Рыбный Мурман. 1962 г. Октябрь.

Литовская ССР. Штаб «Комсомольского прожектора» на Каунас­ ском машиностроительном заводе имени Ю. Грейфенбергериса часто устраивает рейды, в которыж участвуют молодые инженеры, конструк­ торы, передовые рабочие. Комсомольцы следят за автоматизацией ■ механизацией производства, помогают внедрять рационализаторские предложения. На снимке: члены рейдовой бригады (слева направо) инструмен­ тальщик Г. Петнюиас, слесарь А. Марковас, токарь Р. Бурнейзерис, секретарь комитета комсомола завода А. Рейнартас и токарь А. Амб- раэявичюс обсуждают заказ на изготовление узлов к опрыскивате­ лям. . Фото М. Огая. Фотохроника ТАСС Плодотворный разговор (Окончание. Нач. см. на 1 стр.) «а их траулере, помимо сетных ча­ стей, используется посадочный трос изношенных тралою и канат «геркулес». Однако, заявил он, много каната «геркуле-е» остается у нас для сдачи. А вот приемка его в отделе снабжения поставлена неудовлет­ ворительно. Часто товароведы от­ дела снабжения не желают прини­ мать канат «геркулес», хотя даль­ нейшее использование его воз­ можно. Надо покончить с этим безобразием. Старший мастер траулера «Мо­ лодогвардеец» тов. Рубанович ука­ зал на отсутствие специальной ли­ тературы по эксплуатации орудий лова. В 1961 году издавались бро­ шюры по анализу неисправностей орудий лова, которые были полез­ ны. Следует издать материалы по аварийности тралов этого гота, чтобы наши мастера по добыче могли предупредить возникновение целого ряда неисправностей ору­ дий лова. Старший мастер по добыче траулера «Восток» тов. Левчук указал на необходимость более тщательной проверки размеров траловых досок отделом снабже­ ния при их приемке. Сле­ дует обратить внимание ад­ министрации Кандалакшско­ го механического завода на недопустимость отклонений в раз­ мерах траловых дуг к на к не­ правильную центровку. Ведь поч­ та каждая доска имеет отклонения от размеров, запрещенные инст­ рукцией. Это нередко является причиной пролова траулеров. — Почему так безобразно по­ ставлен вопрос со сроками окон- чаагия ремпнта судов? — гово­ рит тов. Левчук. — Ведь нага траулер стоит в ремонте, уже с 28 августа, а срока его окончания еще не видно. Надо продумать и вопрос вто­ ричной переработки траловых льно-пеньковых делей, указал ка­ питан траулера «Север» тов. Пер- милов. Ведь многие миллионы рублей выбрасываются за борт. Неужели нельзя решить этот воп­ рос? Тем более, что смолы из сет­ ного полотна можно удалять. Старший мастер по добыче траулера «Меркурий» тов. Козлов просил принять экстренные меры по обеспечению флота ваерными вертлюгами хорошего качества. Нередко наши вертлюги не вра­ щаются под нагрузкой, что при­ водит к порче ваеров. Неужели коллективы Кандалакшского за­ вода м судоверфи не могут нала­ дить выпуск высококачественных вертлюгов? Странно, что вертлюги не испытываются под нагрузкой на проворачивание. .На совещании выступили так­ же старший мастер-наставник по добыче рыбы тов. Морозов, инже­ нер производственного отдела тов. Петровский, капитан тов. Метан. Максимально использовать переходы для ремонта Сокращение простоев кораб­ лей в порту — важный резерв увеличения вылова рыбы. IJ своей корреспонденции я пове­ ду разговор главным образом о больших рефрижераторных траулерах, поскольку связан по работе с ними. Преж 1 е всего начну с упре­ ка в адрес судоремонтных пред­ приятий. Не научились они еще быстро и высококачест­ венно выполнять заказы. Упрек этот относится, конечно, не ко всем рабочим и инженерно- техническим работникам. Среди н и х мноЬ настоящих ма­ стеров своего дела. Но факт остается фактом — есть немало и недобросовестных людей, ко­ торые, используя специфику тралового флота, делают все наспех. А у причала за корот­ кое время очень трудно прове­ рить качество выполнения за­ каза. Членам машинных команд уже в море приходится исправ­ лять грехи, допущенные за­ водом. Вот примеры. На БМРТ «Пушкин» с ч е т в е р т о по семнадцатое мая производился профилактический междурейсо­ вый ремонт. И примерно три четверти работ, выполненных заводом № 1, пришлось пере­ делывать вновь. В рейсе Mi - шинная команда устраняла де­ фекты предохранительных и питательных клапанов парового китла, клапана верхнего про­ дувания, загрузочных ковшей элеватора, конденсаторов рыбо­ мучной установки, трубопрово- дов... В предыдущую стоянку этим же заводом был недоброкачест­ венно произведен ремонт глав­ ного двигателя и шлюпочной лебедки. Такие, с позволения сказать, ремонты — это выброшенные на ветер деньги. Они ухудшают техническое состояние судов. Переделки осложняют работу машинных команд, затрудняют проведение профилактических осмотров и ремонтов, что, в ко­ нечном итоге, сказывается на техническом состоянии флота. Передовые экипажи уже да­ вно практикуют ремонт меха­ низмов своими силами. И это очень хорошее дело. Помимо то­ го, что сам механик или маши­ нист делает все на совесть, ремонт в море снижает загруз­ ку судоверфи, судоремонтных заводов. На нашем траулере в минув­ шем рейсе выполнен также большой объем работ. Отремон­ тированы вспомогательные дви­ гатели, брашпиль, грузовые ле­ бедки, котельная арматура, маслоохладитель главного дви­ гателя. леерное ограждение и т. д. Мне кажется, что надо расширять и поощрять ремонт своими силами и особенно нл БМРТ. Я предлагаю для увеличе­ ния объема «саморемонта» вве­ сти в штат машинных команд дополнительно елесаря-токаря, слесаря-судоремонтника и га- зоэлектросварщика. При необ­ ходимости эти люди с успехом будут трудиться на рыбофабрн- ке (во время обильных уловов). А на переходах, которые от­ нимают у экипажей БМРТ поч­ ти месяц, они очень много сделают по судоремонту. Для этого необходимо улуч­ шить и снабжение БМРТ аце­ тиленом, резцами, фрезами и другими материалами. На плавбазах надо иметь в ши­ роком ассортименте листовую сталь, угольники, трубы. Помимо ускорения ремонта, повышения его качества, а зна­ чит и сокращения стоянок ко­ рабле»»® порту создадутся ус­ ловия для нормального отдыха членов машинных команд в порту. Особенно это относится к старшим и вторым механикам. Формально вроде мы и от­ дыхаем. На судне — берего­ вая бригада. А на деле полу­ чается, что отдыха не видим. Пока оформляешь заказ заводу, передаешь корабль береговой бригаде, уходит много времени. К тому же береговые бригады не вникают глубоко в ремонт­ ные дела. Приходится все вре­ мя быть в нервном напряже- нии. А семья, а книга, а кон­ церт? От всего этого рада ин­ тересов производства. прихо­ Стальной вожак? Это хорошо , но ... В «Рыбном Мурмане» была опу­ бликована статья инженера-на- етавника Калининградского упра­ вления экспедиционного лова тов! Балановского, которая называ­ лась «Стальной трос — на дриф­ терный флот». Прямо скажем, корреспонден­ ция, в которой затрагивается вопрос о замене дорогостоящих и малоэффективных растительных канатов, идущих на вооружение дрифтерных порядков, стальными, вызвал у промысловиков «Мур- мансельди» живой интерес. Ста­ тью читают, обсуждают. Со мно­ гими доводами, высказанными в вей, соглашаются, с некоторыми ■— не совсем. Но что характерно •— обсуждать обсуждают, а конк­ ретных мер по внедрению опра­ вдавшего себя на практике нов­ шества не предпринимается. Впрочем, оговоримся. Еще за­ долго до опубликования этой статьи, а точнее в декабре про­ шлого года, руководители сельдя­ ного флота направили в Норвеж­ ское море средний траулер Xs 4275 , в задачу которого вхо­ дило «произвести испытания дрифтерного порядка из фала со стальным сердечником». Во вре­ мя этих испытаний было проведе­ но 12 экспериментальных дрей­ фов. Специальная комиссия, в ко- юрую входили инженер-вастав- ник тов. Ахлынов, техник по до­ быче тов. Голубев и другие, об­ следовала каждый из этих дрей­ фов и в конце экспериментальных работ вынесла свое заключение. Комиссия признала, что сталь­ ной вожак по сравнению с си- зальским и геркулесовым имеет большие преимущества. К ним от­ носятся, как указывает в своей статье и тов. Балановский, сле­ дующие: внедрение новой оснаст­ ки дрифтерных порядков увели­ чит скорость выборки сетей, из­ бавит моряков от трудоемкой ра­ боты по подвязке поводцов и ук­ ладке вожака, позволит высвобо­ дить значительную площадь на рабочей палубе и в рыбном трю­ ме. В акте комиссии говорится и об эффекте, который может быть достигнут в результате использо­ вания лебедки на выборке троса. Вместе с тем комиссия отмети­ ла ряд отрицательных сторон, которые требуют тщательной про­ верки, доисследования. Как же отнеслись в «Мурманг сельди» к проведенным экспери­ ментам? Что было предпринято в дальнейшем по продолжению ис­ пытании? Ознакомившись с актом комис­ сии, работники отдела добычи направили заявку на получение новой партии стальных тросов в адрес траненортно-складской кон­ торы бывшего управления рыб­ ной рримышленности. Прошло с тех пор не много не мало, а больше чем полгода. За это время никто из работников отдела до­ бычи, ни из транспортно-склад­ ской конторы об этой заявке не вспоминал. Мало того, тов. Смо- лич (начальник конторы) о су­ ществовании такой заявки даже не знает. Начальник отдела до­ бычи тов. Максимов в свое опра­ вдание утверждает, что мы-де не беспокоили контору до сих пор потому, что -в летнее время мы и... не собирались проводить испы­ тания. Но время идет, и когда бу- дуг*.предприняты новые исследо­ вания, на этот вопрос в -отделе добычи никто ответить не можег. В отношении использования стального троса на дрифтерном лове у работников отдела добычи уже сложилось определенное мне­ ние. Они считают, что примене­ ние металлической основы сетево­ го порядка — дело в общем хоро­ шее, оно сулит большие эконо­ мические выгоды. С другой же стороны, говорят они, в услови­ ях работы нашего флота это не даст большого эффекта. И дальше следуют доводы. Пчи стальном вожаке на дрифтерном лове при такой скученности су­ дов, какая у нас бывает, нельзя применять большие порядки, ко­ дится нередко от­ казываться. Руководству тра­ лового флота надо продумать вопрос об орга­ низации отдыха членов машин­ ных команд. В связи со льгота­ ми, предоставленными морякам, окоагдавшим ШУКС, при по­ ступлении на заочное отделение мореходного училища, число заочников с каждым годом бу­ дет увеличиваться. И этому на­ до только радоваться. Люля будут больше знать, грамотнее эксплуатировать технику. Но морякам надо дать воз­ можность в порту готовиться к экзаменам, выполнять лабора­ торные работы. Ремонт меха­ низмов в море облегчит реше­ ние этой задачи. Но надо соз­ дать такие береговые бригады, иа которых члены машинных команд могли бы надеяться, как иа себя, чтобы механики, ма­ шинисты, электрики могли бы хоть половину междурейсовой стоянки не утруждать себя за­ ботами о корабле, а посвягагь время отдыху, учебе, еемье. И. ПАРХОМЕНКО, стар­ ший механик траулера «Пушнин». личество сетей не должно превы­ шать в них ста. Лов рыбы при этом можно вести лишь на не­ больших глубинах, в определен­ ное время года (конкретно в авгу­ сте— сентябре). В другие месяцы суда должны вести промысел, применяя растительные тросы, а перевооружение их с одного вида троса на другой — это, мол, ов­ чинка выделки не стоит. Кое в чем работники отдела до­ бычи, может, и правы. Но резон­ но тогда задать такой вопрос, а как же ведут лов именно со ста­ льным тросом суда Калининград­ ской флотилии, которые промыш­ ляют в тех же районах, что и наши? Почему калининградцев не смущает сцепление порядков со стальными тросами при скопле­ нии судов в одном районе и они успешно ведут лов? Наконец, ведь не обязательно иа дрифтер­ ный лов со стальным тросом пере­ водить сразу воловину флота, на первый раз можно этот трос по­ пробовать на 5—6 судах. Ответы на поставленные в этой корреспонденции вопросы хоте­ лось бы получить от работников отдела добычи «Мурмансельди». М чем раньше, тем лучше. П. ОКУЛОВ, старший тех­ ник по орудиям лева, В. ТЯПКИН, сотрудник •Рыбного Мурмана». ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ПОЧЕМУ МЫ УБЕЖАЛИ ОТ РЫБЫ» И. о. начальника , сельдяного флота тов. Ефимов сообщил ре­ дакции, что меры по критическим замечаниям моряков, изложенным в корреспонденции «Почему мы убежали от рыбы», приняты. В на­ стоящее время экипажи СРТ на­ ряду с промвооружением, бывшим в употреблении, снабжаются и новым. «СНОВА ОБ ОПОРНО- ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЯХ» Начальник бывшего управления рыбной промышленности тов. Фи­ липпов сообщил редакции, что факты, приведенные в статье, подтвердились. В сентябре работа по передаче передового опыта экипажами опор­ но-показательных кораблей улуч­ шалась. Управление рыбной про­ мышленности дало указание руко­ водителям тралового и сельдяного флотов, управления морского лова постоянно контролировать и на­ правлять работу опорно-помаза- теты.ых траулеров, усилить по­ мощь морякам отстающих судов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz