Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.

Так работают опорно-показательные В соответствии с Постановле­ нием Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции» в траловом флоте были созданы экипажи опорно­ показательных траулеров. С это­ го времени прошло уже четыре месяца, и сейчас можно подвести B-екоторы-е итоги их деятельности. Большинство судов с девяти­ месячным планом по вылову ры­ бы справились успешно. Исклю­ чение составляют экипажи трау­ леров «Заволжск», «Серафимо­ вич». Первый с заданием не справился в связи с неудовлет­ ворительной сырьевой базой в первом квартале, а второй — из- за сверхплановой задержки в ре­ монте. , Всего , опорно-показательные суда выловили сверх плана свы­ ше 22 тысяч центнеров рыбы. За полугодие сверхплановая эконо­ мия у них составляет около 227 тысяч рублей. Только один эки­ паж траулера «Советская Кон­ ституция» добился сверхплано­ вой экономии свыше 24 тысяч рублей, снизил себестоимость центнера рыбопродукции против плана на 2 руб. 56 коп. Моряки траулера «Сокол» в числе первых досрочно справи­ лись с годовым заданием. Благо­ даря бефелсливости в большом и малом они добились сверхплано­ вой экономии свыше 35 тысяч рублей. Сэкономлено орудий лова на 12,9 тысячи рублей, топлива и смазочных материалов — на 14 тысяч рублей. Себестоимость центнера добытой рыбы снижена на 2 руб. 58 коп. Таких же вы­ соких показателей добились и экипажи траулеров «Курейка», «Лоцман», «Молодечно». Моряки опорно-показательных судов оказывают значительную помощь в промысловой работе экипажам других судов. Так, эки­ паж траулера «Магнитогорск» во втором квартале работал плохо. На этом корабле неважно обстоя­ ло дело с организацией труда. Задание было выполнено всего лишь на 83 процента. Экипаж траулера «Лоцман» решил по­ мочь команде этого судна. Судо­ водители и другие специалисты «Лоцмана» на промысле постоян­ но помогали советами морякам «Магнитогорска», внимательно следили за их работой. Благода­ ря ' такой дружеской помощи команда «Магнитогорска» по­ кончила с отставанием и задание третьего квартала по вылову ры­ бы реализовала на 116 процен­ тов. Одновременно моряки «Лоц­ мана» оказали помощь и экипа­ жу траулера «Щука», который в результате этого значительно улучшил свою работу и сумел сверх задания выловить свыше тысячи центнеров рыбы. Экипаж траулера «Новгород» в первом полугодии задолжал го­ сударству тысячу центнеров ры­ бы. Ликвидировать допущенное отставание этому кораблю во многом помотли моряки опорно­ показательного корабля «Волна». Старший помощник капитана этого траулера тов. Седов выхо­ дил в рейс на «Новгороде» и практическим показом учил су­ доводителей, как осуществлять промысловое судовождение, по­ иск и т. п. В свою очередь старпом с «Новгорода» в море пересажи­ вался на «Волну» и там учился новому и передовому. Заимство­ вание передового опыта помогло морякам «Новгорода» улучшить работу, задание третьего кварта­ ла ими было значительно пере­ крыто. На опорно-показательные суда направлялись дублерами капи­ таны тт. Старостин, Несмеянов, Болотов, Чистяков, старший ме­ ханик тов. Аношкин, старший мастер по добыче тов. Мотылев и другие. В порту чаще стал практико­ ваться обмен опытом работы мо­ ряков опорно-показательных траулеров с моряками других су­ дов. С рассказом об эксплуатации орудий лова и судовых механиз­ мов, путях экономии выступали старшие мастера по добыче рыбы опорно-локазательных траулеров «Курейка» (тов. Доронин), «Мета» (тов. Грязнов), «Джанкой» (тов. Вишняков), старший механик тра­ улера «Лоцман» тов. Перешне®, мастер по обработке рыбы трау­ лера «Советская Конституция» тов. Дьячков и другие. Такие же совещания проводятся и в море. Создание экипажей опорно-по­ казательных судов, как это вид­ но, положительно влияет на рабо­ ту флота. Меньше становится эки­ пажей, не справляющихся по сва­ ей вине с государственными за­ даниями. Но в руководстве «пла­ вучими академиями» имеется и немало недостатков. Начальники ведущих отделов еще крайне пло­ хо занимаются обобщением пере­ довых методов промысловой ра­ боты опорно-показательных су­ дов. Согласно положению конт- 1 »ль за внедрением передового опыта возложен на отрядных спе­ циалистов, которые регулярно должны отчитываться о проде­ ланной работе. Однако отрядные специалисты этим по-настоящему не занимаются, а их прямые на­ чальники не предъявляют к ним требовательности. Отделы механи­ ко-судовой службы, главного ка­ питана и другие, планируя работу по передаче передового опыта экипажей опорно-показательных ■судов, не 'Всегда добиваются вы­ полнения намечаемых мероприя­ тий. Нередко они остаются на бу­ маге и в жизнь не претворяются. С этим мириться нельзя. В. ЕРОШ ЕНКОВ. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ • ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ В ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 4 I I I I I . Об использовании разноглубинного трала Основные условия для выпол­ нения плана добычи рыбы экипа­ жем — максимальное использова­ ние промыслового времени для не­ посредственного производства ло­ ва, содержание судна в исправном € точки зрения технического, про­ мыслового и санитарного состоя­ ния, предотвращение аварийности, сокращение стоянок в порту, при­ нятие всех мер к максимально возможному снижению себестои­ мости продукции. Для обеспечения этих условий одной из основных проблем Явля­ ется постоянное совершенствова­ ние орудий лова и их вооружения. За годы существования тралового флота в организацию и технику его промысла внесено много ново­ го. Однако создание достаточно обоснованной конструкции донно­ го трала до настоящего времеяя представляет большую трудность. Вся сложность разработки та­ кого гидродинамического сооруже­ ния, как трал, заключается в том, что пока нет возможности наблю­ дать его в рабочем состоянии при движении в воде. Сама же фор­ ма трала в процессе траления может изменяться в зависимости от целого ряда причин: характера и системы оснастки верхней и нижней подбор, скорости трале­ ния, устройства и размеров рас­ порных траловых досок, количе­ ства улова, характера грунта и пр. Так как тралом ловят на срав­ нительно больших глубинах, то на­ блюдение за его формой и пове­ дением рыб еще больше усложня­ ется. Поэтому единственно вер­ ным предположением для тралов остается то, что чем больший объ­ ем воды будет процежен через трал, тем больше будет поймано рыбы, или, иначе говоря, чем больше будет горизонтальное и вертикальное раскрытие трала, тем более он будет уловистым при всех прочиу равных условиях. Совершенно правильно eucTyj пают на страницах «Полярной правды» капитан БМРТ «Спут­ ник» тов. Калюгин и заместитель начальника Мурманской промыс­ ловой разведки тов. Антипа. Они указывают, что суда Типа БМРТ успешно использовали разноглу­ бинным 31-метровый трал в дон­ ном варианте на промысле при­ донной сельди на Джорджес-^бан- ' Этот трал действительно мне- д л я д о н н о г о т р а л е н и я ет значительно большее верти­ кальное раскрытие, чем приме­ няемые в настоящее время дон­ ные тралы. Однако производи­ мая переделка трала по предл)- жениям тт. Саврасова, Резвова и Задунаева, а также по предложе­ нию НИНРО в корне отличаются друт от друга. В этом необходимо разобраться. Механическое вырезание части сетей разноглубинного трала мо­ жет нарушить в целом конструк­ цию сетной части трала и нор­ мальную работу его. В этом от­ ношении схема, предложенная ПИНРО, является более обоснован­ ной. Вообще же вопрос переделки разноглубинного 31-метрового тра­ ла надо решать как можно ско­ рее, чтобы промысловики получи­ ли готовую единую схему пере­ делки трала. В настоящее время на промыс­ ле создалась неблагоприятная об­ становка. Рыба держится разре­ женными косяками, и уловы дон­ ными тралами очень низкие. По- видимому, стоит поставить вопрос о переделке 20-метрового разно­ глубинного трала в донный вари­ ант для бортовых РТ, который бу­ дет иметь значительно большее вертикальное раскрытие, а это значительно повысит общий вылэв. На Международном конгрессе по орудиям лова в г. Гамбурге (ФРГ) в октябре 1957 г. широко обсуж­ дался вопрос разноглубинного тра­ ления. При обсуждении докладов, посвященных этому вопросу, вы­ сказывалось много мнений о воз­ можности и целесообразности бо­ лее широкого использования раз­ ноглубинных тралов для лова дон­ ных рыб. Отмечалось, что некото­ рые экипажи успешно применяли разноглубинные тралы для лоза рыб у дна. При этом значительно сокращался износ орудий лова. Кроме того, сопротивление разно­ глубинных тралов на единицу площади раскрытия гораздо мень­ ше, чем донных, а поэтому при рас­ ходовании одинаковой мощности можно строить тралы больших размеров, повышая их уловистоеть. По имеющимся эхозаписям можно видеть, что скопления тре­ ски состоят мз отдельных стай протяженностью от нескольких десятков до 1000— 1200 метров. Распределение отдельных стай трески по вертикали, в зависимо­ сти от периода года и времени су­ ток, изменяется от дна до 3— 5 и в отдельные периоды до 10— 15 и более метров. Поэтому можно предполагать, что для увеличения эффективности лова рыбы боль­ шое значение имеет как верти­ кальное, так и горизонтальное раскрытие трала. Вертикальное раскрытие при­ меняемых сейчас донных тралов не превышает 2— 2,5 метра. По­ этому очень важным является ре­ шение вопроса об использовании разноглубинного трала в донном варианте для судов бортового тра­ ления. Если для судов с кормовым тра­ лением является обязательным использование трала, изготовлен­ ного из капроновых сетематериЯ- лов (вследствие подъема всего улова сразу на палубу), то для ос­ тальных РТ, по-видимому, это условие не обязательно, так как улов на них поднимается по ча­ стям (дележкой). Опыт работы БМРТ по исполь­ зованию разноглубинного трата для облова придонных скоплений рыб необходимо использовать и на судах бортового траления. Нельзя согласиться с тов. Калюгиным в том, что увеличение улова на по­ вышенных скоростях происходит вследствие увеличения парамет­ ров трала, особенно по вертикала. Неоднократные испытания дон­ ных тралов, оснащенных по верх­ ней подборе металлическими ша­ ровыми кухтылями диаметром 200 мм, показали, что при скор-> ети траления свыше 3 узлов вер­ тикальное раскрытие начало па­ дать. И действительно, шаровый 200 мм кухтыль обладает только статической подъемной силой, равной 2,2 кг. При скорости бук­ сировки такого кухтыля в 3 узла его подъемная сила и сопротивле­ ние от движения равны. При боль­ ших скоростях подъемная сила ос­ тается прежней, а сила сопротив­ ления значительно возрастает, поэтому м происходит уменьшение вертикального раскрытия трала. Далее, при вооружении трала распорными досками конструкции тов. Матросова, с увеличением скорости траления происходит не­ которое увеличение горизонталь­ ного раскрытия, а это опять-та*и вызывает дополнительные усилия, способствующие уменьшению вер­ тикального раскрытия. Испыта­ ния же донных тралов, вооружен­ ных распорными досками конст­ рукции тов. Матросова и осна­ щенных по верхней подборе гид­ родинамическими кухтылями, по­ казали, что с увеличением скоро­ сти траления вертикальное и го­ ризонтальное раскрытия увеличи­ ваются, но это увеличение состав­ ляет сравнительно малую вели­ чину. Правда, в разноглубинных тра­ лах это увеличение может быть несколько большим, так как длин­ ные кабели в нем являются как бы длинными голыми концами, ко­ торые способствуют увеличению вертикального раскрытия, но ос­ настка верхней подборы должна быть произведена соответствую­ щим образом (гидродинамическими кухтылями). ^ Увеличение улова при повы­ шенных скоростях траления на од­ ном и том же косяке вероятнее всего надо искать в изменении взаимодействия трала и рыбы, что до настоящего времени является совершенно не изученным. Поскольку не происходит види­ мых изменений в параметрах трала с увеличением скорости тра­ ления, то остается только предпо­ лагать, что с увеличением ско­ рости траления значительно меньшее количество рыб успевает реагировать иа движение трала и оказывается пойманным, а отсюда и увеличение улова на одном и том же участке или косяке. Ко­ нечно, это нуждается еще в изу­ чении. Решение вопроса поведения рыб по отношению к орудиям лоза окажет существенное значение в деле усовершенствования и созда­ ния новых орудий лова. Новый вертикально-фрезерный станок «6Н10» создан на Виль­ нюсском заводе «Жальгирнс». Он обладает более высокими экс­ плуатационными качествами, чем ныне выпускаемые предприятием. Станок бесшумен, меньше вибри­ рует. Его легче обслуживать. С помощью поворотной головки де­ тали можно обрабатывать со всех сторон, не переставляя их. На снимке: технолог Геннадий Петров у нового станка. Фого М. Баранаускаса. Фотохроника ТАСС. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЯ • «ШТУРМАН ВО ГН ЕВЕ» Начальник отдела кадров тра­ лового флота тов. Клещев сооб­ щил, что факты, изложенные в фельетоне «Штурман во гневе», имели место. Поведение третьего помощника капитана Л. П. Па- тура обсуждалось на совещании командного состава корабля, на заседании судового комитета, где он был предупрежден. Патур дал слово, что подобного случав боль­ ше не повторится. ^ «БРАТЬЯ ПО РЮМКЕ» И. о. начальника «Мурмансель- ди» тов. Ефимов сообщил редак­ ции о принятых мерах по данной корреспонденции, опубликованной в номере от И октября. За нару­ шение вахтенной службы третий помощник капитана СРТ-4275 Ла- тунин заслуживал увольнения мз флота. Однако, учитывая его чи­ стосердечное признание, а также его просьбу оставить на судах флота матросом, управление «Мурмансельдь» вставило тов. Латунина матросом. а НИКОЛАЕВ. , «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz