Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.
Так работают опорно-показательные В соответствии с Постановле нием Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добычи рыбы и производства рыбной продукции» в траловом флоте были созданы экипажи опорно показательных траулеров. С это го времени прошло уже четыре месяца, и сейчас можно подвести B-екоторы-е итоги их деятельности. Большинство судов с девяти месячным планом по вылову ры бы справились успешно. Исклю чение составляют экипажи трау леров «Заволжск», «Серафимо вич». Первый с заданием не справился в связи с неудовлет ворительной сырьевой базой в первом квартале, а второй — из- за сверхплановой задержки в ре монте. , Всего , опорно-показательные суда выловили сверх плана свы ше 22 тысяч центнеров рыбы. За полугодие сверхплановая эконо мия у них составляет около 227 тысяч рублей. Только один эки паж траулера «Советская Кон ституция» добился сверхплано вой экономии свыше 24 тысяч рублей, снизил себестоимость центнера рыбопродукции против плана на 2 руб. 56 коп. Моряки траулера «Сокол» в числе первых досрочно справи лись с годовым заданием. Благо даря бефелсливости в большом и малом они добились сверхплано вой экономии свыше 35 тысяч рублей. Сэкономлено орудий лова на 12,9 тысячи рублей, топлива и смазочных материалов — на 14 тысяч рублей. Себестоимость центнера добытой рыбы снижена на 2 руб. 58 коп. Таких же вы соких показателей добились и экипажи траулеров «Курейка», «Лоцман», «Молодечно». Моряки опорно-показательных судов оказывают значительную помощь в промысловой работе экипажам других судов. Так, эки паж траулера «Магнитогорск» во втором квартале работал плохо. На этом корабле неважно обстоя ло дело с организацией труда. Задание было выполнено всего лишь на 83 процента. Экипаж траулера «Лоцман» решил по мочь команде этого судна. Судо водители и другие специалисты «Лоцмана» на промысле постоян но помогали советами морякам «Магнитогорска», внимательно следили за их работой. Благода ря ' такой дружеской помощи команда «Магнитогорска» по кончила с отставанием и задание третьего квартала по вылову ры бы реализовала на 116 процен тов. Одновременно моряки «Лоц мана» оказали помощь и экипа жу траулера «Щука», который в результате этого значительно улучшил свою работу и сумел сверх задания выловить свыше тысячи центнеров рыбы. Экипаж траулера «Новгород» в первом полугодии задолжал го сударству тысячу центнеров ры бы. Ликвидировать допущенное отставание этому кораблю во многом помотли моряки опорно показательного корабля «Волна». Старший помощник капитана этого траулера тов. Седов выхо дил в рейс на «Новгороде» и практическим показом учил су доводителей, как осуществлять промысловое судовождение, по иск и т. п. В свою очередь старпом с «Новгорода» в море пересажи вался на «Волну» и там учился новому и передовому. Заимство вание передового опыта помогло морякам «Новгорода» улучшить работу, задание третьего кварта ла ими было значительно пере крыто. На опорно-показательные суда направлялись дублерами капи таны тт. Старостин, Несмеянов, Болотов, Чистяков, старший ме ханик тов. Аношкин, старший мастер по добыче тов. Мотылев и другие. В порту чаще стал практико ваться обмен опытом работы мо ряков опорно-показательных траулеров с моряками других су дов. С рассказом об эксплуатации орудий лова и судовых механиз мов, путях экономии выступали старшие мастера по добыче рыбы опорно-локазательных траулеров «Курейка» (тов. Доронин), «Мета» (тов. Грязнов), «Джанкой» (тов. Вишняков), старший механик тра улера «Лоцман» тов. Перешне®, мастер по обработке рыбы трау лера «Советская Конституция» тов. Дьячков и другие. Такие же совещания проводятся и в море. Создание экипажей опорно-по казательных судов, как это вид но, положительно влияет на рабо ту флота. Меньше становится эки пажей, не справляющихся по сва ей вине с государственными за даниями. Но в руководстве «пла вучими академиями» имеется и немало недостатков. Начальники ведущих отделов еще крайне пло хо занимаются обобщением пере довых методов промысловой ра боты опорно-показательных су дов. Согласно положению конт- 1 »ль за внедрением передового опыта возложен на отрядных спе циалистов, которые регулярно должны отчитываться о проде ланной работе. Однако отрядные специалисты этим по-настоящему не занимаются, а их прямые на чальники не предъявляют к ним требовательности. Отделы механи ко-судовой службы, главного ка питана и другие, планируя работу по передаче передового опыта экипажей опорно-показательных ■судов, не 'Всегда добиваются вы полнения намечаемых мероприя тий. Нередко они остаются на бу маге и в жизнь не претворяются. С этим мириться нельзя. В. ЕРОШ ЕНКОВ. ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ • ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ В ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 4 I I I I I . Об использовании разноглубинного трала Основные условия для выпол нения плана добычи рыбы экипа жем — максимальное использова ние промыслового времени для не посредственного производства ло ва, содержание судна в исправном € точки зрения технического, про мыслового и санитарного состоя ния, предотвращение аварийности, сокращение стоянок в порту, при нятие всех мер к максимально возможному снижению себестои мости продукции. Для обеспечения этих условий одной из основных проблем Явля ется постоянное совершенствова ние орудий лова и их вооружения. За годы существования тралового флота в организацию и технику его промысла внесено много ново го. Однако создание достаточно обоснованной конструкции донно го трала до настоящего времеяя представляет большую трудность. Вся сложность разработки та кого гидродинамического сооруже ния, как трал, заключается в том, что пока нет возможности наблю дать его в рабочем состоянии при движении в воде. Сама же фор ма трала в процессе траления может изменяться в зависимости от целого ряда причин: характера и системы оснастки верхней и нижней подбор, скорости трале ния, устройства и размеров рас порных траловых досок, количе ства улова, характера грунта и пр. Так как тралом ловят на срав нительно больших глубинах, то на блюдение за его формой и пове дением рыб еще больше усложня ется. Поэтому единственно вер ным предположением для тралов остается то, что чем больший объ ем воды будет процежен через трал, тем больше будет поймано рыбы, или, иначе говоря, чем больше будет горизонтальное и вертикальное раскрытие трала, тем более он будет уловистым при всех прочиу равных условиях. Совершенно правильно eucTyj пают на страницах «Полярной правды» капитан БМРТ «Спут ник» тов. Калюгин и заместитель начальника Мурманской промыс ловой разведки тов. Антипа. Они указывают, что суда Типа БМРТ успешно использовали разноглу бинным 31-метровый трал в дон ном варианте на промысле при донной сельди на Джорджес-^бан- ' Этот трал действительно мне- д л я д о н н о г о т р а л е н и я ет значительно большее верти кальное раскрытие, чем приме няемые в настоящее время дон ные тралы. Однако производи мая переделка трала по предл)- жениям тт. Саврасова, Резвова и Задунаева, а также по предложе нию НИНРО в корне отличаются друт от друга. В этом необходимо разобраться. Механическое вырезание части сетей разноглубинного трала мо жет нарушить в целом конструк цию сетной части трала и нор мальную работу его. В этом от ношении схема, предложенная ПИНРО, является более обоснован ной. Вообще же вопрос переделки разноглубинного 31-метрового тра ла надо решать как можно ско рее, чтобы промысловики получи ли готовую единую схему пере делки трала. В настоящее время на промыс ле создалась неблагоприятная об становка. Рыба держится разре женными косяками, и уловы дон ными тралами очень низкие. По- видимому, стоит поставить вопрос о переделке 20-метрового разно глубинного трала в донный вари ант для бортовых РТ, который бу дет иметь значительно большее вертикальное раскрытие, а это значительно повысит общий вылэв. На Международном конгрессе по орудиям лова в г. Гамбурге (ФРГ) в октябре 1957 г. широко обсуж дался вопрос разноглубинного тра ления. При обсуждении докладов, посвященных этому вопросу, вы сказывалось много мнений о воз можности и целесообразности бо лее широкого использования раз ноглубинных тралов для лова дон ных рыб. Отмечалось, что некото рые экипажи успешно применяли разноглубинные тралы для лоза рыб у дна. При этом значительно сокращался износ орудий лова. Кроме того, сопротивление разно глубинных тралов на единицу площади раскрытия гораздо мень ше, чем донных, а поэтому при рас ходовании одинаковой мощности можно строить тралы больших размеров, повышая их уловистоеть. По имеющимся эхозаписям можно видеть, что скопления тре ски состоят мз отдельных стай протяженностью от нескольких десятков до 1000— 1200 метров. Распределение отдельных стай трески по вертикали, в зависимо сти от периода года и времени су ток, изменяется от дна до 3— 5 и в отдельные периоды до 10— 15 и более метров. Поэтому можно предполагать, что для увеличения эффективности лова рыбы боль шое значение имеет как верти кальное, так и горизонтальное раскрытие трала. Вертикальное раскрытие при меняемых сейчас донных тралов не превышает 2— 2,5 метра. По этому очень важным является ре шение вопроса об использовании разноглубинного трала в донном варианте для судов бортового тра ления. Если для судов с кормовым тра лением является обязательным использование трала, изготовлен ного из капроновых сетематериЯ- лов (вследствие подъема всего улова сразу на палубу), то для ос тальных РТ, по-видимому, это условие не обязательно, так как улов на них поднимается по ча стям (дележкой). Опыт работы БМРТ по исполь зованию разноглубинного трата для облова придонных скоплений рыб необходимо использовать и на судах бортового траления. Нельзя согласиться с тов. Калюгиным в том, что увеличение улова на по вышенных скоростях происходит вследствие увеличения парамет ров трала, особенно по вертикала. Неоднократные испытания дон ных тралов, оснащенных по верх ней подборе металлическими ша ровыми кухтылями диаметром 200 мм, показали, что при скор-> ети траления свыше 3 узлов вер тикальное раскрытие начало па дать. И действительно, шаровый 200 мм кухтыль обладает только статической подъемной силой, равной 2,2 кг. При скорости бук сировки такого кухтыля в 3 узла его подъемная сила и сопротивле ние от движения равны. При боль ших скоростях подъемная сила ос тается прежней, а сила сопротив ления значительно возрастает, поэтому м происходит уменьшение вертикального раскрытия трала. Далее, при вооружении трала распорными досками конструкции тов. Матросова, с увеличением скорости траления происходит не которое увеличение горизонталь ного раскрытия, а это опять-та*и вызывает дополнительные усилия, способствующие уменьшению вер тикального раскрытия. Испыта ния же донных тралов, вооружен ных распорными досками конст рукции тов. Матросова и осна щенных по верхней подборе гид родинамическими кухтылями, по казали, что с увеличением скоро сти траления вертикальное и го ризонтальное раскрытия увеличи ваются, но это увеличение состав ляет сравнительно малую вели чину. Правда, в разноглубинных тра лах это увеличение может быть несколько большим, так как длин ные кабели в нем являются как бы длинными голыми концами, ко торые способствуют увеличению вертикального раскрытия, но ос настка верхней подборы должна быть произведена соответствую щим образом (гидродинамическими кухтылями). ^ Увеличение улова при повы шенных скоростях траления на од ном и том же косяке вероятнее всего надо искать в изменении взаимодействия трала и рыбы, что до настоящего времени является совершенно не изученным. Поскольку не происходит види мых изменений в параметрах трала с увеличением скорости тра ления, то остается только предпо лагать, что с увеличением ско рости траления значительно меньшее количество рыб успевает реагировать иа движение трала и оказывается пойманным, а отсюда и увеличение улова на одном и том же участке или косяке. Ко нечно, это нуждается еще в изу чении. Решение вопроса поведения рыб по отношению к орудиям лоза окажет существенное значение в деле усовершенствования и созда ния новых орудий лова. Новый вертикально-фрезерный станок «6Н10» создан на Виль нюсском заводе «Жальгирнс». Он обладает более высокими экс плуатационными качествами, чем ныне выпускаемые предприятием. Станок бесшумен, меньше вибри рует. Его легче обслуживать. С помощью поворотной головки де тали можно обрабатывать со всех сторон, не переставляя их. На снимке: технолог Геннадий Петров у нового станка. Фого М. Баранаускаса. Фотохроника ТАСС. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЯ • «ШТУРМАН ВО ГН ЕВЕ» Начальник отдела кадров тра лового флота тов. Клещев сооб щил, что факты, изложенные в фельетоне «Штурман во гневе», имели место. Поведение третьего помощника капитана Л. П. Па- тура обсуждалось на совещании командного состава корабля, на заседании судового комитета, где он был предупрежден. Патур дал слово, что подобного случав боль ше не повторится. ^ «БРАТЬЯ ПО РЮМКЕ» И. о. начальника «Мурмансель- ди» тов. Ефимов сообщил редак ции о принятых мерах по данной корреспонденции, опубликованной в номере от И октября. За нару шение вахтенной службы третий помощник капитана СРТ-4275 Ла- тунин заслуживал увольнения мз флота. Однако, учитывая его чи стосердечное признание, а также его просьбу оставить на судах флота матросом, управление «Мурмансельдь» вставило тов. Латунина матросом. а НИКОЛАЕВ. , «РЫБНЫЙ МУРМАН» 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz