Рыбный Мурман. 1962 г. Март.
ПРИЗНАНИЕ ЗРЕЛОСТИ ЭКИПАЖА ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА Эта дата войнет в историю корабля — среднего реф рижераторного траулера Ms 720: 4 января 1962 года экипажу присвоено высокое звание коллектива ком-, мунистического труда. Это итог напряженной борьбы за высокие уловы всех моряков судна, их авангарда — коммунистов, комсомольцев, активистов профсоюза. В 1961 году сложилась тяжелая промысловая об становка. Но экипаж, решивший работать и жить по- коммунистически, не спасовал перед трудностями, вы стоял, победил. Год XXII съезда Коммунистической партии моряки СРТ-Р-720 ознаменовали успехами в труде, учебе, обществен ной жизни. Это большая заслуга судовой профео-: юзной организации (председатель судкома тов. Узинцев. См. фото). О деятельности судо вого комитета профсоюза мы и рассказываем сего дня. ЗНАТЬ СВОЙ РУБЕЖ Соревнование стано вится действенным толь ко в том случае, если его участники знают, какого рубежа они долж ны достигнуть, знают, как осуществляется при нятое решение, что мешает успешной работе, какие ме ры принимаются для устранения недостатков. И экипаж СРТ-Р-720 все это знал. Планом пре дусматривалась добыча 14495 центнеров рыбы, обя зательством — 15 тысяч центнеров. Решено было по высить сортность рыбопродукции на 1 процент, эко номить промвооружение, топливо, масло. Но главным пунктом обязательства был такой: «Включиться в борьбу за право называться экипажем коммунистического труда». Пункт всеобъемлющий — тут и труд, и жизнь во всех ее проявлениях. Задачи определены, надо было их решить, обеспе чив гласность соревнования. Делалось это так. После сдачи калсдого груза собирался судовой ко митет. На заседании присутствовал капитан тов. Сы- ревич, командный состав корабля. Капитан доклады вал о результатах работы. Тут же выявлялись прома хи и ошибки. Обсуждали кандидатуры передовиков соревнования, достойных того, чтобы их фамилии бы ли занесены на судовую Доску почета. На основе при нятого решения капитан отдавал приказ по судну. С приказом был знаком каждый член экипажа. Недостатки, конечно, обнаруживались значительно раньше того, как собирался судовой комитет. Экипаж об этом узнавал сразу же. Источником новостей был «Боевой листок». Выпускался он оперативно. Не успел как-то корабль отойти от плавбазы «Атлантика», как в салоне уже висел «Боевой листок». Содержание его встревожило моряков: сортность сданной продукции оказалась ниже плановой. Правда, потом (уже в порту) выяснилось, что тре вога была ложной, квитанцию на сданную продукцию заменили. Но_это случилось позже. А тут сразу же были при няты меры по улучшению обработки улова, подготов ки тары и т. д., то есть с новой силой разгорелась борьба за честь судовой марки. «Боевой листок» сыг рал свою положительную роль. В другой раз он креп ко пожурил судоводителей за то, что они не заметили во время смены вахт сцепления дрифтерных порядков. Редколлегия (третий помощник капитана тов. Вино градов, матрос тов. Иванов, моторист тов. Яковлев) работала по-боевому. Она выпустила 12 номеров стен газеты «Спутник» и 9 — «Боевых листков». Пере сказывать содержание стенгазеты нет необходимости, она также посвящалась злободневным вопросам жизни экипажа. Например, экипаж на тресковом лову соревновался с моряками средних рефрижераторных траулеров МгМ; 722 и 724. По инициативе судкома на СРТ-Р-720 сделали доску показателей вылова рыбы за одно тра ление и за сутки тремя экипажами. Так обеспечива- , лась сравнимость результатов работы соревнующихся коллективов. Многие моряки, хорошо знавшие дрифтерный про мысел, на траловом лову оказались в роли новичков, учеников. Групповое соревнование помогло им быстрее освоить траловое вооружение. Постоянная радиосвязь способствовала передаче опыта. Вопросов у «соперни ков» всегда было много: как лучше вооружить трал при работе на той или иной глубине, как обрабаты вать рыбу под соль и «свежье» в конкретной обста новке. сложившейся в районе, где велся лов (темпе ратура воды и воздуха, состояние сырьевой базы и т. д.). После каждого рейса обязательно подводи лись итоги соревнования. Победителем всегда выхо дил экипаж СРТ-Р-720. На сельдяном промысле дела у всего флота сложи лись плохо. Моряки передового корабля удвоили уси лия. В августе им доверили вести перспективную раз ведку. Экипаж обнаружил иве концентрации сельди. Обязательство в честь XXII съезда КПСС коллектив сРЫ БНЫ Й МУРМАН» ^ 2 стр. I марта 1962 г. I Из опыта работы J | профсоюзной организации < | СРТ-Р-720 | выполнил. Перекрыл и годовое задание по добыче ры бы, выловив ее 14842 центнера (102,4 процента к плану). ИСТОКИ МАСТЕРСТВА Старая истина: «Дело мастера боится!». Да, отлич ных результатов может добиться лишь тот. кто хоро шо знает и любит свое дело. Мастерство приходит не сразу. Для этого нужен труд, постоянная учеба. Судовой комитет СРТ-Р-720 контролировал, на правлял и техническую учебу. Уже сказано, что в хо де группового соревнования на тресковом лову учеба принесла свои плоды: экипаж быстро освоил трал. Но мастер лова тов. Ефанов регулярно проводил занятия и по изучению вооружения дрифтерного порядка. От рабатывалось взаимодействие матросов как при спус ке и подъеме трала, так и при выметке и выборке се тей. У штурманского состава забот еще больше. Судо водители должны знать и орудия лова, и устройство корабля, и правила эксплуатации различной корабель ной техники. И не только сами должны отлично знать, но и подчиненных учить. Штурманы проводили заня тия два раза в неделю. И сами учились: старались «до винтика» познать электрорадионавигационные при боры. Рыбмастер тов. Родионов добился того, что обяза тельство по сдаче рыбопродукции на 1 процент выше плана было выполнено. И это — результат настойчи вой учебы. Рыбмастер не жалел сил и времени, чтобы научить матросов правильной разделке рыбы разных пород — трески, окуня, зубатки и т. д. Ведь многие раньше имели дело только с сельдью. Ни на траловом, ни на сельдяном промысле моря ки СРТ-Р-720 не имели простоев по вине машинной команды. И это закономерно. Машинную команду воз главляет опытный специалист, секретарь парторгани зации тов. Дудник. Он привил своим товарищам лю бовь к технике. Большим подспорьем в технической учебе здесь является ремонт техники своими силами. Ведь конструкция механизма быстрее осваивается, когда ее видишь не только на чертеже, но и, так ска зать, в «живом виде» — разобранной по деталям. Второй j i третий механики тт. Калита и Узинцев, ма шинист холодильной установки тов. Киселев,.элект рик тов. Соколов немало работ сделали сами. В том числе и таких, какие выполняют судоремонтники. Чтобы еще раз подчеркнуть значение технической учебы, ремонта техники силами моряков, можно при вести такой факт: недавно СРТ-Р-720 ушел на про мысел досрочно на 6 суток. Моряки здесь осваивают и смежные профессии, повышают квалификацию. За 1961 год подготовлено три боцмана, шесть матросов первого класса, моторист (из числа матросов). Но как бы ни был хорош специалист, он не имеет права забывать и о политической учебе. Ее на судне организовали партийная организация и судовой ко митет. Работал кружок текущей политики, потом мо ряки (а они все члены профсоюза) изучали Програм му партии, принятую на XXII съезде КПСС. Занятия проводились регулярно. Во время работы съезда транслировались сообщения из Москвы. Каждый знал новости с Большой земли. Если трансляцию вести бы ло невозможно по какой-либо причине, радист тов. Кабиков записывал последние известия, потом расска зывал о них морякам. МАТЬ ПОРЯДКА Да, речь идет о дисциплине. Кое-где считают, что крепкую дисциплину на судне можно поддерживать только при условии, если администрация будет стро го наказывать нарушителей. Мол, чтобы другим не повадно было. Капитан СРТ-Р-720 тов. Сыревич придерживается иного мнения. Он почти не применяет административ ных взысканий. По крайней мере, в 1961 году до этого дело не до ходило. Хотя нарушения дисциплины были. Капитан поступал так. Вызывал к себе нарушителя, разбирал ся, почему тот совершил проступок, при каких об стоятельствах. Такой разговор по душам приносил больше пользы, чем взыскания. Но на этом дело не кончалось. За нарушителя «брался» судовой комитет или общее собрание экипажа. Тут уж провинившийся получал хорошую «баню» от своих товарищей. И это помогало: моряк не повторял ошибки. Рассказывают здесь о таком случае. Помощник рыб- мастера тов. Карпов попросил моториста тов. Яковле ва выдолбить из бочки затвердевшую соль. Моторист по неопытности не рассчитал и пробил дно бочки. Карпов вместо того, чтобы пожурить по-товари щески моториста, сказать ему, что каждая бочка сто ит определенную сумму денег и т. д., поступил иначе: разразился грубой бранью. На другом судне, возмож но, не обратили бы на это внимания. Здесь же судо вой комитет указал тов. Карпову на недопустимость такого отношения к товарищу по труду. Грубость, бес тактность, где бы то ни было, не делают чести челове ку, тем более — члену экипажа, который борется за звание коллектива коммунистического труда. На корабле объявлена беспощадная война скверно* словию, проявляется большая забота о чистоте и по рядке в жилых и служебных помещениях. Это тоже дисциплинирует людей. По предложению старшего по мощника капитана тов. Шендрика создан комсомоль ско-молодежный контрольный пост, который оказыва ет помощь вахтенной службе в порту. Большое дело' — образцовый порядок на корабле. Приятно самому моряку, когда работа спорится, когда он живет в чистой, уютной каюте, и внешним ви дом судна можно гордиться. Но на СРТ-Р-720 знаюг, что главное — это человек, его воспитание в лучших традициях советского флота, воспитание промыслови ка как активного строителя коммунистического обще ства. Не все гладко бывает в жизни человека. Случа ется, оступится он, даст себе поблажку в чем-то, а настоящего критического слова не услышит. Далее бывает так, что от нарушителя правпл социалистиче ского общежития отмахнутся или «сплавят» на пере воспитание в другой коллектив. На СРТ-Р-720 за че ловека борются, не дают ему усугубить ошибку. Здесь не списывают провинившегося, а терпеливо воспиты вают. Потому на корабле нет и текучести кадров. ЕСЛИ ПРОЯВИТЬ ИНИЦИАТИВУ... На этом судне весь экипаж — члены профсоюза. Народ дисциплинированный, сознающий свою ответ ственность перед судовой организацией и комитетом. Все аккуратно платят взносы. Чего греха таить, нл иных кораблях судком бьется, бьется, а все без тол ку — взносов в кассе мало. Собрания экипажа и заседания судкома здесь про водятся регулярно. Вопросы подсказывает сама жизнь. Это, так сказать, необходимое звено в профсоюзной работе. Но судовой комитет не может стоять в стороне от организации отдыха моряков, оборонно-массовой рабо ты и т. д. Культорганизатором на судне был избран машинист холодильной установки тов. Киселев. Он оправдал надежды и судкома, и коллектива. Представьте себе такую картину. Два судна возвра щаются в порт. Идут неподалеку друг от друга. Мига ют в ночи светлячки огней. Экипажи готовятся орга низованно провести стоянку, хорошо отдохнуть. Вдруг радист СРТ-Р-704 слышит своп позывные. Это вызы вает его спутник — СРТ-Р-720, предлагает провести шахматный матч. Вы думаете, в порту? Нет, сейчас же. на переходе, по радио. Уже стали привычными шахматно-шашечные тур- . ниры на судах. Но по радио?.. А предложили это тов. Киселев и радист тов. Кабиков. И вот появилась на переборке большая шахматная доска из бумаги. На ней — бумажные фигуры. «Парное соревнование» по шахматам началось. Экипажи старались изо всех сил. Но, как это говорится: «Соревнуются двое — выигры вают оба!». Силы оказались равными: ничья. Этот пример мы привели, чтобы показать, как мож но, проявив инициативу, разнообразить культурный отдых моряков. А тов. Киселев так поступает всегда — идет ли обсуждение интересной газетной статьи, книги или кинофильма, организуется ли культпоход и т. д. Кстати о кинофильмах. Бывает, что на отдель ных судах обмен их производится плохо. 'А у тов. Киселева и в этом порядок: фильмы он меняет при первой же возможности. И книги для судовой библио течки подбирает по заявкам моряков. Был этот экипаж коллективно в кино и театре, на вечерах отдыха. И всюду тов. Киселев проявлял себя хорошим организатором. Наверное, подметив это качество, коллектив из брал тов. Киселева председателем первичной орга низации ДОСААФ. Все члены экипажа состоят в атом обществе. Проводятся занятия, соревнования по стрельбе. Организация действует. Другой активист профсоюза, матрос тов. Калинин, возглавляет первичную организацию Красного Креста. ТВОРЧЕСКИЙ ОГОНЕК коллектив передового корабля работает творчески. Внедрено немало рационализаторских предложений по ускорению выборки адтей,. но экономии промвооруже- ния, по упрощению некоторых операций и т. д. На пример, старший механик тов. Дудник предложил я внедрил выносной пульт рулевого управления. Эго дает возможность судоводителям производить манев рирование кораблем, не прерывая наблюдения за по рядком. Предсудкома, третий механик тов. Узинцев, увеличил срок работы сететрясной машины — по его предложению поставлены упорные двухрядные роли ковые подшипники. В рационализаторской работе принимают участие и другие моряки. ♦* * Начался четвертый год семилетки. Он совпал с присвоением высокого звания экипажа коммунистиче ского труда команде СРТ-Р-720. Но присвоение этого звания — признание зрелости экипажа, его ма« стерства — не дает права успокаиваться на до стигнутом. Можно надеяться, что моряки добьются но вых успехов, а судовой комитет будет и впредь помо гать партийной организации воспитывать нового чело* века. В. А ВД ЕЕВ , инструктор базового комитета проф- сиюза «Мурмансельдм».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz