Рыбный Мурман. 1962 г. Май.
З а д а ч и на май Товарищи моряки тралового флота! Ш тысячи центнеров рыбы вы должны выловить в мае. Это на 122 тысячи центнеров больше ап рельского задания. Товарищи моряки сельдяного флота! Ш тысячи центнеров сельди и донных рыб вам пред стоит добыть за месяц. Товарищи промысловики морлова! 32450 центнеров — таков ваш месячный план. Товарищи рыбаки-колхозники! 23550 центнеров рыбы вы должны добыть в мае. / y v v y v y y v ^ ^ vvii w v w v v v v w v w ^ ^ ^ w v y y v v v v y v w ^ w i w ц и ф р ы и Ф А К Т Ы С ПЕРОМ И ГРАНАТОЙ " * «Подписчиками «Правды» были на девять десятых рабо чие», — пишет Н. К. Крупская, сделавшая по заданию В. И. Ленина в конце 1913 года по спискам подписчиков карту ^ распространения «Правды». — ■ «Попадается какое-нибудь ме стечко. где много подписчи- « ков. справишься, оказывается, там завод какой-нибудь боль- ■ шой, о котором и не знала». * Редакция «Правды» выпус кает специальные номера, _по- свяшенные раскрытию идейно^ го содержания формулы новой Программы КПСС: «Комму низм... утверждает на земле Мир, Труд, Свободу, Равенст во, Братство и Счастье всех народов». 27 января 1942 в газете «Правда» был опубликовал очерк «Таня». Это был очерк о советской партизанке, герой ски погибшей от рук фашист ских палачей. Имя славпой ге роини известно всему миру — Зоя Космодемьянская. Это имя стало синонимом та ких слов, как стойкость и пат риотизм. Зоя вошла в нашу жизнь как высокий образец душевной красоты. И за это мы говорим сердечное спасибо человеку, который по крупи цам собрал и бережно донес до нас историю ее подвига. Че ловек этот — военный кор респондент «Правды» Петр Алексеевич Лидов. О журналисте Петре Лидове, фотокорреспондентах «Прав ды» Сергее Струннгокове и Ми хаиле Калашникове рассказы вает книжка В. Дорофеева «С пером и гранатой», выпущен ная Мурманским книжным из дательством. Готовя дипломную работу в университете, Вильям Дорофе ев заинтересовался яркой судьбой трех сотрудников «Правды», погибших во время войны. Окончив университет, Дорофеев продолжал занимать ся этой темой. Ему удалось со брать богатый и интересный материал о фронтовых биогра фиях славных правдистов. ...На строительстве оборони тельных сооружений под Мо сквой, в партизанском отряде, в подмосковной деревне Петрн- щево, где погибла Зоя Космо демьянская, в блокированном Ленинграде, в освобожденном Севастополе, среди бойцов, идущих в наступление, видели Сергея Струнникова с его фо тоаппаратом. Он погиб в 1944 году вместе с Петром Лидо- вым, обороняя от фашистских стервятников самолеты союз ников. Друзья похоронены в Петровском парке Полтавы. Михаил Калашников записал однажды в своем фронтовом дневнике: «Пройдут годы, и об этой войне будут слагать ле генды. Их уже сейчас создают люди. Я снимаю теперь буднй фронта. Я хочу оставить па мять об этой суровой войне в моих снимках». Он оставил эту память. Его снимки, публиковавши еся в «Правде», рассказывали людям о суровых фронтовых буднях, звали к подвигам во имя победы. 50-летняя история «Прав ды» богата примерами мужест ва ее сотрудников, о которых написано пока еще очень мало — как, впрочем, и вообще в журналистах. Книжка В. Доро феева — скромный памятник людям, с пером и гранатой бо ровшимся за честь, свободу и независимость Родины в го ды Отечественной войны. Ав тор посвятил ев)й труд пяти десятилетию газеты «Правда». Р. СОКОЛОВА. Т р и н а д ц а т а я с т р о чж а Первая ничья Второго мая в Калуге состоя-! лось открытие футбольного сезо-! на среди команд класса «Б» пер-! пой зоны Российской Федерации.! I Местная команда «Спутник» при-| нимала футболистов «Тралфлотов-! иа». f ' I Тренер тралфлотовцев тов.| I Орешкин телеграфирует из Калу-! ги: «Сыграли ноль-ноль. Баранов! • I получил приз за лучшую игру». ! I | Дописав последний абзац, он [задумался, потом осторожно вы- [вел прописную букву «П» и по д а в и л жирную точку. Потом бы с т р о написал фамилию «Чирков». ]Как будто ничего особенного — [фамилия, как фамилия. Таких ты с я чи . Но стоило Петру предста в и т ь ее напечатанной жирными [буквами в газете в виде автор с к о й подписи, под его/ Петра, ста т ь е й , фамилия приобретала какую- |то волшебную силу. Она гипноти з и р о в а л а автора, заставляла ча- |щ е биться его сердце. В тот ж е день Петр отнес ста- !тью в редакцию сельскохозяйст венн ой газеты и потерял покой !до понедельника, когда заведую щ и й отделом фруктов и овощей !обещал дать ответ. Настал понедельник. Заведую щ и й долго и непонимающе смот р е л на Петра, потом, вспомнив, !сказал: — А, автор той заметки! Сей- Iчас: ! Это был плотный, широколицый [человек. Из кармана у него вы со вы в ал а с ь оленья морда расчес- !ки-новинки «капрон», несмотря !ыа то, что волос на его голове Ю М О Р Е С К А что-то совсем не было видно. По ка Петр размышлял над этим об стоятельством, человек с оленьей мордой в кармане рылся в папке, уныло что-то бормоча. — Первые итоги, что ли? — Первые плоды! — с готовно стью поправил Петр. — Это про помидоры? — Нет, про яблоки! — А-а-а!.. — Человек вынул из кармана расческу и три раза стук нул оленьей мордой в стенку. Не прошло и минуты, как в комнату вбежал долговязый па рень в куртке сизого цвета с уни верситетским значком, тремя фе стивальными значками и целым созвездием веснушек на довольно приятной, в общем, физиономии. — Познакомьтесь. Это товарищ Корниенко. Он работает над ва шим материалом. Парень шагнул к Петру, и они пожали друг другу руки. — Только заголовок там смени те, а то «Первые шаги» недавно уже были, — послышался напут ственный голос заведующего. Они не пишут корреспонденций, но без их уме- лых рук газета не выйдет в свет. ...Строку за строкой отливает линотип, по слушный чутким пальцам Изабеллы Быт. (Фото справа). Перед ее глазами «оригинал», то есть заметка или статья, отпечатанная на машинке. Работа идет в быстром ритме. Примерно половину всего текста, что идет в каждый номер «Рыбного Мурмана», набирает Изабелла, одна из лучших линотиписток област ной типографии. В работе ей помогает учеба. Она — студентка III курса Московского полигра фического института. Вряд ли найдется читатель, которому совершен но безразлично, как выглядит внешне газета. Всем вам понравится красиво набранный заголо вок. Если ваш глаз радует оформление страниц нашей газеты, то за это читатель должен сказать спасибо опытнейшей верстальщице Валентине Новинской. (Фото слева). Фото Б. Вирина. — То «Первые шаги», а вот «Первых плодов» еще не было, — начал было Корниенко, на что з а ведующий возразил: — Было. И это было. Все было. Таких заголовков нет, которых еще не было. Они пошли в другую комнату. — Садитесь, — вежливо при гласил Корниенко и тут же пере шел на «ты»: ;— Вот что, старик, прочитал я твой опус. Вообще-то ничего. Только много лишнего нагородил. Так вот, с твоего позволения, мы это сейчас уберем... И, прежде, \ чем автор успел опомниться, Корниенко дважды перечеркнул крест-накрест послед ний абзац. Потом еще целую стра ницу и еШе два абзаца следую щей. — Но ведь... — п4чал было Петр. — Положитесь на меня. Все будет хорошо. Повторив подобную операцию еще несколько раз, Корниенко на глазах у изумленного автора лов ко оторвал с помощью металличе ской линейки перечеркнутые места и начал клеить страницу, делая из трех одну. — Это еще что, — ободрял он автора. — Меня, бывало, не так резали, когда я начинал. Сейчас отдадим на машинку. А завтра зайдешь, граночку вычитаешь. — закончил он, пожимая авторскую руку. После ухода Петра Корниенко понес заметку заведующему. Тот прочитал, поморщился и вынул расческу. Он перечеркнул оленьей мордой крест-накрест еще несколь ко абзацев, приговаривая: — Нечего размазывать! Корниенко блаженно улыбался. Видно, вспомнил собственную га зетную юность. Когда Петр на следующее утро увидел гранку, у него сердце екнуло. Под новым заголовком «Сочные фрукты» был столбик текста сантиметров в де сять, не больше. Петр читал и не узнавал заметки. Другие слова, другие выражения . Единственное, чего не коснулась редакционная правка, была подпись. Она стоя ла в самом низу жирная , отчетли вая , поблескивающая свежей краской. «П. Чирков» — это зву чало гордо. Именно так, как Петр и представлял заранее. Подпись спасала положение. Она искупала все, что пришлось перетерпеть з а метке и ее автору. И когда Петр дочитал до самого конца, его добродушная физиономия свети лась чисто «детской радостью. — Знаешь, когда я увидел в газете свою первую заметку, — задумчиво начал Корниенко и уг лубился в 'прошлое . Он то и дело вспоминал редакционную корзину и все время щеголял словечками: «зарезали», «искромсали», «пра-ви* ля до неузнаваемости». Наконец, Корниенко встал, звякнув одно временно всеми значками, и про тянул Петру свою многоопытную руку. — Пишите. Не забывайте нас н впредь, — напутствовал он, не ожиданно снова перейдя на «вы». Секретариат, куда Корниенко принес гранку, гудел, как улей. Здесь шел обычный спор. Из-за табачного дыма нельзя было раз личить споривших. — Сорок строк. Это ей красная цена. — Восемьдесят! .— Восемьдесят!? — Сорок, и ни строчки больше! — Я не Эренбург... — Это заметно и невооружен ным глазом. — Не груби! Можешь жаловаться . Что там у тебя. Корниенко? — Граночку завизировал. — Убери еще 13 строк. — Да тут и так... — Давай , давай, газета не ре зиновая. Корниенко покорно отошел в уголок и, приложив гранку к книжному шкафу, стал на ходу с карандашом в руках читать. Вре менами карандаш вырывал из столбца слово или несколько, по том снова неуверенно парил над застывшими в оцепенений и ожи давшими приговора строчками. Наконец, Корниенко стал подсчи тывать. Зачеркнутых оказалось двенадцать. Больше он не мог уб-. рать ни одной — выходила бес смыслица. — Двенадцать . Может, обойде тесь? — взмолился Корниенко. — На полях, что ли тринадца тую строчку печатать?! Давай сю да, — заместитель ответственного секретаря быстро пробежал за метку. — Сокращению не поддаются только классики, — заговорил оа, улыбаясь. — И то, если хочешь знать, я бы кое-кого из них под жал! — Затем он почесал заты лок, наморщил лоб. задумался . Потом быстро схватил синий ка рандаш и, что-то зачеркнув, побе доносно протянул Корниенко гранку. — Подпись? — удивился Корни енко. — А что особенного? Каждую заметку подписывать не обяза тельно. ...А на другом конце города П . .Чирко в с нетерпением ж д ал завтрашнего дня. Г. КУЗЬМИН , курсант Выс шего мореходного училища. И. о. редактора Ю. И. БЕЛЯКОВ. Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам. АЛРп ^ Л м п ? л * ^ улиаа’ 10“ л Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем рыбного порта 2-75 я 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33. бухгалтерия — 3-98, редактор — 20-99. - АТС Типография «Полярная правда*. Зак . 2721. Тир. 5.000. ПН -03096? /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz