Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.
ДАДИМ БОЛЬШЕ РЫБЫ СТРАНЕ! Т а к о в от вет т р у ж е н и к о в б а с с е й н а , на, р е ш е н и и н о я б р ь с к о г о П л е н у м а , Щ 1С JECHCC \А/>-*~У/\^У>/У\А/УУУ/>/У>А/Ч/Х| г ЧУУА/Ч/Ч (шзетжшзгн ЗАДАЧА БЫЛА ПО ПЛЕЧУ В группе их было около десят ка. И ни на одном корабле секре тов не хранили в тайне. На еже дневных совещаниях по радио капитаны делились друг с дру гом опытом, рассказывали обо всех успехах, мелких упущени ях. И вот с «Пеленга» полетела в эфир радиограмма: рейсовое за дание выполнено по всем показа телям. Такие же радостные вести получены с «Красноармейца», «Кировска» и других судов. В салоне «Пеленга»-на Доске почета можно видеть имена по- ■ мощников тралмейстера Ф. Н. По- лещука и И. К. Шаповалова, ма шиниста рыбомучной установки Г. В. Макаренко, матросов В. Г. Субботина, В. Ф. Филькина, В. С. Смирнова, В. Е. Маркина и дру гих. А еще недавно многие из них почти не имели опыта и навыков в работе. Только в прошлом рей се В. Ф. Филькин стал матросом второгЬ класса. Вместе с ним тог да же успешно сдал экзамен и матрос А. А. Фомин. Продолжая овладевать нелегкой профессией ная команда, обеспечившая бес перебойную работу всех судовых механизмов. Успешной работе в этом кол лективе также помогает техниче ская учеба. Занятия с механика ми проводят здесь старший меха ник Ю. С. Ле5*с ров’ с кочегарами — третий механик К. 3. Длиев. Из 100 тонн заготовленного моряками полу фабриката (вместо Ы5 тонн по плану) 55 тонн составляет свежье. Задание по этому виду про дукции было 37 тонн. Перекрыт рейсовый план 1 и по выработке клипфиска. Этим коллектив во многом обязан мастеру по обработке рыбы Н. Н. Колесову, засольщикам Н. П. Кузнецову и Н. п. Лучникову. Так общими усилиями всего коллектива добиваются на трауле ре «Пеленг» новых трудовых ус пехов в эти замечательные для нас дни, когда все советские лю ди приступают к претворению в жизнь решений ноябрьского Пле- | нума ЦК КПСС. С. ПАВЛОВ. За 25 тысяч сверх плана Промысловики управления мор ского лова с большим удовлетво рением встретили Постановление Пленума Ц К КП С С по докладу Первого секретаря Ц К КПСС, Председателя Совета Министров СССР товарища Н. С. Хрущева «Развитие экономики ССС Р и пар- ' тийное руководство народным хо зяйством:». Моряки полны решимости еще шире развернуть социалистиче ское соревнование, активнее на чать борьбу за выполнение обя зательств, принятых на 1962 год. По состоянию на 22 ноября вы лов рыбы сверх годового плана составил 13 тысяч центнеров. Успешно идет промысел беломор ской сельди. До конца года работники пред приятий управления морского ло ва обязались дать стране сверх плана 25 тысяч центнеров высоко качественной рыбной продукции. Тем самым мы внесем свой вклад в дело создания изобилия про дуктов питания в нашей стране. Хорошо работают в эти дни на промысле экипажи судов. «Ниц ца», где капитаном тов. Кокша ров, «Свобода», где капитаном тов. Котлов. Эти коллективы ус пешно справились с выполнением своих социалистических обяза тельств. В. КАЗАКОВ, и. о. пред седателя базового комитета управления морского лова. Хорошо потрудились в минувшем рейсе моряки траулера «Став рида». Они подготовили достойный подарок ноябрьскому Пленуму Ц К КПСС . В порт доставлено 2100 центнеров рыбы при задании 1300 центнеров. Успех был обеспечен слаженной работой всего экипажа, в том числе и членами машинной команды — мотористом А. М. Се-нни- ковым (на снимке слева) и третьим механиком Е. М. Юзефоиичем. Фамилии их занесены на судовую Доску почета. У АРХАНГЕЛЬСКИХ ПРОМЫСЛОВИКОВ В первой половине ноября я и старший инженер производственного отдела тов. Макшеев побывали в Ар хангельске — в отделах управления, на опорно-показателыных кораблях, в мастерской по изготовлению ору дий лова. Многое у архангельцев нам понравилось. При управлении флота создана и работает школа передового опыта. Капитаны, мастера по добыче и об работке рыбы, механики обменивают ся опытом работы по профессиям. На занятиях рассматриваются вопросы хозрасчета, парного соревнования и другие. Думаю, что по такому же принципу следует организовать дело и у нас. Пользу оно принесет боль шую. На опорно-показательном траулере «Петропавловск» хорошо поставлена экономическая учеба, достигнуты вы сокие показатели по снижению себе стоимости продукции. Капитан тов. Веселков умело ведет учет затрат, анализ хозяйственной деятельности, сумел привить вкус к экономике большинству членов экипажа. У нас, в траловом флоте, большин ство капитанов работают вслепую. Только когда получат калькуляцию за квартал, тогда и начинают счи тать, где и что надо экономить. Но наверстывать упущенное всегда труд нее, чем своевременно устранить тот или иной недостаток. А Веселков учитывает работу экипажа с первого года семилетки, записывает в специ альный журнал добычу рыбы за каж дый рейс, подсчитывает полученную прибыль и сравнивает ее с затратами. промысловика, регулярно щают занятия в группах ческой подготовки все члены па- j!j ПОСе* { \7 жжа 7 жжжжжжжжжжжж ' жжжжжжжжжжжжж Т7 жж ** л * жжжжжжжж У жжжжж 7 жжжжжжжжжж 7 жжжжжжжжжжжжжжжжжж \ техни- „СЕКРЕТЫ" МОРЯКОВ ТРАУЛЕРА „МСТА U «и. победителем в соревновании па ! судне. Славно потрудилась в очеред- ном промысловом рейсе и машин- Т Р А У Л Е Р « Г Р О З Н Ы Й » . Докладываем, что моряки .нашего траулера 21 ноября завершили годовой план. Экипаж намерен не только выполнить свои обязательст ва, но и добыть сверх них до конца года 300 центнеров рыбы. BORHOB, капитан, Ч Е Р НОБАЙ, помполит. * * А Т Р А У Л Е Р « К А Л И Н И Н » С большим вниманием мо ряки следили за работой ноябрьского Пленума Ц К КП С С . В честь его стали на трудовую вахту. Принято обязательство выполнить рейсовое задание на 150 про центов. ГРЕБЕННИ КО В , помполит, ШВЕЦ , председатель с?до- - вого комитета. Экипаж опорно-показательного траулера «Мета» в этом году ра ботает очень хорошо. 28 сентября им был выполнен государственный план по добыче рыбы и выработке рыбной муки, а в середине ноября — годовой план по всем осталь- !> ным показателям. В чем же «секрет» этого экипа- N жа, какие приемы, какая органи- зация труда обеспечивают успех в !$ самых различных условиях про мысла? Эти и многие другие во- меня, когда я вступил на борт «Меты», готовящейся выйти в очередной промысловый рейс. Ответы на них можно было по лучить в море, на промысле, срас- нивая работу экипажа «Меты» с работой экипажа доверенного мне траулера «Перекоп», сравнивая работу капитана Николая Ннко- р лаевича Вшивкова, имеющего за своими плечами без малого чет- верть века промыслового стажа, с |s тем небольшим опытом, который удалось приобрести мне за пять ^ ЛРТ. а п {$ просы интересовали в середине октября Отходы в море на всех судах !* флота похожи один на другой. Напряженное ожидание, десятки крупных и мелких забот свалива- ются неожиданно со всех сторон, и это нервирует моряков. Но на «Мете» мне бросилось в глаза, что экипаж спокойнее и уверен нее готовится к рейсу. У команд ного состава меньше беспокойст ва, что кто-то не явится к отходу. I ДЕЛО ЗАСТРОИТЕЛЯМИ Тяжелое положение сложилось в траловом флоте с судоремонтом. Из-за затянувшейся реконструк ции слипа десятки кораблей ие прошли докование. А будет ли к новому году слип введен в эксплуатацию? Ответ на этот вопрос целиком зависит от строителей СМУ-1 треста «Мур- манрыбпромстрой». Наиболее трудоемкие работы остались сейчас на наклонной ча сти. Здесь производится укладка рельсов, рихтовка и пригрузка ро стверков от всплытия. Задача ра бочих— сдать наклонную часть под обкатку не позднее десятого де кабря. Обкатка — своеобразный экзамен д.1я строителей, проверка их мастерства. Если она пройдет успешно, не будет провалов и других недостатков, значйт, можно будет рассчитывать на готовность слипа к приему кораблей 20— 25 декабря. И строители спешат, комплекс ные бригады тт. Шустрова, Низо ва трудятся на редкость самоотвер женно. Ведь график рассчитан буквально по часам. Вот только не хватает гидравлических дом-^ кратов, — говорит старший прораб тов. Иванов, — и дело от этого страдает, замедляется подъ ем ростверков на проектную от метку. Прораб прав, домкраты нужны. Надо приложить все усилия, чтобы они в достатке имелись на слипе. Ведь можно же догово риться с _ железнодорожниками, взять домкраты во временное пользование в других организа циях. Над этим надо подумать товарищам из треста и руководи телям судоверфи. А также над тем, как организовать бесперебой ную откачку воды из котлована. Если на наклонной части сли па создано должное трудовое на пряжение, то этого не скажешь про северное крыло. Здесь не за кончено еще устройство шестого стапельного места, обкатка и дру гие работы, а ведутся они так, словно впереди лето, а не зима. Не сдан в эксплуатацию кран на южном крыле, не выполнено еще множество других мелких работ. А ведь практика показывает, что именно эти «мелочи» стано вятся тормозом, задерживают сда чу объектов. В боковой части слипа, приле гающей к цехам судоверфи, нахо дится много грунта, который не обходимо вывезти. — Успеем, дело нескольких дней, — говорит тов. Иванов. Но зачем откладывать на зав тра то, что можно сделать сегод ня. Ведь может случиться так, что земля промерзнет и ее при дется разрабатывать отбойными молотками или клиньями и кувал дами. Уже сейчас надо готовиться к разбору перемычки, тщательно продумать план действий, иметь необходимые механизмы и при способления. Дело это не такое простое, как кажется, оно потре бует больших усилий и времени. На вас, товарищи строители, надеются моряки тралового и сельдяного флотов, судоремонтни ки. Они хотят получить от вас в качестве новогоднего подарка прекрасно оборудованный слип. А вы. в состоянии сделать такой подарок. Это было мое первое впечатле ние. Позднее, в море, я понял, откуда берется это спокойствие. Дело в том, что костяк экипажа плавает не первый год, многие с момента ввода траулера в эксплу атацию. А новички, попадая в здо ровый коллектив, быстро перени мают хорошие традиции. В трудовых успехах экипажа большая заслуга принадлежит су довой партийной организации. Здесь она численно вдвое больше, чем на десятках других траулеров бортового траления. И это не при сланные откуда-то коммунисты. Многие из них приняты в партию на этом же судне. Коммунисты со стажем, их старшие товарищи, внимательно следят за дальнейшей работой, учебой, ростом молодых членов партии. В этом заслуга се кретаря судовой парторганизации, помполита тов. Мархинина. Поздней ночью покинул трау лер порт, а утром, в Тюва-губе, поспав всего 3— 4 часа, тралмей стеры взялись за подготовку сна ряжения к промыслу. И хотя пред стоял трехсуточный переход к ост рову Шпицберген, ничего не от кладывалось на завтра. Без спеш ки, но очень тщательно промёря- лись новые ваера, пробивались марки, промерялись тралы. Ии одной мелочи не упускали из ви ду. Этим занимались не только тралмейстеры, но и вся палубная команда* под постоянным контро лем штурманов. — Главное — в совершенстве знать все траловое хозяйство, вни мательно следить за ним, — не устает напоминать в каждой бе седе с моряками капитан Вшивков. И это не новость. Об этом по стоянно напоминается в радиосо вещаниях на промысле, в прика зах по флоту, в брошюрах, рас сказывающих об опыте передовых экипажей. Но зачастую об этом только говорят, а на «Мете» это повседневный, кропотливый труд, ставший привычкой. II среди дру гих факторов, обуславливающих хорошую работу экипажа, — этот, по моему мнению, самый главный. Ведь очень часто бывает, что работают суда на одной концен трации рыбы, одними курсами и на одних глубинах. Травят оди наковое количество ваеров, тра- лируют с одинаковыми скоростя ми, а уловы разные. У одних — до двух тонн, а у других — боль ше тонны не попадает. В этом случае не скажешь, что ^ судно ходит в стороне, не по рыбе. Зна чит, дело только в состоянии пром- воору: :ния. Тут дело в тон самой совести трудящегося, о которой так хорошо сказали тт. Заглада и Леонов. А каких-либо особых секретов в орудиях лова у моряков «Меты* нет. И тралы те же, и вооружение грунтропа по схеме промысловое отдела. Другое только отношение к труду. И как результат этого, в составе экипажа 11 ударнико.ч коммунистического труда, видимо, не далеко то время, когда весь экипая; будет носить это высоко»: звание. На промысле я особенно внима тельно присматривался к работе капитана Вшивкова. Хотелось по нять, в чем секрет его особого, как у нас говорят, «нюха» на рыбу. Как-то, просмотрев очеред ную промысловую сводку, Нико лай Николаевич вынес в рубку толстою тетрадь большого форма та в изрядно потертой обложке. В ней он день за днем ведет свой дневник. В дневнике — данные о характере уловов, грунте, тече ниях, метеорологической и ледовом обстановке, об авариях тралов- и все, что характеризует район про мысла. Капитан ведет такой днев ник уже не первый год, и это ока зывает ему помощь в выборе пра вильного решения в создавшейся конкретной обстановке. В скупых, подчас в пять—шесть слов, за писях о каждом тралении — весь накопленный нелегким многолет ним трудом опыт капитана. Николай Николаевич не любпт делать перебежки за «большой ры бой», хотя соблазн подчас бывает большой. Он не уйдет со своей тонны, если она обеспечивает вы полнение и перевыполнение су точного задания. Непрерывно во время траления в штурманской рубке работают фишлупа и эхолот. И штурманы очень внимательно следят за по казаниями приборов. Есть рыба — траление продолясается, око 1 Г чились показания — траулер ло жится на обратный курс, чтобы вторично пройти по «пятнышку». И не механическое выполнение приказания, не траление прямыми курсами на авось, как это делает-» ся на некоторых судах, а творче ский подход к делу, внимательный анализ обстановки — это характе ризует работу судоводителей трау лера «Мета». Но один капитан, даже вместе со своими помощниками, как бы опытны они ни были, никогда не сможет добиться успеха, если каждый член экипажа на своем участке не проникнется чувством ответственности за порученное дело. Дружба коллектива, четкая и слаженная работа всех моряков — основной залог успеха. Мне очень понравилась органи зация обработки улова на трауле ре «Мета». На уборку рыбы, ес ли подъемы не превышают полу тора тонн, поавахта не выходит1 Одна вахта за два часа справля ется с ней. Но если подъем бол»— ше двух тонн, то никого звать не приходится. На помощь матро сам приходят и штурманы, и чле ны машинной команды. Хорошо поставлено на судне социалистическое соревнование Экипаж соревнуется с моряками других кораблей, вахты — между собой. Результаты ежедневно до водятся до сведения моряков все ми способами, включая специаль ные выпуски последних извеРтин по судовой радиотрансляционной сети. И несмотря на большие успехи, чувства самоуспокоенности нет При мне в рейсе состоялось пар тийное собрание. На нем резкой критике подверглись отдельные члены экипажа, вздумавшие было почить на лаврах. На собрании мало говорилось об успехах — это дело прошедшее. Разговор шел с неиспользованных резервах, о но вых рубежах, которые предстоит взять экипажу. Нельзя не сказать об отличной работе машинной команды, воз главляемой старшим механиком Николаем Григорьевичем Демен тьевым. Она поставила перед со бой цель — добиться, чтобы трау лер не имел ни одного часа про стоя. И упорным трудом люди добиваются своего. На траулере умеют ценить ми нуту, не забывают, что из потерян- | ных минут складываются часы и ' ц' I сутки, а это десятки и сотни центнеров сверхплановой рыбы. Много можно писать о работе от дельных членов экипажа, о ма стере по добыче рыбы тов. Звон цове, матросах тт. Петрякове и Трусове, рыбмастере тов. Блялине. Это они и их товарищи своим са моотверженным трудом создали и поддерживают доброе имя своего судна. Время моего пребывания на опорно-показательном траулере «Мета» подходило к концу. Об думывая, в чем же «секрет» ус пешной работы экипажа, я при шел к выводу, что никакого осо бого секрета нет. Все дело в спло ченности коллектива, хорошей ор ганизации труда, добросовестном отношении к выполнению сЪоих обязанностей со стороны каждого члена экипажа. А отсюда^ и ис правное содержание орудий лова, и экономия промыслового времени и большие уловы. Вот таким путем и добиваются высоких показателей в работе мо ряки опорно-показательного трау лера «Мета», коллектив, борю щийся за звание экипажа комму нистического труда. Лично я здесь многому научился и теперь стану внедрять полученный опыт на доверенном мне корабле. В. ВО Л КО В , капитан трау - лера «Перекоп». I чs;чч I Учет затрат ведется ежерейсно по всем статьям сметы. Таким образом, он уже после сдачи улова может сразу определить экономический ре зультат минувшего рейса, выявить слабые стороны, нацелить экипаж на решение той или иной задачи в"оче- редном рейсе. На «Петропавловске» испытывает ся приспособление для смазки ваеров. Архангельцы настойчиво ведут рабо ту в этом направлении. Мы же неза служенно забыли этот вопрос, хотя / разрешение его будет способствовать увеличению срока эксплуатации ва еров, экономии стального троса. А теперь об орудиях лова. Архан гельские моряки работают двадцати пятиметровым модернизированным тралом. Но у них есть некоторые из менения в его конструкции. Рассадка нижнего крыла по фут- ропу по размерам как и у нас. Но • количество рядов по нижнему крылу до прорези сквера — 126, то есть на шесть рядов меньше, чем у нас. Половина тралов изготовляется без голых концов. Сборочная ставтгся в конце крыльев. На концах топенан тов, футропов, хотлайна заращява- ются огоны (у самой сборочной)- Сборочная крепится к этим огонам. А недостающие голые концы ростят сами моряки. t Изготовление и установка -'голых концов самими моряками дает воз можность применять их к несколь ким тралам. У нас же получается, что, если выходит срок работы тра ла. то голые концы обрезаются. Гачки кормового джильсона бес- квартропного трала изготовляются облегченные. Им удобнее работать, меньше бывает заеданий в роликах, меньше расход металла. Производст венным отделом нашего флота такие гачки ?.аказаны, и моряки будут по лучать их в новом году. Желатель но, чтобы Кандалакшский механиче ский завод начал поставку их как можно скорее. Архангельцы проводят испытание двухрядных мешков с укороченным топенантом. Топенанты ставятся от конца мешка на 5,9 метра (для креп ления дележного стропа). Кроме то го, ставится полутораметровый уча сток топенанта из удавного стропа. Средняя часть топенанта выбрасыва ется. Этим достигается равномерная вытяжка дели. С трала снимается лишний металл, за счет чего мешок облегчается. Сейчас нельзя еще сказать об эф фективности этого изменения, так как испытание проходило в обста новке, когда подъемы не превышали тонны. Выдержит ли мешок большие уловы — 5—6 тонн, неизвестно. На мой взгляд, мешки, изготовлен ные из сизали и пеньки, при тонких швах не выдержат такой нагрузки. Нужны капроновые мешки, нужно утолщать швы. Правильно поступают архангель ские моряки, и нам это следует вне дрить у себя, что для набивки ма рок на топенанте и подборах исполь зуют хлопчатобумажный сеточник. Марки лучше заметны и дольше со храняются. В то же время мы увидели и, на наш взгляд, отрицательные моменты. Нижняя подбора на тралах во оружается по усмотрению капитанов, по-разному. Это приводит к излиш нему утяжелению тралов, 'повыше нию сопротивления и ненужному расходу промыслового вооружения. Иногда это приводит к пролову. Траловые доски у архангельцев не ремонтируются. Если сносился киль, тб доска меняется ^ полностью. Это не по-хозяйски. В Мурманском траловом флоте в таких случаях ки левые коробки заменяются или на варивается новый киль. Командировка наша прошла очень плодотворно. Руководству флота на до чаще практиковать подобный об мен опытом. Никита Сергеевич Хру щев в отчетном докладе на закон чившемся Пленуме Ц К К П С С гово рил, что надо учиться, использовать то рациональное, экономически вы годное. что есть \ капиталистов. А учиться у промысловиков других-фло тов, с которыми мурманчане бок о бок работают в Баренцевом море, в Северной Атлантике, тем более нужно. А. К О КШ А Р О В . наставник производственного отдела тра лового флота. ЧИТАИТЕ, ЗАВИДУИТЕ. •Ф Свет в зале погас. Затих шум. Под звуки хорошо всем известных московских радиопозывных мед ленно раздвигается занавес. На сцене большого зала Дворца куль туры имени С. М. Кирова зрители видят в массе цветов алое шелко- ЛЕНИНГРАД . На заводе «Красный выборжец» созданы школы опыта коммунистического труда. Новаторы производства, мастера, технологи передают в этих школах свои знания моло дым рабочим. На слесарном участке механи ческого цеха школой руководит известный новатор разметчик Гри горий Матвеевич Дубинин. На снимке (справа) вы видиге его с группой молодежи у стенда по стоянной заводской выставки. Г. М. Дубинин проводит беседу о революционных и трудовых тра дициях коллектива предприятия. Фото В, Капустина. Фотохроника ТАСС. вое знамя, на котором словно го рят слова из поэмы Маяковского: Читайте, Завидуйте — Я гражданин Советского Союза. В зале молодежь. Это им, моло дым гражданам города, 22 ноября посвящался вечер. И среди них— 16 юношей и девушек, которым исполнилось 16 лет. Смущенные п радостные поднялись они на сце ну, где бывший командир парти занского отряда, ныне начальник областного управления охраны об щественного порядка тов. Курое дов вручил «серпастый, мзлотка- стый» советский паспорт Николаю Адрову, ученику 23 школы, Гали не Носовой из ’20 школы, студент- » ке 3-го курса педучилища Татьяне Ботвининой, курсанту мореходно го училища Ивану Корабельнико- BV... Равноправных молодых граждан тепло поздравила преподаватель школы № ,,2 Раиса .Максимовна Краснова," добрые пожелания им высказала заместитель председа теля облисполкома Нина Никола евна Гогошина, а пенсионерка- учительница Анна Моисеевна Варламова по-матерински напут ствовала их на славные дела. Оживленно стало в зале, когда стайка октябрят в белых кофточ ках и рубашках, с красными звездочками на груди весело вбе жала на сиену, чтобы вручить па мятные открытки и поздравить своих старших товарищей с полу чением паспортов. В заключение участники вечера посмотрели кинофильм «Наши со временники», приняли участие в аттракционах, викторинах, *грах g7- _ _ jj; ЦИКО ВАЯ . Следующий номер «г Рыбноеб Мурмана » выйдет в четверг , 29 ноября. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Первого декабря 1962 года со стоится юбилейный вечер, посвя щенный тридцатилетию Херсон ского мореходного училища рыб ной промышленности. Приглашаются все выпускники принять участие в вечере. РУКОВОДСТВО УЧИЛИЩА . Типография «Полярная правда». Зак. 5624. Тир. 5.000. ПН-00849.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz