Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.
Пролетарий всех стран, соединяйтесьГ ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБЛ» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Год издания 10-й М 143 (1169) ВОСКРЕСЕНЬЕ , 25 ноября 1962 г. Цена 2 r o i l Центральный Комитет КПСС призывает рабочих, кОЛхбз- ников, инженерно-технических работникбб, всех трудящихся, коммунистов и беспартийных своим самоотверженным трудом обеспечить Выполнение народнохозяйственного плана 1963 го да и тем самым сделать новый крупный шаг на пути стро ительства коммунизма. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о П л ен ум е Центрального Комитета, Коммунистической партия Советского Союза, 23 ноября 1962 года на Пленума Центрального Комитета КПСС продолжалось обсуждение доклада товарища Н. С. Хру щева «Развитие экономики СССР, и партийное руководство народным хозяйством». На утреннем заседании выступили товарищи: Т. И. СОКО ЛОВ (первый секретарь Целинного крайкома КП Казахстана), В. Э. ДЫМШИЦ (заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Госплана СССР), К. К. НИКОЛАЕВ (пер вый секретарь Свердловсиого обкома КПСС), В, Н. КУЛИКОВ (директор совхоза «Пахта-Арал», Казахская ССР), П. Е. САБ- ЛЕВ (директор Харьковского тракторного завода им. Орджо никидзе). На этом обсуждение доклада товарища Н. С. Хрущева за канчивается. С заключительным словом на Пленуме ЦК КПСС выступил Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР товарищ Н. С. ХРУЩЕВ. Пленум ЦК КПСС единогласно принял постановление по докладу товарища Н. С. Хрущева «Развитие экономики СССР и партийное руководство народным хозяйством». На вечернем заседании Пленум ЦК КПСС рассмотрел орга низационные вопросы. Пленум избрал тов. ЕФРЕМОВА Л. Н. кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. Пленум перевел из кандидатов в чле ны ЦК КПСС товарищей ПОЛЯКОВА В. И. и РУДАКОВА А. П. Пленум ЦК КПСС избрал: — секретарем ЦК КПСС тов. РУДАКОВА А. П. — председателя Бюро ЦК КПСС по промышленности и строи тельству; — секретарем ЦК КПСС тов. ПОЛЯКОВА В. И. — предсе дателя Бюро ЦК КПСС по сельскому хозяйству; — секретарем ЦК КПСС тов. АНДРОПОВА К). В.; — секретарем ЦК КПСС тов. ТИТОВА В. Н. — председа теля Комиссии по организационно-партийным вопросам при ЦК КПСС. Секретарь ЦК КПСС тов. ДЕМИЧЕВ П. Н. утвержден пред седателем Бюро ЦК КПСС по химической и легкой промыш ленности. Секретарь ЦК КПЙС тов. ИЛЬИЧЕВ Л. Ф. утвержден пред седателем Идеологической комиссии при ЦК КПСС. Секретарь ЦК КПСС тов. ШЕЛЕПИН А. Н. утвержден пред седателем Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В связи с образованием Комитета партийно-государствен ного контроля Пленум ЦК решил преобразовать Комитет пар тийного контроля при ЦК КПСС в Партийную комиссию при ЦК КПСС. Председателем Партийной комиссии утвержден тов. ШВЕР НИК Н. М., первым заместителем председателя — тов. СЕРДЮК 3. Т. Пленум ЦК КПСС закончил свою работу. О РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СССР И ПЕРЕСТРОЙКЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВ ДСТВА НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ Постановление Пленума ЦК КПСС по докладу товарища Н. С. ХРУЩЕВА , принятое 23 ноября 1962 года Пленум Центрального Комитета КПСС отмечает, что за ис текший после XXII съезда КПСС год наша страна достигла боль ших успехов как во внутренней жизни, так и на международ ной арене. Решения съезда, новая Программа партии явились мощным ускорителем общественного развития, активизировали борьбу трудящихся масс за мир, демократию и социализм. Исторические решения XXII съезда КПСС вызвали новый подъем творческой активности советского народа. Осуществляя эти решения, партия добилась дальнейшего повышения аван гардной роли коммунистов, расширила и укрепила связи с тру дящимися, обогатилась новым опытом политического руководст ва массами. Рабочие, колхозники, советская интеллигенция своим тру дом умножают богатства нашей Родины, укрепляют ее экономи ческое могущество и обороноспособность, активно борются за выполнение семилетнего плана. Промышленность Советского Союза по выпуску валовой про дукции выполнила план четырех лет семилетки на 104,5 про цента. Прирост продукции промышленности за 1959— 1962 го ды составит 45 процентов вместо 39 процентов по контрольным цифрам. Сверх задания будет произведено промышленной продук ции на 28 миллиардов рублей. Широко развернулось капитальное строительство. Общий объем государственных капитальных вложений за 1959— 1962 годы достигнет 107 миллиардов рублей и будет почти на шесть миллиардов рублей больше, чем предусматривалось по семилет нему Алану на эти годы. За последние годы осуществлены крупные меры по даль нейшему подъему сельскохозяйственного производства. Не смотря на неблагоприятные климатические условия в ряде районов страны, в 1962 году произведено зерна девять милли ардов пудов. Заготовки хлеба превышают 3,4 миллиарда пудов, или на 270 миллионов пудов больше, чем в прошлом году. Партия, как и прежде, уделяла большое внимание подъему благосостояния трудящихся. Увеличился выпуск товаров народ ного потребления, перевыполнен план товарооборота. В больших масштабах ведется жилищное строительство. За четыре года се милетки в городах и рабочих поселках введено в действие жи лых домов общей площадью 325 миллионов квадратных метров, или 8,8 миллиона новых квартир, в сельской местности постро ено 2 миллиона 400 тысяч жилых домов. За последний период, особенно после XX съезда КПСС, пар тия провела большую работу по устранению недостатков в ру ководстве экономикой и совершенствованию управления народ ным хозяйством на основе ленинских принципов. Жизнь полностью подтвердила правильность ленинского курса партии, ее Центрального Комитета. Советы народного хо зяйства^ колхозно-совхозные производственные управления — это такие формы хозяйственного руководства, которые соответст вуют современному уровню социалистической экономики. Принятые партией меры по улучшению руководства народным хозяйством положительно сказываются на успешном выполнении сёмилетнего плана. XXII съезд КПСС выдвинул в качестве одной из первоочеред ных и важнейших задач партии дальнейшее^ улучшение руко водства народным хозяйством. Теперь необходимо привести в соответствие с требованиями времени также и партийное ^ру ководство промышленностью, строительством и сельским хозяйст вом. В условиях развернутого коммунистического строительства, к^гда роль партии неизмеримо возрастает, организационная пере стройка руководства народным хозяйством имеет большое поли тическое значение. Б наше время от партии требуется не только умение вовре мя дать правильный лозунг, но и со знанием дела повседневно и конкретно руководить производством, развитием промышлен ности, сельского хозяйства, всех отраслей экономики. Темпы развития народного хозяйства страны зависят глав ным образом от трудовых усилий миллионов, от умения органи зовать претворение в жизнь политики партии, планов хозяйст венного строительства. Однако сложившиеся ранее организационные формы руковод ства народным хозяйством, которые в свое время сыграли поло жительную роль, не позволяют ныне более планомерно и кон кретно .заниматься всеми отраслями промышленности и сельско го хозяйства, своевременно принимать эффективные меры по устранению имеющихся недостатков, порождают декларативность и кампанейщину в руководстве хозяйством, мешают правильной расстановке партийных кадров, лучшему использованию их зна ний и опыта. Чтобы преодолеть указанные недостатки и улучшить руко водство народным хозяйством, необходимо перейти к производ ственному принципу построения руководящих органов партии снизу доверху. Построение партийных органов по производственному прин ципу даст возможность обеспечить более конкретное и планомер ное руководство промышленностью, строительством и сельским хозяйством, сосредоточить главное внимание на производствен ных вопросах. Такая перестройка поможет активизировать все стороны деятельности партии, еще теснее свяжет организацион ную и идеологическую работу с задачами создания материально- технической базы коммунизма и воспитания нового человека. Создание материально-технической базы коммунизма требует ускорения темпов технического прогресса. В настоящее время руководство большей частью научно-исследовательских и про ектно-конструкторских организаций рассредоточено по совнархо зам, министерствам и ведомствам, что затрудняет проведение единой технической политики в отраслях народного хозяйства, тормозит внедрение новой техники. Пленум ЦК КПСС считает необходимым перестроить руко водство научно-исследовательскими и конструкторскими орга низациями, ликвидировать параллелизм и разобщенность в их деятельности, осуществить меры по централизации руководства технической политикой. Пленум ЦК КПСС обращает внимание партийных, советских и хозяйственных органов на существенные недостатки в органи зации промышленного, жилищного и культурно-бытового строи тельства. Некоторые совнархозы, Госпланы союзных республик, местные партийные органы часто предпринимают строительство новых объектов, не сообразуясь с общегосударственными инте ресами, без учета возможности обеспечения их проектами, мате риалами, рабочей силой, оборудованием, распыляют средства по многочисленным стройкам. В проектировании и строительстве допускаются излишества, крайне медленно внедряются современные типовые проекты. Деятельность строительных проектных организации по-настоя- щему не направляется и не координируется. Многие проектные институты работают замкнуто, плохо связаны с другими проект ными организациями и научно-исследовательскими институтами. Госстрой СССР не занимает ведущего положения в организации строительного проектирования. Для устранения этих крупных недостатков необходимо упо рядочить проектирование строительства, улучшить руководство делом капитального строительства со стороны партийных орга низаций. Пятилетний опыт деятельности Советов народного хозяйства показал, что крупные совнархозы более квалифицированно управляют отраслями промышленности, обладают большими воз можностями для маневрирования материально-техническими ре сурсами, располагают лучшими условиями для концентрации, специализации и кооперирования производства. Теперь нужно сделать новый шаг в укрупнении совнархозов, чтобы еще пол нее использовать возможности и преимущества социалистиче ского строя. Расширение масштабов народного хозяйства, быстрый про гресс науки и аехники требуют еще большего повышения науч ного уровня планирования. Однако работа Госплана, Госэконом- совета и других плановых органов во многом не соответствует требованиям современного этана развития экономики нашей страны. Хозяйственные планы не всегда основаны на тщатель ных экономических расчетах и исследованиях, темпы развития отдельных отраслей и экономических районов определяются по сложившимся пропорциям, не учитывается необходимость уско ренного роста наиболее перспективных отраслей промышленно сти, таких, например, как химия, электроника. В соответствии с требованиями Программы КПСС необходи мо улучшить дело планирования народного хозяйства, завер шить начатую ранее перестройку работы плановых органов. Пленум ЦК КПСС обращает внимание всех партийных орга низаций, государственных, хозяйственных органов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций на необходи мость дальнейшего развития демократических принципов уча стия трудящихся в управлении производством, правильного со четания единоначалия с широким привлечением масс к управ лению предприятиями и стройками. В период развернутого строительства коммунистического об щества неизмеримо возрастают роль и значение партийного, го сударственного и общественного контроля. Принятые партией за последние годы меры по ликвидации последствий культа личности позволили несколько улучшить работу контрольных органов. Однако организационная структура партийного и госу дарственного контроля в ее ленинском понимании еще не пол ностью восстановлена. Крупные недостатки в организации контроля серьезно отра жаются на ходе нашего хозяйственного и культурного строи тельства. Органы государственного контроля еше слабо проверя ют выполнение важнейших директив партии и правительства, плохо ведут борьбу с очковтирательством, хищениями, взяточ ничеством, бюрократизмом, волокитой и другими отрицательны ми явлениями, чуждыми природе социалистического строя. Пленум ЦК КПСС считает, что осуществление новых мер по улучшению партийного руководства народным хозяйством, со вершенствованию хозяйственного управления в промышленно сти и строительстве, созданию единого партиино-государствен- ного контроля в стране сыграет важную роль в подъеме народ ного хозяйства, в решении главной задачи партии — дальней шем улучшении народного благосостояния, удовлетворении ма териальных и духовных потребностей трудящихся Советского Союза. Исходя из общей линий партии на сокращение аппарата управления, улучшение его деятельности, Пленум ЦК КПСС под черкивает, что осуществление коренной перестройки работы партийных, советских, хозяйственных органов не только не уве личит численность работников аппарата, но, наоборот, приведет к его уменьшению и сокращению расходов на содержание аппа рата. Советский народ, которому выпала честь первым проклады вать путь к коммунизму, накопил большой опыт хозяйственно го строительства. Осуществляя перестройку руководства народ ным хозяйством, Коммунистическая партия исходит из ленин ских указаний о необходимости постоянно совершенствовать формы организации нового общества и управления социалисти ческой экономикой. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза постановляет: как правило, две самостоятельные партийные организации: — краевую, областную партийную организацию, объединяю щую коммунистов, работающих в промышленности, строитель стве, на транспорте, в учебных заведениях и научно-исследова- тельских институтах, проектных, конструкторских организа циях и других учреждениях, обслуживающих промышленное производство и строительство; — краевую, областную партийную организацию, объединя ющую коммунистов, работающих в колхозах и совхозах, опыт ных станциях, в сельскохозяйственных учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, на предприятиях, пере рабатывающих сельскохозяйственное сырье, в заготовительных и других учреждениях и организациях, связанных с сельскохо зяйственным производством. В краевой, областной партийной организации соответствен но иметь: — краевой, областной комитет партии по руководству про мышленным производством; — краевой, областной комитет партии по руководству сель скохозяйственным производством. 3. В целях улучшения руководства народным хозяйством признать целесообразным образбвание в Центральном Комитете КПСС, в ЦК компартий союзных республик Бюро ПК по руковод ству промышленным производством и Бюро ЦК по руководству сельскохозяйственным производством. Для решения вопросов общереспубликанского значения и на основе укрупнения районов, и создание партийных управлений взамен сельских рай- координации деятельности отраслевых бюро избирать в Цент ральных Комитетах компартий союзных республик Прези диум ЦК. 4. Считать целесообразным иметь производственные кол хозно-совхозные управления, образуемые ныне существующих сельских комитетов производственных комов партии. Для руководства партийными организациями предприятий и строек, расположенных на территории вновь образуемых сель ских производственных управлений, где нет горкомов партии, иметь зональные (кустовые) промышленно-производственные партийные комитеты. 5. Установить, что вновь созданные партийные органы по руководству промышленным производством и сельскохозяйствен ным производством во всей своей деятельности руководствуются соответствующими положениями Устава КПСС о краевых и обла стных парторганизациях, а партийные комитеты производствен ных колхозно-совхозных управлений — положениями Устава КПСС о городских и районных партийных организациях. 6. Для избрания новых руководящих партийных органов провести в декабре 1962 года и в январе 1963 года конферен ции партийных организаций производственных колхозно-совхоз ных управлений, а также городские, районные в городах, обла стные и краевые конференции промышленных и сельскохозяй ственных партийных организаций. II * I В области партийного руковотства народным хозяйством: 1. Одобрить разрабоганные Президиумом ЦК КПСС и изло женные в докладе товарища Н. С. Хрущева на настоящем Пле нуме ЦК мероприятия по перестройке партийного руководства народным хозяйством. 2. Признать необходимым реорганизовать руководящие орга ны партии снизу доверху, положив в основу производственный принцип, и таким путем обеспечить более конкретное руковод ство промышленным и сельскохозяйственным производством. Образовать в пределах ныне существующего края, области, В области хозяйственного управления промышленностью, строительством и планирования: 1. В целях проведения единой технической политики в на родном хозяйстве признать целесообразным перестроить руко водство научно-исследовательскими и конструкторскими орга низациями. Для этого: а) передать ведущие научные, проектные и конструктор ские институты, конструкторские бюро заводов с опытными и экспериментальными базами в ведение Государственных комите тов Совета Министров СССР по отраслям промышленности; б) возложить на Государственные комитеты ответствен ность за внедрение новой техники и технологии в производ стве, за технический уровень развития данной отрасли и спе циализацию промышленного производства; в) обязать Государственные комитеты по отраслям про мышленности специализировать научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации на создании опре деленных типов машин и оборудования с максимальной уни фикацией узлов и деталей; г) учитывая размах капитального строительства в стране и необходимость коренного улучшения руководства этим делом, более быстрого перехода на строительство по типовым проек там, реорганизовать Госстрой СССР в союзно-республиканский орган, подчинить^ ему проектные и научно-исследовательские организации в области строительства, кроме проектных орга низаций министерств энергетики и электрификации и тран спортного строительства, и возложить на Госстрой ответствен ность за проведение технической политики в области капи тального строительства и утверждение титульных списков. 2. Считать целесообразным выделить строительные орга низации из ведения совнархозов. Создать самостоятельные строительные организации или объединения в республиках и экономических районах, оставив за совнархозам функции заказчика. 3. Поручить Государственному комитету Совета Минист ров СССР по координации научно-исследовательских работ и Президиуму Академии наук СССР-совместно с Советами Мини стров союзных республик разработать предложения по улучше нию деятельности Академии наук СССР и академий наук союз ных республик, имея в виду сосредоточить научные силы на решении коренных задач, непосредственно связанных с разви тием производства. 4. Одобрить меры, изложенные в докладе товарища Н. С. Хрущева, по дальнейшему укрупнению Советов народного хозяйства с учетом экономической общности отдельных районов. 5. В связи с укрупнением совнархозов и предприятий по ручить Совету Министров СССР: а) пересмотреть правовое положение совнархозов, преду смотрев, чтобы совнархозы были наделены широкими правами, ограждены от мелочной опеки. Иогли проявлять большую са мостоятельность в решении хозяйственных вопросов, в исполь зовании резервов увеличения промышленного производства; б) разработать и представить на утверждение Верховного Совета СССР проект закона о социалистическом предприятии, имея в виду дальнейшее расширение прав директоров пред приятий, руководителей строительных организаций и более активное участие трудящихся в управлении производством. 6. В интересах улучшения перспективного планирования развития народного хозяйства страны и руководства реализа цией планов по годам необходимо осуществить более четкое разграничение функций между центральными плановыми ор ганами. ' В этих целях передать функции Госплана СССР, осуще ствляющего ныне реализацию перспективных планов по го дам. новому органу — Совету народного хозяйства СССР (СНХ СССР), придав ему необходимые распорядительные Функции. Преобразовать Госэкономсовет в Госплан СССР, возложив на него перспективное плакирование. III В области партийно-государственного контроля: 1. Реорганизовать систему контроля в стране, положив в ее основу ленинское указание о соединении партийного и го сударственного контроля, создании системы единого постоянно действующего контроля с участием в нем широких масс трудя щихся. 2. Образовать единый орган партийного и государственного контроля — Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-государст венного контроля оказание помощи партии и государству в вы полнении Программы КПСС, в организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, в соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности. 3. Преобразовать ныне действующий Комитет партийного контроля при ЦК КПСС в Парткомиссию при ЦК КПСС, возло жив на нее обязанность рассмотрения апелляций на решения ЦК компартий союзных республик, краевых и областных коми тетов партии об исключений из КПСС и партийных взысканиях. 4. Считать нецелесообразным сохранение в дальнейшем В Президиуме Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР постановил: Назначить тов. Полянсиого Дмитрия Степановича заместите лем Председателя Совета Министров СССР. * * * Президиум Верховного Совета СССР постановил: Назначить тов. Шелепина Александра Николаевича замести телем Председателя Совета Министров СССР и председателем Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Со вета Министров СССР. _ • - Комиссии государственного контроля Совета Министров СССР и ее органов на местах. Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что перестройка партийно го руководства народным хозяйством по производственному принципу создает благоприятные условия для быстрейшего претворения в жизнь решений XXII съезда КПСС о развитии промышленности, строительства, транспорта, сельского хо зяйства и подъеме жизненного уровня народа. Сейчас наша Родина находится на пороге пятого года семи летки, когда советскому народу предстоит взять новые рубежи в промышленности и сельском хозяйстве, во всех отраслях экономики. Центральный Комитет КПСС призывает рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, всех трудя щихся, коммунистов и беспартийных своим самоотверженным трудом обеспечить выполнение народнохозяйственного плана 1963 года и тем самым сделать новый крупный шаг на пути строительства коммунизма. Центральный Комитет партии выражает уверенность, что осуществление перестройки партийного руководства промыш ленностью, строительством и сельским хозяйством найдет пол ную поддержку и одобрение всей партии, всего народа и явится важным средством в обеспечении успешного выполнения вели кой программы строительства коммунизма, принятой XXII съез дом Коммунистической партии Советского Союза. В Президиуме Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР освободил тов. Полян- .ского .Дмитрия Степановича от обязанностей Председателя Сове та Министров Российской Советской Федеративной Социалисти ческой Республики в связи с переходом на другую работу. * * * Президиум Верховного Совета РСФСР назначил тов. Воро нова Геннадия Ивановича Председателем Совета Министров Рос сийской Советской Федеративной Социалистической Республики. е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz