Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.
ПРОСТОЙ, Р ДВА ли мечтал в юношеские годы Иван Иванович Стол бов стать моряком, да к тому же капитаном <рыболовного траулера. Навряд ли влекла его морская стихия, романтика широких го ризонтов. Да и откуда мог знать он, сухопутный человек, уроже нец Великолукской области, все прелести моря, если не видел и не пробовал морской воды. А вот, поди ж ты, стал настоящим ка питаном. А в детстве Ванюшка Столбов любил удить рыбу. Сидит, быва ло. на берегу Ловати и часами ждет, когда клюнет какой-нибудь пескарь. А если вытащит окуня или ерша — это уже большое со бытие. Дома разговору на целый вечер. Как только окончил школу-се милетку— это было в 1938 году — Столбов собрал свой чемодан и приехал в Мурманск ловить «большую» рыбу. Здесь он впер вые увидел настоящие морские суда. Семнадцатилетний юноша стал осваивать рыбацкое ремесло, как говорят моряки, с «высокой должности» — юнги. Но это не волновало новичка. — Ничего, — думал он, — не сразу города строятся. Большую рыбу ловить, это не то, что на Ловати с удочкой сидеть. Всякий труд почетен, моряцкий особенно. На траулере Столбова интере совало все. Он внимательно наблюдал, как моряки спускают и поднимают трал, запоминал команды, которые с мостика от давались на палубу. В свободное время вместе с матросами шкерил рыбу, учился чинить трал. После приборки каюты капи тана Столбов всегда задерживал ся на мостике. Внимательно всматривался в штурманские карты, наблюдал за действиями штурманов. Капитан С. Е. Едемский, как- то застав его на мостике над картой, спросил: — Что, нравится Ваня? — Еще бы... — Любознательный ты малый! — Да ведь все интересно, товарищ капитан. — Любознательность — дело хорошее. Внимательнее присмат ривайся ко всему. Учись. Воз можно, в будушем тоже станешь капитаном. Слова командира крепко запа ли в душу молодого моряка. Интерес и любовь к делу дали свои результаты. Иван Стол бов — уже матрос, причем пере довой в траловом флоте. Он стал членом Ленинского комсомола. 1941 год. Фашистская Герма ния напала на нашу Родину. На чалась Великая Отечественная война. Экипаж траулера, на ко тором плавал Столбов, ушел за щищать отчизну. И в рядах Воен но-Морского флота комсомолец Иван Столбов не уронил славы советского моряка, воина, пат риота. Закончилась война. Воин-се вероморец вернулся в родной Флот. Он плавает матросом. Ло вит рыбу. Вносит -свой достой ный вклад в укрепление могу щества Родины. Шел 1946 год. Траловый флот пополнялся новыми судами. Тре бовались дополнительные кадры судоводителей. ...Траулер «Большевик» возв ращался с промысла. Матрос Столбов стоял на мостике, любу ясь заходом солнца. Через открытую дверь каюты капитан А. Г. Едемский сразу за метил пиление матроса. Наблю- Лая зая м’ сам вспомнил моло* дые го/Т! первое морское креще- К А К П Р А В Д А ние, своих учителей-наставнн- ков. Вспомнил ■ громко рассме ялся. ♦— Вы что вто, Александр Гри горьевич? спросил Столбов ка питана. — Да просто так, Ванюша. Вспомнились дни молодости. А ты заходи, не стесняйся. Заходи. Столбов зашел в каюту и зах лопнул дверь. — Не надо закрывать, •— сказал капитан. — При свежем воздухе голова лучше работает. Характеристики вот на вас сочи няю. После короткой паузы капитан сказал: — Шел бы ты учиться, Иван, не плавать же тебе всю жизнь матросом. Совет капитана заставил креп ко задуматься моряка. В порту Столбов подал заявление на су доводительское отделение учебно курсового комбината. Промелькнули годы учебы, го ды работы штурманом. Наконец- то мечта сбы лась. Он стал капитаном. При шли новые за боты. Йедь командир отвечает за все: за план, за воспитание экипажа, за техническое состояние кораб ля. Но коммуниста Столбова это не пугало. Плавая помощником у таких опытных промысловиков, как За- курдаев и Чернов, Иван Иванович научился промысловой выдержке, умению находить «большую» ры бу, а главное — в совершенстве постиг искусство работы с людьми, прививать им любовь к труду, воспитывать чувство от ветственности за порученное де-v Поначалу Иван Иванович пла вал подменным капитаном. И, как говорит сам, некогда было развернуться. —■Только успеешь сработать ся с людьми, хорошо каждого узнать, как нужно уступить ме сто закрепленному капитану. В 1960 году Иван Иванович получил постоянное судно — тра’ улер «Моршанск». Он только что вышел из ремонта. 80 процентов экипажа были новички. В море не ходили, рыбы не ловили. На первом общем собрании экипажа капитан, обращаясь к молодым морякам, сказал: — Имя советского моряка — гордое имя. Вы избрали нелег кую, но благородную профессию, связали свою жизнь с морем, с рыбным промыслом. Будьте до стойны звания моряка. Не теряй те уважение к нелегкому рыбац кому труду. Во время перехода на промы сел капитана можно было ви деть всюду. То он о чем-то рас сказывает морякам, то показыва ет, как надо чинить трал, как рубить рыбе голову, как брать траловую доску на цепку. « Е РОЙ, НАШИХ ДНЕЙ Характерной чертой коммуни ста Столбова является скромность и простота, которая проявляется прежде всего в оценке самого себя, в отношении к людям. Ка питан сам любит трудиться и уважает труд других, никогда не кичится своими успехами. Он отдает себе отчет в том, что как бы значительны ни были его достижения, они являются ре зультатом усилий не только его лично, но и других людей, кол лектива, которым он руководит. Экипаж «Моршанска» в прош лом году выловил 12000 центне ров рыбы при плане 9700 цент неров и сэкономил 14100 руб лен. Это позволило снизить на один рубль 10 копеек себестои мость центнера рыбы. Но капита на и это не удовлетворяло. При обсуждении плана вылова рыбы на 1962 год многие пред лагали взять обязательство выло вить 12000 центнеров при плане 10700, считая, что для экипажа это предел. Капитан Столбов во время вы ступлении все что-то писал и высчитывал. Когда желающих выступать больше не нашлось, взял слово. — Вы считаете, что 12000 центнеров — это предел для на шего экипажа. А вот мои расчеты говорят другое. Иван Иванович указал на не использованные резервы, за счет которых можно выловить не 12.000, a 14.Q00 центнеров. Его предложение было поддержа но единодушно всеми членами экипаяга. Моряки слово держат твердо. Экипаж идет с опережением свое го обязательства. Накануне праздника он имел на своем счету 13.725 центнеров выловленной рыбы. Хорошие показатели работы экипажа — это результат высо кой сознательности каждого мо ряка, результат большой воспи тательной работы, в которой ве дущую роль играет капитан. Видную роль в достижении вы соких производственных показа телей, в воспитании коллектива играет широко развернувшееся соревнование за коммунистиче ский труд. В нем участвуют все члены экипажа. И в этом нема лая заслуга капитана. Коммунист Столбов терпеливо разъясняет мо рякам цели и значение движения за коммунистический труд. Вме сте с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями он контролирует, как осуществляют ся обязательства, старается соз дать все условия соревнующимся. Многие моряки у нас сейчас заочно учатся. Кто в среднем мо реходном училище, кто в сред ней школе моряков. И все они благодарны Ивану Ивановичу. Он знает хорошо, что значит учиться моряку без отрыва от производст ва, поэтому всегда относится к учащимся с большим вниманием. Кого словом поддержит, похвалит, а кого и от вахты освободит, под менит другим человеком на вре мя зачетов. Благодаря такой помощи быв ший член нашего экипажа Ана толий Пасика сейчас успешно учится в высшем мореходном училище, а Семен Семенов — в среднем мореходном училище. Я сам за два года окончил 8, 9 и 10 классы, а сейчас заочно за нимаюсь на первом курсе инсти тута пищевой промышленности. К капитану Ивану Ивановичу Столбову моряки идут запросто. Идут с радостями и горестями. И он каждого выслушает, даст со вет, а если в его силах — и по может. Доступность и простота капи тана Столбова — это не жест с его стороны, не игра в популяр ность. Это его характерная черта. О нем моряки говорят: «Простой, как правда». А. РОМАНЮТИН, повар * траулера «Моршанск», член Г КПСС. g СЕНТЯБРЕ нынешнего го да я находился в очередном от пуске. Гостил у своих родных в Ленинграде, а потом решил посе тить городок Узин на Украине, где родплся и вырос. Потянуло меня туда не слу чайно. Хотелось побыть у друзей в радостные для всех нас дни, когда весь мпр еще находился под впечатлением груп пового полета в космос небесных братьев Андрияна Николаева и Павла Поповича. • Благодаря этому полету широко из вестен стал наш Узин, о котором вчера еще никто не слышал. Дело в том, что один из космонавтов, Па вел Романович По пович, родом из нашего городка. В детстве мы вместе учились и дружи ли. Летом 1961 го да мы оказались в отпуске в Узине одновре м е н н о. Вспомнили детские годы, ребячьи при ключения и шало сти. Павел охотно расспрашивал ме ня о Мурманске, а о себе не гово- НА РОДИНЕ иэаоопооосзоооааоааоааааааааоаоооапапаоопоааапасюопаппаоапстсшааооааопаовпаоовпоовопсщоопооосвавпоаопооопоооп ДРУЗЬЯМ-ТОВАРИЩАМ аа □ □а оааао с о □ аа а о а□о а а а□ а □ а □ а аа 5 Позади месяц учебного отпуска, который я провел в Калининграде. Экзамены для поступле ния в аспирантуру Калининградского техническо го института сданы успешно. Теперь я аспирант- заочник. Не так плохо, думаю. Работаю капита ном в траловом флоте и учусь в аспирантуре. В свободные от занятий часы я побродил по Калининграду. Этот город сейчас не узнать — уже не броса ются в глаза зловещие руины войны. На месте развалин раскинулся новый красивый город-тру женик. С большим размахом ведется строитель ство жилых домов. А вокруг них — бесчислен ные парки, сады, аллеи многолетних деревьев. Часто встречался я с людьми, получившими первую рыбацкую закалку на Мурмане — они за кончили у нас Высшее мореходное училище. Рас тут наши выпускники. Им доверяют ответствен ные участки работы: Виктор Павлов принял про мысловый корабль «Тукан» — один из первых судов типа «Тропик». Большая честь для молодо го командира вести по морским дорогам этот со временный корабль-комбайн. Наши товарищи Брызгалов, Шевырталов, Попов работают стар шими помощниками капитанов на рефрижератор ных траулерах. В те дни, когда я встретил Шевырталова, он собирался в Атлантику. Я проводил его в море, пожелал и ему и всем нашим товарищам-рыба- кам успешного промысла. В свою очередь калининградцы, бывшие вы пускники Мурманского высшего мореходного учи лища, просили передать праздничный привет и наилучшие пожелания друзьям-мурманчанам. Эту просьбу я и выполняю. В. ТИШИНСКИЙ, капитан. jg рил ничего. Тогда это^меня оза- ‘ батьки вместе работали на сахар ном заводе 25 лет. На том же за воде несколько лет довелось по работать и мне после Великой Отечественной войны. Приехал я в Узин, пошел со своей сестренкой к деду Роману. Он все такой же, почести его не изменили. С охотой рассказывал, как волновались за Павла во вре мя его полета, как радовались его благополучному возвращению из космоса, как ездил потом дед Ро ман вместе с супругой в Москву, где встретился «аж с самим Ни китой Сергеевичем — вот как с тобой». Я улыбнулся: — Ну об этом, Роман Порфирье- вич, весь наш Мурманск знает. Видели ваши снимки в газетах. — Как там у вас жизнь? Рыб- ку-то ловите? — План пока с начала года пе ревыполнялся. — Перевыполнялся, ' гово- рзшь? А в магазинах у нас, ска- ВСЕГДА СРЕДИ ЛУЧШИХ И в трудных условиях осеннего промысла дружный ноллентив трауле ра «Ноломна» умеет находить возмож ности для успешной работы. Всего не сколько десятков тонн осталось ему выловить до выполнения годового плана. Всегда в числе самых старательных тружеников этого экипажа — матрос Н. Петров (слева на снимке), мастер по выгреву жира Г. Трещетиа, маши нист РМУ 0. Чертков. Фото В. Осокина жем, рыбку-то редко еще вщим. j Появится, например, селедка, а ее тут же нарасхват. Свое положение отца героя дед Роман воспринимает с юмором. По смеиваясь, он рассказывал: — Узнал я <на старости лет, что такое слава. Крыл я летом крышу своей хаты, и не хватило у меня несколько кусков шифера. Пошел к одному нашему руково дящему товарищу. А он мне: «До стал ведь ппгфе- ра-то? Достанешь и остальное». А когда узнал этот товарищ о полете Павла, сам заявился ко мне: «Нужен ши фер?». «Нет, говорю, уже не треба». Далее дед Роман поведал: >Спрашивает меня перед при ездом Павла начальство: «Все ли у вас есть, чтобы встретить его, как положено?». Говорю, что все, вроде. Вот если разве только по могли бы диван- кровать приобре сти. Кто ее знает, i сколько с Павлом людей будет. Ну, мне и везут эту диван-кровать. Та кая бандура, что в двери не пролеза ет. Махнул я ру кой и отдал ее в детдом, над кото рым мы с бабкой шефствуем. Сходили мы с Романом Порфирье- вичем на завод, где когда-то вме сте работали. Он водил меня по цехам и говорил: —» Помнишь, как после войны работу тут нала живали? Никакой техники, все сво им горбом прихо дилось делать. Первая фигура на монавта, я хорошо знал. Наши заводе была грузчик. А сей- $ ГЕРОЯ ни там в Узине к батьке моему. Мы с нпм тебя вспоминали. Романа Порфирьевича, отца кос- дачивало, ведь при любом бога том воображении каждый человек на моем месте вряд ли представил себе, что он стоит с будущим кос- монавтом-четыре, что пройдет все го год, и имя его прогремит по всему земному шару. Направляясь теперь в Узин, где, как я знал из газет, гостит космо навт после полета, я думал, ка- ков-то он стал теперь. Ведь та кая громадная слава может и вы бить из колеи. Но Павла Романовича в Узине я уже не застал. Встретил его в .дороге. Космонавта торжественно чествовала вся Украина. Вокруг него всегда были люди, он был страшно занят. Но все-таки вы кроил минуту, чтобы перебросить ся со мной парой слов. — Куда? — говорит. .‘Яг*!’ — В Узин. Он смеется: — А я из Узина. Сейчас ** в Москву, потом — в Ялту. Загля- час даже мешки с сахаром заши- $ вает машина. Грузчиков и в по- й мине не осталось. Завод, действительно, неузнава емо изменился, разросся, и мне понятна была гордость деда Ро мана. Ведь он этому заводу отдал четверть века своей жизни. Уезжал я из Узина в начале ок тября, когда повсюду уже развер- § тывалась подготовка к празднику. Домик под шифером долго виделся $ мне, и невольно думалось: «Слу- в чайно ли, что именно в этом доми ке родился будущий космонавт-4? Нет, не случайно, раз он вы- g рос в такой семье, у такого отца». А. ЧЕРЕДНИЧЕНКО , ин спектор отдела кадров «Мурмансельди», На снимке: отец космонавта » Р. М. Попович и А. Чередниченко В с сестрой Тамарой. Символ героизма и новой истории 1>ОТ ОН, легендарный крейсер * * «Аврора». Сегодня это уже не боевой корабль, а памятник Ве ликой Октябрьской социалистиче ской революции, живая история Страны Советов. Люди с тре петным волнением поднимаются на его борт и сразу же оказыва ются в плену нахлынувших вос поминаний о слышанном и прочи танном, о том, как в грозный ок тябрь 1917 года прогремел истори ческий выстрел «Авроры». На баке стоит знаменитое ше стидюймовое орудие, а в музее крейсера — увековеченный в брон зе комендор «Авроры» Евдоким Огнев. Это он, выполняя приказ Ленина авроровцам, произвел вы стрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего Дворца. На радиорубке — мемориальная доска. Золотом горят слова, по вествуя о том, что первой радио станцией на службе пролетарской революции была радиостанция «Авроры». Через нее передавались боевые распоряжения Военно-ре- волюционого Комитета, а утром 7 ноября 1917 года было передано написанное Лениным воззвание к гражданам России, возвестившее миру о победе пролетарской ре волюции. В сопровождении ветерана ок тябрьских боев, бывшего старши ны электриков «Авроры» Дениса Ивановича Ващука, мы обходим корабль, знакомимся с его герои ческой историей, всматриваем ся в портреты и скульптуры авро- ровцев, стараясь запечатлеть в па мяти дорогие сердцу черты. Вот бронзовый бюст первого комиссара и председателя судово го комитета «Авроры» Александра Викторовича Белышева. Рядом на картине — Белышев на приеме у Якова Михайловича Свердлова накануне штурма Зимнего. Сверд лов вручает комиссару крейсера мандат и дает последнее указание о том, где, когда и во сколько должна стать «Аврора» иа Неве, чтобы открыть огонь. В бронзе н на картине запечатлено мо лодое мужественное лицо. Порт реты не могут говорить. Но, гля дя на них, ясно представляешь се бе волевого моряка, готового по жертвовать жизнью во имя рево люции, но выполнить боевой при каз до конца. Таким был Белышев 45 лет на зад. Сейчас ему 76 лет, но толь ко в прошлом году он ушел на пенсию. Живет Александр Викто рович в Ленинграде и почти каж дый день бывает на «Авроре». Бодрой походкой он поднимается по трапу на борт родного крейсе ра и сразу оказавается в гуще де сятков незнакомых, но родных лю дей, прибывших сюда со всех кон цов света. Я был в Ленинграде всего не сколько дней, но не мог не побы вать на «Авроре». И каждый че ловек, откуда бы он ни прибыл в город Ленина, считает своим дол гом посетить легендарный крей сер, поставленный по велению на шей партии и Советского прави тельства на вечную стоянку, как символ победы Великого Октября. В тот день, когда я был на ' «Авроре», кроме Дениса Иванови ча Ващука, пояснение экскурсан там давал другой авроровец, быв ший матрос Трофим Григорьевич Рутковский. В нашей группе, кро ме москвичей, свердловчан, сиби ряков, нахс^дились старые ком мунисты из Чехословакии я Из раиля. Рутковский стоял на палу бе в окружении кубинцев. Надо было видеть, с каким восхищением глядел на старого большевика, участника штурма Зимнего, Ми гель Родригес — юный партизан- связной Фиделя Кастро, сражав шийся в горах Сьера-Маэстро, Радовались этой встрече на крейсере и офицер повстанческой армии Фернандо Васино Алегрет, и студентка технологического кол леджа из Гаваны Берта Диас Гер ра, и другие кубинцы. Всех их, как и многих советских людей, волновал один вопрос: — Видел ли Рутковский Лени на? — Да, видел, — просто ответил Трофим Григорьевич. И этот лаконичный ответ был для гостей с острова Свободы громом среди ясного дня, им бы ло трудно себе представить, что перед ними стоит человек, который видел великого Ленина. Пожалуйста, расскажите, как это было? — просят кубинцы. — Ленина я видел в октябрь ские дни. Мне приходилось вместе с другими матросами нашего крей сера нести наружную охрану Смольного. Тогда я и видел Ле- нина.А потом я состоял в рабочем хоре. Мы пели песни Владимиру Ильичу. Это было спустя несколь ко лет после победы Октября, в дни, когда Владимир Ильич при езжал в Ленинград. — Не помните ли вы, какие песни пели Ленину участники ва шего хора? — Как не помнить? Все помню. «Ты взойди, взойди, солнце крас ное». И еще пели мы «Дуню-тон- копряху». — Тонкопряха? Что есть тонко пряха? — спросила переводчица у Рутковского. Трофим Григорьевич объяснил трудное и необычное для кубин цев слово. И те сказали, что они непременно запомнят его, ведь песню о тонкопряхе слушал Ле нин. И еще в этот день кубинцам пришлось пережить большую ра дость. В кубрике, под полубаком, где раньше жили матросы, а сей час расположен корабельный му зей, на одной из стен они уви дели государственный флаг сво ей республики. Его подарила ав роровцам в I960 году правитель ственная делегация Кубы. Радова лись кубинцы и тому, что на крей сере «Аврора» в разное время по бывали президент республики Ку ба Освальдо Дортикос и Рауль Кастро. • Кроме героев Кубы, на «Авроре» бывали •Пальмиро Тольятти и Вальтер Ульбрихт, Морис Торез и Жак. Дюкло, Владислав Гомулка и Лю Шао Цн, и многие другие видные деятели международного коммунистического движения. На одном из столиков музея ле жит объемистая книга в красном бархате. Это книга записей по четных гостей. На самом деле в ней могут оставить свои автогра фы .мысли и впечатления каждый, кто побывает на «Авроре». Здесь все гости почетны. И не случайно в книге можно прочесть такие сло ва: «Преклоняю колени перед ге роями Октября. Слава ленинской партии! Кузьмин из Красноярска». На этой же странице есть дру гая запись: «Я очень счастлива, что посетила «Аврору». И корот кая подпись — «Мать». По поручению группы кубинцев в книге почетных гостей расписал ся командате (майор) повстанче ской армии «Старик» Кресенио Перес. Он записал: «Крейсеру «Аврора» — символу героизма и новой истории в знак бесконечной и искренней благодар ности выражаю наш искренний братский привет его экипажу и в его лице всему Военно-Морскому флоту СССР». Побывав на крейсере, сержант Кустов и ефрейтор Смирнов из Заполярья оставили короткую, но полную глубокого смысла фра зу: «Гордимся подвигом моряков «Авроры». А больше всего записей таких: Да здравствует «Аврора»? Слава «Авроре»! Гости из Италии, Гватемалы, Ганы, Японии, Германской Демо кратической Республики, Болгарии, Чехословакии, Польши, Вьетнама, Кореи, Румынии, Венгрии, Объе диненной Арабской Республики, Франции, Китая, Монголии и . из десятков других стран делятся своими впечатлениями об увиден ном на «Авроре». И в каждой за писи слова сердечной благодарно сти за то, что им довелось уви деть легендарный крейсер, восхи щение подвигом советских людей, строящих под руководством муд рой Коммунистической партии коммунизм. Б. ФЕДОРОВ. Борт крейсера «Аврора». IIIIU IIU III
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz