Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.

Счастливого плавания, Алеша! А Н уже почти год не пла- ^ вает на этом судне, а его по-прежнему называют капита­ ном «Забияки». Во многом этому он обязан брошюре, вы­ пущенной областным книж­ ным издательством. Ну, а уж если честно говорить, не был бы он хорошим капитаном — не было бы и брошюрки. Эту брошюру читали, навер-* няка, многие. Небольшая, все­ го в один печатный лист, в зе­ леной обложке. Речь в ней идет о путях становления молодого капитана-промысловика Алек­ сея Пономарева, о том, как, приняв судно от одного из луч­ ших капитанов сельдяного фло­ та — гагановца Клавдия Вале­ риановича Ардеева, он сумел не только сохранить, но и приум­ ножить его славу. На протяже­ нии более чем двух лет работы Пономарева на «Забияке» эки­ паж траулера неизменно выхо­ дил победителем в соревнова­ нии с другими судами. За это время Алексей стал членом пар­ тии, а экипажу было присвое­ но почетное звание коллектива коммунистического труда. В конце, прошлого года По­ номарева послали на трехме­ сячные курсы по изучению электрорадионавигаци о н н ы х поиборов. Он сдал свой СРТ-4202 (такой номер «За ­ бияки») капитану Сарменто- ву, а когда вернулся с курсов, судно уже стояло в ремонте. Ему предложили подменить уходящего в отпуск капнтана СРТ-703. Алексей согласился. Сделав два рейса, экипаж с но­ вым- капитаном во главе в обоих случаях выполнил рейсо­ вое задание больше чем на 150 процентов. После этого ему пришлось сходить еще на 714-м и тоже удачно. А потом подошла пора и са ­ мому идти в отпуск. Недавно Алексей возвратился в Мур­ манск. Спустя несколько дней он зашел в управление узнать, что е «Забиякой». Оказалось, что судно все еще ремон­ тируется. — Переходи-ка на другой ко­ рабль. Номер его, кстати, всего на две единицы меньше, чем на твоем «Забияке», — предложи­ ли ему в парткоме. Алексей догадался, конечно, о каком судне и д й речь. Он не понял только, шутит секретарь парткома или говорит всерьез: ведь СРТ-4200 тоже, кажется, стоит в ремонте? — Сегодня должен выйти. Рабочие судоверфи, словно под­ жидали тебя, тянули с ремон­ том до сегодняшнего дня. Из дальнейшего разговора Алексею стало ясно, что СРТ-4200 около двух месяцев находился в неплановом ремон­ те, естественно, образовалась большая задолженность. В об ­ щей сложности до конца года нужно выловить 3.500 цент­ неров рыбы. Капитан Моисе­ ев сейчас находится в отпуске, а чтобы ликвидировать этот должок и в оставшиеся до кон­ ца года месяцы «вытянуть» план, нужен как раз такой ка­ питан, на которого можно было бы твердо положиться. Короче говоря, для такой роли канди­ датура Пономарева — самая подходящая. — Ну как, согласен? — спро­ сил его секретаре парткома М. А. Кемеров. — Почти, — улыбнулся Алек­ сей. — Тогда по рукам. Завтра у нас заседание парткома, на нем тебя и утвердим... Откровенно говоря, «капель­ ка сомнения» в успех дела, ко­ гда он беседовал с секретарем парткома, у Алексея была. Нет, эа себя он не боялся — рыбу он всегда найдет. А вот какой народ на судне подобран, и главное — что из себя пред­ ставляет тралмейстсрский со­ став— это еще вопрос. В ту минуту ему вспомнился последний рейс, когда он ходил на 714-м. Из трех мастеров ло­ ва только один более-менее имел опыт работы с тралом. Команда комплектовалась спешным порядком и на долж­ ности помощников мастера ло­ ва были назначены молодые специалисты, совсем без опы­ та. Правда, и в этом рейсе за ­ дание было перекрыто на 27 процентов, но сколько труда, напряжения сил и нервов стои­ ло это капитану! После беседы с секретарем парткома он пошел прямо на судно, встретился там со стар­ шим механиком Целиковым, оказавшимся к тому же парт­ оргом, человеком, осведомлен­ ным во всех интересовавших его вопросах. Потом прошелся по каютам, поговорил с ко­ мандным составом, с матро­ сами... Новым кораблем он остался доволен. И когда его снова пригласили на партком и спро­ сили: «А справишься?», он уве­ ренно ответил: — Справлюсь! Доверие ваше оправдаю! ...Жизнь наша каждодневно рождает героев, таких, как Ва­ лентина Гаганова, Юрий Гага­ рин и его друзья герои-космо- Е РОИ НАШИХ А Н Е Й навты. Во сто крат больше рождает она людей, которые если не стали Гагановыми и Гагариными, то в любую мину­ ту могут стать ими. Это люди замечательной закалки, само­ отверженности, высокого граж­ данского долга. Люди, которые болеют за общее дело и, не ж а ­ лея себя, своих сил и энергии, делают все для процветания нашей Родины. С Алексеем Пономаревым я встречался всего один раз. Но, поговорив с ним, познакомив­ шись с его биографией, я при­ шел к выводу, что он принадле­ жит именной таким людям. Сейчас, когда пишутся эти строки, СРТ-4200, взяв курс на северо-запад, -разрезает воды Голодного Норвежского моря, направляясь к ^берегам Ислан­ дии. — Счастливого плавания, Алеша! Больших тебе уловов! Д о встречи в порту! в. тяпкин. Оренбургская область» Сложное металлургическое оборудование изготовляет Южуралмашзавод ш Ореке. На снимке: обработка вал- иов для прокатных станов я механическом цехе. Фото Б. Клыпиницера. Передовому отряду больше Известно, что сентябрь — вре- мя последнего рейса трал ни ра­ ня не очень благоприятное для зу не поднимался порожним. 06- промысла. Даже в районах, ког- наруженный нами на Мурманском да-то богатых рыбой, сейчас ее мелководье косяк рыбы дал не- нет или стало мало. Ка.; тут плохие уловы экипажам многих быть? Не ждать же, сложа руки, промысловых кораблей, лучших времен, когда появятся Промвооружение и орудия лова новые косяки. Значит, надо ис- на СРТ-719 хорошие. У нас есть пользовать даже самые маленькие и рыбоискатель, и эхолот. Управ- возможности для лова, содержать ление машиной осуществляется с в полной исправности промвоору- мостика. жение, активнее вести поьск. Все это хорошо. Однако тем Важная роль' в атом нелегко» ‘ м ее *осад,ы дсле принадлежит иаи, экипажа. {от1Ш' W ™ » » » . « "W W »"™ь поисковых кораблей. Таких с л о в " еш“ т 6o? te кпешнои и ллодот- неиного. Но мы передовой о?рид ♦лота, и от нас во многой эави- Пвех*е ,м г 0 “ эт» »»л»мощ- елт уепехи в работе . промыело- вая т а л о в а я лебедка, которая вых траулеров. Вот почему так Установлена W i e p e . К тому коротки у поисковиков стоянки в » ■">" “ I»6" » ' »“ порту, так продолжительны наши неишравности были устранены. И рейсы в море Из 270 суток, про- ” 1 «питательно сказывается на ____ „ работе: трос часто заедает. На ле- Окраска дрифтерных сетей Ло 1 В сельди дрифтерными сетя- движения помещали препятствие, провел опыты по определению ми состоит в том, что дрифтерный то сельдь проходила под ним или уловистости дрифтерных сетей, порядок ставится поперек движе- над ним или даже сталкивалась имеющих различный цвет, для ния косяка сельди. Сельдь, столк- с препятствием. лова сельди в Баренцевом море, нувшись с дрифтерными сетями, Все это говорит о том, что со— Результаты этих опытов покд* пытается пройти сквозь них в в ответствующая окраека сетного чт0 в вюне__июле наилуч- результате запутывается в ячеях, полотна, которая должна делать щей уловистостью обладают сети Практика промышленного рьтоо- сеть малозаметной для рыбы, мо- окрашенные в лилово-коричневый i ловства показывает, что наилуч- жег дать значительное увеличе- цвет. g августе, с наступление* • шая уло'Висгость сети иываег в ние уловистости дри'фтс'рных се~ первых темных ночей, разница з темное время суток, а также при тей. Поэтому правильно ставит уловистости сетей различной ок* помутнении воды. По наолюдени** -вопрос Б. М. Тамоовцев о рацио-* раски начинает уменьшаться п Ц 1 1 О Н И Я ! ЯМ п Лекс£ ркина’ проведенным нальной окраске дрифтерных се- сглаживаться, хотя уловистость D 11 W i f ! C L П И Л ! lHa Каспии еще в 1.. ЗЭ теи в статье «Усилить поиски лилово-коричневых сетей остаег» году, следует, что уловистость се- мурманской сельди!» («Полярная ся максимальной тей в дневное время составляет правда» от 29 августа 1962 го- в б ‘ g всего 6G процентов от уловисто- да), к4к о резерве увеличения J J ' сеJ J ее ^ сти этих же сетей в ночное время, уловистости их. ^ „е ” ’ ^ ® ® Это свидетельствует о том, что в Однако не следует забывать, делово-коричневых сетей светлое время суток в прозрач- что дрифтерные сети красят толь- „ ' ной воде рыба видит сети и обхо- ко для уменьшения видимости, а ® марте 1956 года в Северной дит их или отходит назад. не для привлечения сельди. По Атлантике научными еотрудника- В 1960 году в Морской лабора- этому вопросу профессор Ф. И. ми Полярного института были по-» тории в Абердине были проведены Баранов указывает: «Вряд ли ставлены опыты по определению наблюдения за реакциец сельди на можно допустить, что та или иная Уловистости дрифтерных сетей в различного рода препятствия окраска может привлекать рыбу к зависимости от их^ окраски (темно-^ (различные сети, кухтыли, про- сети и тем более побуждать ее к коричневом, синеи, темно-синеи, вода, воздушная завеса, различ- попыткам пройти сквозь сеть, розовой, коричневой). Полученные ные варианты грунтропов) на пу- Можно полагать, что рыба ловится Данные покааывают, что наилуч- ти ее движения. Они показали, сетью, лишь поскольку она не ви- ше,й уловистостью обладают сети, что при дневном свете любое пре- дит сеть или не обращает на нее окрашенные в коричневым цвет .1 пятствие привлекало внимание внимания. Идеалом является сеть, Практика работы норвежских ры« сельди. Рыба приближалась к пре- невидимая для рыбы, и чем более баков танже подтверждает эти вы - пятствию и продолжала плавать приближается сеть к этому идеа- воды. вокруг него. лу, тем успешнее ею ловится ры- Наши рыбаки^ на промысле В темное вреня сельдь держит- ба». сельди в Северной Атлантике в ся косяком, и когда на пути ее В 1938 году Д. П. Вильчевский основном применяли дрифтерные сети, окрашенные в темно-синий шедших со дня нашего выхода в первый рейс, 240 СРТ-719 про­ вел вдали от родных берегов. Не всегда промысловики оета- бедке почему-то не сделана ка­ ретка ваер-укладчика. При на­ мотке ваера получаются сотрясе­ ния, гидравлические удары, когда ютея довольны нами.^Так было в з а д а е т трос. Наш упрек относит- одном из рейсов. Сейчас экипаж е я в WHH0M с л у ч ае к конкг>етным принял все меры, чтооы выпра- лмцам: работникам первого судо- вить положение. Развернули со- ремонтного завода и групповому циалистическое соревнование, в « ^ н и к у тов. Кукушкину, кото- которое включился весь коллек- >рьтй принял плохо втрем-онтиро- тив. Наш «противник» экипаж ваниые механизмы. поискового СРТ-709. ттПлохо прислушиваются к на- Смело можем заявить на ГОШ| требованиям и снабженцы, вашем корабле, по сравнению с ваерный трос нам дают диа­ другими судами подобного типа, ц^ром в 22 мм, а нам нужен бо- врудия лова лучше работают, и в лее тонкий — 18 мм. Надеемся, море мы находимся больше време- ^ о иаша просьба будет уелыша- ни, и тралим^ лучше. Только эа на и удовлетворена. И чем ско- последннй реме выловили 60 тонн рее — тем лучше для общего де­ рыбы, не считая того, что мы ла м е го коллектива тралового обеспечили работу многих про- флота.' мысловых коллективов. А начались успехи с того, что мы удлинили вытяжные кон­ цы квартропов, а от этого увели­ чилось вертикальное раскрытие трала. М вот результат -= за вре- М. ШАБА ЕВ, тралмейстер, председатель судового ко­ митета; Н. ОВЧИННИКОВ, помощ­ ник тралмейстера, секретарь парторганизации. цвет, и только с 1957 года стали внедрять сети с зеленой окраской, которые по данным Калининград­ ского отделения ВНИР0 имеют значительно большую уловистость по сравнению с сетями темно-си- мей окраски. Однако, если в лет­ ний период (в светлое время и вв время цветения воды) сети, окра­ шенные в зеленый цвет, имеют повышенную уловистость, то в осенне-зимний период (темное время) уловистость их ничем не отличается от сетей с темно-синей окраской. Из всего сказанного следует, чте окраска сетей при лове рыбы в светлое время или в прозрачной воде оказывает очень большое влияние на »х уловистость и на- Бел г о р о д с к а я область. «Делать больше сегодня — это значит илучшим цветом для Северной Ат- эавтра иметь больше» — эти слова стали девизом коллектива зем- лантики будет коричневый, а ДЛЯ снаряда 507, работающего иа вскрыше третьей очереди карьера Баренцева <М0рЯ — лилово-корич- Лебединского рудника Курской магнитной аномалии. невый. Хорошо трудится здесь ударник коммунистического труда элект- п. НИКОЛАЕВ, росварщик Сергей Дорошев. Он обеспечивает надежность работы „ „ « « # # # # / / # / / 7 / ^ всеж механизмов, которые ему поручено контролировать. Ч* ^ ^ ^ Н Ы И ^ ”^ У РМ А Н На снимке: Сергей Дорошев. Фото О. Сизова. Фотохроника ТАСС 9 октября 1962 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz