Рыбный Мурман. 1962 г. Май.

завтрак будет готов к восьми. Позавтракав, матросы ухо­ дят на выборку сетей. Юргис набирает в ведро воды, добав­ ляет туда соды, мыла, раз­ мешивает и идет мыть палубу кормовых помещений. Едва Юргис поставил ведро, окунул щетку в воду, как суд­ не неожиданно вздрогнуло и резко накренилось. Ведро пе­ ревернулось и с грохотом на­ чало носиться по каюте. Уце­ пившись за стол крепкими ру­ ками, Юргис нервно остановил ногой кувыркающееся ведро. своим вожаком? Нет, Юргис, не дури. Вставай, вставай и иди наводить чистоту и поря­ док е каютах. Всем в море трудно, выходит, все должны бежать? Смалодушничал ты, Юргис. Возьми себя в руки и продолжай работу. Юргис рывком поднимается с койки. Таким для Юргиса был поч­ ти весь месяц. В январе погода смягчилась. Юргис уже настолько привык к своей работе, что даже на­ ходил теперь время при обиль- я ных уловах сель- Ш Я дд выходить на щ / Л ш подвахту. Постепенно он перестал уши­ баться локтями о стальные коридорные переборки, пере­ стал обращать внимание на качку. Он добросовестно вы­ полнял свои обязанности. Как-то он спустился в ма­ шинное отделение. Вахту нос моторист Портнов. Долго Юр- I f Е РО И НАШИХ Д Н Е Й •— Отставь шуточки, Юрка. Ну... Раз-два, взяли!: — ста­ рается поднять моральный дух товарища Портнов. Юргис пы­ тается подняться. Но дьяволь­ ская качка снова укладывает его в койку. — У тебя что, мужского са­ молюбия нет, что ли? Рас­ кис! — не отстает Портнов. Обессилевший Юргис осторож­ но приподнимается, хватается одной рукой за утол шкафа, второй — за Пор- тиова и медленно Ж я Я идет в коридор. В m M i « глазах у Юргиса потемнело, и здесь же он «траванул». — Давай, поднимайся на ростры. Там воздух свежий. Тебе сразу полегчает. На рострах Юргису, дейст­ вительно, стало легче. Он даже чуть ли не весь лимон съел, который ему принес Портнов. Через полчаса Юргиса начал трясти озноб. Но глаза теперь открывать было не так боль­ но, и круги зеленые перед ни­ ми больше не плавали. Толь­ ко на море смотреть нельзя: невыносимо тошнит. А ветер такой свистящий и шумный, что даже не слышно тарах­ тенья двигателя. На третий день Юргису по­ легчало. V / Пошли дни. Юргис привык к качке. Но зато теперь не ла­ дилось с работой. Каждый день в шесть утра его подни­ мал старший помощник капи­ тана Игорь Дмитриевич Кова­ лев растоплять плиту, готовить для команды чай. Легко ска­ зать — «растоплять плиту». А пока выгребешь золу, сколь­ ко рассыплется ее на палубу. Все надо собрать, потом выне­ сти и высыпать за борт. Не так-то просто все это делаетея во время качки. Дрова не разгораются. А Юр­ гис по своей природе честен и исполнителен. Разве может он опоздать с приготовлением за­ втрака? Нет. Не может он этого сделать. Разобьется, но JT0PM0B0E море беспо­ щадно. Оно яростно ки­ пит, клокочет и перекатывает­ ся белесо-зелеными гривами волн. Приподняв средний ры­ боловный траулер, оно затем бросает его в мгновенно обра­ зовавшуюся темную пропасть. И тут же обрушивает на палу­ бу тонны соленой леденящей воды. Но траулер наперекор разъяренной стихии перекаты­ вается с волны на волну и идет вперед. Море пуще злится и безжалостно швыряет сталь­ ное суденышко. Какое ему, морю, дело, что юнга Юргис Шкудас идет в первый свой рейс. Когда корабль опускается, у Юргиса сжимает горло, тя­ нет на рвоту. Невыносимо бо­ лит голова. И вдобавок, если не вцепиться за поручни кой­ ки. будешь, как футбольный мяч, летать по кубрику в такт качке судна. Как нехорошо ЮргисуГ Лучше бы уж он ос­ тавался на берегу. Что? Остаться? Да разве может допустить такое Юргис, тот самый Юргис Шкудас, ко­ торый с детства мечтал стать моряком. Правда, мечте не скоро пришлось сбыться: учеба в ншоле. потом служба в ар­ мии на Севере. И только уж после службы Юргис смог сде­ лать первый шаг на пути к заветной цели. С каким зами­ ранием сердца слушал он всплески легких волн, лежа первую ночь на койке ремон­ тирующегося среднего рыбо­ ловного траулера, куда его на­ правили. Хоть бы скорее в море, =— думал тогда Юргис. И вот он в мере, в бушую­ щем море. О, как ему плохо сейчас! — Пошли-ка на свежий воздух. Юра, — заботливо предлагает Юргису моторист Портнов. — Ничего. Это со всеми в первый раз в море бы­ вает. — Пошли, пошли, — си­ лится приподнять новичка мо­ торист. — Не могу. Умираю я... ципы работы двигатели, от­ дельных его узлов. Два с лишним месяца прак­ тических занятий, и гонга уже стал самостоятельно нести по три часа вахту в машинном от­ делении под непосредственным наблюдением вахтенного меха­ ника. — Настоящий специалист стал, — хлопает по плечу Юр­ гиса Портнов. Юргис улыбает­ ся. Он понимает, что освоил новую морскую специальность. Вот только сдать теперь экза­ мены нужно. На берегу он пой­ дет и сдаст. Обязательно сдаст. Штормы-то он выдержал. И никогда те- M J M перь Юргис не уй- дот с флота. Он знает: нет ничего зазорного и в ра­ боте юнги. Кончилось долгое плаванье. Средний рыболовный траулер, рассекая форштевнем взлох­ маченные волны, возвращает­ ся в родной порт. Позади оста­ лись в Северной Атлантике штормы и штили, горести и ра­ дости, успехи и неудачи. В кают-компании идет соб­ рание. Подводят итоги за рейс. Выдвигают лучших людей на судовую Доску почета. Одним из первых при этом называет­ ся имя Юргиса Шкудаса. Л. ГОРЮНОВ . Он хотел схватить его и со злости стукнуть о палубу так, чтобы из ведра получилась «лепешка». Но Юргис этого не сделал. Он стоял несколько ми­ нут побелевший, раздражен­ ный, все так же уцепившись руками за стол. Он озлоблен­ но смотрел на не- реливающуюся по Ш ■ палубе мыльную Щ j воду и думал: «Спишусь. К чер­ ту эту адскую работу. Ну, что это за должность — юнга. Стыдно написать в Литву род­ ным. Да что гам в Литву, и здесь, в Мурманске, городе мо­ ряков, не хочется, чтобы зна­ комые знали, кем работает Юргис». Юргис относит ведро в умы­ вальник, крепит его как сле­ дует и идет в кубрик. Сходу, не раздеваясь, падает в койку. Долго он лежит и думает. Мысли назойливо одолевают его. У Юргиса сейчас борются два чувства: списаться ему или выдержать все муки? Пожалуй, не стоит списываться. Ведь матросы, ежеминутно поливае­ мые ледяной водой, трудятся. И сейчас работают. Да еще как трудятся! А механики, омываясь потом, несут вахту. А Юргис, разве он не может справиться со своими обязан­ ностями? Ну, уйдет он. На его место другой кто-то придет и будет работать без всякого вы­ тья. Да разве для этого комсо­ мольцы экипажа избрали егэ гис стоял и наблюдал за дейст­ виями вахтенного. Заинтересо­ вала юнгу его работа. Портнов уловил его настроение. Ведь он сам когда-то начинал с это­ го. — Хочешь научиться? —1 спросил Портнов. — Да. Очень хочу, — отве­ тил Юргис. — Значит, научишься, —* заключил моторист. С этого дня большую часть свободного времени Юргис про­ водил в машинном отделении. Толково и доходчиво объясня­ ли ему все специалисты прин- Нельзя терпеть такую волокиту Какое ему, морю, дело, что юнга Юргис идст о первый свой рейс 3300 компасов, 412 секстанов. 407 биноклей, 141 гирокомпас. 19 суток требовал капитальный ремонт одного компаса. Котелок компаса приходилось красить из­ нутри, потом заливать жидкостью. В таком состоянии он должен был нровервтк* 18 суток. Невыгод­ ный метод. Задумался над этим мастер тов. Судмкаев и предложил сделать чистку внутренней сторо­ ны котелков компаса нашатыр­ ным спиртам. С применением та­ кого новшества любой ремонт Медом звают, какую большую роль в судовождении играют на­ вигационные приборы. От точно­ сти их показаний зависит пра­ вильность определения места ко­ рабля в море, следовательно, и безопасность мореплавании. Есть на Абрам-мыее мастерская по ремонту навигационного обору­ дования. и приборов. Руководит людьми в синих халатах ста­ рейший работник Антон Иванович Горбик. За 1961 год мастерами отре­ монтировано и выверено более

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz