, еще не имеющих промысловой прак­ тики моряков. Первое время спуск и подъем трала длился по часу и больше. Валерий Федорович рассказывает и показывает, как добиться лучших результатов в работе. Выйдет трал из строя — ка­ залось бы, и выбрасывать уж нечего, а он примеряет его и так и эдак, глядишь м найдет что-нибудь Годное для даль­ нейшего использования. Да еще и матросам объяснит, для чего годится тот или иной конец троса или сетного по­ лотна. Моряки уважают своего старшего мастера по добыче. В том, что экипаж «Анадыря» сумел в этом году добиться успеха, есть немалая доля труда и Валерия Федоровича. Себестоимость рыбопродукции снижена на 1 рубль 34 копей­ ки. И в этом важном деле большую роль сыграла эконо­ мия сетематериалов и промво- оружения. Только за полуго­ дие она составила 6500 руб­ лей. Поэтому не случайно фа­ милия тралмейстера В. Ф. Ступина ежерейсно украшает судовую Доску почета. Н. БАРАНОВ, помполит траулера «Анадырь». На месте будущей Саянской ГЭС работают совсем не в тех условиях, в каких приходилось трудиться ветеранам тралового флота С. Д. Копытову, П. И. Баеву, Г. С. По­ пову и другим. Правда, беседы в основном ав­ тобиографичны, но в них много дельных замечаний, советов. Желательно было бы расши­ рить этот сборник, пополнив его другими авторами и не только ка­ питанами, а и старыми тралмей­ стерами, рыбмастерами, механи­ ками . и назвать его .не . беседами старых капитанов, а , «Рассказы ветеранов промыслового флота». Такая книга могла бы стать для нас, молодежи, настольной. В траловом флоте я работаю немного — всего 7 лет, но на мо­ их глазах промысловый флот вы­ рос так, что дух захватывает. Ког- щ а я приехал, только два кораб­ ля ходили в Атлантику — «Одес­ са» и «Севастополь». А потом по­ явились рефрижераторные кораб­ ли с большой автономностью пла­ вания, которые по нескольку меся­ цев не заходят в порт, работая в дальних просторах Атлантики. Мне самому пришлось побывать и там, и в Датском проливе. И все это стало возможно только в наше время. У нас на флоте нет ни одного судна, которое бы не имело радио- установки, а на многих судах есть радиолокаторы и другие электро- навигационные и рыбопоисковые приборы. Наша Родина доверила нам со­ временные большие корабли, ос­ нащенные новейшей аппаратурой, дала нам знания — только рабо­ тай. Но как бывает горько видеть, что доверенная нам техника не всегда используется правильно и грамотно. На одном из судов, на­ пример, два раза! сожгли эхолот, сломали меч гидроакустического прибора. На некоторых судах имеют ме­ сто случаи пьянства, халатного от­ ношения к своим обязанностям, нарушения трудовой дисциплины. И кто допускает подобные про­ ступки? Чаще всего молодые мо­ ряки. Нам и только нам строить ком­ мунизм. В Программе партии так и сказано, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А что это за нынеш­ нее поколение? Это мы с вами. «Коммунизм — это молодость ми­ ра, и его возводить молодым». Нам, молодежи, многому нужно учиться. В беседе С. Д . Копытова есть поучительные строки о том, что На снимке: геолегоразведоч- ; Щ ные работы в створе будущей ; Сйянской ГЭС. Старший тсч- ник-геолог В. П. Сосновцева и i заместитель начальника экспе- диции П. И. Бушман осматри- вают керн, вынутый из скважи- Фото Ю. Бармина. Фотохроника ТАСС. « в море нельзя доверяться штиле­ вой погоде, всегда нужно быть на­ чеку. Этот совет старого капита­ на, подкрепленный убедительными примерами из жизни, справедлив. К нему следует прислушаться. И сейчас ведь такое случается. Плавая на одном из судов вто­ рым помощником капитана, я был свидетелем одной роковой ошиб­ ки, которая могла бы закончиться трагически для всего экипажа. Промышляли мы у Шпицбергена. Стояла штормовая погода; мороз доходил до 20 градусов. Судно об ­ леденело, по грубым подсчетам оно как бы одело на себя 100-тон­ ный ледяной панцирь. Нужно бы­ ло объявлять аврал и скалывать лед. Мы, штурманы, говорили об этом капитану, но он не придал никакого значения нашим словам, сказав, что вот спустимся южнее и весь лед растает. Но стихия не ждала, а обрушила на нас три огромные волны, и судно резко накренилось. Только после этого был сыгран аврал, и вся команда вышла скалывать лед, а сделай это мы раньше, нам не пришлось бы пережить момент, когда мы были на краю гибели. Капитану всегда надо помнить, что ему доверены люди, судно, груз. И во многом на судне все зависит от его деятельности. Несколько рейсов я плавал с ка­ питаном Решетовым Прокопием Прокопьевичем. И до сего времени вспоминается о нем только все хорошее. Он для экипажа был примером личного трудолюбия,' дисциплинированности. В работе он загорался сам и зажигал нас. Хороший командир и замечательный воспитатель. За это время, пока судно плавало под его командованием, мы не имели ни одного простоя по вине лично­ го состава и почти всегда прихо­ дили с перевыполнением плана. Вышли даже на второе место по флоту среди своей группы судов. Когда Решетова назначили ка­ питаном на траулер «Добролюбов», то мы с болью в сердце расстава­ лись с ним, но и были горды тем, что его назначили командовать таким судном. До оих пор я вспоминаю о Ре- шетове, как о коммунисте, высо­ ко носящем это звание. Плавая на других судах, я всегда сравниваю его с другими капитанами. Еще далеко не все капитаны относятся так к вверенному им судну, лю­ дям. Когда мне приводится вы­ полнять какое-либо дело, я всег­ да думаю, а как бы сделал в та­ ком случае наш Прокоп Прокопь­ евич. Не у всех молодых специали­ стов любой специальности есть та­ кие наставники, как капитан Реше- тов. Поэтому ветеранам флота и надо бы стать такими наставни­ ками. Их рассказы о жизни, сво­ ей работе многому научат моло­ дежь. В. КАБАНОВ, старший по- • мощнии напитана траулера * «Мирный». в СТОРОНЕ ОТ ГЛАВНОГО \ * Ч ! й. .4 mi : t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz