Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.
В собственном соку Промысловики сельдяного фло та в этом году стали шире при менять наиболее прогрессивный метод лова сельди — е помощью трала. Однако на первых порах, мрямо надо сказать, не у всех экипажей этот метод оправдывал себя. Бывало так. Два судна ведут щомысел в одном и том же райо не. У одного за несколько дней трюмы наполовину заполнены ры- „бой, а у другого, как говорят, кот наплакал. Такой контраст можно было наблюдать в работе экипажей средних траулеров №№ 712 и 707. Моряки 712-го успешно вели лов потому, что знали все секреты вооружения сельдяного трала, приемы работы с ним, а экипаж 707-го этот метод только начинал осваивать. Но находиться в одном квад рате и не знать результатов ра боты друг друга — такого не бывает. Узнав о том, что у эки пажа СРТ-707 низкие 'уловы нз-за^ неумения правильно рабо тать с новым тралом, капитан опорно-показательного среднего траулера № 712 тов. Ардеев связался по радио с капитаном 707-го, помог ему советами. Мало того, улучив момент, моряки СРТ-712 пригласили к себе на борт старшего мастера лова СРТ-707 тов. Надарашвили и практически показали ему все приемы и систему вооруже ния трала. Векоре после этого дела на 707-м пошли круто в гору. Точно такую же помощь в ос воении нового метода ведения лова оказали экипажам средних траулеров №>£ 439 и 158 эки пажи опорно-показательных су дов— СРТ-717 (капитан тов. Бо рисенко) и СРТ-4229 (капитан тов. Лановой). В результате оба эти судна успешно бправились с рейсовым заданием, а моряки СРТ-439 досрочно завершили годовой план. Как-то на СРТ-718 вышла из строя рефрижераторная установ ка. Неподалеку от него, в этом же районе, вел промысел экипаж опорно-показательного судна СРТ-720. Капитан 720-го тов. Сыревич решил помочь соседям и направил к ним электрика тов. Болсуна и рефрижераторного ма шиниста тов. Киселева. Понадо билось всего несколько часов для того, чтобы неисправность была устранена и машина снова заработала. Служить примером коммуни стического отношения к труду — одно из самых главных требо ваний, предъявляемых к эки пажам опорно-показательных су дов. Поэтому экипаж СРТ-720 всякий раз, когда обнаружит высокую концентрацию рыбы, считает обязательным для себя сообщать соседям своя коорди наты. Тепло отзываются радисты других судов о радисте этого траулера тов. Монмаре, который систематически консультирует их по настройке, ремонту и тех нической эксплуатации радиоап паратуры. . Примеров такого делового со трудничества и товарищеской взаимовыручки со стороны экипа жей опорно-показательных судов немало. Но все это — плоды личной инициативы капитанов, отдельных членов экипажей, их стремления помочь отстающим коллективам успешно выполнить производст венные задания. А что нового, передового внесли экипажи опор но-показательных судов с момента их создания в промысловое судо вождение, техническую эксплуата цию главных и вспомогательных механизмов, орудий лова, радио навигационной и поисковой аппа ратуры и приборов? Ведь перед ними стоит и такая цель! На этот вопрос никто в управ лении сельдяного флота исчерпы вающего ответа не даст. Не даст потому, что работа опорно-показа тельных судов пущена на самотек, конкретного руководства по внед рению новшеств никто — ни главный инженер тов. Копач, ни работники ведущих отделов уп равления не осуществляет. Со дня создания опорно-показа тельных судов прошло почти пол года. Срок немалый, однако за это время с экипажами этих судов не проведено ни одного производ ственного совещания, семинара, технической конференции. На многих опорно-показатель- ных судах можно найти замеча тельных мастеров лова и обработ ки рыбы, но опыт их не обобща ется и не распространяется. Каж дый экипаж варится, так сказать, в собственном соку и об успехах других экипажей не знает. Мало уделяется внимания и политико-воспитательной работе с личным составом. Достаточно ска зать, что ни на одном опорно-по- казательном судне нет твердо за крепленных кадров. Стало суд но в ремонт — и вся команда разбелсалась по другим кораблям. В этом случае, разумеется, нель зя серьезно вести речь о высоком назначении судна, как опорно-по казательного. В. ИВАНОВ. Бронза н а чин а е т бле ст еть Неудачно на первых порах сложилась в этом году работа у экипалса «Тралмейстера». Трау лер-ветеран, уже тридцать лет бороздящий Баренцево море, на чал сдавать. Чуть ли не через рейс то один механизм выходит из строя, то другой, а в резуль тате невыполнение задания. А отсюда и настроение у моряков не важное. Когда Василий Афанасьевич Егоров принял командование «Тралмейстером», многие из чле- яов экипалса просили перевести их на другие суда потому, что «этот траулер ве ловит и надеж ды никакой нет». Людей списать проще простого *— аттестат в руки и жди новых из отдела кадров. Но корабль, пре вращенный в проходной двор, — это не корабль. Надо, чтобы моря ки поверили в св&и силы. А как? Много передумал в тот день ка питан. Решение пришло неожиданно. Укладывая одежду, Василий Афа- твасьевич, заметил в одном из ящи ков под газетой бронзовую мемо риальную доску. Очистив ее от налета зелени, капитан прочитал приказ Министерства рыбной про мышленности СССР от 27 февраля 1956 года. «Победителю в социалистиче ском соревновании за высокие уловы в 1955 году, экипажу РТ-21 «Тралмейстер», достигше му вылова 48.848 центнеров ры бы...». Далее перечислялись отли чившиеся моряки. — Да, нечего сказать «хороши» были мои предшественники, если забросили доску. Можно предста вить и что за воспитательная ра бота проводилась с экипажем, — подумал капитан. — А мы с етопо н начнем. На следующий день он пригла сил к себе старпша тов. Кеся, секретаря судовой партийной ор ганизации, и сказал: — Поручи кому-нибудь из мат росов отдраить доску до блеска. Повесим в салоне... И давай про ведем t-бщесудовое собрание... Собрание состоялось и прошло очень интересно. — Дело не в корабле, а в нас самих, — говорил, выступая пе ред моряками, тов. Егоров. — Вот видите, сумел же экипаж в 1955 году завоевать первенство. А разве сейчас у нас плохой народ, разве мы не способны хороапо ра ботать? И моряки доказали, что способ ны. К концу первого полугодия они имели на своем счету более 8 тысяч центнеров добытой рыбы при годовом плане 10 тысяч 400 центнеров. В третьем квартале экипаж рас считывал завершить годовой план, но случилось непредвиденное. Ре монт лебедки и главной машины затянулся на два с лишним меся ца. Под угрозу была поставлена судьба выполнения годового пла на. Ведь упущено хорошее промы словое ®рем$, и наверстать добычу в осенне-зимних условиях очень трудно. Но и на этот раз моряки «Тралмейстера» не пали духом. 21 октября судно ушло в оче редной рейс. Люди знали, что вер нутся в порт накануне октябрь ских торжеств. Была объявлена праздничная трудовая вахта, при нято обязательство — в полтора раза перевыполнить задание по добыче рыбы. Дать полтора плана в то вре мя как многие корабли приходят с моря с полупустыми трюмами и не справляются с заданиями — очень трудная задача. Но сводки с РТ-21 поступали обнадеживаю щие. Промышляя на тяжелых грунтах, в районе Харлова, эки паж ежедневно перевыполнял за дания. Наконец, радиограмма: «Третьего ноября возвращаемся в порт. В трюмах 75 тонн рыбы. €1 тонна свежья». «Больше машин — богаче Родина» — таков девиз машинострои телей страны. Коллектив Псковского электромашиностроительного завода ■ честь 45-й годовщины Великого Октября выполнил октябрьский план на ПО процентов. За короткий срок псковичи освоили серий ный выпуск электрических машин постоянного тока. Марка завода уже широко известна и за пределами Родины. Завод экспортирует свою продукцию более чем в 30 зарубежных стран. На снимке: в цехе крупных машин. Проверка отделки экспорт ной продукции. Фото К. Бшданова. Фотохроника ТАСС. Мурманск встретил моряков ог нями предпраздничной иллюми нации. На причале друзья, това рищи. Они поздравляют победите лей. Поздравляем и мы — жур налисты. Но нас интересует воп рос: а как достигнут успех, кто отличился?.. Интервью дает сам капитан. — Трудно, пожалуй, выделить лучших, — говорит он. — Все трудились самоотверженно, ма стера по добыче тт. Ишпаев, Сам сонов, Ильвес, матрос тов. Клоч ков... Перечислять вам фамилии остальных членов экипажа не бу ду, иначе получится не коррес понденция. а целая судовая роль. Так что пишите: «и другие». На род у нас необидчивый, понимает. А что касается чисто промысло вой стороны, то успех обеспечила выдержка, правильное вооруже ние и эксплуатация орудий лова. У Харлова сильные приливо-от ливные течения. Под влиянием их треска то отходила на глубины 180 метров, то возвращалась на стометровые. Судоводители улови ли эти периоды миграции, и трау лер перемещался вслед за рыбой. Но переходы были очень незначи тельные. Интересная деталь. В охлаж денном виде доставили 30 тонн камбалы. Рыба эта, как извест но, держится у самого грунта, и взять ее нелегко. Мы поставили I& крыльям вместо пятисоток че тырехсотмиллиметровые бобшгцы. Меньше камбалы стало уходить под них. Уловы увеличились... Наша беседа подходит х кон цу. Задаем последний вопрос. — Каковы планы экипажа? — Закрепить достигнутый ус пех, — -отвечает Василий Афа насьевич. — и в течение трех рейсов справиться с годовым ва- дание-м и социалистическими обя зательствами. Ну что ж, успеха вам, моряки «Тралмейстера». Вы порадовали Родину в день ее сорокапяталегая. I Надеемся, что и новогодний пода-! рок будет неплохой. I в. евгеньГев. \ Рациошнзаторсш предложения, принятые в Ш год) к внедрению в траловом флоте «Установка холодильника для отработанного пара котельных до нок, испарителя и РМУ» — автор И. А. Маркелов. Д ля устранения перегрева теп лого ящика и срыва котельных питательных донок установлен хо лодильник, к которому подведен отработанный пар от рыбомучной установки, опреснителя и котель ных донок. Прокачка холодильни ка осуществляется одним из насо сов: забортной воды охлаждения ДД № 2 или ДД № 3 или насоса прокачки воды холодильника оп реснителя. Конденсат из холодиль ника стекает в теплый ящик. «Отвод воды от мойки к ва тервейсу» — автор Н. Г. Поляков. При разделке рыбы под свежье вода из рыбомойкн стекает в сбор ный ящик и матросам приходится стоять в воде. Предложено в ниж ней части мойки сделать специаль ный сборник воды, от которого по шлангу она отводится к ватер вейсу. «Сточная ьоронка загрузочного бункера РМУ» — £втор В. В. Са мохвалов. Для сбора подтеков грязной во* ды от клинкета загрузочного бун кера рыбомучной установки-и от вода ее установлены сточный же лоб под клинкет и воронка, из ко торой вода стекает в льяла. «Экономия импортной дефицит ной электротермической эхолотной бумаги» — автор А. П. Калинин. При работе рыбопоисковых при боров на промысле с небольшим перепадом глубин с целью эконо мии импортной бумаги на низ то коведущей глины самописца на клеивается полоска лейкопластыря с таким расчетом, чтобы пером прожигалась только небольшая полоска бумаги. При резком из менении глубины полоска пере клеивается. При таком методе бу магу можно использовать несколь* ко раз. «Изменение конструкции мас ленок рулевой машины» — автор П. И. Баланчук. Изменение конструкции масле нок головных и мотылевых под-: шипннков рулевой машины состо ит в том, что вместо глухих резь бовых крышек установлены конус ные крышки с малым заливным от верстием. При этом отпала необ ходимость при заливке снимать крышки, масло не выплескивается из масленок и обеспечивается техника безопасности. «Нанесение точечном сварка на крышки угольных горловин» —• автор Н. П. Савельев. В целях предохранения людей во время работы на палубе от скольжения и падения на крыш ках угольных горловин, которые от длительной эксплуатации стали гладкими, поверхность крышек по крывается точечной сваркой. «Шплинт-фиксатор, предохраня ющий поломку раскаточного уст ройства траловой лебедки при по падании постороннего предмета» — авторы Н. В. Цапенко, В. Е. Лившиц. Предложенный латунный шплинт-фиксатор взамен шпонки, крепящей ведущую шестерню* вставляется в отверстие, просвер ленное в шестерне и валике. Пре дохраняет поломку червячного ва ла и каретки ваероукладчика. При попадании постороннего предмету в привод ваероукладчика шплинты- фиксатор срезается и шестерня вращается вхолостую. Условная экономия от внедрения предложе ния составит 12.194 рубля. « р ы б н ы й м урм ан » 10 ноября 19Ъ2 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz