Рыбный Мурман. 1962 г. Май.

Не так, оказывается, Часто приходится слышать еще от моряков, особенно сель­ дяного флота, что промышлягь в прибрежных районах — значит заранее обречь себя на неудачу. Доводы при атом при­ водятся самые различные: и грунты тяжелые, и промысло­ вая обстановка бывает хуже. А вот экипаж траулера «Батуми» своей работой доказывает несо­ стоятельность подобных взгля­ дов. 18 мая моряки вернулись из очередного, седьмого по счету в этом году, рейса. Промышля­ ли они в западном прибрежном районе. В порт доставлено 150 тонн трески, в том числе 115 тонн «свежья». Задание пере­ крыто в полтора раза. И в пре­ дыдущем рейсе экипаж работал в этом же районе и также зна­ чительно перевыполнил план. Капитан Василий Алексее­ вич Суворов говорит: , — У русского варода есть хорошая поговорка: «не так страшен черт, как его малю­ ют». Перефразировав ее, мож­ но сказать: «Не так страшны прибрежные квадраты, как об пек говорит». Что касается грунтов, то они тяжелые, задевиетые» это вер­ но. Значит, надо внимательно осуществлять судовождение, советоваться с более опытны­ ми капитанами, менять про­ мысловую тактику.- Экипаж «Батуми» работает 25-метровым модернизирован­ ным тралом, вооруженным по схеме производственного отде­ ла. Мастера по добыче даже пе пытались вооружать нижнюю подбору «пятисотками». И с тяжелой подборой у нас не бы­ ло сильной рвани, потерь промвооружения. ч — Конечно, если таскать трал по три часа, как это бывает у некоторых капита­ нов, то он будет служить не­ долго. Мы сокращаем продол- жительновв траления до полу- тора ч^ ^ и- лучше И~ ' для заготовки «свежья». Треска меньше пе­ ретирается в трале. 'Г с т а в р о п о л ь с к и й к р а й . Хорошо трудятся • эти дни строители Нешинномыссаого азотнотукового м м д а . 'Здесь подходят I концу работы во монтажу оборудования первой очереди предприятия. Следуя патриотическому почину вос­ кресение*, монтажники и вкс- нлуатаиионники предприятия дали слово: в нюне нынешнего года выпустить для ' сельского хозяйства страны первую пар­ тию азотных удобрений из природного. ст#лрооольского газа. На снимке: цех разделения воздуха. В- Михалева, ♦огадроинва ТАСС Несостоятельны товоды и о сырьевой базе. Рыба сама в трал не заходит. Бе надо искать, ее надо добывать в полном смысле олова. Это ка­ сается всех районов про­ мысла. - Путей для успешного лова много. Тут и хорошее эиавие района, я тщательный анализ промысловых сводок. Надо ска- ’ затъ, что в свое время Суворов плавал помощником у таких опытных капитанов, как Ново­ жилов, Волов, Мошин, и мно­ гому у них научился. А сейчас на помощь могут придти «со­ перники» по парному и груп­ повому соревнованию. Вот и в минувшем рейсе моряки «Ба­ туми» соревновались с моряка­ ми траулера «Коломна». Первое время «а «Коломне» подъемы были небольшие. Трал рвался, много рыбы ухо- и л о . Но совету тов. Суворо­ ва судоводители «Коломны» уменьшили продолжительность траления, выходили на реко­ мендованные курсы. Экипаж начал перевыполнять суточные задания. Когда рыба «отказывала», оба траулера вели поиск в раз­ ных направлениях. Тот, кто первый нападал на рыбу, ра­ дировал об этом другому. Подъ­ емы снова повышались. 0 пользе такого «соперниче­ ства» уже сказано много теп­ лых слов. И на этот раз парное соревнование помогло обоим экипажам значительно пере­ крыть задания. Моряки «Ко­ ломны» доставили в порт все­ го на несколько тонн рыбы меньше, чем моряки «Ба­ туми». Дела на «Батуми»'идут ус­ пешно. В начале мая экипаж выполнил полугодовой план по добыче рыбы. Но рапорт саха­ линских рыбаков и ответ Ни­ киты Сергеевича Хрущева яа- ставили моряков по-новому взглянуть на стою работу. По'демиталц вин свои резер­ вы, (взвесили все «за» я «про­ тив» я решили план четверто­ го года семилетки выполнить к первому октября. Это на два месяца раньше, чем намечалось в первоначально принятом обязательстве. Что моряки слов на ветер не бросают, вид­ но во результатах минувшего рейса.. А всего на счету вки- пажа сейчас около 7 тысяч центнеров рыбы, добытой с на­ чала года, «свежья» из них 4800 центнеров. 4800 центнеров «свежья» — это хороший признак. Зна­ чит, экипаж думает не только выловить больше рыбы, во я доставить в порт больше полу­ фабриката, заботится о сни­ жении себестоимости продук­ ции. Мне часто приходилось бы­ вать на кораблях, беседовать с капитанами. И когда задаешь ■опрос — есть ли за рейс эк о ­ номия сетей, льда, соли, топ­ лива? — то большинство вста­ ет в тупик. Ответы получаешь самые разнообразные. — Плановый отдел еще калькуляцию не сделал... — Балансовой комиссии еще ие было... — Должно быть все в нор­ ме... Нет еще у многих наших ка­ питанов вкуса к экономике, не знают они, во что обходится добываемая рыба. Одни не умеют считать, другие не хо­ тят. И т о н другое плохо. Василий Алексеевич ведет точный учет, тщательно ана­ лизирует работу экипажа. И поэтому вопрос не застал его врасплох. Он называет цифры экономии. За пять месяцев 1962 года экипаж старенького траулера (около 30 лет «Батуми» уже находится в строю) сэкономил промснаряженяя почти на 8 рублей, орудий лова бо­ на 5 тысяч рублей, со- расходы на междурейсо­ вый ремонт на 1335 рублей и т. д. *— Вот только с топливом нет ясности, —- говорит капи­ тан. — Уголь бывает разной калорийности. Теплотехники считают, что экономия есть. А плановики не учитывают кало­ рийное'», исходят аз твердого вера. Получается, что только- только в норму укладываемся, а иногда и перерасход бывает. Но как бы там ни было, ма­ шинная команда вое делает для снижения себестоимости. До сих пор шел рассказ о капитане, о делах экипажа. А теперь о тех, без кого были бы немыслимы достигнутые ус­ пехи, о сланных наших моря­ ках. Председатель судового коми­ тета Петр Иванович Леонов от­ мечает работу матросов тт. Ро­ дионова, Голубцова, Смирнова и Филатова. Ж хотя в минув­ шем рейсе двух матросов не­ доставало, задержки с обра­ боткой улова не было. Машинист рыбомучяой уста­ новки Василий Александрович Винжицкий изготовил в рейсе 14 тонн рыбной муки. План — десять тонн. Мастер по выгре­ ву жира Михаил Чугунков поч­ ти вдвое перекрыл задание. Более чем в полтора раза пе­ ревыполнил план по выра­ ботке консервов и тов. Лео­ нов. В очередном рейсе все они завершат девятимесяч и ы й план. Старший мастер по добыче тов. Ганиулин — мастер своего дела, беспокойной души чело­ век. Его днем я ночью можно ввдеть на палубе у орудий ло­ ва. Они у него всегда в по­ рядке. Дружный, трудолюбивый на­ род на «Батуми». Правильный курс взял экипаж. Остается только пожелать морякам не сбиваться с него, с честью сдержать слово, данное Ро­ дине. В. ЕВГЕНЬЕВ. завер! г вне испытания номмчГтрехфаз­ ного асинхронного алевтродви- гателн единой всесоюзной се­ рии мощностью от 13 до 40 ки­ ловатт. На снимке: специалисты ин­ ститута Вадим Давыдов в Светлана Мустафаева проверя­ ют новый двигатель в завод­ ской лаборатории. Фотохроника ТАСС. --------- ------------------------------- -- ---------------------------- НТГИ Г Г Г Г П Г Г П Г Г П Г П --------- 1— Г Г Г Г Г ~ Г Г1Г-ЮТП-------I | _|j j j Нужен не материальный 1 Прочитав внимательно статью «Свежье» и оплата труда», хочу высказать свои соображения по затронутому вопросу. Авторы ее правы, что нужно увеличивать за­ готовку охлажденной рыбы. Хо­ рошо сознает это и большинство моряков. Экипаж траулера «Арга» с мар­ та этого года перешел на «свежь- евые» рейсы. Если в первом из них мы немного не справились с заданием, то во всех последующих перекрывали его и сдавали «све­ жье» сортностью выше плановой. Опыта у моряков прибавилось. Отлично трудился старший ма­ стер по обработке рыбы коммунист Павел Михайлович Пылаев. Всего с 23 марта по 12 мая экипаж добыл более 3 .500 центнеров ры­ бы. 2 .460 центнеров из этого ко­ личества доставлено в порт в ох­ лажденном виде. Мы, конечно, не снизим тем­ пов заготовки «свежья». Но хоте­ лось, чтобы у людей была еще и большая материальная заинте­ ресованность в результатах свое­ го труда. Только создавать ее пу­ тем перенесения границы тариф­ ного пояса с двадцатого мериди­ ана и четырнадцатому — не вы­ ход из положения. Если установить для начисле­ ния коэффициента 14-1 мерилам восточной долготы, то вается, а будут ли вдеть возмож­ ность пересекать его «евелпдом- ки»? ” ‘ ста? Неужелитолько леаия повышенного _____ ___ та? Но ведь таят тяжелые грунто­ вые условия, болыйие глубины, на подъем трала затрачивается до 50 минут. А взять гидрометеорологические условия. Разве можно сравнить их с условиями центральных райо­ нов и районов восточнее двадца­ того меридиана? Экипажи, кото­ рым приходилось промышлять у западного Шпицбергена, на. за­ падном склоне Медвежииской бан­ ки, помнят, как приходилось тя­ жело. Лед, температура воздух Гс‘ п ^ д а А 4 -ф и |д 1 А ь гр<1 гсов и т . TI. па прогулку в районы никого не потянет, и по­ вышенный коэффициент здесь вы­ плачивается закономерно. Капитан «свежьевика» прежде чем выбрать район промысла дол­ жен трезво оценить обстановку. Допустим, планируется рейс про­ должительностью 13 ,5 еутож. Из них двое на переходы. Сырьевая база в районе Копытом несколько лучяе, чем в прибрежном. Во есть ли смысл идти туда? Во-первых, переход займет четверо суток СуТИ» рЯНьвV я / ч рык, грунтовые условия тяжелые WiPiBЯК*з »/ч» .л 'т а пр этому, вопросу. ч ф н | с д ^ Н М д ^ г W j I йьдоф матервдьн# %аинте ДУСОВ И Т М l t a ПРОГУЛКУ ЭТИ ш т а к ш х л л х г я и Читатель продолжает ф разговор может привести к значительной потере промыслового времени. Можно оказаться в таком проло- ве< что и повышенный коэффици­ ент не спасет. Разукаее, мне кажется, второе предложение авторов: сделать раз­ рыв в сдельных расценках за «свежьем я соленую рыбу более ощутимым и повысить с 10 до 20 процентов. Уже одно это будет хо­ рошим стимулом для увеличения доставки «свежья». Я думаю, что со мной согла­ сятся и другие судоводители. На­ деюсь, они выскажут свое мнение тер&аль заи ре­ сованности, экипажам должны со­ здаваться и условия, обеспечива­ ющие сохранность «свежья». Же­ лательно. чтобы металлические ящики применялись не на шести траулерах, как сейчас, а на боль­ шем числе судов. 'Надо, чтобы у экипажа была гарантия, что, при­ дя в порт, судно ие будет проста­ ивать часами и даже супами на рейде в ожидаю и разгрузки. А то ведь ие секрет, околию раз было так. что «свежье» из-за медленной разгрузки портилось, а виноватыми оказывались мо­ ряки. „В. КАБАНОВ, старший во- циннии НПНПИ1 траулера ■Арга». «----- ЕСЛИ ВДУМАТЬСЯ Тот, кому приводилось при­ сутствовать в торговой порт? при разгрузке рыбной жуки с боль­ ших рефрижераторных траулеров, тот ие мог не заметать, сколько ее выбрасьвается на ветер.4Ваго­ ны нередко подаются с поломан­ ными бортами, с большими щеля­ ми я пробоинами. Через них мука выдувается, рассыпается вдоль железнодорожного пути. Выгрузка также производится неаккуратно. Грузчики топчут цогамн ценный продукт, так необходимый для нужд животноводства. Или возьмем окраску трауле­ ров. Делается это в спешке, кое- как, лишь бы портнадзор выпу­ стил в море корабль. Ржавчину, как правило, маляры не снимают. Сурик, а иногда и одна краска, ложатся прямо на нее. Все это до первой сильной волны, все это пу­ стая трата средств, времени и сил. Не подумайте, что я открыл что-то новое. Об этом прекрасно знают и в управлении тралового флота, и капитан, и портнадзор. Так делается уже несколько’ лет. Замазываем глаза друг другу, а корпусу корабля пользы никакой. Маляры тут, конечно, виноваты. Но и условия труда им не созда­ ны настоящие. Много ли снимешь ржавчины-шкрабкой на трехметро­ вом шесте. Попробуй, сдеяай ею тысячи полторы движений за сме­ ну. Тут у самого чемпиона мира Юрия Власова рука отнимется. А пневматических машинок маляры не имеют. Не имеют они хороших кистей, механических распылите­ лей краски. А ведь“ все это позво­ лило бы сократить время окраски, и, главное, выполнять ее высоко­ качественно. Однажды наша бригада рабо­ тала на складе отдела снабже­ ния. Мы заметили, что две жен­ щины раскладывали обтирку из стаииларраммовых тюках в рогож- и ы | мелки по 2 0—30 килограм­ м о в 1щль вокруг них стояла не­ имоверная. На мой взгляд, работа эта не­ нужная. Можно же выдавать на корабль сразу по целому тюку на три—четыре рейса. Люди будут знать и рассчитывать расход. А уж если мое предложение непри­ емлемо, то обеспечьте, тов. Лебе­ дев. работниц марлевыми повязка­ ми, чтобы хоть дышать молено бы­ ло легче. Все, в чем я рассказал, в тра­ ловом флоте принято называть «мелочами». Но вдумайтесь, та* ЛИ »то? О т дорого обходятся го­ сударству. Г. РЕВУНОВ, мехавнв бе­ реговой брнгады JIJ7 \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz