Рыбный Мурман. 1962 г. Май.
завтрак будет готов к восьми. Позавтракав, матросы ухо дят на выборку сетей. Юргис набирает в ведро воды, добав ляет туда соды, мыла, раз мешивает и идет мыть палубу кормовых помещений. Едва Юргис поставил ведро, окунул щетку в воду, как суд не неожиданно вздрогнуло и резко накренилось. Ведро пе ревернулось и с грохотом на чало носиться по каюте. Уце пившись за стол крепкими ру ками, Юргис нервно остановил ногой кувыркающееся ведро. своим вожаком? Нет, Юргис, не дури. Вставай, вставай и иди наводить чистоту и поря док е каютах. Всем в море трудно, выходит, все должны бежать? Смалодушничал ты, Юргис. Возьми себя в руки и продолжай работу. Юргис рывком поднимается с койки. Таким для Юргиса был поч ти весь месяц. В январе погода смягчилась. Юргис уже настолько привык к своей работе, что даже на ходил теперь время при обиль- я ных уловах сель- Ш Я дд выходить на щ / Л ш подвахту. Постепенно он перестал уши баться локтями о стальные коридорные переборки, пере стал обращать внимание на качку. Он добросовестно вы полнял свои обязанности. Как-то он спустился в ма шинное отделение. Вахту нос моторист Портнов. Долго Юр- I f Е РО И НАШИХ Д Н Е Й •— Отставь шуточки, Юрка. Ну... Раз-два, взяли!: — ста рается поднять моральный дух товарища Портнов. Юргис пы тается подняться. Но дьяволь ская качка снова укладывает его в койку. — У тебя что, мужского са молюбия нет, что ли? Рас кис! — не отстает Портнов. Обессилевший Юргис осторож но приподнимается, хватается одной рукой за утол шкафа, второй — за Пор- тиова и медленно Ж я Я идет в коридор. В m M i « глазах у Юргиса потемнело, и здесь же он «траванул». — Давай, поднимайся на ростры. Там воздух свежий. Тебе сразу полегчает. На рострах Юргису, дейст вительно, стало легче. Он даже чуть ли не весь лимон съел, который ему принес Портнов. Через полчаса Юргиса начал трясти озноб. Но глаза теперь открывать было не так боль но, и круги зеленые перед ни ми больше не плавали. Толь ко на море смотреть нельзя: невыносимо тошнит. А ветер такой свистящий и шумный, что даже не слышно тарах тенья двигателя. На третий день Юргису по легчало. V / Пошли дни. Юргис привык к качке. Но зато теперь не ла дилось с работой. Каждый день в шесть утра его подни мал старший помощник капи тана Игорь Дмитриевич Кова лев растоплять плиту, готовить для команды чай. Легко ска зать — «растоплять плиту». А пока выгребешь золу, сколь ко рассыплется ее на палубу. Все надо собрать, потом выне сти и высыпать за борт. Не так-то просто все это делаетея во время качки. Дрова не разгораются. А Юр гис по своей природе честен и исполнителен. Разве может он опоздать с приготовлением за втрака? Нет. Не может он этого сделать. Разобьется, но JT0PM0B0E море беспо щадно. Оно яростно ки пит, клокочет и перекатывает ся белесо-зелеными гривами волн. Приподняв средний ры боловный траулер, оно затем бросает его в мгновенно обра зовавшуюся темную пропасть. И тут же обрушивает на палу бу тонны соленой леденящей воды. Но траулер наперекор разъяренной стихии перекаты вается с волны на волну и идет вперед. Море пуще злится и безжалостно швыряет сталь ное суденышко. Какое ему, морю, дело, что юнга Юргис Шкудас идет в первый свой рейс. Когда корабль опускается, у Юргиса сжимает горло, тя нет на рвоту. Невыносимо бо лит голова. И вдобавок, если не вцепиться за поручни кой ки. будешь, как футбольный мяч, летать по кубрику в такт качке судна. Как нехорошо ЮргисуГ Лучше бы уж он ос тавался на берегу. Что? Остаться? Да разве может допустить такое Юргис, тот самый Юргис Шкудас, ко торый с детства мечтал стать моряком. Правда, мечте не скоро пришлось сбыться: учеба в ншоле. потом служба в ар мии на Севере. И только уж после службы Юргис смог сде лать первый шаг на пути к заветной цели. С каким зами ранием сердца слушал он всплески легких волн, лежа первую ночь на койке ремон тирующегося среднего рыбо ловного траулера, куда его на правили. Хоть бы скорее в море, =— думал тогда Юргис. И вот он в мере, в бушую щем море. О, как ему плохо сейчас! — Пошли-ка на свежий воздух. Юра, — заботливо предлагает Юргису моторист Портнов. — Ничего. Это со всеми в первый раз в море бы вает. — Пошли, пошли, — си лится приподнять новичка мо торист. — Не могу. Умираю я... ципы работы двигатели, от дельных его узлов. Два с лишним месяца прак тических занятий, и гонга уже стал самостоятельно нести по три часа вахту в машинном от делении под непосредственным наблюдением вахтенного меха ника. — Настоящий специалист стал, — хлопает по плечу Юр гиса Портнов. Юргис улыбает ся. Он понимает, что освоил новую морскую специальность. Вот только сдать теперь экза мены нужно. На берегу он пой дет и сдаст. Обязательно сдаст. Штормы-то он выдержал. И никогда те- M J M перь Юргис не уй- дот с флота. Он знает: нет ничего зазорного и в ра боте юнги. Кончилось долгое плаванье. Средний рыболовный траулер, рассекая форштевнем взлох маченные волны, возвращает ся в родной порт. Позади оста лись в Северной Атлантике штормы и штили, горести и ра дости, успехи и неудачи. В кают-компании идет соб рание. Подводят итоги за рейс. Выдвигают лучших людей на судовую Доску почета. Одним из первых при этом называет ся имя Юргиса Шкудаса. Л. ГОРЮНОВ . Он хотел схватить его и со злости стукнуть о палубу так, чтобы из ведра получилась «лепешка». Но Юргис этого не сделал. Он стоял несколько ми нут побелевший, раздражен ный, все так же уцепившись руками за стол. Он озлоблен но смотрел на не- реливающуюся по Ш ■ палубе мыльную Щ j воду и думал: «Спишусь. К чер ту эту адскую работу. Ну, что это за должность — юнга. Стыдно написать в Литву род ным. Да что гам в Литву, и здесь, в Мурманске, городе мо ряков, не хочется, чтобы зна комые знали, кем работает Юргис». Юргис относит ведро в умы вальник, крепит его как сле дует и идет в кубрик. Сходу, не раздеваясь, падает в койку. Долго он лежит и думает. Мысли назойливо одолевают его. У Юргиса сейчас борются два чувства: списаться ему или выдержать все муки? Пожалуй, не стоит списываться. Ведь матросы, ежеминутно поливае мые ледяной водой, трудятся. И сейчас работают. Да еще как трудятся! А механики, омываясь потом, несут вахту. А Юргис, разве он не может справиться со своими обязан ностями? Ну, уйдет он. На его место другой кто-то придет и будет работать без всякого вы тья. Да разве для этого комсо мольцы экипажа избрали егэ гис стоял и наблюдал за дейст виями вахтенного. Заинтересо вала юнгу его работа. Портнов уловил его настроение. Ведь он сам когда-то начинал с это го. — Хочешь научиться? —1 спросил Портнов. — Да. Очень хочу, — отве тил Юргис. — Значит, научишься, —* заключил моторист. С этого дня большую часть свободного времени Юргис про водил в машинном отделении. Толково и доходчиво объясня ли ему все специалисты прин- Нельзя терпеть такую волокиту Какое ему, морю, дело, что юнга Юргис идст о первый свой рейс 3300 компасов, 412 секстанов. 407 биноклей, 141 гирокомпас. 19 суток требовал капитальный ремонт одного компаса. Котелок компаса приходилось красить из нутри, потом заливать жидкостью. В таком состоянии он должен был нровервтк* 18 суток. Невыгод ный метод. Задумался над этим мастер тов. Судмкаев и предложил сделать чистку внутренней сторо ны котелков компаса нашатыр ным спиртам. С применением та кого новшества любой ремонт Медом звают, какую большую роль в судовождении играют на вигационные приборы. От точно сти их показаний зависит пра вильность определения места ко рабля в море, следовательно, и безопасность мореплавании. Есть на Абрам-мыее мастерская по ремонту навигационного обору дования. и приборов. Руководит людьми в синих халатах ста рейший работник Антон Иванович Горбик. За 1961 год мастерами отре монтировано и выверено более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz