Рыбный Мурман. 1962 г. Ноябрь.

ПРОСТОЙ, Р ДВА ли мечтал в юношеские годы Иван Иванович Стол­ бов стать моряком, да к тому же капитаном <рыболовного траулера. Навряд ли влекла его морская стихия, романтика широких го­ ризонтов. Да и откуда мог знать он, сухопутный человек, уроже­ нец Великолукской области, все прелести моря, если не видел и не пробовал морской воды. А вот, поди ж ты, стал настоящим ка­ питаном. А в детстве Ванюшка Столбов любил удить рыбу. Сидит, быва­ ло. на берегу Ловати и часами ждет, когда клюнет какой-нибудь пескарь. А если вытащит окуня или ерша — это уже большое со­ бытие. Дома разговору на целый вечер. Как только окончил школу-се­ милетку— это было в 1938 году — Столбов собрал свой чемодан и приехал в Мурманск ловить «большую» рыбу. Здесь он впер­ вые увидел настоящие морские суда. Семнадцатилетний юноша стал осваивать рыбацкое ремесло, как говорят моряки, с «высокой должности» — юнги. Но это не волновало новичка. — Ничего, — думал он, — не сразу города строятся. Большую рыбу ловить, это не то, что на Ловати с удочкой сидеть. Всякий труд почетен, моряцкий особенно. На траулере Столбова интере­ совало все. Он внимательно наблюдал, как моряки спускают и поднимают трал, запоминал команды, которые с мостика от­ давались на палубу. В свободное время вместе с матросами шкерил рыбу, учился чинить трал. После приборки каюты капи­ тана Столбов всегда задерживал­ ся на мостике. Внимательно всматривался в штурманские карты, наблюдал за действиями штурманов. Капитан С. Е. Едемский, как- то застав его на мостике над картой, спросил: — Что, нравится Ваня? — Еще бы... — Любознательный ты малый! — Да ведь все интересно, товарищ капитан. — Любознательность — дело хорошее. Внимательнее присмат­ ривайся ко всему. Учись. Воз­ можно, в будушем тоже станешь капитаном. Слова командира крепко запа­ ли в душу молодого моряка. Интерес и любовь к делу дали свои результаты. Иван Стол­ бов — уже матрос, причем пере­ довой в траловом флоте. Он стал членом Ленинского комсомола. 1941 год. Фашистская Герма­ ния напала на нашу Родину. На­ чалась Великая Отечественная война. Экипаж траулера, на ко­ тором плавал Столбов, ушел за­ щищать отчизну. И в рядах Воен­ но-Морского флота комсомолец Иван Столбов не уронил славы советского моряка, воина, пат­ риота. Закончилась война. Воин-се­ вероморец вернулся в родной Флот. Он плавает матросом. Ло­ вит рыбу. Вносит -свой достой­ ный вклад в укрепление могу­ щества Родины. Шел 1946 год. Траловый флот пополнялся новыми судами. Тре­ бовались дополнительные кадры судоводителей. ...Траулер «Большевик» возв­ ращался с промысла. Матрос Столбов стоял на мостике, любу­ ясь заходом солнца. Через открытую дверь каюты капитан А. Г. Едемский сразу за­ метил пиление матроса. Наблю- Лая зая м’ сам вспомнил моло* дые го/Т! первое морское креще- К А К П Р А В Д А ние, своих учителей-наставнн- ков. Вспомнил ■ громко рассме­ ялся. ♦— Вы что вто, Александр Гри­ горьевич? спросил Столбов ка­ питана. — Да просто так, Ванюша. Вспомнились дни молодости. А ты заходи, не стесняйся. Заходи. Столбов зашел в каюту и зах­ лопнул дверь. — Не надо закрывать, •— сказал капитан. — При свежем воздухе голова лучше работает. Характеристики вот на вас сочи­ няю. После короткой паузы капитан сказал: — Шел бы ты учиться, Иван, не плавать же тебе всю жизнь матросом. Совет капитана заставил креп­ ко задуматься моряка. В порту Столбов подал заявление на су­ доводительское отделение учебно­ курсового комбината. Промелькнули годы учебы, го­ ды работы штурманом. Наконец- то мечта сбы­ лась. Он стал капитаном. При­ шли новые за­ боты. Йедь командир отвечает за все: за план, за воспитание экипажа, за техническое состояние кораб­ ля. Но коммуниста Столбова это не пугало. Плавая помощником у таких опытных промысловиков, как За- курдаев и Чернов, Иван Иванович научился промысловой выдержке, умению находить «большую» ры­ бу, а главное — в совершенстве постиг искусство работы с людьми, прививать им любовь к труду, воспитывать чувство от­ ветственности за порученное де-v Поначалу Иван Иванович пла­ вал подменным капитаном. И, как говорит сам, некогда было развернуться. —■Только успеешь сработать­ ся с людьми, хорошо каждого узнать, как нужно уступить ме­ сто закрепленному капитану. В 1960 году Иван Иванович получил постоянное судно — тра’ улер «Моршанск». Он только что вышел из ремонта. 80 процентов экипажа были новички. В море не ходили, рыбы не ловили. На первом общем собрании экипажа капитан, обращаясь к молодым морякам, сказал: — Имя советского моряка — гордое имя. Вы избрали нелег­ кую, но благородную профессию, связали свою жизнь с морем, с рыбным промыслом. Будьте до­ стойны звания моряка. Не теряй­ те уважение к нелегкому рыбац­ кому труду. Во время перехода на промы­ сел капитана можно было ви­ деть всюду. То он о чем-то рас­ сказывает морякам, то показыва­ ет, как надо чинить трал, как рубить рыбе голову, как брать траловую доску на цепку. « Е РОЙ, НАШИХ ДНЕЙ Характерной чертой коммуни­ ста Столбова является скромность и простота, которая проявляется прежде всего в оценке самого себя, в отношении к людям. Ка­ питан сам любит трудиться и уважает труд других, никогда не кичится своими успехами. Он отдает себе отчет в том, что как бы значительны ни были его достижения, они являются ре­ зультатом усилий не только его лично, но и других людей, кол­ лектива, которым он руководит. Экипаж «Моршанска» в прош­ лом году выловил 12000 центне­ ров рыбы при плане 9700 цент­ неров и сэкономил 14100 руб­ лен. Это позволило снизить на один рубль 10 копеек себестои­ мость центнера рыбы. Но капита­ на и это не удовлетворяло. При обсуждении плана вылова рыбы на 1962 год многие пред­ лагали взять обязательство выло­ вить 12000 центнеров при плане 10700, считая, что для экипажа это предел. Капитан Столбов во время вы­ ступлении все что-то писал и высчитывал. Когда желающих выступать больше не нашлось, взял слово. — Вы считаете, что 12000 центнеров — это предел для на­ шего экипажа. А вот мои расчеты говорят другое. Иван Иванович указал на не­ использованные резервы, за счет которых можно выловить не 12.000, a 14.Q00 центнеров. Его предложение было поддержа­ но единодушно всеми членами экипаяга. Моряки слово держат твердо. Экипаж идет с опережением свое­ го обязательства. Накануне праздника он имел на своем счету 13.725 центнеров выловленной рыбы. Хорошие показатели работы экипажа — это результат высо­ кой сознательности каждого мо­ ряка, результат большой воспи­ тательной работы, в которой ве­ дущую роль играет капитан. Видную роль в достижении вы­ соких производственных показа­ телей, в воспитании коллектива играет широко развернувшееся соревнование за коммунистиче­ ский труд. В нем участвуют все члены экипажа. И в этом нема­ лая заслуга капитана. Коммунист Столбов терпеливо разъясняет мо­ рякам цели и значение движения за коммунистический труд. Вме­ сте с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями он контролирует, как осуществляют­ ся обязательства, старается соз­ дать все условия соревнующимся. Многие моряки у нас сейчас заочно учатся. Кто в среднем мо­ реходном училище, кто в сред­ ней школе моряков. И все они благодарны Ивану Ивановичу. Он знает хорошо, что значит учиться моряку без отрыва от производст­ ва, поэтому всегда относится к учащимся с большим вниманием. Кого словом поддержит, похвалит, а кого и от вахты освободит, под­ менит другим человеком на вре­ мя зачетов. Благодаря такой помощи быв­ ший член нашего экипажа Ана­ толий Пасика сейчас успешно учится в высшем мореходном училище, а Семен Семенов — в среднем мореходном училище. Я сам за два года окончил 8, 9 и 10 классы, а сейчас заочно за­ нимаюсь на первом курсе инсти­ тута пищевой промышленности. К капитану Ивану Ивановичу Столбову моряки идут запросто. Идут с радостями и горестями. И он каждого выслушает, даст со­ вет, а если в его силах — и по­ может. Доступность и простота капи­ тана Столбова — это не жест с его стороны, не игра в популяр­ ность. Это его характерная черта. О нем моряки говорят: «Простой, как правда». А. РОМАНЮТИН, повар * траулера «Моршанск», член Г КПСС. g СЕНТЯБРЕ нынешнего го­ да я находился в очередном от­ пуске. Гостил у своих родных в Ленинграде, а потом решил посе­ тить городок Узин на Украине, где родплся и вырос. Потянуло меня туда не слу­ чайно. Хотелось побыть у друзей в радостные для всех нас дни, когда весь мпр еще находился под впечатлением груп­ пового полета в космос небесных братьев Андрияна Николаева и Павла Поповича. • Благодаря этому полету широко из­ вестен стал наш Узин, о котором вчера еще никто не слышал. Дело в том, что один из космонавтов, Па­ вел Романович По­ пович, родом из нашего городка. В детстве мы вместе учились и дружи­ ли. Летом 1961 го­ да мы оказались в отпуске в Узине одновре м е н н о. Вспомнили детские годы, ребячьи при­ ключения и шало­ сти. Павел охотно расспрашивал ме­ ня о Мурманске, а о себе не гово- НА РОДИНЕ иэаоопооосзоооааоааоааааааааоаоооапапаоопоааапасюопаппаоапстсшааооааопаовпаоовпоовопсщоопооосвавпоаопооопоооп ДРУЗЬЯМ-ТОВАРИЩАМ аа □ □а оааао с о □ аа а о а□о а а а□ а □ а □ а аа 5 Позади месяц учебного отпуска, который я провел в Калининграде. Экзамены для поступле­ ния в аспирантуру Калининградского техническо­ го института сданы успешно. Теперь я аспирант- заочник. Не так плохо, думаю. Работаю капита­ ном в траловом флоте и учусь в аспирантуре. В свободные от занятий часы я побродил по Калининграду. Этот город сейчас не узнать — уже не броса­ ются в глаза зловещие руины войны. На месте развалин раскинулся новый красивый город-тру­ женик. С большим размахом ведется строитель­ ство жилых домов. А вокруг них — бесчислен­ ные парки, сады, аллеи многолетних деревьев. Часто встречался я с людьми, получившими первую рыбацкую закалку на Мурмане — они за­ кончили у нас Высшее мореходное училище. Рас­ тут наши выпускники. Им доверяют ответствен­ ные участки работы: Виктор Павлов принял про­ мысловый корабль «Тукан» — один из первых судов типа «Тропик». Большая честь для молодо­ го командира вести по морским дорогам этот со­ временный корабль-комбайн. Наши товарищи Брызгалов, Шевырталов, Попов работают стар­ шими помощниками капитанов на рефрижератор­ ных траулерах. В те дни, когда я встретил Шевырталова, он собирался в Атлантику. Я проводил его в море, пожелал и ему и всем нашим товарищам-рыба- кам успешного промысла. В свою очередь калининградцы, бывшие вы­ пускники Мурманского высшего мореходного учи­ лища, просили передать праздничный привет и наилучшие пожелания друзьям-мурманчанам. Эту просьбу я и выполняю. В. ТИШИНСКИЙ, капитан. jg рил ничего. Тогда это^меня оза- ‘ батьки вместе работали на сахар­ ном заводе 25 лет. На том же за­ воде несколько лет довелось по­ работать и мне после Великой Отечественной войны. Приехал я в Узин, пошел со своей сестренкой к деду Роману. Он все такой же, почести его не изменили. С охотой рассказывал, как волновались за Павла во вре­ мя его полета, как радовались его благополучному возвращению из космоса, как ездил потом дед Ро­ ман вместе с супругой в Москву, где встретился «аж с самим Ни­ китой Сергеевичем — вот как с тобой». Я улыбнулся: — Ну об этом, Роман Порфирье- вич, весь наш Мурманск знает. Видели ваши снимки в газетах. — Как там у вас жизнь? Рыб- ку-то ловите? — План пока с начала года пе­ ревыполнялся. — Перевыполнялся, ' гово- рзшь? А в магазинах у нас, ска- ВСЕГДА СРЕДИ ЛУЧШИХ И в трудных условиях осеннего промысла дружный ноллентив трауле­ ра «Ноломна» умеет находить возмож­ ности для успешной работы. Всего не­ сколько десятков тонн осталось ему выловить до выполнения годового плана. Всегда в числе самых старательных тружеников этого экипажа — матрос Н. Петров (слева на снимке), мастер по выгреву жира Г. Трещетиа, маши­ нист РМУ 0. Чертков. Фото В. Осокина жем, рыбку-то редко еще вщим. j Появится, например, селедка, а ее тут же нарасхват. Свое положение отца героя дед Роман воспринимает с юмором. По­ смеиваясь, он рассказывал: — Узнал я <на старости лет, что такое слава. Крыл я летом крышу своей хаты, и не хватило у меня несколько кусков шифера. Пошел к одному нашему руково­ дящему товарищу. А он мне: «До­ стал ведь ппгфе- ра-то? Достанешь и остальное». А когда узнал этот товарищ о полете Павла, сам заявился ко мне: «Нужен ши­ фер?». «Нет, говорю, уже не треба». Далее дед Роман поведал: >Спрашивает меня перед при­ ездом Павла начальство: «Все ли у вас есть, чтобы встретить его, как положено?». Говорю, что все, вроде. Вот если разве только по­ могли бы диван- кровать приобре­ сти. Кто ее знает, i сколько с Павлом людей будет. Ну, мне и везут эту диван-кровать. Та­ кая бандура, что в двери не пролеза­ ет. Махнул я ру­ кой и отдал ее в детдом, над кото­ рым мы с бабкой шефствуем. Сходили мы с Романом Порфирье- вичем на завод, где когда-то вме­ сте работали. Он водил меня по цехам и говорил: —» Помнишь, как после войны работу тут нала­ живали? Никакой техники, все сво­ им горбом прихо­ дилось делать. Первая фигура на монавта, я хорошо знал. Наши заводе была грузчик. А сей- $ ГЕРОЯ ни там в Узине к батьке моему. Мы с нпм тебя вспоминали. Романа Порфирьевича, отца кос- дачивало, ведь при любом бога том воображении каждый человек на моем месте вряд ли представил себе, что он стоит с будущим кос- монавтом-четыре, что пройдет все­ го год, и имя его прогремит по всему земному шару. Направляясь теперь в Узин, где, как я знал из газет, гостит космо­ навт после полета, я думал, ка- ков-то он стал теперь. Ведь та­ кая громадная слава может и вы­ бить из колеи. Но Павла Романовича в Узине я уже не застал. Встретил его в .дороге. Космонавта торжественно чествовала вся Украина. Вокруг него всегда были люди, он был страшно занят. Но все-таки вы­ кроил минуту, чтобы перебросить­ ся со мной парой слов. — Куда? — говорит. .‘Яг*!’ — В Узин. Он смеется: — А я из Узина. Сейчас ** в Москву, потом — в Ялту. Загля- час даже мешки с сахаром заши- $ вает машина. Грузчиков и в по- й мине не осталось. Завод, действительно, неузнава­ емо изменился, разросся, и мне понятна была гордость деда Ро­ мана. Ведь он этому заводу отдал четверть века своей жизни. Уезжал я из Узина в начале ок­ тября, когда повсюду уже развер- § тывалась подготовка к празднику. Домик под шифером долго виделся $ мне, и невольно думалось: «Слу- в чайно ли, что именно в этом доми­ ке родился будущий космонавт-4? Нет, не случайно, раз он вы- g рос в такой семье, у такого отца». А. ЧЕРЕДНИЧЕНКО , ин­ спектор отдела кадров «Мурмансельди», На снимке: отец космонавта » Р. М. Попович и А. Чередниченко В с сестрой Тамарой. Символ героизма и новой истории 1>ОТ ОН, легендарный крейсер * * «Аврора». Сегодня это уже не боевой корабль, а памятник Ве­ ликой Октябрьской социалистиче­ ской революции, живая история Страны Советов. Люди с тре­ петным волнением поднимаются на его борт и сразу же оказыва­ ются в плену нахлынувших вос­ поминаний о слышанном и прочи­ танном, о том, как в грозный ок­ тябрь 1917 года прогремел истори­ ческий выстрел «Авроры». На баке стоит знаменитое ше­ стидюймовое орудие, а в музее крейсера — увековеченный в брон­ зе комендор «Авроры» Евдоким Огнев. Это он, выполняя приказ Ленина авроровцам, произвел вы­ стрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего Дворца. На радиорубке — мемориальная доска. Золотом горят слова, по­ вествуя о том, что первой радио­ станцией на службе пролетарской революции была радиостанция «Авроры». Через нее передавались боевые распоряжения Военно-ре- волюционого Комитета, а утром 7 ноября 1917 года было передано написанное Лениным воззвание к гражданам России, возвестившее миру о победе пролетарской ре­ волюции. В сопровождении ветерана ок­ тябрьских боев, бывшего старши­ ны электриков «Авроры» Дениса Ивановича Ващука, мы обходим корабль, знакомимся с его герои­ ческой историей, всматриваем­ ся в портреты и скульптуры авро- ровцев, стараясь запечатлеть в па­ мяти дорогие сердцу черты. Вот бронзовый бюст первого комиссара и председателя судово­ го комитета «Авроры» Александра Викторовича Белышева. Рядом на картине — Белышев на приеме у Якова Михайловича Свердлова накануне штурма Зимнего. Сверд­ лов вручает комиссару крейсера мандат и дает последнее указание о том, где, когда и во сколько должна стать «Аврора» иа Неве, чтобы открыть огонь. В бронзе н на картине запечатлено мо­ лодое мужественное лицо. Порт­ реты не могут говорить. Но, гля­ дя на них, ясно представляешь се­ бе волевого моряка, готового по­ жертвовать жизнью во имя рево­ люции, но выполнить боевой при­ каз до конца. Таким был Белышев 45 лет на­ зад. Сейчас ему 76 лет, но толь­ ко в прошлом году он ушел на пенсию. Живет Александр Викто­ рович в Ленинграде и почти каж­ дый день бывает на «Авроре». Бодрой походкой он поднимается по трапу на борт родного крейсе­ ра и сразу оказавается в гуще де­ сятков незнакомых, но родных лю­ дей, прибывших сюда со всех кон­ цов света. Я был в Ленинграде всего не­ сколько дней, но не мог не побы­ вать на «Авроре». И каждый че­ ловек, откуда бы он ни прибыл в город Ленина, считает своим дол­ гом посетить легендарный крей­ сер, поставленный по велению на­ шей партии и Советского прави­ тельства на вечную стоянку, как символ победы Великого Октября. В тот день, когда я был на ' «Авроре», кроме Дениса Иванови­ ча Ващука, пояснение экскурсан­ там давал другой авроровец, быв­ ший матрос Трофим Григорьевич Рутковский. В нашей группе, кро­ ме москвичей, свердловчан, сиби­ ряков, нахс^дились старые ком­ мунисты из Чехословакии я Из­ раиля. Рутковский стоял на палу­ бе в окружении кубинцев. Надо было видеть, с каким восхищением глядел на старого большевика, участника штурма Зимнего, Ми­ гель Родригес — юный партизан- связной Фиделя Кастро, сражав­ шийся в горах Сьера-Маэстро, Радовались этой встрече на крейсере и офицер повстанческой армии Фернандо Васино Алегрет, и студентка технологического кол­ леджа из Гаваны Берта Диас Гер­ ра, и другие кубинцы. Всех их, как и многих советских людей, волновал один вопрос: — Видел ли Рутковский Лени­ на? — Да, видел, — просто ответил Трофим Григорьевич. И этот лаконичный ответ был для гостей с острова Свободы громом среди ясного дня, им бы­ ло трудно себе представить, что перед ними стоит человек, который видел великого Ленина. Пожалуйста, расскажите, как это было? — просят кубинцы. — Ленина я видел в октябрь­ ские дни. Мне приходилось вместе с другими матросами нашего крей­ сера нести наружную охрану Смольного. Тогда я и видел Ле- нина.А потом я состоял в рабочем хоре. Мы пели песни Владимиру Ильичу. Это было спустя несколь­ ко лет после победы Октября, в дни, когда Владимир Ильич при­ езжал в Ленинград. — Не помните ли вы, какие песни пели Ленину участники ва­ шего хора? — Как не помнить? Все помню. «Ты взойди, взойди, солнце крас­ ное». И еще пели мы «Дуню-тон- копряху». — Тонкопряха? Что есть тонко­ пряха? — спросила переводчица у Рутковского. Трофим Григорьевич объяснил трудное и необычное для кубин­ цев слово. И те сказали, что они непременно запомнят его, ведь песню о тонкопряхе слушал Ле­ нин. И еще в этот день кубинцам пришлось пережить большую ра­ дость. В кубрике, под полубаком, где раньше жили матросы, а сей­ час расположен корабельный му­ зей, на одной из стен они уви­ дели государственный флаг сво­ ей республики. Его подарила ав­ роровцам в I960 году правитель­ ственная делегация Кубы. Радова­ лись кубинцы и тому, что на крей­ сере «Аврора» в разное время по­ бывали президент республики Ку ­ ба Освальдо Дортикос и Рауль Кастро. • Кроме героев Кубы, на «Авроре» бывали •Пальмиро Тольятти и Вальтер Ульбрихт, Морис Торез и Жак. Дюкло, Владислав Гомулка и Лю Шао Цн, и многие другие видные деятели международного коммунистического движения. На одном из столиков музея ле­ жит объемистая книга в красном бархате. Это книга записей по­ четных гостей. На самом деле в ней могут оставить свои автогра­ фы .мысли и впечатления каждый, кто побывает на «Авроре». Здесь все гости почетны. И не случайно в книге можно прочесть такие сло­ ва: «Преклоняю колени перед ге­ роями Октября. Слава ленинской партии! Кузьмин из Красноярска». На этой же странице есть дру­ гая запись: «Я очень счастлива, что посетила «Аврору». И корот­ кая подпись — «Мать». По поручению группы кубинцев в книге почетных гостей расписал­ ся командате (майор) повстанче­ ской армии «Старик» Кресенио Перес. Он записал: «Крейсеру «Аврора» — символу героизма и новой истории в знак бесконечной и искренней благодар­ ности выражаю наш искренний братский привет его экипажу и в его лице всему Военно-Морскому флоту СССР». Побывав на крейсере, сержант Кустов и ефрейтор Смирнов из Заполярья оставили короткую, но полную глубокого смысла фра­ зу: «Гордимся подвигом моряков «Авроры». А больше всего записей таких: Да здравствует «Аврора»? Слава «Авроре»! Гости из Италии, Гватемалы, Ганы, Японии, Германской Демо­ кратической Республики, Болгарии, Чехословакии, Польши, Вьетнама, Кореи, Румынии, Венгрии, Объе­ диненной Арабской Республики, Франции, Китая, Монголии и . из десятков других стран делятся своими впечатлениями об увиден­ ном на «Авроре». И в каждой за­ писи слова сердечной благодарно­ сти за то, что им довелось уви­ деть легендарный крейсер, восхи­ щение подвигом советских людей, строящих под руководством муд­ рой Коммунистической партии коммунизм. Б. ФЕДОРОВ. Борт крейсера «Аврора». IIIIU IIU III

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz