Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.

В собственном соку Промысловики сельдяного фло­ та в этом году стали шире при­ менять наиболее прогрессивный метод лова сельди — е помощью трала. Однако на первых порах, мрямо надо сказать, не у всех экипажей этот метод оправдывал себя. Бывало так. Два судна ведут щомысел в одном и том же райо­ не. У одного за несколько дней трюмы наполовину заполнены ры- „бой, а у другого, как говорят, кот наплакал. Такой контраст можно было наблюдать в работе экипажей средних траулеров №№ 712 и 707. Моряки 712-го успешно вели лов потому, что знали все секреты вооружения сельдяного трала, приемы работы с ним, а экипаж 707-го этот метод только начинал осваивать. Но находиться в одном квад­ рате и не знать результатов ра­ боты друг друга — такого не бывает. Узнав о том, что у эки­ пажа СРТ-707 низкие 'уловы нз-за^ неумения правильно рабо­ тать с новым тралом, капитан опорно-показательного среднего траулера № 712 тов. Ардеев связался по радио с капитаном 707-го, помог ему советами. Мало того, улучив момент, моряки СРТ-712 пригласили к себе на борт старшего мастера лова СРТ-707 тов. Надарашвили и практически показали ему все приемы и систему вооруже­ ния трала. Векоре после этого дела на 707-м пошли круто в гору. Точно такую же помощь в ос­ воении нового метода ведения лова оказали экипажам средних траулеров №>£ 439 и 158 эки­ пажи опорно-показательных су­ дов— СРТ-717 (капитан тов. Бо­ рисенко) и СРТ-4229 (капитан тов. Лановой). В результате оба эти судна успешно бправились с рейсовым заданием, а моряки СРТ-439 досрочно завершили годовой план. Как-то на СРТ-718 вышла из строя рефрижераторная установ­ ка. Неподалеку от него, в этом же районе, вел промысел экипаж опорно-показательного судна СРТ-720. Капитан 720-го тов. Сыревич решил помочь соседям и направил к ним электрика тов. Болсуна и рефрижераторного ма­ шиниста тов. Киселева. Понадо­ билось всего несколько часов для того, чтобы неисправность была устранена и машина снова заработала. Служить примером коммуни­ стического отношения к труду — одно из самых главных требо­ ваний, предъявляемых к эки­ пажам опорно-показательных су­ дов. Поэтому экипаж СРТ-720 всякий раз, когда обнаружит высокую концентрацию рыбы, считает обязательным для себя сообщать соседям своя коорди­ наты. Тепло отзываются радисты других судов о радисте этого траулера тов. Монмаре, который систематически консультирует их по настройке, ремонту и тех­ нической эксплуатации радиоап­ паратуры. . Примеров такого делового со­ трудничества и товарищеской взаимовыручки со стороны экипа­ жей опорно-показательных судов немало. Но все это — плоды личной инициативы капитанов, отдельных членов экипажей, их стремления помочь отстающим коллективам успешно выполнить производст­ венные задания. А что нового, передового внесли экипажи опор­ но-показательных судов с момента их создания в промысловое судо­ вождение, техническую эксплуата­ цию главных и вспомогательных механизмов, орудий лова, радио­ навигационной и поисковой аппа­ ратуры и приборов? Ведь перед ними стоит и такая цель! На этот вопрос никто в управ­ лении сельдяного флота исчерпы­ вающего ответа не даст. Не даст потому, что работа опорно-показа­ тельных судов пущена на самотек, конкретного руководства по внед­ рению новшеств никто — ни главный инженер тов. Копач, ни работники ведущих отделов уп­ равления не осуществляет. Со дня создания опорно-показа­ тельных судов прошло почти пол­ года. Срок немалый, однако за это время с экипажами этих судов не проведено ни одного производ­ ственного совещания, семинара, технической конференции. На многих опорно-показатель- ных судах можно найти замеча­ тельных мастеров лова и обработ­ ки рыбы, но опыт их не обобща­ ется и не распространяется. Каж­ дый экипаж варится, так сказать, в собственном соку и об успехах других экипажей не знает. Мало уделяется внимания и политико-воспитательной работе с личным составом. Достаточно ска­ зать, что ни на одном опорно-по- казательном судне нет твердо за­ крепленных кадров. Стало суд­ но в ремонт — и вся команда разбелсалась по другим кораблям. В этом случае, разумеется, нель­ зя серьезно вести речь о высоком назначении судна, как опорно-по­ казательного. В. ИВАНОВ. Бронза н а чин а е т бле ст еть Неудачно на первых порах сложилась в этом году работа у экипалса «Тралмейстера». Трау­ лер-ветеран, уже тридцать лет бороздящий Баренцево море, на­ чал сдавать. Чуть ли не через рейс то один механизм выходит из строя, то другой, а в резуль­ тате невыполнение задания. А отсюда и настроение у моряков не­ важное. Когда Василий Афанасьевич Егоров принял командование «Тралмейстером», многие из чле- яов экипалса просили перевести их на другие суда потому, что «этот траулер ве ловит и надеж­ ды никакой нет». Людей списать проще простого *— аттестат в руки и жди новых из отдела кадров. Но корабль, пре­ вращенный в проходной двор, — это не корабль. Надо, чтобы моря­ ки поверили в св&и силы. А как? Много передумал в тот день ка­ питан. Решение пришло неожиданно. Укладывая одежду, Василий Афа- твасьевич, заметил в одном из ящи­ ков под газетой бронзовую мемо­ риальную доску. Очистив ее от налета зелени, капитан прочитал приказ Министерства рыбной про­ мышленности СССР от 27 февраля 1956 года. «Победителю в социалистиче­ ском соревновании за высокие уловы в 1955 году, экипажу РТ-21 «Тралмейстер», достигше­ му вылова 48.848 центнеров ры­ бы...». Далее перечислялись отли­ чившиеся моряки. — Да, нечего сказать «хороши» были мои предшественники, если забросили доску. Можно предста­ вить и что за воспитательная ра­ бота проводилась с экипажем, — подумал капитан. — А мы с етопо н начнем. На следующий день он пригла­ сил к себе старпша тов. Кеся, секретаря судовой партийной ор­ ганизации, и сказал: — Поручи кому-нибудь из мат­ росов отдраить доску до блеска. Повесим в салоне... И давай про­ ведем t-бщесудовое собрание... Собрание состоялось и прошло очень интересно. — Дело не в корабле, а в нас самих, — говорил, выступая пе­ ред моряками, тов. Егоров. — Вот видите, сумел же экипаж в 1955 году завоевать первенство. А разве сейчас у нас плохой народ, разве мы не способны хороапо ра­ ботать? И моряки доказали, что способ­ ны. К концу первого полугодия они имели на своем счету более 8 тысяч центнеров добытой рыбы при годовом плане 10 тысяч 400 центнеров. В третьем квартале экипаж рас­ считывал завершить годовой план, но случилось непредвиденное. Ре­ монт лебедки и главной машины затянулся на два с лишним меся­ ца. Под угрозу была поставлена судьба выполнения годового пла­ на. Ведь упущено хорошее промы­ словое ®рем$, и наверстать добычу в осенне-зимних условиях очень трудно. Но и на этот раз моряки «Тралмейстера» не пали духом. 21 октября судно ушло в оче­ редной рейс. Люди знали, что вер­ нутся в порт накануне октябрь­ ских торжеств. Была объявлена праздничная трудовая вахта, при­ нято обязательство — в полтора раза перевыполнить задание по добыче рыбы. Дать полтора плана в то вре­ мя как многие корабли приходят с моря с полупустыми трюмами и не справляются с заданиями — очень трудная задача. Но сводки с РТ-21 поступали обнадеживаю­ щие. Промышляя на тяжелых грунтах, в районе Харлова, эки­ паж ежедневно перевыполнял за­ дания. Наконец, радиограмма: «Третьего ноября возвращаемся в порт. В трюмах 75 тонн рыбы. €1 тонна свежья». «Больше машин — богаче Родина» — таков девиз машинострои­ телей страны. Коллектив Псковского электромашиностроительного завода ■ честь 45-й годовщины Великого Октября выполнил октябрьский план на ПО процентов. За короткий срок псковичи освоили серий­ ный выпуск электрических машин постоянного тока. Марка завода уже широко известна и за пределами Родины. Завод экспортирует свою продукцию более чем в 30 зарубежных стран. На снимке: в цехе крупных машин. Проверка отделки экспорт­ ной продукции. Фото К. Бшданова. Фотохроника ТАСС. Мурманск встретил моряков ог­ нями предпраздничной иллюми­ нации. На причале друзья, това­ рищи. Они поздравляют победите­ лей. Поздравляем и мы — жур­ налисты. Но нас интересует воп­ рос: а как достигнут успех, кто отличился?.. Интервью дает сам капитан. — Трудно, пожалуй, выделить лучших, — говорит он. — Все трудились самоотверженно, ма­ стера по добыче тт. Ишпаев, Сам­ сонов, Ильвес, матрос тов. Клоч­ ков... Перечислять вам фамилии остальных членов экипажа не бу­ ду, иначе получится не коррес­ понденция. а целая судовая роль. Так что пишите: «и другие». На­ род у нас необидчивый, понимает. А что касается чисто промысло­ вой стороны, то успех обеспечила выдержка, правильное вооруже­ ние и эксплуатация орудий лова. У Харлова сильные приливо-от­ ливные течения. Под влиянием их треска то отходила на глубины 180 метров, то возвращалась на стометровые. Судоводители улови­ ли эти периоды миграции, и трау­ лер перемещался вслед за рыбой. Но переходы были очень незначи­ тельные. Интересная деталь. В охлаж­ денном виде доставили 30 тонн камбалы. Рыба эта, как извест­ но, держится у самого грунта, и взять ее нелегко. Мы поставили I& крыльям вместо пятисоток че­ тырехсотмиллиметровые бобшгцы. Меньше камбалы стало уходить под них. Уловы увеличились... Наша беседа подходит х кон­ цу. Задаем последний вопрос. — Каковы планы экипажа? — Закрепить достигнутый ус­ пех, — -отвечает Василий Афа­ насьевич. — и в течение трех рейсов справиться с годовым ва- дание-м и социалистическими обя­ зательствами. Ну что ж, успеха вам, моряки «Тралмейстера». Вы порадовали Родину в день ее сорокапяталегая. I Надеемся, что и новогодний пода-! рок будет неплохой. I в. евгеньГев. \ Рациошнзаторсш предложения, принятые в Ш год) к внедрению в траловом флоте «Установка холодильника для отработанного пара котельных до­ нок, испарителя и РМУ» — автор И. А. Маркелов. Д ля устранения перегрева теп­ лого ящика и срыва котельных питательных донок установлен хо­ лодильник, к которому подведен отработанный пар от рыбомучной установки, опреснителя и котель­ ных донок. Прокачка холодильни­ ка осуществляется одним из насо­ сов: забортной воды охлаждения ДД № 2 или ДД № 3 или насоса прокачки воды холодильника оп­ реснителя. Конденсат из холодиль­ ника стекает в теплый ящик. «Отвод воды от мойки к ва­ тервейсу» — автор Н. Г. Поляков. При разделке рыбы под свежье вода из рыбомойкн стекает в сбор­ ный ящик и матросам приходится стоять в воде. Предложено в ниж­ ней части мойки сделать специаль­ ный сборник воды, от которого по шлангу она отводится к ватер­ вейсу. «Сточная ьоронка загрузочного бункера РМУ» — £втор В. В. Са­ мохвалов. Для сбора подтеков грязной во* ды от клинкета загрузочного бун­ кера рыбомучной установки-и от­ вода ее установлены сточный же­ лоб под клинкет и воронка, из ко­ торой вода стекает в льяла. «Экономия импортной дефицит­ ной электротермической эхолотной бумаги» — автор А. П. Калинин. При работе рыбопоисковых при­ боров на промысле с небольшим перепадом глубин с целью эконо­ мии импортной бумаги на низ то­ коведущей глины самописца на­ клеивается полоска лейкопластыря с таким расчетом, чтобы пером прожигалась только небольшая полоска бумаги. При резком из­ менении глубины полоска пере­ клеивается. При таком методе бу­ магу можно использовать несколь* ко раз. «Изменение конструкции мас­ ленок рулевой машины» — автор П. И. Баланчук. Изменение конструкции масле­ нок головных и мотылевых под-: шипннков рулевой машины состо­ ит в том, что вместо глухих резь­ бовых крышек установлены конус­ ные крышки с малым заливным от­ верстием. При этом отпала необ­ ходимость при заливке снимать крышки, масло не выплескивается из масленок и обеспечивается техника безопасности. «Нанесение точечном сварка на крышки угольных горловин» —• автор Н. П. Савельев. В целях предохранения людей во время работы на палубе от скольжения и падения на крыш­ ках угольных горловин, которые от длительной эксплуатации стали гладкими, поверхность крышек по­ крывается точечной сваркой. «Шплинт-фиксатор, предохраня­ ющий поломку раскаточного уст­ ройства траловой лебедки при по­ падании постороннего предмета» — авторы Н. В. Цапенко, В. Е. Лившиц. Предложенный латунный шплинт-фиксатор взамен шпонки, крепящей ведущую шестерню* вставляется в отверстие, просвер­ ленное в шестерне и валике. Пре­ дохраняет поломку червячного ва­ ла и каретки ваероукладчика. При попадании постороннего предмету в привод ваероукладчика шплинты- фиксатор срезается и шестерня вращается вхолостую. Условная экономия от внедрения предложе­ ния составит 12.194 рубля. « р ы б н ы й м урм ан » 10 ноября 19Ъ2 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz