Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.
Е с л и с т а р ш и й в л ю б л е н \ Когда СРТ-4275 приходит в порт, групповые механики яз управления «Мурмансельдь» долго не задерживаются на судне. Обычно между ними и старшим механиком траулера Л. Я. Лисицыным происходит такой разговор: — Ну что, опять без ремон та? — Опять, — улыбается Ли сицын. — Ну и молодцы. Тогда мы пошли, нам здесь смотреть не чего. В особой расшифровке эти короткие реплики не нужда ются. Дело в том, что вот уже яа протяжении года судно ни один день не задетмгсивалосъ в порту для проведения каких- либо ремонтных работ: если что случается, члены машин ной команды все делают сами. Такой уж порядок заведен на корабле. Однажды во время восьми балльного шторма незакреплен ными яа палубе бочками была разбита 5орновая коробка и вышел из строя мотор шпиля. Двое суток под огромными вол нами, закрывшись брезентом, находились на палубе старший механик с мотористом Адамом Павловым и не прекращали ра боту, пока мотор ие был отре монтирован. А вообще здесь ухаживают^ за техникой так, что дело не доходит до составления дефект ных ведомостей. Каждый пони мает: чтобы продлить срок службы двигателя, вспомога тельных механизмов, надо к зим любовно, по-хозяйоки от носиться. Заметил что нелад ное — тут же исправь,_ не жди, когда механизм выйдэт мз строя. Прямо скажем, в том, что каждый член команды проник ся чувством такой высокой от ветственности за порученное ему дело, большая заслуга стар шего механика. Влюбленный сам в свою специальность, эту любовь он прививает и под чиненным. С первого дня, когда на суд но приходит новый человек, Лисицын, знакомя его с члена ми машинной команды, не пре минет напомнить о том, что работать нужно честно и спра шивать он будет по всей стро гости. Но. пожалуй, не столько «строгость» старшего меха ника больше действует на лю дей, сколько его личный при мер. Молено привести немало фактов, когда Леонид Яковле вич, не гнушаясь «черной» ра ботой, много делает сам. А глядя на него, ему подражают и остальные. Шесть с лишним лет Лиси цын плавает на СРТ-4275. Его здесь по праву называют ве тераном. И не случайно. За это время на судне смешиось немало механиков и мотори стов. Были среди них и хоро шие, и плохие. Почему-то в по следнее время не везло на третьих механиков. Прислали одного, а он сходил несколько рейсов — и ушел на учебу, ЕРОИ НАШИХ Д Н Е Й другой — сразу после первого же рейса уволился. Сравнительно долгое время плавают вместе с ним второй механик Григорий Пауков и «оторвет Адам Павлов. Этими ребятами Леонид Яковлевич до волен. Старательные, трудолю бивые: уж без дела сидеть ие станут. Особенно четко они несут вахту. Да и как же иначе: не досмотришь какую-либо на пер вый взгляд простую вещь —■ может случиться авария. Взять, к примеру, ту же навесную помпу осушения главного дви гателя. Есть там незаметная, казалось бы, деталь — шплин- товочная планка крепления скалки. Ослабнет она — и ма шина выйдет из строя. В ко нечном счете надо сниматься с промысла, рейс сорван. Но такого на СРТ-4275 не бывало. В течение года экипаж сде лал 11 рейсов в Баренцево мо ре. один (трехмесячный) — в Норвежское. Ни на промысле, ни на переходах машина ни ра зу не подвела моряков. Больше семи лет судно обходилось без среднего ремонта, а в профи лактическом последний раз на ходилось лишь год назад. О результатах работы машинной команды лучше всего говорит такой факт: второй вспомога тельный двигатель при норме эксплуатации 5 тысяч часов уже отработал 30 тысяч и сей час находится*в хорошем рабо чем состоянии. Еще в сентябре справив шись с годовым заданием по вы лову рыбы, команда СРТ-4275 с первых дней октября вела добычу в счет 1963 года. Этот успех в немалой степени до стигнут благодаря четкой ра боте машинной команды, воз главляемой Л. Я. Лисицыным. в. тяпкин. Комсомолка Ираида Бякова работает на Казанском заводе пишущих устройств. За корот» кий срок она в совершенстве овладела специальностью. Не давно завод начал выпускать новые пишущие машины «Вол га». Ираида одной из первых освоила сборку этих современ ных машин и охотно делится опытом с подругами. А по ве черам она занимается в хими ко-технологическом техникуме. На снимке: И. БЯКОВА (справа) и ее подруга Ф. ЗА- ГИДУЛЛИНА. Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС. УКРАИНСКАЯ ССР. Харь ковский завод агрегатных стан ков выпускает автоматы и по луавтоматы для предприятий сельскохозяйственного маши ностроения. Эти станки хорошо зарекомендовали себя не толь ко в нашей стране, но и в стра нах народной демократии. Ис пользование только одного аг регатного полуавтомата позво ляет экономить до десяти ты сяч рублей в год, высвобожда ет. сверлильные, фрезерные и резьбонарезные станки. «- На снимке: руководитель бригады коммунистического труда слесаргй-сборщиков М. А. Д ЕНЧИК за наладкой агрегат ного станка для сверления и нарезки резьбы в полюсах стар тера. Его производительность— 240 деталей в час. Фотохроника ТАСС. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 29 ноября 1962 г. Б О Г А Н ЕВ Е Р Н О В Ц Е Р К О Х О Ж Этот разговор произошел дав но, в годы войны в Перми. Был в гостях и встретился там с од«ной ленинградкой. Интеллигентной и молодой. Эвакуированной. Узнав, что я священник, она сказала: — Откровенно говоря, а неве рующая. Библию, обряды как спектакль-мистерию воспринимаю. Люди ходят еще, вот его со сце ны и не снимают. Рентабельно по ка... Вы не обижайтесь... — У каждого может быть свое мнение. — Я вот к чему заговорила. Да, в бога не верю, но порой хожу в церковь. И ребенка вот крестила, хотя бывшая комсомолка. Ду мается, ничегошеньки плохого в этом нет. Даже красота извест ная есть!... В храме сосредото читься можно, от забот, повсед невности оторваться... А креще ние — тоже не плохо... Пусть и наивными обрядами, но все-таки отмечается рождение нового че ловека... Так думают некоторые люди и сейчас. Совсем недавно я читал лекцию на одном предприятии'за горо дом. После лекции подошел ко мне пожилой мужчина и сказал: — Внимательно я вас слушал. А из головы все не выходит исто рия одна, что со мной приклю чилась. — Подлость вам какую-нибудь церковники подстроили?! — Да, ребенка чуть не погуби ли, а, может быть, и погубили. Я попросил его рассказать, что же произошло. — Да, видите ли... Живем мы з поселке. И я работаю, и жена на службе занята. У нас ребенок недавно родился. Обиходить его взялась теща. Человек она непло хой, но верующая. И в вере своей — кремень, фанатик. Задумала ребенка крестить. Выбрала время да и отвезла его за два десятка километров в церковь. , А дело ранней весной было. Мы ничего бы и не узнали, если бы у ребенка вдруг температура не подскочила: воспаление легких, потом плеврит. -Исхудал малыш, кашляет, голозку держать не мо жет. Мы ума приложить не мог ли, где его так прохватило. А те ша и проговорись: «Ведь вот бо- жие наказание на вас, безбожни ков. Я его уж как туда и обратно бережно укутанного везла. А ~ам, в церкви-то, сквозняк гулял. Двери открыты были. И вода хо лодная. Да батюшка старенький мешкал долго. Девятерых погру- жали-то, пока до маслица, да до мира святого, да до крестика дело дошло. Все голенькие, почи тай, были деточки-то». Я напустился на нее: «Да как ты смела!» А она одно твердит: «Благодать, она повредить не мо жет. Это божия воля, и спорить с ней нечего. Жаль, конечно, Ви теньку, но суждено ему у госпо да з младенчиках помере1ъ — ангелочком на небе прибавится». И потекла слеза, заплакал по жилой, немало испытавший чело век. — Я ведь и фронтов, и строек, и границ навидался. Сурово жизнь шла. Вот отцом стал. И та кое... До сих пор на ладан дышит сынок. Дорого обошелся ему «не пло хой, хотя и наивный обряд». А ведь бабка за этого чуть не погубленного ею внука и от чер та отплевывалась, и магические колдовские круги, как древняя ведьма, вокруг купели вышагива ла, и крест—символ терпения, по корности, безропотного принятия всех бед — на будущего гражда нина коммунистического общества повесила. Но она все это проде лывала во имя внушенного ей са мой суеверного страха, что без бога жить нельзя, что «без бо га ни до порога!» Но есть люди, которые в бога не верят, а в церковь ходят. Хо дят, оправдывая этим и изуверство крещения, и древнее колдовство богоядения — причастия, и пере житки огнепоклонства в «негаси мых лампадах» и «возжигании свечей». Они стоят во время песнопений, воспевающих пресловутую «бого родицу», «непорочно зачавшую от святого духа», а учении о кото рой христианство всего только повторяет наивную индийскую ле генду о Майе — матери Будды. Ш не удивляет, когда на рожде ство им за подлинные факты пре подносят в так называемых ир мосах сказку о том, как «мор ской зверь» «из утробы изблева Иону» пророка. Такие люди оправдывают свое посещение церкви тем, что они не молятся, а лишь «сосредотачи ваются» и думают о своем. А чтоб «не выделяться и не оскорб лять чувства верующих», и кре стятся... Экая де беда — руки не отсохнут. И кланяются... Спи на де не сломается. И на колени опускаются... Это де вроде про изводственной гимнастики — то же не повредит никому. И хочется сказать таким лю дям: а знаете ли вы, что каждый иэ вас в храме церковниками на учет берется. Что на вас «бизнес», «реклама» божьему «производст ву» делается. Видите, мол, как лю ди к богу льнут... Известно ли вам, что вы увели чиваете собою число богомольцев, позволяете церковникам чнецени- ровать массовость привеоженцев религии. Даете им повод говорить о росте или стабильности религи озных настроений в людлх. Наше государство безгранично щедро тратит средства на удов летворение духовных запросов со ветских людей. Наши радио,- те левидение, концерты несут нам ве ликолепные сокровища музыки, пения, искусства вообще. Они, эти сокровища, готовы помочь вам, дать отдых натруженному рассуд ку, успокоение сердцу. Богатый мир эмоций предлагается нам. На любой вкус, степень развития, любые привычки и пристрастия. А вы еще хотите прихватить и старые, давно обветшавшие пред ставления веры. А в их запыленном мире жи вут ведь и опасные вирусы духов ной заразы — покорности, сгибаю щей плечи человека, которому бороться и побеждать, терпения, заставляющего ждать и выносить рядом зло, когда его можно уб рать с дороги своей и из жизни окружающих, смирения и нищеты духовной, заставляющих прибед няться и самоуничижаться людей, на которых равняется, по кото рым строит свои мечты и планы окружающий, борющийся за место под солнцем мир. Вы — строители больших и ре альных ценностей, участники по бед, открывающих неведомые еще дали. Перед вами путь в небыва лое. А вам читают поучения вро де: «Блажен человек, который но- знает свою немощь». А бывает и того хуже. Заболеет чем-либо такой ««неверующий, но ходящий». Больно, муторно, тяж ко... А привык уже в церкви со средоточиваться, ходить туда, «не молясь». И опять идет в храм. А мысль сверлит: ложиться на опе рационный стол или обэждать? Или так пройдет. Хотя вра4И и советуют. А тут проповедник вы’иел. И тоже о болезнях заговор *л. Ну, как не прислушаться. Ведь сей час это «самая близкая, самая жи вотрепещущая для страдскощегс человека тема. А . проповедник говорит пример но так, как говорил в Москве про тоиерей Александр Ветелев, и что; как образец, напечатал в прош лом году «Журнал Московской патриархии». «Смотрите, братия и сестры, как просто происходит это у господа. Он лишь возложил рукй,:й: в'тегж* мгновение все преобразилось е этой женщине. Из ненормального состояния ее спина перешла в нор мальное, из неестественного, сог бенного — в естественное, перво* начальное... Болезнь ее смирила, духовно просветила, умудрила, на учила терпению и тем привлекла к ней милосердие божие. ...И нам не следует роптать при длительных и тяжелых болезнях своих на тех людей, которые нам близки и дороги. Следует в эти? случаях просить у господа терпе ния. Тогда придет смирение вол 1 и оздоровление тела...» А к чему приводят такие «пас тырские» внушения в хрэмдх в< время богослужений, .в ко.торы: «ничегошеньки плохого ^ нет», сейчас расскажу.. \ ' В годы войны я жил после <ар мии в одном городе у хороши, тружеников — простых верующи людей. Многим им обязан, э многое им говорю спасибо. * Потом наши пути разошлиа Они уехали в другой город, вернулся на родину, в Та один, затем переехал в Ленинград. Мо разрыв с церковью вырыл и ду ховный ров между мной и этим: знакомыми. Общение прекрати лось. И вот недавно близкие мн« люди получили одно за други* два письма от дочери этих лоро ших людей. Она пйшет, что у ма тери нашли рак желудка. Опери ровать можно и нужно. Но мать при поддержке отца, отказалао от операции: — Преподобный Серафчм Са ровский какие муки терпел?! А на деялся не на врачей, а на госпо да... Его святая воля. Сколько проживу — столько и проживу Бог послал болезнь, бог ее и.из лечит, если захочет!.. Дочь — молоденькая девушк; — пишет: «Не знаю, что и делать Я уже отчаялась убеждать, мо лить, просить. А она мне так нуж на, моя мама». Александр ОСИПОВ, бывший профессор Ленин градской духовной амаде- мни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz