Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.

Е с л и с т а р ш и й в л ю б л е н \ Когда СРТ-4275 приходит в порт, групповые механики яз управления «Мурмансельдь» долго не задерживаются на судне. Обычно между ними и старшим механиком траулера Л. Я. Лисицыным происходит такой разговор: — Ну что, опять без ремон­ та? — Опять, — улыбается Ли­ сицын. — Ну и молодцы. Тогда мы пошли, нам здесь смотреть не­ чего. В особой расшифровке эти короткие реплики не нужда­ ются. Дело в том, что вот уже яа протяжении года судно ни один день не задетмгсивалосъ в порту для проведения каких- либо ремонтных работ: если что случается, члены машин­ ной команды все делают сами. Такой уж порядок заведен на корабле. Однажды во время восьми­ балльного шторма незакреплен­ ными яа палубе бочками была разбита 5орновая коробка и вышел из строя мотор шпиля. Двое суток под огромными вол­ нами, закрывшись брезентом, находились на палубе старший механик с мотористом Адамом Павловым и не прекращали ра­ боту, пока мотор ие был отре­ монтирован. А вообще здесь ухаживают^ за техникой так, что дело не доходит до составления дефект­ ных ведомостей. Каждый пони­ мает: чтобы продлить срок службы двигателя, вспомога­ тельных механизмов, надо к зим любовно, по-хозяйоки от­ носиться. Заметил что нелад­ ное — тут же исправь,_ не жди, когда механизм выйдэт мз строя. Прямо скажем, в том, что каждый член команды проник­ ся чувством такой высокой от­ ветственности за порученное ему дело, большая заслуга стар­ шего механика. Влюбленный сам в свою специальность, эту любовь он прививает и под­ чиненным. С первого дня, когда на суд­ но приходит новый человек, Лисицын, знакомя его с члена­ ми машинной команды, не пре­ минет напомнить о том, что работать нужно честно и спра­ шивать он будет по всей стро­ гости. Но. пожалуй, не столько «строгость» старшего меха­ ника больше действует на лю­ дей, сколько его личный при­ мер. Молено привести немало фактов, когда Леонид Яковле­ вич, не гнушаясь «черной» ра­ ботой, много делает сам. А глядя на него, ему подражают и остальные. Шесть с лишним лет Лиси­ цын плавает на СРТ-4275. Его здесь по праву называют ве­ тераном. И не случайно. За это время на судне смешиось немало механиков и мотори­ стов. Были среди них и хоро­ шие, и плохие. Почему-то в по­ следнее время не везло на третьих механиков. Прислали одного, а он сходил несколько рейсов — и ушел на учебу, ЕРОИ НАШИХ Д Н Е Й другой — сразу после первого же рейса уволился. Сравнительно долгое время плавают вместе с ним второй механик Григорий Пауков и «оторвет Адам Павлов. Этими ребятами Леонид Яковлевич до­ волен. Старательные, трудолю­ бивые: уж без дела сидеть ие станут. Особенно четко они несут вахту. Да и как же иначе: не­ досмотришь какую-либо на пер­ вый взгляд простую вещь —■ может случиться авария. Взять, к примеру, ту же навесную помпу осушения главного дви­ гателя. Есть там незаметная, казалось бы, деталь — шплин- товочная планка крепления скалки. Ослабнет она — и ма­ шина выйдет из строя. В ко­ нечном счете надо сниматься с промысла, рейс сорван. Но такого на СРТ-4275 не бывало. В течение года экипаж сде­ лал 11 рейсов в Баренцево мо­ ре. один (трехмесячный) — в Норвежское. Ни на промысле, ни на переходах машина ни ра­ зу не подвела моряков. Больше семи лет судно обходилось без среднего ремонта, а в профи­ лактическом последний раз на­ ходилось лишь год назад. О результатах работы машинной команды лучше всего говорит такой факт: второй вспомога­ тельный двигатель при норме эксплуатации 5 тысяч часов уже отработал 30 тысяч и сей­ час находится*в хорошем рабо­ чем состоянии. Еще в сентябре справив­ шись с годовым заданием по вы­ лову рыбы, команда СРТ-4275 с первых дней октября вела добычу в счет 1963 года. Этот успех в немалой степени до­ стигнут благодаря четкой ра­ боте машинной команды, воз­ главляемой Л. Я. Лисицыным. в. тяпкин. Комсомолка Ираида Бякова работает на Казанском заводе пишущих устройств. За корот» кий срок она в совершенстве овладела специальностью. Не­ давно завод начал выпускать новые пишущие машины «Вол­ га». Ираида одной из первых освоила сборку этих современ­ ных машин и охотно делится опытом с подругами. А по ве­ черам она занимается в хими­ ко-технологическом техникуме. На снимке: И. БЯКОВА (справа) и ее подруга Ф. ЗА- ГИДУЛЛИНА. Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС. УКРАИНСКАЯ ССР. Харь­ ковский завод агрегатных стан­ ков выпускает автоматы и по­ луавтоматы для предприятий сельскохозяйственного маши­ ностроения. Эти станки хорошо зарекомендовали себя не толь­ ко в нашей стране, но и в стра­ нах народной демократии. Ис­ пользование только одного аг­ регатного полуавтомата позво­ ляет экономить до десяти ты­ сяч рублей в год, высвобожда­ ет. сверлильные, фрезерные и резьбонарезные станки. «- На снимке: руководитель бригады коммунистического труда слесаргй-сборщиков М. А. Д ЕНЧИК за наладкой агрегат­ ного станка для сверления и нарезки резьбы в полюсах стар­ тера. Его производительность— 240 деталей в час. Фотохроника ТАСС. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 29 ноября 1962 г. Б О Г А Н ЕВ Е Р Н О В Ц Е Р К О Х О Ж Этот разговор произошел дав­ но, в годы войны в Перми. Был в гостях и встретился там с од«ной ленинградкой. Интеллигентной и молодой. Эвакуированной. Узнав, что я священник, она сказала: — Откровенно говоря, а неве­ рующая. Библию, обряды как спектакль-мистерию воспринимаю. Люди ходят еще, вот его со сце­ ны и не снимают. Рентабельно по­ ка... Вы не обижайтесь... — У каждого может быть свое мнение. — Я вот к чему заговорила. Да, в бога не верю, но порой хожу в церковь. И ребенка вот крестила, хотя бывшая комсомолка. Ду­ мается, ничегошеньки плохого в этом нет. Даже красота извест­ ная есть!... В храме сосредото­ читься можно, от забот, повсед­ невности оторваться... А креще­ ние — тоже не плохо... Пусть и наивными обрядами, но все-таки отмечается рождение нового че­ ловека... Так думают некоторые люди и сейчас. Совсем недавно я читал лекцию на одном предприятии'за горо­ дом. После лекции подошел ко мне пожилой мужчина и сказал: — Внимательно я вас слушал. А из головы все не выходит исто­ рия одна, что со мной приклю­ чилась. — Подлость вам какую-нибудь церковники подстроили?! — Да, ребенка чуть не погуби­ ли, а, может быть, и погубили. Я попросил его рассказать, что же произошло. — Да, видите ли... Живем мы з поселке. И я работаю, и жена на службе занята. У нас ребенок недавно родился. Обиходить его взялась теща. Человек она непло­ хой, но верующая. И в вере своей — кремень, фанатик. Задумала ребенка крестить. Выбрала время да и отвезла его за два десятка километров в церковь. , А дело ранней весной было. Мы ничего бы и не узнали, если бы у ребенка вдруг температура не подскочила: воспаление легких, потом плеврит. -Исхудал малыш, кашляет, голозку держать не мо­ жет. Мы ума приложить не мог­ ли, где его так прохватило. А те­ ша и проговорись: «Ведь вот бо- жие наказание на вас, безбожни­ ков. Я его уж как туда и обратно бережно укутанного везла. А ~ам, в церкви-то, сквозняк гулял. Двери открыты были. И вода хо­ лодная. Да батюшка старенький мешкал долго. Девятерых погру- жали-то, пока до маслица, да до мира святого, да до крестика дело дошло. Все голенькие, почи­ тай, были деточки-то». Я напустился на нее: «Да как ты смела!» А она одно твердит: «Благодать, она повредить не мо­ жет. Это божия воля, и спорить с ней нечего. Жаль, конечно, Ви­ теньку, но суждено ему у госпо­ да з младенчиках помере1ъ — ангелочком на небе прибавится». И потекла слеза, заплакал по­ жилой, немало испытавший чело­ век. — Я ведь и фронтов, и строек, и границ навидался. Сурово жизнь шла. Вот отцом стал. И та­ кое... До сих пор на ладан дышит сынок. Дорого обошелся ему «не пло­ хой, хотя и наивный обряд». А ведь бабка за этого чуть не погубленного ею внука и от чер­ та отплевывалась, и магические колдовские круги, как древняя ведьма, вокруг купели вышагива­ ла, и крест—символ терпения, по­ корности, безропотного принятия всех бед — на будущего гражда­ нина коммунистического общества повесила. Но она все это проде­ лывала во имя внушенного ей са­ мой суеверного страха, что без бога жить нельзя, что «без бо­ га ни до порога!» Но есть люди, которые в бога не верят, а в церковь ходят. Хо­ дят, оправдывая этим и изуверство крещения, и древнее колдовство богоядения — причастия, и пере­ житки огнепоклонства в «негаси­ мых лампадах» и «возжигании свечей». Они стоят во время песнопений, воспевающих пресловутую «бого­ родицу», «непорочно зачавшую от святого духа», а учении о кото­ рой христианство всего только повторяет наивную индийскую ле­ генду о Майе — матери Будды. Ш не удивляет, когда на рожде­ ство им за подлинные факты пре­ подносят в так называемых ир­ мосах сказку о том, как «мор­ ской зверь» «из утробы изблева Иону» пророка. Такие люди оправдывают свое посещение церкви тем, что они не молятся, а лишь «сосредотачи­ ваются» и думают о своем. А чтоб «не выделяться и не оскорб­ лять чувства верующих», и кре­ стятся... Экая де беда — руки не отсохнут. И кланяются... Спи­ на де не сломается. И на колени опускаются... Это де вроде про­ изводственной гимнастики — то­ же не повредит никому. И хочется сказать таким лю­ дям: а знаете ли вы, что каждый иэ вас в храме церковниками на учет берется. Что на вас «бизнес», «реклама» божьему «производст­ ву» делается. Видите, мол, как лю­ ди к богу льнут... Известно ли вам, что вы увели­ чиваете собою число богомольцев, позволяете церковникам чнецени- ровать массовость привеоженцев религии. Даете им повод говорить о росте или стабильности религи­ озных настроений в людлх. Наше государство безгранично щедро тратит средства на удов­ летворение духовных запросов со­ ветских людей. Наши радио,- те­ левидение, концерты несут нам ве­ ликолепные сокровища музыки, пения, искусства вообще. Они, эти сокровища, готовы помочь вам, дать отдых натруженному рассуд­ ку, успокоение сердцу. Богатый мир эмоций предлагается нам. На любой вкус, степень развития, любые привычки и пристрастия. А вы еще хотите прихватить и старые, давно обветшавшие пред­ ставления веры. А в их запыленном мире жи­ вут ведь и опасные вирусы духов­ ной заразы — покорности, сгибаю­ щей плечи человека, которому бороться и побеждать, терпения, заставляющего ждать и выносить рядом зло, когда его можно уб­ рать с дороги своей и из жизни окружающих, смирения и нищеты духовной, заставляющих прибед­ няться и самоуничижаться людей, на которых равняется, по кото­ рым строит свои мечты и планы окружающий, борющийся за место под солнцем мир. Вы — строители больших и ре­ альных ценностей, участники по­ бед, открывающих неведомые еще дали. Перед вами путь в небыва­ лое. А вам читают поучения вро­ де: «Блажен человек, который но- знает свою немощь». А бывает и того хуже. Заболеет чем-либо такой ««неверующий, но ходящий». Больно, муторно, тяж­ ко... А привык уже в церкви со­ средоточиваться, ходить туда, «не молясь». И опять идет в храм. А мысль сверлит: ложиться на опе­ рационный стол или обэждать? Или так пройдет. Хотя вра4И и советуют. А тут проповедник вы’иел. И тоже о болезнях заговор *л. Ну, как не прислушаться. Ведь сей­ час это «самая близкая, самая жи­ вотрепещущая для страдскощегс человека тема. А . проповедник говорит пример­ но так, как говорил в Москве про­ тоиерей Александр Ветелев, и что; как образец, напечатал в прош­ лом году «Журнал Московской патриархии». «Смотрите, братия и сестры, как просто происходит это у господа. Он лишь возложил рукй,:й: в'тегж* мгновение все преобразилось е этой женщине. Из ненормального состояния ее спина перешла в нор­ мальное, из неестественного, сог­ бенного — в естественное, перво* начальное... Болезнь ее смирила, духовно просветила, умудрила, на­ учила терпению и тем привлекла к ней милосердие божие. ...И нам не следует роптать при длительных и тяжелых болезнях своих на тех людей, которые нам близки и дороги. Следует в эти? случаях просить у господа терпе ния. Тогда придет смирение вол 1 и оздоровление тела...» А к чему приводят такие «пас тырские» внушения в хрэмдх в< время богослужений, .в ко.торы: «ничегошеньки плохого ^ нет», сейчас расскажу.. \ ' В годы войны я жил после <ар мии в одном городе у хороши, тружеников — простых верующи людей. Многим им обязан, э многое им говорю спасибо. * Потом наши пути разошлиа Они уехали в другой город, вернулся на родину, в Та один, затем переехал в Ленинград. Мо разрыв с церковью вырыл и ду ховный ров между мной и этим: знакомыми. Общение прекрати лось. И вот недавно близкие мн« люди получили одно за други* два письма от дочери этих лоро ших людей. Она пйшет, что у ма тери нашли рак желудка. Опери ровать можно и нужно. Но мать при поддержке отца, отказалао от операции: — Преподобный Серафчм Са ровский какие муки терпел?! А на деялся не на врачей, а на госпо да... Его святая воля. Сколько проживу — столько и проживу Бог послал болезнь, бог ее и.из лечит, если захочет!.. Дочь — молоденькая девушк; — пишет: «Не знаю, что и делать Я уже отчаялась убеждать, мо лить, просить. А она мне так нуж на, моя мама». Александр ОСИПОВ, бывший профессор Ленин­ градской духовной амаде- мни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz