Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.
Литовская ССР. Штаб «Комсомольского прожектора» на Каунас ском машиностроительном заводе имени Ю. Грейфенбергериса часто устраивает рейды, в которыж участвуют молодые инженеры, конструк торы, передовые рабочие. Комсомольцы следят за автоматизацией ■ механизацией производства, помогают внедрять рационализаторские предложения. На снимке: члены рейдовой бригады (слева направо) инструмен тальщик Г. Петнюиас, слесарь А. Марковас, токарь Р. Бурнейзерис, секретарь комитета комсомола завода А. Рейнартас и токарь А. Амб- раэявичюс обсуждают заказ на изготовление узлов к опрыскивате лям. . Фото М. Огая. Фотохроника ТАСС Плодотворный разговор (Окончание. Нач. см. на 1 стр.) «а их траулере, помимо сетных ча стей, используется посадочный трос изношенных тралою и канат «геркулес». Однако, заявил он, много каната «геркуле-е» остается у нас для сдачи. А вот приемка его в отделе снабжения поставлена неудовлет ворительно. Часто товароведы от дела снабжения не желают прини мать канат «геркулес», хотя даль нейшее использование его воз можно. Надо покончить с этим безобразием. Старший мастер траулера «Мо лодогвардеец» тов. Рубанович ука зал на отсутствие специальной ли тературы по эксплуатации орудий лова. В 1961 году издавались бро шюры по анализу неисправностей орудий лова, которые были полез ны. Следует издать материалы по аварийности тралов этого гота, чтобы наши мастера по добыче могли предупредить возникновение целого ряда неисправностей ору дий лова. Старший мастер по добыче траулера «Восток» тов. Левчук указал на необходимость более тщательной проверки размеров траловых досок отделом снабже ния при их приемке. Сле дует обратить внимание ад министрации Кандалакшско го механического завода на недопустимость отклонений в раз мерах траловых дуг к на к не правильную центровку. Ведь поч та каждая доска имеет отклонения от размеров, запрещенные инст рукцией. Это нередко является причиной пролова траулеров. — Почему так безобразно по ставлен вопрос со сроками окон- чаагия ремпнта судов? — гово рит тов. Левчук. — Ведь нага траулер стоит в ремонте, уже с 28 августа, а срока его окончания еще не видно. Надо продумать и вопрос вто ричной переработки траловых льно-пеньковых делей, указал ка питан траулера «Север» тов. Пер- милов. Ведь многие миллионы рублей выбрасываются за борт. Неужели нельзя решить этот воп рос? Тем более, что смолы из сет ного полотна можно удалять. Старший мастер по добыче траулера «Меркурий» тов. Козлов просил принять экстренные меры по обеспечению флота ваерными вертлюгами хорошего качества. Нередко наши вертлюги не вра щаются под нагрузкой, что при водит к порче ваеров. Неужели коллективы Кандалакшского за вода м судоверфи не могут нала дить выпуск высококачественных вертлюгов? Странно, что вертлюги не испытываются под нагрузкой на проворачивание. .На совещании выступили так же старший мастер-наставник по добыче рыбы тов. Морозов, инже нер производственного отдела тов. Петровский, капитан тов. Метан. Максимально использовать переходы для ремонта Сокращение простоев кораб лей в порту — важный резерв увеличения вылова рыбы. IJ своей корреспонденции я пове ду разговор главным образом о больших рефрижераторных траулерах, поскольку связан по работе с ними. Преж 1 е всего начну с упре ка в адрес судоремонтных пред приятий. Не научились они еще быстро и высококачест венно выполнять заказы. Упрек этот относится, конечно, не ко всем рабочим и инженерно- техническим работникам. Среди н и х мноЬ настоящих ма стеров своего дела. Но факт остается фактом — есть немало и недобросовестных людей, ко торые, используя специфику тралового флота, делают все наспех. А у причала за корот кое время очень трудно прове рить качество выполнения за каза. Членам машинных команд уже в море приходится исправ лять грехи, допущенные за водом. Вот примеры. На БМРТ «Пушкин» с ч е т в е р т о по семнадцатое мая производился профилактический междурейсо вый ремонт. И примерно три четверти работ, выполненных заводом № 1, пришлось пере делывать вновь. В рейсе Mi - шинная команда устраняла де фекты предохранительных и питательных клапанов парового китла, клапана верхнего про дувания, загрузочных ковшей элеватора, конденсаторов рыбо мучной установки, трубопрово- дов... В предыдущую стоянку этим же заводом был недоброкачест венно произведен ремонт глав ного двигателя и шлюпочной лебедки. Такие, с позволения сказать, ремонты — это выброшенные на ветер деньги. Они ухудшают техническое состояние судов. Переделки осложняют работу машинных команд, затрудняют проведение профилактических осмотров и ремонтов, что, в ко нечном итоге, сказывается на техническом состоянии флота. Передовые экипажи уже да вно практикуют ремонт меха низмов своими силами. И это очень хорошее дело. Помимо то го, что сам механик или маши нист делает все на совесть, ремонт в море снижает загруз ку судоверфи, судоремонтных заводов. На нашем траулере в минув шем рейсе выполнен также большой объем работ. Отремон тированы вспомогательные дви гатели, брашпиль, грузовые ле бедки, котельная арматура, маслоохладитель главного дви гателя. леерное ограждение и т. д. Мне кажется, что надо расширять и поощрять ремонт своими силами и особенно нл БМРТ. Я предлагаю для увеличе ния объема «саморемонта» вве сти в штат машинных команд дополнительно елесаря-токаря, слесаря-судоремонтника и га- зоэлектросварщика. При необ ходимости эти люди с успехом будут трудиться на рыбофабрн- ке (во время обильных уловов). А на переходах, которые от нимают у экипажей БМРТ поч ти месяц, они очень много сделают по судоремонту. Для этого необходимо улуч шить и снабжение БМРТ аце тиленом, резцами, фрезами и другими материалами. На плавбазах надо иметь в ши роком ассортименте листовую сталь, угольники, трубы. Помимо ускорения ремонта, повышения его качества, а зна чит и сокращения стоянок ко рабле»»® порту создадутся ус ловия для нормального отдыха членов машинных команд в порту. Особенно это относится к старшим и вторым механикам. Формально вроде мы и от дыхаем. На судне — берего вая бригада. А на деле полу чается, что отдыха не видим. Пока оформляешь заказ заводу, передаешь корабль береговой бригаде, уходит много времени. К тому же береговые бригады не вникают глубоко в ремонт ные дела. Приходится все вре мя быть в нервном напряже- нии. А семья, а книга, а кон церт? От всего этого рада ин тересов производства. прихо Стальной вожак? Это хорошо , но ... В «Рыбном Мурмане» была опу бликована статья инженера-на- етавника Калининградского упра вления экспедиционного лова тов! Балановского, которая называ лась «Стальной трос — на дриф терный флот». Прямо скажем, корреспонден ция, в которой затрагивается вопрос о замене дорогостоящих и малоэффективных растительных канатов, идущих на вооружение дрифтерных порядков, стальными, вызвал у промысловиков «Мур- мансельди» живой интерес. Ста тью читают, обсуждают. Со мно гими доводами, высказанными в вей, соглашаются, с некоторыми ■— не совсем. Но что характерно •— обсуждать обсуждают, а конк ретных мер по внедрению опра вдавшего себя на практике нов шества не предпринимается. Впрочем, оговоримся. Еще за долго до опубликования этой статьи, а точнее в декабре про шлого года, руководители сельдя ного флота направили в Норвеж ское море средний траулер Xs 4275 , в задачу которого вхо дило «произвести испытания дрифтерного порядка из фала со стальным сердечником». Во вре мя этих испытаний было проведе но 12 экспериментальных дрей фов. Специальная комиссия, в ко- юрую входили инженер-вастав- ник тов. Ахлынов, техник по до быче тов. Голубев и другие, об следовала каждый из этих дрей фов и в конце экспериментальных работ вынесла свое заключение. Комиссия признала, что сталь ной вожак по сравнению с си- зальским и геркулесовым имеет большие преимущества. К ним от носятся, как указывает в своей статье и тов. Балановский, сле дующие: внедрение новой оснаст ки дрифтерных порядков увели чит скорость выборки сетей, из бавит моряков от трудоемкой ра боты по подвязке поводцов и ук ладке вожака, позволит высвобо дить значительную площадь на рабочей палубе и в рыбном трю ме. В акте комиссии говорится и об эффекте, который может быть достигнут в результате использо вания лебедки на выборке троса. Вместе с тем комиссия отмети ла ряд отрицательных сторон, которые требуют тщательной про верки, доисследования. Как же отнеслись в «Мурманг сельди» к проведенным экспери ментам? Что было предпринято в дальнейшем по продолжению ис пытании? Ознакомившись с актом комис сии, работники отдела добычи направили заявку на получение новой партии стальных тросов в адрес траненортно-складской кон торы бывшего управления рыб ной рримышленности. Прошло с тех пор не много не мало, а больше чем полгода. За это время никто из работников отдела до бычи, ни из транспортно-склад ской конторы об этой заявке не вспоминал. Мало того, тов. Смо- лич (начальник конторы) о су ществовании такой заявки даже не знает. Начальник отдела до бычи тов. Максимов в свое опра вдание утверждает, что мы-де не беспокоили контору до сих пор потому, что -в летнее время мы и... не собирались проводить испы тания. Но время идет, и когда бу- дуг*.предприняты новые исследо вания, на этот вопрос в -отделе добычи никто ответить не можег. В отношении использования стального троса на дрифтерном лове у работников отдела добычи уже сложилось определенное мне ние. Они считают, что примене ние металлической основы сетево го порядка — дело в общем хоро шее, оно сулит большие эконо мические выгоды. С другой же стороны, говорят они, в услови ях работы нашего флота это не даст большого эффекта. И дальше следуют доводы. Пчи стальном вожаке на дрифтерном лове при такой скученности су дов, какая у нас бывает, нельзя применять большие порядки, ко дится нередко от казываться. Руководству тра лового флота надо продумать вопрос об орга низации отдыха членов машин ных команд. В связи со льгота ми, предоставленными морякам, окоагдавшим ШУКС, при по ступлении на заочное отделение мореходного училища, число заочников с каждым годом бу дет увеличиваться. И этому на до только радоваться. Люля будут больше знать, грамотнее эксплуатировать технику. Но морякам надо дать воз можность в порту готовиться к экзаменам, выполнять лабора торные работы. Ремонт меха низмов в море облегчит реше ние этой задачи. Но надо соз дать такие береговые бригады, иа которых члены машинных команд могли бы надеяться, как иа себя, чтобы механики, ма шинисты, электрики могли бы хоть половину междурейсовой стоянки не утруждать себя за ботами о корабле, а посвягагь время отдыху, учебе, еемье. И. ПАРХОМЕНКО, стар ший механик траулера «Пушнин». личество сетей не должно превы шать в них ста. Лов рыбы при этом можно вести лишь на не больших глубинах, в определен ное время года (конкретно в авгу сте— сентябре). В другие месяцы суда должны вести промысел, применяя растительные тросы, а перевооружение их с одного вида троса на другой — это, мол, ов чинка выделки не стоит. Кое в чем работники отдела до бычи, может, и правы. Но резон но тогда задать такой вопрос, а как же ведут лов именно со ста льным тросом суда Калининград ской флотилии, которые промыш ляют в тех же районах, что и наши? Почему калининградцев не смущает сцепление порядков со стальными тросами при скопле нии судов в одном районе и они успешно ведут лов? Наконец, ведь не обязательно иа дрифтер ный лов со стальным тросом пере водить сразу воловину флота, на первый раз можно этот трос по пробовать на 5—6 судах. Ответы на поставленные в этой корреспонденции вопросы хоте лось бы получить от работников отдела добычи «Мурмансельди». М чем раньше, тем лучше. П. ОКУЛОВ, старший тех ник по орудиям лева, В. ТЯПКИН, сотрудник •Рыбного Мурмана». ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ПОЧЕМУ МЫ УБЕЖАЛИ ОТ РЫБЫ» И. о. начальника , сельдяного флота тов. Ефимов сообщил ре дакции, что меры по критическим замечаниям моряков, изложенным в корреспонденции «Почему мы убежали от рыбы», приняты. В на стоящее время экипажи СРТ на ряду с промвооружением, бывшим в употреблении, снабжаются и новым. «СНОВА ОБ ОПОРНО- ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЯХ» Начальник бывшего управления рыбной промышленности тов. Фи липпов сообщил редакции, что факты, приведенные в статье, подтвердились. В сентябре работа по передаче передового опыта экипажами опор но-показательных кораблей улуч шалась. Управление рыбной про мышленности дало указание руко водителям тралового и сельдяного флотов, управления морского лова постоянно контролировать и на правлять работу опорно-помаза- теты.ых траулеров, усилить по мощь морякам отстающих судов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz